Рабочие программы. Тематическое планирование.
На этой странице расположены рабочачая программа по предмету "География", программы элективных и учебных курсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 5-9 класс. ФГОС ООО | 1.12 МБ |
Учебный курс "Мир, природа, общество" | 172.5 КБ |
Учебный курс "Родной край" | 111 КБ |
Эк 10-11 класс по географии. | 539.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса «Мир - природа - общество»
_для 9-го класса
Автор рабочей программы: Попова Татьяна Яковлевна учитель географии
высшей квалификационной категории
Классы 9а, в
Сроки освоения программы: _____1 год__________________ 17 часов _________________________ ______
Часов в неделю – 0.5 ч
Пояснительная записка
Учебный курс «Мир - природа - общество» рассчитан на 17 часов для обучающихся 9 класса. Он обеспечивает систематизацию социально-ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
В содержании каждого из разделов имеются вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих ОГЭ, повторении которых имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности обучающихся.
Главные цели курса:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального). Что позволяет сформировать географическую картину мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы. Особенности природопользования в их взаимозависимости;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Основные задачи курса:
- развитие познавательного интереса учащихся и расширению их кругозора;
- овладению обучающимися общими учебными и специальными знаниями, умениями и навыками, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- развитие умений работать с разнообразными источниками географической информации;
- умение применять в повседневной жизни полученные теоретические знания, практические умения и навыки.
- создание условий для развития творческой активности учащихся; для формирования у обучающихся коммуникативных качеств.
В ходе изучения курса у выпускников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Актуальность изучения данного курса диктуется логикой развития общества и потребностью современного образования, так как систематизирует знания обучающихся по географии, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира. Позволяет подготовить обучающихся к реалиям современной жизни, получить основные знания в области политико – географической компетентности. Также повторение теоретической основы курса географии позволяет подготовить учащихся к ГИА по географии за курс основной школы. Всё это поможет обучающимся уверенно чувствовать себя на ГИА.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации, которые помогают развивать умения анализировать и синтезировать информацию, навыки пользования компьютерной техникой, Интернет, создания презентаций, принятие решений, решение проблем, чтения тематических карт. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную и коллективную) работу учащихся.
Результаты освоения элективного курса «Мир – Природа – Общество»
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы элективного курса заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы элективного курса:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. (Далее по темам).
Личностные результаты:
- овладение на уровне курса законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека. (Далее по темам).
Методы и формы обучения:
- интерактивная лекция ( получение знаний); семинары ( анализ, систематизация данных); беседы; практические работы с картами и статистическим материалом с применением полученных данных; творческие работы ( расширение кругозора, заинтересованность в информации); защита проектов по выбранным темам. Групповые и индивидуальные формы работы, интеллектуальная игра.
Формы контроля:
- тестирование ( для получения промежуточного или полного зачета по теме; самостоятельные работы ( промежуточный контроль );
- защита проектов. В процессе изучения данного курса выполняются практические работы и 1 итоговая зачетная работа (создание и защита проектов по выбранным темам).
Курс оснащен технически: тематические карты, учебные диски, презентации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Источники географической информации ( 4 часа)
Выпускник научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Раздел 2. Многообразие стран на политической карте мира ( 4 часа)
Выпускник научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- классифицировать страны мира по разным признакам;
- определять географическое положение стран, работая с различными источниками информации;
- использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
- приводить примеры крупных и малочисленных народов мира и районов их проживания;
- анализировать карты с целью выявления географии распространения мировых религий.
Выпускник получит возможность научиться
- подготавливать сообщения (презентации) о странах
- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения стран, его половозрастной структуры.
Раздел 3. Население Земли ( 2 часа)
Выпускник научится:
- различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
- сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
- использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
- проводить расчеты демографических показателей;
- объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
Раздел 4. Природа Земли и человек (6 часов)
Выпускник научится:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Раздел 5. Россия в современном мире
Выпускник научится:
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
4. Информационное обеспечение учебного курса
- Государственная примерная программа основного общего образования по географии. География 5-9 классы: М.: Просвещение, 2011
- Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. (Стандарты второго поколения)
- Авторская программа по географии для 5-9класса. Домогацких Е.М. М.: «Русское слово», 2012
- Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово» 2012. – 88 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Интернет-ресурсы
- Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
- Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
- Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/
Дополнительная литература :
1. Т.В.Кучер «География для любознательных», 6-10кл, Т.В. М, «Дрофа» 2004г.
2. Я познаю мир. География. ДЭ, М. «Просвещение»2002 г.
3. ФИПИ. ГИА – 2014. Э.М.Амбарцумова, С.Е.Дюкова. География. 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА. АСТ. Астрель. Москва.
В.Н.Холина «География человеческой деятельности» Москва «Просвещение» 2002год
4. География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004
5. География в таблицах. 6 – 10 кл.: Справочное пособие/Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002.
6. Ноосфера: духовный мир человека .Сост. А.В. Коротнян. – Л.: Лениздат, 2008г.
7. Урок как педагогический феномен . Под ред. С.С. Татарченкова. – СПб.: КАРО, 2008.
Календарно - тематическое планирование учебного курса «Мир – Природа – Общество» ( 17 часов)
№ недели | № урока | Тема учебного занятия | Элементы содержания ФГОС ООО по географии Основные понятия, номенклатура и персоналии | Характеристика УУД | ||
Раздел 1: Источники географической информации (2 часа) | ||||||
1 | 1 | Введение. Развитие географических знаний о Земле. Географические методы изучения окружающей среды | Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации | Предметные: объяснять:
определять:
Личностные:
| ||
2 | 2 | Географическая карта — особый источник информации. | Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сеть. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. | Предметные: объяснять:
определять:
Личностные: осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли; понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений; осознание многообразия способов представления земной поверхности; понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека; понимание роли и значения географических знаний. | ||
Раздел 2. Многообразие стран на политической карте мира ( 4 часа) | ||||||
3 | 3 | Различие стран мира | Политическая карта мира. Почему и как она меняется? Какие сведения можно извлечь из политической карты? Что такое государство, государственная территория, государственные границы. Типы государств современного мира, многообразие стран современного мира. | Предметные: объяснять:
определять:
Личностные:
Учащиеся будут иметь опыт:
| ||
4-5 | 4-5 | Составление классификаций стран мира по разным признакам. | Практическая работа. Составление классификаций стран мира по 1. размеру территории; 2. численности населения; 3. географическому положению; 4. форме правления; 5. государственному устройству; 6. экономическому развитию. | |||
6 | 6 | Семинар: Многообразие стран на политической карте мира | Вопросы к семинару: 1.Количественные изменения на политической карте мира в разное историческое время. 2.Качественные изменения на политической карте мира в разное историческое время. 3. Современная политическая карта мира 4. Многообразие и многоликость стран современного мира. | |||
Раздел 3. Население Земли ( 2 часа) | ||||||
7-8 | 7-8 | Размещение людей на Земле. Хозяйственная деятельность людей. Человек и природа. Зачёт по темам: «Источники географической информации». Многообразие стран на политической карте мира». «Население Земли» | Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира. | Предметные : объяснять:
определять:
Личностные: умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. | ||
Раздел 4. Природа Земли и человек (6 часов) | ||||||
9 | 9 | Земля — планета Солнечной системы. | Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | Предметные: объяснять:
определять:
Личностные: понимать роли следствия движения Земли и влияние космоса на жизнь на Земле. | ||
10 | 10 | Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Человек и литосфера | Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. | Предметные: объяснять:
определять:
Личностные: понимание роли знаний о литосфере; осознание ценностей знаний о важнейшей оболочке Земли– литосфере и процессах, происходящих в ней; | ||
11 | 11 | Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Человек и атмосфера | Атмосфера. Состав и структура атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Атмосферное давление, ветры, осадки. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Распределение влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Направление и сила ветра. Роза ветров. Влажность воздуха. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия, образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Наблюдения за погодой. Решение практических задач по определению изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности. Климат и климатические пояса. Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.. | Предметные : объяснять:
определять:
Личностные: осознание ценностей знаний о важнейшей оболочке Земли – атмосфере и процессах, происходящих в ней; | ||
12 | 12 | Гидросфера — водная оболочка Земли. Человек и гидросфера | Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения ГП морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира. Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения ГП водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их ра-циональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность. Человек и гидросфера. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности. | Предметные : объяснять:
определять:
Личностные: осознание ценностей знаний о важнейшей оболочке Земли – гидросфере и процессах, происходящих в ней; умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных; | ||
13-14 | 13-14 | Биосфера Земли. Охрана природы | Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Роль биосферы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды. | Предметные: объяснять:
определять:
Личностные:
| ||
Раздел 5. Россия в современном мире (1 час) | ||||||
15 | 15 | Россия в современном мире | Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития. | Предметные: объяснять:
определять:
Личностные: осознание значения географии в развитии эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; | ||
16-17 | 16-17 | Обобщение по темам курса. Зачет по темам курса «Мир-Природа-Общество» | Конкурс проектов. Проект по выбранной теме |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса «Родной край».
_для 7-го класса на 2019 - 2020 учебный год
Автор рабочей программы: Попова Татьяна Яковлевна учитель географии
высшей квалификационной категории
Классы 7а, 7б, 7в, 7г
Сроки освоения программы: _____ __________________ 7 часов
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Родной край», предназначенная для изучения географии Новосибирской области, составлена в соответствии с ФГОС ООО. Предназначена для учащихся седьмых классов. Продолжительность обучения 7 часов.
Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости имеет по крайней мере одну общую особенность – она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину. Родина начинается с любви к ней. Если человек любит ее, то ему дорого все: запах цветов, журчание ручья, рябина под окном, ласковое прикосновение материнской руки. Ни в каких испытаниях, ни при каких обстоятельствах, ни у кого нельзя отнять его Родины. Так как она живет в его мыслях, его душе и сердце. Курс «Родной край» носит выраженный краеведческий характер. Географическое краеведение является важным средством повышения качества знаний, формирования у учащихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе являются его высокая общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.
Цель курса:
Создать образ родного края через систематизацию знаний по физической географии края, воспитание ответственности, любви к своей малой Родине, расширение краеведческих знаний о городе Бердске, Новосибирской области, повышение общей культуры учащихся.
Задачи курса:
- сформировать знания о природных особенностях родного края (НСО, окрестностей города Бердска), рельефе, климате, почвенно-растительном покрове, животном мире, экономико-социальных аспектах его формирования современного состояния и перспектив их развития;
- развитие познавательного интереса учащихся и расширению их кругозора;
- овладению обучающимися общими учебными и специальными знаниями, умениями и навыками, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- развитие умений работать с разнообразными источниками географической информации;
- умение применять в повседневной жизни полученные теоретические знания, практические умения и навыки;
- создание условий для развития творческой активности учащихся, для формирования у обучающихся коммуникативных качеств;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Актуальность изучения данного курса диктуется логикой развития общества и потребностью современного образования на основе ФГОС. Курс «Родной край» дополнит возможности изучении своей местности, так как на уроках географии в рамках программного материала они ограничены (малое количество экскурсий), обучающиеся не могут активно усваивать знания, формировать практические навыки (УУД) и закреплять их,
В основе курса лежит системно-деятельный подход, который позволит обеспечить:
∙ формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
∙ проектирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
∙ активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- позволяет подготовить обучающихся к реалиям современной жизни, получить основные знания в области краеведения позволяет
- личностно – ориентированный характер обучения;
- условия для ценностного, социально – культурного саморазвития личности;
- развитию творческих, исследовательских способностей учащихся через научность и практическую направленность;
- анализировать и оценивать факты, события, раскрывать причинно – следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения;
- приобщить обучающихся к социальному опыту и нравственным ценностям, к национальной культуре народов, проживающих в Новосибирской области и городе Бердске.
Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, групповую и коллективную) работу учащихся.
В ходе изучения курса у обучающихся должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего края);
- осознание выдающейся роли и места родного края как части мирового географического пространства;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства родного края и страны;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему родному краю;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре края и страны, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Методы и формы обучения:
- интерактивная лекция ( получение знаний); беседы; практические работы с картами и статистическим материалом с применением полученных данных; творческие работы ( расширение кругозора, заинтересованность в информации); защита проектов по выбранным темам. Групповые и индивидуальные формы работы, интеллектуальная игра.
Формы контроля:
- тестирование ( для получения зачета по теме; самостоятельная работа ( промежуточный контроль );
- защита проектов. В процессе изучения данного курса выполняются практические работы и итоговая зачетная работа (создание и защита проектов по выбранным темам).
Курс оснащен технически: тематические карты, учебные диски, презентации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Родной край». Модуль 2
Тема 1. Географическое положение Новосибирской области и города Бердска ( 1 час)
Область как часть региона и страны. Соотношение территории и границ НСО и города Бердска . Географическое положение Новосибирской области и города Бердска. Административное деление Новосибирской области. Происхождение названий местных населенных пунктов, города Бердска.
Официальные символы Новосибирской области и города Бердска: герб, флаг.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте природных и административных границ Новосибирской области и города Бердска. Определение протяженности Новосибирской области и города Бердска с севера на юг и с запада на восток.
2. Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном учащимся.
3. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов, работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой.
4.Определение географического положения города. Беседа о содержании характеристики ГП города, о значении ГП для развития природы, хозяйства и деятельности населения.
Творческое задание.
Рассказать своему далёкому другу об истории создания города.
Написать сочинение рассуждение на тему «Здание, которое я считаю архитектурным памятником нашего города»
Тема 2. Геологическое строение и рельеф нашего края ( 1 час)
Рельеф Новосибирской области и города Бердска. История формирования и геологическое строение. Формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влиянием внешних факторов. Горные породы, их происхождение, их определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района города, их использование в хозяйственной деятельности и строительстве.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте (своей территории) местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
2. Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.
Тема 3. Климат и погода в нашем крае ( 1 час)
Главные факторы, влияющие на местный климат. Исторические изменения климата. Редкие и катастрофические погодные явления в Новосибирской области и города Бердска. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат. Приборы для метеорологических наблюдений. Солнечная радиация. Биологические часы. Местное время, его влияние на самочувствие и здоровье людей. Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Разница в температурном режиме различных частей района, города. Ветер, причины его образования. Местные ветры, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Осадки, их виды, распространение по сезонам года. Климатическая характеристика района проживания. «Рекордные» погодные показатели на территории области, города. Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство.
Практическая работа:
Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) района. Подсчет среднесуточной (среднемесячной) температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц.
Творческое задание .
Местные пейзажи в разные времена года, фотовыставка.
Тема 4. Край рек и озер ( 1 час)
Реки Новосибирской области. Численность и протяженность местных рек. Речной режим и речной сток. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Типы озёр в Новосибирской области. Численность озёр. Местные грунтовые воды (родники, колодцы). Новосибирское водохранилище. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод. Биологическое исследование водотоков, водоемов и болот. Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района, города.
Практические работы:
1. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озёр (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).
2. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Новосибирской области.
Тема 5. Природные комплексы нашего края ( 1 час)
Растительный мир лесной зоны Новосибирской области: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Зависимость между местными формами рельефа, климатом и растительными группировками, их приспособленность к данным средам обитания. Местные лекарственные и ядовитые растения.
Животный мир лесной зоны Новосибирской области: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Описание местных животных и определение их хозяйственного значения.
Охрана местных растений и животных. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных в районе. «Красная книга» Новосибирской области.
Практическая работа:
Фотоальбомы местных растений и животных.
Творческое задание. Проект «Зелёный город, — какой он?»
Тема 6. Население и экономика города Бердска ( 1 час)
Численность и состав и населения; половой и возрастной состав, национальный и этнический состав населения. Традиции и обычаи народов района. Размещение населения. Национальный состав. Проблема занятости населения. Градообразующие предприятия, их роль в жизни города. Ведущие профессии; история развития хозяйства; современные трудности развития отраслей хозяйства, их причины. Сфера услуг здравоохранение, образование, предприятия обслуживания населения, связь, ЖКХ. Причины, повлиявшие на развитие хозяйства. Проблемы (перспективы) развития промышленности.
Практическая работа.
Изучение местного предприятия на экскурсии и описание его по плану,
Творческое задание.
Моя семья в городе (сведения о своих родных их занятости в хозяйстве города).
Тема 7. Обобщения, коррекция знаний по темам курса. Защита проектов ( 1 час)
Тематическое планирование ученого курса «Родной край». Модуль 2
7 класс ( 7 часов)
№ недели | № урока | Тема учебного занятия | Элементы содержания ФГОС ООО по географии Основные понятия, номенклатура и персоналии | Практические работы (задания), итоговые работы |
1 | 1 | Географическое положение Новосибирской области и города Бердска | Область как часть региона и страны. Соотношение территории и границ НСО и города Бердска . Географическое положение Новосибирской области и города Бердска. Административное деление Новосибирской области. Происхождение названий местных населенных пунктов, города Бердска. Официальные символы Новосибирской области и города Бердска: герб, флаг. | 1. Обозначение на контурной карте природных и административных границ Новосибирской области и города Бердска. Определение протяженности Новосибирской области и города Бердска с севера на юг и с запада на восток. (по выбору) 2. Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном учащимся. 3. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов, работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой. 4.Определение географического положения города. Беседа о содержании характеристики ГП города, о значении ГП для развития природы, хозяйства и деятельности населения. Творческое задание. 1. Рассказать своему другу об истории создания города. 2. Написать сочинение рассуждение на тему «Здание, которое я считаю архитектурным памятником нашего города»
|
2 | 2 | Геологическое строение и рельеф нашего края | История формирования и геологическое строение. Формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влиянием внешних факторов. Горные породы, их происхождение, их определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района города, их использование в хозяйственной деятельности и строительстве. | 1. Обозначение на контурной карте (своей территории) местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 2. Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания. |
3 | 3 | Климат и погода в нашем крае | Главные факторы, влияющие на местный климат. Исторические изменения климата. Редкие и катастрофические погодные явления в Новосибирской области и города Бердска. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат. Приборы для метеорологических наблюдений. Солнечная радиация. Биологические часы. Местное время, его влияние на самочувствие и здоровье людей. Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Разница в температурном режиме различных частей района, города. Ветер, причины его образования. Местные ветры, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Осадки, их виды, распространение по сезонам года. Климатическая характеристика района проживания. «Рекордные» погодные показатели на территории области, города. Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство. | Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) района. Подсчет среднесуточной (среднемесячной) температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц. Творческое задание . Местные пейзажи в разные времена года, фотовыставка. |
4 | 4 | Край рек и озер | Реки Новосибирской области. Численность и протяженность местных рек. Речной режим и речной сток. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Типы озёр в Новосибирской области. Численность озёр. Местные грунтовые воды (родники, колодцы). Новосибирское водохранилище. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод. Биологическое исследование водотоков, водоемов и болот. Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района, города. | 1. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озёр (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой). 2. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Новосибирской области. |
5 | 5 | Природные комплексы нашего края | Растительный мир лесной зоны Новосибирской области: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Природно-хозяйственные зоны. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Зависимость между местными формами рельефа, климатом и растительными группировками, их приспособленность к данным средам обитания. Местные лекарственные и ядовитые растения. Животный мир лесной зоны Новосибирской области: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Описание местных животных и определение их хозяйственного значения. Охрана местных растений и животных. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных в районе. «Красная книга» Новосибирской области. | 1. Фотоальбомы местных растений и животных. 2. Творческое задание. Проект «Зелёный город, — какой он?» |
6 | 6 | Население и экономика НСО и города Бердска | Численность и состав и населения; половой и возрастной состав, национальный и этнический состав населения. Традиции и обычаи народов района. Размещение населения. Национальный состав. Проблема занятости населения. Градообразующие предприятия, их роль в жизни города. Ведущие профессии; история развития хозяйства; современные трудности развития отраслей хозяйства, их причины. Сфера услуг здравоохранение, образование, предприятия обслуживания населения, связь, ЖКХ. Причины, повлиявшие на развитие хозяйства. Проблемы (перспективы) развития промышленности. | Практическая работа. Изучение местного предприятия на экскурсии и описание его по плану, Творческое задание. Моя семья в городе (сведения о своих родных их занятости в хозяйстве города). |
7 | 7 | Обобщение по темам курса.Зачет по темам курса «Родной край» Защита проектов | Защита индивидуальных и групповых проектов |
Планируемые результаты изучения учебного курса «Родной край»
Результаты | Формируемые умения |
личностные |
|
Метапредметные результаты освоения обучающимися программы курса заключаются в формировании и развитии посредством географического знания родного края:
| |
регулятивные |
|
познавательные |
|
коммуникативные |
∙ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Предметные результаты освоения обучающимися программы курса заключаются в формировании представлений о:
- физико-географическом положении города, НСО;
- топонимике и геральдики;
- административно - территориальном делении НСО;
- природе Новосибирской области и окрестностей города Бердска;
- картографии области и города Бердска;
- природных ресурсах области;
- населении города и области, истории заселения;
- народах, обычаях и традициях;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на территории родного края, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
4. Информационное обеспечение элективного курса
- Государственная примерная программа основного общего образования по географии. География 5-9 классы: М.: Просвещение, 2012
- Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 75 с. (Стандарты второго поколения)
- Авторская программа по географии для 5-9класса. Домогацких Е.М. М.: «Русское слово», 2012
- Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово» 2012. – 88 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Интернет-ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Дополнительная литература :
- География Новосибирской области. Кравцов В.М., Донукалова Р.П., Новосибирск, «ИНФОЛИО – пресс», 1996г.,
- История Новосибирской области. Миненко Н.А. Новосибирск, 2003г
- Наш край в древности и средневековье. Троцкая Т.М., Соболев В.И.,
- Новосибирск. Генеральный план развития города 2007 – 2030г. Сибирское книжное издательство: Новосибирск 2007
- Атлас Новосибирской Области под редакцией В. А. Николаевой.
Список литературы для учащихся.
1. Красная книга Новосибирской области (животные). Новосибирск, 2000.
- Красная книга Новосибирской области (растения). Новосибирск, 1998.
- Красная книга Новосибирской области/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. - 2-е изд. - Новосибирск: Арта, 2008. - 528 с.
- Чернобай Л.П. Реки Новосибирского водохранилища. Новосибирск, 2008.
- Чернобай Л.П. Малые реки левобережья Оби. Новосибирск, 2011.
ВИДЕОФИЛЬМЫ О ПРИРОДЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ВИДЕОФИЛЬМЫ: Птичьи дети • Заказник «Майское утро» • Заказник «Чановский» • Заказник «Мануйловский» • Водохранилище. Обское море • Буготакские сопки • Вода - среда обитания • Памятники природы Присалаирья • Птицы леса • Нелюбимые животные • Природа Новосибирского края • По следам палеонтологических находок • Салаирский кряж • Бараба и Кулунда.