Мои сообщения.
«Экология языка и речи в процессе формирования филологической компетенции учащегося. Работа над совершенствованием орфографии и пунктуации русского языка».
Формирование орфографической грамотности учащихся и работа по пунктуации остаётся одной из важнейших и актуальных проблем методики преподавания русского языка в школе.
Связь обучения орфографии и пунктуации необходимо совмещать с работой по развитию речи и мышлению учащихся.
Эта связь проявляется прежде всего при работе над правилом, когда требуется развёрнутая формулировка правила, обоснование его применения. Приёмы лексической работы, такие, как подбор синонимов, антонимов, использования словарей, работа с многозначными словами и т.д., являются одновременно и приёмами, помогающими овладеть правописанием слов. В работе над орфограммой в системе упражнений по орфографии необходимо предусмотреть работу над словом, употребление слов в предложении и связном тексте, особенно в собственной речи учащихся. Правильно организованные занятия по орфографии могут способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся и лучшему пониманию ими грамматических явлений, приобретению умений и навыков по орфографии и пунктуации.
Процесс формирования орфографических навыков и работа по пунктуации должен быть непрерывным, но и систематическое повторение материала при изучении новых тем необходим. Например, изучая синтаксис простого и сложного предложений, необходима система повторений значимых и трудных орфографических тем. Непрерывность обучения орфографии и пунктуации достигается тем, что учитель систематически обобщает изученный материал, систематизирует его, показывая отдельные темы как целое.
Орфография - это система правил о единообразном написании слов.
Правилами орфографии регулируются:
1) написание значимых частей слова (корней, приставок, суффиксов и окончаний);
2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;
3) способы переноса;
4) употребление прописных букв.
В задачи обучения учащихся орфографии входит следующее:
1) дать понятие об орфограмме;
2) выработать орфографическую зоркость;
3) добиться определённой самостоятельности орфографического мышления;
4) вооружить учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками правильного письма.
Учащиеся должны осознавать, что под орфограммой понимаются все те случаи написания, где возможно орфографическая ошибка, где надо применять правило или заглянуть в словарь.
Необходимо из урока в урок формировать понятие об орфограмме, которое складывается из умения найти орфограмму в тексте, определить вид орфограммы для каждой конкретной морфемы, правильно решить вопрос о выборе буквы на основе конкретного языкового признака.
В основе обучения орфографии наряду с общедидактическими принципами лежат и методические: связь обучения орфографии с грамматикой; сознательность и автоматизм при обучении орфографии; связь обучения орфографии с развитием речи.
Основные методы и приёмы изучения.
Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок. Как известно, при изучении орфографии пользуются двумя основными методами: списыванием, осложнено-орфографическими заданиями, и различными видами обучающих диктантов. Приёмы же самые разнообразные. Ведущий является орфографический разбор.
Задача учителя выбирать эффективный приём для каждого конкретного случая.
Роль теории и графических подчеркиваний в усвоении орфографии.
1.Создание ситуации, которая убеждает учащихся в необходимости знания правила.
2. Объяснение орфографического правила
3. Введение условных графических обозначений.
4. Знакомство с опознавательными признаками, по которым определяется орфограмма.
5.выполнение упражнений, формирующих орфографические умения.
Беседа по вопросам.
1. Какую букву (о или е) напишем в каждом из слов?
2. В какой части слова находится орфограмма? (в окончании)
3. Как выделяется орфограмма? (заключается в квадрат)
4. От каких условий зависит орфограмма? (наличие шипящей или ц перед окончанием и место ударения слова)
Место алгоритмов при изучении орфографии.
Алгоритм №1
1. Найти корень.
2. Выясните, следует ли за ним суффикс -а-.
3. Вывод: пиши И. Вывод: пиши Е.
Второй этап работы над орфограммой.
Орфографические пятиминутки дают возможность довести правописание до автоматизма.
Словарный диктант. Полезно включать слова, в которых учащиеся делали ошибки.
Словарный диктант с комплексным заданием повторяют и закрепляют материал целой учебой темы
Третий этап работы над орфограммой.
Выборочный диктант или выборочное списывание.
Творческий диктант.
Диктант «Проверь себя».
Грамматический диктант.
Четвёртый этап работы над орфограммой.
Задания проблемно-поискового характера.
Задания на обогащение словарного запаса учащихся.
Задания на развитие связной речи.
Задания на элементы занимательности.
1. «Третий лишний». 2. Игра «Кто дольше продержит мел?» 3.«Совершите путешествие в город без орфографии. Какие приключения вас ожидают?» 4. Сгруппируйте слова по общему орфографическому признаку. 5. Распределите данные слова по видам орфограмм.
Педагогика сотрудничества, которая преследует конечную цель - развитие личности.
Формы сотрудничества разнообразны. Это могут быть сотрудничество между учащимися, нередко сильного проверяет слабый, а слабого – средний. Учащиеся помогают проверять тесты, перфокарты, словарные диктанты и т.д.
Для того чтобы выявить степень усвоения учащимися изученного материала, сформированность умений и навыков необходим систематический контроль и учёт знаний, необходимы проверочные работы.
Диктанты – соревнования, входные, релейные, итоговые контрольные работы, тесты, перфокарты.
Таким образом, вопросы орфографической сформированности учащихся являются актуальными и на современном этапе работы, поскольку одной из важнейших задач обучения русскому языку по-прежнему остаётся формирование прочных навыков орфографии.
Список литературы.
1. Григорьев А.Г. Об опыте применения перфокарт на уроках русского языка / РЯШ.-1985.-№3
2. Дзюбенко Н.Г. Об опыте применения перфокарт на уроках русского языка /.-1985.-№6.
3. ЖиленкоА.Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии /.-1986.-№5.
4. Москаленко К.А. Комментированные упражнения.-Липецк, 1981.
5. Подгаецкая И.М. Воситание у учащихся интереса к изучению русского языка.-М.: Просвещение , 1985.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Экология языка и речи в процессе формирования филологической компетенции учащегося. Работа над совершенствованием орфографии и пунктуации русского языка».
Формирование орфографической грамотности учащихся и работа по пунктуации остаётся одной из важнейших и актуальных проблем методики преподавания русского языка в школе.
Связь обучения орфографии и пунктуации необходимо совмещать с работой по развитию речи и мышлению учащихся.
Эта связь проявляется прежде всего при работе над правилом, когда требуется развёрнутая формулировка правила, обоснование его применения. Приёмы лексической работы, такие, как подбор синонимов, антонимов, использования словарей, работа с многозначными словами и т.д., являются одновременно и приёмами, помогающими овладеть правописанием слов. В работе над орфограммой в системе упражнений по орфографии необходимо предусмотреть работу над словом, употребление слов в предложении и связном тексте, особенно в собственной речи учащихся. Правильно организованные занятия по орфографии могут способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся и лучшему пониманию ими грамматических явлений, приобретению умений и навыков по орфографии и пунктуации.
Процесс формирования орфографических навыков и работа по пунктуации должен быть непрерывным, но и систематическое повторение материала при изучении новых тем необходим. Например, изучая синтаксис простого и сложного предложений, необходима система повторений значимых и трудных орфографических тем. Непрерывность обучения орфографии и пунктуации достигается тем, что учитель систематически обобщает изученный материал, систематизирует его, показывая отдельные темы как целое.
Орфография - это система правил о единообразном написании слов.
Правилами орфографии регулируются:
1) написание значимых частей слова (корней, приставок, суффиксов и окончаний);
2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;
3) способы переноса;
4) употребление прописных букв.
В задачи обучения учащихся орфографии входит следующее:
1) дать понятие об орфограмме;
2) выработать орфографическую зоркость;
3) добиться определённой самостоятельности орфографического мышления;
4) вооружить учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками правильного письма.
Учащиеся должны осознавать, что под орфограммой понимаются все те случаи написания, где возможно орфографическая ошибка, где надо применять правило или заглянуть в словарь.
Необходимо из урока в урок формировать понятие об орфограмме, которое складывается из умения найти орфограмму в тексте, определить вид орфограммы для каждой конкретной морфемы, правильно решить вопрос о выборе буквы на основе конкретного языкового признака.
В основе обучения орфографии наряду с общедидактическими принципами лежат и методические: связь обучения орфографии с грамматикой; сознательность и автоматизм при обучении орфографии; связь обучения орфографии с развитием речи.
Основные методы и приёмы изучения.
Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок. Как известно, при изучении орфографии пользуются двумя основными методами: списыванием, осложнено-орфографическими заданиями, и различными видами обучающих диктантов. Приёмы же самые разнообразные. Ведущий является орфографический разбор.
Задача учителя выбирать эффективный приём для каждого конкретного случая.
Роль теории и графических подчеркиваний в усвоении орфографии.
1.Создание ситуации, которая убеждает учащихся в необходимости знания правила.
2. Объяснение орфографического правила
3. Введение условных графических обозначений.
4. Знакомство с опознавательными признаками, по которым определяется орфограмма.
5.выполнение упражнений, формирующих орфографические умения.
Беседа по вопросам.
1. Какую букву (о или е) напишем в каждом из слов?
2. В какой части слова находится орфограмма? (в окончании)
3. Как выделяется орфограмма? (заключается в квадрат)
4. От каких условий зависит орфограмма? (наличие шипящей или ц перед окончанием и место ударения слова)
Место алгоритмов при изучении орфографии.
Алгоритм №1
1. Найти корень.
2. Выясните, следует ли за ним суффикс -а-.
3. Вывод: пиши И. Вывод: пиши Е.
Второй этап работы над орфограммой.
Орфографические пятиминутки дают возможность довести правописание до автоматизма.
Словарный диктант. Полезно включать слова, в которых учащиеся делали ошибки.
Словарный диктант с комплексным заданием повторяют и закрепляют материал целой учебой темы
Третий этап работы над орфограммой.
Выборочный диктант или выборочное списывание.
Творческий диктант.
Диктант «Проверь себя».
Грамматический диктант.
Четвёртый этап работы над орфограммой.
Задания проблемно-поискового характера.
Задания на обогащение словарного запаса учащихся.
Задания на развитие связной речи.
Задания на элементы занимательности.
1. «Третий лишний». 2. Игра «Кто дольше продержит мел?» 3.«Совершите путешествие в город без орфографии. Какие приключения вас ожидают?» 4. Сгруппируйте слова по общему орфографическому признаку. 5. Распределите данные слова по видам орфограмм.
Педагогика сотрудничества, которая преследует конечную цель - развитие личности.
Формы сотрудничества разнообразны. Это могут быть сотрудничество между учащимися, нередко сильного проверяет слабый, а слабого – средний. Учащиеся помогают проверять тесты, перфокарты, словарные диктанты и т.д.
Для того чтобы выявить степень усвоения учащимися изученного материала, сформированность умений и навыков необходим систематический контроль и учёт знаний, необходимы проверочные работы.
Диктанты – соревнования, входные, релейные, итоговые контрольные работы, тесты, перфокарты.
Таким образом, вопросы орфографической сформированности учащихся являются актуальными и на современном этапе работы, поскольку одной из важнейших задач обучения русскому языку по-прежнему остаётся формирование прочных навыков орфографии.
Список литературы.
Григорьев А.Г. Об опыте применения перфокарт на уроках русского языка/
РЯШ.-1985.-№3
Дзюбенко Н.Г. Об опыте применения перфокарт на уроках русского языка /РЯШ.-1985.-№6.
ЖиленкоА.Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии /
РЯШ.-1986.-№5.
Москаленко К.А. Комментированные упражнения.-Липецк, 1981.
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.-М.: Просвещение , 1985.
Комментарии
Работа над совершенствованием орфографии русского языка.
Правильно организованные занятия по орфографии могут способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся и лучшему пониманию ими грамматических явлений, приобретению умений и навыков по орфографии и пунктуации.