Информация для родителей воспитанников ОВЗ
«Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие | 28.15 КБ |
zanyatie_s_ovz.docx | 151.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Золотая рыбка»
общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»
Семинар практикум
«Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами»
Педагог – психолог:
Чернова Ю.А.
Стрежевой
2018г.
Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами.
В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям с проблемами в развитии — это обучение и воспитание их в ДОУ компенсирующего вида и в группах компенсирующей направленности.
Для успешного преодоления трудностей в развитии ребенка в группе компенсирующей направленности необходимо тесное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения.
Предлагаю обратить внимания на возрастные особенности детей:
- Ведущая потребность.
- Ведущая деятельность.
- Ведущая функция
Предлагаю модель взаимодействия специалистов, которая представлена графически:
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (ЗПР).
Заключается в психолого-педагогическая поддержки и помощь ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.
Задачи:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
- Осуществление психологической помощи детям с ЗПР.
- Помощь детям с ЗПР в освоении образовательной программы.
- Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР.
Цель сопровождения: создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Содержание деятельности воспитателя в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации включает в себя следующее:
1. Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и информирование семьи о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с целью определения ребенку адаптированной образовательной программы.
2. Работа с ребенком
- Разработка индивидуального образовательного маршрута (персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в интеллектуальном, эмоционально-волевом, деятельностном, нравственно-духовном развитии).
- Составление индивидуальной карты развития ребенка (документа, включающего в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике).
Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:
- Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.
- Организация коррекционно-развивающего обучения.
- Консультирование детей, родителей, педагогов.
Коррекционно-развивающее направление.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.
Характерные особенности детей ЗПР
- Повышенная истощаемость.
- Неустойчивое внимание.
- Своеобразное поведение.
- Недостаточность произвольной памяти.
- Отставание в развитии мышления.
- Дефекты звукопроизношения.
- Бедный словарный запас слов.
- Низкий навык самоконтроля.
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
- Ограниченный запас общих сведений и представлений.
Основные принципы сопровождения:
- безусловное принятие каждой личности;
- признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;
- создание условий для саморазвития, личностного роста.
Направления работы:
- психологическое просвещение;
- психологическая диагностика;
- развитие и психологическая коррекция;
- консультирование;
- организационно - методическая деятельность.
Подвижные игры для детей с ЗПР (задержкой психомоторного развития)
Рассмотрим подвижные игры для детей с нарушением интеллекта.
«Назови слово».
Становимся в шеренгу. Психолог бросает каждому из них мяч и называет букву. Педагог должен поймать мяч, присесть, встать, назвав слово, начинающееся на эту букву и бросить мяч обратно. (можно приобщить к теме недели).
«Веревочка»
Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.
Количество игроков – 10-12 человек.
Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.
Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.
Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».
«Мяч по кругу»
Цель: развитие внимания и точности движений.
Количество игроков – 5-15 человек.
Инвентарь: волейбольный мяч.
Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – другая. Два рядом стоящих игрока – капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.
Методические указания. Можно условиться и передавать мяч три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого момента.
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА
С ДОШКОЛЬНИКОМ, ИМЕЮЩИМ СТАТУС ОВЗ.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС»
Ход занятия:
Этапы занятия
| Фронтальная работа Работа подгруппы | Индивидуальная работа с Димой |
Организационный момент Приветствие: Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга. Упражнение «Добрый день» | Дети вместе с психологом сидят на ковре в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга словами: «добрый день Саша» и т.д. по кругу. | Психолог садиться рядом с Димой и начинает ритуал приветствия с него, повторяя при необходимости дважды инструкцию. |
Игра: «Больше всего я люблю…» | Психолог начинает игру со слов больше всего я люблю из одежды- платья…, больше всего я люблю из пищи- мороженное…, играть я люблю в мяч и т.д. А дети по кругу по цепочки говорят, что они любят больше всего. Теперь я вам предлагаю отправиться в лес попутешествовать. Но чтобы пойти нам нужно одеться мы же не можем идти в шортах и платьях. Дети перечисляют все виды одежды, которые нужно одеть на улицу зимой. | При долгом ступоре ребёнка психолог предлагает несколько вариантов ответов на выбор. Дима слушает варианты ответов при желании дополняет или повторяет ответ другого ребёнка. |
Разминка. «Дорога в лес» | Психолог вмести с детьми проходя по краю ковра изображает виды дорог в лес. Тропика в лес сначала широкая, потом становится уже. На пути появляются сугробы. Ветки норовят попасть в глаза, дети поднимают руки и изображают как их убирают со своего пути. И вот нашли чистую полянку с пеньками где и сделали привал. | Психолог прослеживает за координацией движений мальчика. |
Упражнения «Угадай по звуку». | Психолог включает запись с голосами диких животных, и дети по очереди отгадывают кто гуляет по лесу. | Психолог прослеживает регулятивные возможности ребёнка. |
Игра «Чей след?» | Психолог показывает картинки со следами и рассказывает. Звери пробегали мимо нас и оставили следы. Давайте попробуем угадать кто это прошел. Рассматриваем и называем. | Включаю ребёнка в общее обсуждение. Предлагая ему картинку следов и животных. |
Творческая деятельность «Художники-натуралисты» | Рисуем понравившийся след на сугробе, т.е. на белом листе. | Диме предоставляются образцы зверя и его следа, для срисовывания. |
«Путешествие в сад» | Отравляемся той же дорогой назад. Убирая ветки, перешагивая сугробы, по узкой и широкой тропинке. | Психолог прослеживает за координацией движений мальчика. |
Рефлексия | Свои чувства и эмоции как прошло путешествие, было ли сложно, что запомнилось. | Психолог предоставляет возможность до конца высказаться ребёнку. |
«Ритуал прощания». «Солнышко» | Дети поднимают правую руку кладут перед собой ладошкой вверх подходят ближе друг к другу сделав круг. Левую руку вытягивают вверх освещаю своим теплом все вокруг. | При необходимости поправляет ребёнка, указывая на правую руку. |