Мои сообщения.

Сидорова Ольга Юрьевна

 

«Экология языка и речи в процессе формирования   филологической компетенции  учащегося.  Работа над  совершенствованием орфографии и пунктуации русского языка».

 

Формирование орфографической грамотности учащихся и  работа по пунктуации остаётся одной из важнейших и актуальных проблем методики преподавания русского языка  в школе.

Связь обучения орфографии и пунктуации необходимо совмещать с работой по развитию речи и мышлению учащихся.

 Эта связь проявляется прежде всего при работе над правилом, когда требуется развёрнутая формулировка правила, обоснование его применения. Приёмы лексической работы, такие, как подбор синонимов, антонимов, использования словарей, работа с многозначными словами и т.д., являются одновременно и приёмами, помогающими овладеть правописанием слов. В работе над орфограммой в системе упражнений по орфографии необходимо предусмотреть работу над словом, употребление слов в предложении и связном тексте, особенно в собственной речи учащихся. Правильно организованные занятия по орфографии могут  способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся и лучшему пониманию ими грамматических явлений, приобретению умений и навыков по орфографии  и пунктуации.

Процесс формирования  орфографических навыков и работа  по пунктуации должен быть непрерывным, но и систематическое повторение материала при изучении новых тем необходим. Например, изучая синтаксис простого и сложного предложений, необходима система повторений значимых и трудных орфографических тем. Непрерывность обучения орфографии  и пунктуации достигается тем, что учитель систематически обобщает изученный материал, систематизирует его, показывая отдельные темы как целое.

Орфография - это система правил о единообразном написании слов.

Правилами орфографии регулируются:

1) написание значимых частей слова (корней, приставок, суффиксов и окончаний);

2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;

3) способы переноса;

4) употребление прописных букв.

В задачи обучения  учащихся  орфографии входит следующее:

1) дать понятие об орфограмме;

2) выработать орфографическую зоркость;

3) добиться определённой самостоятельности орфографического мышления;                                                                                                     

4) вооружить учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками  правильного письма.

Учащиеся должны осознавать, что под орфограммой понимаются все те случаи написания, где возможно орфографическая ошибка, где надо применять правило или заглянуть в словарь.

  Необходимо из урока в урок  формировать понятие об орфограмме, которое складывается из умения найти орфограмму в тексте, определить вид орфограммы для каждой конкретной морфемы, правильно решить вопрос о выборе буквы на основе конкретного языкового признака.

В основе обучения орфографии наряду с общедидактическими принципами лежат и  методические: связь обучения орфографии с грамматикой; сознательность и автоматизм при обучении орфографии; связь обучения орфографии с развитием речи.

Основные методы и приёмы изучения.

Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок. Как известно, при изучении орфографии пользуются двумя основными методами: списыванием, осложнено-орфографическими заданиями, и различными видами обучающих диктантов. Приёмы же самые разнообразные. Ведущий является орфографический разбор.

Задача учителя выбирать эффективный приём для каждого конкретного случая.

 Роль теории и графических подчеркиваний в усвоении орфографии.

1.Создание ситуации, которая убеждает учащихся  в необходимости знания правила.

2. Объяснение орфографического правила

3. Введение условных графических обозначений.

4. Знакомство с опознавательными признаками, по которым определяется орфограмма.

5.выполнение упражнений, формирующих орфографические умения.

  Беседа по вопросам.

1. Какую букву (о или е) напишем в каждом из слов?

2. В какой части слова находится орфограмма? (в окончании)

3. Как выделяется орфограмма? (заключается в квадрат)

4. От каких условий зависит орфограмма? (наличие шипящей  или ц перед окончанием и место ударения слова)

Место алгоритмов при изучении орфографии.

Алгоритм №1

1. Найти корень.

2. Выясните, следует ли за ним суффикс -а-.

3. Вывод: пиши И.                            Вывод: пиши Е.

               Второй этап работы над орфограммой.

Орфографические пятиминутки дают возможность довести правописание до автоматизма.

Словарный диктант. Полезно включать слова, в которых учащиеся делали ошибки.

Словарный диктант с комплексным заданием повторяют и закрепляют материал целой учебой темы

Третий этап работы над орфограммой.

Выборочный диктант или выборочное списывание.

Творческий диктант.

Диктант «Проверь себя».

Грамматический диктант.

Четвёртый  этап работы над орфограммой.

Задания проблемно-поискового характера.

Задания на обогащение словарного запаса учащихся.

Задания на развитие связной речи.

Задания на элементы занимательности.

1. «Третий лишний». 2. Игра «Кто дольше продержит мел?» 3.«Совершите путешествие в город без орфографии. Какие приключения вас ожидают?» 4. Сгруппируйте слова по общему орфографическому признаку. 5. Распределите данные слова по видам орфограмм.

Педагогика сотрудничества, которая преследует конечную цель - развитие личности.

Формы сотрудничества разнообразны. Это могут быть сотрудничество между учащимися, нередко сильного проверяет слабый, а слабого – средний. Учащиеся помогают проверять тесты, перфокарты, словарные диктанты и т.д.

Для того чтобы выявить степень усвоения учащимися изученного материала, сформированность умений и навыков необходим систематический контроль  и учёт знаний, необходимы проверочные работы.

Диктанты – соревнования, входные, релейные, итоговые контрольные работы, тесты, перфокарты.

Таким образом, вопросы орфографической сформированности учащихся являются актуальными и на современном этапе работы, поскольку одной из важнейших задач обучения русскому языку по-прежнему остаётся формирование прочных навыков орфографии.

Список литературы.

1. Григорьев А.Г. Об опыте применения перфокарт на уроках русского языка / РЯШ.-1985.-№3

2. Дзюбенко Н.Г. Об опыте применения перфокарт на уроках русского языка /.-1985.-№6.

3. ЖиленкоА.Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии /.-1986.-№5.

4. Москаленко К.А. Комментированные упражнения.-Липецк, 1981.

5. Подгаецкая И.М. Воситание у учащихся интереса к изучению русского языка.-М.: Просвещение , 1985.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Экология языка и речи в процессе формирования   филологической компетенции  учащегося.  Работа над  совершенствованием орфографии и пунктуации русского языка».

Формирование орфографической грамотности учащихся и  работа по пунктуации остаётся одной из важнейших и актуальных проблем методики преподавания русского языка  в школе.

Связь обучения орфографии и пунктуации необходимо совмещать с работой по развитию речи и мышлению учащихся.

 Эта связь проявляется прежде всего при работе над правилом, когда требуется развёрнутая формулировка правила, обоснование его применения. Приёмы лексической работы, такие, как подбор синонимов, антонимов, использования словарей, работа с многозначными словами и т.д., являются одновременно и приёмами, помогающими овладеть правописанием слов. В работе над орфограммой в системе упражнений по орфографии необходимо предусмотреть работу над словом, употребление слов в предложении и связном тексте, особенно в собственной речи учащихся. Правильно организованные занятия по орфографии могут  способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся и лучшему пониманию ими грамматических явлений, приобретению умений и навыков по орфографии  и пунктуации.

Процесс формирования  орфографических навыков и работа  по пунктуации должен быть непрерывным, но и систематическое повторение материала при изучении новых тем необходим. Например, изучая синтаксис простого и сложного предложений, необходима система повторений значимых и трудных орфографических тем. Непрерывность обучения орфографии  и пунктуации достигается тем, что учитель систематически обобщает изученный материал, систематизирует его, показывая отдельные темы как целое.

Орфография - это система правил о единообразном написании слов.

Правилами орфографии регулируются:

1) написание значимых частей слова (корней, приставок, суффиксов и окончаний);

2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;

3) способы переноса;

4) употребление прописных букв.

В задачи обучения  учащихся  орфографии входит следующее:

1) дать понятие об орфограмме;

2) выработать орфографическую зоркость;

3) добиться определённой самостоятельности орфографического мышления;                                                                                                      

4) вооружить учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками  правильного письма.

Учащиеся должны осознавать, что под орфограммой понимаются все те случаи написания, где возможно орфографическая ошибка, где надо применять правило или заглянуть в словарь.

        Необходимо из урока в урок  формировать понятие об орфограмме, которое складывается из умения найти орфограмму в тексте, определить вид орфограммы для каждой конкретной морфемы, правильно решить вопрос о выборе буквы на основе конкретного языкового признака.

В основе обучения орфографии наряду с общедидактическими принципами лежат и  методические: связь обучения орфографии с грамматикой; сознательность и автоматизм при обучении орфографии; связь обучения орфографии с развитием речи.

Основные методы и приёмы изучения.

Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок. Как известно, при изучении орфографии пользуются двумя основными методами: списыванием, осложнено-орфографическими заданиями, и различными видами обучающих диктантов. Приёмы же самые разнообразные. Ведущий является орфографический разбор.

Задача учителя выбирать эффективный приём для каждого конкретного случая.

 Роль теории и графических подчеркиваний в усвоении орфографии.

1.Создание ситуации, которая убеждает учащихся  в необходимости знания правила.

2. Объяснение орфографического правила

3. Введение условных графических обозначений.

4. Знакомство с опознавательными признаками, по которым определяется орфограмма.

5.выполнение упражнений, формирующих орфографические умения.

        Беседа по вопросам.

1. Какую букву (о или е) напишем в каждом из слов?

2. В какой части слова находится орфограмма? (в окончании)

3. Как выделяется орфограмма? (заключается в квадрат)

4. От каких условий зависит орфограмма? (наличие шипящей  или ц перед окончанием и место ударения слова)

Место алгоритмов при изучении орфографии.

Алгоритм №1

1. Найти корень.

2. Выясните, следует ли за ним суффикс -а-.

3. Вывод: пиши И.                            Вывод: пиши Е.

               Второй этап работы над орфограммой.

Орфографические пятиминутки дают возможность довести правописание до автоматизма.

Словарный диктант. Полезно включать слова, в которых учащиеся делали ошибки.

Словарный диктант с комплексным заданием повторяют и закрепляют материал целой учебой темы

Третий этап работы над орфограммой.

Выборочный диктант или выборочное списывание.

Творческий диктант.

Диктант «Проверь себя».

Грамматический диктант.

Четвёртый  этап работы над орфограммой.

Задания проблемно-поискового характера.

Задания на обогащение словарного запаса учащихся.

Задания на развитие связной речи.

Задания на элементы занимательности.

1. «Третий лишний». 2. Игра «Кто дольше продержит мел?» 3.«Совершите путешествие в город без орфографии. Какие приключения вас ожидают?» 4. Сгруппируйте слова по общему орфографическому признаку. 5. Распределите данные слова по видам орфограмм.

Педагогика сотрудничества, которая преследует конечную цель - развитие личности.

Формы сотрудничества разнообразны. Это могут быть сотрудничество между учащимися, нередко сильного проверяет слабый, а слабого – средний. Учащиеся помогают проверять тесты, перфокарты, словарные диктанты и т.д.

Для того чтобы выявить степень усвоения учащимися изученного материала, сформированность умений и навыков необходим систематический контроль  и учёт знаний, необходимы проверочные работы.

Диктанты – соревнования, входные, релейные, итоговые контрольные работы, тесты, перфокарты.

Таким образом, вопросы орфографической сформированности учащихся являются актуальными и на современном этапе работы, поскольку одной из важнейших задач обучения русскому языку по-прежнему остаётся формирование прочных навыков орфографии.

Список литературы.

Григорьев А.Г. Об опыте применения перфокарт на уроках русского языка/

  РЯШ.-1985.-№3

Дзюбенко Н.Г. Об опыте применения перфокарт на уроках русского языка /РЯШ.-1985.-№6.

ЖиленкоА.Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии /

РЯШ.-1986.-№5.

Москаленко К.А. Комментированные упражнения.-Липецк, 1981.

Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.-М.: Просвещение , 1985.


 

Комментарии

Сидорова Ольга Юрьевна

Правильно организованные занятия по орфографии могут способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся и лучшему пониманию ими грамматических явлений, приобретению умений и навыков по орфографии и пунктуации.