Главные вкладки
Развитие критического мышления у дошкольников
Игровые приемы для развития критического мышления у дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №333 г. Челябинск»
Игровые приемы и методы развития критического мышления у дошкольников
Составила:
Коломиец Татьяна Дмитриевна
Учитель - логопед
г. Челябинск
Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, классифицировать, сравнивать, вычленять общее, оценивать, критически анализировать информацию, уметь делать выводы, принимать продуманные решения, не бояться высказать своё мнение, уважать и принимать во внимание мнения других, находить причинно-следственные связи, научиться здоровой дискуссии. Позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает монологическую и диалогическую речь.
Содержание
- Дидактическая игра «Третий лишний»
- Как видят мир животные, насекомые, птицы?
- Пирамида предсказаний
- Дебаты
- «Какое что бывает?»
- «Противоположность»
- «Кто без чего не обойдётся».
- «Я луна, а ты звезда».
- «Найди общее слово»
- «Остановка»
- «Поход»
- «Жили-были»
- «Картинки-загадки»
- «Придумай загадку»
- «Кто кем (чем) будет?»
- Упражнение "Кто без чего не обойдётся"
- Игра «Что внутри?»
- «Полезно-Вредно»
- «Сказки-перевертыши»
Дидактическая игра «Третий лишний»
Играют дети средней группы. Для занятия необходимо подготовить соответствующие тематике карточки с изображениями объектов окружающего мира.
Цель – обучение умению группировать предметы по определенным качествам с исключением лишнего.
Задачи:
• обучение навыку анализа, сравнения, обобщения, нахождения связей между объектами;
• развитие образного мышления, способности логически мыслить;
• активизация индивидуального словаря по определенным темам;
• улучшение памяти, концентрации внимания;
• развитие зрительного восприятия;
• развитие речевых способностей, обучение навыку изложения мыслей и построения диалогов.
Ход игры
Педагог раскладывает перед ребенком 3 карточки. Воспитанник, внимательно рассмотрев изображения, должен сказать, какая картинка неправильная. Занятие может быть и индивидуальным, и групповым, во втором случае воспитатель распределяет карточки между участниками, меняет их по мере выполнения задания.
Тематические примеры карточек:
• корова, олень, [волк];
• сосна, [земляника], береза;
• овца, лошадь, [собака];
• [горох], слива, яблоко;
Пирамида предсказаний
Цель: научить детей формулировке и построению гипотез.
Руководство: взрослый предлагает детям по очереди придумать последствия этих невероятных происшествий. Каждый ребенок должен побывать первым отвечающим в круге. Гипотезы и предложения детей взрослый принимает без ограничений, критики и комментариев, но задает вопросы, побуждая детализировать замысел.
− Что было бы, если бы …. ты вдруг, проснувшись, обнаружил, что ты не человек, а бабочка (крокодил, кузнечик)?
− Что было бы, если бы …. все люди настали ходить на руках, вверх ногами?
− Что было бы, если бы …. не стало ночей, а все 24 часа в сутки были бы день и светило солнце?
− Что было бы, если бы …. все твердое стало внезапно мягкое?
− Что было бы, если бы …. на Земле не стало воды?
− Что было бы, если бы …. все люди стали однорукими?
− Что было бы, если бы …. люди не взрослели, а всегда оставались детьми?
− Что было бы, если бы …. все превратились в левшей?
− Что было бы, если бы …. мы ходили так быстро, что в один миг могли очутиться там, где захотели?
− Что было бы, если бы …. наши мысли были всем слышны?
− Что было бы, если бы …. ты превратился в шкаф?
− Что было бы, если бы …. вдруг исчезли все книги?
− Что было бы, если бы …. у людей пропала память?
− Что было бы, если бы …. прилетели инопланетяне и пригласили тебя слетать на их планету?
− Что было бы, если бы …. никогда не было зимы, а всегда стояла жара?
− Что было бы, если бы…. города умели летать?
− Что было бы, если бы… солнце стало синим?
− Что было бы, если бы .…все сказки на Земле исчезли?
− Что было бы, если бы… у мальчишек не было карманов?
− Что было бы, если бы… люди перестали плакать?
Дебаты
Цель упражнения - развитие критического и логического мышления, обучение участников, смотреть на проблемы с разных точек зрения.
Объедините детей в 2 команды. Далее выбирается какой-нибудь предмет или действие, и одна команда называет его положительные стороны, другая – отрицательные. Например, снег. Для дебатов с детьми выбирайте соответствующие их возрасту объекты для обсуждения, чтобы заодно изучить их свойства.
«Какое что бывает?».
Цель: научиться сравнивать, обобщать свойства предметов и понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету.
Ход упражнения. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
· Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб.
· Что бывает длинным (коротким)?
· Что бывает широким (узким)?
· Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
«Противоположность».
Цель: научиться сравнивать.
Ход упражнения. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет.
Например, родитель называет предмет «чашка». Ребенок предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет. Например: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), «вода» (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.
«Кто без чего не обойдётся».
Цель: научиться выделять существенные признаки.
Ход игры. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись.
Например, сад. Какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему? Без садовника? собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Примерные задания:
· Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище).
· Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
· Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
· Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
· Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
· Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты).
· Детский сад (воспитатель, дети, столы, стулья, игрушки, музыкальный зал).
Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное? Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.
«Я луна, а ты звезда».
Цель: развитие логического мышления, быстроты реакции.
Ход игры.
Вариант для игры вдвоём.
Один говорит, например: «Я – гроза!». Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: «А я – дождь». Первый продолжает тему: «Я – большая туча!». Ему можно быстро ответить: «Я – осень». И так далее.
Вариант для игры семьей.
В игре должно быть не меньше шести человек.
Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят 3 стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например: «Я – пожарная команда!». Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: «Я – шланг». Другой спешит на второй стул и говорит: «А я – пожарник». Ребёнок-«пожарная команда» должен выбрать одного из двух, например: «Я беру шланг». Он берет «шланг», и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: «Я – швейная машина!» и игра продолжается.
«Найди общее слово».
Цель: развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.
Ход игры. В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться назвать, одним словом.
Каким общим словом можно назвать следующие слова:
1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь.
Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово «весенние месяцы», а может быть «месяцы года» и т.д.
Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.
Найди, что общего у следующих слов:
1. хлеб и масло (еда);
2. нос и глаза (части лица, органы чувств);
3. яблоко и земляника (плоды);
4. часы и градусник (измерительные приборы);
5. кит и лев (животные);
6. эхо и зеркало (отражение).
Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.
«Остановка»
Цель: развитие критического мышления у детей.
Необходимые материалы: заранее подготовленная книга или мультфильм.
Ход упражнения. Подготовьте книгу или мультфильм. Отметьте в произведении особые повороты событий. Остановите просмотр или чтение и начните с ребенком обсуждение, предложите ему пофантазировать: Как ты думаешь, что будет дальше? Почему? А как ты бы поступил? Закончив произведение, обсудите сходство и различия его версии и оригинала. Пусть ребенок выскажет свое мнение. Данное упражнение хорошо развивает не только критическое, но и творческое мышление ребенка.
«Поход»
Цель: развитие мышления и смекалки у детей.
Необходимые материалы: не требуются.
Ход упражнения. Ведущий, говорит: «Я иду в поход и беру с собой (далее называются два предмета)». После чего он предлагает всем участникам вместе с ним сходить в поход. Только необходимо догадаться: кто какие вещи возьмет с собой. Тот, кто догадается – идет в поход, а остальные – продолжают думать.
Участники говорят: «Я иду в поход и беру с собой (далее называются два предмета)», а ведущий решает: брать их в поход или не брать. В поход с ним идут игроки, выбравшие два предмета, названия которых начинаются с той же буквы, что и их имена. Например, участник Дима может взять с собой дрель и дрова, а участница Наташа – нитки и ножницы. Важно, ведущий должен знать имена всех участников игры.
Жили-были.
Цель - развить мышление, смекалку, закрепить знания об окружающем мире.
Играть можно вдвоем с ребенком или с подгруппой, задавая вопросы по очереди.
Ход игры:
Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком". "Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился", "Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару", "Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос", "Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу)».
«Картинки-загадки»
Цель: развитие критического мышления у детей.
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Воспитатель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к воспитателю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
«Придумай загадку»
Цель: развитие критического мышления у детей. Формирование образной, выразительной речи детей посредством разгадывания и сочинения загадок.
Ход игры:
Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.
Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.
«Кто кем (чем) будет?»
Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.
Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком
- бумага – книгой
- снег –водой
- вода – льдом
- семечко – цветком
- мука – блинчиками и т. д.
Игра-наоборот: «Кто кем был?»
- лошадь - жеребенком
- цветок - семенем
«Полезно-Вредно»
Выбираем ситуацию и поочередно перечисляем, что в ней полезного и что вредного. Развивает, умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребенок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.
Например:
- Дождь полезный, потому что растут растения.
- Дождь вредный, потому что может что-то затопить.
- Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух.
- Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть… и т. д.
Игра «Данетка»
Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".
Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры.
Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).
Достоинства "данеток"
У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.
Например: ДОМ
- Это живое?
- Нет.
- Это сделано человеком?
- Да.
- Несет пользу человеку?
- Да. и т. д.
Эта игра учит:
• Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо!
• Классифицировать. Такая игра – своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация сужается, тем сложнее ее делить, но тем интереснее и загадочнее.
• Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадочно, что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.
Игра «Что внутри?»
Ведущий называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. Количество игроков: любое
Например:
дом - стол,
шкаф - свитер,
холодильник - кефир,
тумбочка - книжка,
пузырек - лекарство,
кастрюля - суп,
дупло - белка,
улей - пчелы,
нора - лиса,
автобус - пассажиры,
корабль - матросы,
больница - врачи,
магазин - покупатели.
«Сказки-перевертыши»
Правила игры – название сказки «перевернуть наоборот» и загадать противнику. Кто больше отгадает сказок – тот и выиграл. Как вариант – можно «переворачивать» не только названия сказок, но и имена главных героев. Такая игра отлично тренирует логику и мышление детей.
Несколько примеров сказок-перевертышей:
«Дворец» - «Теремок»,
«Оловянное животное» - «Золотая рыбка»
«Квадратик» - «Колобок»
«Петушок - Рябушок» - «Курочка - Ряба»
«Курочка – серебряная лапка» - «Петушок – Золотой Гребешок»
«Бумажная коровка» - «Соломенный бычок»
«Больной – Ойздоров» - «Доктор Айболит»
«Носочек» - «Варежка»
«Пес без шляпы» - «Кот в сапогах»
Так можно продолжать до бесконечности, благо сказок – огромное количество. Главное – дать волю фантазии, а дети будут радостны и довольны!
Прием «Ролевая игра»
Цель этого приема заинтересовать детей, удивить. При этом возникает и действует эффект неожиданности. Так же этот прием может заключатся в постановке проблем или в инсценировке. Например, приходит какой-то герой, появившийся неожиданно, предварительно постучавшись в дверь, который предлагает детям решить какую-либо проблему.
Прием «ролевая игра» активизирует внимание детей, создает интерес детей к данной проблеме и желание решить ее. Воспитывает в детях доброжелательность, отзывчивость.
Приём «Кластер»
Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы» и другое.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №333 г. Челябинск»
Сборник примерных вопросов по лексическим темам
для использования «Кубика Блума»
Составила:
Коломиец Татьяна Дмитриевна
Учитель - логопед
Г. Челябинск
Тема | Вопросы | |||||
назови | почему | объясни | предложи | поделись | придумай | |
Осень | Три месяца осени | Осенью птицы улетают в теплые края | Какие изменения происходя у растений и животных осенью | Игры в которые можно поиграть осенью | За что ты любишь осень | Как люди трудятся осенью |
Зима | Три месяца зимы | Какую одежду ты надеваешь зимой? Поему? | Что делают животные зимой | Игры в которые можно поиграть зимой | За что ты любишь зиму | Как можно помочь птицам зимой? |
Весна | Три месяца весны | Какую одежду ты надеваешь весной? Поему? | Какие изменения происходя у растений и животных весной | Игры в которые можно поиграть весной | За что ты любишь весну | Какие весенние работы проводит человек на участке? |
Лето | Три месяца лета | Какую одежду ты надеваешь летом? Поему? | Какие изменения происходят у растений летом | Игры в которые можно поиграть летом | За что ты любишь лето | Как взрослые ухаживают за растениями в огороде? |
Овощи | Какие овощи знаешь | Нужно есть овощи | Где растут овощи | Какие блюда можно приготовить из овощей | Какой фрукт ты любишь и почему? | Загадку про овощ |
Фрукты | Какие фрукты знаешь | Нужно есть фрукты | Где растут фрукты | Какие блюда можно приготовить из фруктов | Есть л у тебя сад? Как ты ухаживаешь за фруктовыми деревьями? | Загадку про фрукт |
Человек | Части тела человека | Нужно мыть руки? Чистить зубы? | Зачем человеку глаза (уши, рот и т.д.) | Правила чтобы не болеть | Как ты ухаживаешь за собой (Принадлежности) | Упражнения для пальчиков |
Животные домашние | Одним словом | Животных называют домашними? | Как называют детенышей? | Чем можно накормить домашних животных | Какие животные живут у тебя дома | Как человек ухаживает за домашними животными |
Тема | Вопросы | |||||
назови | почему | объясни | предложи | поделись | придумай | |
Животные дикие | Одним словом | Животных называют дикими? | Как называют детенышей? | Чем питаются дикие животные? | Каких животных можно встретить в лесу? | Как человек может помочь диким животным? |
Насекомые | Одним словом | Появляются весной? | Какие части тела есть у насекомых? | чем питаются насекомые? | Как передвигаются насекомые? | Как нужно обращаться с насекомыми |
Профессии | какие профессии ты знаешь | Люди получают профессию и работают по ней | Выражение работать по призванию | Какая профессия самая важная | Кем ты хочешь стать когда вырастешь? | Что бы было если бы у людей не было профессий? |
Сказки | Сказку | Так называется | Кто добрый / злой герой | Как могла бы закончиться сказка | Своим отношением к сказке | Нового героя к этой сказке |
Посуда | Какая посуда бывает | Нужно пользоваться приборами | Для чего нужна та или иная посуда | Где хранится посуда? | Как ухаживать за посудой | Что приготовить в кастрюле |
Мебель | Какую мебель знаешь | Трудно жить без мебели | Зачем в разных комнатах разная мебель | Ласковое название предметам мебели | Какая мебель есть у тебя дома? | Из чего можно сделать мебель? |
ПДД | Три цвета светофора | Нужно соблюдать пдд | Что за полосатая зебра находится на дороге | Правила которые помогут перейти дорогу | Как ты соблюдаешь пдд | Что произойдет если не соблюдать пдд |
Транспорт | Виды транспорта | Транспорт называют специальным? | Кто управляет разными видами транспорта? | Правила поведения в общественном транспорте | Из каких частей состоит автомобиль? | Что случится, если не будет транспорта? |
Семья | Членов своей семьи | Для тебя важна твоя семья? | Что такое семейные традиции | Чем ты можешь помочь своей семье | Какие праздники есть в вашей семье | Правила дружной семьи |
Продукты | Какие продукты ты знаешь | Нужно есть молочные продукты | Где хранят мясные продукты | Блюдо из крупы | Куда ты ходишь за продуктами | Что приготовить из овощей/фруктов |
Дни недели | Все дни недели | Не ходим в детский сал в субботу и воскресенье | Что люди делают с понедельника - пятницу | Что было бы если бы 2 дня рабочих 5 выходных? | Чем занимаешься в рабочие дни? | Чем заняться в выходные |