Рабочие программы

рабочие программы по информатике и внеуррочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено и принято

на заседании методического объединения …….;

протокол № ____ от

«___»  _______ 2021 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР _____________

«___»  _______ 2021 г.

Утверждаю

Директор  ___________

 

Буркова М. В.

Приказ № ____ от

«___»  _______ 2021 г.

Рабочая программа учебного предмета

«Информатика и ИКТ»

7-9 класс

Учитель:

        Фалилеева

        Елена Александровна

С. Восток

2021

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Информатика и ИКТ» обязательной предметной области «Информатика и ИКТ» для основного общего образования разработана на основе следующих нормативных документов:

– Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ  Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, с изменениями в редакции  приказов  от 29.12.2014г. № 1644 и от 31.12.2015г. № 1577);

– Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию, внесена в Госреестр);

– Приказ министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897»

– Примерные программы основного общего образования. Информатика и ИКТ.- М.: Просвещение, 2009.-112с.- (Стандарты второго поколения).

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 5 июля 2017 года);

– Образовательные потребности и запросы участников образовательных отношений.

Целями и задачами изучения учебного предмета Информатика и ИКТ в основной школе являются:

  • освоение  знаний, составляющих  основу  научных  представлений  об  информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • Организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных  и  коллективных  проектов, в  учебной  деятельности, дальнейшем  освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является  всевозрастающая изменчивость окружающего мира.  В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики и ИКТ для  7–9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место предмета в учебном плане

Годы обучения

Количество часов в неделю

Количество недель

Количество часов в год

7 класс

1

34

34

8 класс

1

34

34

9 класс

1

33

33

Уроки по разделу «Проектирование» проводятся в кабинетах Точки роста с использованием МТБ.

Класс

Предметная область

Авторы учебников

Авторы учебников

Издательство

7 класс

Информатика и ИКТ

И.Г.Семакин

Л.А.Залогова

Бином

8 класс

Информатика и ИКТ

И.Г.Семакин

Л.А.Залогова

Бином

9 класс

Информатика и ИКТ

И.Г.Семакин

Л.А.Залогова

Бином

Основной принцип реализации программы — обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.

Содержание учебного предмета

7 класс (34 часа)

1.   Введение в предмет

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

Содержание курса информатики основной школы. 

2. Человек и информация  

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере:

1.Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.

3. Компьютер: устройство и программное обеспечение

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере:

1.        Комплектация персонального компьютера, подключение устройств

2.        Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой систе-
мой

Итоговое тестирование: по темам Человек и информация, Компьютер: устройство и ПО

Проекты и исследования

Использование антивирусных программ.

4 . Текстовая информация и компьютер

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

Практика на компьютере

  1. Кодирование текстовой информации
  2. Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
  3. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
  4. Таблицы в текстовом документе
  5. Нумерованные и маркированные списки
  6. Объекты в текстовом документе

Итоговое тестирование по теме 

Текстовая информация и компьютер

5. Графическая информация и компьютер

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Практика на компьютере

  1. Кодирование графической информации
  2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

Проекты и исследования

Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

6. Мультимедиа и компьютерные презентации

Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере:

  1. Создание презентаций в Power Point
  2. Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
  3. Гиперссылки в презентациях.
  4. Создание презентации на заданную тему.

Проекты и исследования

Способы презентации проекта

  1. Итоговое тестирование по курсу 7 класса

Резерв

8 класс (34 часа)

  1. Передача информации в компьютерных сетях

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.  Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW — «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: 

  1. Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами;
  2.  Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами;
  3. работа с архиваторами.
  4. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (с использованием отечественных учебных порталов).
  5. Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).  
  6. Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

2. Информационное моделирование

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения информационного моделирования. 

Практика на компьютере:

1.  работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

3. Хранение и обработка информации в базах данных

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.  Проектирование и создание однотабличной БД.  Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере

  1. работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы  поиска и сортировки;
  2. формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска;
  3. логические величины, операции, выражения;
  4. формирование запросов на поиск с составными условиями поиска;
  5. сортировка таблицы по одному и нескольким ключам;
  6. создание однотабличной базы данных;
  7. ввод, удаление и добавление записей.
  8. знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

4. Табличные вычисления на компьютере

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: текст, число, формула. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере:

  1. работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи;
  2.  решение задач с использованием условной и логических функций;
  3.  манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
  1. Итоговый тест по курсу 8 класса

Резерв

9 класс (33 часа)

1. Управление и алгоритмы  

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере:

  1. работа с учебным исполнителем алгоритмов;
  2. составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем;
  3. составление алгоритмов со сложной структурой;
  4. использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

2. Введение в программирование  

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере:

  1. знакомство с системой программирования на языке Паскаль;
  2. ввод, трансляция и исполнение данной программы;
  3. разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ;
  4. программирование обработки массивов.

3. Информационные технологии и общество

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

4. Итоговое тестирование по курсу 9 класса

Резерв

Требования к уровню подготовки учащихся

первый год обучения

Какие умения нужно сформировать:

− пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;

– оперировать единицами измерения информационного объема и скорости передачи данных;

– кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам;

– подсчитывать количество слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите;

– оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением текстовой информации с помощью наиболее употребительных современных кодировок;

– оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;

– пояснять на примерах различия между растровым и векторным представлением изображений, приводить примеры кодирования цвета в системе RGB;

– выделять основные тапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров;

– получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода);

– соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми на нем;

– соблюдать правила гигиены и техники безопасности при работе на компьютере;

– ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя);

– работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги;

– защищать информацию от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ;

– представлять результаты своей деятельности в виде структурированных и (или) иллюстрированных документов, включающих таблицы, формулы и другие объекты; растровых и векторных графических изображений; мультимедийных презентаций, включающих аудиовизуальные объекты;

– использовать интеллектуальные возможности современных систем обработки текстов (проверка правописания, распознавание речи, распознавание текста, компьютерный перевод).

Второй год обучения

Какие умения нужно сформировать:

– пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления;

– записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1000 в различных позиционных системах счисления (с основанием, не превышающим 10), выполнять арифметическую операцию сложения над ними;

– пояснять на примерах смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»;

– записывать логические выражения, составленные из элементарных высказываний с помощью операций И, ИЛИ, НЕ и скобок; определять истинность таких составных высказываний, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний; строить таблицы истинности для логических высказываний;

– оперировать понятиями «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением тих терминов в обыденной речи и в информатике;

– выражать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы;

– выполнять вручную и несложные алгоритмы с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертежник;

– использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения, составленные из тих величин; использовать оператор присваивания;

– использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;

– анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

– создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений;

– пояснять на примерах использование принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике.

Третий год обучения

Какие умения нужно сформировать:

– выполнять рекомендации по безопасности (в том числе по защите личной информации), соблюдать этические и правовые нормы при работе с информацией;

– понимать структуру адресов веб-ресурсов;

– искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению);

– оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения; определять количество элементов в множествах, полученных из двух базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

–  использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, системы программирования)) в учебной и повседневной деятельности;

– приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг, Интернета вещей в учебной и повседневной деятельности;

– составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием циклов, ветвлений и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертежник;

– составлять программы решения простых задач обработки одномерных числовых массивов на одном из языков программирования (Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++);

– объяснять на примерах смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

– использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути) и деревьями (корень, лист, высота дерева); использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры; находить кратчайший путь в графе;

– пользоваться различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

– выполнять отбор строк в таблице, удовлетворяющих определенному условию;

– характеризовать задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования; понимать отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта;

– использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;

– создавать и применять формулы для расчетов с использованием встроенных функций (суммирование, счет, среднее арифметическое, счет если, суммирование если, максимальное и минимальное значение), абсолютной, относительной, смешанной адресации; использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей;

– характеризовать роль информационных технологий в современном обществе, в развитии экономики мира, страны, региона.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Смысловое чтение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты

  • Умение использовать термины «информация», «сообщения», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и информатике;
  • Умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит, «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • Умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • Умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгебраическом языке (языке программирования);
  • Умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • Умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • Умение составлять и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
  • Умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
  • Навыки выбора способа представления данных в зависимости от поставленной задачи.

В результате освоения курса «Информатики и ИКТ»  в основной школе учащиеся  получат представление

  • о понятии «информация» - одном из основных понятий современной науки; о понятии «данные» и о других базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей информации;
  • о методах представления (кодирования) и алгоритмах обработки данных, о способах разработки и программной реализации простейших алгоритмов;
  • о математических и компьютерных моделях, их использовании в науке и технике;
  • о современных компьютерах – универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные компьютерные сети;
  • о мировых и национальных стандартах в сфере информатики и информационно-компьютерных технологий (ИКТ);
  • о применении компьютеров в научно- технических исследованиях;
  • о мировых сетях распространения и обмена информацией, об авторском праве и других юридических и моральных аспектах создания и использования интеллектуальной собственности в современном мире;
  • о различных видах программного обеспечения и сервисов по обработке информации;
  • о существовании вредоносного программного обеспечения и средств защиты от него;
  • о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др).

У выпускников будут сформированы:

  • основы алгоритмической культуры;
  • умение составлять простейшие программы обработки числовых данных;
  • базовые навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем и сервисов;
  • базовые навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ;
  • начальные представления о необходимости учёта юридических аспектов любого использования ИКТ, о нормах информационной этики.

Обучающиеся познакомятся с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической; получат опыт написания и отладки программ в выбранной среде программирования.

Раздел «Введение в информатику»

Выпускник научится:

  • использовать термины «информация», «сообщения», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»,а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и информатике;
  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • использовать основные способы графического представления числовой информации.

 

Раздел «» Алгоритмы и элементы программирования»

  Выпускник научится:

  • составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • формально исполнять алгоритмы, описанные на выбранном алгоритмическом языке с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

Раздел «Использование программных систем»

Выпускник овладеет:

  • базовыми навыками работы с компьютером;
  • базовым набором понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
  • знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умениям описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

Раздел «Работа в информационном пространстве»

Выпускник научится:

  • базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет - сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
  • приёмам безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет – сервисов и т.п.;
  • основам соблюдения норм информационной этики и права.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами достоверности (наличие электронной подписи в документе, сертифицированность источника, высокий рейтинг источника информации); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации;
  • узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
  • получить представление о тенденциях развития ИКТ.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС

Тема урока

Кол-во ч.

Дом. задание и подробности урока

Дата

Человек и информация

1

 Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания

1

Введение § 1.

2

Информация и знания. Восприятие информации человеком.

1

§ 2.

3

Информационные процессы

1

§ 3.

4

Работа с тренажёром клавиатуры  

1

 

5

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.

1

§ 4.

Компьютер: устройство и программное обеспечение

6

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. 

1

§ 5-6.

7

Устройство персонального компьютера и его основные характеристики.

1

§ 7-8.

8

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции.

1

§ 9-10

9

Пользовательский интерфейс

1

§12.  

10

Файлы и файловые структуры.

1

§11.  

11

Работа с файловой структурой операционной системы

1

 

12

Итоговое тестирование по темам Человек и информация, Компьютер: устройство и ПО

1

Система основных понятий главы 1-2

Текстовая информация и компьютер

13

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы

1

§ 13.

14

Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Работа с текстовым редактором

1

§ 14

15

Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста

1

§ 15.

16

Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа.

1

§ 15.

17

Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены

1

§ 15.

18

Работа с таблицами

1

§ 15.

19

Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов

1

§ 15.

20

Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов

1

§ 15

21

Итоговое тестирование по теме Текстовая информация и компьютер

1

 

22

Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики.

1

Система основных понятий главы 3

Графическая информация и компьютер

23

Графические редакторы растрового типа  

1

§ 18, 21.

24

Кодирование изображения

1

§ 22.

25

Работа с векторным графическим редактором

1

§ 20.

26

Технические средства компьютерной графики

1

§ 20.

27

Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе

1

§ 19

28

Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации

1

§ 23

Мультимедиа и компьютерные презентации

29

Создание презентации с использованием текста, графики и звука.

1

§ 25

30

Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.

1

§ 24

31

Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок).

1

§ 26.

32

Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа»

1

Система основных понятий глав 4. 5

33

Итоговое тестирование по курсу 7 класса

1

Всё содержание учебника

34

Резерв

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

Дом. задание и подробности урока

Дата

Передача информации в компьютерных сетях

1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

1

§ 1.

2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами.

1

 

3

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

1

§ 2

4

Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

1

§ 4

5

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске

1

 

6

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

1

 

7

Итоговое тестирование по теме Передача информации в компьютерных сетях

1

 

Информационное моделирование

8

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.

1

§ 7

9

Табличные модели

§ 8

10

Информационное моделирование на компьютере

1

§ 9

11

Итоговое тестирование по теме  Информационное моделирование.

1

 

Хранение и обработка информации в базах данных

12

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

1

13

Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.

1

§ 11

14

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей

1

§ 12

15

Условия поиска информации, простые логические выражения

1

§ 13

16

Формирование простых запросов к готовой базе данных.

1

 

17

Логические операции. Сложные условия поиска

1

§ 14

18

Формирование сложных запросов к готовой базе данных. Сортировка, удаление и добавление записей

1

§ 15

19

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

1

 

20

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

1

 

21

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»

1

 

22

Системы счисления.  Двоичная система счисления.

1

§ 16

Табличные вычисления

23

Представление чисел в памяти компьютера

1

§ 17

24

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц

1

§18

25

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

1

§ 19

26

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы

1

§ 20

27

Использование встроенных математических и статистических функций.  Сортировка таблиц

1

 

28

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени

1

§ 21

29

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции.

1

§ 22

30

Использование абсолютной адресации.

1

§ 23

31

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере»

1

32

Итоговый тест по курсу 8 класса

1

33-34

Резерв

2

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

Дом. задание и подробности урока

Управление и алгоритмы

1

Управление и алгоритмы

1

§ 1

2

Управление с обратной связью

1

§ 2.

3

Определение с обратной связью

1

§ 3.

4

Графический учебный исполнитель

1

§ 4.

5

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

1

§ 5.  

6

Циклические алгоритмы

1

§ 6.

7

Ветвление и последовательная детализация алгоритма

1

§ 7.

8

Зачётное задание по алгоритмизации

1

9

Тест  по теме Управление и алгоритмы

1

Введение в программирование

10

Что такое программирование

1

§ 8.

11

Алгоритмы работы с величинами

1

§ 9.

12

Линейные вычислительные алгоритмы

1

§ 10.

13

Знакомство с языком Паскаля

1

§ 11.

14

Алгоритмы с ветвящейся структурой

1

§ 12.  

15

Программирование ветвлений на Паскале

1

§ 13.

16

Программирование диалога на Паскале

1

§ 14

17

Программирование циклов

1

§ 15.  

18

Алгоритм Евклида

1

§ 16.

19

Таблицы и массивы

1

§ 17.

20

Строки в Паскале

1

§ 18.  

21

Массивы в Паскале

1

§ 19.

22

Одна задача обработки массива

1

§ 20.

23

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива

1

§ 21.  

24

Сортировка массива

1

§ 22.

25

Тест по теме «Программное управление работой компьютера»

1

Информационные технологии и общество

26

Предыстория информатики

1

§ 23.  

27

История ЭВМ

1

§ 24.

28

История программного обеспечения и ИКТ

1

§ 25.

29

Информационные ресурсы современного общества

1

§ 26.  

30

Проблемы формирования информационного общества

1

§ 27.

31

Информационная безопасность

1

§ 28.  

32

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

1

33

Резерв

1



Предварительный просмотр:

Рассмотрено и принято

на заседании методического объединения …….;

протокол № ____ от

«___»  _______ 2021 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР _____________

«___»  _______ 2021 г.

Утверждаю

Директор  ___________

 

Буркова М. В.

Приказ № ____ от

«___»  _______ 2021 г.

Рабочая программа учебного предмета

«Информатика и ИКТ»

10-11 класс

Учитель:

        Фалилеева

        Елена Александровна

с. Восток

2021

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2)

Рабочая программа разработана на основе

  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года года №413, с изменениями)
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред. 29.06.2011г.) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Примерной программы по Информатике и ИКТ
  • Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов. Авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.-2-е изд. . –  М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.»  
  • Образовательной программы СОО МБОУ СОШ с. Восток;
  • Учебного плана МБОУ СОШ с. Восток.
  • Приказа № 87 от 22.05.2020 г. по МБОУ СОШ с. Восток «Об утверждении перечня учебников на 2020-2021 учебный год».

Целями и задачами изучения учебного предмета Информатика и ИКТ в основной школе являются:

  • освоение  знаний, составляющих  основу  научных  представлений  об  информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • Организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных  и  коллективных  проектов, в  учебной  деятельности, дальнейшем  освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. 

Общая характеристика учебного предмета

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие   содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
  • Линию алгоритмизации и программирования (понятие и свойства алгоритма, основы теории алгоритмов, способы описания алгоритмов, языки программирования высокого уровня, решение задач обработки данных средствами программирования).
  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет, основы сайтостроения).
  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.  

В меньшей степени такая независимость присутствует в практикуме. Структура практикума соответствует структуре глав теоретической части учебника.

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ в 10-11 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 67 учебных часов

Годы обучения

Количество часов в неделю

Количество недель

Количество часов в год

10 класс

1

34

34

11 класс

1

33

33

Уроки по разделу «Проектирование» проводятся в кабинетах Точки роста с использованием МТБ.

Используемый УМК:

Класс

Предметная область

Авторы учебников

Авторы учебников

Издательство

10 класс

Информатика и ИКТ

И.Г.Семакин

Л.А.Залогова

Бином

11 класс

Информатика и ИКТ

И.Г.Семакин

Л.А.Залогова

Бином

Содержание учебного предмета

10 класс (34 часа)

1.  Введение в предмет.

цели и задачи изучения курса в 10-11 классах. Из каких частей состоит предметная область информатики

2. Информация.

Понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации; Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации; «кодирование» и «декодирование» информации

П.р. «Шифрование данных»

3. Информационные процессы .

этапы истории развития ЭВМ; что такое неймановская архитектура ЭВМ; для чего используются периферийные процессоры (контроллеры); архитектуру персонального компьютера; основные принципы архитектуры суперкомпьютеров

П.р. «Управление алгоритмическим исполнителем»

4. Программирование и обработка информации

этапы решения задачи на компьютере; что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов; система команд компьютера; классификация структур алгоритмов; основные принципы структурного программирования; система типов данных в Паскале; операторы; правила записи арифметических выражений на Паскале; структура программы на Паскале; типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.

П.р.  «Программирование линейных алгоритмов»

П.р. «Программирование ветвящихся алгоритмов»

П.р. «Программирование циклических алгоритмов»

П.р. «Программирование обработки записей»

Итоговое тестирование за курс 10 класса

11 класс (33 часа)

1. Информационные системы и базы данных

основные свойства систем; что такое «системный подход» в науке и практике; модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель; использование графов для описания структур систем; что такое база данных (БД)

П.р. «Модели систем»

П.р. «Знакомство с СУБД»

П.р. «Создание базы данных «Приемная комиссия»»

П.р. «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов)»

П.р. «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой»

П.р.  «Реализация сложных запросов в базе данных «Приемная комиссия»»

П.р. «Создание отчета»

2. Интернет

назначение  коммуникационных служб Интернета; назначение информационных служб Интернета; что такое прикладные протоколы; основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес; что такое  поисковый каталог: организация, назначение; что такое поисковый указатель: организация, назначение

П.р. «Интернет. Сохранение загруженных web -страниц

П.р. «Интернет. Работа с поисковыми системами

П.р. № 12 «Разработка сайта «Моя семья»» 1 ч

П.р. № 13 «Разработка сайта «Животный мир»» 1 ч

П. р. «Разработка сайта «Наш класс»

3. Компьютерное информационное моделирование

понятие модели;  информационной модели; этапы построения компьютерной информационной модели; для решения каких практических задач используется статистика;

П.р.  «Получение регрессионных моделей»

П.р. «Прогнозирование»

П.р. «Расчет корреляционных зависимостей»

П.р. № 18 «Решение задачи оптимального планирования»

4. Социальная информатика.

информационные ресурсы общества; рынок информационных ресурсов;  основные черты информационного общества; основные законодательные акты в информационной сфере

Итоговое тестирование за курс 11 класса

Требования к уровню подготовки учащихся

  • владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
  • овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
  • владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
  • владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
  • сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
  • сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии "операционная система" и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
  • сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
  • владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
  • владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами;
  • сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.

Планируемые предметные результаты

Личностные результаты

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
  2. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  4. эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
  5. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Предметные результаты

  1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
  2. владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
  3. сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
  4. систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
  5. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
  6. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
  7. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
  8. понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
  9. владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
  10. сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
  11. владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
  12. овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;        
  13. владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
  14. владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
  15. владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
  16. владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик научится:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем;
  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Календарно-тематическое планирование 10 класс

№ урока

Наименование

разделов и тем уроков

Кол-во часов

д/з

Дата

Введение в предмет

Правила поведения и ТБ. Введение.  Структура информатики

1

конспект

Информация

Понятие информации

1

§1

Представление информации, языки, кодирование

1

§2

Измерение информации. Алфавитный подход

1

§3

Измерение информации. Содержательный подход

1

§4

Представление чисел в компьютере

1

§5

Представление текста, изображения и звука в компьютере

1

§6

Практическая работа  «Шифрование данных»

1

Информационные процессы

Хранение информации. Передача информации

1

§7, 8

Обработка информации и алгоритмы  

1

§9

Автоматическая обработка информации

1

§10

Информационные процессы в компьютере  

1

§11

Практическая работа  «управление алгоритмическим исполнителем»

1

Программирование обработки информации

Алгоритмы и величины  

1

§12

Структура  алгоритмов

1

§13

Паскаль – язык структурного программирования

1

§14

Элементы языка Паскаля и типы данных

1

§15

Операции, функции, выражения

1

§16

Оператор присваивания, ввод и вывод данных

1

§17

Логические величины, операции, выражения

1

§18

Программирование ветвлений

1

§19

Практическая работа  «Программирование линейных алгоритмов »

1

Пример поэтапной разработки программы решения задачи

1

§20

Программирование циклов

1

§21

Вложенные и итерационные циклы

1

§22

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

1

§23

Массивы

1

§24

Практическая работа  «Программирование циклических процессов»

1

Организация ввода и вывода данных с использованием файлов

1

§25

Типовые задачи обработки массивов

1

§26

Символьный тип данных Строки символов

1

§27

Комбинированный тип данных

1

§28

Практическая работа  «Программирование обработки записей»

1

§29

Итоговое тестирование за курс 10 класса

1

Календарно-тематическое планирование 11 класс

№ урока

Наименование

разделов и тем уроков

Кол-вочасов

д/з

Дата

Информационные системы и базы данных

Правила безопасности и ТБ. Системный анализ

1

§1

Моделирование и формализация

1

§2

Практическая работа «Модели систем»

1

§1-3 работа 1.1 стр. 163

Базы данных

1

§1-4

Практическая работа «Знакомство с СУБД»

1

§5,6

Практическая работа «Создание базы данных «Приемгая комиссия»»»

1

Работа 1.3, стр.167

Практическая работа «Реализация простых запросов в режиме дизайна(конструкторов запросов)»

1

§7

Практическая работа «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой»

1

§8

Практическая работа  «Реализация сложных запросов в базе данных «Приемная комиссия»»

§8

Практическая работа «Создание отчета»

1

§9

Интернет

Организация и услуги Интернет Сетевые технологии

1

§10

Аппаратные и программные средства организации

1

§11

Практическая работа «Интернет. Сохранение загруженных Web -страниц»

1

Практическая работа «Интернет. Работа с поисковыми системами»

1

§12

Контрольная работа №1

1

Основы сайтостроения. Инструменты для разработки Web-сайтов

§13

Создание таблиц и списков на web-страницы

1

§14

Практическая работа «Разработка сайта «Моя семья»»

1

Работы 2.5, стр. 201

Практическая работа «Разработка сайта «Животный мир»»

1

§15

Практическая работа «Разработка сайта «Наш класс

1

Информационное моделирование

Компьютерное информационное моделирование

1

§16

Моделирование зависимостей между величинами

1

§17

Практическая работа «Получение регрессионных моделей»

1

Работа 3.2, стр. 211

Модели статистического прогнозирования

1

§18

Практическая работа «Прогнозирование»

1

§19

Моделирование корреляционных зависимостей

1

§20

Вычисление Коэффициента корреляционной зависимости между величинами

1

§20

П.р. № 17 «Расчет корреляционных зависимостей»

1

Модели оптимального планирования

1

§20

Решение задач оптимального планирования

1

Практическая работа «Решение задачи оптимального планирования»

1

Социальная информатика

Информационное общество. Информационное право и безопасность

1

§21- §24

Контрольная работа №2

1