Карточки по деревообработке
Дидактический материал по технологии (мальчики)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_po_derevoobrabotke.docx | 607.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель Косневич А. Е.
Введение.
Вся организация учебного процесса должна в полной мере способствовать повышению результативности обучения, формированию и развитию познавательного интереса у учащихся, стимулированию их творческой деятельности и активности. Очень важно, чтобы ребёнок развивался и интеллектуально и эмоционально, чтобы он творчески подходил к выполнению того или иного задания и упражнения. Как грамотно организовать педагогический процесс обучения и добиться того, чтобы учащимся было интересно и увлекательно на уроках, чтобы программный материал усваивался легко и непринуждённо?
Я считаю, что большая роль в развитии интереса к изучаемому предмету, а в первую очередь, технологии, принадлежит дидактическому материалу, играм.
Задания, которые получают учащиеся в виде раздаточного материала, не из учебника, большинство из них стимулирует к игровой деятельности. Если детям интересно, если они, играя, запоминают тот или иной материал, если они вовлечены в игровую деятельность, которая привычна для их возраста, и при этом возрастает интерес к трудовому обучению, то цель учителя можно считать достигнутой.
Благодаря применению дидактического материала, игр возрастает качество и эффективность обучения, прочность и лёгкость усвоения учебного материала. Естественно, необходимо учитывать возрастные возможности учащихся, их умения и навыки, дифференцированно подходить к каждому ученику, учитывать его психологические особенности.
Однако важно помнить о том, что при всей привлекательности и эффективности игровых методов обучения необходимо соблюдать чувство меры, иначе игровые упражнения утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Дидактический материал на уроке должен отвечать определённым требованиям:
- обязательно сочетаться с программным материалом;
- решать хотя бы одну из трёх задач: образовательную, воспитательную и развивающую;
- не отвлекать от учебного процесса в целом;
- не быть длительным по времени;
- быть доступным для учеников;
- активизировать учебный процесс.
Дидактический материал по теме «Деревообработка»
для 5 класса на каждый урок.
Занятие 1. «Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины».
Карточка №1. «Устройство верстака»
Задание: К соответствующей цифре подобрать часть верстака и записать в
тетрадь столбиком.
Карточка №2. Занимательные задания по теме «Инструмент».
- Найди лишнее.
1.Сверло, молоток, дрель, коловорот.
- Циркуль, рейсмус, киянка, угольник.
- Рубанок, ножовка, фуганок, шерхебель.
- Линейка, стусло, транспортир, циркуль.
2. В каждом выражении найди названия столярных инструментов.
1. Это портфель. 2. Наши лобзики. 3. Купил арбуз. 4. Прямо лоток.
3. В данном лабиринте найдите 6 инструментов, одно дерево и название клея.
Читать можно сверху вниз и наоборот, зигзагом тоже можно.
б | з | и | к | ь | н | и | к |
о | у | г | о | л | р | е | й |
л | л | о | т | о | л | и | с |
д | о | р | п | в | а | н | м |
о | к | у | а | к | й | е | у |
н | а | б | а | н | с | о | с |
Карточка №3. «Домино»
Задание: На карточке дано изображение инструмента, к нему нужно подобрать название выбранного инструмента.
ножовка | рейсмус |
Все три карточки используются при закреплении темы «Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины».
Занятие 2. «Древесина – природный конструкционный материал».
Карточка №1. «Строение древесины»
Задание: К цифрам по порядку подобрать соответствующие части ствола.
Карточка №2. «Хвойные и лиственные породы деревьев».
Задание: Распределить деревья в два столбика. В первом столбике кратко написать о породе, во втором зарисовать крону и ствол, в третьем зарисовать рисунок листа. Данную карточку можно дать как домашнее задание.
Хвойные породы деревьев. | Лиственные породы деревьев. | ||||
Название, характеристика. | Рисунок кроны. | Рисунок листа. | Название, характеристика | Рисунок кроны. | Рисунок листа. |
1 2 3 | 1 2 3 |
Занятие 3. «Пиломатериалы. Древесные материалы».
Карточка №1. «Виды пиломатериала»
Задание: Записать в тетрадь виды пиломатериала под соответствующими буквенными обозначениями.
Карточка №2. «Части доски»
Задание: Под соответствующими цифрами нужно записать части доски.
Карточка № 3. «Фанера»
Задание: В два столбика расписать: 1 – основные свойства фанеры, 2 – область применения фанеры. Данное задание можно дать как домашнее.
Фанера. | |
Основные свойства фанеры. | Область применения. |
1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 |
Карточка №4. «Пиломатериал»
Задание: Установите соответствие между термином
и обозначенным им понятием.
| А. Обапол |
| Б. Хлыст |
| В. Фанера. |
| Г. Древесно-волокнистая плита |
Занятие 4. «Графическая документация»
Карточка №1. «Линии чертежа»
Задание: В таблице заполнить пропуски по образцу, образец выделен жирным шрифтом.
Линии чертежа | ||||
№ | Наименование линии | изображение | назначение | Толщина |
1 | Сплошная толстая основная | Линии видимого контура. | Толщина Ș=0,5…..1,4 мм | |
2 | Размерные и выносные линии. | Толщина Ș/2…Ș/3 | ||
3 | Штрихпунктирная тонкая | Осевые и центровые линии | Толщина Ș/2…Ș/3 Длина штрихов – 5…30 мм, расстояние между штрихами – 3….5 мм | |
4 | Штриховая | - - - - - - - - - - | Толщина Ș/2…Ș/3 Длина штрихов – 2….8 мм, расстояние между штрихами 1….2 мм | |
5 | Сплошная волнистая | Линии обрыва | ||
6 | Штрихпунктирная с двумя точками | Линии сгиба на развёртках | Толщина Ș/2…Ș/3 Длина штрихов – 5…30 мм, расстояние между штрихами 4….6 мм |
Карточка №2. Лото «Графическая документация»
Задание: В ячейках таблицы дана графическая документация, подобрать названия к ней.
Ответы:
Эскиз | Технический рисунок | чертёж |
Чертёж | чертёж | Технический рисунок |
Карточка № 3. «Чертёж и технический рисунок»
Задание: На карточке дан чертёж, состоящий из двух видов: главного и вида сверху, подберите к чертежу соответствующий технический рисунок и запишите в тетрадь.
Карточка №4. «Чертёж»
Задание: Установите соответствие между термином и обозначенным им понятием.
| А. Чертёж |
| Б. Эскиз. |
| В. Технический рисунок. |
Занятие №5. «Этапы создания изделий из древесины»
Карточка № 1. «Этапы изготовления изделия из древесины».
Задание: На отдельных листочках даны этапы выполнения изделия. Нужно последовательно выложить ход выполнения изделия. Если задание выполнено правильно, то с обратной стороны получится рисунок (лучковая пила).
Этапы изготовления изделия. 1.Подобрать нужные, соответствующие изделию, материалы. 2.Подобрать подходящие инструменты и технологическое оборудование. 3.Изобразить изделие в виде технического рисунка, эскиза, чертежа. 4.Подобрать под будущее изделие качественную заготовку. 5.Разметить заготовку. 6.Проверить разметку. 7.Выполнить необходимую обработку: строгать, пилить… 8.Зачистить и произвести отделочные работы с заготовкой. |
Карточка №2. «Операция»
Задание: Установите соответствие между термином и обозначенным им понятием.
1.Пространство, приспособленное для выполнения учебно-трудового задания, размещения работающих, материалов, инструментов, оборудования, готовой продукции. | А | Операция |
2.Часть технологического процесса, выполняемого на одном рабочем месте. | Б | Переход |
3.Часть технологической операции, выполняемая за один установ детали. | В | Установ |
4.Часть операции, выполняемая при неизменных режимах обработки. | Г | Рабочее место |
Занятие 6. Разметка заготовок из древесины.
Карточка №1. «Виды инструмента»
Ножовка, линейка, рейсмус, рубанок, пила, циркуль, фуганок, угольник, метр, транспортир, стамеска, лобзик.
Задание: Данные слова распределить на 2 части по видам инструментов: режущие и измерительные. Записать в тетрадь в 2 столбика.
Виды инструмента. | |
Режущие | Измерительные |
Занятие 7. Пиление столярной ножовкой.
Карточка №1. «Инструменты для пиления»
Задание: Подписать название режущих инструментов.
Виды пил. | Название пилы. |
Карточка №2. «Виды зубьев»
Задание: По наклону зубьев определить назначение ножовки
Форма зубьев ножовки. | Назначение ножовки. |
Карточка № 3. «Приспособления для пиления»
Задание: Подписать название приспособления и его назначение.
Приспособление | Название | Назначение |
Занятие 8. «Строгание древесины»
Карточка №1. «Устройство рубанка»
Задание: В тетради запишите части рубанка.
Занятие № 9. «Сверление отверстий»
Карточка №1. «Виды свёрл»
Задание: Подписать название свёрл и их назначение.
Вид сверла. | Название сверла. | Назначение сверла. |
Карточка №2. «Части дрели».
Задание: Подписать части дрели.
Карточка № 3. «Части коловорота»
Задание: Подписать части коловорота»
Карточка № 4. «Виды отверстий»
Задание: Определить вид отверстий (глухое или сквозное).
Отверстие | Вид отверстия. |
Занятие 10. Соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами».
Карточка №1. «Части гвоздя»
Задание: Подписать части гвоздя.
Карточка №2. «Части шурупа»
Задание: Подписать части шурупа.
Карточка №3. «Виды головок шурупов»
Задание: Подписать виды головок шурупов.
Карточка №4. Кроссворд по теме «Соединение деталей из древесины»
Задание: Отгадать кроссворд.
5
С |
7 | |||||
1 4 | Т | |||||
Р | ||||||
Ш | 2 | М | У | 6 | ш | |
У | О | Б | Л | |||
Р | Г | 3 | Л | ц | Ш | Я |
У | о | О | И | Л | П | |
П | Л | О | Т | Н | И | К |
О | С | О | А | Ц | А | |
В | Т | К | ||||
К | Р | |||||
А | И | |||||
ё |
П о горизонтали:
- Профессия человека работающего с древесиной больше на свежем воздухе, выполняющего грубую работу.
По вертикали:
- Крепёжная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой.
- Верхняя часть гвоздя.
- Острая часть гвоздя.
- Инструмент, с помощью которого соединяют заготовки на гвоздях.
- Приспособление для склеивания частей изделия.
- Углубление на шурупе для отвёртки.
- Часть гвоздя.
Занятие 11. «Склеивание и зачистка изделий из дерева.
Карточка №1 «Устройство струбцины»
Карточка №2. «Форма напильников и их назначение»
Задание: По форме напильников определить назначение напильника.
Форма напильников. | Назначение напильников. |
Занятие 12. «Выжигание, выпиливание лобзиком».
Карточка №1. «Устройство выжигателя»
Задание: Подписать части электровыжигателя.
Карточка №2. «Устройство лобзика».
Задание: Подписать части лобзика.
Занятие 1. «Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины».
Карточка №1. «Устройство верстака»
Задание: К соответствующей цифре подобрать часть верстака и записать в
тетрадь столбиком.
Карточка №2. Занимательные задания по теме «Инструмент».
- Найди лишнее.
1.Сверло, молоток, дрель, коловорот.
- Циркуль, рейсмус, киянка, угольник.
- Рубанок, ножовка, фуганок, шерхебель.
- Линейка, стусло, транспортир, циркуль.
2. В каждом выражении найди названия столярных инструментов.
1. Это портфель. 2. Наши лобзики. 3. Купил арбуз. 4. Прямо лоток.
3. В данном лабиринте найдите 6 инструментов, одно дерево и название клея.
Читать можно сверху вниз и наоборот, зигзагом тоже можно.
б | з | и | к | ь | н | и | к |
о | у | г | о | л | р | е | й |
л | л | о | т | о | л | и | с |
д | о | р | п | в | а | н | м |
о | к | у | а | к | й | е | у |
н | а | б | а | н | с | о | с |
Карточка №3. «Домино»
Задание: На карточке дано изображение инструмента, к нему нужно подобрать название выбранного инструмента.
ножовка | рейсмус |
Все три карточки используются при закреплении темы «Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины».
Занятие 2. «Древесина – природный конструкционный материал».
Карточка №1. «Строение древесины»
Задание: К цифрам по порядку подобрать соответствующие части ствола.
Карточка №2. «Хвойные и лиственные породы деревьев».
Задание: Распределить деревья в два столбика. В первом столбике кратко написать о породе, во втором зарисовать крону и ствол, в третьем зарисовать рисунок листа. Данную карточку можно дать как домашнее задание.
Хвойные породы деревьев. | Лиственные породы деревьев. | ||||
Название, характеристика. | Рисунок кроны. | Рисунок листа. | Название, характеристика | Рисунок кроны. | Рисунок листа. |
1 2 3 | 1 2 3 |
Занятие 3. «Пиломатериалы. Древесные материалы».
Карточка №1. «Виды пиломатериала»
Задание: Записать в тетрадь виды пиломатериала под соответствующими буквенными обозначениями.
Карточка №2. «Части доски»
Задание: Под соответствующими цифрами нужно записать части доски.
Карточка № 3. «Фанера»
Задание: В два столбика расписать: 1 – основные свойства фанеры, 2 – область применения фанеры. Данное задание можно дать как домашнее.
Фанера. | |
Основные свойства фанеры. | Область применения. |
1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 |
Карточка №4. «Пиломатериал»
Задание: Установите соответствие между термином
и обозначенным им понятием.
| А. Обапол |
| Б. Хлыст |
| В. Фанера. |
| Г. Древесно-волокнистая плита |
Занятие 4. «Графическая документация»
Карточка №1. «Линии чертежа»
Задание: В таблице заполнить пропуски по образцу, образец выделен жирным шрифтом.
Линии чертежа | ||||
№ | Наименование линии | изображение | назначение | Толщина |
1 | Сплошная толстая основная | Линии видимого контура. | Толщина Ș=0,5…..1,4 мм | |
2 | Размерные и выносные линии. | Толщина Ș/2…Ș/3 | ||
3 | Штрихпунктирная тонкая | Осевые и центровые линии | Толщина Ș/2…Ș/3 Длина штрихов – 5…30 мм, расстояние между штрихами – 3….5 мм | |
4 | Штриховая | - - - - - - - - - - | Толщина Ș/2…Ș/3 Длина штрихов – 2….8 мм, расстояние между штрихами 1….2 мм | |
5 | Сплошная волнистая | Линии обрыва | ||
6 | Штрихпунктирная с двумя точками | Линии сгиба на развёртках | Толщина Ș/2…Ș/3 Длина штрихов – 5…30 мм, расстояние между штрихами 4….6 мм |
Карточка №2. Лото «Графическая документация»
Задание: В ячейках таблицы дана графическая документация, подобрать названия к ней.
Ответы:
Эскиз | Технический рисунок | чертёж |
Чертёж | чертёж | Технический рисунок |
Карточка № 3. «Чертёж и технический рисунок»
Задание: На карточке дан чертёж, состоящий из двух видов: главного и вида сверху, подберите к чертежу соответствующий технический рисунок и запишите в тетрадь.
Карточка №4. «Чертёж»
Задание: Установите соответствие между термином и обозначенным им понятием.
| А. Чертёж |
| Б. Эскиз. |
| В. Технический рисунок. |
Занятие №5. «Этапы создания изделий из древесины»
Карточка № 1. «Этапы изготовления изделия из древесины».
Задание: На отдельных листочках даны этапы выполнения изделия. Нужно последовательно выложить ход выполнения изделия. Если задание выполнено правильно, то с обратной стороны получится рисунок (лучковая пила).
Этапы изготовления изделия. 1.Подобрать нужные, соответствующие изделию, материалы. 2.Подобрать подходящие инструменты и технологическое оборудование. 3.Изобразить изделие в виде технического рисунка, эскиза, чертежа. 4.Подобрать под будущее изделие качественную заготовку. 5.Разметить заготовку. 6.Проверить разметку. 7.Выполнить необходимую обработку: строгать, пилить… 8.Зачистить и произвести отделочные работы с заготовкой. |
Карточка №2. «Операция»
Задание: Установите соответствие между термином и обозначенным им понятием.
1.Пространство, приспособленное для выполнения учебно-трудового задания, размещения работающих, материалов, инструментов, оборудования, готовой продукции. | А | Операция |
2.Часть технологического процесса, выполняемого на одном рабочем месте. | Б | Переход |
3.Часть технологической операции, выполняемая за один установ детали. | В | Установ |
4.Часть операции, выполняемая при неизменных режимах обработки. | Г | Рабочее место |
Занятие 6. Разметка заготовок из древесины.
Карточка №1. «Виды инструмента»
Ножовка, линейка, рейсмус, рубанок, пила, циркуль, фуганок, угольник, метр, транспортир, стамеска, лобзик.
Задание: Данные слова распределить на 2 части по видам инструментов: режущие и измерительные. Записать в тетрадь в 2 столбика.
Виды инструмента. | |
Режущие | Измерительные |
Занятие 7. Пиление столярной ножовкой.
Карточка №1. «Инструменты для пиления»
Задание: Подписать название режущих инструментов.
Виды пил. | Название пилы. |
Карточка №2. «Виды зубьев»
Задание: По наклону зубьев определить назначение ножовки
Форма зубьев ножовки. | Назначение ножовки. |
Карточка № 3. «Приспособления для пиления»
Задание: Подписать название приспособления и его назначение.
Приспособление | Название | Назначение |
Занятие 8. «Строгание древесины»
Карточка №1. «Устройство рубанка»
Задание: В тетради запишите части рубанка.
Занятие № 9. «Сверление отверстий»
Карточка №1. «Виды свёрл»
Задание: Подписать название свёрл и их назначение.
Вид сверла. | Название сверла. | Назначение сверла. |
Карточка №2. «Части дрели».
Задание: Подписать части дрели.
Карточка № 3. «Части коловорота»
Задание: Подписать части коловорота»
Карточка № 4. «Виды отверстий»
Задание: Определить вид отверстий (глухое или сквозное).
Отверстие | Вид отверстия. |
Занятие 10. Соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами».
Карточка №1. «Части гвоздя»
Задание: Подписать части гвоздя.
Карточка №2. «Части шурупа»
Задание: Подписать части шурупа.
Карточка №3. «Виды головок шурупов»
Задание: Подписать виды головок шурупов.
Карточка №4. Кроссворд по теме «Соединение деталей из древесины»
Задание: Отгадать кроссворд.
5
С |
7 | |||||
1 4 | Т | |||||
Р | ||||||
Ш | 2 | М | У | 6 | ш | |
У | О | Б | Л | |||
Р | Г | 3 | Л | ц | Ш | Я |
У | о | О | И | Л | П | |
П | Л | О | Т | Н | И | К |
О | С | О | А | Ц | А | |
В | Т | К | ||||
К | Р | |||||
А | И | |||||
ё |
П о горизонтали:
- Профессия человека работающего с древесиной больше на свежем воздухе, выполняющего грубую работу.
По вертикали:
- Крепёжная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой.
- Верхняя часть гвоздя.
- Острая часть гвоздя.
- Инструмент, с помощью которого соединяют заготовки на гвоздях.
- Приспособление для склеивания частей изделия.
- Углубление на шурупе для отвёртки.
- Часть гвоздя.
Занятие 11. «Склеивание и зачистка изделий из дерева.
Карточка №1 «Устройство струбцины»
Карточка №2. «Форма напильников и их назначение»
Задание: По форме напильников определить назначение напильника.
Форма напильников. | Назначение напильников. |
Занятие 12. «Выжигание, выпиливание лобзиком».
Карточка №1. «Устройство выжигателя»
Задание: Подписать части электровыжигателя.
Карточка №2. «Устройство лобзика».
Задание: Подписать части лобзика.