Самообразование
План работы по самообразованию на 2019-2022 уч.год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский
сад общеразвивающего вида «Золотой ключик
приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
План по самообразованию
«Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста»
на 2019– 2022 учебный год
Воспитатель: Магомедова А.М.
2019 г.
Пояснительная записка
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.
Ежегодно на улицах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут или получают серьезные травмы дети. По этой причине дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения самыми эффективными способами. Решение этой проблемы ложиться в первую очередь на воспитателя детского сада и родителей. Однако, как отмечает практика, родители зачастую пренебрегают правилами дорожного движения, показывая тем самым отрицательный пример своим детям.
Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.
Ребенок дошкольного возраста по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка.
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы по самообразованию.
Целью работы над самообразованием является повышение собственной профессиональной компетентности по вопросу формирования у детей представления об элементарных правилах безопасного поведения на дороге и осознанного отношения к их выполнению.
Для достижения цели поставлен ряд задач:
- проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме формирования основ безопасности детей дошкольного возраста;
- оценить целесообразность и успешность проведения систематической работы по изучению правил дорожного движения в качестве профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам формирования у детей основ безопасного поведения на улицах города;
- поделиться опытом с коллегами по вопросу формирования основ безопасности на дороге у детей дошкольного возраста;
- транслировать опыт работы в СМИ.
Прогнозируемый результат:
для детей:
1. У детей расширятся представления об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. У детей сформируются навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Дети научатся предвидеть опасные ситуации и обходить их.
для педагога:
- Будет обобщен и систематизирован материал по обучению детей ПДД с целью дальнейшего внедрения в практику работы с детьми.
- Удастся привлечь к проблеме родителей воспитанников.
Этапы работы над темой
На основании поставленных задач были определены этапы работы над темой.
I Диагностический этап работы над темой самообразования:
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Диагностика детей.
II Прогностический этап.
1. Определение цели и задач работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем.
3. Разработка перспективного плана работы на 3 учебных года.
III Практический этап:
1. Разработка конспектов занятий, развлечений для детей.
2. Обогащение РППС по теме (наглядный материал, изготовление макетов, оформление информационного стенда для родителей и др).
3. Реализация плана.
1 год (средняя группа)
Работа с детьми:
Мероприятие | Сроки |
Беседы: «Знакомство с улицей», «Улица города», «Мы – пешеходы» Д/и: «Водители», «Тише едешь — дальше будешь» Чтение: Вольский А. «Запомни, юный пешеход!» | Сентябрь |
Беседы: «Правила пешехода», «Опасные участки на пешеходной части улицы». Д/и: «Мы - пассажиры», «Пешеходы и транспорт». Чтение: С. Михалков «Шагая осторожно» | Октябрь |
Беседа «Транспорт специального назначения» НОД «Виды транспорта» Д/и: «Пешеходы и транспорт», «Можно ездить или нет?» П/и: «Автомобили», «Стоп!» | Ноябрь |
НОД «Внимание! Наступила зима…» Д/и: «Что за чудо-грузовик?», «Едет, плавает, летает», «Небылица», «Так же, как и у машины!» Чтение отрывка из книги Сегал и Ильина «Машины на нашей улице» | Декабрь |
НОД «В стране дорожных знаков», Д/и: «Разрезные знаки», «Говорящие дорожные знаки» П/и: «Стой – иди», «Цветные автомобили» Чтение: Н. Ушкина «Машины-чемпионы» | Январь |
Беседа «Мы едем в автобусе» П/и: «Красный, желтый, зеленый» Д/и: «Учим дорожные знаки», «Найди нужный знак», «Угадай, какой знак?» | Февраль |
Беседа «Опасные игры во дворе», «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице», Досуг «Не играй на дороге!» Чтение: О. Ю. Соловей «Безопасная улица», П/и: «Зажги светофор» | Март |
Беседа «Знаешь ли ты свой домашний адрес» Чтение: Маршак С. «Пострадал он не в атаке» П/и: «Воробушки и кот» Д/и: «Антон за рулем» | Апрель |
Решение игровых образовательных ситуаций. Д/и: «Где чья машина?», «Дорожная азбука» Развлечение «Зайчик на дороге» | Май |
Работа с родителями:
Мероприятие | Сроки |
Анкетирование «Осторожно! Дорога» | сентябрь |
Консультация «Засветись сам – засвети ребенка, или родителям о фликерах» | ноябрь |
Консультация «Правила безопасного дорожного движения в зимний период» | декабрь |
Квест-игра по ПДД «Тропа безопасности» | март |
2 год (старшая группа)
Работа с детьми:
Мероприятие | Сроки |
НОД «Смешарики и правила дорожного движения» НОД «Азбука пешехода». Лепка «Красный, жёлтый, зелёный» Решение проблемных ситуаций Просмотр обучающих мультфильмов из цикла «Смешарики. Азбука безопасности» Д/игры по теме | Сентябрь |
НОД «Безопасность на дороге» Досуг «Путешествие в страну «Светофорию». НОД «Наземный транспорт» Решение проблемных ситуаций Просмотр обучающих мультфильмов из цикла «Робокар Полли. Правила дорожного движения» Д/игры по теме | Октябрь |
НОД «Знай и выполняй правила уличного движения» Аппликация «Машины на нашей улице» НОД «Светлячки на дороге» Решение проблемных ситуаций Просмотр обучающих мультфильмов из цикла «Уроки тетушки Совы. Азбука дорожной безопасности» Д/игры по теме | Ноябрь |
НОД «Дорожные знаки» Ручной труд «Дорожные знаки» Театрализованная деятельность «Колобок-нарушитель» Решение проблемных ситуаций Просмотр обучающих мультфильмов: «Правила дорожного движения для детей» Д/игры по теме | Декабрь |
НОД «Встреча с инспектором ГИБДД» Квест «Юные знатоки дорожного движения» Конструирование «Путешествие в Знакоград» Решение проблемных ситуаций Просмотр обучающих мультфильмов: «Зай и чик» Д/игры по теме | Январь |
НОД «Ребенок на улице города» НОД «По дороге в детский сад» Досуг «Как Машеньку учили правилам дорожного движения» Решение проблемных ситуаций Просмотр обучающих мультфильмов: «Бравый инспектор Мамочкин» Д/игры по теме | Февраль |
НОД «В городском транспорте» НОД «Дорожная азбука» Игра «Поле чудес» (по теме «Правила дорожного движения») Решение проблемных ситуаций Просмотр обучающих мультфильмов: «Опасная шалость» Д/игры по теме | Март |
НОД «Незнайка на дороге» Экскурсия «Перекресток» Досуг «Друзья Цветика-Семицветика» Решение проблемных ситуаций Просмотр обучающих мультфильмов из цикла «Аркадий Паровозов» Д/игры по теме | Апрель |
НОД «Велосипед - мой друг» Викторина «Правила движения достойны уважения». Театрализованная деятельность «Дорога к теремку» Решение проблемных ситуаций Просмотр обучающих мультфильмов из цикла «Доктор Машинкова» (34 серия) Д/игры по теме | Май |
Работа с родителями:
Мероприятие | Сроки |
Анкетирование «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения» | Сентябрь |
Консультация «Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма». | Ноябрь |
Буклет «Засветись на дороге – сбереги свою жизнь!» | Январь |
Родительское собрание: интеллектуальная игра «Знает правила семья – значит, знаю их и я» | Март |
Организация конкурса поделок «Наш друг – Светофор». | Май |
3 год (подготовительная группа)
Мероприятие | Сроки |
НОД:
Просмотр обучающих мультфильмов Д/игры по теме | Сентябрь |
НОД:
Просмотр обучающих мультфильмов Д/игры по теме | Октябрь |
НОД:
Сюжетно-ролевая игра «На улицах нашего города» Просмотр обучающих мультфильмов Д/игры по теме | Ноябрь |
НОД:
Просмотр обучающих мультфильмов Д/игры по теме | Декабрь |
НОД:
Просмотр обучающих мультфильмов Д/игры по теме | Январь |
НОД:
Экскурсия «Перекресток» Досуг «Вперёд - к Олимпиаде по безопасной дороге!» (совместно с родителями) Просмотр обучающих мультфильмов Д/игры по теме | Февраль |
НОД:
Игра-квест «Безопасный самокат» Просмотр обучающих мультфильмов Д/игры по теме | Март |
НОД:
Викторина «Правила движения достойны уважения». Досуг «Путешествие в страну дорожного движения» Просмотр обучающих мультфильмов Д/игры по теме | Апрель |
Театрализованная постановка «Дорога к теремку». Просмотр обучающих мультфильмов Д/игры по теме | Май |
Работа с родителями:
Мероприятие | Сроки |
Консультация «Правила дорожного движения» | Сентябрь |
«Памятка родителям по воспитанию грамотного пешехода» | Ноябрь |
Памятка «Советы родителям по ПДД» | Декабрь |
Папка – передвижка «Советы родителям по ПДД» | Февраль |
Акция «Красный, желтый, зеленый!» | Апрель |
Организация конкурса рисунков «Такой разный транспорт» | Май |
IV Обобщающий этап.
1. Диагностика детей.
2. Анализ данных по итогам изучения темы.
V Внедренческий этап.
- Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
- Мастер-класс для воспитателей «Изучаем Правила Дорожного Движения».
- Викторина для воспитателей «Правила дорожные верные, надежные!».
- Трансляция опыта на личном сайте.
Список используемой литературы
- Авдеева Н. Ю., Стеркина Р., Князева О. Безопасность. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 57 с.
- Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012. – 43 с.
- Бочко А. Правила дорожного движения: для детей. М.:Издательство «Питер», 2014. – 16 с.
- Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М., «Тритий рим», 2007
- Саулина Т. Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» М: Мозаика-синтез, 2014
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик»
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Отчет по самообразованию
«Формирование основ безопасного поведения на дороге
у детей дошкольного возраста»
Выполнил:
воспитатель Магомедова А.М.
2021г.
Актуальность
Мы проживаем в прекрасном городе и с каждым годом наш город становится все больше и красивее. С ним растет и количество автомобилей на дорогах. Такая ситуация требует неукоснительного соблюдения правил дорожного движения, как со стороны автовладельцев, так и со стороны пешеходом. Нередко и те, и другие нарушают их, что приводит к трагическим последствиям….
Печальная статистика дорожных служб указывает на то, что жертвами ДТП становятся, как правило, дети от 4 до 7 лет. Приводит к этому незнание элементарных основ безопасности, попустительское отношение взрослых к поведению детей на проезжей части, отсутствие личного примера. Желание познавать неизведанное, детская непосредственность и наивность часто подвергают наших детей опасностям на улицах родного города.
Таким образом, ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения – важнейшая часть их воспитания. Необходимость соблюдения этих правил ребенок должен понимать с самого раннего возраста, ведь от этого зависит безопасность его жизни и здоровья. Такие знания человек приобретает еще в детстве и повторяет всю свою жизнь.
Чувство ответственности за жизнь и благополучие воспитанников отразилось на организации систематической работы по формированию у детей дорожной грамотности.
Целью работы над темой стало повышение собственной профессиональной компетентности по вопросу формирования у детей представления об элементарных правилах безопасного поведения на дороге и осознанного отношения к их выполнению.
Для достижения цели был поставлен ряд частных задач:
- проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме формирования основ безопасности детей дошкольного возраста;
- оценить целесообразность и успешность проведения систематической работы по изучению правил дорожного движения в качестве профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам формирования у детей основ безопасного поведения на улицах города;
- поделиться опытом с коллегами по вопросу формирования основ безопасности на дороге у детей дошкольного возраста;
- транслировать опыт работы в СМИ.
Организация работы над темой
Началу работы над темой предшествовала тщательная подготовка:
- изучение методической литературы;
- анализ опыта коллег, работающих в данном направлении;
- изучение современных методик обучения детей ПДД.
На основании полученных данных составлен план предстоящей деятельности.
В первую очередь произошло пополнение предметно – пространственной среды группы:
- осуществлен подбор наглядного материала (плакаты, сюжетные картинки, подбор презентаций и др.);
- осуществлен подбор мультфильмов по безопасности (из серии «Уроки тетушки Совы», «Смешарики»);
- оформлено пособие «Дорожные знаки»;
- изготовлен макет перекрестка;
- подготовлены атрибуты для сюжетно - ролевых игр (форма инспектора ГИБДД, жезл, фуражка, светофор, полотно «Зебра»);
- осуществлен подбор детских художественных произведений по теме.
Работа с воспитанниками велась по направлениям:
- «Улица»
- «Транспорт»
- «Светофор и дорожные знаки»
- «Безопасное поведение на улице»
Для достижения максимальной эффективности использовались различные формы работы с детьми: НОД, беседы, дидактические и подвижные игры, чтение художественных произведений, просмотр обучающих мультфильмов, решение проблемных ситуаций, развлечения.
Работа с родителями воспитанниками также велась систематически:
- проведено анкетирование: «Осторожно! Дорога», «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения»;
- подготовлены консультации: «Засветись сам – засвети ребенка, или родителям о фликерах», «Правила безопасного дорожного движения в зимний период», «Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма».
- организована квест-игра по ПДД «Тропа безопасности»;
- оформлен буклет «Засветись на дороге – сбереги свою жизнь!»;
- организовано родительское собрание: интеллектуальная игра «Знает правила семья – значит, знаю их и я»;
- организован конкурс поделок «Наш друг – Светофор».
Результат
В результате плодотворной работы в течение 2 лет произошло повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
По итогам года мы добились следующих результатов:
достижения детей:
- Дети знакомы с функциональным назначением светофора.
- Дети имеют представление о разновидностях транспорта.
- У детей расширилось представление о правилах поведения в общественном транспорте.
- Дети узнают и называют основные знаки дорожного движения.
личные достижения педагога:
- Изучены и внедрены в работу современные практики по обучению детей ПДД.
- Удалось привлечь к проблеме обучения детей ПДД родителей воспитанников.
Выводы и перспективы работы над темой.
Общество, в котором мы живем, требует от нас соблюдения определенных норм и правил поведения. Не исключение и дорожно – транспортгная обстановка. Ежедневно на дорогах случаются аварии, в которых страдают дети. Виновниками, к сожалению, становимся именно мы, взрослые, не досказавшие свои детям элементарные правила поведения на улицах города.
В условиях современного мира в силу чрезвычайной занятости родители не всегда акцентируют внимание детей на профилактике дорожно – транспортного травматизма. Поэтому данная задача ложится на плечи педагогов образовательных учреждений.
Систематическая работа по теме доказала, что дети стали более внимательно относится к собственному поведению на дороге и даже замечают ошибки взрослых.
Принято решение продолжить работу над темой на следующий год.
Список используемой литературы
- Авдеева Н. Ю., Стеркина Р., Князева О. Безопасность. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 57 с.
- Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012. – 43 с.
- Бочко А. Правила дорожного движения: для детей. М.:Издательство «Питер», 2014. – 16 с.
- Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М., «Тритий рим», 2007.
- Саулина Т. Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» М: Мозаика-синтез, 2014.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик»
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Магомедовой Альбины Мажитовны
Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
2023/2024 учебный год
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.
Дата окончания работы: май 2024 г.
г. Пыть-Ях
Актуальность
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» давно и успешно используется в дошкольной педагогике всего мира. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму). В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными в предматематической подготовки, и с точки зрения общего интеллектуального развития. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно - игровых действий. Игры с блоками Дьенеша дают возможность детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Цель: Развитие математических представлений детей дошкольного возраста через игры, посредством использования блоков Дьенеша.
Возраст детей: с 3 до 5 лет
Задачи для детей:
- Продолжать знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, обобщать их по свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение).
- Развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Расширить словарный запас детей, связную речь и грамматический строй речи в процессе проектной деятельности.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей. Воспитывать умение рассуждать логически.
Для педагога:
- совершенствование компетентности педагога в вопросах обучения и воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам обучения и развития детей;
- оснащение предметно – развивающей образовательной среды развивающими играми, пособиями;
- создание положительной атмосферы общения между детьми, родителями и педагогами.
Для родителей (законных представителей):
- формирование у родителей (законных представителей) интереса к вопросу развития математических способностей у детей;
- познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша, её обучающими задачами, способами подачи детям;
- установление партнерских отношений родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
Принципы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Формы работы: игра, упражнение, игры с альбомами, конструирование, образовательные ситуации.
Методы: игровой, словесный, наглядный, показ, проблемная ситуация, практический.
№ п/п | Содержание деятельности | Срок выполнения |
Теоретическая часть | ||
1. | Изучение научно-методической литературы по данной теме. | В течение года |
2. | Знакомство с передовым педагогическим опытом по данной теме: просмотр лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер- классов. | В течение года |
3. | Участие в конкурсах в Интернете. | В течение года |
Практическая часть | ||
4. | Составление картотеки игр с Блоками Дьенеша для детей дошкольного возраста. Оформление папки «Волшебные блоки». | В течение года |
5. | Составление плана реализации темы в работе с детьми и родителями. | Сентябрь |
6. | Составление рекомендации для родителей по использованию и проведению развивающих игр дома. Оформление соответствующей консультации. | Январь |
7. | Оформление тематических картотек «Логические игры с Блоками Дьенеша». | Февраль-апрель |
8. | Пополнение РППС в группе. | В течение года |
9. | Подведение итогов по теме самообразования. | Май |
Предполагаемый результат:
Для детей:
Работа по данной теме профессионального самообразования поможет мне сформировать у детей способности (умение):
- эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу;
- успешно выделять и учитывать форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- группировать в соответствии с образцом предметы по форме, величине и другим свойствам при выборе из четырѐх разновидностей;
- быть активными, инициативными и любознательными;
- развивать самостоятельность и творческие способности.
Для педагога: У меня как у педагога сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно - методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
Для родителей (законных представителей):
- формирование у родителей (законных представителей) интереса к вопросу развития познавательных и математических способностей у детей;
- возникновение у родителей мотивации к использованию блоков Дьенеша как средства развития логического мышления;
- участвовать в развитии интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;
- установление партнерских отношений родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
План работы с детьми
месяц | содержание | цель |
октябрь | Игра «Игра с картинками» Игра «Где чей гараж» Игра «Найди клад» Игра «Посади семена» | Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры |
ноябрь | Игра «Построй ряд». Игра «Бусы» Игра «Отгадай фигуру» Игра «Угощение для медвежат» | Знакомимся со знаками –символами, учимся составлять «семейки» блоков. Развивать умение анализировать |
декабрь | Игра «Логическое домино» Игра «Отгадай фигуру» (схематическое изображение геометрических фигур) Игра «Найди лишний блок» | Учить группировать объекты по определенным признакам. Способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур). |
январь | Игра «Продолжи дорожку» Игра «Укажи на объект с «не»» Игра «Почини мостик» Игра «Найди не такую» | закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя признаки с отрицанием, выполнять действия, согласно определенному правилу. |
февраль | Игра «Какая фигура исчезла» Игра «Чего не хватает» Игра «Угощение для медвежат» | Развитие памяти и концентрации внимания. Подбираем блоки и фигуры с другими свойствами. |
март | Игра «Улитка» Игра «Угадай фигуру» Игра «Хоровод» Конструируем по мотивам русских народных сказок «Избушка для зайчика», «Теремок» | Упражнять детей в классификации блоков по двум – трем признакам (цвет, форма, величина). Способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу |
апрель | Игра «Заселим домики» Игра «Загадки без слов» Игра «Кошки – мышки» | способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково- символическим обозначениям |
май | Игра «Игра с одним обручем» Игра «Игра с двумя обручами» Игра «Отрицание (цвета, размера, толщины, формы) | Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не». |
План работы с родителями.
месяц | содержание | задачи | |
Октябрь Ноябрь | Консультация «Роль игры в жизни детей дошкольного возраста» | Распространение педагогических знаний среди родителей о значении игры в развитии ребенка. | |
Декабрь | Консультация «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума» | Методические рекомендации по использованию логических блоков. | |
Январь | «Общаемся играя – играя общаемся» | Формирование коммуникативных навыков через игровую деятельность. | |
Февраль Март | Консультация для родителей «Логические игры с Блоками Дьенеша» | Совместная работа с родителями по оснащению картотеки «Волшебные блоки». | |
Апрель | ОД «Что за чудо эти блоки» | Вовлечь родителей в образовательный процесс группы. Презентация | |
Май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования. | Подбор консультаций по теме самообразования. |
Литература:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.,МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.;
«Давайте вместе поиграем» методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша. Автор Лелявина Н.О.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая; под ред. А. А. Столяра. – Москва: Просвещение, 1988. – 303 с.
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
Н.И. Захарова учебный курс «Играем с Логическими блоками Дьенеша Издательство Детство-пресс.
Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-272с.
Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. Просвещение, 1988. – 144 с.
Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб. : Акцидент, 1997. – 79 с.
Фидлер, М. Математика уже в детском саду / М. Фидлер. – М. – 1981. – 159 с.
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-количество. – М.: Просвещение, 1984.-64с.
Михайлова 3.А, Иоффе Э.Н. «Математика от трех до семи», «Детство-пресс», Санкт-Петербург - 2001г.
Панова Е.Н, «Дидактические игры - занятия в ДОУ», ТЦ «Учитель» - 2006г
Логические операции мышления по методике Р.С. Немова «Нелепицы», «Что здесь лишнее», «Раздели на группы»
Методика «НЕЛЕПИЦЫ»
Цель : определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Проведение методики :
Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано.
Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»
Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.
Проведение методики:
В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные виды домашней птицы и одно животное, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней является лишним.
Внимательно посмотри на картинки и определи, что здесь отличное от других и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»
Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку.
Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.