Кружковая работа в ДОУ
Программы дополнительной кружковой работы педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Веселый карандаш" | 82 КБ |
Кружок по эксперементальной деятельности | 28.12 КБ |
Кружок "Всезнайка" | 84.5 КБ |
Кружок "Веселые прописи" | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята решением педагогического совета от «____» _________ 20 _____ г. протокол № ____ | Утверждена приказом от «___» _____20 __ г. № _____ Заведующей МАДОУ № 30 __________ Ляпаева Т.П. |
Рабочая программа кружка
в старшей группе
«Всезнайка»
на 2019 – 2020 учебный год
(познавательное развитие)
Воспитатель: Исламова Л.Ф.
Актуальность.
«Развитость мелкой моторики влияет
на эмоциональное благополучие ребенка,
на его самооценку,
высокий уровень предотвращает
формирование школьных трудностей».
Большакова С. Е.
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития я организовала через кружковые занятия по программе "Золотые ручки»". Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Пояснительная записка
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам, штриховка цветными карандашами изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в рабочей тетради для старших дошкольников. Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.
Работа требует внимания, усидчивости и сосредоточенности. Во время занятия обязательно проводятся пальчиковые игры. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.
Структура занятий:
1 часть — Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть — Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
3 часть — Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе, графические диктанты.
Продолжительность занятия: 30 минут
Цель кружка: подготовка руки ребёнка к письму, и формирование художественного вкуса и практических трудовых навыков
Задачи:
- развитие логики и логического мышления;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие устойчивого внимания, учить ориентироваться на листе в клеточку;
- воспитание творческой активности;
- развитие зрительного восприятия.
Прогнозируемый результат:
- укрепить мышечный тонус кисти рук;
- развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;
- снизить утомляемость и повысить работоспособность.
Формы обучения: специально организованные занятия; совместная работа воспитателя с детьми вне занятий; совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Формы работы:
• индивидуальная
• фронтальная
• свободная самостоятельная деятельность самих детей;
• консультативная работа с родителями
Продолжительность занятия: 30 минут
Образовательная деятельность проводится с октября по май включительно, 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 32 часа в год.
Организовывается во время свободной деятельности детей, во 2-й половине дня.
ПЛАН РАБОТЫ
Октябрь | № 1 занятие | Пальчиковая игра «Пошли пальчики гулять». Штриховка (раскраска) Обведи по трафарету. | |
№ 2 занятие | Пальчиковая игра «Лодочка» Выкладывание узоров из счётных палочек. Продолжи узор (рабочая тетрадь «Клетки, точки и штрихи»). | ||
№ 3 занятие | Изображение животных ладошками Штриховка (раскраска). Упражнение в рабочей тетради «Клетки, точки и штрихи». | ||
№ 4 занятие | Массаж карандашом. Выкладывание узоров из счётных палочек. Графическое упражнение «Дождик». | ||
Ноябрь | № 5 занятие | Пальчиковая игра «Строим дом». Упражнение в рабочей тетради «Клетки, точки и штрихи». Рисование по клеточкам елки (графический диктант) | |
№ 6 занятие | Пальчиковая игра «Четыре братца». Графическое упражнение «Дождик». Штриховка (раскраска) | ||
№ 7 занятие | Пальчиковая игра «Пять пальцев». Продолжи узор (рабочая тетрадь «Клетки, точки и штрихи»). Игра «Волшебный мешочек». | ||
№ 8 занятие | Пальчиковая игра «Братцы». Рисование по клеточкам машины. Штриховка (раскраска). | ||
Декабрь | № 9 занятие | Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики». Рисование по клеточкам летящей птицы. Штриховка. | |
№ 10 занятие | Пальчиковая игра «Гости». Работа в рабочей тетради «Клетки, точки и штрихи». Штриховка (раскраска). | ||
№ 11 занятие | Пальчиковая игра по выбору детей. Рисование по клеточкам бабочки. Штриховка (раскраска). | ||
№ 12 занятие | Пальчиковая игра «Помощники». Работа в рабочей тетради «Клетки, точки и штрихи». Штриховка (раскраска). | ||
Январь | № 13 занятие | Пальчиковая игра «Моя семья». Работа в рабочей тетради «Клетки, точки и штрихи». Штриховка (раскраска). | |
№ 14 занятие | Пальчиковая игра «На блины». Рисование по клеточкам зонта. Штриховка (раскраска). | ||
№ 15 занятие | Пальчиковая игра «Баба Фрося». Выкладывание узоров из счётных палочек. Штриховка (раскраска). | ||
№ 16 занятие | Пальчиковая игра «Пришли солдаты на постой». Рисование по клеточкам ракеты. Штриховка (раскраска). | ||
Февраль | № 17 занятие | Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики». Выкладывание узора из счетных палочек. Рисование по клеточкам «Корабль». | |
№ 18 занятие | Пальчиковая игра «Гости». Работа в рабочей тетради «Клетки, точки и штрихи». Штриховка (раскраска) | ||
№ 19 занятие | Пальчиковая игра «Моя семья». Работа в рабочей тетради «Клетки, точки и штрихи». Штриховка (раскраска). | ||
№ 20 занятие | Пальчиковая игра «Братцы». Штриховка (раскраска). Рисование по клеточкам «Апельсин» | ||
Март | № 21 занятие | Изображение животных ладошками. Штриховка (раскраска). Упражнение в рабочей тетради «Клетки, точки и штрихи». | |
№ 22 занятие | Пальчиковая игра «Помощники». Работа в рабочей тетради «Клетки, точки и штрихи». Штриховка (раскраска). | ||
№ 23 занятие | Пальчиковая игра по выбору детей. Рисование по клеточкам ящерицы. Штриховка (раскраска). | ||
№ 24 занятие | Пальчиковая игра «Строим дом». Графическое упражнение (рабочая тетрадь «Клетки, точки и штрихи»). Рисование по клеточкам белочки (графический диктант). | ||
Апрель | № 25 занятие | Пальчиковая игра «Помощники». Работа в рабочей тетради «Клетки, точки и штрихи». Штриховка (раскраска). | |
№ 26 занятие | Пальчиковая игра «Братцы». Штриховка (раскраска). Дорисуй узор» (рабочая тетрадь «Клетки, точки и штрихи»). | ||
№ 27 занятие | Пальчиковая игра «Пришли солдаты на постой». Рисование по клеточкам ракеты. Штриховка (раскраска). | ||
№ 28 занятие | Пальчиковая игра «Братцы». Штриховка (раскраска). Рисование по клеточкам цветка. | ||
Май | № 29 занятие | Пальчиковая игра «Братцы». Штриховка (раскраска). Рисование по клеточкам зайца. | |
№ 30 занятие | Пальчиковая игра «Помощники» Работа в рабочей тетради «Клетки, точки и штрихи». Штриховка (раскраска). | ||
№ 31 занятие | Пальчиковая игра «Моя семья». Работа в рабочей тетради «Клетки, точки и штрихи». | ||
№32 занятие | Пальчиковая игра «Цветок» Работа в рабочей тетради «Клеточки, точки, штрихи» |
ЛИТЕРАТУРА:
- Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи. Рабочая тетрадь (Салмина Н.Г.)
- И.Е. Аверина «Физкультурные минутки в детском саду»
Предварительный просмотр:
Программа кружка
по экспериментальной и исследовательской деятельности в старшей группе № 9
« Любознайка»
на 2020 – 2021 учебный год
Воспитатель: Исламова Ляйсан Фэисовна
Актуальность:
На современном этапе к ребенку -дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Целью данной программы является:
- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования:
Задачи:
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)
- формировать у детей элементарные географические представления;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5 -6 лет. Срок реализации программы 1 год.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается,что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать
- расширять знания об объектах и их свойствах
Основными условиями детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т. д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Методические рекомендации:
Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Формы обучения: специально организованные занятия; совместная работа воспитателя с детьми вне занятий; совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Формы работы:
• индивидуальная
• фронтальная
• свободная самостоятельная деятельность самих детей;
• консультативная работа с родителями
Продолжительность занятия: 30 минут
Образовательная деятельность проводится с октября по май включительно, 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 32 часа в год.
Организовывается во время свободной деятельности детей, во 2-й половине дня.
Перспективно – тематический план по экспериментированию
5 -6 лет.
1 блок. «Волшебница - Вода». Октябрь.
1. «Свойства воды. Плавающая рыбка.»
Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму,познакомить с новыми свойствами: вода отталкивает мыльные жидкости. Технологические карты по свойствам воды, прозрачные емкости, красящие вещества, ножницы, средство для мытья посуды, лист картона, водостойкий маркер, стеклянная формочка для выпечки, вода.
2. «Вода – растворитель. Очищение воды.»
Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными материалами. Сосуды разного размера и формы, вода,растворители: стиральный порошок, мука, песок, соль, растительное масло, стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, воронки.
3. «Непотопляемая бумага, бумажная крышка».
Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем дать возможность узнать может ли воздух защитить бумагу от воды. Глубокая миска, бумажная салфетка, вода, стакан, лист бумаги, ножницы.
4. «Круговорот воды в природе».
Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды. Электрочайник, лед, вода, стекло, прозрачные емкости.
2 блок. «Горы, камушки, песок». Ноябрь
1. «Почему песок так хорошо сыплется.»
Дать возможность опытным путем увидеть свойства песка с которыми дети уже знакомы (сыпучесть, при добавлении воды клейкость,познакомить с новыми свойствами: песок может служить двигателем. Емкость с песком, вода, «мельничка», пустая емкость умеренной глубины.
2. «Песок – природный фильтр»
Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду). Прозрачные ёмкости, ёмкости с песком, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки.
3. «Какими бывают камни».
Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам Коллекция камней.
4. «Что такое горы? Почему разрушаются горы?».
Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы. Прозрачные емкости, емкости с песком и глиной, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней, глобус.
3 блок. «Что, как и почему?» Декабрь
1. «Термометр из бутылки».
Научить детей делать простейший термометр, который будет реагировать на изменения температуры окружающей среды. Стеклянная бутылка, фломастеры, лед, лист бумаги, скотч, пищевой краситель, вода (холодная, пластилин, миска среднего размера, соломинка для напитков, воронка, маркер.
2. «Как помогает исследованию стекло?»
Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, семена, листья деревьев, волокна шерсти животных.
3. «Почему предметы движутся».
Познакомить детейс физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. Небольшие машины, пластмассовые или деревянные шары, книги, неваляшка, резиновые, пластмассовые игрушки, кусочек мыла, стекла, микроскопы, листы бумаги, простые карандаши.
4. «Откуда берутся вихри?»
Опытным путем дать возможность разобраться, как образуется вихрь. Ножницы, пипетка, гуашь, циркуль, шило, спички, лист картона, вода, глубокая миска, стаканчик, кусочек пластилина.
4 блок. «Воздух - невидимка» Январь
1. «Воздух».
Расширять представления детей о свойствах воздуха: не видим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепит умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Лед, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник, ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насос.
2. «Почему дует ветер?»
Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый. Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.
3. «Почему в космос летают на ракете».
Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты.
5 блок. «Звук» Февраль
1. «О дрожалке» и «пищалке».
Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички.
2. «Как сделать звук громче»
Обобщить представления детей о физическом явлении - звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Расчёска с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч; музыкальные инструменты, сделанные детьми из бросового материала.
3. «Почему поет пластинка».
Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки-флейты. Пластика недолго играющая, рупор, карандаши, швейная игла, увеличительные стекла, соломинки для коктейля, ножницы, картинки – алгоритмы действий, проигрыватель для пластинок.
4. «Подводная лодка».
Опытным путем показать детям, что воздух имеет выталкивающую силу, может держать предметы на воде. Прозрачные стаканчики, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов.
6 блок. «Что такое микроскоп». Март
1. «Что такое микроскоп?»
Познакомить детей с исследовательским прибором - микроскопом, инструментами для работы с микроскопом, рассказать для чего он используется. Микроскоп, прозрачные пластины, чашка Петри, пинцет, скальпель, микрорезка.
2. «Исследуем репчатый лук».
Закреплять приемы работы с микроскопом, познакомить детей с новыми понятиями «Клетка», «Ядро», «Вакуоль», Цитоплазма», «Мембрана»,выяснить: почему от лука плачут. Микроскоп, закрытая пластина, скальпель, головка репчатого лука, бумага и карандаши для фиксации опыта.
3. «Волосы и шерсть».
Опытным путем изучить различия между волосом человека и шерстью животного, уточнить для чего нужны волосы и шерсть. Микроскоп, прозрачная пластина, пинцет, бумага, карандаши для фиксации опыта.
4. «Кристаллизация соли. Сахар в еде».
Опытным путем изучит кристаллы соли и сахара от первоначального вида, до вновь созданных, уточнить применение сахара и соли для жизни человека. Микроскоп, колбочки, флаконы, палочки для смешивания, бумага, карандаш для фиксации опыта.
7 блок. «Детективная лаборатория». Апрель.
1. «Исследование обуви»
Закреплять навыки работы с микроскопом, умение фиксировать проведение опыта, делать выводы по результатам деятельности. Микроскоп, прозрачные пластины, чистая белая ткань, скальпель, обувь для группы и уличная обувь, бумага, карандаши для фиксации опыта.
2. «Создание базы данных отпечатков пальцев».
Познакомить детей с наукой «дактилоскопия», инструментами и приборами необходимыми для снятия отпечатков пальцев. Штемпельная подушка, пипетка, небольшое количество воды, набор дактилоскопических карт, увеличительное стекло или лупа.
3. «Снятие отпечатков пальцев с предметов».
Опытным путем изучить методы снятия отпечатков пальцев с предметов. Фаянсовая чашка, угольный порошок, мягкая кисть, скотч, прозрачная пластина, лупа.
4. «Секретное послание».
Показать детям способы написания «невидимыми» чернилами, опытным путем выяснить от чего это происходит. Пробирки, палочка для смешивания, тонкая кисть, лист бумаги, утюг, лимон, молоко, чай.
8 блок. Самостоятельная исследовательская и опытническая деятельность детей. Май.
1. «Игры и опыты с водой и воздухом»
Закреплять знания детей о воде, умение проводить опыты самостоятельно по технологическим картам и картам фиксации опытов. Все необходимые материалы и оборудование для проведение опытов с воздухом и водой прописанные ранее.
2. «Игры и опыты с песком, почвой, камнями».
Закреплять полученные знания детей о песке, почве, камнях и умения проведения исследовательской и опытнической деятельности. Все необходимые материалы для работы с песком, почвой, водой описанные ранее, макеты рельефа.
3. «исследование с помощью микроскопа».
Закреплять умение детей в работе с микроскопом. Все необходимые материалы и оборудование для работы с микроскопом, технологические карты.
4. «Сюжетно-ролевая игра «Детективы».
Закреплять навыки исследовательской деятельности, умение детей распределять роли, взаимодействовать. Все необходимые материалы прописанные ранее.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
в средней группе
«Всезнайка»
на 2019 – 2020 учебный год
(познавательное развитие)
Воспитатель: Исламова Л.Ф.
Содержание:
- Пояснительная записка----------------------------------------------3стр.
- Цель и задачи программы------------------------------------------3-4стр.
- Принципы работы, методы и приемы, оборудование------5 стр.
- Тематическое планирование по месяцам-----------------------6-12стр.
- Список литературы---------------------------------------------------7 стр.
Пояснительная записка:
Направление: познавательное развитие
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цели и задачи:
Цели кружка «Всезнайка»: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.
Задачи деятельности кружка «Всезнайка:
1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
- развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
- развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Принципы работы:
- Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
- Принцип погружения в проблему
- Принцип взаимности и доброжелательности
Методы и приемы:
- словесный
- наглядный
- практический (организация продуктивной деятельности детей)
Оборудование:
для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), шило, зеркало, стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, свеча, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.
для творчества:
- бумага белая и цветная, картон
– акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;
– пластилин,
– салфетки;
Тематическое планирование по месяцам
Месяц | Тема | Программное содержание (цели, задачи) | Образовательные области | Планируемые результаты |
Сентябрь «Мир песка» | Занятие №1 -2 Познание «Песочная страна»
| Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? (выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость) .
| Познавательное развитие: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. |
Занятие №3-4. Практика Рисование песком: «Разнообразные фигуры» | Учить детей изображать рисунок с помощью песочной технике.
| Познавательное развитие: формирование представлений детей о песчаной пустыне как среде обитания животных и растений. | Детские работы из песка | |
Октябрь «Мир растений»
| Занятие №1-2. Познание Значение воды в жизни растений Опыт: №1 «Растения и вода» №2 «Скользкие листья» | Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений, теряют ли листья влагу? | Познавательное развитие: расширять знания о состоянии растений осенью. Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов |
Занятие №3-4. Практика Рисование «Осенний цветок» | Учить детей видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета; передавать увиденное в своем рисунке | Познавательное развитие: дать представления о значении листьев в природе. | ||
Ноябрь «Мир воды» | Занятие №1-2. Познание Опыт №1«Теплая капелька» | Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой. | Познавательное развитие: учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных обозначающих свойства воды. | Умеют называть состояние воды, используя в речи имен прилагательных, согласовывая их с именами существительными |
| Занятие №3-4. Практика «Волшебная кисточка» Чтение Н.А. Рыжова «Жила-была река» | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. формировать представление детей о значимости чистой воды в жизни человека, проблеме загрязнения. | Художественно-эстетическое направление. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. | Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. |
Декабрь «Мир воздуха» | Занятие №1-4. Познание Поиски воздуха Опыт №1 «Тепло в воздухе» Опыт №2 «Сколько весит воздух?» Опыт №3 «Всюду воздух» | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.) Познавательное развитие: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность. | Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. |
Январь «Мир камней» | Занятие №1-2. Познание Опыт №1 «Почему камни бывают» разноцветными? Опыт №2 «Как вода камень разрушает?» Опыт №3 «Плавучий камень» | Показать детям с помощью пластилина каменные пласты, которые образуются миллионами лет. Смоделировать силу и воздействия воды Показать детям, что пемза плавает и не тонет в воде. | Познавательное развитие: расширять знания о разнообразии камней в природе, их значением в жизни человека, с природными и искусственными камнями. Речевое рпазвитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Умеют называть свойства камней. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. |
Занятие №3 Практика «Камни пишут и рисуют» | Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем, углем. | Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств, камней. | Детские работы | |
Февраль «Мир температуры» | Занятие №1-2. Познание Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка; | Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. | Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров Речевое развитие: расширять словарный запас детей. | |
| Занятие №3-4. Практика Изготовление модели «Термометр» | Учить детей показывать температуру выше или ниже нуля с помощью модели. |
| |
Март «Мир химии» | Занятие №1-2. Познание Опыт №1 Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень». | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. | Познавательное развитие: знакомить детей с мельчайшими организмами (грибками) Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей. | Проявляют интерес к окружающей нас среде. |
| Занятие №3-4. Опыт №2 «Красочный сахар» | Учить детей с помощью пищевых красителей получать красочный сахар | Речевое развитие: учить строить предложения грамматически правильно | |
Апрель «Мир космоса» | Занятие №1-2. Познание Опыт№1 «Полет в космосе» Беседа и просмотр презентации «Что такое метеориты?» | Учить детей делать планирующую машину Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли | Познавательное развитие: знакомить детей с космическими предметами. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов |
| Занятие №3-4. Практика Аппликация «Ракета» | Учить детей делать работы в технике обрывания, развивать моторику рук | Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве | Детские работы |
Май «Мир солнца» | Занятие №1-2 Познание Опыт №1 с парафином (кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки) Опыт №2 «Граненое стеклышко» (деталь от хрустальной люстры), зеркало.
| Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина. Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. | Познавательное развитие: формировать у детей представление о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Речевое развитие: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. | Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями. Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. |
| Занятие №3-4. Практика Поделка «Солнышко» | Научить новым приемам ручного труда, работе с ножницами. | Познавательное развитие: дать представления о значении солнца как источника света и тепла в жизни всего живого. Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Поделки, выполненные своими руками |
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.
2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.
3. Энциклопедия «365 научных экспериментов»
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
В подготовительной группе
«Веселые прописи»
на 2021– 2022 учебный год
Воспитатель: Исламова Л.Ф.
Пояснительная записка
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки
Занятия по обучению письму, действительно, самые трудные. Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растет нелюбовь к этому занятию. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых - «не хочу», во-вторых - «не могу».
Для предотвращения перечисленных трудностей, в группе организован кружок «Веселые прописи» по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На кружковых занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:
- Укрепление руки, улучшение координации движений;
- Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
- Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
- Умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
- Поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
- Снижение психологической нагрузки ребенка.
Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Задачи:
1.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.
3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.
6.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
7.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Формы и методы работы
- Дидактические игры и игровые упражнения.
- Занимательные задания и игры-соревнования.
- Изобразительная и творческая деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации
Условия реализации программы
1.Систематическое проведение занятий.
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Структурные элементы занятий
- Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.
- Штриховка, графические упражнения.
-Упражнения на ориентацию на плоскости листа.
- Повторение изученного, учет результатов обучения.
Структура занятий
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:
пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
4 часть - Итог.
Продолжительность занятия: 30 минут
Образовательная деятельность: проводится с сентября по май включительно,1 раз в неделю, 4 раза в месяц.
Организовывается в свободной деятельности детей , во второй половине дня.
Предполагаемый результат освоения программы:
К концу года дети должны знать и уметь:
Знать | Уметь |
Знать гигиенические правила письма | Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме. |
Знать правильное расположение тетради и ручки при письме. | уметь правильно держать ручку, карандаш. |
Знать правила штриховки. | Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради. |
Знать правила работы с тетрадью. | Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила. |
Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры. | |
| Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.
|
Перспективный план работы кружка «Веселые прописи»
Месяц | Неделя | Содержание работы | Цель |
Сентябрь | 1 | -Пальчиковая гимнастика; -Выкладывание фигурок из палочек; -Работа в тетради в большую клеточку. | Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.) |
2 | -Пальчиковая гимнастика; -Выкладывание фигурок из палочек; -Работа в тетради в большую клеточку. | Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке. | |
3 | -Пальчиковая гимнастика; -Работа со шнуровкой; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке. | |
4 | -Пальчиковая гимнастика; -Работа со шнуровкой; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. | Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке. | |
Октябрь | 1 | -Пальчиковая гимнастика; -Работа со шнуровкой; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях . | Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали. |
2 | -Пальчиковая гимнастика; -Выкладывание фигурок из палочек; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. | Формирование умения размещать внутри клеточки круг. | |
3 | -Пальчиковая гимнастика; -И/У «Преобрази фигуру»; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. | Учить соединять углы клеточек по диагонали. | |
4 | -Пальчиковая гимнастика; - И/У «Преобрази фигуру»; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. | Учить вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. | |
Ноябрь | 1 | -Пальчиковая гимнастика; -Работа со шнуровкой; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести. (прямоугольники) |
2 | -Пальчиковая гимнастика; -Штриховка геометрических фигур; -Работа в прописях. | Учить штриховать предметы в заданном направлении. | |
3 | -Пальчиковая гимнастика; -Штриховка геометрических фигур; -Работа в прописях. | Учить штриховать предметы в заданном направлении. | |
4 | -Пальчиковая гимнастика; -Штриховка геометрических фигур; -Работа в прописях. | Учить штриховать предметы в заданном направлении. | |
Декабрь | 1 | -Пальчиковая гимнастика; -Штриховка геометрических фигур; -Работа в прописях. | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы). |
2 | -Пальчиковая гимнастика; -Штриховка геометрических фигур; -Работа в прописях. | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники). | |
3 | -Пальчиковая гимнастика; -Копирование фигур по клеточкам; -Работа в прописях. | Закреплять графические навыки. Развитие ориентировки на листе бумаги. | |
4 | -Пальчиковая гимнастика; -Работа со шнуровкой; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. | Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке | |
Январь | 2 | -Пальчиковая гимнастика; -Копирование фигур по клеточкам; -Работа в прописях. | Закреплять графические навыки. Развитие ориентировки на листе бумаги. |
3 | -Пальчиковая гимнастика; -Копирование фигур по клеточкам; -Работа в прописях. | Закреплять графические навыки, развитие ориентировки на листе бумаги. | |
4 | -Пальчиковая гимнастика; -Копирование фигур по клеточкам; -Работа в прописях. | Закреплять графические навыки, развитие ориентировки на листе бумаги. | |
Февраль | 1 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. |
2 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
3 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
4 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
Март | 1 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. |
2 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
3 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
4 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
Апрель | 1 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. |
2 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
3 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
4 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
Май | 2 | -Пальчиковая гимнастика; -Копирование фигур по клеточкам; -Работа в прописях. | Закреплять графические навыки, развитие ориентировки на листе бумаги. |
3 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. |
Для отслеживания эффективности работы кружка два раза в год проводится диагностика по следующим критериям:
- Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику.
- Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила.
- Умение правильно выполнять звуковой диктант.
- Умение правильно держать в руке ручку.
- Умение ориентироваться на плоскости.
- Соблюдение правил гигиенических требований для письма.
Способы проверки знаний, умений, навыков.
3 балла – полностью соответствует критерию.
2 балла - частично соответствует критерию.
1 балл – не соответствует критерию.
Программа кружка
по подготовке детей к школе
в подготовительной группе № 9
« Веселые прописи»
на 2021 – 2022 учебный год
Воспитатель: Исламова Ляйсан Фэисовна