Урок географии в 5 классе на тему "Изображение высот и глубин на картах".

Аганян Татьяна Александровна

Урок построен в соответстии с ФГОС. На уроке использовались информационно-коммуникативные технологии, деятельностный подход (это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней. в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника). На уроке учтены возрастные и психологические особенности детей. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяют сами учащиеся, исходя их соответствующей проблемной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в рамках районного МО учителей географии.

Дата проведения: 13 февраля 2013 год.

План-конспект урока по учебнику «География».

Авторы: Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова

Ф.И.О.: Аганян Татьяна Александровна.

Место работы: МБОУ Красновская средняя общеобразовательная школа

Тема: Изображение высот и глубин на картах.

Цель:

  • сформировать представление о способах изображения на картах рельефа (послойная окраска, отметка высот, изобаты);
  • учиться с учащимися определять абсолютные высоты точек по шкале высот и глубин и отметкам высот.

Задачи урока:

  • образовательные: ввести новые понятия абсолютная высота, послойная окраска, шкала высот и глубин.
  • развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.
  • воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;

Планируемые результаты:

  • личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
  • метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
  • предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий абсолютная высота, послойная окраска, шкала высот.

Универсальные учебные действия:

  • личностные: осознать необходимость изучения рельефа земной поверхности и рельефа Мирового океана;
  • регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
  • познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.
  • коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок. 

  1. Актуализация знаний.

Учитель представляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.

- « До чего люди любят карты и планы! А почему? Да потому, что там, на картах и планах можно потрогать север, юг, восток и запад рукой, а потом сказать: вот мы, а вот неизвестное, - мы будем расти, а оно будет уменьшаться».

Жюль Верн.

- Сегодня мы с вами продолжим изучение темы Географическая карта, будем изучать неизвестное. Географическая карта продолжит раскрывать нам свои секреты. Вы знаете, в чем заключается еще один секрет?

- Тогда давайте вместе попробуем его открыть. А чтобы карта раскрыла свой секрет, давайте проверим наш багаж - знания, которые помогут нам сегодня на уроке.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.

  1. Что такое глобус? Чем он отличается от карты?
  2. Выберите из списка характерные черты параллелей:

а) имеют форму окружности;

б) проведены от полюса к полюсу;

в) по ним определяют направление «запад-восток»;

г) все одинаковой длины.

  1. Определите, в каком направлении от г. Москвы находится г. Владивосток?
  2. Определите расстояние на карте от г. Москвы до г. Мурманск?
  3. В океане найдена бутылка, в которой обнаружена записка с указанием места нахождения клада. Попавшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры. Вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки « 24 °с.ш. и 120 в.д. на остр...   … айва..». Помогите восстановить запись и  найти это место на карте!!!
  4. В схеме допущены ошибки. Исправьте их.

Географические координаты

широта               меридиан

северная восточная южная  западная

  1. Напишите названия гор, одна из точек которых имеет координаты:

15˚ю.ш. и 70˚з.д.  АНДЫ

40˚с.ш. и 110˚з.д.  КОРДИЛЬЕРЫ

43˚с.ш. и 80˚в.д.  ТЯНЬ-ШАНЬ

30˚с.ш. и 80˚в.д ГИМАЛАИ

  1. Определите по карте направление хребтов Уральских гор.

Вспоминают…(П)

Определяют…(Р)

  1. Мотивация.

- Молодцы! Своими хорошими знаниями мы способствовали тому, что, чтобы географическая карта продолжала раскрыть свои секреты.

  1. Создание проблемной ситуации.

Создает проблемную ситуацию.

- Что собой представляет земная поверхность?

- Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?

- Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока.

(записываем тему в тетрадь, на слайде - тему урока).

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

  1. Целеполагание.

Представляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

-Что вы сегодня будете изучать?

-Что, по-вашему, мнению, побудило людей изучать рельеф?

Подвести к выводу: для чего необходимо изучать рельеф?

(Организует обсуждение возникших затруднений). 

Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности.

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

  1. Планирование.

Представляет материал, побуждающий к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предлагает  учащимся самим составить план.

- Откройте учебник на стр.77 и прочитайте название  параграфа 20 название еще одного секрета географической карты.

Работа в группах. (К) Обобщают результаты извлечения информации из учебника (П), составляют план деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания.

  1. «Открытие» новых знаний.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы. Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

- Территории, расположенные в разных частях Земли, поднимаются на разную высоту над уровнем моря.

- Как называется высота над уровнем моря или океана? Каких двух видов она бывает?

(дети работают самостоятельно с учебником  и отвечают: АБСОЛЮТНАЯ – положительная, отрицательная)

- На физических картах показана абсолютная высота поверхности суши и глубины морей и океанов. Кто-нибудь из вас знает, каким способам на физических картах показана абсолютная высота и глубина территорий и объектов?

- Прочитайте в учебнике параграф 20 и назовите способ, с помощью которого на картах изображена высота и глубина.

(работа с учебником стр. 78, абзац №5)

- Как же определить абсолютную высоту отдельных точек?

Анды

Гималаи

Тянь-Шань

Кордильеры

- На физических картах показывают не только абсолютную высоту, но и глубину.

- Как определить глубину морей? (Дети – по шкале глубин)

- Определите глубину морей:

  • 1 вариант – Белого моря
  • 2 вариант – Баренцева моря

- (Баренцево море глубже, а в Белое - слишком мелкое).

 

Обсуждают…

Обосновывают…

Оценивают…

Осуществляют…

Обнаруживают…

Представляют…

  1. Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем, голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: из куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем.

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.

На поляну мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

В окошко мы увидели и речку, и цветы.

Узнали много нового и я, и ты, и мы.

  1. Закрепление.

- Вот и раскрыла географическая карта нам еще один секрет.

- А теперь давайте проверим, удалось ли каждому из вас постичь этот секрет карты. Выполнив задания:

1) Определить абсолютную высоту Амазонской низменности.

2) Определить абсолютную высоту самой высокой вершины гор Атлас, Памир, Карпаты.

3) Определите абсолютную высоту местности, на которой лежит озеро Чад.

4) Назовите максимальную глубину Тихого океана.

- А теперь создайте свой мини-проект в группе, нарисуйте воображаемый континент, укажите на нем формы рельефа, придайте им цвет, название.

(Включить тихо музыку)

Защита проектов.

Демонстрируют знания (П), понимание (Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р).

  1.  Итог урока (рефлексия).

Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок.

- Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока?

(информационные листы у каждого на столах:

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Какие были трудности?

Что хотели бы узнать дополнительно?

Объясняет домашнее задание: §20 создайте свою планету.

Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске (Л).

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (К).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: