Рабочие программы по бурятскому языку

Хамнуева Санжима Батуевна

Рабочая программа по краеведению для 4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Мой край Бурятия»

Пояснительная Записка

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Краеведение» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

Программа внеурочной деятельности «Моя Бурятия» необходима для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.

Поэтому предлагается в системе занятий начальной школы ввести ребёнка в мир постоянного народного творчества, материального и духовного. При этом необходимо постоянно подчёркивать его связь с родным языком, как частью культуры, со всем строем жизни прошлых времён и с необходимостью участия в жизни современной.

По мере овладения данной программой проявляется реальная возможность объединить многие дисциплины начальной школы. Это даёт возможность проведения практических занятий. На практических занятиях и экскурсиях соответствующие темы должны почувствоваться детьми через непосредственное воспроизведение явлений в игровой, смоделированной или в реальной обрядовой, жизненной ситуации. Также другие занятия проходят в форме рассказа, беседы о каком-то аспекте жизни народа с высокой степенью наглядности: альбомы, фотографии, предметы быта, одежда, которые можно подержать в руках, примерить на себе, посмотреть в музее.

Данная программа рассчитана на учащихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) в возрасте от 7 до 10 лет.

Актуальность программы.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Программа внеурочной деятельности «Моя Бурятия» необходима для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.

По мере овладения данной программой проявляется реальная возможность объединить многие дисциплины начальной школы. Это даёт возможность проведения практических занятий. На практических занятиях и экскурсиях соответствующие темы должны почувствоваться детьми через непосредственное воспроизведение явлений в игровой, смоделированной или в реальной обрядовой, жизненной ситуации. Также другие занятия проходят в форме рассказа, беседы о каком-то аспекте жизни народа с высокой степенью наглядности: альбомы, фотографии, предметы быта, одежда, которые можно подержать в руках, примерить на себе, посмотреть в музее. 

Цель программы: приобщить учащихся к материальному и духовному наследию бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи программы:

  • развивать у детей духовное начало, образно-художественное мышление, эстетическое восприятие явлений действительности;
  • развивать творческие способности и навыки учащихся, расширять представления о разнообразии изобразительного языка искусства родного края;
  • изучать историю родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа;
  • формировать гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;
  • приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства;
  • способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;
  • вырабатывать умения по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения. 

Нормативно-правовая и документальная основа

В условиях реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:  

1.  Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28  «Об утверждении СанПин (далее – СП 2.4.3648-20) с 1 января 2021 года». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

 Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Специфика, требования и целесообразность направлений внеурочной деятельности:

Под краеведением понимают комплексное изучение определённой территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Практическое применение вышеуказанных дисциплин (и зачастую именно в комплексном виде) требуется, например, от краеведов при изучении и описании значимых исторических некрополей.

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им

Программа внеурочной деятельности позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • Истории
  • Краеведения
  • Изобразительного искусства
  • Трудового обучения

Планируемые результаты освоения учебного предмета

При достижении личностных результатов у школьника сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
  • эмпатия, как понимание чувств людей и сопереживание им;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

  • Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
  • различать способ и результат действия.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 7 до 11 лет в течение четырёх лет. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся параллельного или шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. Курс внеурочной деятельности «Краеведение» рассчитан на 135 часов.

В 1 классе (1 час в неделю, 33 учебные недели).

Во 2 классе 34 часа. (1 час в неделю, 34 учебные недели).

В 3 классе 34 часа. (1 час в неделю, 34 учебные недели).

В 4 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • Истории
  • Краеведения
  • Изобразительного искусства

Тематическое планирование 1 класс

Наименование разделов и тем урока

Всего часов

Дата проведения

по плану

фактически

История Бурятии (7 ч)

1

 История  заселения и освоения края

1

       07.09

2

Образование Республики Бурятия

1

       14.09

3

Улан-Удэ- столица Бурятии.

1

       21.09.

4

История возникновения города Улан – Удэ

1

       28.09.

5-7

Символы Бурятии.

Гимн Бурятии.

Экскурсия в Иволгинский дацан.

3

       05.10., 12.10.,19.10.

Материальная культура бурят

8

Пища как часть культуры народа

1

26.10.

9-10

Составление меню из бурятской кухни

2

09.11.,

16.11.

11

Устное народное творчество

1

23.11.

12

Подобрать сказки и пословицы о доброте.

1

30.11

13-14

Инсценировка бурятской народной сказки

2

07.12.,14.12.

15

Символика орнаментов

1

21.12.

16

Рисунок народного орнамента

1

28.12.

17

Виды орнаментов

1

11.01

18

Рисуем эскиз бурятского народного орнамента

1

18.01

19

Бурятский сундук

1

25.01

20

Выполнение эскиза сундука с бурятским орнаментом

1

01.02

21

Головные уборы бурят

1

08.02

22

Мужской дэгэл

1

15.02.

23

Женский дэгэл

1

22.02

24

Бурятские ичиги

1

01.03.

25

Женские ювелирные украшения

1

15.03.

26

Бурятское жилище – юрта

1

22.03.

Духовная культура бурят

27

Лошадь в традиционной культуре бурят

1

05.04

28

Традиционные праздники

1

12.04

29-30

Обычаи и обряды

2

19.04.,26.04.

31-32

Моя семья

2

03.05.,10.05.

33

Народный календарь

1

17.05,24.05.

Тематическое планирование 2 класс

№ п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

1

Введение

1

Клуб «Поиск» Что такое проект?

1

2

Определение тем будущих исследований. Исторические загадки.

1

3

Что такое проблема. Пути решения исторических проблем.

1

4

Источники информации

Посещение школьного музея. Посещение музея города.

6

5

Исторические науки: лингвистика, этнография, археология, топонимика.

2

6

Символика г.Улан-Удэ и технология создания герба.

Обзорная экскурсия по городу.

4

7

Гимн РФ и Республики Бурятия

4

8

Символы РФ и Республики Бурятия, в том числе архитектурные и природные

6

9

Почему мы любим, встречать Новый год.

Сагаалган- Белый месяц.

2

10

Традиции, обычаи и игры наших дедушек и бабушек

2

11

Растения и животные моей малой Родины

1

12

Проект «Наш Байкал» (рисунки, легенды, сказания)

1

13

Что мы узнали и чему научились за год.

1

14

Моя лучшая работа.(выставка работ)

1

Тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

2

Что можно исследовать? (тренировочные занятия, викторина)

2

3

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

1

4

Этнографический музей г.Улан-Удэ как результат исследований.

Экскурсия в этнографический музей.

5

5

Игра «Историческая головоломка»

1

6

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

Игра «Экскурсия – мой район»

3

7

Наблюдение как способ выявления проблем.

1

8

Люди, сделавшие историю нашего края . Подготовка проектов.

7

9

Заповедные места и древние люди в нашей Республике. Экскурсия в с.Санный Мыс. (стоянка древнего человека)

9

10

Мы помним ваши имена. Проект «От хуннов к бурятам»

2

11

Представление исторических очерков

«Мои близкие в истории края». Выставка рисунков, фотографий исторических мест.

2

Тематическое планирование 4 класс

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

1.

Времена года и народные приметы, скотоводы и землепашцы нашей Республики

2

2

Старообрядцы в истории малой Родины. Экскурсия в с.Десятниково

6

3

Кое-что из истории геологии. Что такое Байкальский разлом. Экскурсия в с.Горячинск

10

4

Горы и равнины Республики.

Экскурсия к горе Спящий Лев, Омулевка

4

5

Селенга- жена Байкала. Предания и легенды.

1

6

Почвы и природные зоны Республики. Заочное путешествие

1

7

Эндемики Байкальского региона. Проекты.

2

8

Животный мир родного края. Выпуск журнала.

2

9

Герои Великой Отечественной войны, их судьбы и награды. Война и моя семья.

5

10

Итоговая краеведческая игра «Знаешь ли ты историю своей Республики?»

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание тем и разделов

1 класс (33 часа)

История Бурятии (7 часов)

Занятие 1.

Тема: Введение.

Знакомство с курсом. Кто мы, откуда мы?  

Занятие 2. 

Тема: Образование Республики Бурятия.  История заселения и освоения края.  

Цель: познакомить с историей края, историей Бурятии.

Понятие о крае, Республике, родине.

Занятие 3.

Тема: Улан-Удэ- столица Бурятии.

Цель: знакомство с городом Улан-Удэ, достопримечательностями столицы.

Понятие о столице, карте города, памятниках и культурных ценностях.

Занятие 4.

Тема: История возникновения города Улан – Удэ

Цель: знакомство с историей города. Приобщение к духовной культуре народа.

Занятие 5.

Тема: Символы Бурятии.

Гимн Бурятии.

Цель: знакомство с символами и гимном Бурятии.

Материальная культура бурят (19 ч)

Юрта. Из чего они построены? Интерьер. Хозяйственные постройки. Магическая охранительная роль украшений интерьера. Символика украшений. Женская и мужская одежда эвенков и бурят. Обувь. Головные уборы. Праздничная одежда. Праздничная одежда. Орнамент на одежде и обуви. Рисуем орнамент.

Духовная культура бурят (8 ч)

Традиции и обычаи бурятского народа. Рождение ребёнка и связанные с этим семейно- бытовые обряды. Выбор имени. Что обозначают имена. Охранительная магия для детей.  Обучаем седлать и объезжать коня. Связанные с ним ритуалы. Бытовые приметы и поверья. Времена года, их значение в жизнедеятельности бурят. Народные приметы о погоде.

Планируемые результаты: первый год обучения

Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с историей родного края, с  окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях, памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

2 класс (34 часа)

Занятие 1.

Тема: Введение.

 Знакомство с основными видами деятельности.

Занятие 2.

Тема: Клуб «Поиск». Что такое проекты.

Цель: создание клуба «Поиск», выбор актива клуба, девиза. Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов и знакомства детей с интересными историческими фактами о Бурятии.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация

Занятие 3.

Тема: Что такое проблема.

Цель: познакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение вырабатывать собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир прошлого».

Понятия: проблема, объект исследования.

Занятие 4.

Тема: Источники информации.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, в том числе с наблюдениями и экспериментами.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт, источник информации, музей, экскурсия, библиотека.

Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, краеведческий музей, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Экскурсии в школьный музей, музей города.

Занятие 5.

Тема: Исторические науки

Цель: знакомство с различными историческими науками

Понятия: лингвистика, этнография, народы, топонимика, археология, находки.

Знакомство с различными исследованиями выше названных исторических дисциплин в Байкальском регионе.

Игра «Что значат наши имена?»

Занятие 6.

Тема: Символы РФ и   Республики Бурятия

Цель: знакомство с понятием герба, флага.

Понятие о символах Республики и страны, геральдика, герб, флаг.

Принципы создания герба и флага. Практическое занятие по моделированию герба школы, семьи. Обзорная экскурсия по городу.

Занятие 7

Тема: Гимн РФ и Республики Бурятия

Цель: Знакомство с гимнами РФ и Республики Бурятия

История создания гимнов, анализ текстов гимнов, правила прослушивание этих текстов, принцип подбора текста и музыки для такого рода произведений. Поиск наиболее удачных произведений для гимна города, школы из произведений наших поэтов.

Понятия: гимн, музыкальное сопровождение

Занятие 8

Тема: Символы РФ и Республики Бурятия

Цель: Знакомство с архитектурно-историческими, словесными, природными и архитектурными символами

Архитектурные памятники РФ и Республики Бурятия. Проблемы, связанные  

с ними, выразить отношение к вандалам, которые разрушают памятники.

Понятия: Символ, архитектура.

Занятие 9

Тема: Почему мы любим встречать новый год. Сагаалган- Белый месяц.

Цель: прививать любовь к традициям русского и бурятского народов, формировать умение работать в группе иоценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки Подарки друзьями и близким. Новый год по Восточному календарю. Традиция дарить белую пищу. Дружба народов в новогодние праздники.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка, национальные традиции

Занятия 10

Тема: «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов, населяющих Республику. Игры прошлого. Встреча со старшими родственниками, мастер-класс.

Понятия: игра, товарищ, друг

Занятие 11

Тема: Растения моей Родины как часть символов.

Цель: обобщение знаний о символах, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса.  Проблемы, связанные с охраной растений. Проект рисунка заповедных территорий. Баргузинский заповедник- история создания. Рисование багульника, как символа Забайкалья.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, эндемики, условия жизни растений, заповедник, национальный парк, заказник.

Занятие 12

Тема: Проект «Наш Байкал»

Цель: познакомить с географическим и геологическим описанием Байкала, уникальностью природного региона.

Понятия: источник питьевой воды, притоки, водораздел, восточная и западная сторона Байкала.

Сказания, легенды о Байкале. Белый старец. Почему нужно беречь Байкал. Выставка рисунков. Любимые места на Байкале, самое запоминающееся путешествие.

Занятие 13

Тема: Что мы узнали и чему научились за год.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Клуб Поиск»

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ.

Занятие 14

Тема: Моя лучшая работа.

Цель: подведение итогов года, поощрение лучших исследователей, активных ребят.

Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

3 класс

Занятия 1-3

Тема: Что такое исследование? Кого можно называть исследователями? Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования?

Цель: дать общее представление об исследовании и об исследователях Бурятии и Забайкалья. Как добывают знания историки, географы, биологи. Почему важны знания.

Признаки исследования. По основным признакам определять, кто из представленных людей является исследователем, а кто просто сыграл большую роль в жизни региона. Выбор тем «исследования-открытия» родного края.

Понятия: исследование, исследователь, объект исследования, методы исследования.

Занятие 4-6

Тема: Этнографический музей г. Улан-Удэ музей как результат исследования. Экскурсия в этнографический музей. Экскурсия- средство стимуляции юных исследователей.

Цель: познакомить ребят с одним из способов представления своего исследования.

Посещение этнографического музея, знакомство с историей Республики на наглядном материале музея. Активная игра «Экскурсия- мой район». Дети готовят и проводят экскурсию по памятным местам своего района, улицы, школы.

Понятия: музей, экспонат, панорама, выставка.

Занятие 7

Тема: Наблюдение как способ выявления проблем.

Цель: Учить наблюдать и видеть необычное в обычном.

Экскурсия в ближайший парк, лесную зону, где можно проследить изменения в неживой и живой природе по временам года. Наблюдать за поведением птиц и животных. Дома наблюдение продолжить за домашними животными. Дневник наблюдений представить на занятии, выявив проблемы содержания животных.

Занятия 8

Тема: Люди, сделавшие историю нашего края.

Цель: познакомить ребят с наиболее значимыми личностями в истории Бурятии и города г. Улан-Удэ.

Просмотр фильмов по личностям наиболее значимым в истории малой Родины. Организация выставки-галереи портретов знаменитых личностей в Республике и городе по различным направлениям. Составление кроссвордов с изученными именами и их коллективное разгадывание. Посещение библиотеки, знакомство с земляками-писателями.

Занятия 9

Тема: Заповедные места и древние люди на территории Забайкалья.

Цель: познакомить с заповедными местами края и людьми, которые могу называть себя коренными жителями.

Заповедники, национальные парки области. Посещение стоянки древнего человека в с.Санный Мыс, открытой ленинградским профессором А.Я.Окладниковым.. Эпоха палеолита. Знакомство с творчеством древних людей.

Занятия 10

Тема: Мы помним ваши имена. От хуннов к бурятам.

Цель: познакомит учащихся с историей коренных народов Забайкалья. 

Понятие: коренные и пришлые народы. Скотоводство. Завоевания. Родственные народы.

Занятие 11

Тема: Исторические очерки, рисунки и фотографии памятных мест.

Цель: Учить презентовать свои работы.

Рассказы о близких людях, которые сыграли какую-либо роль в истории малой Родины. Издание альманаха клуба «Поиск», брошюрование печатного материала, оформление обложки для совместного сборника. Создание папки электронных материалов.

Понятия: брошюра, переплет, ламинат, гребешок, обложка и титульный лист. Выставка рисунков и фотографий. Определение способов хранения информации для будущих поколений.

Планируемые результаты: второй и третий год обучения.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.

4 класс

Занятие 1-2

Тема: Времена года и народные приметы. Скотоводы и землепашцы нашей Родины. Старообрядцы в истории Бурятии.

Цель: Определение основных черт, характерных для разных времен года во время экскурсии на природу.

Систематизация знаний о временах года и поиск информации по народным приметам. Различие календаря скотоводов и землепашцев. Создание брошюры по народным приметам. Экскурсия в старообрядческое село Десятниково.

Занятия 3-4

Тема: Геология родного края

Цель: Познакомить с историей формирования земных недр нашего края и основными закономерностями размещения горных пород на примере Байкальского региона. Собрать образцы, подтверждающие органическое происхождение некоторых полезных ископаемых. Экскурсия на берег Байкала, с Горячинск.Экскурсия на гору: Омулевку или Спящий Лев. Физическая карта Республики. режим реки, водораздел, водный бассейн, вершина, измерение высот, малые реки, плодородие, гумус, эрозия почв.

Занятия 5-8

Тема: Водные ресурсы. Почвы и природные зоны. Растительный и животный мир.

Цель: Дать понятие о водный ресурсах, почвах, природных зонах, способах их образования. Познакомить с понятием эндемик.  Использование их человеком.

Заочное путешествие по районам Республики. Многообразие природных зон. Знакомство с легендами о р.Селенге. Экологическое равновесие. Режим реки, водораздел, водный бассейн, вершина, измерение высот, малые реки, плодородие, гумус, эрозия почв.

Занятие 9

Тема: Герои Великой Отечественной Войны, их судьбы и награды. Война и моя семья.

Цель: Познакомить с понятиями начало войны, повод к войне, причины войн, итоги войны.

Подготовка и презентация проектов. «Герои войны в моей семье», «Их именами названы улицы», «Герой СССР Г.А.Гармаев». 

Занятие 10

Тема: Краеведческая игра – «Знаешь ли ты свой край?»

ЦельПодвести итоги за год

Форма подведения итогов может быть разной. (Краеведческая игра или презентация созданных «брошюр» по природе края)

Планируемые результаты: четвертый год обучения.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: 1. формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

2. формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности.

Учебно-методическое сопровождение:

  1. Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006;
  2. Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие. - Улан-Удэ, 2004;
  3. Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002;
  4. Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
  5. Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
  6. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
  7. Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005
  8. Дугаров Б. и др. “Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
  9. Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография
  10. Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 2001
  11. “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
  12. Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002
  13. Г.А.Кулагина «100 игр по истории» , М., Просвещение, 2007 г.
  14. Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова « Твоя Россия», Обнинск, Духовное возрождение, 2016;
  15. А.О.Ишимова « История России в рассказах для детей», М, ТКО АСТ, 1996;
  16. Т.П.Карелина «Забайкалье в 19 веке», Чита, 2004 ;
  17. Г.Граубин « На берегах таинственной Силькари», Иркутск, 2008 г.;
  18. Г.Граубин «Наша малая Родина: учебное пособие по краеведению» , Чита, 2004
  19. Народы внутренне Азии. Материалы международной научно-практической конференции «Егуновские чтения», Улан-Удэ, 2006;
  20.  Научный потенциал Байкальского региона глазами молодежи. Материалы научной Конференции, Улан-Удэ, БГУ, 2004;



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основным назначением рабочей программы является формирование у учащихся, не владеющих языком, коммуникативной компетенции на бурятском языке, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Нормативно-правовую основу рабочей программы составляют следующие документы:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287;

5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22);

6. Конституция Республики Бурятия;

7. Закон Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» от 10 июня 1992 года № 221-XII;

8. Закон Республики Бурятия «О мерах поддержки бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия» от 07.03.2014 г. № 383-V;

9. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013 № 240-V.

Владение бурятским языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее этнической идентичности, социальной адаптации к условиям языкового разнообразия в России, а также поликультурного, полиязычного мирового сообщества. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения, сформировать общую культуру личности - первостепенная задача учителя бурятского языка. В формировании духовности, нравственности, патриотических мыслей и убеждений у учащихся, в удовлетворении их потребностей по изучению родного края, местных особенностей и традиций ведущую роль играют уроки бурятского языка.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ»

Рабочая программа учебного предмета «Бурятский язык как государственный» определяет цель, задачи, планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Бурятский язык государственный», а также основное содержание указанного учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Программа реализует следующие основные функции: информационно-методическую; организационно-планирующую; контролирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по бурятскому языку как государственному на каждом этапе.

Контролирующая функция заключается в том, что программа, задает требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

Рабочая программа призвана решить задачу обеспечения обучения бурятскому языку как важнейшему средству общения. Бурятский язык как учебный предмет характеризуется

- межпредметностью (содержанием речи на бурятском языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии);

- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);

- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного, деятельностного, текстоориентированного подходов к обучению языку.

В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование коммуникативной компетенции на бурятском языке, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять общение с носителями бурятского языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.

Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре, традициям бурятского народа, формирование умения представлять свой регион, культуру ее народов в условиях межкультурного общения.

В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения бурятскому языку. В 8-9 классах у школьников отмечаются значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в использовании приемов обучения. В связи с динамикой возрастного развития школьников на основной ступени общего образования в данной программе предусматривается выделение двух этапов:

- обучение бурятскому языку как государственному в 5-7 классах

- обучение бурятскому языку как государственному в 8-9 классах.

 Содержательную основу учебного курса составляют языковые и социокультурные знания, поскольку процесс межкультурной коммуникации – это особая форма деятельности, не ограничивающаяся лишь языковыми знаниями, а требующая также знания культуры носителей этого языка, их менталитета, религии, ценностей, нравственных установок и т.д. Только сочетание знания языка и культуры обеспечивает успешность межкультурной коммуникации.

Развитие учащихся средствами бурятского языка предполагает развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения бурятского языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, а также формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСВЕННЫЙ»

Целями курса обучения бурятскому языку являются:

- воспитание у школьников понимания важности изучения бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных национальностей, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

- развитие у обучающихся культуры владения бурятским языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами литературного бурятского языка, правилами бурятского речевого этикета;

- формирование представления о бурятском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования.

Достижение поставленных целей курса бурятского языка как государственного предполагает решение следующих задач:

- воспитание сознательного отношения к бурятскому языку как явлению культуры и средству общения, воспитание интереса, любви, уважения к бурятскому языку, гражданственности и патриотизма;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение бурятским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; умений работать с информацией, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом;

- освоение знаний о бурятском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах бурятского языка; об основных нормах бурятского литературного языка; о бурятском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие потребности к речевому самосовершенствованию.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение учебного предмета «Бурятский язык как государственный» отводится 306 часов. В 5-8 классах 272 часа (из расчёта 2 учебных часа в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 учебный час в неделю). Таким образом, на 5-8 классы выделено 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ»

                                                              7 класс

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Нүхэсэл/Дружба. Переписка с друзьями (Нүхэдтөөбэшэгбэшэе).

hуралсал /Учеба. Известные учебные заведения (Мэдээжэһургуулинууд).

Минииажабайдал/Мой день, отдых. Летние каникулы (Зунайамаралта).

Здоровый образ жизни/ Элүүрэнхэбайдал. Человек и природа (Хүн ба байгаали).

Аяншалга/Путешествие. Экскурсия по городу.  (Хотынүзэсхэлэнүүд).

Миниибүлэ, уггарбал/Моя семья, родословная. История моей семьи, моего рода (Манайбүлын, угайтүүхэ).

Соел, ёhозаншал/Культура, традиции. Бурятский календарь (Буряадлитэ).

Мэргэжэл/Профессия. Профессия «журналист». (Сэтгүүлшэнэймэргэжэл).

Хубсаhан/Одежда. Мода разных эпох (Үесагайхубсаһан).

Говорение

 Диалогическая речь. В 7 классе осуществляется развитие таких речевых умений, как умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.

 Обучение ведению диалогов этикетного характеравключает такие речевые умения как:

  • начать, поддержать и закончить разговор;
  • поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

 выразить благодарность;

  • вежливо переспросить, выразить согласие /отказ.

Объем диалогов – до 3 реплик со стороны каждого учащегося.

При обучении ведению диалога-расспросаотрабатываютсяречевые умениязапрашивать и сообщать фактическую информацию (Хэн? (Кто?), Юун? (Что?), Хайшангээд? (Как?), Хаана? (Где?), Хайшаа? (Куда?), Хэзээ? (Когда?), Хэнтэй? (С кем?), Юундэ? (Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов – до 3-х реплик со стороны каждого учащегося.

При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения:

  • обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
  • дать совет и принять/не принять его;
  • пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в нем участие.

          Объем диалогов – до 3-х реплик со стороны каждого учащегося.

При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения:

  • выражать свою точку зрения;
  • выражать согласие/ несогласие с точкой зрения партнера;
  • выражать сомнение;
  • выражать чувства, эмоции (радость, огорчение).

Объем учебных диалогов – до 3-х реплик со стороны каждого учащегося.

Монологическая речь. Развитие монологической речи в 5 классе предусматривает овладение следующими умениями:

- кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения;

-   передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;

- делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом. Объем монологического высказывания – до 8-9 фраз.

Аудирование

 Владение умениями воспринимать на слух бурятский текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

 При этом предусматривается развитие умений:

  • выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
  • выбирать главные факты, опуская второстепенные;
  • выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.

 Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5-2-х минут.

Чтение

 Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).

 Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 7 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 7 классе, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры региона. Объем текстов для чтения – 450-500 слов.

Умения чтения, подлежащие формированию:

  • определять тему, содержание текста по заголовку;
  • выделять основную мысль;
  • выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
  • устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.

 Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 7 классе. Формируются и отрабатываются умения:

  • полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря);
  • выражать свое мнение по прочитанному.

Объем текстов для чтения до 250-300 слов.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

Письменная речь

Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:

  • делать выписки из текста;
  • писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 30 слов, включая адрес), выражать пожелания
  • заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, адрес);
  • писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма – 50-60 слов, включая адрес);

ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ

Графика и орфография

Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков бурятского  языка. Закон гармонии гласных. Акцентуация слова в бурятском языке. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.

Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.

Лексическая сторона речи

 Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 700-750 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 100-150 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие бурятскую культуру.

 Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.

Знание основных способов словообразования:

а) аффиксации:

  • прилагательные с суффиксами –та(й) (-тэ(й), -то(й) – бэлигтэй;

б) лексико-синтаксический – уггарбал.

Грамматическая сторона речи

Расширение объема значений грамматических средств, изученных в предыдущих классах, и овладение новыми грамматическими явлениями.

Части речи. Знаменательные и служебные части речи. Послеложно-падежная система бурятского языка. Единственное и множественное число. Личное и безличное (возвратное) притяжание. Выражение степени качества имен прилагательных. Местоимение. Собирательные числительные. Глагол. Наклонение. Формы обращения. Причастие. Деепричастие. Наречия времени, места, образа действия. Глаголы в страдательном, взаимно-совместном залогах; модальные слова (хэрэгтэй, аргатай, ёhотой). Частицы в бурятском языке;

  • имена существительные: личные и неличные,
  • многократные, однократные, временные причастия;
  • местоимения: личные местоимения, возвратные местоимения, указательные местоимения, вопросительные местоимения;
  • наречия времени, места, образа действия, место наречия в предложении;
  • числительные: количественные числительные (100–
    100 000 000), выражение даты,  времени, порядковые числительные, собирательные: табуулан; приблизительное количество: гушаад;
  • союзы: ба, болон, харин, аад, теэд, зүгѳѳр, гэжэ, (хэрбээ) һаа; союзные слова: юундэбгэхэдэ, тиимэһээ,  хаана-тэндэ, хадаа, гэһэн, гэдэг;
  • междометия: Yү!Аа!Тай!
  • послелоги, отражающие отношения по месту, времени, направлению;
  • простые распространенные предложения;
  • все типы вопросительных предложений: Сүлөөсагтаа ши юухэхэдуратайбши?  Ши кинодоошохогүш? Ши гэртээошохогүш, али һургуулидаабайхагүш?;
  • побудительные предложения в утвердительной (Уншышдаа.) и отрицательной форме (Бүмартаарай);
  • восклицательные предложения для выражения эмоций: Яагааһайнгээшэб!;
  • некоторые формы безличных предложений: Дулаарба. Ерэхэёhотой;
  • причастный и деепричастный оборот: простой оборот, самостоятельный оборот;
  • предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Овладение грамматической стороной речи предполагает знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи изученных грамматических явлений.

Социокультурные знания и умения

Традиции семейных праздников (милаан, түрэнаадан). Этические нормы бурят  (арадай алтан һургаалһаа). История старомонгольской письменности. Диалекты бурятского языка. Топонимика  Бурятии. Выдающиеся люди Бурятии и России. Традиции и праздники народов России. 10 самых известных мест в России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема урока

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы.

Раздел I. Здравствуй, бурятский язык – 9 часов

1

Литературный бурятский язык.

1

1 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

2

Литературный бурятский язык.

1

1 неделя

https://learningapp s.org/watch?v=pcj mx9kuk22

3

Ш.-Х. Базарсадаева «Түрэлхи хэлэн» стихотворение. Контроль навыков говорения.

1

2 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

4

Окончания множественного числа.

1

2 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

5

Имя числительное

1

3 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

6

Произношение звука [ һ].

1

3 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

7

Входная диагностика. Контрольная работа.

1

1

4 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

8

Повторение.

1

4 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

9

Литературный бурятский язык.

1

5 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

Раздел II. Моя семья – 10 часов

10

Взаимоотношение в семье.

1

5 неделя

http://soyol.ruhttp:

//soyol.ru

11

Правописание окончаний совместного падежа.

1

 6 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

12

Правописание окончаний совместного падежа.

1

6 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

13

Я и моя семья.

7 неделя

http://soyol.ruhttp:

//soyol.ru

14

Правописание окончаний родительного  падежа

1

7 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

15

Правописание окончаний родительного  падежа

1

1

8 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

16

Вопросительные частицы.

1

8неделя

https://learningapp

s.org/watch?v=pcj

mx9kuk22

17

Повторение. Контроль навыков говорения.

1

9 неделя

http://soyol.ruhttp:

//soyol.ru

18

Контрольная работа.

1

1

9 неделя

https://learningapp s.org/watch?v=pn uigjsbt22

19

Повторение. Контроль навыков говорения.

1

10 неделя

https://learningapp s.org/watch?v=pn uigjsbt22

Раздел III. Мои друзья– 6 часов

20

Мое хобби.

1

10 неделя

http://soyol.ruhttp:

//soyol.ru

21

Распорядок дня.

1

11 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

22

Распорядок дня.

1

11 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

23

Мои друзья.

1

1

12 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

24

Контроль навыков перевода.

1

12 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

25

Повторение. Контроль навыков говорения.

1

13 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

Раздел IV. Здоровый образ жизни - 10 часов

26

Заимствованные слова.

1

13 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

27

Заимствованные слова.

1

14 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

28

Здоровый образ жизни. Занятие спортом в вашей семье.

1

14 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

29

Здоровый образ жизни. Занятие спортом в вашей семье.

1

15неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

30

Здоровый образ жизни. Витамины.

1

15 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

31

Контроль навыков письменной речи. Работа по картине «Будьте здоровы».

1

1

16 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

32

Спорт и развитие спорта в Бурятии.

1

16 неделя

https://learningapp s.org/watch?v=p4 03k6d2a21

33

Цырен-Базар Бадмаев- творческий путь писателя. Стихотворение « Сэрэн «унаа»».

1

17 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

34

Контрольная работа

1

1

17 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

35

Повторение.

1

18 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

Раздел V. Учёба – 8 часов

36

Учеба. Звук [н]

1

18 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

37

Учеба. Винительный падеж. Хэниие? Юуе? юу?

1

19 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

38

Правописание окончаний винительного падежа

1

19 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

39

Учеба

1

20 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

40

Хоца Намсараев «Yри нэхэбэри»

1

20 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

41

Проекты. Защита проектов

1

21 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

42

Защита проектов

1

1

21 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

43

Урок контроля знаний

1

1

22 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

Раздел VI. Традиционные праздники – 7часов

44

Правописание окончаний дательно-местного падежа.

1

22 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

45

Сагаалган- национальный праздник бурят.

1

23 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

46

Благопожелания.

1

23 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

47

12-годичный цикл. Контроль навыков чтения. Чтение по ролям.

1

24 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

48

Жан Зимин- творческий путь писателя. Стихотворение «Наадан».

1

24 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

49

Проекты. Защита проектов

1

1

25 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

50

Контрольная работа.

1

1

25 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

Раздел VII. Средства массовой информации – 7 часов

51

Средства массовой информации.

1

26 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

52

Средства массовой информации.

1

26 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

53

Газеты и журналы.

1

27 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

54

Цырен - Доржо Дамдинжапов. СМИ.

1

27 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

55

Цырен - Доржо Дамдинжапов.

1

28 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

56

Проекты. Защита проектов

1

1

28 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

57

Контрольная работа

1

1

29 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

Раздел VIII. Мэргэжэл. Профессия – 4 часа

58

Средства массовой информации.

1

29 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

59

Средства массовой информации.

1

30 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

60

Газеты и журналы.

1

30 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

Раздел IX. Буряад орон – 7 часов

61

Послелоги. Д.Жалсараев «Буряад орон».

1

31 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

62

Правописание окончаний исходного падежа.

1

31 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

63

Ж.Тумунов « Эхэ оромни». Моя малая Родина-тоонто.

1

32 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

64

Составление маршрутов по Бурятии.

1

32 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

65

Защита проектов

1

1

33 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

66

Итоговая контрольная работа

1

1

33 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

67

Итоги года

1

34 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

68

Послелоги. Д.Жалсараев «Буряад орон».

1

34 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

итого

68

7

7


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема урока

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы.

1

Литературный бурятский язык.

1

1 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

2

Литературный бурятский язык.

1

1 неделя

https://learningapp s.org/watch?v=pcj mx9kuk22

3

Ш.-Х. Базарсадаева «Түрэлхи хэлэн» стихотворение. Контроль навыков говорения.

1

2 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

4

Окончания множественного числа.

1

2 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

5

Имя числительное

1

3 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

6

Произношение звука [ һ].

1

3 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

7

Входная диагностика. Контрольная работа.

1

1

4 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

8

Повторение.

1

4 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

9

Литературный бурятский язык.

1

5 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

10

Взаимоотношение в семье.

1

5 неделя

http://soyol.ruhttp:

//soyol.ru

11

Правописание окончаний совместного падежа.

1

 6 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

12

Правописание окончаний совместного падежа.

1

6 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

13

Я и моя семья.

7 неделя

http://soyol.ruhttp:

//soyol.ru

14

Правописание окончаний родительного  падежа

1

7 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

15

Правописание окончаний родительного  падежа

1

1

8 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

16

Вопросительные частицы.

1

8неделя

https://learningapp

s.org/watch?v=pcj

mx9kuk22

17

Повторение. Контроль навыков говорения.

1

9 неделя

http://soyol.ruhttp:

//soyol.ru

18

Контрольная работа.

1

1

9 неделя

https://learningapp s.org/watch?v=pn uigjsbt22

19

Повторение. Контроль навыков говорения.

1

10 неделя

https://learningapp s.org/watch?v=pn uigjsbt22

20

Мое хобби.

1

10 неделя

http://soyol.ruhttp:

//soyol.ru

21

Распорядок дня.

1

11 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

22

Распорядок дня.

1

11 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

23

Мои друзья.

1

1

12 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

24

Контроль навыков перевода.

1

12 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

25

Повторение. Контроль навыков говорения.

1

13 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

26

Заимствованные слова.

1

13 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

27

Заимствованные слова.

1

14 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

28

Здоровый образ жизни. Занятие спортом в вашей семье.

1

14 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

29

Здоровый образ жизни. Занятие спортом в вашей семье.

1

15неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

30

Здоровый образ жизни. Витамины.

1

15 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

31

Контроль навыков письменной речи. Работа по картине «Будьте здоровы».

1

1

16 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

32

Спорт и развитие спорта в Бурятии.

1

16 неделя

https://learningapp s.org/watch?v=p4 03k6d2a21

33

Цырен-Базар Бадмаев- творческий путь писателя. Стихотворение « Сэрэн «унаа»».

1

17 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

34

Контрольная работа

1

1

17 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

35

Повторение.

1

18 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

36

Учеба. Звук [н]

1

18 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

37

Учеба. Винительный падеж. Хэниие? Юуе? юу?

1

19 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

38

Правописание окончаний винительного падежа

1

19 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

39

Учеба

1

20 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

40

Хоца Намсараев «Yри нэхэбэри»

1

20 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

41

Проекты. Защита проектов

1

21 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

42

Защита проектов

1

1

21 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

43

Урок контроля знаний

1

1

22 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

44

Правописание окончаний дательно-местного падежа.

1

22 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

45

Сагаалган- национальный праздник бурят.

1

23 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

46

Благопожелания.

1

23 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

47

12-годичный цикл. Контроль навыков чтения. Чтение по ролям.

1

24 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

48

Жан Зимин- творческий путь писателя. Стихотворение «Наадан».

1

24 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

49

Проекты. Защита проектов

1

1

25 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

50

Контрольная работа.

1

1

25 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

51

Средства массовой информации.

1

26 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

52

Средства массовой информации.

1

26 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

53

Газеты и журналы.

1

27 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

54

Цырен - Доржо Дамдинжапов. СМИ.

1

27 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

55

Цырен - Доржо Дамдинжапов.

1

28 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

56

Проекты. Защита проектов

1

1

28 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

57

Контрольная работа

1

1

29 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

58

Средства массовой информации.

1

29 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

59

Средства массовой информации.

1

30 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

60

Газеты и журналы.

1

30 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

61

Послелоги. Д.Жалсараев «Буряад орон».

1

31 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

62

Правописание окончаний исходного падежа.

1

31 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

63

Ж.Тумунов « Эхэ оромни». Моя малая Родина-тоонто.

1

32 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

64

Составление маршрутов по Бурятии.

1

32 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

65

Защита проектов

1

1

33 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

66

Итоговая контрольная работа

1

1

33 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

67

Итоги года

1

34 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

68

Послелоги. Д.Жалсараев «Буряад орон».

1

34 неделя

https://nom.buryat -lang.ru/

итого

68

7

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. «Алтаргана»  Бурятский язык как государственный, 7 класс, С.Ц.Содномов, В.А. Найданова, г. Улан-Удэ, «Бэлиг», 2012 г.

2. Дашиева С.А., Гунжитова Г-Х.Ц. «Мэндэ-э!: учебное пособие по чтению для учащихся 5-9 классов» - Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2020г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. О.А.Дареева «Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятскогоязыка» - Улан-Удэ.2008г.

2. Галшиев Э.Х Зерцало мудрости.- Улан-Удэ, 2020 г.

3. Дареева О.В. Социокультурный подход к обучению бурятскому языку как второму. - Улан-Удэ, 2007.

4. Базарова Е. Г. Обучение бурятскому языку как государственному.- Улан-Удэ, 2008.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. http://soyol.ruhttp://soyol.ru, - это виртуальное пространство о культуре, искусстве и жизниреспублики с энциклопедической информацией о поэтах, художниках, артистах, композиторах иобщественных деятелях Бурятии.

2. http://buryadxelen.com – буряадхэлэн

3. http://nomoihan.ru/ - произведения писателей Бурятии

4. https://nom.buryat-lang.ru/ - электронный учебник бурятского языка

5. https://learningapps.ru/ - онлайн – сервис для создания интерактивных заданий разныхуровней сложности

1. https://uulen.gazeta-n1.ru/ - онлайн - словарь

2. https://buryat-lang.ru/ - онлайн – словарь

3. http://burlang.ru/ - онлайн – словарь