Программа внеурочной деятельности "Шахматы школе"

Бахарев Дмитрий Владимирович

Цель 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 обложка 1

Пояснительная записка 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» организуется при школе, рассчитана на 3 года обучения и разработана в соответствии с нормативно-правовой и документальной базой:

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)
  3. Приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831)
  4. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41)

Программа «Шахматы» предназначена для учащихся начальных классов, составлена на основе программы «Шахматы -  школе» под редакцией И.Г. Сухина, обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И. Г. Сухиным).

        Направленность программы-физкультурно-спортивная

        Уровень освоения программы - формирующий т.к. в процессе обучения происходит формирование и развитие логического мышления, аналитических способностей, развитие творческого потенциала учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном развитии через познание шахматной игры.

        Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию детей.

         Отличительной особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.  

       В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.

          Программа интегрирована с ежегодным графиком районных и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.

              Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), компьютерных шахмат, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат).

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Задачи:

Обучающие:

-  познакомить с историей шахмат;

-  обучить правилам игры;

-  дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, познакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

-  развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

-   способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику;

-   сформировать навыки запоминания;

- вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

 - привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств;

- прививать навыки самодисциплины;

- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

Здоровьесберегающие:

- обеспечивать гигиенически оптимальные условия образовательного процесса для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления;

- способствовать созданию необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, профилактика различных заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни. 

    В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Предметные компетенции обучающихся:

Техническая формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

- участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам;

- в решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

- в проведении педагогом инструктажей;

- в применении индивидуальных форм работы;

- в корректировке игры;

- в рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

-  педагогическое наблюдение;

- учет результативности участия обучаемых в районных, областных и межрегиональных соревнованиях.

Интеллектуальная формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

- осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

- изучении специализированной литературы;

- просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

Формами отслеживания роста предметной компетенции  являются:

- оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;

 - определение уровня эрудиции обучаемых.

       Программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность. В шахматное объединение принимаются учащиеся младшего и среднего школьного возраста на общих основаниях, продолжительность обучения 3 года. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.

Адресат программы

Программа «Шахматы» рассчитана на 3 года обучения для детей в возрасте от 7 до 14 лет. Принимаются все желающие дети. Во время приема и формирования групп проводится первичная диагностика знаний, умений и навыков. 

Формы и режим занятий 

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа;  

Количество детей 

1 год обучения - 15 человек

2 год обучения – 15 человек 

3 год обучения – 15 человек

Занятия проводятся в групповой форме при изложении теоретических основ и разборе партий. Практическая часть занятия носит ярко-выраженный индивидуальный характер. 

На первом году обучения у детей формируется  «психология успеха».  Важно, чтобы не происходило распыления внимания на несколько направлений работы, в связи с этим происходит последовательное освоение тем.  

Основной упор при подготовке начинающих шахматистов 1-го года обучения делается на изучение основ игры в шахматы на практике. Важный момент в системе подготовки детей первого года обучения заключается в обучении активной игре, так как если ни один из соперников во время партии не «зевнёт», то больше шансов на победу у того, кто играет активней. Играть активно - значит предпринимать активные действия (атака слабостей соперника или её подготовка), если это допустимо в условиях конкретной позиции. 

На втором году обучения совершенствуются знания и навыки, полученные ранее,  и формируется системность мышления. Дети  учатся  искать ход по определённому алгоритму, что является составляющей успеха. Данное качество способствует возникновению стабильности в игре шахматиста.  

В теоретической подготовке внимание уделяется основным знаниям, необходимым для занятия шахматами (например; правила игры, запись партии), начальным сведениям из области дебюта и эндшпиля. 

Достаточное время на занятиях уделяется практике - решению различных заданий: на постановку мата в определённое количество ходов, на защиту от шаха. Около шахматные игры способствуют развитию определённых навыков: пространственного представления, комбинационного зрения, стратегического и логического мышления, усидчивости, внимательности, целеустремленности, умения анализировать. 

На третьем году обучения скорость спортивного совершенствования достигается за счёт увеличения тренировочной нагрузки, участия в турнирах и соревнованиях разного уровня, сеансов одновременной игры и др. 

Прогнозируемые образовательные результаты и способы проверки 

Первый год обучения 

Обучающийся  должен знать: 

  • Правила, необходимые для игры в шахматы на начальном этапе. 
  • Представление о дебюте. 
  • Основные законы разыгрывания дебюта. 
  • Элементарную теорию эндшпиля (простейшие маты одинокому королю). 

Обучающийся должен уметь: 

  • Соблюдать основные законы разыгрывания дебюта. 
  • Разыгрывать простейшие эндшпильные позиции (мат одинокому королю ладьёй, двумя ладьями и ферзём). 
  • Находить маты в 1, 2 хода. 
  • Соблюдать правила выступления в соревнованиях и другие нормы спортивного поведения. 

Результаты воспитательного  воздействия: 

  • Стремление отстоять свою точку зрения, если ребёнок уверен в её правоте. 
  • Навыки самостоятельной работы. 
  • Отношение обучающихся к шахматам как искусству. 

Второй год обучения 

Обучающийся  должен знать: 

  • Дебютные ловушки (мат Легаля, атака Макса Лонге, Итальянская пытка), гамбиты. 
  • Теорию элементарного пешечного эндшпиля. 
  • Тактические мотивы, приёмы и комбинации. 
  • Алгоритм обдумывания хода. 

Обучающийся должен уметь: 

  • Разыгрывать дебюты (Русская партия, Итальянская партия, Испанская партия, Шотландская партия, Защита Уфимцева, Защита Филидора, Защита двух коней), гамбиты. 
  • Играть партию практически без «зевков». 
  • Разыгрывать простейшие эндшпильные позиции (мат одинокому королю двумя слонами и позиции король и пешка против короля). 
  • Находить мат в 3 хода. 
  • Постоянно поддерживать активность в игре. 

Результаты воспитательного  воздействия: 

  • Системный подход к организации своей деятельности. 
  • Отношение обучающихся к шахматам как искусству и спорту. 
  • Самостоятельная активность в шахматном совершенствовании. 

3-ий год обучения 

Обучающийся  должен знать: 

  • Ладейные, слоновые окончания. 
  • Многоходовые комбинации. 
  • Стратегические основы игры. 
  • Планирование игры. 
  • Типичные  позиции  миттельшпиля. 

Обучающийся должен уметь: 

  • Находить верный план игры, решать многоходовые комбинации. 
  • Уметь проводить контратаку. 
  • Находить матовые комбинации.  
  • Самостоятельно анализировать шахматные партии. 
  • Оценивать  типичные позиции миттельшпиля. 
  • Использовать стратегические и тактические приемы. 
  • Разыгрывать  сложные  эндшпильных позиции. 

Результаты воспитательного  воздействия: 

  • Желание продолжать совершенствовать полученные  знания, умения и навыки. 

Результатом реализации программы является: 

  • Усвоение обучающимися стратегических основ шахматной игры, методов долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии.  
  • Знание всех стратегических элементов шахматной позиции и основных стратегических приёмов в типовых положениях. 
  • Освоение детьми способов реализации достигнутого материального и позиционного перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших позициях.  
  • Комплексное формирование основ шахматной культуры. 

 

С целью контроля  качества усвоения программы два раза в год проводятся внутренние турниры, которые служат не только практической тренировкой, но и эффективным средством оценки достигнутых результатов. 

Формы подведения итогов 

Основным показателем усвоения шахматных знаний, умений и навыков,  является практическая игра. Таким образом, педагог постоянно делает выводы о подготовленности ребёнка, наблюдая за его игрой с другими юными шахматистами или с педагогом, которая происходит практически на каждом занятии. Помимо этого в течение учебного года предполагается участие детей в соревнованиях, проходящих в школах, шахматных клубах Москвы, что также является серьёзной проверкой уровня их подготовки. Периодически на занятиях проводятся контрольные партии, позволяющие осуществить диагностику уровня усвоения знаний, умений и навыков. 

В целях диагностики умения ставить мат в 1, 2 и 3 хода проводится  контрольное решение позиций отдельно с каждым обучающимся или совместно всей группой. Для проверки усвоения теоретических знаний могут использоваться тесты. Изменения, касающиеся личностных качеств, фиксируются педагогом в процессе занятий.  

Учебно-тематический план 

Первый год обучения 

№ 

Наименование темы 

Количество часов 

Теория 

Практика 

Всего 

Вводное занятие 

Базовые понятия, цель и правила игры, ценность фигур. 

12 

17 

Нотация. 

Дебют. 

10 

10 

Эндшпиль. 

10 

10 

Анализ партий. 

Около шахматные игры. 

Сеансы одновременной игры. 

18 

18 

Тренировочные партии и турниры. 

50 

50 

10 

Решение задач. 

18 

18 

11 

Итоговое занятие 

 

Итого: 

41 

103 

144 

 

Второй год обучения 

№ 

Наименование темы 

Количество часов 

Теория 

Практика 

Всего  

Вводное занятие. 

Активность в шахматах. 

12 

17 

Дебют. 

Эндшпиль. 

Анализ партий. 

Комбинационная игра. 

15 

15 

Алгоритм обдумывания хода. 

Разгадывание ходов из партий. 

Сеансы одновременной игры. 

28 

28 

10 

Тренировочные партии и турниры. 

46 

46 

11 

Решение задач и этюдов. 

12 

Около шахматные игры. 

13 

Итоговое занятие 

 

Итого: 

41 

103 

144 

 

 3-ий год обучения 

№ 

Название разделов и тем 

Количество часов 

Теория 

Практика 

Всего 

  1.  

Вводное занятие 

  1.  

Дебютная теория 

15 

18 

  1.  

Шахматные компьютеры  

  1.  

Анализ и разыгрывание партий гроссмейстеров 

15 

22 

37 

  1.  

Эндшпильная техника 

20 

24 

  1.  

Основы комбинационной и позиционной игры  

30 

35 

  1.  

Стратегические  планы игры 

10 

15 

25 

  1.  

Итоговое занятие 

2

 

Итого: 

40 

104 

144 

 

Содержание разделов и тем 

Первый год обучения 

  1. Вводное занятие 

Теория: Знакомство, легенда о появлении шахмат, краткое обсуждение предстоящего года обучения, разъяснение организационных вопросов. Инструктаж по технике безопасности. 

Практика: Викторина «Истоки шахмат». Первичная диагностика. 

  1. Базовые понятия, цель и правила игры, ценность фигур. 

Теория: Доска  (понятия вертикали, диагонали, поля, центра и т. д.).  Фигуры (названия, ценность, ходы, взятия, превращение пешки и др.).  Цель игры, мат, пат, шах, рокировка. Правила игры – очередность ходов, три невозможных хода, взятие на проходе. 

Практика: Решение задач, шахматные игры, опросы и тесты на пройденные темы. 

  1. Нотация 

Теория: Названия первых 8 букв латинских букв, наименование полей обозначения фигур, запись ходов и взятия фигур,  длинной и короткой рокировки. 

Практика: Запись позиции, партии. 

  1. Дебют 

Теория: Понятие дебюта, принципы разыгрывания дебюта, детский мат, некоторые дебюты.  Отличительные особенности данного начала, базовые  идеи и самые основные варианты.  

Практика: Разыгрывание типичных дебютных позиций. 

  1. Эндшпиль 

Теория: Понятие эндшпиля его особенности, мат одинокому королю двумя ладьями, ферзём и одной ладьёй. 

Практика: Разыгрывание в парах эндшпильных позиций. 

  1. Анализ партий 

Теория: Просмотр партий обучающихся, сопровождающийся комментариями, поиском ошибок и правильных продолжений, выводами. 

Практика: Самостоятельный анализ партий. 

  1. Около шахматные игры 

Теория: Правила игры. Поддавки, двухходовые шахматы, шахматы с кубиком, шахматы на нестандартных досках.  

Практика: Игры на нестандартных досках. Игры  на  развитие  внимательности, усидчивости, целеустремленности и др. Игра на увеличенной доске. 

  1. Сеансы одновременной игры 

Теория: Сеанс одновременной игры - шахматный поединок, в котором несколько человек вступают в противоборство с одним, более сильным игроком, который в одиночку играет несколько партий одновременно. Правила поведения на сеансе. 

Практика: Сеансы  одновременной игры педагога  и обучающихся

  1. Тренировочные партии и турниры 

Теория: Правила игры в шахматы, правила поведения за доской, правила ФИДЕ. 

Практика: Партии и турниры между обучающимися, допускается участие педагога и компьютерных программ. Турниры внутри группы, в общеобразовательных, шахматных школах, в шахматных клубах и т.д.  

  1. Решение задач 

Теория: Методы и приемы решение задач. 

Практика: Решение задач на защиту от шахов, на мат в 1 и в 2 хода. Решение задач в условиях ограниченного времени, на развитие  оперативного мышления 

  1. Итоговое занятие 

Практика.  Турнир внутри группы. Анализ достигнутых результатов. Достигнутые результаты необходимо сопоставить с поставленными целями. Анализ годового учебного процесса. Выводы: что нужно изменить в будущем для оптимизации учебно-тренировочного процесса. 

Второй год обучения 

  1. Вводное занятие 

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы.  Знакомство с целями и задачами второго года обучения, пути их достижения. 

Практика: Первичная диагностика. Разбор и анализ летних партий, проверка решенных задач 

  1. Активность в шахматах 

Теория: Что такое активная игра. 

Практика: Объяснение на конкретных примерах понятия «активная игра» и доказательство всей выгоды этой игры. 

  1. Дебют 

Теория: Повторение уже известных дебютных идей и вариантов, в том числе, детского мата. Дебюты (английское начало, староиндийская защита, защита Нимцовича), гамбиты (ферзевый гамбит и контргамбит Альбина), дебютные ловушки.  

Практика: Разыгрывание дебютов (Русская партия, Итальянская партия, Испанская партия, Шотландская партия, Защита Уфимцева, Защита Филидора, Защита двух коней), гамбиты. 

  1. Эндшпиль 

Теория: Мат одинокому королю двумя слонами. Элементарные пешечные окончания (король и пешка против пешки). 

Практика: Разыгрывание элементарных пешечных окончаний.  

  1. Анализ партий 

Теория: Новые методы анализа партий с помощью компьютера 

Практика: Просмотр партий обучающихся, сопровождающийся комментариями, поиском ошибок и правильных продолжений. Выводы. 

  1. Комбинационная игра 

Теория: Понятия: тактический мотив, тактический приём, комбинация.  

Практика: Изучение основных тактических мотивов и приёмов. Решение задач на тактику. 

  1. Алгоритм обдумывания хода 

Теория: Алгоритм успешной игры на данном этапе обучения: 

  • Поиск возможных продолжений за себя и за соперника. 
  • Составление ходов-кандидатов. 
  • Выбор хода. 
  • Расчёт вариантов (если требуется). 

Практика: Игра «построй дерево расчета». 

  1. Разгадывание ходов из партий 

Теория:  Ходы из партий. 

Практика: Демонстрация  партий, сыгранных известными шахматистами. Анализ  и предсказание следующего хода. Проведение викторины. 

  1. Сеансы одновременной игры 

Теория: Правила проведения сеансов одновременной игры.  

Практика: Сеансы одновременной игры с  педагогом и обучающимися 

  1. Тренировочные партии и турниры 

Теория: Правила поведения на турнирах.  Правила ФИДЕ. 

Практика:  Партии и турниры между обучающимися, допускается участие педагога и компьютерных программ. Участие в турнирах в объединении, общеобразовательных, шахматных школах,  шахматных клубах и т. д.  

  1. Решение задач и этюдов 

Теория: Технология построения расчета задач. 

Практика: Решение задач на мат в 2 и 3 хода. Решение задач  в условиях ограниченного времени на развитие  оперативного мышления. 

  1.  Около шахматные игры 

Теория: Правила около шахматной игры. 

Практика: Поддавки, двухходовые шахматы, шахматы с кубиком, шведские шахматы и игры, развивающие отдельные компоненты шахматного мастерства. 

  1. Итоговое занятие. 

 Практика: Зачеты по тактике и эндшпильной  технике. Анализ достигнутых результатов 

Третий год обучения 

  1. Вводное занятие. 

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы.  Знакомство с целями и задачами третьего  года обучения, пути их достижения. 

Практика: Первичная диагностика. Разбор и анализ летних партий, проверка решенных задач 

  1. Дебютная теория 

Теория: Три принципа игры в дебюте, разбор партий, миниатюр. Центр. Мобилизация. Безопасность. Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии. Разбор партий, миниатюр. Гамбиты как средство обострения борьбы с самого начала партии. Королевский гамбит. Северный гамбит. Гамбит Эванса.

Практика: Игра на турнире. Решение задач по тактике. Разбор сыгранных партий обучающихся. 

  1. Шахматные компьютеры 

Теория: Техника эксплуатации шахматных компьютеров различных моделей. Метод игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость играющих программ. 

Практика: Игра с компьютером в шахматы. 

  1. Анализ и разыгрывание партий гроссмейстеров 

Теория: Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса. Окончания с проходными пешками. Лучшее пешечное расположение. 

Ладейные окончания  общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с пешкой против ладьи. Многопешечные ладейные описания.

Правила квадрата. Проведение пешки в ферзя. 

Практика: Игра на турнире. Разбор сыгранных партий обучающихся. Сдача зачетов по тактике и эндшпильной  технике. 

  1. Основы комбинационной и позиционной игры 

Теория: Комбинация и ее роль в шахматной партии; примеры. Классификация комбинационных тактических приемов. Отвлечение. Завлечение. Перекрытие. Рентген. Мат по последней горизонтали. Спертый мат. Мотив комбинации (примеры). Геометрические мотивы. Использование неудачного положения фигуры. Использование ослабленного положения короля. Десперадо. Выдающиеся мастера комбинационного стиля: А.Андерсен, П. Морфи, М. Чигорин, А. Алехин; разбор партий. Атаки: на нерокировавшегося короля; при односторонних рокировках; при рокировках в разные стороны. Зарождение учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры шахматной партии. Причины возникновения комбинаций. Основные положения теории Стейница. Слабые поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь. Этический принцип атаки. Накопление мелких преимуществ. Связь между различными стадиями партии. Методы борьбы против гамбитов. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре доски. Висящая пешка. Карлсбадская структура. Закрытый центр. Блокада. 

Практика:  Решение задач.  Конкурс шахматных комбинаций. 

  1. Эндшпильная техника 

Теория: Таблицы Налимова, реализация преимущества. 

Практика: Изучение таблиц Налимова, реализация преимущества, изучение теоретических позиций.  Разыгрывание эндшпильных позиций и решение задач. 

  1. Стратегические планы игры 

Теория: Волевая регуляция поведения. Постановка цели; ее осознанность.  Оценка деятельности. Самодисциплина. Способы самосовершенствования. Организация самостоятельной  деятельности. Самооценка.  Корректность понятия "интеллектуальность шахматной игры". 

Практика:  Участие  в турнирных партиях.  Самостоятельная постановка цели; ее осознанность, наличие стремления к оценке своей деятельности. Выполнения правил поведения детей в турнирах. 

  1. Итоговое занятие 

Практика: Турнир с укороченным контролем времени. Подведение итогов обучения по программе

 

Методическое обеспечение программы 

В основу занятий положен линейный метод обучения, который предполагает детальную проработку каждой темы, практическое  применение полученных знаний и их трансформацию в навыки игры. 

Методы обучения: 

Словесные: изложение, рассказ, беседа, объяснение. 

Наглядные: демонстрация. 

Практические: упражнение (решение задач, постановка мата одинокому королю, разыгрывание дебюта и т.д.),  игра (шахматная игра, около шахматные игры разгадывание партий), исследование (выведение шахматных закономерностей и законов). 

В основе программы лежат следующие принципы: 

  1. Соответствие содержания обучения требованиям шахматного спорта, т.е.  ребёнок должен овладеть полным объемом знаний, умений и навыков, необходимых шахматисту-спортсмену. 
  1. Целостности и системности. Элементы содержания обучения связаны между собой и представляют единую систему знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и др. 
  1. Общедоступности. Обучение по программе «Шахматы» должно быть доступно детям в возрасте от 7 до 14 лет. 

Важное  место в процессе обучения уделяется технологии взаимообучения (ребенок, усвоивший материал, объясняет его остальным незнакомым с данным вопросом детям под руководством педагога) и коллективной работе. При объяснении нового материала большая роль отводится технологии активного обучения. Это способствует более прочному усвоению знаний и успешной социальной адаптации. Кроме того, данная технология благотворно сказывается на развитии обучающихся и формирует положительное отношение к теоретическим занятиям. 

Техническое оснащение занятий 

Для реализации программы необходимо: 

хорошо освещенный учебный кабинет; 

парты и стулья (1 парта на двоих обучающихся); 

шахматные комплекты (1 комплект на двоих обучающихся).  

Технические средства: 

Компьютер с принтером, лазерным CD приводом и выходом в Интернет. 

Программное обеспечение для компьютера  

Наглядные пособия: 

Презентации на тему «Шахматы». 

Портреты великих шахматистов. 

Демонстрационная шахматная доска. 

Доска учебная и мел. 

Календарно-тематическое планирование 

Первый год обучения 

1 полугодие. 

№ п/п 

Наименование темы занятия 

Кол-во  

часов 

Дата проведения 

Легенда о появлении шахмат 

 2

Доска  (понятия вертикали, диагонали, поля, центра) 

2

Фигуры (названия, ценность, ходы, взятия, превращение пешки) 

4

Цель игры, мат, пат, шах, рокировка 

Правила игры – очередность ходов, три невозможных хода, взятие на проходе 

 Решение задач, шахматные игры: «Почтальон» и «Угадай ход», опросы и тесты на пройденные темы 

Названия первых 8 букв латинских букв, наименование полей обозначения фигур, запись ходов и взятия фигур,  длинной и короткой рокировки 

Запись позиции, партии 

4

Понятие дебюта, принципы разыгрывания дебюта, детский мат, некоторые дебюты 

10 

Отличительные особенности данного начала, базовые  идеи и самые основные варианты 

11 

Разыгрывание типичных дебютных позиций 

12 

Понятие эндшпиля его особенности, мат одинокому королю двумя ладьями, ферзём и одной ладьёй 

13 

Разыгрывание в парах эндшпильных позиций 

14 

Просмотр партий обучающихся, сопровождающийся комментариями, поиском ошибок и правильных продолжений, выводами 

15 

Разыгрывание в парах эндшпильных позиций 

16 

Правила игры. Поддавки, двухходовые шахматы, шахматы с кубиком, шахматы на нестандартных досках 

17 

Игры на нестандартных досках. Игры  на  развитие  внимательности, усидчивости, целеустремленности и др. Игра на увеличенной доске 

Итого: 17 недель –68 часа. 

 

2 полугодие. 

№ п/п 

Наименование темы занятия 

Кол-во  

часов 

Дата проведения 

Сеанс одновременной игры  

Правила поведения на сеансе 

Правила игры в шахматы, правила поведения за доской 

Правила ФИДЕ 

Методы и приемы решение задач 

Партии и турниры между обучающимися, допускается участие педагога и компьютерных программ 

Турниры внутри группы, в общеобразовательных, шахматных школах, в шахматных клубах 

Решение задач на защиту от шахов, на мат в 1 и в 2 хода 

 Решение задач в условиях ограниченного времени, на развитие  оперативного мышления 

10 

Турнир внутри группы 

11 

Турнир внутри группы 

12 

Анализ достигнутых результатов 

13 

Разбор, сыгранных на турнире партий 

14 

Конкурс решения задач на тему : "Дебют" 

15 

Конкурс решения задач на тему : "Эндшпиль" 

16 

Сеанс одновременной игры с тренером 

17 

Разбор, сыгранных в сеансе партий 

18 

Игры: "Поддавки" и "Двухходовки

19 

Выводы: что нужно изменить в будущем для оптимизации учебно-тренировочного процесса 

20 

Анализ годового учебного процесса 

                                                                                       

Календарно-тематическое планирование 

Второй год обучения 

1 полугодие. 

№ п/п 

Наименование темы занятия 

Кол-во  

часов 

Дата проведения 

Знакомство с целями и задачами второго года обучения, пути их достижения 

03-09.09.19 

Разбор ,анализ летних партий, проверка задач 

 

11-16.09.19 

Что такое активная игра 

18-23.09.19 

Объяснение на конкретных примерах понятия «активная игра» 

25-30.09.19 

Доказательство всей выгоды активной игры 

02.10-07.10.19 

Повторение уже известных дебютных идей и вариантов, в том числе, детского мата 

09-14.10.19 

Дебюты (английское начало, староиндийская защита, защита Нимцовича

16-21.10.19 

Гамбиты (ферзевый гамбит и контргамбит Альбина) 

23-28.10.19 

Дебютные ловушки 

30.10-04.11.19 

10 

Разыгрывание дебютов (Русская партия, Итальянская партия, Испанская партия, Шотландская партия, Защита Уфимцева, Защита Филидора, Защита двух коней), гамбиты 

07-11.11.19 

11 

Мат одинокому королю двумя слонами 

13-18.11.19 

12 

Элементарные пешечные окончания (король и пешка против пешки) 

20-25.11.19 

13 

Разыгрывание элементарных пешечных окончаний 

27.11-02.12.19 

14 

Новые методы анализа партий с помощью компьютера 

04.11-09.12.19 

15 

Просмотр партий обучающихся, сопровождающийся комментариями, поиском ошибок и правильных продолжений. Выводы 

11-16.12.19 

16 

Понятия: тактический мотив, тактический приём, комбинация 

18-23.12.19 

17 

Изучение основных тактических мотивов и приёмов 

25-30.12.19 

 

2 полугодие. 

№ п/п 

Наименование темы занятия 

Кол-во  

 часов 

Дата проведения 

Решение задач на тактику 

09-13.01.20 

Алгоритм успешной игры на данном этапе обучения 

15-20.01.20 

Поиск возможных продолжений за себя и за соперника 

22-27.01.20 

Составление ходов-кандидатов 

29.01-03.02.20 

Выбор хода 

05-10.02.20 

Расчёт вариантов (если требуется) 

12-17.02.20 

Игра «построй дерево расчета» 

19-24.03.20 

Ходы из партий 

26.02-03.03.20 

Демонстрация  партий, сыгранных известными шахматистами 

05-10.03.20 

10 

Анализ  и предсказание следующего хода 

12-17.03.20 

11 

Проведение викторины 

19-24.03.20 

12 

Правила проведения сеансов одновременной игры (повторение) 

26-31.03.20 

13 

Сеансы одновременной игры с  педагогом и обучающимися 

02-07.04.20 

14 

Правила поведения на турнирах.  Правила ФИДЕ (повторение) 

09-14.04.20 

15 

Партии и турниры между обучающимися, допускается участие педагога и компьютерных программ 

16-21.04.20 

16 

Технология построения расчета задач 

23-28.04.20 

17 

Решение задач на мат в 2 и 3 хода 

03-12.05.20 

18 

Решение задач  в условиях ограниченного времени на развитие  оперативного мышления 

14-19.05.20 

19 

Зачеты по тактике и эндшпильной  технике 

21-26.05.20 

20 

Анализ достигнутых за год результатов 

28-31.05.20 

 

Календарно-тематическое планирование 

Третий год обучения 

1 полугодие. 

№ п/п 

Наименование темы занятия 

Кол-во  

часов 

Дата проведения 

 Знакомство с целями и задачами третьего  года обучения, пути их достижения 

03-09.09.20 

Разбор и анализ летних партий, проверка решенных задач 

11-16.09.20 

Три принципа игры в дебюте, разбор партий, миниатюр. Центр. Мобилизация. Безопасность. Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии 

18-23.09.20 

Разбор партий, миниатюр. Гамбиты как средство обострения борьбы с самого начала партии. Королевский гамбит. Северный гамбит. Гамбит Эванса 

25-30.09.20 

 Проблема шахматного центра с точки зрения теории Стейница и гипермодернистов 

02.10-07.10.20 

Защита Алехина  один из дебютов гипермодернизма. Дебют Нимцовича. Система Нимцовича в сицилийской защите 

09-14.10.20 

Закрытые дебюты, ферзевый гамбит 

16-21.10.20 

Техника эксплуатации шахматных компьютеров различных моделей: Электроника НМ-01-Т, Мефисто-Европа. Метод игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость играющих программ 

23-28.10.20 

Игра с компьютером в шахматы 

30.10-04.11.20 

10 

Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса. Окончания с проходными пешками. Лучшее пешечное расположение 

07-11.11.20 

11 

Ладейные окончания  общие принципы борьбы 

13-18.11.20

12 

Ладья "по Таррашу" и "против Тарраша".Правила квадрата. Проведение пешки в ферзя 

20-25.11.20 

13 

Ладья против пешки. Ладья с пешкой против ладьи. Многопешечные ладейные описания 

4

27.11-02.12.20 

14 

Игра на турнире. Разбор сыгранных партий обучающихся 

04.11-09.12.20 

15 

Комбинация и ее роль в шахматной партии; примеры 

11-16.12.20 

16 

Классификация комбинационных тактических приемов. Отвлечение. Завлечение. Перекрытие. Рентген. Мат по последней горизонтали. Спертый мат. 

18-23.12.20 

17 

Мотив комбинации (примеры).  

25-30.12.20 

 

2 полугодие. 

№ п/п 

Наименование темы занятия 

Кол-во  

часов 

Дата проведения 

Выдающиеся мастера комбинационного стиля: А.Андерсен, П. Морфи, М. Чигорин, А. Алехин; разбор партий 

09-13.01.21 

Атаки: на нерокировавшегося короля; при односторонних рокировках; при рокировках в разные стороны 

15-20.01.21 

Зарождение учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры шахматной партии 

22-27.01.21 

Причины возникновения комбинаций. Основные положения теории Стейница 

29.01-03.02.21 

Слабые поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь. Этический принцип атаки. Накопление мелких преимуществ 

05-10.02.21 

Связь между различными стадиями партии. Методы борьбы против гамбитов 

12-17.02.21 

Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре доски. Висящая пешка. Карлсбадская структура 

19-24.03.21 

Закрытый центр. Блокада. Решение задач.  Конкурс шахматных комбинаций 

26.02-03.03.21 

Таблицы Налимова, реализация преимущества 

05-10.03.21 

10 

Изучение таблиц Налимова, реализация преимущества, изучение теоретических позиций.  Разыгрывание эндшпильных позиций и решение задач 

12-17.03.21 

11 

Волевая регуляция поведения. Постановка цели; ее осознанность.  Оценка деятельности. Самодисциплина.  

19-24.03.21 

12 

Участие  в турнирных партиях 

26-31.03.21 

13 

Турнир с укороченным контролем времени. Подведение итогов обучения по программе 

02-07.04.21 

14 

Двойной удар 

4

09-14.04.21 

15 

Связка 

16-21.04.21 

16 

Открытое нападение 

23-28.04.21 

17 

Открытый шах 

03-12.05.21 

18 

Двойной шах 

14-19.05.21 

19 

Комбинация на завлечение 

21-26.05.21 

20 

Блокировка. Спертый мат 

28-30.05.21 

                                                                                  

Приложение №1  

Педагогический мониторинг первый год обучения 

Первичная диагностика 

Цель: определение  уровня развития  интеллектуальных способностей ребенка и его склонности к игре шахматами. 

Задачи: 

  • определение общего уровня развития  ребенка; 
  • выявление природных способностей к игре шахматами. 
  • определение мотивации к занятиям. 

Срок проведения: при поступлении в объединение. 

Форма проведения:  собеседование, выполнение практического задания. 

Содержание 

Теоретическая часть  

Вопросы:   

  1. Умеешь ли ты играть в шахматы? 
  1. Назови шахматные фигуры? 
  1. Какие правила ходов фигурами ты знаешь? 
  1. Что ты знаешь об истории возникновения игры в шахматы? 
  1. Ты сам принял решение заниматься шахматными играми или тебе посоветовали старшие члены семьи? 

Практическая часть  

Игры «Почтальон» и «Снежный ком». 

Ссылки: http://www.openchess.ru/pravilaChess.php 

http://elhow.ru/razvlechenija/nastolnye-igry-1/kak-hodjat-shahmatnye-figury 

Критерии оценки 

Минимальный уровень – 0 - 4 балла. Ребенок  имеет довольно  низкий  уровень  интеллектуального развития, не проявляет  интереса к занятиям. Не знает названия шахматных фигур, откуда они произошли. 

Средний уровень – 5 - 8 баллов.      Ребенок    имеет средний уровень интеллектуального развития, не всегда четко и ясно выражает свои мысли, но проявляет живой интерес к игре в шахматы. Знает правила ходов фигурами, откуда они произошли, почему каждая фигура так называется. 

Максимальный уровень – 9 - 10 баллов. Ребенок имеет высокий уровень интеллектуального развития. Четко и ясно выражает свои мысли, проявляет любознательность и заинтересованность. Знает правила ходов фигурами, откуда они произошли, почему каждая фигура так называется, а также владеет шахматной нотацией 

Промежуточная аттестация 

Цель: выявление уровня усвоения теоретических и практических знаний обучающихся в соответствии с требованиями образовательной программы.  

Задачи: 

  • определение степени усвоения теоретических знаний  в соответствии с образовательной программой; 
  • определение степени овладения   практическими навыками в соответствии с образовательной программой; 
  • определение мотивации к занятиям. 

 

Срок проведения: декабрь. 

Форма проведения:  собеседование, выполнение практического задания. 

Содержание 

Теоретическая часть  

Вопросы:   

  1. Что такое дебют? 
  1. Назови виды дебютов? 
  1. Какие правила игры в дебюте ты знаешь? 
  1. Что ты знаешь об истории создания дебютов? 
  1. На какие разделы делятся шахматы? 

Практическая часть  

Разыгрывание дебютных вариантов и контрольная работа 

Ссылки: https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%ED%F6%E8%EA%EB%EE%EF%E5%E4%E8%FF_%F8%E0%F5%EC%E0%F2%ED%FB%F5_%E4%E5%E1%FE%F2%EE%E2 

http://www.chess.com/openings/ 

Критерии оценки 

Минимальный уровень – 0 - 4 балла. Ребенок  имеет довольно  низкий  уровень  интеллектуального развития, не запоминает правила игры в дебюте. Не знает названия шахматных дебютов, откуда они произошли. 

Средний уровень – 5 - 8 баллов.      Ребенок    имеет средний уровень интеллектуального развития, запоминает лишь некоторые правила игры в дебюте и не может применить их на практике. Знает историю возникновения дебютов. 

Максимальный уровень – 9 - 10 баллов. Ребенок имеет высокий уровень интеллектуального развития. Знает все правила игры в дебюте и успешно применяет их на практике. Знает историю возникновения дебютов. 

 

Итоговая аттестация 

Цель: выявление  уровня усвоения теоретических  и  практических  знаний обучающихся и соответствие их требованиям образовательной программы.  

Задачи: 

  • определение степени усвоения теоретических знаний и владение специальной терминологией в соответствии с образовательной программой; 
  • определение степени усвоения практическими навыками в соответствии с образовательной программой; 

Срок проведения: апрель - май 

Форма проведения:  собеседование, выполнение практического задания. 

Содержание

Теоретическая часть  

Вопросы:   

  1. Что такое миттельшпиль? 
  1. Назови, как правильно атаковать короля противника в миттельшпиле? 
  1. Какие правила игры в миттельшпиле ты знаешь? 
  1. Что ты знаешь о тактических приемах? 
  1. Что такое план игры? 

Практическая часть  

Разыгрывание позиций и контрольная работа 

Ссылки: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%F2%F2%E5%EB%FC%F8%EF%E8%EB%FC 

http://www.litmir.net/bd/?b=193780 

Критерии оценки 

Минимальный уровень – 0 - 4 балла. Ребенок  запомнил, что такое миттельшпиль, но не знает правила игры в нем. Не может правильно начать атаку на короля противника. Знает лишь названия тактических приемов и не может применить их в партии. Не знает что такое план игры. 

Средний уровень – 5 -  8 баллов.      Ребенок    запомнил, что такое миттельшпиль и знает правила игры в нем. Может правильно начать атаку на короля противника. Знает лишь названия тактических приемов и не может применить их в партии. Не знает что такое план игры. 

Максимальный уровень – 9 - 10 баллов. Ребенок    запомнил, что такое миттельшпиль и знает правила игры в нем. Может правильно начать атаку на короля противника. Знает названия тактических приемов и может применить их в партии. Знает, что такое план игры и может находить его в партии.  

Педагогический мониторинг 2 год обучения

Первичная диагностика 

Цель: определение уровня  знаний детей в соответствии с программой первого года обучения. 

Задачи: 

  • определение уровня теоретических и практических знаний обучающихся. 

Срок проведения: при поступлении в объединение. 

Форма проведения:  собеседование, выполнение практического задания. 

Содержание 

Теоретическая часть  

Вопросы:   

  1. Назови три принципа игры в дебюте. 
  1. Что такое дебютная ловушка? Какова ее роль в шахматной партии? 
  1. Расскажи о Королевском гамбите. 
  1. Расскажи о защита Стейница в испанской партии. 
  1. В чем состоит вариант Хэнема в защите Филидора

Практическая часть  

  1. Разыгрывание Северного гамбита, Гамбита Эванса. Разбор партий, миниатюр. 
  1. Защита Стейница в испанской партии. Разбор партий, миниатюр. 
  1. Вариант Хэнема в защите Филидора. Разбор партий, миниатюр. 
  1. Закрытие дебюта, ферзевый гамбит. Разбор партий, миниатюр. 
  1. Защита Алехина  один из дебютов гипермодернизма. Разбор партий, миниатюр. 

Ссылки:  http://www.grinis.de/russisch/eroeffnungsreinfalle.htm 

http://www.gambiter.ru/chess/item/244-modern-chess.html 

Критерии оценки 

Минимальный уровень - 0 - 4 балла. Усвоены правила игры в дебюте, но нет достаточных знаний по теории дебюта. Ребенок не может запомнить дебютные варианты и названия дебютов. 

Средний  уровень – 5 - 8 баллов.  Знание теории  шотландской, итальянской и  испанской партий. Ребенок запомнил основные дебютные варианты и названия основных дебютов. Побочные варианты в основных дебютах, а также названия этих вариантов не может запомнить.  

Максимальный уровень – 9 - 10 баллов. Полное усвоение всех предложенных дебютных вариантов. Ребенок уверенно  разыгрывает все изученные дебюты, побочные варианты и их названия.  Знает тактику игры,  если соперник отклонился от теории дебюта. 

 

Промежуточная аттестация 

Цель: выявление уровня усвоения теоретических и практических знаний обучающихся в соответствии с требованиями образовательной программы.  

Задачи: 

  • определение степени усвоения теоретических знаний  и  специальной терминологии в соответствии с образовательной программой; 
  • определение степени усвоения   практических навыков в соответствии с образовательной программой. 

Срок проведения:  конец декабря.  

Форма проведения: тестирование, выполнение практического задания.  

Содержание 

Теоретическая часть  

Вопросы: 

  1. Элементы шахматной тактики и их роль в игре. 
  1. Двойной удар. 
  1. Открытое нападение. 
  1. Связка. 

Практическая часть 

  1. Двойной шах. Решение задач на тактику и мат в два хода с помощью двойного шаха. 
  1. Решение задач на мат в один ход. 
  1. Классификация комбинационных тактических приемов. Отвлечение. Завлечение. Перекрытие. Рентген. Мат по последней горизонтали. Спертый мат. 
  1. Использование неудачного положения фигуры. Использование ослабленного положения короля. Десперадо

Ссылки: http://www.shashkivsem.ru/kombinacii-mezhdunarodnye-shashki-1 

http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2006N3/p46-48.htm 

Критерии оценки 

Минимальный уровень 0 -  4 балла.  Не знает комбинацию и ее роли в шахматной партии, не может решить примеры. Не умеет решать простейшую тактику и мат в один ход. Не владеет этикой поведения во время партии.  

Средний уровень 5 - 8 баллов.  Знает комбинацию и ее роль в шахматной партии, но не  всегда может решить примеры. Уверенно решает простейшую тактику и мат в один ход. Решает двухходовые тактики. Владеет этикой поведения во время партии. 

Максимальный уровень 9 - 10 баллов. Знает комбинацию и ее роль в шахматной партии. Решает тактики в 3 и более хода. Владеет этикой поведения во время партии. 

 

Итоговая аттестация 

Цель: выявление  уровня усвоения теоретических  и  практических  знаний обучающихся и соответствие их требованиям образовательной программы.  

Задачи: 

  • определение степени усвоения теоретических знаний и владение специальной терминологией в соответствии с образовательной программой; 
  • определение степени усвоения практических навыков в соответствии с образовательной программой. 

Сроки проведения: конец апреля - начало мая.  

Форма проведения: тестирование, выполнение практического задания.  

Содержание 

Теоретическая часть 

Вопросы: 

  1. Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса. 
  1. Окончания с проходными пешками. Лучшее пешечное расположение. 
  1. Ладейные окончания  общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с пешкой против ладьи. 
  1. Многопешечные ладейные описания. Ладья "по Таррашу" и "против Тарраша". 

Практическая часть 

  1. Линейный мат. Мат королем и ферзем. Мат королем и ладьей. 
  1. Правила квадрата. Проведение пешки в ферзя. 
  1. Игра на турнире. Разбор сыгранных партий обучающихся. 
  1. Сдача зачетов по тактике и эндшпильной  технике. 

Ссылки: http://tagchess.ru/peshechnyeokonchanya.html 

http://chessgames.ucoz.ru/ebook/Portish/L.htm 

Критерии оценки 

Минимальный уровень 0 - 4 балла. Ребенок  усвоил  менее  ½ объема теоретических  знаний и практических умений и навыков,  предусмотренных  программой.  Знает один вид  эндшпиля без теоретических позиций 

Средний уровень 5 - 8 баллов.  Ребенок  усвоил не менее  ½ объема теоретических знаний и практических умений и навыков, предусмотренных программой. Знает два вида эндшпилей без теоретических позиций 

Максимальный уровень 9 - 10 баллов. Ребенок  усвоил весь объем теоретических знаний и практических умений и навыков, предусмотренных программой. Знает два вида эндшпилей с теоретическими позициями. 

 

Педагогический мониторинг третий год обучения 

Первичная диагностика 

Цель: определение уровня  знаний детей в соответствии с программой первого года обучения. 

Задачи: 

  • определение уровня теоретических и практических знаний обучающихся. 

Срок проведения: при поступлении в объединение. 

Форма проведения:  собеседование, выполнение практического задания. 

Содержание 

Теоретическая часть  

  1. Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса. 
  1. Окончания с проходными пешками. Лучшее пешечное расположение. 
  1. Ладейные окончания  общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с пешкой против ладьи. 
  1. Многопешечные ладейные описания. Ладья "по Таррашу" и "против Тарраша". 

Практическая часть 

  1. Линейный мат. Мат королем и ферзем. Мат королем и ладьей. 
  1. Правила квадрата. Проведение пешки в ферзя. 
  1. Игра на турнире. 
  1. Разбор сыгранных партий обучающихся. 
  1. Сдача зачетов по тактике и эндшпильной  технике. 

Ссылки: http://chess-club-slon.ru/art_bridge.php 

http://www.gambiter.ru/chess/item/256-ladeinyi-endshpil.html 

Критерии оценки 

Минимальный уровень 0 - 4 балла. Слабо владеет общими принципами игры в сложных окончаниях.  Знает один вид  эндшпиля без теоретических позиций 

Средний уровень 5 - 8 баллов.  Неуверенно владеет общими принципами игры в сложных окончаниях. Знает два вида эндшпилей без теоретических позиций  

Максимальный уровень 9 - 10 баллов. Владеет общими принципами игры в сложных окончаниях. Знает два вида эндшпилей с теоретическими позициями. 

Промежуточная аттестация 

Цель: выявление уровня усвоения теоретических и практических знаний обучающихся в соответствии с требованиями образовательной программы.  

Задачи: 

  • определение степени усвоения теоретических знаний  и  специальной терминологии в соответствии с образовательной программой; 
  • определение степени усвоения   практических навыков в соответствии с образовательной программой. 

Срок проведения:  конец декабря.  

Форма проведения: тестирование, выполнение практического задания.  

Содержание 

Теоретическая часть  

  1. Техника эксплуатации шахматных компьютеров различных моделей: Электроника НМ-01-Т, Мефисто-Европа
  1. Метод игры человека и алгоритм игры компьютера. 
  1. Сила и слабость играющих программ. 

Практическая часть 

  1. Игра на турнире. 
  1. Разбор партий обучающихся. 
  1. Турниры с укороченным контролем времени. 

Ссылки: http://battle-chess.ru/index/library/articles/articles_33.html 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0%ED%FB%E5_%F8%E0%F5%EC%E0%F2%FB 

Критерии оценки 

Минимальный уровень 0 - 4 балла. Ребенок может играть в турнирах с укороченным контролем времени, слабо владеет теоретическими знаниями шахматных программ. 

Средний уровень 5 - 8 баллов.  Ребенок может играть в турнирах с укороченным контролем времени, имеет теоретические знания шахматных программ. 

Максимальный уровень 9 - 10 баллов. Ребенок может играть в турнирах с укороченным контролем времени, имеет как теоретические, так и практические навыки в использовании шахматных программ. 

Итоговая аттестация 

Цель: выявление  уровня усвоения теоретических  и  практических  знаний обучающихся и соответствие их требованиям образовательной программы.  

Задачи: 

  • определение степени усвоения теоретических знаний и владение специальной терминологией в соответствии с образовательной программой; 
  • определение степени усвоения практических навыков в соответствии с образовательной программой. 

Сроки проведения: конец апреля - начало мая.  

Форма проведения: тестирование, выполнение практического задания.  

Содержание 

Теоретическая часть  

  1. Партии гроссмейстеров  ведущих шахматистов современности с последних турниров. 
  1. Литературные произведения о шахматах: "Жемчужины шахматного творчества" Б.Турова, "Неисчерпаемые шахматы" и "Шахматный калейдоскоп" А. Карпова и Е. Гика, серия "Выдающиеся шахматисты мира". 
  1. Учебные пособия: Э. Ласкер "Учебник шахматной игры", Р. Рети "Современный учебник шахматной игры", А. Нимцович "Моя система".  

Практическая часть 

  1. Самостоятельный анализ партий. Разбор сложных шахматных этюдов. 
  1. Разыгрывание позиций из партий гроссмейстеров. 
  1. Решение задач, составленных гроссмейстерами. 

Ссылки: http://chessok.net/article/516-shahmatnye-strategii-strategiya-igry-v-shahmaty.html 

http://www.gambiter.ru/chess/item/39-shahmaty-sovety.html 

Критерии оценки 

Минимальный уровень 0 - 4 балла. Ребенок не работает с литературой на занятии. Не  может самостоятельно провести анализ партии, разбор задач, составленных гроссмейстерами.  

Средний уровень 5 - 8 баллов.  Ребенок слабо работает с литературой, как на занятии, так и дома. Умеет самостоятельно анализировать свои шахматные партии. Решает задачи, составленные гроссмейстерами. 

Максимальный уровень 9 - 10 баллов. Ребенок хорошо работает с литературой как на занятии, так и дома.  Самостоятельно анализирует  свои шахматные партии и партии, сыгранные гроссмейстерами. Уверенно решает задачи, составленные гроссмейстерами, производит  разбор сложных шахматных этюдов. 

 

Приложение  2. 

Список методической литературы 

  1. Авербах, Ю. Школа середины игры [Текст] / Ю.Авербах. - М.: Издательство «Терра-спорт», 2000. 
  2. Авербах, Ю. Школа эндшпиля [Текст] / Ю.Авербах. - М.: Издательство «Терра-спорт», 2000. 
  3. Арчаков, В.М. Изобразительные шахматные задачи и этюды [Текст]/ Киев: Издательство «Радяньска школа», 1985. 
  4. Белявский, А., Михальчишин, А. Интуиция [Текст] / А.Белявский, А.Михальчишин. - М.: Издательство «Рипол классик», 2003. 
  5. Богданович, Г. Программа подготовки шахматистов разрядников 1 разряд – КМС [Текст] / Г.Богданович. - М.: «Russian chess house», 2005. 
  6. Богданович, Г. Программа подготовки шахматистов-разрядников 1 разряд – КМС [Текст] / Г.Богданович. - М.: Издательство «Russian chess house», 2005. 
  7. Болеславский, М., Болеславский, Л. 1000 вопросов шахматиста [Текст] / М.Болеславский, Л.Болеславский. - М.: «Астрель», 2003. 
  8. Бондаревский, И.З. Комбинации в миттельшпиле [Текст]/ И.З.Бондаревсикй. – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2001. 
  9. Бондарь, Л.А., Лившиц, З.Б., Любоштц, А.И. Шахматные семестры [Текст] / Л.А.Бондарь, З.Б.Лившиц, А.И.Любоштц. - Минск: «Высшая школа», 1984. 
  10. Ботвинник, М.М., Эстрин Я.Б. Защита Грюнфельда [Текст] / М.М.Ботвиник, Я.Б.Эстрин. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1979. 
  11. Волчок, А.С. Уроки шахматной практики [Текст] / А.С.Волчок. - Николаев: Издательство «Атолл», 2003. 
  12. Глазков, И.Б., Эстрин Я.Б. Королевский гамбит [Текст] / И.Б.Глазков, Я.Б.Эстрин. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1988. 
  13. Горелик, В.С. Ступеньки шахматной игры [Текст] / В.С.Горелик. –Днепропетровск: «Cir», 2002. 
  14. Гуфельд, Э. Староиндийская длиною в жизнь (Искусство шахмат) [Текст] / Э.Гуфельд. - М.: Издательство «РИПОЛ классик», 2002. 
  15. Гуфельд, Э. Стецко О. Минимальное преимущество. М.,РИПОЛ классик,2003. 
  16. Гуфельд, Э., Стецко О. Сицилийская защита. Вариант дракона[Текст] / Э.Гуфельд, О.Стецко. - М.: Издательсто «Астрель АСТ», 2003. 
  17. Дроздов, М., Каленов А., Черныш, М. Таинственный карлсбад [Текст] / М.Дроздов, А.Каленов, М.Черныш. - Серия «Пешечные структуры». Выпуск 1 (1) .М.: 2000. 
  18. Журавлев, Н.И., Клованс, Я.Я., Кузьмичев, Г.Г. Шахматные орешки [Текст] / Н.И.Журавлев, Я.Я.Клованс, Г.Г.Кузьмичев. – Рига: 1991. 
  19. Завьялов, А. Дебютные ловушки и новинки 444+1[Текст] / А.Завьялов. - М.: Издательство «МДЦ Оригами», 2000. 
  20. Завьялов, А. Дебютные ловушки новинки 444+1 [Текст] / Альманах / А.Завьялов. - М.: Издательство «Ревизия шахмат». Выпуск 12, 2000. 
  21. Каленов, А. Фронтальная фигуральная атака на хорошую рокировку [Текст] / А.Каленов. - Серия «Атака», Выпуск 1.(3) М.: 2001. 
  22. Калиниченко, Н. Дебютный репертуар атакующего шахматиста [Текст] / Н.Калиниченко. - М.: Издательство «Russian chess house», 2005. 
  23. Карпов, А. Учитель играть защиту [Текст] / А.Карпов. - М.: Серия Шахматный университет «КАРО- КАНН. Джеймс», 1999. 
  24. Карпов, А., Гик, Е. Все о шахматах [Текст] / А.Карпов, Е.Гик. - М.: Издательство «ТД Гранд», 2005. 
  25. Карпов, А., Мацукевич, Б. Оценка позиций и план [Текст] / А.Карпов, Б.Мацукевич. - Можайск: Издательство «Джеймс», 1999. 
  26. Кобленц, А. Уроки шахматной стратегии [Текст] / А.Кобленц. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1983. 
  27. Костров, В., Белявский Б. 2000 шахматных задач. Шахматный решебник 1-2 разряд. Часть 3. Шахматные комбинации [Текст]/ В.Костров., Б.Белявский. - С.-Петербург: «Литера», 2001. 
  28. Костров, В., Белявский, Б. 2000 шахматных задач. Шахматный решебник 1-2 разряд. Часть 1.Связка. Двойной удар [Текст] / В.Костров, Б.Белявский. - С.-Петербург: Издательство «Литера», 2001. 
  29. Майзелис, И. Шахматы детям [Текст] / И.Майзелис. - С.-Петербург: «Респекс», 1960. 
  30. Мацукевич, А. Короткие шахматы. 555 дебютных ошибок [Текст] / А.Мацукевич. - М.: Издательство «Астрель», 2002. 
  31. Мацукевич, А. Короткие Шахматы. 555 дебютных ошибок [Текст] / А.Мацукевич. - М.: Издательство «Астрель», 2002. 
  32. Нейштадт, Я. Шахматный практикум- 2 [Текст] / Я.Нейштадт. - Харьков: Издательство «Фолио», 1998. 
  33. Нейштадт, Я.И. Дебютные ошибки и поучительные комбинации [Текст] / Я.И.Нейштадт. - М.: Издательство «Тера-спорт», 2003. 
  34. Нейштадт, Я.И. Дебютные ошибки и поучительные комбинации [Текст] / Я.И.Нейштадт. - М.: Издательство «Терра- спорт», 2003. 
  35. Нейштадт, Я.И. Шахматный университет Пауля Нереса [Текст] / Я.И.Нейштадт. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1982. 
  36. Нейштадт, Я.И. Шахматный университет Пауля Нереса [Текст] / Я.И.Нейштадт. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1982. 
  37. Несис, Г., Халифман, А. Тактика во французской защите [Текст] / Г.Несис, А.Халифман. - Харьков,: Издательство «Факт», 2000. 
  38. Нимцович, А. Моя система [Текст] / А.Нимцович. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1974. 
  39. Оснос, В.В. Дебют Рети [Текст] / В.В.Оснос. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1990. 
  40. Пак, В.Н. Истории матчей на звание чемпиона мира по шахматам [Текст] / В.Н.Пак. - М.: Издательство «АСТ – Сталкер», 2005. 
  41. Панченко, А.Н. Теория и практика шахматных окончаний [Текст] / А.Н.Панченко. - Йошкар-Ола: 1997. 
  42. Пожарский, В. Шахматный учебник на практике [Текст] / В.Пожарский. - Ростов на Дону: «Феникс», 2004. 
  43. Программа подготовки шахматистов разрядников П- 1 разряд. М., Серия Шахматный университет, «Russian chess house» ,2005. 
  44. Программа подготовки шахматистов разрядников. П – 1 разряд [Текст] / М.: Серия Шахматный университет, «Russian chess house», 2005. 
  45. Ройзман, А.Я. Шахматные миниатюры 400 комбинационных партий [Текст] / А.Я.Ройзман. - Минск: Издательство «Полымя», 1978. 
  46. Свешников, Е. Выигрывайте против французской защиты [Текст] / Е.Свешников. - Серия шахматный университет, «Russian chess house», 2005. 
  47. Славин, И.Л. Учебник- задачник шахмат [Текст] / И.Л.Славин. - Архангельск, 2002. 
  48. Стецко, О. Французская защита. Классическая система. М., Астрель АСТ,2004. 
  49. Суэтин, А.С. Как играть дебют [Текст]/ А.С.Суэтин. - Ростов на дону: Издательство «Феникс», 2003. 
  50. Суэтин, А.С. Ступени к мастерству в шахматах [Текст] / А.С.Суэтин. - М.: Издательство «Новина», 1998. 
  51. Суэтин, А.С. Школа дебюта[Текст]/ А.С.Суэтин. - М.: Издательство «Терра – Спорт», 2001. 
  52. Хенкие, В,. 1000 матовых комбинаций [Текст] / В.Хенкие. – М.: «АСТ», 2002. 
  53. Хенкие, В. 1000 матовых комбинаций [Текст] / В.Хенкие. – М.: «АСТ»,  
  54. Черняк, В. 1000 самых известных шахматных партий [Текст]/ В.Черняк. - М.: Издательство «Астрель АСТ», 2002. 
  55. Эстрин, Я.Б. , Калиниченко, Н.М. Шахматные дебюты. Полный курс [Текст] / Я.Б.Эстрин, Н.М.Калиниченко. - М.: Издательство «ФАИР – ПРЕСС», 2003. 
  56. Яковлев, Н.Г. Найди лучший план. С.- Петербург,2005. 
  57. Яковлев, Н.Г. Штурм королевских бастионов [Текст] / Н.Г.Яковлев. - С.-Петербург: 1997. 

Информационные источники

Для детей: 

  1. Авербах, Ю. Школа эндшпиля [Текст] / Ю.Авербах. – М.: Издательство «Тера спорт», 2000. 
  2. Авербах, Ю., Бейлин, М. Путешествие в шахматное королевство [Текст] / Ю.Авербах, М.Бейлин. – М.: «Физкультура и спорт», 1998. 
  3. Блох, М.В. Учебник шахмат [Текст] / М.В.Блох.- М.: «Ассоциация учителей физики», 1997. 
  4. Бондарь, Л.А., Лившиц, З.Б., Любоштц, А.И. Шахматные семестры [Текст] / Л.А.Бондарь, З.Б.Лившиц, А.И.Любоштц. - Минск: «Высшая школа», 1984. 
  5. Габбазова, А.Я. Учимся играть в шахматы [Текст] / Учебное пособие А.Я.Габбазова. -. Ульяновск: Издательство «УлГТУ», 2002. 
  6. Гершунский, Б.С., Косьев, А.Н. Шахматы – школе [Текст] / Б.С.Гершунский, А.Н.Косьев. - М.: «Педагогика», 1991. 
  7. Горелик, В.С. Ступеньки шахматной игры [Текст] / В.С.Горелик. –Днепропетровск: «Cir», 2002. 
  8. Губницкий, С.Б., Хануков, М.Г., Шедей, С.А. Полный шахматный курс шахмат, 64 урока для новичков и не очень опытных игроков [Текст] / С.Б. Губницкий, М.Г.Хануков, С.А.Шедей.- Харьков: «АСТ», 1999.
  9. Журавлев, Н.И., Клованс, Я.Я., Кузьмичев, Г.Г. Шахматные орешки [Текст] / Н.И.Журавлев, Я.Я.Клованс, Г.Г.Кузьмичев. – Рига: 1991. 
  10. Костоев, А.Н. Учителю о шахматах [Текст] / Пособие для учителя/ А.Н.Костоев. - М.: «Просвещение», 1986. 
  11. Майзелис, И., Шахматы детям [Текст] / И.Майзелис. - С.-Петербург: «Респекс», 1960. 
  12. Панченко, А.Н. Теория и практика шахматных окончаний [Текст] / А.Н.Панченко. - Йошкар-Ола: 1997. 
  13. Пожарский, В. Шахматный учебник на практике [Текст] / В.Пожарский. - Ростов на Дону: «Феникс», 2004. 
  14. Хенкие, В. 1000 матовых комбинаций [Текст] / В.Хенкие. – М.: «АСТ», 2002. 
  15. Хенкин, В., Шахматы для начинающих [Текст] / М.: В.Хенкин. – «Астрель АСТ», 2002. 
  16. Юдович, М. Занимательные шахматы [Текст] / М.Юдович. - М.: «Физкультура и спорт», 1976.