Информация для родителей воспитанников ОВЗ

 «Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие28.15 КБ
Файл zanyatie_s_ovz.docx151.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   дошкольное образовательное   учреждение

  «Детский сад № 8 «Золотая рыбка»

 общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»    

Семинар практикум

 «Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами»

Педагог – психолог:

Чернова Ю.А.

Стрежевой

2018г.

Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами.

В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям с проблемами в развитии — это обучение и воспитание их в ДОУ компенсирующего вида и в группах компенсирующей направленности.

Для успешного преодоления трудностей в развитии ребенка в группе компенсирующей направленности необходимо тесное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения.

Предлагаю обратить внимания на возрастные особенности детей:

  • Ведущая потребность.
  • Ведущая деятельность.
  • Ведущая функция

Предлагаю модель взаимодействия специалистов, которая представлена графически:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/600289/img1.gif

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (ЗПР).
Заключается в психолого-педагогическая поддержки и помощь ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.
Задачи:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
- Осуществление психологической помощи детям с ЗПР.
- Помощь детям с ЗПР в освоении образовательной программы.
- Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР.

Цель сопровождения: создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

        Содержание деятельности воспитателя в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации включает в себя следующее:

1. Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и информирование семьи о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с целью определения ребенку адаптированной образовательной программы.

2. Работа с ребенком

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута (персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в интеллектуальном, эмоционально-волевом, деятельностном, нравственно-духовном развитии).
  • Составление индивидуальной карты развития ребенка (документа, включающего в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике).

Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:

  1. Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.
  2. Организация коррекционно-развивающего обучения.
  3. Консультирование детей, родителей, педагогов.

Коррекционно-развивающее направление.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

Характерные особенности детей ЗПР

  • Повышенная истощаемость.
  • Неустойчивое внимание.
  • Своеобразное поведение.
  • Недостаточность произвольной памяти.
  • Отставание в развитии мышления.
  • Дефекты звукопроизношения.
  • Бедный словарный запас слов.
  • Низкий навык самоконтроля.
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений.

Основные принципы сопровождения:

- безусловное принятие каждой личности;

- признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;

- создание условий для саморазвития, личностного роста.

Направления работы:

  • психологическое просвещение;
  • психологическая диагностика;
  • развитие и психологическая коррекция;
  • консультирование;
  • организационно - методическая деятельность.

Подвижные игры для детей с ЗПР (задержкой психомоторного развития)

Рассмотрим подвижные игры для детей с нарушением интеллекта.

 

«Назови слово». 

Становимся в шеренгу. Психолог бросает каждому из них мяч и называет букву. Педагог должен поймать мяч, присесть, встать, назвав слово, начинающееся на эту букву и бросить мяч обратно. (можно приобщить к теме недели).

«Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков – 10-12 человек.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

«Мяч по кругу»

Цель: развитие внимания и точности движений.

Количество игроков – 5-15 человек.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – другая. Два рядом стоящих игрока – капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.

Методические указания. Можно условиться и передавать мяч три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого момента.



Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ   ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА

С ДОШКОЛЬНИКОМ, ИМЕЮЩИМ СТАТУС ОВЗ.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС»

Ход занятия:

Этапы занятия

 

Фронтальная работа

Работа подгруппы        

Индивидуальная работа с Димой

Организационный момент

Приветствие:

Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга. Упражнение «Добрый день»

Дети вместе с психологом сидят на ковре в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга словами: «добрый день Саша» и т.д. по кругу.

Психолог садиться рядом с Димой и начинает ритуал приветствия с него, повторяя при необходимости дважды инструкцию.

Игра: «Больше всего я люблю…»

Психолог начинает игру со слов больше всего я люблю из одежды- платья…, больше всего я люблю из пищи- мороженное…, играть я люблю в мяч и т.д. А дети по кругу по цепочки говорят, что они любят больше всего.

Теперь я вам предлагаю отправиться в лес попутешествовать. Но чтобы пойти нам нужно одеться мы же не можем идти в шортах и платьях. Дети перечисляют все виды одежды, которые нужно одеть на улицу зимой.

При долгом ступоре ребёнка психолог предлагает несколько вариантов ответов на выбор.

Дима слушает варианты ответов при желании дополняет или повторяет ответ другого ребёнка.

Разминка. «Дорога в лес»

Психолог вмести с детьми проходя по краю ковра изображает виды дорог в лес. Тропика в лес сначала широкая, потом становится уже. На пути появляются сугробы. Ветки норовят попасть в глаза, дети поднимают руки и изображают как их убирают со своего пути. И вот нашли чистую полянку с пеньками где и сделали привал.

Психолог прослеживает за координацией движений мальчика.

Упражнения «Угадай по звуку».

Психолог включает запись с голосами диких животных, и дети по очереди отгадывают кто гуляет по лесу.

Психолог прослеживает регулятивные возможности ребёнка.

Игра «Чей след?»

Психолог показывает картинки со следами и рассказывает. Звери пробегали мимо нас и оставили следы. Давайте попробуем угадать кто это прошел. Рассматриваем и называем. 

C:\Users\RY\Desktop\материал занятие овз 8 шк\4.jpg

Включаю ребёнка в общее обсуждение. Предлагая ему картинку следов и животных.

C:\Users\RY\Desktop\материал занятие овз 8 шк\след.jpg

Творческая деятельность «Художники-натуралисты»

Рисуем понравившийся след на сугробе, т.е. на белом листе.

Диме предоставляются образцы зверя и его следа, для срисовывания.

«Путешествие в сад»

Отравляемся той же дорогой назад. Убирая ветки, перешагивая сугробы, по узкой и широкой тропинке.

Психолог прослеживает за координацией движений мальчика.

Рефлексия

Свои чувства и эмоции как прошло путешествие, было ли сложно, что запомнилось.

Психолог предоставляет возможность  до конца высказаться ребёнку.

 «Ритуал прощания». «Солнышко»

Дети поднимают правую руку кладут перед собой ладошкой вверх подходят ближе друг к другу сделав круг. Левую руку вытягивают вверх освещаю своим теплом все вокруг.

При необходимости поправляет ребёнка,  указывая на правую руку.