Программа социально-педагогической направленности по формированию навыков и способов защиты в опасных ситуациях "Островок безопасности"
Аннотация к рабочей программе социально-педагогической направленности «Островок безопасности»
Группа обучающихся – 3-7 лет
Рабочая программа «Островок безопасности» имеет социально-педагогическую направленность, отвечает требованиям ФГОС ДО и возрастным особенностям детей (дошкольный возраст 3-7 лет), составлена с учетом требований следующих документов:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 237-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155)
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 (с изменениями от 27 августа 2015 г.)
Программа является модифицированной, составлена на основе учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста под редакцией Авдеевой Н. Н., Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б. (издательство: СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 г.).
Содержание курса рассчитано на шесть месяцев с последующим обучением при обновлении состава обучаемых, по одному часу в неделю общим объемом – 24 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Общие сведения об учебной группе:
возраст: 3-7 лет;
вид: группа с переменным составом, формируется на основе свободного выбора детей, количеством не более 8 человек (согласно Уставу);
условия: принимаются все желающие без предварительного отбора.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
Цель программы: формирование у детей потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработка навыков правильного их анализа и адекватного поведения.
Задачи программы:
- ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, изучение методов и приемов защиты;
- формирование способности и готовности к самостоятельному применению полученных знаний в окружающей жизни;
- изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающее полноценное безопасное существование.
Реализация программы осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности. Сроки реализации программы – 6 месяцев.
Для реализации программы в работе с воспитанниками применяются следующие методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Формы проведения занятий: мини-занятие, предполагающее взаимопроникновение различных видов деятельности: беседа, игра, слушание, чтение и обсуждение литературных произведений, анализ жизненных ситуаций, использование элементов изодеятельности, просмотр и анализ тематических мультфильмов и презентаций, экскурсия.
Предполагаемый результат реализации программы
Ребенок дошкольного возраста должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми: должен знать о несовпадении приятной внешности и добрых намерений, об опасных ситуациях контактов с незнакомыми людьми, о ситуациях насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
Ребенок должен уметь правильно обращаться с некоторыми предметами, которые являются источниками потенциальной опасности. Уметь правильно вести в экстремальных ситуациях.
Ребенок должен знать о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов, должен быть знаком с проблемами загрязнения окружающей среды, должен понимать угрозу здоровью человека от ухудшения экологической ситуации. Ребенок должен быть научен ответственному и бережному отношению к природе, знать ядовитые растения, отличать съедобные и несъедобные грибы, знать, что можно и что нельзя делать при контактах с животными. У ребенка должно быть желание сохранять и улучшать окружающую среду.
Ребенок должен знать правила поведения на улице, правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_-izmenennaya_na_24_chasa_-_na_sayt.docx | 496.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, рост преступности, экономическая нестабильность, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, по крайней мере, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.
Особую значимость данная проблема приобретает для детей-сирот, детей, лишенных родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическое здоровье, низкую нравственную устойчивость. В последнее десятилетие в силу сложившихся неблагоприятных социально-экономических условий и кризисного состояния общества, катастрофически выросли масштабы детской беспризорности, безнадзорности и социального сиротства, что становится проблемой национальной безопасности не только настоящего времени, но и будущего. Чаще всего именно эта категория детей и подростков оказывается в ситуации, опасной для их жизни и здоровья.
В подобных условиях, ответственность за организацию жизнедеятельности подрастающего поколения ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна направить педагогический процесс в учреждении на формирование и закрепление теоретических и практических основ безопасного поведения в различных ситуациях.
Тенденция увеличения количества детей и подростков, не владеющих способами безопасного поведения в экстремальных ситуациях, неосвоенный реабилитационный потенциал воспитанников, теоретическая неразработанность основных компонентов этого процесса в условиях реабилитационного центра – все это побудило к разработке программы «Островок безопасности».
Создание программы также вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации в системе дошкольного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами. В связи с этим, особенно актуальным становится поиск новых подходов к моделированию системы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников.
Новизна программы «Островок безопасности» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится образование по основам безопасного поведения в различных ситуациях, предусматривает знакомство детей с программным материалом на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, проигрывания ситуаций, сравнения, выявления существенных признаков, поиска самостоятельного решения. Материал дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей. Темы тесно переплетаются с жизненными ситуациями, что предусматривает получение конкретных знаний и навыков по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а, оказавшись в зоне опасности, быстро находить правильный выход из создавшейся ситуации, не допуская паники.
Педагогическая целесообразность программы.
Обучение основам безопасного поведения в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирует систему элементарных знаний о тех предметах и явлениях окружающей жизни, которые таят в себе опасность, обеспечивая тем самым готовность у дошкольника к самосохранению, умению правильно себя вести в различных ситуациях не допуская паники.
Занятия по программе «Островок безопасности» также способствуют воспитанию у дошкольника умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения трудных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Цель программы: формирование у детей потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработка навыков правильного их анализа и адекватного поведения.
Задачи программы:
- ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, изучение методов и приемов защиты;
- формирование способности и готовности к самостоятельному применению полученных знаний в окружающей жизни;
- изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающее полноценное безопасное существование.
Рабочая программа «Островок безопасности» имеет социально-педагогическую направленность, составлена с учетом требований следующих документов:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 237-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Программа является модифицированной, составлена на основе учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста под редакцией Авдеевой Н. Н., Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б. (издательство: СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 г.).
Принципы организации деятельности:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – личная безопасность», «дети – пожарная безопасность», «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.
4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Общие сведения об учебной группе:
возраст: 3-7 лет;
вид: группа с переменным составом, формируется по половозрастному принципу, количеством не более 8 человек (согласно Уставу);
условия: принимаются все желающие без предварительного отбора.
Сроки реализации образовательной программы
Содержание курса рассчитано на шесть месяцев с последующим обучением при обновлении состава обучаемых, по одному часу в неделю общим объемом – 24 часа.
Формы и режим занятий
Форма организации деятельности на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: мини-занятие, предполагающее взаимопроникновение различных видов деятельности: беседа, игра, слушание, чтение и обсуждение литературных произведений, анализ жизненных ситуаций, использование элементов изодеятельности, просмотр и анализ тематических мультфильмов и презентаций, экскурсия.
Режим занятий
Продолжительность занятий для дошкольников составляет 20-25 минут (с перерывом – 10 минут, если два занятия проводятся в один день). Продолжительность учебной недели: 5 дней. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13: продолжительность деятельности зависит от возраста детей и составляет в старшей группе – не более 25 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности, формы подведения итогов реализации программы
Ожидаемые результаты
Ребенок дошкольного возраста должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми: должен знать о несовпадении приятной внешности и добрых намерений, об опасных ситуациях контактов с незнакомыми людьми, о ситуациях насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
Ребенок должен уметь правильно обращаться с некоторыми предметами, которые являются источниками потенциальной опасности. Уметь правильно вести в экстремальных ситуациях.
Ребенок должен знать о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов, должен быть знаком с проблемами загрязнения окружающей среды, должен понимать угрозу здоровью человека от ухудшения экологической ситуации. Ребенок должен быть научен ответственному и бережному отношению к природе, знать ядовитые растения, отличать съедобные и несъедобные грибы, знать, что можно и что нельзя делать при контактах с животными. У ребенка должно быть желание сохранять и улучшать окружающую среду.
Ребенок должен знать правила поведения на улице, правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.
Способы определения результативности и формы подведения итогов реализации образовательной программы
Мониторинг усвоения программы проводится два раза (до проведения цикла занятий и после).
Цель диагностики в начале учебного периода: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности. Первичная диагностика проводится в форме устного опроса.
Цель диагностики в конце периода: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е. результаты проведенной работы). Итоговая диагностическая работа проводится в форме развернутого занятия, в плане которого присутствуют вопросы и практические задания по всем разделам программы.
Содержание программы.
Программа состоит из трех разделов, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка.
- «Ребёнок и другие люди».
Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.
- Ребенок дома.
Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы.
- Ребенок и природа.
Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | в том числе | ||||
Теория | Практика | ||||
1 | Ребёнок и другие люди
| 12 | 6 | 6 | Дидактическая игры: «Как избежать неприятностей», Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»; обсуждение конкретных ситуаций; «Разложи по порядку». |
2 | Ребёнок и природа | 5 | 3 | 2 | Экологическая акция «Сделаем наш дом чище». Беседы по картинкам, плакатам; наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий; дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды). |
3 | Ребёнок дома | 7 | 4 | 3 | КВН «Знатоки». Викторина «Мы-пожарные!». Занятие-практикум «Спешим на помощь»; дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?», «Скорая помощь», «Помогите полиция!». Выставка рисунков по теме: «Эта спичка – невеличка!» «Зеленый огонек» |
ИТОГО | 24 | 13 | 11 |
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, взрослые ежеминутно должны являть достойный образец в этом отношении.
Как известно, и хороший и плохой примеры заразительны. Поэтому разработана система работы с родителями, в которую вошли следующие мероприятия:
- беседы о мерах безопасности в частном доме, о поведении в лесу, на природе, у костра;
- консультации об основных правилах обращения с елочными гирляндами, фейерверками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми приборами;
- оформление родительских уголков, выставок;
- участие в спортивном конкурсе «Я - пожарный»;
- размещение информации на сайте организации;
- помощь в создании игровой среды.
Календарно-тематический план
№ | Дата | Тема занятия | Всего часов | Содержание деятельности занятия (формы организации деятельности) | Форма аттестации (контроля) | |||||||
Теоретическая часть | Практическая часть | |||||||||||
Раздел I. Ребенок и другие люди | ||||||||||||
1-2 | О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. | 2 | Рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми людьми. На наглядном материале показать, что за хорошей внешностью может скрываться плохой человек. Развивать внимательность и бдительность. Понятие «свой», «знакомый», «чужой». | Просмотр сказок и чтение литературных произведений (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», К.Чуковский «Катауси и Мауси», сказка «Колобок»). Приведение примеров из жизненного опыта. | Рассказ, беседа, просмотр диафильмов | |||||||
3-4 | Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. | 2 | Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, учить детей правильно себя вести в таких ситуациях. | Моделирование ситуаций: «К тебе подходит незнакомец», «Незнакомый взрослый угощает ребёнка сладостями, приглашает пойти с ним» и т. д. Просмотр скапзок и чтение лит.произв (стихотв. Е. Тамбовцева-Широкова «Находчивый Дима», сказка Ш. Перро «Красная шапочка», сказка «Три поросенка») | Рассказ, беседа, моделирование ситуаций, чтение произвед. худ. литературы | |||||||
5-6 | Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого | 2 | Обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого, научить их соответствующим правилам поведения. Научить детей говорить «нет», кто-то пытается вовлечь его в опасную ситуацию. | Отрабатывание защитного поведения в ходе специальных тренингов. Просмотр и обсуждение сказок «Петушок-золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка». | Рассказ, беседа, игровой тренинг | |||||||
7-8 | Если «чужой» приходит в дом. | 2 | Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни | Разыгрывание различных ситуаций: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. Просмотр и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят». | Рассказ, беседа, игровой тренинг, просмотр и обсуждение сказки | |||||||
9-10 | Ребенок и другие дети, в том числе подростки | 2 | Научить детей говорить «нет» если старший приятель пытается вовлечь его в опасную ситуацию. | Разыгрывание различных ситуаций, которые могут привести к опасным последствиям. Обсуждение сказки «Снегурочка» | Рассказ, беседа, игровой тренинг | |||||||
11-12 | Дидактическая игра «Как избежать неприятностей» | 2 | Закрепление полученных знаний по разделу | Дидактическая игра | Дидактическая игра | |||||||
Раздел II. Ребенок и природа | ||||||||||||
13 | Будь природе другом | 1 | Рассказать о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов. Развивать понимание того, что планета Земля – наш общий дом. Учить детей ответственному и бережному отношению к природе. Развивать представления о том, какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению. | Чтение книжки-пособия «Окошки в твой мир». Б. Заходер «Все на свете друг другу нужны». Рассказы, стихотворения, загадки о природе. | Рассказ, беседа, чтение, обсуждение | |||||||
14 | Ядовитые растения и грибы | 1 | Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями. Учить детей различать грибы (съедобные, несъедобные) по внешнему виду | Рассматривание муляжей, иллюстраций, картинок. Игра с мячом «Съедобное-несъедобное» Чтение Я. Тайц «По грибы». | Рассказ, беседа, игра, прогулки не природу | |||||||
15 | Контакты с животными | 1 | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Прививать любовь к животным. Учить различать опасных животных от безопасных. | Чтение произведений. Использование игрового и дидактического материала. Прослушивание песни В. Шаинского «Не дразните собак». Самостоятельная продуктивная деятельность «Моё любимое животное». | Рассказ, беседа, работа по сюжетным картинкам | |||||||
16 | Опасные насекомые | 1 | Познакомить детей с опасными насекомыми. | Игры, загадки, чтение лит.произвелений | Рассказ, беседа, разгадывание загадок, слушание и обсуждение лит.произведений. | |||||||
17 | Опасности на воде. Меры безопасности на льду | 1 | Познакомить детей с правилами безопасности на воде, на дьду | Игровые ситуации по теме. Чтение худ.литературы Б. Житков «На льдине», М. Богданов «След человека». | Игры, чтение | |||||||
Раздел III. Ребенок дома. | ||||||||||||
18 | Опасные предметы в доме | 1 | Рассказать детям о трех группах опасных предметов, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Развивать умение правильного обращения с предметами домашнего быта. Расширять представления учащихся о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. | Игры-драматизации. | Рассказ, беседа, игра | |||||||
19 | Использование и хранение опасных предметов | 1 | Дать детям представление, что существует много предметов (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, спички, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты), которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах. | Обучающие тренинги | Рассказ, беседа, обучающие тренинги | |||||||
20 | Открытое окно, балкон как источники опасности | 1 | Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна, балконы и выглядывать из них. | Ролевые игры. Творческое задание. | Рассказ, беседа, ролевые игры, творческое задание | |||||||
21 | Пожароопасные предметы | 1 | Рассказать детям о пожароопасных предметах | С. Маршак «Кошкин дом», К.Чуковский «Путаница», Г.Цыферов «Жил на свете слоненок». | Рассказ, беседа, чтение худ.литературы, загадки | |||||||
22 | Осторожно, пожар! | 1 | Умение правильного обращения с огнём,ориентироваться в помещении при возникновении пожара. Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду. Отравление угарным газом. | Произведения Б.Житкова «Пожар», «Дым», «Пожар в море», Л.Толстого «Пожар», «Пожарные собаки». Загадки. | Рассказ, беседа, чтение худ. литературы. загадки | |||||||
23 | Это должен знать каждый (нужные телефоны) | 1 | Научить детей пользоваться телефоном для вызова полиции, скорой помощи, пожарной службы (запомнить номера). Телефон «Службы спасения». Рассказать детям о работе этих структур. Работа по профилактике ложных вызовов. | Стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер». Игры по картинкам. Загадки. Рисунки. Беседа с представителями этих структур. | Рассказ, беседа, чтение стихотворения, игры, загадки | |||||||
24 | «Мы-пожарные!» | 1 | Закрепление теоретических навыков пожарной безопасности | Отработка практических навыков пожарной безопасности | Викторина практикум |
Список литературы:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
3. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.
Деркунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие / науч. ред.: А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015