Методическая работа

Егорова Любовь Ильинична

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районный семинар: «Развитие речи. Смысловое чтение и пути его формирования» Тема: «Смысловое чтение - проблемы и стратегии реализации» Егорова Любовь Ильинична учитель начальных классов

Слайд 2

«Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию». Лев Дмитриевич Кудрявцев

Слайд 3

Смысловое чтение - метапредметный результат освоения программы личностные УУД – мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи

Слайд 4

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию смысловое чтение = чтение с мыслью

Слайд 5

Задачи смыслового чтения: формирование у младшего школьника интереса к книге и потребности в систематическом чтении ; формирование понимания прочитанного; развитие воображения ребенка; формирование навыка чтения; формирование техники чтения; формирование познавательных интересов детей; формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанных произведений

Слайд 6

Ш кольники должны научиться тексты : понимать; анализировать; сравнивать; видоизменять; генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)

Слайд 7

Виды смыслового чтения: Просмотровое – чтение, при котором происходит поиск конкретной информации или факта Ознакомительное – чтение ,с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация Изучающее – чтение, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается Рефлексивное – самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения

Слайд 8

Проблемы при формировании навыка смыслового чтения Непонимание обучающимися формулировок к заданий к текстам при самостоятельной работе Учитель ограничивается только уроком чтения, использует лишь традиционные технологии и методы обучения Узкий круг самостоятельного детского чтения Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения

Слайд 9

Первая фаза ( предчтение ) Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе) Цель : развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации Главная задача педагога : вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу С тратегии : «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Батарея вопросов» «Предваряющие вопросы» «Рассечение вопроса» «Алфавит за круглым столом» «Соревнуемся с писателем»

Слайд 10

Вторая фаза (чтение) Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом) Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки) Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами Стратегии «Чтение в кружок» (попеременное чтение») «Чтение про себя с вопросами» «Чтение про себя с остановками» «Чтение про себя с пометками» «Чтение в парах – обобщение в парах»

Слайд 11

Третья фаза ( постчтение ) Работа с текстом после чтения (концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста Стратегии : 1. «Отношение между вопросом и ответом» 2. «Вопросы после текста» 3. «Тайм-аут» 4. «Проверочный лист»

Слайд 12

С пособы организации познавательной деятельности проблемно-поисковый способ дискуссия обсуждение моделирование рисунок



Предварительный просмотр:

Районный семинар: «Развитие речи. Смысловое чтение и пути его формирования»

Учитель начальных классов: Егорова Л.И.

 Тема выступления: «Смысловое чтение - проблемы и стратегии реализации»

Дата:15.10.2020

Эпиграф: «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».  Лев Дмитриевич Кудрявцев

Добрый день, уважаемые коллеги. По мнению учёных, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося, надёжным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни. 

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий, т.е. являются метапредметным результатом освоения программы

Слайд (не озвучиваю): в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Под смысловым чтением понимают такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Проше сказать, что это чтение «с мыслью» 

Задачи смыслового чтения:

  • формирование у младшего школьника интереса к книге и потребности в систематическом чтении;
  • формирование понимания прочитанного;
  • развитие воображения ребенка;
  • формирование навыка чтения;
  • формирование техники чтения;
  • формирование познавательных интересов детей;
  • формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанных произведений

Проще говоря, в  процессе обучения смысловому чтению школьники должны научиться тексты:

  • понимать;
  • анализировать;
  • сравнивать;
  • видоизменять;
  • генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)

В этом нам помогут различные виды чтения -их 4

Просмотровое  чтение - вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

 Ознакомительное чтение – вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Изучающий вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается

Рефлексивное – самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения

При формировании навыков смыслового чтения почти каждый из нас сталкивается с рядом проблем:

1.  при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря «дети не вчитываются в задание».

2. Работа по формированию навыков смыслового чтения учителя чаще всего ограничивается только уроком чтения и многократным обращение к одному и тому же тексту.

3.  В процессе обучения использование лишь традиционные технологии и методы обучения.

4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.

5. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.

6. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения.

Конечно, все проблемы мы сегодня рассмотреть не успеем, да и для решения ,например последней, учитель должен хорошо понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. И здесь  необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика. А возможность построить такую работу в школе не всегда есть.

Давайте рассмотрим некоторые из этих проблем и определим различные комбинации приемов ,определив стратегии.

Каждый из Вас помнит, что Процесс чтения состоит из трех фаз.

  1. Первая фаза (предчтение) 

Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Наиболее продуктивные предтекстовые стратегии

  1.  «Мозговой штурм».
  2. «Глоссарий».
  3. «Ориентиры предвосхищения».
  4. «Батарея вопросов».
  5. «Предваряющие вопросы».
  6. «Рассечение вопроса».
  7. «Алфавит за круглым столом»
  8. «Соревнуемся  с писателем».

2. Вторая фаза (чтение)

Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

Стратегии

  1. «Чтение в кружок» (попеременное чтение»).
  2. «Чтение про себя с вопросами».
  3. «Чтение про себя с остановками».
  4. «Чтение про себя с пометками».
  5. «Чтение в парах – обобщение в парах».

3. Третья фаза (постчтение) 

Работа с текстом после чтения (концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Стратегии послетекстовой деятельности:

 1. «Отношение между вопросом и ответом»

 2. «Вопросы после текста»

 3. «Тайм-аут»

 4. «Проверочный лист».

Учитель не должен забывать, что для формирования смыслового чтения необходимо осуществлять познавательную деятельность. 

Существует множество способов организации познавательной деятельности. Это технологии критического мышления,проблемно-поисковый способ, дискуссия и обсуждение, моделирование и рисунок.

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. А что можно делать на уроках и внеурочной деятельности, Какие основные этапы нельзя пропускать расскажут мои коллеги. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ВПР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Как помочь учащимся подготовиться к ВПР

(рекомендации для учителей)

1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.

Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно предоставить учащимся информацию о порядке и сроках выполнения работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.

2.  Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.

Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.

3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.

Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на них внимание.

4.  Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.

Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации.

5.  «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).

Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.

6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.

Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.

ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.

8. Хвалите своих учеников.

Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.

9. Общайтесь с коллегами!

Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.

10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.

Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.

11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.

Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.

12. Общайтесь с родителями учащихся!

Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.

Как поддержать учащихся во время подготовки к ВПР?

(рекомендации для учителей)

Главное, в чем нуждаются учащиеся в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в ситуации проверки знаний.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты можешь это сделать".

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо", "Ты делаешь это хорошо".

Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.

Педагоги также могут помочь ребенку в столь сложный для него период. Вот некоторые рекомендации психологов для педагогов:

- сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;

-  создайте ситуацию эмоционального комфорта;

-  ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ;

- создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание "Я уверен(а), что ты справишься";

- обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится";

- очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?" - и предложить альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?";

- ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько", Это усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;

- помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности;

- помогайте ребенку избежать ошибок;

- поддерживайте учащихся при неудачах;

- подробно расскажите учащимся, как будет происходить ВПР, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ;

- приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами проведения ВПР, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;

- учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

- опираться на сильные стороны ребенка;

- помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;

- избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;

- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

- создать в школе и классе обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.

Поддерживайте своего ученика, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.

Психологическая подготовка обучающихся к проверочной работе

(рекомендации для обучающихся)

Советы по подготовке  к проверочной работе

 Готовься планомерно

Соблюдай режим дня

Питайся правильно

Во время подготовки чередуй занятия и отдых

Накануне проверочной работы

 С вечера перестань готовиться. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.

Советы во время проверочной работы

Соблюдай правила поведения на проверочной работе!

Слушай, как правильно заполнять бланк!

Работай самостоятельно!

 Используй время полностью!

При работе с заданиями:

Сосредоточься!

Читай задание до конца!

Думай только о текущем задании!

Начни с легкого!

Пропускай!

Исключай!

Проверь!

Не оставляй задание без ответа!

Не огорчайся!

Советы после выполнения проверочной работы

Способы снятия напряжения, негативного влияния стресса:

Занятия спортом;

Танцы;

Рисование;

Пение и многие другие занятия, которые интересны

Как помочь своему ребёнку подготовиться  к Всероссийской проверочной работе?

(рекомендации для родителей)

Приближается конец учебного года, и детям предстоят Всероссийские проверочные работы. Как помочь своему ребёнку подготовиться к проверочной работе?

 Конечно, надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты. Родители детей начальной школы могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя.

 Все дети нуждаются в психологической подготовке к контрольным работам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника ударника. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.

 Родители могут также научить ребёнка распределять время на проверочной работе. Для этого ребёнок даже при выполнении обычной домашней работы должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное.

 Есть ученики, которые за месяц-полтора до ВПР расслабляются и перестают заниматься. Тогда главная задача родителей – помочь понять ребёнку, что не Вам, а ему нужно хорошо написать проверочную работу. Слова взрослого влияют на ребёнка тогда, когда высказываются в разных вариантах, с разными интонациями, учитывают точку зрения самого ребёнка. Авторитарный стиль общения часто даёт негативный результат, поэтому родители должны суметь принять точку зрения ребёнка и обогатить её своим жизненным опытом.