Программа социально-педагогической направленности по формированию духовно-нравственных качеств личности "Тропинка добра"
Аннотация к рабочей программе
социально-педагогической направленности
«Тропинка добра».
Программа адресована воспитанникам дошкольного возраста с 3 до 7 лет. Срок реализации – 1 год. Группа с переменным составом количеством не более 8 человек., формируется на основе свободного выбора детей. Форма занятий – групповая. На год обучения отводится 72 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В основу содержания положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и Отечеством. Программа содержит опыт ознакомления дошкольников (3–7 лет) с жизнью святых, биографиями выдающихся исторических личностей и героев современности, чья жизнь является достойным примером для подражания.
Цель программы – духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и к культурному наследию родного края.
Общие задачи программы
Обучающие:
• формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма); о его нравственном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками);
• формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам;
• формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т.д.):
формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и героях современности);
• формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами.
Развивающие:
• пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний;
• развивать любознательность и активность;
• развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.);
• развивать потребность в познании, желание видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;
• развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненной ситуацией.
Воспитательные:
• вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений;
• воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
• формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях;
• воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия;
• прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.
Для реализации программы в работе с воспитанниками применяется следующие методы:
- словесный
- наглядный
- практический
Форма организации деятельности на занятии: групповая.
Формы проведения занятий: мини-занятие, предполагающее взаимопроникновение различных видов деятельности: беседа, игра, слушание, чтение и обсуждение литературных произведений, анализ жизненных ситуаций, использование элементов изодеятельности, просмотр и анализ тематических мультфильмов и презентаций, экскурсия.
Планируемые результаты освоения программы
• Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.
• Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края.
• Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны, патриотом.
• Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.
• Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).
• Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений.
• Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.
• Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.
• Активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_-na_sayt.docx | 499.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
Анализ ситуации в России за последние годы показал:
– нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;
– усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества.
Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государством неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов российского общества.
Таким образом, перед педагогами ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться с дошкольного возраста, когда только начинают закладываться нравственные нормы, правила поведения и формируются моральные привычки.
Все эти проблемы и привели к разработке программы «Тропинка добра». Программа предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Срок реализации – 1 год. На год обучения отводится 32 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Форма занятий – групповая. Группа с переменным составом количеством не более 8 человек, формируется на основе свободного выбора детей.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В основу содержания положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и Отечеством. Программа содержит опыт ознакомления дошкольников (3–7 лет) с жизнью святых, биографиями выдающихся исторических личностей и героев современности, чья жизнь является достойным примером для подражания.
Данная программа является модифицированной, разработана на основе авторской общей программы «Православная культура», учебно-методического комплекта «Добрый мир» Л.Л.Шевченко, парциальной программы духовно-нравственного воспитания «С чистым сердцем» Р.Ю.Белоусовой в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных исторически сложившейся культурой нашего народа. В этом находит свое отражение многовековая народная мудрость.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России через стремление познания отечественной культуры, осмысление смысла жизни, возрождение православных обычаев и традиций русского народа. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств, духовно-нравственного и этического сознания дошкольника.
В соответствии с этим целью данной программы является – духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и к культурному наследию родного края.
Общие задачи программы
Обучающие:
• формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма); о его нравственном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками);
• формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам;
• формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т.д.):
формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и героях современности);
• формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами.
Развивающие:
• пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний;
• развивать любознательность и активность;
• развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.);
• развивать потребность в познании, желание видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;
• развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненной ситуацией.
Воспитательные:
• вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений;
• воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
• формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях;
• воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия;
• прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.
С учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при реализации программы используются следующие методы: словесный, наглядный, практический.
Словесный метод – беседы с элементами диалога, рассказы педагога, чтение литературных произведений, выразительное чтение стихотворений детьми, составление ими рассказов, ответы на вопросы, отгадывание загадок и т.д.
Наглядный метод – рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр мультимедийных презентаций, видеофильмов, мультфильмов, рассматривание экспонатов и памятни ков архитектуры во время экскурсий.
Практический метод – изготовление различных поделок, инсценировки, организация тематических выставок, проведение различных игр и т.д.
Перечисленные выше методы используются в разных формах работы с детьми:
- Чтение художественных произведений духовно-нравственного и исторического содержания.
- Этическая беседа.
- Игры различных видов (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические).
- Инсценировки произведений духовно-нравственного и исторического содержания.
- Просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов.
- Экскурсии в музеи, посещение храмов.
- Посещение библиотеки.
- Различные виды творческой деятельности детей (рисование, лепка, конструирование, пение, выразительное чтение, театральная деятельность).
- Организация тематических выставок.
Осуществление программы предполагает реализацию следующих психолого-педагогических принципов:
- принцип целенаправленности, предполагающий воспитание и обучение
детей в соответствии с целями и задачами ФГОС ДО;
- принцип общественной направленности воспитания и обучения, обеспечивающий готовность ребёнка к принятию активной жизненной позиции в рамках соблюдения нравственных норм и правил, принятых в обществе;
- принцип культуросообразности, предполагающий, что воспитание должно основываться как на ценностях отечественной культуры, так и на приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- принцип научности, требующий изложения содержания программы в соответствии с современными достижениями и требованиями науки;
принцип личностно ориентированного подхода, предполагающий построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
принцип деятельностного подхода, ставящий в центр внимания совместную деятельность детей и взрослых в реализации вместе выработанных целей и задач, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
принцип последовательности и преемственности в обучении как на уровне дошкольного образования, так и при переходе на следующий уровень начального общего образования;
принцип народности (К.Д. Ушинский), заключающийся в том, что система воспитания построена соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Ребёнок с детства приобщается к истокам народной культуры своей малой роди ны, региона, страны. Для маленького ребёнка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с фольклором. Мудрые пословицы, загадки, хороводные игры, песенки и потешки, поучительные сказки, былины, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
Реализация программы предполагает тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Семью необходимо ориентировать на духовно-нравственное воспитание детей путём приобщения к образовательному и воспитательному процессу, через участие в различных видах детской деятельности (досуги, выставки, экскурсии и т.д.)
Формы работы с родителями
- Родительские собрания на темы духовно-нравственного содержания.
- Лекторий для родителей.
- Проведение совместных с родителями мероприятий: экскурсий, праздников, конкурсов.
- Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.
Планируемые результаты освоения программы
• Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.
• Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края.
• Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего города, гражданином своей страны, патриотом.
• Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.
• Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).
• Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений.
• Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.
• Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема | Количество часов |
Раздел 1. СЕМЬЯ (6 часов) | ||
1 | Моя семья. Мои близкие, родные, любимые люди | 1 |
2 | Мать и дитя | 1 |
3 | Образ отца | 1 |
4 | Братья и сестры | 1 |
5 | Бабушки и дедушки | 1 |
6 | Моя родословная | 1 |
Раздел 2. ДОБРО И ЗЛО (22 часа) | ||
7 | Добро и зло | 1 |
8 | Хорошо ли быть злым? | 1 |
9 | Наше настроение | 1 |
10 | Учимся справляться с гневом | 1 |
11 | Какие бывают поступки | 1 |
12 | Добрые дела и поступки. Добрые слова | 1 |
13 | Милосердие и сочувствие | 1 |
14 | Совесть | 1 |
15 | Жадность и щедрость | 1 |
16 | Прощение | 1 |
17 | Упрямство | 1 |
18 | Скромность | 1 |
19 | Благодарность | 1 |
20 | Храбрость и трусость | 1 |
21 | Зависть | 1 |
22 | Доброжелательность | 1 |
23 | Справедливость | 1 |
24 | Хвастовство | 1 |
25 | Гордость | 1 |
26 | Послушание | 1 |
27 | Чувства других людей | 1 |
28 | Вера и верность | 1 |
Раздел 3. МАЛАЯ РОДИНА (4 часа) | ||
29 | Мой родной край | 1 |
30 | Место в котором я живу | 1 |
31 | Достопримечательности родного края | 1 |
32 | Герои Белгородчины | 1 |
Количество занятий в год | 32 |