Мои публикации
НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие к пещерному человеку»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое НОД | 17.86 КБ |
Статья "Народы Забайкалья" | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие к пещерному человеку»
Цель: познакомить детей с жизнью первобытных людей, расширять и обобщать знания детей о его развитии и становлении, создать эмоциональный настрой.
Задачи:
- формируем знания детей о жизни первобытных людей, их среде обитания, условиях жизни;
- развиваем умение проводить опытно – экспериментальную деятельность, развиваем связную речь, обогащаем словарь
- воспитываем интерес к прошлому, умение работать в коллективе
Ход НОД
I.Организационный момент
Кем - то придумано просто и мудро,
Утром здороваться «Доброе утро»!
«Доброе утро» - солнцу и птицам,
«Доброе утро» - улыбчивым лицам
Пришло письмо, в нем рисунок от древних людей. (Рассуждения детей от кого это письмо).
Воспитатель: нас приглашают к себе в гости, отправимся в путешествие? Давайте сначала вспомним где живут древние люди? (в горах, пещерах)
- Основная часть:
- Дидактическая игра «Что принадлежит древнему человеку» (на столе разложены иллюстрации с разными предметами одежды, украшений, дети должны выбрать те предметы, которые принадлежат пещерному человеку)
- Отправляемся в путешествие на машине времени. Собираем с собой рюкзак с необходимыми вещами (лупы, компас, вода). Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и в горах, нам нужно пройти все препятствия.
Игра с нетрадиционным оборудованием «Идём в горы».
- Опытно – экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»
Воспитатель: Ребята, посмотрите где мы оказались. Правильно это вулкан. Когда формировалась наша земля, в то время извергались вулканы. Беседа с показом иллюстраций:
- С чего начинается извержение вулкана? (Сначала появляется … дым)
- Что происходит дальше? (взрыв, лава)
- Как растекается лава?
- Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …
ФИЗМИНУТКА.
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
Давайте с вами сами попробуем сделать извержение. Дети вместе с воспитателем проводят опыт.
- Приходим к пещере (на стенах нарисованы картины древний людей, рассматриваем их с помощью луп).
Беседа с детьми с показом иллюстраций:
- как жили люди в пещерах? Чем питались? Как добывали огонь?
Пальчиковая гимнастика с карандашами «Добыча огня»
- что изображали люди в своих рисунках? Чем рисовали?
Давайте тоже попробуем что – нибудь нарисовать. Для этого нужно потушить огонь и найти уголек (восковой карандаши черного цвета)
Дыхательная гимнастика «Тушим огонь»
- Творческая деятельность «Пещерная живопись»
- Итог. Возвращение в группу. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Статья «Народы Забайкалья»
Колосова Анна Юрьевна
Воспитатель
Ключевые слова: буряты, эвенки, казаки, семейские.
Аннотация: ФГОС ДО предусматривает формирование у детей первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач воспитания дошкольников. В статье представлена технологическая карта ООД для старшей группы «Народы Забайкалья», как одна из форм реализации инновационного проекта «Хоровод традиций Забайкалья» на базе МБДОУ «Детский сад 59».
Технологическая карта ООД в старшей группе «Народы Забайкалья»
Интеграция областей: Познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое
Тема: «Народы Забайкалья»
Возрастная группа: старшая
Цель: приобщение детей к культуре разных народов Забайкалья.
Задачи:
Образовательные: расширить и закрепить представление детей о коренных народах Забайкалья (буряты, эвенки, казаки, семейские): об их традициях, обычаях, особенностях быта.
Развивающие: развиваем познавательную активность, связную речь, активизируем и обогащаем словарь детей этнической лексикой народов Забайкалья.
Воспитательные: воспитываем уважение, толерантность к разным народам края, их традициям и культуре.
Предварительная работа: знакомство с культурой и бытом разных народов: эвенки, буряты, казаки, семейские. Знакомство с фольклором, сказок, творчеством, народными играми.
Материалы и оборудование: мультимедиа с изображением разных народов, их жилища, условия быта. Разрезные картинки «Народы Забайкалья», иллюстрации с изображением жилищ и народов.
Таблица 1
Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | ||
1.Организационно – мотивационный этап | ||||||
Организация направленного внимания и формирования интереса у детей к теме ОД | Воспитатель предлагает детям встать в круг: «Здравствуй небо голубое Здравствуй солнце золотое Здравствуй матушка – Земля Здравствуйте мои друзья!» Перед детьми карта России. Воспитатель: - Что это висит на доске? - Карта чего? - Как называется наша страна? - А что такое малая Родина? Стук в дверь – пришло письмо. Нас приглашают в гости разные народы Забайкалья. | Словесный Наглядный, словесный | Дети выполняют вместе с воспитателем движения согласно тексту Дети отвечают на вопросы | Эмоциональный настрой на ДО | ||
2. Основной этап | ||||||
Усвоение определённого объёма знаний и представлений | Воспитатель: Ребята, а какие народы живут в Забайкалье? Чтобы дать ответ, нам нужно собрать картинки из частей. Дидактическая игра «Собери картинку» Давайте вспомним как называется жилище у разных народов. Дидактическая игра «Кто где живёт» Воспитатель: Начнём наше путешествие? Все закрыли глаза: Раз, два, три- повернись И у Семейских в избе окажись (На экране появляется изображение Избы Семейских). Народная игра «В попа»: Дети ставят свои пальцы под руку водящего, протянутую ладонью вниз. Ведущий произносит слова: Шёл поп через мост, Поймал рыбу за хвост. Эта рыбка была Тимофеева жена. Она умела ворожить, По копеечке ложить. Нам копеечку не надо, А вора поймать нам надо. На последнем слове ведущий пытается схватить рукой чей-нибудь палец. Пойманный за пальчик ребёнок выходит из игры. Продолжаем наше путешествие: Раз, два, три- повернись И у бурят в юрте окажись (На экране появляется изображение юрты бурят). Отправляемся дальше: Раз, два, три- повернись И у казаков в усадьбе окажись (На экране появляется изображение усадьбы казаков). Игра «Усыпи младенца» (казачья колыбельная: Спи, младенец мой прекрасный, Воспитатель: Раз, два, три- повернись И у эвенков в чуме окажись (На экране появляется изображение чума эвенков) | Наглядный, словесный, игровой, информационно - коммуникативный | Дети собирают разрезную картинку и называют народ Дети подбирают жилище к определённым народам Дети выполняют заданные движения. Дети вместе с воспитателем рассматривают изображение убранства в доме, одежды Играют Дети выполняют заданные движения. Дети вместе с воспитателем рассматривают изображение юрты, одежды бурят, их образа жизни. Отвечают на вопросы Дети вместе с воспитателем рассматривают изображение усадьбы, одежды казаков, их образа жизни. Отвечают на вопросы. Поют колыбельную песню Дети вместе с воспитателем рассматривают изображение чума, одежды эвенков, их образа жизни. Отвечают на вопросы | Умение выполнять своё действие в соответствии с конкретной задачей | ||
3. Заключительный этап | ||||||
Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование навыков самооценки | Воспитатель: Раз, два, три- повернись И в детском саду окажись! Вопросы: - Ребята, где мы сегодня побывали? - Что мы нового узнали? | Словесный | Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение | Формирование положительного эмоционального состояния. Осознание себя как участника познавательного процесса |
Список литературы:
- Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 416 с.
- Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа/авт.-сост.: Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева. – СПб.: ООО
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт-сост.: А. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. И дополн. – Спб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 304 с., ил.
- Региональный литературно-художественный журнал «Слово Забайкалья»1 (22), 2013.