Мои публикации

Колосова Анна Юрьевна

НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие к пещерному человеку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытое НОД17.86 КБ
Файл Статья "Народы Забайкалья"22.22 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие к пещерному человеку»

     Цель: познакомить детей с жизнью первобытных людей, расширять и обобщать знания детей о его развитии и становлении, создать эмоциональный настрой.

    Задачи:

- формируем знания детей о жизни первобытных людей, их среде обитания, условиях жизни;

- развиваем умение проводить опытно – экспериментальную деятельность, развиваем связную речь, обогащаем словарь

- воспитываем интерес к прошлому, умение работать в коллективе

Ход НОД

I.Организационный момент

Кем - то придумано просто и мудро,

Утром здороваться «Доброе утро»!

«Доброе утро» - солнцу и птицам,

«Доброе утро» - улыбчивым лицам

Пришло письмо, в нем рисунок от древних людей. (Рассуждения детей от кого это письмо).

Воспитатель: нас приглашают к себе в гости, отправимся в путешествие? Давайте сначала вспомним где живут древние люди? (в горах, пещерах)

  1. Основная часть:
  1. Дидактическая игра «Что принадлежит древнему человеку» (на столе разложены иллюстрации с разными предметами одежды, украшений, дети должны выбрать те предметы, которые принадлежат пещерному человеку)
  2. Отправляемся в путешествие на машине времени. Собираем с собой рюкзак с необходимыми вещами (лупы, компас, вода). Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и в горах, нам нужно пройти все препятствия.

Игра с нетрадиционным оборудованием «Идём в горы».

  1. Опытно – экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»

Воспитатель: Ребята, посмотрите где мы оказались. Правильно это вулкан. Когда формировалась наша земля, в то время извергались вулканы. Беседа с показом иллюстраций:

            - С чего начинается извержение вулкана(Сначала появляется …    дым)

            - Что происходит дальше(взрыв, лава)

             - Как растекается лава?

               - Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …

ФИЗМИНУТКА.

Стоит гора – старушка(поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

     Давайте с вами сами попробуем сделать извержение. Дети вместе с воспитателем проводят опыт.

  1. Приходим к пещере (на стенах нарисованы картины древний людей, рассматриваем их с помощью луп).

Беседа с детьми с показом иллюстраций:

- как жили люди в пещерах? Чем питались? Как добывали огонь?

Пальчиковая гимнастика с карандашами «Добыча огня»

- что изображали люди в своих рисунках? Чем рисовали?

Давайте тоже попробуем что – нибудь нарисовать. Для этого нужно потушить огонь и найти уголек (восковой карандаши черного цвета)

Дыхательная гимнастика «Тушим огонь»

  1. Творческая деятельность «Пещерная живопись»
  1. Итог. Возвращение в группу. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Статья «Народы Забайкалья»

Колосова Анна Юрьевна

Воспитатель

Ключевые слова: буряты, эвенки, казаки, семейские.

Аннотация: ФГОС ДО предусматривает формирование у детей первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач воспитания дошкольников. В статье представлена технологическая карта ООД для старшей группы «Народы Забайкалья», как одна из форм реализации инновационного проекта «Хоровод традиций Забайкалья» на базе МБДОУ «Детский сад 59».

Технологическая карта ООД в старшей группе «Народы Забайкалья»

Интеграция областей: Познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое

Тема: «Народы Забайкалья»

Возрастная группа: старшая

Цель: приобщение детей к культуре разных народов Забайкалья.

Задачи:

Образовательные: расширить и закрепить  представление детей о коренных народах Забайкалья (буряты, эвенки, казаки, семейские): об их традициях, обычаях, особенностях быта.

Развивающие: развиваем познавательную активность, связную речь, активизируем и обогащаем словарь детей этнической лексикой народов Забайкалья.

Воспитательные: воспитываем уважение, толерантность к разным народам края, их традициям и культуре.

Предварительная работа: знакомство с культурой и бытом разных народов: эвенки, буряты, казаки, семейские. Знакомство с фольклором, сказок, творчеством, народными играми.

Материалы и оборудование: мультимедиа с изображением разных народов, их жилища, условия быта. Разрезные картинки «Народы Забайкалья», иллюстрации с изображением жилищ и народов.

Таблица 1

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.Организационно – мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирования интереса у детей к теме ОД

Воспитатель предлагает детям встать в круг:

«Здравствуй небо голубое

Здравствуй солнце золотое

Здравствуй матушка – Земля

Здравствуйте мои друзья!»

Перед детьми карта России.

Воспитатель:

- Что это висит на доске?

- Карта чего?

- Как называется наша страна?

- А что такое малая Родина?

Стук в дверь – пришло письмо. Нас приглашают в гости разные народы Забайкалья.

Словесный

Наглядный, словесный

Дети выполняют вместе с воспитателем движения согласно тексту

Дети отвечают на вопросы

Эмоциональный настрой на ДО

2. Основной этап

Усвоение определённого объёма знаний и представлений

Воспитатель: Ребята, а какие народы живут в Забайкалье? Чтобы дать ответ, нам нужно собрать картинки из частей.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Давайте вспомним как называется жилище у разных народов.

Дидактическая игра «Кто где живёт»

Воспитатель: Начнём наше путешествие?

Все закрыли глаза:

Раз, два, три- повернись

И у Семейских в избе окажись

(На экране появляется изображение Избы Семейских).

Народная игра «В попа»: Дети ставят свои пальцы под руку водящего, протянутую ладонью вниз. Ведущий произносит слова:

Шёл поп через мост,

Поймал рыбу за хвост.

Эта рыбка была Тимофеева жена.

Она умела ворожить,

По копеечке ложить.

Нам копеечку не надо,

А вора поймать нам надо.

На последнем слове ведущий пытается схватить рукой чей-нибудь палец. Пойманный за пальчик ребёнок выходит из игры.

Продолжаем наше путешествие:

Раз, два, три- повернись

И у бурят в юрте окажись

(На экране появляется изображение юрты бурят).

Отправляемся дальше:

Раз, два, три- повернись

И у казаков в усадьбе окажись

(На экране появляется изображение усадьбы казаков).

Игра «Усыпи младенца» (казачья колыбельная:

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю

Воспитатель:

Раз, два, три- повернись

И у эвенков в чуме окажись

(На экране появляется изображение чума эвенков)

Наглядный, словесный, игровой, информационно - коммуникативный

Дети собирают разрезную картинку и называют  народ

Дети подбирают жилище к определённым народам

Дети выполняют заданные  движения.

Дети вместе с воспитателем рассматривают изображение убранства в доме, одежды

Играют

Дети выполняют заданные  движения.

Дети вместе с воспитателем рассматривают изображение юрты, одежды бурят, их образа жизни. Отвечают на вопросы

Дети вместе с воспитателем рассматривают изображение усадьбы, одежды казаков, их образа жизни. Отвечают на вопросы. Поют колыбельную песню

Дети вместе с воспитателем рассматривают изображение чума, одежды эвенков, их образа жизни. Отвечают на вопросы

Умение выполнять своё действие в соответствии с конкретной задачей

3. Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование навыков самооценки

Воспитатель:

Раз, два, три- повернись

И в детском саду окажись!

Вопросы:

- Ребята, где мы сегодня побывали?

- Что мы нового узнали?

Словесный

Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

Формирование положительного эмоционального состояния.

 Осознание себя как участника познавательного процесса

                   Список литературы:

  1. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 416 с.
  2. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа/авт.-сост.: Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева. – СПб.: ООО
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт-сост.: А. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. И дополн. – Спб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 304 с., ил.
  4. Региональный литературно-художественный журнал «Слово Забайкалья»1 (22), 2013.