Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Начинающий рыболов"

Бахарев Дмитрий Владимирович

Общеразвивающая программа дополнительного образования "Начинающий рыболов" естественно-научной направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\бахарев\Desktop\¦С¦-TЕ¦-TА¦¦¦-.jpg

Пояснительная записка

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Начинающий рыболов» разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ.

Нормативные акты

Основные

характеристики

программ

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273) (ст. 2, ст.12, ст. 75)

Порядок

проектирования

Федеральный закон № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75).

Условия реализации

Федеральный закон №273-Ф3 (п.1,2,3,9 ст. 13; п.1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст.33, ст.34, ст.75),

СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);

Содержание программ

Федеральный закон №273-Ф3 (п.9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст.12; п. 1, п. 4 ст. 75), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

Организация

образовательного

процесса

Федеральный закон №273-Ф3 (ст.15, ст16, ст.17; ст.75)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);

Устав «Центра «Поиск»

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Начинающий рыболов» естесственно-научная.

Данная программа направлена на оздоровление детей, способствует их физическому и духовному развитию, расширению кругозора, изучению прикладных наук, способствующих приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что любительская рыбалка - перспективный вид деятельности человека.

Для популяризации любительской рыбалки необходимо его развивать на детско-юношеском уровне.

В процессе теоретических занятий, тренировок и соревнований обучающиеся получат информацию и будут оттачивать навыки любительского рыболовства, закалять бойцовские качества характера, учиться бороться за победу в трудных условиях. Кроме этого обучающимся прививается чувство уважения к природе, закрепляются навыки бережного отношения к водным биоресурсам и окружающей среде в целом.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, что обучающиеся получают сведения по ихтиологии рыб Обь-иртышского бассейна, изучают правила любительского рыболовства. Также обучающиеся знакомятся с техникой и тактикой различных видов любительского рыболовства. Одновременно с этим изучают родной край.

Отличительной особенностью общеразвивающей программы является многогранность содержания, доступность для занятий с детьми разного уровня подготовленности, использованием технологий личностно-ориентированного обучения, направленной на развитие индивидуальных способностей, самореализацию в процессе достижения результатов.

Педагогическая целесообразность программы заключается в реализации цели и задач, руководствуясь принципами равноправия и терпимости. Взаимоуважение и взаимопонимание, как среди обучающихся, так и в отношениях педагог-ребенок, учёт индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его темперамента и черт характера. Создание эмоциональной обстановки сотрудничества, командного духа, но, в то же время, и воспитание соперничества в условиях тренировок и на соревнованиях.

Адресат программы: дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет, готовые приобретать и совершенствовать навыки любительского рыболовства.

Сроки реализации программы — 35 учебных недель.

Объём программы «Начинающий рыболов» составляет 154 часа, с учебной нагрузкой 4,5 часа неделю.

Режим занятий: два раза в неделю по 2,15 учебных часа с переменой в 10

минут.

Форма обучения - очная.

Виды занятий - лекции, практические занятия (тренировки и состязания на водоёмах, занятия в учебной аудитории).

Цель программы - формирование положительных качеств обучающихся и уважительного и бережного отношения к окружающей среде средствами состязаний и тренировочного процесса.

Задачи:

Образовательные (предметные):

  • изучение ихтиофауны ХМАО-ЮГРЫ;
  • изучение правил любительского рыболовства;
  • изучение снастей, способов и методов любительского рыболовства;
  • освоение приёмов пользования различными рыболовными снастями.

Метапредметные:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание терпения и усидчивости;
  • воспитание духа соперничества и бойцовских качеств характера;
  • воспитание сотрудничества и командного духа.

Личностные:

  • развитие физических качеств обучающихся;
  • формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат своих действий;
  • развитие изобретательности в применении полученных знаний и умений;
  • развитие творческого подхода при выполнении заданий.

Календарный учебный график на 2020/2021 учебный год

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий*

2020-2021г.

03.09.2020

15.05.2021

35

154

2 раза в неделю по 2.15.часа


Учебный план

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы

аттестации,

контроля

всего

теория

практика

1

Введение в образовательную программу.

2

2

0

Устный опрос

2.

Краеведение.

4

2

2

Тест

2.1.

Реки Обь-иртышского бассейна.

2

1

1

2.2.

Достопримечательности

ХМАО.

2

1

1

3.

Физическая подготовка рыболова

4

2

2

Наблюдение, устный опрос

3.1.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм  при ловле рыбы.

2

1

1

3.2.

Общая и физическая подготовка начинающего рыболова.

2

1

1

4.

Нормативные акты и ихтиология.

12

8

4

4.1.

Региональные правила любительского рыболовства ХМАО-ЮГРЫ.

Разрешённые и запрещённые законом рыболовные снасти.

3

2

1

Тестирование

4.2.

Основы ихтиологии. Поведение рыбы в разные сезоны года.

3

2

1

Устный опрос

4.3.

Общий обзор летних видов рыбной ловли.

3

2

1

4.4.

Общий обзор зимних видов рыбной ловли.

3

2

1

5.

Любительское рыболовство.

24

17

7

5.1.

Снаряжение и техника безопасности рыболова - любителя.

6

3

3

Устный опрос

5.2.

Правила любительской рыбалки

15

12

3

Тестирование по дисциплинам: «ловля

спиннингом с берега», «ловля

поплавочной удочкой», «ловля на мормышку со льда», «ловля на блесну со льда»

5.3.

Классификация рыб

3

2

1

Тестирование

6.

Тактика и техника ловли рыбы.

108

12

96

6.1.

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда».

46

3

43

Наблюдение.

6.2.

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на блесну со льда».

15

3

12

Тренировки и контрольные

6.3.

Тактика и техника в дисциплине «Ловля поплавочной удочкой».

32

3

29

тренировки.

6.4.

Тактика и техника в дисциплине «Ловля спиннингом с берега».

15

3

12

Официальные

соревнования,

фестивали,

турниры

Итого часов:

154

43

111

Содержание программы

  1. Введение в образовательную программу (2 часа)

Вводное занятие: Знакомство с планом работы клуба «Начинающий рыболов». Правила поведения. Просмотр мотивирующего фильма с комментариями эпизодов.

  1. Краеведение (4 часов)
  1. Реки ХМАО-ЮГРЫ.

Река Обь. Река иртыш. Река Малая Сосьва. Река Северная Сосьва. Река Ляпин..

Практические занятия:

Знакомство с водоёмами.

Практические занятия:

Знакомство с картой ХМАО-ЮГРА.

  1. Достопримечательности ХМАО-ЮГРЫ.

Практические занятия:

Ознакомительная пешая экскурсия.

  1. Физическая подготовка рыболова (4 часа)
  1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм. Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля при занятиях рыболовством. Показания и противопоказания к занятиям различными видами рыболовства.

Объективные данные: частота пульса, вес, давление. Субъективные и объективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение, оценка изменений частоты пульса.

Понятие об утомлении, об остром и хроническом состоянии при видах рыболовства. Принципы восстановительной терапии, меры предупреждения переутомления.

Практические занятия:

Замирение пульса. Ведение дневника самоконтроля.

  1. Общая и физическая подготовка начинающего рыболова.

Ходьба в медленном и быстром темпе. Медленный бег. Поднятие в гору. Отжимание. Подтягивание. Поднятие туловища из положения лёжа. Брусья. Скакала.

Практические занятия:

Закрепление видов упражнений для разминки.

  1. Нормативные акты и ихтиология (12 часов)
  1. Региональные правила любительского рыболовства субъектов РФ. Разрешённые и запрещённые законом рыболовные снасти.

Цель, стоящая перед любительским рыболовством и вытекающие из этого задачи.

Категории водоёмов.

Права и обязанности рыболовов. Охрана рыбных запасов. Красная книга.

Режим любительского и спортивного рыболовства: запреты на лов рыбы, мера веса и размера на рыбу.

Любительские и спортивные снасти (удочка, спиннинг, донка и пр.). Браконьерские снасти (электроудочка, сеть, перемёт, багрилка и пр.).

Практические занятия:

Знакомство со снастями и их разнообразием.

  1. Основы ихтиологии. Поведение рыбы в разные сезоны года.

Хищные и мирные виды рыб. Образ жизни и повадки рыб.

Питание рыб. Органы чувств (вкуса, обоняния, зрения и слуха) у рыб.

Влияние температуры внешней среды, давления, времени суток, фаз луны, и других факторов на поведение рыб в воде.

Поведение рыбы весной, летом, осенью и зимой.

Преднерестовый, нерестовый и посленерестовый периоды в жизни рыб.

Практические занятия:

Тестирование на знания основных видов рыб.

  1. Обзор основных летних видов любительского рыболовства.

Ловля рыбы летней поплавочной удочкой.

Ловля удочкой методом квивертеп (фидер).

Ловля на спиннинг.

Карпфишинг.

Практические занятия:

Знакомство со снастями и их разнообразием.

  1. Обзор основных зимних видов рыболовства.

Ловля рыбы на мормышку со льда.

Ловля рыбы на блесну со льда.

Практические занятия:

Знакомство со снастями и их разнообразием.

  1. Рыболовство (24 часа)
  1. Снаряжение и техника безопасности рыболова.

Перечень личного снаряжения для занятия спортивной рыбной ловлей, требования к нему. Назначение и устройство рыболовных снастей (удочки, катушки, поплавки, лески, поводки, грузила, крючки, вертлюжки, заводные кольца, застёжки, блёсны, джиговые приманки и пр.) и принадлежностей (подсачек, багорик, черпак, садок, кукан, кормушка, глубомер, подставка под удилище, сигнализатор поклёвки, пешня, ледобур, чехол или коробка для блёсен, рыболовный ящик). Правила размещения предметов в рыболовной сумке или рюкзаке.

Одежда (термобельё, носки, спортивный костюм, жилет, плащ, комбинезон, головные уборы, перчатки, обувь) и инвентарь для летней и зимней ловли.

Соблюдение дисциплины во время ловли рыбы. Ответственность каждого члена команды перед собой и другими членами в соблюдении мер безопасности.

Меры безопасности у воды и на воде при ловле рыбы. Правила пользования спасательными средствами (жилеты, пояса, спасательные концы, верёвки и пр.).

Подручные средства для оказания помощи потерпевшим.

Субъективные и объективные опасности при ловле рыбы.

Практические занятия:

Знакомство со снаряжениями.

  1. Правила ловли рыбы.

Общее положение.

 «Ловля окуня», «Ловля донной удочкой», «Ловля поплавочной удочкой», «Ловля спиннингом с берега», «Ловля на блесну со льда», «Ловля на мормышку со льда».

Практические занятия:

Тестирование на знания основ правил по дисциплинам «Ловля поплавочной удочкой», «Ловля спиннингом с берега», «Ловля на блесну со льда», «Ловля на мормышку со льда».

  1. Классификация рыб.

Условия их обитания.

Практические занятия:

Тестирование на знания основ.

  1. Тактика и техника ловли рыбы (108 часов)
  1. Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Техника безопасности при обращении с буром. Техника безопасности при перемещении по льду.

Применяемые удочки, катушки, лески, кивки, мормышки. Определение рельефа дна. Прикармливание. Способы привязывания приманок.

Тактика и техника. Виды проводок.

Особенности ловли основной «спортивной рыбы»: ловля окуня, ловля ерша, ловля плотвы.

Практические занятия:

Отработка перевязывания приманок.

Отработка техники и тактики лова. Упражнения «Карусель», «Двойка», «Дорожка», «Бурим-ловим».

Мастер-класс от рыболовов-профессионалов.

Контрольная тренировка. Участие в соревнованиях.

  1. Тактика и техника в дисциплине «Ловля на блесну со льда».

Применяемые удочки, катушки, лески, кивки, блёсны. Определение рельефа дна. Способы привязывания приманок.

Тактика и техника. Виды проводок. Вываживание. Окунь на соревнованиях.

Практические занятия:

Отработка перевязывания приманок.

Отработка техники и тактики лова рыбы. Упражнения «Дорожка», «Шахматы».

Мастер-класс от рыболовов-профессионалов.

Контрольная тренировка.

  1. Тактика и техника в дисциплине «Ловля поплавочной удочкой».

Типы удочек. Оснащение. Огрузка поплавков, их виды. Подготовка поводков. Подбор крючков. Выбор места лова. Подготовка инвентаря. Ловля с предельно-дальней дистанции. Определение бровок на водоёме. Способы лова на течение и в стоячей воде. Прикормка и насадка. Вываживание.

Практические занятия:

Отработка подготовки поводков.

Отработка техники и тактики лова рыбы.

Мастер-класс от рыболовов-спортсменов.

Контрольная тренировка. Участие в соревнованиях.

  1. Тактика и техника в дисциплине «Ловля спиннингом с берега».

Применяемые спиннинги и катушки. Выбор моно- или плетёной лески в зависимости от способа ловли рыбы.

Ловля на колеблющиеся блёсны. Ловля на вращающие блёсны. Ультралайтовая ловля рыбы на лёгкие блёсны. Проводка блесны.

Ловля на виброхвосты. Ловля на твисторы. Ловля на слаги. Определение бровок и перепадов глубин. Ловля рыбы на микро-джиг и нано-джиг. Виды проводок.

Привязывание воблера. Ловля плавающими и тонущими воблерами. Виды проводок. Вываживание.

Практические занятия:

Отработка перевязывания приманок. Отработка дальности и точности заброса.

Отработка техники и тактики лова рыбы.

Мастер-класс от рыболовов-профессионалов.

Планируемые результаты обучения

Образовательные (предметные).

В результате обучения обучающиеся:

- научатся различным вариантам подготовки рыболовных снастей в

зависимости от условий ловли и времени года;

- научатся использовать различные приёмы техники ловли рыбы;

Метапредметные.

В результате обучения обучающиеся:

- овладеют навыками  рыболовства и культурной рыбалки, бережного отношения к природе;

- научатся соблюдать правила любительского рыболовства на соревнованиях и при любительской самостоятельной рыбалке.

Личностные.

В результате обучения обучающиеся:

- разовьют внимание, память, мышление, мелкую моторику рук, улучшат физическое состояние организма;

- овладеют навыками психологической подготовки к любительской ловле и к соревнованиям;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы

в коллективе;

- разовьют навыки самостоятельного принятия решений в условиях изменяющейся обстановки.


Условия реализации программы

Материально-техническое и информационное обеспечение для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начинающий рыболов»:

Наименование оборудования

Количество

единиц

Печатные пособия

1.

Топографическая карта Хмао-Югры

1

Технические средства обучения

1.

Компьютер

1

2.

Мультимедийный проектор

1

3.

Экран настенный

1

Мебель

1.

Стол

6

2.

Стулья

12

Учебно-практическое оборудование (инструменты, материалы, специальное оборудование, инвентарь и т.п.)

1.

Ледоруб

1

2.

Зимний рыболовный ящик

1

3.

Зимняя удочка для ловли на мормышку со льда

1

4.

Зимняя удочка для ловли на блесну со льда

1

5.

Спиннинг (бюджетной ценовой категории)

1

6.

Удилище для поплавочной ловли

1

7.

Удилище фидерное

1

8.

Шнур спасательный 25 метров

1

9.

Весы электронные

1

10.

Секундомер

1

Кадровое обеспечение

В 2020-2021 учебном году дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Начинающие рыболовы» реализуется педагогом дополнительного образования Бахаревым Дмитрием Владимировичем.

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие - в течение всего учебного процесса, цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся. Форма текущего контроля - наблюдение за выполнением практических заданий, выполнение тестов по теории;
  • промежуточные - в конце каждого триместра проверяется уровень освоения детьми программы в виде контрольных тренировок, рыболовных турниров, соревнований, итогового тестирования по знанию теории.
  • итоговые - в конце обучения определяется уровень знаний, умений, навыков по программе в виде контрольных тренировок, спортивных турниров, соревнований, итогового тестирования по знанию теории.

Оценочные материалы

Проверка знаний, умений и навыков происходит тремя способами:

  1. Проверка усвоения теоретических знаний происходит на учебных занятиях в форме тестирования.
  2. Проверка овладения практическими навыками происходит на тренировках и в условиях различных соревнований.
  3. Проверка психологической подготовки воспитанников происходит в условиях соревнований.

Результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и достаточный по уровню освоения программного материала, овладению обучающимися теоретическими знаниями, правильному и систематическому их применению при проведении тренировок и соревнований, знанию и соблюдению правил техники безопасности на тренировках, практических занятиях и соревнованиях.

Полученные результаты фиксируются с целью выявления уровня развития навыков любительского рыболовства и определения заданий для выполнения индивидуальных заданий и упражнений, что позволяет отслеживать динамику образовательных результатов обучающихся по отношению к другим детям и к самому себе, выявлять собственные успехи по сравнению с начальным уровнем.

Форма контроля

Уровень

освоения

материала

Требования к уровню освоения

Промежуточная

Достаточный

Практика: участие в контрольных тренировках, по результатам которых обучающийся остался с уловом.

Теория: обучающийся справился с тестом по знанию теории не менее чем на 50 % .

Средний

Практика: участие в контрольных тренировках, по результатам которых обучающийся остался с уловом.

Теория: обучающийся справился с тестом по знанию теории на 51-80 %.

Высокий

Практика: участие в контрольных тренировках, по результатам которых обучающийся остался с уловом.

Теория: обучающийся справился с тестом по знанию теории на 81-100 %.

Итоговая

Достаточный

Практика: участие в контрольных тренировках, по результатам которых обучающийся остался с уловом.

Участие в официальных соревнованиях, по результатам которых обучающийся остался с уловом.

Теория: обучающийся справился с тестом по знанию

теории не менее чем на 50 % .

Средний

Практика: участие в контрольных тренировках, по результатам которых обучающийся остался с уловом и занял места с 4 по 8.

Участие в соревнованиях, по результатам которых обучающийся остался с уловом и занял места с 4 по 8, выполнил (подтвердил) спортивный разряд.

Теория: обучающийся справился с тестом по знанию теории на 51-80 %.

Высокий

Практика: участие в контрольных тренировках, по результатам которых обучающийся остался с уловом и занял места с 1 по 3.

Участие в соревнованиях, по результатам которых обучающийся остался с уловом и занял места с 1 по 3, выполнил (подтвердил) спортивный разряд.

Победа на соревнованиях в специальных номинациях. Теория: обучающийся справился с тестом по знанию теории на 81-100 %.

В конце каждого полугодия проводится собеседование с каждым ребёнком с целью выявления его отношения к деятельности в области любительской рыбалки, уровня знаний и умений, полученных во время обучения.

ТЕСТ № 1 «Ловля на мормышку со льда».

  1. Соревнования по ловле на мормышку со льда проводятся при толщине ледяного покрова не менее:
  1. 7 см.
  2. 10 см.
  3. 12 см.
  4. 20 см.
  5. 25 см
  1. Продолжительность тура на соревнованиях в два дня или в один тур составляет:
  1. 2,5 часа
  2. 3 часа
  3. 3,5 часов
  4. 4 часа
  5. 5 часов
  1. Длина тела мормышки без крючка должна быть не более:
  1. 25 мм
  2. 15 мм
  3. 10 мм
  4. 20 мм
  5. 18 мм
  1. Размеры зон устанавливаются с таким расчётом, чтобы на каждого спортсмена приходилось не менее:
  1. 400 кв. м.
  2. 800 кв. м.
  3. 4000 кв. м
  4. 10000 кв. м.
  5. 40000 кв. м.
  1. Лунки (места ловли) каждого спортсмена должны находиться от лунок, занятых (обозначенных флажками) другими спортсменами на расстоянии не менее:
  1. 3 метров
  2. 5 метров
  3. 7 метров
  4. 10 метров
  5. 12 метров
  1. Флажок в месте ловли должен находиться от занятой лунки не далее, чем в:
  1. 30 сантиметрах
  2. 50 сантиметрах
  3. 80 сантиметрах
  4. 1 метре
  5. 1,5 метрах
  1. Спортсмену на один тур соревнований разрешается использовать:
  1. 1 литр живой насадки и прикормки и 1 литра прикормочной смеси растительного происхождения.
  2. 1 литр живой насадки и прикормки и 1,5 литра прикормочной смеси растительного происхождения.
  3. 1.5 литра живой насадки и прикормки и 1 литра прикормочной смеси растительного происхождения.
  4. 1.5 литра живой насадки и прикормки и 1,5 литра прикормочной смеси растительного происхождения.
  5. Неограниченное количество живой насадки и прикормки и прикормочной смеси растительного происхождения.
  6. Использовать прикормку во время соревнований запрещено.
  1. Все ледобуры участников соревнований, у которых с ножей сняты чехлы, должны находиться на водоёме:
  1. В горизонтальном положении на снегу.У тренера.
  2. В вертикальном положении с забуренными в лёд ножами
  3. Все варианты правильные.
  4. Всё варианты неправильные.

ТЕСТ № 2 «Ловля на блесну со льда».

  1. Соревнования по ловле на блесну со льда проводятся при толщине ледяного покрова на всей территории водоёма не менее:
  1. 10 см.
  2. 7 см.
  3. 12 см.
  4. 20 см.
  5. 25 см
  1. Продолжительность тура на соревнованиях среди мужчин и женщин составляет не менее:
  1. 2,5 часа
  2. 3 часа
  3. 3,5 часа
  4. 4 часа
  5. 5 часов
  1. Продолжительность тура на соревнованиях среди спортсменов до 18 лет, проводимых в зонах, составляет:
  1. 2,5 часа
  2. 3 часа
  3. 3,5 часа
  4. 4 часа
  5. 5 часов
  1. Длина тела блесны без крючка, узлов крепления и подвески должна быть не менее:

25

мм

15

мм

10

мм

20

мм

18

мм

1.

2.

3.

5.

  1. На соревнованиях среди спортсменов до устанавливаются с таким расчётом, чтобы на приходилось не менее:
  1. 400 кв. м.
  2. 800 кв. м.
  3. 4000 кв. м
  4. 10000 кв. м.
  5. 40000 кв. м.
  1. На соревнованиях среди мужчин и женщин, площадь водоёма на каждого спортсмена должна быть не меньше, чем:
  1. 400 кв. м.
  2. 800 кв. м.
  3. 4000 кв. м
  4. 10000 кв. м.
  5. 40000 кв. м.
  1. Во время проведения личных соревнований, сверлить лунку, а также ловить в ней рыбу, можно на расстоянии не менее:
  1. 3 метров
  2. 5 метров
  3. 7 метров
  4. 10 метров
  5. 12 метров
  1. Во время проведения командных соревнований расстояние между лунками спортсменов одной команды должно быть не менее:
  1. 3 метров
  2. 5 метров
  3. 7 метров
  4. 10 метров
  5. 12 метров
  1. Флажок в месте ловли должен находиться от занятой лунки не далее, чем в:
  1. 30 сантиметрах
  2. 50 сантиметрах
  3. 80 сантиметрах
  4. 1 метре
  5. 1,5 метре
  1. Спортсмену на один тур соревнований разрешается использовать:
  1. 1 литр живой насадки и прикормки и 1 литра прикормочной смеси растительного происхождения.
  2. 1 литр живой насадки и прикормки и 1,5 литра прикормочной смеси растительного происхождения.
  3. 1.5 литра живой насадки и прикормки и 1 литра прикормочной смеси растительного происхождения.
  4. 1.5 литра живой насадки и прикормки и 1,5 литра прикормочной смеси растительного происхождения.
  5. Неограниченное количество живой насадки и прикормки и прикормочной смеси растительного происхождения.
  6. Использовать прикормку во время соревнований запрещено.

  1. Во время ловли рыбы расстояние между крайними лунками спортсменов одной команды должно быть не более:
  1. 5 метров
  2. 10 метров
  3. 15 метров
  4. 20 метров
  5. 25 метров
  6. 50 метров
  7. 100 метров.
  1. Использование пешни и мотоледобура:
  1. Разрешено
  2. Запрещено.
  1. Во время ловли ледобур спортсмена должен находиться:
  1. В горизонтальном положении на снегу.
  2. У судьи.
  3. В вертикальном положении с забуренными в лёд ножами.
  4. Все варианты правильные.
  5. Всё варианты неправильные.
  1. Продолжите фразу: «Во время движения от места старта к месту ловли и от последнего места ловли к месту финиша ледобуры должны быть         »

ТЕСТ №3 «ЕВСК по рыболовному спорту»

  1. Юношеские спортивные разряды выполняются с:

10

лет

11

лет

12

лет

13

лет

14

лет

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Минимальное количество участников для юношеского первенства города (района) составляет:

8 человек 10 человек

12 человек 15 человек

  1. 20 человек
  1. 1-111 взрослые спортивные разряды выполняются с:
  1. 10 лет
  2. 12 лет
  3. 14 лет
  4. 16 лет
  5. 18 лет
  1. Минимальное количество участников для юношеского первенства области (края, республики) составляет:
  1. 8 человек
  2. 10 человек
  3. 12 человек
  4. 15 человек
  5. 20 человек
  1. Спортивный разряд «Кандидат в мастера спорта России» выполняется с:
  1. 12 лет
  2. 14 лет
  3. 16 лет
  4. 17 лет
  5. 18 лет
  1. Минимальное количество участников для юношеского первенства России составляет:
  1. 8 человек
  2. 10 человек
  3. 12 человек
  4. 15 человек
  5. 20 человек
  1. Звание «Мастер спорта России» присваивается с:
  1. 14 лет
  2. 16 лет
  3. 18 лет
  4. 20 лет
  5. 21 года
  1. Юношеские спортивные разряды присваиваются спортсменам до:
  1. 14 лет
  2. 15 лет
  3. 16 лет
  4. 17 лет
  5. 18 лет
  1. Звание «Мастер спорта международного класса России» присваивается с:
  1. 14лет
  2. 16 лет
  3. 18 лет
  4. 20 лет
  5. 21 года
  1. Продолжите фразу: «Спортсменам, оставшимся в результате спортивных соревнований без улова...         

»

ТЕСТ №4 «Ловля спиннингом с берега»

  1. Продолжительность чистого времени тура в дисциплине «Ловля спиннингом с берега» составляет:
  1. 2 часа
  2. 3 часа
  3. 4 часа
  4. 5 часов
  5. 6 часов
  1. Максимальная длина удилищ во время соревнований в водоёмах без присутствия лососевых видов рыб составляет:
  1. 240 см
  2. 255 см
  3. 266 см
  4. 274 см
  5. Не ограничена
  1. Максимальная длина удилищ во время соревнований в водоёмах с присутствием лососевых видов рыб составляет:
  1. 240 см
  2. 255 см
  3. 266 см
  4. 274 см
  5. Не ограничена
  1. Протяжённость сектора по берегу устанавливается не менее:
  1. 10 м
  2. 12 м
  3. 15 м
  4. 20 м
  5. 24 м
  6. 25 м
  1. На чемпионате области (края, республики) и чемпионате города (района) зону (зоны) соревнований по решению организаторов на секторы разрешается не разбивать. В этом случае на каждого спортсмена протяжённость береговой линии должна составлять не менее:
  1. 15 м
  2. 20 м
  3. 24 м
  4. 25 м
  5. 30 м
  1. В процессе ловли спортсмену на соревнованиях без разбивки секторов разрешается выбирать место для ловли от других спортсменов не ближе:
  1. 3 м
  2. 5 м
  3. 7 м
  4. 10 м
  5. 12 м
  1. При проведении соревнований с разбивкой зон (зоны) на секторы, тур соревнований проводится:
  1. В 2 периода продолжительностью 1,5 часа каждый
  2. В 3 периода продолжительностью 1 час каждый
  3. В 4 периода продолжительностью 45 минут каждый
  4. В 6 периодов продолжительностью 30 минут каждый
  1. В водоёмах, где нет лососевых, результат спортсмена учитывается:
  1. По количеству выловленной рыбы
  2. По весу выловленной рыбы
  3. По размеру выловленной рыбы
  4. Может применяться любой из этих вариантов

ТЕСТ №5 «Ловля поплавочной удочкой»

  1. Продолжительность тура на первенстве города (района) и на первенстве области (края, республики) в один тур в один день составляет не менее:
  1. 2,5 часов
  2. 3 часа
  3. 3,5 часов
  4. 4 часа
  1. Продолжительность тура на первенстве города (района) и в первенстве области (края, республики) в два тура в два дня составляет:
  1. 3 часа
  2. 3-4 часа
  3. 4 часа
  4. 4-5 часов
  5. 5 часов
  1. Продолжительность тура на всероссийских и межрегиональных спортивных соревнованиях составляет:
  1. 3 часа
  2. 3,5 часов
  3. 4 часа
  4. 4,5 часа
  5. 5 часов
  1. Длина удилищ для категории «дети» и «женщины» ограничивается длиной до:
  1. 5,5 метров
  2. 7 метров
  3. 8,5 метров
  4. 10 метров
  5. 11,5 метров
  6. 13 метров
  1. Длина удилищ для категории «мужчины» ограничивается длиной до:
  1. 7 метров
  2. 8,5 метров
  3. 10 метров
  4. 11,5 метров
  5. 13 метров
  6. 14,5 метров
  1. Протяжённость сектора по берегу устанавливается от 10 метров и до:
  1. 12 метров
  2. 15 метров
  3. 20 метров
  4. 25 метров
  5. 30 метров
  1. Спортсмену во время соревнований разрешается использовать:
  1. 1 литр живой насадки и 1,5 литра прикормки растительного происхождения.
  2. 1.5 литра живой насадки и 1 литра прикормки растительного происхождения.
  3. 1.5 литра живой насадки и 1,5 литра прикормки растительного происхождения.
  4. Количество живой насадки и прикормки растительного происхождения не ограничено, если иное не указано в Регламенте соревнований.
  5. Использовать прикормку во время соревнований запрещено.
  1. Забрасывание прикормки для рыбы разрешается:
  1. Одной рукой
  2. С помощью кормушки
  3. С помощью рогатки, пользоваться которой можно двумя руками
  4. Одной рукой или с помощью рогатки, пользоваться которой можно двумя

руками.

  1. С помощью кормушки или с помощью рогатки, пользоваться которой можно двумя руками
  2. Одной рукой или с помощью кормушки

ТЕСТ №6 «Правила рыболовства Обь-Иртышского бассейна»

  1. Запретные сроки (периоды) добычи (вылова) водных биоресурсов на большей территории Тюменской области (нерестовый период):
  1. С 25 апреля по 1 июня
  2. С 1 мая по 1 июня
  3. С 5 мая по 10 июня
  4. С 5 мая по 15 июня
  5. С 10 августа по 1 октября
  6. С 1 августа по 31 декабря
  1. В Тюменской области в период нерестового запрета разрешается рыбачить одной донной или поплавочной удочкой, спиннингом и фидером с берега (без применения плавучих средств) с общим количеством крючков на орудиях добычи (вылова) у одного гражданина не более:
  1. 1 шт.
  2. 2 шт.
  3. 3 шт.
  4. 4 шт.
  5. 5 шт.
  6. 6 шт.
  7. 7 шт.
  8. 8 шт.
  9. 9 шт.
  10. 10 шт.
  1. В Тюменской области разрешается рыбачить законными орудиями добычи (вылова) с общим количеством крючков на них у одного гражданина не более:
  1. 1 шт.
  2. 2 шт.
  3. 3 шт.
  4. 4 шт.
  5. 5 шт.
  6. 6 шт.
  7. 7 шт.
  8. 8 шт.
  9. 9 шт.
  1. Какие виды рыб запрещены к вылову в Тюменской области (занесены в Красную книгу области)? Выберите несколько вариантов ответов:
  1. Стерлядь
  2. Карп
  3. Хариус
  4. Таймень
  5. Нельма
  6. Подуст
  7. Обыкновенный подкаменщик
  8. Ручьевая форель
  9. Густера
  10. Елец
  1. Минимальный размер пойманного леща при ловле составлять:
  1. 18 см
  2. 20 см
  3. 22 см
  4. 25 см
  5. 28 см
  6. 30 см
  7. 32 см
  8. Без ограничений по размеру
  1. Минимальный размер пойманной щуки при ловле составлять:
  1. 18 см
  2. 20 см
  3. 22 см
  4. 25 см
  5. 28 см
  6. 30 см
  7. 32 см
  8. Без ограничений по размеру
  1. Минимальный размер пойманного голавля при ловле составлять:
  1. 18 см
  2. 20 см
  3. 22 см
  4. 25 см
  5. 28 см
  6. 30 см
  7. 32 см
  8. Без ограничений по размеру
  1. Минимальный размер пойманного жереха при ловле составлять:
  1. 18 см
  2. 20 см
  3. 22 см
  4. 25 см
  5. 28 см
  6. 30 см
  7. 32 см
  8. Без ограничений по размеру
  1. Суммарная суточная норма добычи леща, судака, язя, щуки, сазана, карася, плотвы, окуня для каждого гражданина при осуществлении любительского рыболовства в границах Тюменской области составляет:
  1. 3 кг
  2. 5 кг
  3. 7 кг
  4. 8 кг
  5. 10 кг
  6. 12 кг

Методические материалы

Форма обучения - очная.

На занятиях используются индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая форма организации образовательного процесса.

Во время образовательного процесса применяются словесный, наглядный, практический методы обучения, применяются методы воспитания: убеждение, упражнение, мотивация.

В программе предусмотрены следующие формы организации учебного занятия: беседа, практические по отработке определённых умений, тренировочные занятия, игровые занятия, соревнование.

На занятиях применяются следующие педагогические технологии: технология группового обучения и технология дифференцированного обучения, технология игровой деятельности, здоровье сберегающие технологии.

Список литературы

Список литературы для педагога:

  1. Единая всероссийская спортивная классификация по виду спорта «Рыболовный спорт 2018-2021 гг.
  2. Журнал «Спортивное рыболовство»
  3. Информационно-развлекательный портал «Рыбалка» Информационный портал «Школа рыбалки»
  4. Кузьмин, К.Е. Со спиннингом на окуня. / Москва: ООО «Издательский Дом Рученькиных», 2012. - 384 с.
  5. Кузьмин, К. Е. Джиг-спиннинг / Москва: - Синэргия, 2010. - 146 с.
  6. Петров, О.С. Рыболовные снасти. /Москва. 2010.
  7. Правила вида спорта «Рыболовный спорт» от 20.03.2014 г. /

    8.        Правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна / Список литературы для обучающихся:

  1. Сабанеев, Л. П. Исконно русская рыбалка: жизнь и ловля пресноводных рыб / Москва: РИПОЛ Классик, 2017. - 1380 с.
  2. Сущевский, А. Русская рыбалка по Сабанееву / Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 258 с.

Приложение 1 к ДООП «Начинающий рыболов»,

Календарный учебный график

Дата

Фактическая

дата

проведения

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма

проведения

Место

проведения

Форма контроля

1.

03.09.2020

2 часа

Раздел №1 «Введение в образовательную программу».

Вводное занятие

Лекция,

видеофильм

МБОУ СОСЬВИНСКАЯ СОШ

Устный опрос

2.

04.09.2020

2 часа

Раздел № 2 «Краеведение».

Реки ХМАО-ЮГРЫ

Лекция

МБОУ СОСЬВИНСКАЯ СОШ

Наблюдение. Устный опрос

3.

08.09.2020

2 часа

Достопримечательности Хмао-Югры

Просмотр

видеофильмов

        МБОУ СОСЬВИНСКАЯ СОШ

Наблюдение. Тестирование по теме

«Краеведение»

4.

10.09.2020

2 часа

Раздел №3 «Физическая подготовка рыболова

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время занятий рыбалкой

Лекция,

практическое

занятие

МБОУ СОСЬВИНСКАЯ СОШ

Наблюдение. Устный опрос

5.

15.09.2020

2 часа

Общая и физическая подготовка начинающего рыболова

Лекция,

практическое

занятие

       МБОУ СОСЬВИНСКАЯ СОШ

Наблюдение. Устный опрос

6.

17.09.2020

2 часа

Раздел №6 «Тактика и техника ловли рыбы».

Лекция

Устный опрос


Тактика и техника в дисциплине «Ловля спиннингом с берега»

7.

22.09.2020

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля спиннингом с берега»

Тренировка

Оз. Сырковое

Наблюдение

8.

24.09.2020

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля спиннингом с берега»

Тренировка

Оз. Сырковое

Наблюдение

9.

29.09.2020

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля спиннингом с берега»

Тренировка

Оз. Сырковое

Наблюдение

10.

01.10.2020

2 часа

Раздел №5 «Любительское рыболовство»

Снаряжение и техника безопасности рыболова

Лекция

Устный опрос

11.

06.10.2020

2 часа

Раздел №6 «Тактика и техника ловли рыбы»

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Лекция

Устный опрос

12.

08.10.2020

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Практическое

занятие

Наблюдение

13.

13.10.2020

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Практическое

занятие

Наблюдение

14.

15.10.2020

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Практическое

занятие

Наблюдение

15.

20.10.2020

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Практическое

занятие

Наблюдение

17.

22.10.2020

2 часа

Раздел №4 «Нормативные акты и ихтиология».

Правила любительского рыболовства

Челябинской области. Разрешённые и

Лекция.

Практическое

задание

Тестирование на знание основ правил

любительского


запрещённые законом рыболовные снасти

рыболовства

Челябинской

области

18.

10.11.2020

2 часа

Основы ихтиологии. Поведение рыбы в разные сезоны года

Лекция.

Практическое

занятие

Устный опрос

19.

12.11.2020

2 часа

Общий обзор зимних видов рыбной ловли

Лекция.

Практическое

занятие

Устный опрос

20.

17.11.2020

2 часа

Раздел №5 «Любительское рыболовство».

Правила рыбной ловли «Любительская рыбалка»

Лекция

Наблюдение. Устный опрос

21.

19.11.2020

2 часа

Правила рыбной ловли «Любительская рыбалка»

Практическое

занятие

Тестирование на знание основ правил в

дисциплинах «Ловля на мормышку со льда» и «Ловля на блесну со льда»

22.

24.11.2020

2 часа

Классификация рыб

Лекция.

Практическое

занятие

Тестирование на знание основ ЕВСК по рыболовному спорту

23.

26.11.2020

3 часа

Раздел №6 «Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Тренировка

Наблюдение.

24.

01.12.2020

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Тренировка

Наблюдение

25.

03.12.2020

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Тренировка

Наблюдение

26.

08.12.2020

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на

Тренировка

Наблюдение


мормышку со льда»

27.

10.12.2020

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Отработка тактики и техники ловли на мормышку со льда

Тренировка

Наблюдение

28.

15.12.2020

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Тренировка

Наблюдение

29.

17.12.2020

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на

мормышку со льда»

Контрольная

тренировка

Наблюдение. Устный опрос

30.

22.12.2020

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на

мормышку со льда»

Соревнование

Протокол

31.

24.12.2020

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на

мормышку со льда»

Тренировка

Наблюдение

32.

12.01.2021

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на

мормышку со льда»

Тренировка

Наблюдение

33.

14.01.2021

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на

мормышку со льда»

Тренировка

Наблюдение

34.

19.01.2021

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на

мормышку со льда»

Тренировка

Наблюдение

35.

21.01.2021

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на

мормышку со льда»

Тренировка

Наблюдение

36.

26.01.2021

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на

мормышку со льда»

Тренировка

Наблюдение

37.

28.01.2021

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на

мормышку со льда»

Тренировка

Наблюдение

38.

02.02.2021

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на

Тренировка.

Наблюдение


мормышку со льда»

Мастер-класс от рыболовов- спортсменов

пруд

39.

04.02.2021

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Контрольная

тренировка

Наблюдение. Устный опрос

40.

09.02.2021

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Соревнование

Протокол

41.

11.02.2021

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Тренировка

Наблюдение

42.

16.02.2021

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Тренировка

Наблюдение

43.

18.02.2021

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Тренировка

Наблюдение

44.

25.02.2021

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на мормышку со льда»

Тренировка

Наблюдение

45.

02.03.2021

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на блесну со льда»

Тренировка

Наблюдение

46.

04.03.2021

3 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на блесну со льда»

Тренировка

Наблюдение

47.

09.03.2021

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на блесну со льда»

Тренировка. Мастер-класс от рыболовов-

спортсменов

Наблюдение

48.

11.03.2021

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на блесну со льда»

Контрольная

тренировка

Наблюдение

49.

16.03.2021

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля на блесну со льда»

Лекция.

Практическое

занятие

Наблюдение. Устный опрос

50.

18.03.2021

2 часа

Раздел №6 «Тактика и техника ловли рыбы».

Практическое

задание

Наблюдение. Устный опрос


Тактика и техника в дисциплине «Ловля спиннингом с берега»

51.

30.03.2021

2 часа

Раздел №4 «Нормативные акты и ихтиология».

Общий обзор летних видов рыбной ловли.

Лекция

Устный опрос

52.

01.04.2021

2 часа

Раздел №5 Правила рыбной ловли «Любительская рыбалка». Снаряжение и техника безопасности рыболова- спортсмена

Лекция

Устный опрос

53.

06.04.2021

2 часа

«Любительская рыбалка»

Лекция

Устный опрос

54.

08.04.2021

2 часа

«Любительская рыбалка»

Лекция

Устный опрос

55.

13.04.2021

2 часа

«Любительская рыбалка»

Лекция.

Практическое

занятие

Тестирование на знания основ правил в

дисциплинах «Ловля поплавочной удочкой» и «Ловля спиннингом с берега»

56.

15.04.2021

2 часа

Раздел №6 «Тактика и техника ловли рыбы».

Тактика и техника в дисциплине «Ловля поплавочной удочкой»

Лекция

Наблюдение Устный опрос

57.

20.04.2021

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля поплавочной удочкой»

Практические

занятия

Наблюдение

58.

22.04.2021

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля поплавочной удочкой»

Практические

занятия

Наблюдение

59.

27.04.2021

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля

Тренировка

Наблюдение


поплавочной удочкой»

60.

29.04.2021

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля поплавочной удочкой»

Тренировка

Наблюдение

61.

06.05.2021

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля поплавочной удочкой»

Тренировка

Наблюдение

62.

11.05.2021

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля поплавочной удочкой»

Тренировка

Наблюдение

63.

13.04.2021

2 часа

Тактика и техника в дисциплине «Ловля поплавочной удочкой»

Контрольная

тренировка

Наблюдение. Устный опрос

64.

15.05.2021

2час

Тактика и техника в дисциплине «Ловля поплавочной удочкой»

  Соревнование

Протокол

По программе за год:

154 ч.

Теория - 43, практика - 111