Воспитательная работа
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. Однако основная роль в обеспечении воспитательного процесса принадлежит — классному руководителю.
Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.
Классное руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и сложнейших вопросов воспитания школьника. И поэтому её рассмотрение вдвойне интересно: оно позволяет раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и выверить школьные традиции организации воспитания детей, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически точного и ясного практического воплощения научно-педагогических идей. Вместе с тем, необходимо отметить, что на современном этапе развития системы образования становится актуальной проблема поиска новых условий организации, содержания деятельности классного руководителя для эффективной работы в области воспитания школьников. Основная задача педагога - помочь ребёнку в его развитии, и педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех человеческих сфер. Совокупное воздействие на них оказывают методы воспитания. В целях воздействия на интеллектуальную сферу для формирования взглядов, понятий, установок, используются методы убеждения, предполагающие разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.
Цель моей работы в качестве классного руководителя – воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости и самоценности, необходимости участия в жизни общества. В основу моей деятельности положена технология Г. Селевко «Саморазвитие личности школьника», позволяющая стимулировать активность школьника, направленную на него самого, на его потребность совершенствовать себя, стать хозяином своих эмоций, поступков, характера, а стало быть, и судьбы.
Основными направлениями моей воспитательной работы как классного руководителя являются:
1. Здоровье сберегающее - использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. привитие умений соблюдать безопасное сосуществование в окружающем мире, знакомство с основами медицинских знаний, оказание первой помощи.
2. Нравственное - обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
3. Организация досуга - создание условий для проведения обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности. Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности
4. Интеллектуальное - оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
5. Трудовое - привитие основ самообслуживания, самоорганизации.
6. Патриотическое - формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Направления реализуются мною, как в ходе внеклассных мероприятий, классных часов, так и в личных беседах с каждым обучающимся и группой детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaelnoy_raboty_6-9_klass.doc | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Раздел. Паспорт программы
Наименование программы | «Мы разные, но мы вместе» |
Срок реализации программы | 2016 – 2020 гг. |
Основные разработчики программы | Михалева Наталья Александровна, классный руководитель, учитель математики |
Обоснование Программы | ФЗ -273 Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС ООО |
Социальный заказ | Родители класса |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели | Цель: «Воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию» Задачи: 1. Создание эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками. 2. Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. 3. Развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе. 4. Формирование целостного восприятия родителями общественной деятельности детей. |
Перечень основных направлений | Гражданско-патриотическое Учебная деятельность Физкультурно-оздоровительное и экологическое Художественно-эстетическое Трудовое Семья Нравственное Самоуправление |
Исполнители | Классный руководитель Учащиеся класса Родители учащихся |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - творческая, образованная личность, способная к самореализации; - подготовить учащихся к профессиональному и социальному самоопределению; - повышение уровня социальной активности и инициативы школьников; - эффективные формы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. |
Система организации контроля за выполнением программы | Контроль за реализацией Программы осуществляется: - администрацией МБОУ «Тарбагатайская СОШ» - классным руководителем - методическим объединением классных руководителей МБОУ «Тарбагатайская СОШ» - родителями класса |
Программа развития классного коллектива « Мы разные, но мы вместе»
Хорошим воспитателем может
стать только тот, кто верит,
что его ученики, в сущности,
прекрасные дети, что хорошее
в них обязательно победит,
надо только помочь им в этом.»
(В.А.Сухомлинский)
Раздел II Содержание Программы
2. 1. Пояснительная записка
.
Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины.
Многогранны виды деятельности, в которые вовлекает школьников классный руководитель. Это и общественно полезные дела, и трудовые десанты, и обсуждение книг, спортивные соревнования. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном, познавательном развитии и воспитании ребят, важно верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера, чувства коллективизма. Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат, которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой должен стать коллектив. Без создания и воспитания коллектива педагог бессилен, т.к. он один не в состоянии организовать постоянное влияние на личность каждого учащегося.
Данная программа нацелена на объединение учащихся в единый коллектив с сохранением индивидуальности каждого. Моя миссия заключается в создании единого и сплоченного коллектива, формировании и раскрытии творческой индивидуальности личности подростка. Школа – это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, воспитывающее настоящего гражданина.
В программе отведено место каждому ребенку моего класса. Я как классный руководитель в своей деятельности исхожу из положения, что каждый ребенок моего класса одарен и талантлив.
Программа развития класса предназначена для определения направлений развития коллектива учащихся класса. Сохраняется социальная напряженность в обществе, продолжаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Наблюдаются всплески насилия и терроризма. Именно школа имеет реальную возможность приостановить деструктивные процессы в обществе и помочь сформировать у школьников толерантное поведение, веротерпимость, миролюбие.
В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет:
Систему базовых национальных ценностей.
Современный национальный воспитательный идеал.
Социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных ценностей: патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семьи, здоровья, труда и творчества, науки, искусства и литературы, природы.
2.2. Обоснование Программы. Цели и задачи Программы
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.
Почему же я выбрала такое название? Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
В реализации программы воспитания нужно предусмотреть участие своих ребят в различных делах школы и класса, но в то же время избрать в качестве приоритетного – существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
Цель программы развития классного коллектива: воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию.
Данная цель воспитания выбрана не случайно:
она соответствует ФЗ – 273 Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»: раскрытие личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни и подготовке ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны.
Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Данная цель соответствует запросам родителей и учеников. Выяснилось, что желания родителей во многом совпадают с желаниями детей. Многие видят себя с высоким культурным и интеллектуальным уровнем развития, с богатым внутренним миром, с необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональном ориентировании, выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.
Задачи:
1. Создание эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками.
2. Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения.
3. Развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе.
4. Формирование целостного восприятия родителями общественной деятельности детей (стереотип нужности, необходимости).
Условием достижения цели является четкое соблюдение следующих заповедей воспитания:
1. Не навреди.
2. Хорошее настроение и спокойствие приведут к намеченной цели.
3. Определи, что ты хочешь от своих детей, узнай их мнение на этот счет.
4. Учитывай уровень развития учащихся.
5. Предоставь самостоятельность ребенку.
6. Создай условия для осознанной деятельности.
7. Не упусти момент первого успеха ребенка
2.3. Сроки. Механизм реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2016 – 2020 учебный год.
Участники Программы.
- Классный руководитель.
- Учащиеся.
- Родители.
- Социальный педагог.
- Психолог.
- Учителя-предметники.
Управление Программой осуществляет классный руководитель. В основу Программы положена коллективная творческая деятельность детей, педагогов, родителей.
Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.
Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.
6-й класс 2016-2017 учебный год
Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои
поступки.
Форма организации классных дел:
-Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
-Апробация элементов самоуправления (советы дела, КТД).
-Коллективное планирование .
-Развитие чувства коллективизма.
-Поощрение инициативы.
-Развитие ценностных представлений и отношений.
-Содействие личностному развитию учащихся.
-Формирование навыка коллективного анализа.
-Развитие навыков социального взаимодействия.
7-й класс 2017-2018 учебный год
Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои
поступки.
Форма организации классных дел:
-Развитие самоуправления учащихся.
-Коллективное планирование, коллективный анализ.
-Содействие личностному развитию учащихся.
-Организация социально значимой деятельности.
-Развитие навыков социального взаимодействия.
-Развитие ценностных представлений и отношений.
8-й класс 2018-2019 учебный год
Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности.
Формы деятельности: тематические беседы, викторины, конкурсы, вечера, психологические тренинги
-Формирование потребности в творческой деятельности.
-Самоуправление учащихся.
-Коллективный анализ, коллективное планирование.
-Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
-Работа творческих групп.
-Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
-Развитие навыков социального взаимодействия.
-Развитие навыка социального проектирования.
-Развитие ценностных представлений и отношений.
9-й класс – 2019-2020 учебный год
Цель: создание условий для самореализации учащихся
Форма деятельности: организация спецкурсов, уголка выпускника, создание банка Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; заседание экспертной группы; форумы, симпозиумы; образовательные интеллектуальные игры, соревнования; викторины; экскурсии.
-Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
-Самоуправление учащихся.
-Работа творческих групп.
-Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
-Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
-Социальное проектирование.
-Развитие ценностных представлений и отношений.
2.4. Условия успешной реализации программы
Кадровые:
Учителя первой и высшей квалификационной категории работающие в классе, педагог – психолог, педагог дополнительного образования.
Методические:
- методические разработки,
- наглядные пособия,
- использование эффективных методик;
- инструктажи по технике безопасности.
Материально-технические:
- оборудование кабинетов отвечает санитарно – гигиеническим нормам;
- наличие инструментария и материалов;
- наглядность.
- методические пособия, книги.
- оформление стендов,
- ТСО.
Психологические:
- доброжелательность на занятиях,
- индивидуальный подход,
- укрепление здоровья,
- создание обстановки доверия, сотрудничества в коллективе ребенок- педагог – родитель,
- учет возрастных особенностей ребенка,
- личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком,
- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребёнка с его собственными вчерашними достижениями),
- стимулирование деятельности детей.
Организационно-диагностические:
- проведение групповых и индивидуальных занятий;
- возможность сотрудничества с коллективами других классов;
- проведение индивидуальных занятий;
- корректировка программы в зависимости от способностей и уровня развития воспитанников, их интересов.
2.5. Педагогические принципы и подходы реализации Программы
Работая над программой, я училась быть в постоянном творческом поиске эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками.
Педагогические принципы и подходы
Программам построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образовательную, нравственно и физически здоровую личность.
Принцип гуманистического воспитания. Обьединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнёрства, уважения и доверия.
Принцип личностно-ориентированного воспитания. В основе лежит признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, какой он есть, отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип успешности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает возможности.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического потенциала и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает
2.6. Основные направления реализации Программы
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления. Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах:
- Направление «Гражданско-патриотическое».
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
- Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
- Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
- Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
- Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
- Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
- Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.
Формы:
- Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.
- Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
- Организация и проведение встреч с интересными людьми.
- Организация и проведение встреч с участниками войны;
- Организация и проведение экскурсий;
- Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.
- Направление “Учебная деятельность”
Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.
Задачи:
- Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
- Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
- Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.
Формы.
- Воспитание потребности учиться.
- Воспитание ответственности за выполненную работу.
- Реализовывать индивидуальные задатки и способности.
- Стараться участвовать во всех олимпиадах, конкурсах
- Направление " Физкультурно-оздоровительное и экологическое”
Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности , содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир
Задачи:
- Создание условий для физического развития учащихся.
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
- Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
Формы:
- Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
- Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
- Организация и проведение походов, поездок.
- Организация и проведение экскурсий в заповедники, парки.
- Организация и проведение встреч с интересными людьми
- Направление “Художественно-эстетическое”
Цель: способствует развитию потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности
Задачи:
- Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
- Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.
Формы:
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Сбор материалов и выпуск классных газет.
- Подготовка и съемки классных клипов, роликов и фильмов.
- Организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов.
- Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
- Организация и проведение литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников.
- Организация и проведение выставок работ школьников.
- Организация и проведение встреч с интересными людьми.
- Организация и проведение экскурсий, походов, поездок по историко-культурным центрам Челябинской области.
- Посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.
- Направление “Трудовое”
Цель: способствовать формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности
Задачи:
- Воспитание потребности трудиться.
- Воспитание ответственности за выполненную работу.
Формы:
- Организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов.
- Организация и проведение дежурства по классу, по школе.
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Организация и проведение походов, поездок;
- Организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки.
- Организация и проведение трудовой практики.
- Направление “Нравственное”
Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
- Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
- Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
- Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Формы:
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Формирование и развитие классных традиций.
- Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
- Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
- Организация и проведение классных праздников.
- Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.
- Направление “ Семья”
Цель: способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям
Задачи:
- Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.
- Стараться хранить семейные традиции формировать традиции класса.
Формы:
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Организация и проведение бесед, тематических классных часов.
- Организация и проведение походов, поездок с участием семей, друзей и родных ребенка.
- Формирование традиций класса.
- Просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок.
- Организация и проведение семейных праздников.
- Организация взаимного творчества детей и родителей.
8 Самоуправление.
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать следующую модель ученика основной школы:
- Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
- Активная гражданская позиция.
- Творческая личность.
2.7. Взаимосвязь семьи и школы
Сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Старшие подростки впервые “открывают для себя родителей” и начинают предъявлять им чрезвычайно высокие требования.
Родители осознаются подростками как люди, обеспечивающие их настоящее и будущее. В связи с этим подростки очень эмоционально и заинтересованно относятся к своим отношениям с родителями, социальному статусу отца и взаимопониманию с матерью. Однако процесс взаимоотношений имеет одностороннюю направленность — подростки требуют от родителей внимания, понимания, поощрения. Собственные проблемы родители “пусть решают сами”, подросток лишь оценивает успешность таких решений. Нет готовности пойти навстречу родителям, что-то дать, “поделиться собой”. В большинстве случаев присутствует ориентация не только на то, чтобы “взять” от родителей, но и на то, чтобы “дали”, сводя собственную активность к нулю.
В семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки формулируют его как отношение “не до тебя”. В половине случаев в отношении подростков к родителям присутствует явная или скрытая враждебность
Взаимосвязь школы и семьи также очевидна. Педагогическая деятельность должна быть направлена на установление благоприятных условий для развития личности школьника, для чего требуется совместно с родителями создать для ребенка атмосферу психологического комфорта. Школа и семья должны предъявлять единые требования к процессу воспитания личности учащегося. Это значит, что родители должны быть непросто сторонними наблюдателями в процессе воспитания и обучения, они должны принимать самое активное участие в жизни школы и стать единомышленниками, помощниками педагогов и своих детей.
Основная задача этого направления:
- организация педагогической деятельности, направленной на укрепление взаимодействия семьи и школы, как основы создания благоприятных условий для развития личности ребенка.
Для этого в нашей школе проводятся следующие мероприятия:
-общешкольные и классные родительские собрания,
- день открытых дверей,
- индивидуальные консультации, беседы родителей с педагогами, помощь социально-психологической службы
- заседания родительского комитета,
- совместные вечера отдыха, для которых ребята сами готовят концертные программы,
- совместное творчество родителей и детей, участие творческих работ в различных выставках и конкурсах
- дни здоровья.
2.8. Индивидуальная работа с учащимися
1. Работа с одаренными детьми:
- собеседование с учителями, работающими в классе;
- организация участия детей в школьных олимпиадах;
- мониторинг уровня интеллектуального развития детей.
2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
- организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
- организация индивидуальной творческой деятельности;
- создание условий для самовыражения;
- включение в общешкольное воспитательное пространство.
3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
- собеседование с родителями;
- собеседование с психологом;
- наблюдение и особое внимание, коррекция;
- организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
4. Работа со слабоуспевающими учащимися.:
- собеседование с родителями;
- собеседование с психологом;
- контроль социального педагога;
- контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
- вовлечение в творческую деятельность;
- собеседование с учителями, работающими в классе;
- наблюдение и коррекция поведения.
2.9. Профилактическая работа
- Работа с родителями.
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Родители нашего класса причастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, спортивных соревнованиях, оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников и т.д.
Мы – вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!
Принципы взаимной деятельности:
- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
1. Изучение условий семейного воспитания:
- посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
- особенности семейного воспитания;
- беседы, анкетирование родителей;
- сочинения учащихся о семье;
- конкурс творческих работ учащихся совместно с родителями.
- формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
- родительские собрания;
- информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
- приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
- регулярная проверка дневников.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом:
- помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
- помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;
- с учреждениями дополнительного образования.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
- родительские собрания;
- заседания родительского комитета;
- записи через электронный дневник в системе «Школьный портал»
6. Работа с педагогами, работающими в классе:
-изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
-изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
-выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
-развитие коммуникативных умений педагогов;
-сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
-помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
-проведение малых педагогических советов;
-индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
-привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
2.10. Формы и методы организации деятельности
Формы организации деятельности:
- групповая (обеспечивает учет дифференцированных запросов учащихся, происходит активное сотрудничество учащихся в процессе деятельности и становление внутриколлективных отношений на нравственной основе общения);
- парная (позволяет организовать взаимное обучение, обмен ответами, осуществлять взаимоконтроль, учитывать темп и стиль работы каждого, учащиеся помогают друг другу разобраться в ошибках);
- фронтальная (позволяет одновременно обучить большое количество учащихся, активно управлять их восприятием информации, систематическим закреплением, повторением, непосредственно общаться со всеми учащимися, вовлекать их в обсуждение проблем, вести дискуссию, корректировать ответы учащихся);
- индивидуальная (позволяет полностью приспособить обучение к личным особенностям учащегося; создаются благоприятные условия для развития способностей и склонностей каждого учащегося, реализации его индивидуальных интересов и потребностей).
Методы, используемые в работе:
- проектирование, моделирование, конструирование при постановке цели;
- структурирование, нормирование при планировании;
- распределение по группам, регулирование, распределение ролей при организации работы;
- побуждение, создание ситуации успеха, внушение, поощрение, стимулирование, поддержка при мотивации;
- адаптация, сотрудничество, доверие, диалог, монолог при выполнении коммуникативных функций;
- переучивание, убеждение, личный пример, упражнение, тренинг при формировании сознания;
- сбор данных, систематизация, анализ, обобщение при контроле;
переубеждение, переучивание при коррекции.
- Организация КТД (коллективное творческое дело), единой целью которого становится создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, раскрытие и развитие индивидуальных творческих сил человека в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.
Задачи:
создание условий для равного проявления учащимися класса индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
развитие способностей адекватно оценивать свои достижения и достижения других, радоваться своим успехам и огорчаться в случае неудач других;
использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становления эстетических понятий.
Что значит КТД?
- Оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;
- Осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива воспитанников и воспитателей, то есть является общей заботой;
- Оно предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.
Условия наиболее успешного КТД?
1. Предварительная работа.
Определяется роль данного КТД в решении конкретных воспитательных задач, готовятся варианты, которые будут предложены на выбор воспитанникам.
2. Коллективное планирование КТД.
Оно осуществляется на сборе-старте, который решает такие задачи:
- Для кого провести это дело;
- Как лучше его провести;
- Кому участвовать;
- Кто войдет в совет дела;
- Кто будет руководить;
- Где и когда провести дело?
В конце сбора все предложения сводятся в единый план с указанием ответственных.
3.Коллективная подготовка дела.
Уточняется планирование, организуется выполнение плана, поощряется инициатива каждого участника. Воспитатели помогают воспитанникам.
4. Проведение КТД.
Главная задача - незаметно помочь преодолеть трудности при отклонении от плана, при явных ошибках участников, а главное -возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.
5. Коллективное подведение итогов КТД.
Для этого проводится сбор-огонек, в ходе которого участники КТД отвечают на следующие вопросы:
- Какими мы были?
- Что было хорошего? Что получилось?
- Что было плохого? Почему?
- Что надо сделать, чтобы было лучше?
- Как нам жить дальше?
6. Ближайшие последствия КТД.
Идет переосмысление результатов КТД, задумываются новые КТД.
2.11. Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно
- Работа с опаздывающими учащимися и выяснение причин отсутствия учащихся.
- Организация и контроль питания учащихся.
- Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
- Встреча с учащимися для выяснения психологического климата, настроя на учебную деятельность, состояния здоровья.
- Индивидуальные беседы с учащимися.
- Организация и контроль дежурства в классе.
- Проверка и отметка посещаемости.
Еженедельно
- Проверка дневников учащихся.
- Проведение информационно-воспитательного часа.
- Проведение внеклассных мероприятий в классе (по плану).
- Работа с учителями-предметниками, социальным педагогом, психологом, медсестрой (по ситуации).
- Работа с родителями (по ситуации).
Каждый месяц
- Проведение тематического классного часа.
- Посещение уроков в своём классе.
- Консультации у социального педагога.
- Присутствовать на совещаниях при директоре и заместителях директоров.
- Посещение на дому учащихся и оформление актов.
Один раз в четверть
- Оформление классного журнала по итогам четверти.
- Принимать активное участие в заседаниях МО классных руководителей.
- Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
- Проводить родительское собрание.
Один раз в год
- Готовить статистические данные класса (списки, социальный паспорт, психолого-педагогические характеристики и т. д.)
- Оформлять личные дела.
- Проводить анализ и составлять план воспитательной работы.
- Документация и отчётность.
- Классный журнал, включая электронный в системе «Школьный портал»
- Личные дела учащихся.
- Педагогический дневник классного руководителя.
- План воспитательной работы с классом.
Раздел 3 Ожидаемые результаты Программы развития
3.1. Ожидаемые результаты
Успешная и полная реализации Программы позволит воспитать Личность:
-социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
-умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
-потребность в творческой самореализации;
-умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным, на основе возрастных особенностей детей можно выделить три этапа воспитания:
I этап - 11 – 12 лет.
Наряду с существующими приоритетами в обществе, есть качества которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).
II этап – 13 – 14 лет.
Дальнейшее совершенствование этих качеств.
III этап - 14 – 15 лет.
Индивидуальная корректировка качеств.
По мере реализации данная программа корректируется.
Результатом данной программы является ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.
- Помочь учащимся поставить перед собой цель и стараться достичь её.
- Помочь человеку быть творцом.
- Формировать активную гражданскую позицию личности.
- Воспитывать любовь к людям.
- Воспитывать у учащихся собственное достоинство, уметь противопоставит себя унижению.
- Воспитывать трудолюбивую личность.
- Воспитывать у учащихся патриотизм, гордость за свою Родину.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
- Воспитывать у учащихся волю и выносливость.
- Воспитывать у учащихся здоровый образ жизни.
Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:
- воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
- образовательный результат – приобретенные ребенком знания и умения;
- практический результат - то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.
Формирование коллектива, эмоционально насыщенного общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям, способного эффективно использовать формы проведения КТД .
Привлечение активного и инициативного коллектива – организатора всех КТД, имеющего образовательную и воспитательную силу по формированию ученического самоуправления в своём коллективе.
Воспитание коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего отечества, бережно хранящий традиции своего народа в контексте с его духовной культурой.
Модель выпускника.
Выпускник основной школы МБОУ «Горская средняя общеобразовательная школа»:
- интеллектуальная конструктивно-деятельная и социально-ответственная личность, способная жить и трудиться в современном обществе.
- подготовлен к жизни в поликультурной среде, воспитан в духе уважения к другим народам, имеет толерантное поведение.
Основные показатели зрелости выпускника МБОУ «Горской средней общеобразовательной школы»:
- сознательное отношение к своему здоровью («человек здоровый»)
- подготовленность к познавательной деятельности («человек обучающийся»);
- творческое отношение к общественной жизни («человек общественный»).
- подготовленность к реализации сферы досуга («человек отдыхающий»)
3.2. Риски в реализации программы и их устранение
Риски:
- данная программа не заинтересует коллектив;
- родители будут против участия в программе.
Стратегии.
- Cоздание оптимальных условий для раскрытия личностного потенциала каждого ребёнка.
- Привлечение родителей к управлению воспитательным процессом в рамках класса.
- Создание условий для эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон.
- Формирование навыка планирования и анализа собственной деятельности (ученики).
- Повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов).
- Развитие социальных навыков (все группы участников):
- чтобы ребёнок не терял веры в свои силы;
- не стеснялся сомневаться;
- не чувствовал, что у него что-то не получается;
- чтобы ребёнок свободно размышлял вслух, думал, анализировал, доказывал, спорил.
Раздел IV Оценка эффективности Программы
4.1.Эффективность Программы
В характеристике функционирования системы социального типа особое место отводится определению эффективности. Эффективность свидетельствует о способности системы к реализации цели и осуществлению возложенных на неё функций. Когда говорится об эффективности воспитательной системы, то, прежде всего, ведется речь о результативности воспитательного процесса в классе.
В ходе работы применяются различные формы: наблюдения, анализ, анкетирование, тестирование, опрос. Примеры анкет представлены в приложении
- Методика выявления коммуникационных склонностей учащихся. Составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой (Приложение № 1).
- Методика С.М. Петровой «Пословицы» Цель: определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. (Приложение №2).
- Методика Изучение эмоционально-психологического климата (ЭПК).
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. (Приложение №3).
- Инструментарий мониторинга воспитательной работы. Цель – определение уровня воспитанности учащихся. (Приложение №4.
- Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. ( Андреев А.А.) (Приложение№5).
Каждый вид работы, проведённой классным руководителем с детьми, должен быть подвергнут доскональному анализу с точки зрения достижения поставленных целей. При этом должны быть выявлены допущенные ошибки, чтобы не повторить их при выполнении аналогичного вида работы. Аналитическая работа позволяет выявить закономерности, результаты, проблемы, положительные и отрицательные тенденции, определить уровень и динамику развития.
12. Литература
- Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию
5 –11 классы В.А. Великородная, О.Е. Жиренко Москва, «ВАХО», 2012.
- Модульный курс профилактики курения 5 –11 классы Москва, «ВАХО», 2013г.
- Справочник классного руководителя 5-11 классы Н.И. Дереклеева, Москва, «ВАКО», 2012г
4. Педагогическое диагностирование нравственной воспитанности учащихся. Самара, Сам ГПУ, 2011г.
5. Воспитательная работа (опыт, рекомендации, документы).
Ростов-на-Дону, Феникс, 2012г.
6. Классные часы: 5-6 класс/ Авт-сост. А.В. Давыдова,- М:ВАКО, 2012.
7. .Классные часы: 7 класс/ Авт-сост. А.В. Давыдова,- М:ВАКО, 2012.
Интернет-ресурсы
- http://www.it-n.ru/
- http://www.uchportal.ru
- http://uroki.net/docklruk.htm
- http://bespalovaev.narod.ru
- http://www.psy-help.ru
- http://komobr-eao.ru
- http://www.bibliofond.ru
- http://www.uchportal.ru