"РоботИкс"
Дополнительная общеразвивающая программа «РоботИкс» (легоконструирование LЕGO WeDo 2.0) для детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_lego.docx | 49.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Сказка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования
муниципального образования Заводоуковский городской округ
«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
решением Директор
педагогического совета ______________ О. А. Шахова
№ 03 от 30.08.2020 года «____»________________2020
Дополнительная общеразвивающая программа
«РоботИкс» (легоконструирование LЕGO WeDo 2.0)
для детей 6-7 лет
Специалист:
воспитатель Городилова Н.Ю.,
первая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка…………………………………………………………3
II. Цель, задачи…………………………………………………………………….5
III. Структура образовательного процесса………………………………………6
IV. Содержание программы……………………………………………………..12
V. Годовой календарный учебный график……………………………………..15
VI. Организационно-педагогические условия реализации программы……..15
VII. Планируемые результаты…………………………………………………..15
VIII. Оценочные и методические материалы………………………………….16
- Формы контроля………………………………………………………………..16
- Критерии отслеживания усвоения программы………………………………16
- Литература……………………………………………………………………...17
- Пояснительная записка
Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года». Важным условием успешной подготовки инженерно-технических кадров в рамках обозначенной стратегии развития является внедрение инженерно-технического образования в систему воспитания не только школьников, но и дошкольников. Развитие образовательной робототехники в России сегодня идет в двух направлениях: в рамках общей и дополнительной системы образования. Образовательная робототехника позволяет вовлечь в процесс технического творчества детей, начиная с дошкольного возраста, дает возможность воспитанникам создавать инновации своими руками, и заложить основы успешного освоения профессии инженера в будущем.
В настоящее время в образовании применяют различные робототехнические комплексы, одним из которых является конструктор LEGO WeDo 2.0. Работа с образовательными конструкторами LEGO WeDo 2.0. позволяет детям в форме игры исследовать основы механики, физики и программирования. Разработка, сборка и построение алгоритма поведения модели позволяет воспитанникам самостоятельно освоить целый набор знаний из разных областей, в том числе робототехники, электроники, механики, программирования, что способствует повышению интереса к быстроразвивающейся науке робототехнике.
Содержание программы выстроено таким образом, чтобы помочь воспитаннику постепенно, шаг за шагом раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. В процессе конструирования и программирования управляемых моделей дети получат дополнительные знания в области физики, механики и информатики, что, в конечном итоге, изменит картину восприятия воспитанников технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных.
С другой стороны, основные принципы конструирования простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования под управлением программируемых контроллеров, послужат хорошей почвой для последующего освоения более сложного теоретического материала на занятиях. Возможность самостоятельной разработки и конструирования управляемых моделей для воспитанников в современном мире является очень мощным стимулом к познанию нового и формированию стремления к самостоятельному созиданию, способствует развитию уверенности в своих силах и расширению горизонтов познания. Занятия по данному направлению позволяют заложить фундамент для подготовки будущих специалистов нового склада, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике.
Педагогические принципы, на которых построено обучение:
- систематичность
Принцип систематичности реализуется через структуру программы, а также в логике построения каждого конкретного занятия. В программе подбор тем обеспечивает целостную систему знаний в области начальной робототехники, включающую в себя знания из областей основ механики, физики и программирования. Последовательность же расположения тем программы обуславливается логикой преемственного наращивания количества и качества знаний о принципах построения и программирования управляемых моделей на основе знаний об элементах и базовых конструкциях модели, этапах и способах сборки.
- связь педагогического процесса с жизнью и практикой
Обучение по программе базируется на принципе практического обучения: центральное место отводится разработке управляемых моделей на базе конструктора LEGO WeDo 2.0. и подразумевает сначала обдумывание, а затем создание моделей.
- сознательность и активность воспитанников в обучении
Принцип реализуется в программе через целенаправленное активное восприятие знаний в области конструирования и программирования, их самостоятельное осмысление, творческую переработку и применение.
- прочность закрепления знаний, умений и навыков
Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания. Закрепление умений и навыков по конструированию и программированию моделей достигается неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой в ходе анализа конструкции моделей, составления технического паспорта, продумывания возможных модификаций исходных моделей и разработки собственных.
- наглядность обучения
Объяснение техники сборки робототехнических средств проводится на конкретных изделиях и программных продуктах: к каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению темы занятия.
- принцип проблемности обучения
В ходе обучения перед детьми ставятся задачи различной степени сложности, результатом решения которых является работающий механизм/управляемая модель, что способствует развитию у детей таких качеств как индивидуальность, инициативность, критичность, самостоятельность, а также ведет к повышению уровня интеллектуальной, мотивационной и других сфер.
- принцип воспитания личности
В процессе обучения дошкольник не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества, такие как, умение работать в команде, умение подчинять личные интересы общей цели, настойчивость в достижении поставленной цели, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, внимательность, аккуратность и др.
- принцип индивидуального подхода в обучении
Принцип индивидуального подхода реализуется в возможности каждого ребёнка работать в своем режиме за счет большой вариативности исходных заданий и уровня их сложности, при подборе которых педагог исходит из индивидуальных особенностей детей.
- Цель программы:
создание условий для формирования у детей теоретических знаний и практических навыков в области начального технического конструирования и основ программирования, развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование умения к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умения осуществлять целенаправленный поиск информации изучение основ механики;
- изучение основ проектирования и конструирования в ходе построения моделей из деталей конструктора;
- изучение основ алгоритмизации и программирования в ходе разработки алгоритма поведения робота/модели;
Развивающие:
- формирование культуры мышления, развитие умения аргументированно и ясно строить устную речь в ходе составления программы для модели
- развитие умения применять методы моделирования и экспериментального исследования
- развитие творческой инициативы и самостоятельности в поиске решения
- развитие мелкой моторики
- развитие логического мышления
Воспитательные:
- развитие умения работать в команде, умения подчинять личные интересы общей цели
- воспитание настойчивости в достижении поставленной цели, трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности.
- Учебно тематический план
1 год обучения
Месяц | № занятия | Тема занятия | Задачи | Материалы | |
1 раздел «Я конструирую» | |||||
Октябрь | 1 - 2 | Введение | Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение программ и планов. Организационные вопросы. Режим работы группы. | Конструктор | |
3 - 4 | Обзор набора Lego WeDo 2.0 | Знакомство с компонентами конструктора Lego WeDo 2.0. Просмотр видеоролика «Создание Лего» Практика: Конструирование по замыслу. | Конструктор, планшеты | ||
2 раздел «Я программирую» | |||||
5 - 8 | Программное обеспечение Lego WeDo 2. | Знакомство со средой программирования (блоки, палитра, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором). Практика: Конструирование по замыслу. Составление программ. | Планшеты Значки обозначения на бумажном носителе. | ||
Ноябрь | 1 | «Улитка – фонарик» | Сборка модели «Улитка – фонарик» Научить подключать модель к своему электронному устройству
Практика: программирование «улитки» | Конструктор, планшеты | |
2 - 3 | «Вентилятор» | Сборка модели по схеме, подключение к мотору Практика: 2 - программирование по готовой схеме 3 – работа с программой, составление собственной программы для модели «вентилятор» | Конструктор, планшеты | ||
4 | «Движущийся спутник» | Сборка модели, подключение к мотору Практика: программирование мотора, для вращения в течение определённого времени, и в другую сторону. | Конструктор, планшеты | ||
5 | «Робот шпион» | Сборка модели, подключение к мотору Практика: программирование датчика движения, для обнаружения движения. | Конструктор, планшеты | ||
6 - 7 | «Майло, научный вездеход» | Изучение различных способов, при помощи которых учёные и инженеры могут достичь определённых мест Практика: создание и программирование научного вездехода Майло. | Конструктор, планшеты | ||
8 | «Датчик перемещения Майло» | Создание и программирование манипулятора детектора объектов Майло, используя данные датчика движения Практика: описание того, как Майло нашёл особый экземпляр растения. | Конструктор, планшеты | ||
Декабрь | 1 - 2 | «Датчик наклона Майло» | Создание и программирование манипулятора отправки сообщения Майло, используя датчик наклона Практика: задокументировать процесс общения Майло с базой. | Конструктор, планшеты | |
3 | «Датчик наклона Майло» | Закрепить сборку модели робота Майло. Практика: создание программы для манипулятора отправки сообщения Майло, используя датчик наклона. | Конструктор, планшеты | ||
4-5-6 | «Совместный проект» | Учить детей работать в группе Закрепить сборку и программирование робота Майло. Практика: соединить две модели роботов для совместной работы. Для перемещения экземпляра растения. | Конструктор, планшеты Декорации. | ||
7 - 8 | «Робот – тягач» | Изучение, что такое силы, и как они заставляют предметы перемещаться. Практика: создание и программирование робота для изучения результатов действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение предметов | Конструктор, планшеты | ||
Январь | 1 -2 | «Скорость» | Изучение особенностей гоночного автомобиля. Практика: создание и программирование гоночного автомобиля для изучения факторов, влияющих на его скорость. Свободное программирование. | Конструктор, планшеты. Декорации гоночного поля. | |
3 - 4 | «Прочные конструкции» | Изучение происхождение и природу землетрясений. Практика: создание и программирование устройства, которое позволит испытывать проекты зданий. Представить свои выводы о том, какой проект или проекты наиболее сейсмоустойчивы. | Конструктор, планшеты | ||
5 - 6 | «Лягушка» | Изучение стадии жизненного цикла лягушки – от рождения до взрослой особи Практика: создание и программирование модели лягушонка, а затем и взрослой лягушки. | Конструктор, планшеты | ||
Февраль | 1 - 2 | «Растения и опылители» | Знакомство с тем, каким образом разные живые существа могут играть активную роль в размножении растений. Практика: создание и программирование модели пчелы и цветка доя имитации взаимосвязи между опылителем и растением. Представить свои модели. | Конструктор, планшеты | |
3 - 4 | «Наводнение» | Изучение, как характер осадков может меняться в зависимости от времени года и каким образом вода может причинять ущерб, если её не контролировать. Практика: создание и программирование паводкового шлюза для контроля уровня воды в реке. Представить и задокументировать несколько решений. | Конструктор, планшеты | ||
5 - 6 | «Спасение» | Изучение различных стихийных бедствий, которые могут повлиять на жизнь населения в вашем районе. Практика: создание и программирование устройства для перемещения людей и животных безопасным, удобным и аккуратным способом или для эффектного сброса материалов в этот район. Представить и оформить своё решение. | Конструктор, планшеты. Декорации, мелкие игрушки. | ||
7 - 8 | «Сортировка и переработка» | Изучение, как усовершенствованные методы сортировки для переработки могут помочь в сокращении количества выбрасываемых отходов. Практика: создание и программирование устройства, которое будет сортировать годные для переработки материалы в соответствии с их размером и формой. Представить и описать своё решение. | Конструктор, планшеты | ||
3 раздел «Я создаю» проекты с открытым решением | |||||
Март | 1 - 2 | «Хищник и жертва» | Изучение различных стратегий, которые используют животные, чтобы поймать добычу или убежать от хищников. Практика: закрепить на основе модели «захват, ходьба, толчок» в разделе библиотека (роботизированная рука, горилла, богомол, змея) создать и запрограммировать свободную модель. | Конструктор, планшеты | |
3 - 4 | «Язык животных» | Изучение различных способов общения между животными, в том числе уникальные способы, используемые животными и насекомыми, которые светятся в темноте. Практика: закрепить на основе модели «наклон, колебания, ходьба» в разделе библиотека (светлячок, джойстик, дельфин, лягушка,) создать и запрограммировать свободную модель. Представить свою модель | Конструктор, планшеты | ||
5 - 6 | «Среда обитания» | Изучение различных видов сред обитания по всему миру и в разное время и объяснить, что они могли бы рассказать нам об образе жизни и успешном выживании видов. Практика: закрепить на основе модели «рычаг, изгиб, катушка» в разделе библиотека (землетрясение, рыба, паук) создать и запрограммировать свободную модель. Представить свою модель | Конструктор, планшеты | ||
7 - 8 | «Исследование космоса» | Изучение реальных миссий космических вездеходов, и попытаться представить их возможности в будущем. Практика: закрепить создание на основе модели «езда, захват, трал» в разделе библиотека ( роботизированная рука, подметально-уборочная машина, гоночный автомобиль) создать и запрограммировать свободную модель. Представить свою модель | Конструктор, планшеты | ||
Апрель | 1 - 2 | «Опасность» | Продолжить изучение опасных погодных явлений, о которых должен знать каждый, например, цунами, смерчи и ураганы. Изучение о системах предупреждения, предназначенных для защиты населения. Практика: закрепить создание на основе модели «поворот, вращение, движение» в разделе библиотека (устройство оповещения, цветок, детектор) создать и запрограммировать свободную модель. Представить и описать свое решение. | Конструктор, планшеты | |
3 - 4 | «Очистка океана» | Изучение, почему так важно заботиться о мировом океане и очищать его от мусора. Практика: закрепить на основе модели «катушка, захват, трал» в разделе библиотека (мусоровоз, вертолёт, змея, очиститель моря). Создать и запрограммировать свободную модель. | Конструктор, планшеты | ||
5 - 6 | «Мост для животных» | Изучение влияния строительства дорог на жизнь животных и растений. Практика: закрепить создание на основе модели «вращение, изгиб, поворот» в разделе библиотека (паводковый шлюз, мост) создать и запрограммировать свободную модель. Представить и описать свою модель моста на примере конкретного животного. | Конструктор, планшеты | ||
7 - 8 | «Перемещение материалов» | Изучение различных способов транспортировки и сборки материалов. Практика: закрепить создание и программирование устройства, на основе модели в разделе библиотека «захват, рулевой механизм, движение» (роботизированная рука, вилочный подъёмник, детектор), которое поможет перемещать и собирать объекты разного размера с учётом требований безопасности, эффективности и хранения. Объяснить, почему оно является эффективным и безопасным. | Конструктор, планшеты | ||
Май | 1 - 2 | «Спасение» Совместный проект, работа в группе. | Закрепить ранее полученные знания, навыки и умения. Практика: создать проект по спасению животных или людей из пожара. | Конструктор, планшеты | |
3 - 4 | «Ферма» Совместный проект, работа в группе. | Закрепить ранее полученные знания, навыки и умения. Практика: создать и запрограммировать модели, которые способны облегчить труд фермера. | Конструктор, планшеты | ||
5 - 6 | Защита проектов |
- Содержание программы
Программа рассчитана на один год обучения с детьми (6 – 7 лет) подготовительной группы.
Занятия проводятся с подгруппой детей (12 человек) 2 раза в неделю во второй половине дня.
Структурной особенностью программы является планирование по разделам, что способствует лучшему усвоению программы детьми, дает возможность вызвать интерес ребенка
- «Я конструирую»
- «Я программирую»
- «Я создаю»
Каждый раздел соответствует определенному этапу в развитии детей.
На первом этапе обучения необходимо:
- познакомить детей с различными видами соединения деталей, с принципами работы простейших механизмов и примерами их использования в простейших моделях;
- выработать умение читать схему заданной модели;
- взаимодействовать в команде;
- познакомить детей с понятием программы и принципом программного управления моделью.
На этом уровне воспитанники приобретают необходимые знания, умения, навыки по основам конструирования, развивают навыки общения и взаимодействия в малой группе/паре.
На следующем этапе обучения полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются, повышается сложность конструируемых моделей за счет сочетания нескольких видов механизмов и усложняется поведение модели. Основное внимание уделяется разработке и модификации основного алгоритма управления моделью.
На этом этапе обучения:
- дети сочетают в одной модели сразу несколько изученных простейших механизмов; исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: заменяют детали, дают оценку возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают сценки, задействуя в них свои модели;
- дети знакомятся с основами алгоритмизации, изучают способы реализации основных алгоритмических конструкций в среде программирования LEGO.
На последнем этапе обучения упор делается на развитие технического творчества учащихся посредством проектирования и создания учащимися собственных моделей, участия в выставках творческих проектов. При разработке проектов у дошкольников формируются следующие умения:
- умение продумать модель поведения робота, составить алгоритм и реализовать его в среде программирования LEGO;
- умение анализировать модель, выявлять недостатки в ее конструкции и программе и устранять их;
- умение искать перспективы развития и практического применения модели.
Вышеперечисленные этапы соответствуют концентрическому способу изложения материала, который предполагает периодическое возвращение детей к одному и тому же учебному материалу для все более детального и глубокого его освоения.
Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный метод обучения
Учащиеся получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, через экранное пособие в "готовом" виде.
Репродуктивный метод обучения
Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Метод проблемного изложения в обучении
Прежде чем излагать материал, перед учащимися необходимо поставить проблему, сформулировать познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи. Дети становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Частичнопоисковый, или эвристический
метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач в ходе подготовки и реализации творческих проектов.
Исследовательский метод обучения
обучаемые самостоятельно изучают основные характеристики простых механизмов и датчиков, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи, ведут наблюдения, выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.
Структура занятия включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть - каждое занятие начинается с организационного момента (объяснение нового материала).
В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости проводится индивидуальная работа.
Заключительная часть - подводится итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его работа выглядит среди работ других детей и как оценивается. Выполнение образовательной программы предполагает активное участие в конкурсах, выставках ученического технического творчества.
- Годовой календарный учебный график
Объем образовательной нагрузки | Подготовительная группа 6 – 7 лет |
Время образовательной деятельности | 30 минут |
Количество занятий в неделю | 2 |
Количество занятий в месяц | 8 |
Количество занятий в год | 60 |
VI. Организационно-педагогические условия реализации программы
- наборы конструкторов LEGO WeDo 2.0
- планшеты
- книга учителя
- схемы на бумажном носителе
- декорации (домики, деревья и т.д)
- фотоаппарат
- Планируемые результаты обучения
Личностные:
- ребёнок уважительно относится к мнению сверстников; развиты навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умеет договариваться и находить выходы из спорных ситуаций:
- знает способы выражения и отстаивания своего мнения, правила ведения диалога;
- умеет работать в паре/группе, распределять обязанности в ходе проектирования и программирования модели;
- владеет навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками, навыками по совместной работе,
- знает этапы проектирования и разработки модели,
- способен применять знания основ механики и алгоритмизации в творческой и проектной деятельности;
- владеет навыками проектирования и программирования собственных моделей/роботов с применением творческого подхода.
- умеет анализировать модель, выявлять недостатки в ее конструкции и программе и устранять их;
- владеет навыками поиска и исправления ошибок в ходе разработки, проектирования и программирования собственных моделей.
- знает элементы и базовые конструкции модели, этапы и способы построения и программирования модели;
- владеет навыками установления причинно-следственных связей, анализа результатов и поиска новых решений в ходе тестирования работы модели.
- знает основные элементы конструктора LEGO WeDo 2.0., технические особенности различных моделей, сооружений и механизмов; компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- умеет использовать приобретенные знания для творческого решения несложных конструкторских задач в ходе коллективной работы над проектом на заданную тему;
- владеет навыками создания и программирования действующих моделей/роботов на основе конструктора LEGO WeDo 2.0., навыками модификации программы, демонстрации технических возможностей моделей/роботов.
VIII. Оценочные методические материалы
Формы контроля
1. Выставки детских работ для родителей, воспитанников детского сада.
2. Оформление холлов детского сада работами детей, которые занимаются по программе «РоботИкс».
3. Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам. 4. Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе по программе «РоботИкс».
Критерии отслеживания усвоения программы
1. Соответствие задач программе возрастной группы и уровню развития детей.
2. Созданы условия для проведения занятия: наличие плана, материал для работы, демонстрационный и др.
3. Умение педагога организовать детей в начале занятия.
4. Использование различных приемов воспитывающего и развивающего обучения, эффективность использования.
5. Создание для детей возможности проявить инициативу, самостоятельность, творческую активность.
6. Учет педагогом умственной, эмоциональной и физической нагрузки, а также возрастных особенностей детей данной группы.
7. Деятельность детей на занятии: непосредственность, эмоциональный настрой, непринужденность; сохранение интереса на протяжении всего занятия.
8. Организация детей на занятии: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, сосредоточенность при выполнении заданий.
| Показатели (знания, умения, навыков) | Оценка/б | |||
0 | н | с | в | ||
1. | Знает этапы проектирования и разработки модели | ||||
2. | Владеет навыками проектирования и программирования собственных моделей/роботов с применением творческого подхода. | ||||
3. | Знает основные элементы конструктора LEGO WeDo 2.0., технические особенности различных моделей, сооружений и механизмов; компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования | ||||
4. | Умеет использовать приобретенные знания для творческого решения несложных конструкторских задач в ходе коллективной работы над проектом на заданную тему | ||||
5. | Внесение своих замыслов в работу (дополнение), самостоятельная работа. |
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) – справляется самостоятельно
Литература:
- Государство заинтересовано в развитии робототехники [Электронный ресурс] – http://www.iksmedia.ru/news/5079059-Gosudarstvo-zainteresovano-v-razvit.html
- Первые механизмы. Книга для учителя [Электронный ресурс]