Урок географии в 6 классе на тему Климат

Аганян Татьяна Александровна

Тема "Климат" изучается в 6 классе. Занятие я построила используя современные образовательные технологии в условиях деятельностного подхода: элементы технологии критического мышления, технологии группового обучения, исследовательского обучения, проблемного обучения, технология сотрудничества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_klimat.docx305.79 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx22.44 КБ
Office presentation icon klimat.ppt1.82 МБ
Файл medalki.docx268.21 КБ
Файл kopii_diplomov.docx2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Климат». 6 класс

Цель:

  1. формировать представление о климате, влияние климата на природу и жизнь человека;
  2. развивать умения анализировать диаграммы, описывать погоду;
  3. воспитывать позитивный интерес к взаимосвязи климата и человека.

Планируемые результаты:

личностные: развитие интереса и познавательной деятельности путем связи теоретического материала с ежедневными явлениями в жизни учеников, формировать умения работать в группах.

метапредметные: формирование умения строить розу ветров, читать графиков.

предметные: формирование понятия "климат", выявление условий образования климата; раскрытие значения климата в хозяйственной деятельности человека.

Оборудование:мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки – задания,  учебник.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

Ход урока:

  1. Орг. момент:  приветствие учащихся.

(в начале урока сказать детям из каждой группы по 2 человека сдвинуть парты)

Здравствуйте! Так обычно звучит приветствие, которое имеет глубокий смысл: «Здороваться – это значит желать здоровья!»   Меня зовут Татьяна Александровна.

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. Садитесь, следите за осанкой.В ходе занятия мне понадобится помощник, который будет следить за правильными ответами и выдавать вам медальки (с изображением улыбающегося солнышка и надписью МОЛОДЕЦ!).

Мы с вами продолжим совершать путешествие по атмосфере. Назовите ассоциации с данным словом Атмосфера. (ответы учащихся). Хорошо! Молодцы!

  1. Актуализация опорных знаний:  

Фронтальная работа с учащимися:

- Что такое атмосфера?

(Слайд)

  1. Назовите процентное содержание каждого газа в составе атмосферы.

  1. Вычеркни лишнее:

3) В чем измеряются основные показатели АТМОСФЕРЫ?

4) Что они измеряют данные приборы? Соотнесите цифру и букву. (вызвать к доске)

5. Представлены схемы нагревания земной поверхности. Выберите правильную.

  1. Солнце – нагрев воздуха - нагрев земной поверхности.
  2. Солнце –нагрев земной поверхности - нагрев воздуха

6)  Построить Розу ветров.

С=2

СВ=5

В=2

Ю=3

ЮЗ=4

СЗ=6

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями! Мы вспомнили, какие изменения происходят в атмосфере. Мы продолжаем свое путешествие. И нас ждут новые открытия в оболочке АТМОСФЕРА.

- Сейчас я представлю вашему вниманию одну из характеристик, касающуюся темы Атмосфера а вы определите, о чем идет речь?

Он чрезвычайно разнообразен. На севере он, исключительно холодный, а на юге - жаркий, по восточным и юго-восточным окраинам преимущественно влажный, а в центральных районах - засушливый.

- Как вы думаете, что это?(КЛИМАТ)

- Итак, тема нашего занятия «Климат». Попробуйте определить цели нашего занятия.

3.  Изучение нового материала.

  1. Беседа с учащимися с опорой на известный материал:

- Вспомните, что такое погода?

(вешаю табличку на доске слово ПОГОДА, затем предлагаю вспомнить элементы погоды: температура, давление, ветер, осадки, облачность.Все элементы подписываю под термином ПОГОДА) -образуется кластер.

Температура

Осадки

Ветер

Облачность

- Давайте согласно нашему кластеру опишем погоду.

Индивидуальная работа с учащимися:

- Дайте характеристику погоды сегодняшнего дня с помощью условных знаков, используя 2 форзац учебника.

- Итак, вы охарактеризовали погоду на сегодня. А сейчас проанализируем диаграммы типов погоды в  г. Москвеза1969 г., 1971г. и средние многолетние (рис. на столах), используя 2 форзац учебника.

Январские диаграммы характеризует учитель в качестве образца.

А) обычно в г. Москве  преобладает умеренно-морозная погода -4-12 градусов, осадки в конце января в виде снега;

Б) январь 1971 года отличается от средних многолетних тем, что с 3 по 23 наблюдалась значительно-морозная погода, без осадков, облачность незначительная, лишь после 23 – средняя, а к концу месяца сплошная и осадки.

В) 1969 г. первая половина января стояла умеренно-морозная погода с облачностью с просветами, после 23 пошел дождь, началась оттепель.

-Что общего вы обнаружили, несмотря на различия?

Формулировка вывода:

  1. В начале января обычно незначительная облачность, осадков нет, по температуре – значительно-морозная.
  2. Конец января – оттепель, облачность сплошная, дождь.

- А на уроках каких предметов вы работали  с графиками, диаграммами?

- Охарактеризуйте график годового хода температур в Тарасовском районе в 2012 году: определите а) среднюю температуру самого теплого и самого холодного месяца; б) годовую амплитуду температуры воздуха для Тарасовского района.

(25-(-20)=45

Для Москвы, как и нашей местности характерна смена времен года. Морозы ждём на Рождество и на Крещение, а жару -  в июле.

Как бы долго не длилась зима, … за ней наступит …, а затем … лето.

Если мы слышим пение скворца (включается аудиозапись), то это значит…

-Какое время года наступило? (пришла весна)

Физминутка «Шум дождя»

- Дождь начинается  - потираем ладоши;

- Дождь идет сильнее – хлопаем в ладоши;

- Дождь идет ещё сильнее – хлопки по передней части ног;

- Начался ливень – топаем ногами;

- Дождь постепенно утихает – повторяется всё в обратном порядке.

4. Времена года (эмоциональная разрядка):

Вспомните стихи о 4 временах года, характерных для нашей местности.

А. С. Пушкин  Унылая пора! Очей очарованье!

                      Приятна мне твоя прощальная краса –

                         Люблю я пышные природы увяданье,

               В багрец и золота одетые леса.

А. Н. Майков  Пахнет сеном над лугами –

                          В песне душу веселя,

                          Бабы с граблями рядами

                          Ходят, сено шевеля.

Н. А. Некрасов  Не ветер бушует над бором,

                             Не с гор побежали ручьи,    

                                   Мороз- воевода дозором

                                   Обходит владенья свои

                                  Глядит -  хорошо ли метели

                          Лесные тропы занесли,

                         И нет ли где трещины, щели,

                         И нет ли где голой земли.

А. С. Пушкин  Гонимы вешними лучами,

                          С окрестных гор уже снега

                          Сбежали мутными ручьями

                         На потопленные луга.

                         Улыбкой ясною природа

                        Сквозь сон встречает утро года…

- Везде ли на Земле можно наблюдать смену времен года?(сразу не высвечивать) (слайд с рисунками Африки, Антарктиды, Арктики)

- Одинаковы ли элементы  погоды? (нет) Отчего это зависит?

Вывод (записывается вывод в тетради):

  1. На разных широтах типы погоды отличаются.

- Итак, вы описывали сегодняшнюю погоду, характеризовали показатели за год, за 2 года. А как вы считаете, что является климатом из всех этих характеристик?

Климат – это многолетний режим погоды, характерный для какой - либо местности.

- Характеризуя типы погоды, вы заметили, что в течение года онаразная для нашей местности.

- Проблема! Какими элементами характеризуют климат?(с учебником  стр. 131)

- Вернемся к нашим записям на доске, в правой  части запишем понятие КЛИМАТ и выберите из предложенного списка элементы, характеризующие.

Климат

(многолетний режим)

Средняя многолетняя температура

Среднее годовое количество осадков

Зимнее солнцестояние

Преобладающие ветры (Среднегодовая «Роза ветров»)

Максимальная и минимальная температура января и июля

Тропики

А теперь класс разделим на 3 группы. Каждая группа приведет примеры – как климат оказывает влияние на жизнь людей? И свои примеры занесете в таблицу.

(заполняют таблицу)

4.  Рефлексия.

- Итак, мы изучили тему.

Какую тему на уроке мы с вами изучили?

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Какие были трудности?

Что хотели бы узнать дополнительно?

5. Подведение итогов:

А теперь каждый подсчитает количество своих медалек. …. Я хочу отметить работу на сегодняшнем занятии… и поблагодарить вас за общение и доставленное мне получасовое удовольствие.

 Комментирует и выставляет оценки за урок.

6. Задание на дом:§43, описать диаграмму № 2 на стр. 130.



Предварительный просмотр:

Самоанализ учебного занятия по географии в 6 классе.

Тема: Климат.

Цели занятия:

  1. формировать представление о климате, влиянии климата на природу и жизнь человека;
  2. развивать умения анализировать диаграммы, графики, с помощью условных обозначений описывать погоду.

Планируемые результаты:

  1. личностные: развитие интереса и познавательной деятельности путем связи теоретического материала с ежедневными явлениями в жизни учеников, формировать умения работать в группах.
  2. метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;
  3. предметные: формирование понятия «климат», выявление условий образования климата, раскрытие значения климата в жизни человека.

В процессе обучения формировала следующие блоки УУД.

  1. личностные: осознание необходимости изучения климата;
  2. познавательные: извлечение информации, анализ, сравнение, классификация и обобщение фактов и явлений.
  3. коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом: объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения.

Данное учебное занятие единственное занятие в  теме «Климат».

На учебном занятии использовалось оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки-задания.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Учебное занятие я построила используя современные образовательные технологии в условиях деятельностногоподхода: элементы технологии критического мышления, технологии группового обучения, исследовательского обучения, проблемного обучения, технология сотрудничества.

Для организации деятельности учащихся на учебном занятии применяла различные формы работы с детьми:

  1. фронтальная (во время актуализации опорных знаний)
  2. групповая (во время закрепления материала)
  3. работа в парах (во время изучения материала).

На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание учебного занятия  включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.

На всех этапах ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы учебного занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Учебный материал соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 6 класса. Учебная информация была привлекательна для детей, так как связала материал характерный для нашей местности. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на учебном занятии.

На занятии присутствовали междисциплинарные связи (математика, литература.

Учебное занятие прошло в  темпе, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся.

Учебное время использовалось эффективно, запланированный объём учебного занятия выполнен. Активность и работоспособность ребят на учебном занятии(хорошая).

Психологическая атмосфера на учебном занятии характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.

На стадии рефлексии деятельности учащихся  можно сделать  вывод, что поставленные задачи и план учебного занятия удалось реализовать. Программный материал учащимися усвоен.        

Учитель географии МБОУ Красновской СОШ Аганян Татьяна Александровна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

     


Предварительный просмотр: