Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссиях
Материалы выступлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_2020.docx | 1.72 МБ |
master-klass_zharina_e.d._pervushina_t.i._mou_sosh_18.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Методы и приемы технологии развития
критического мышления
как средство формирования метапредметных
компетенций на уроках в начальной школе»
Жарина Евгения Дмитриевна, Первушина Татьяна Игоревна,
учителя начальных классов
МОУ СОШ № 18 имени Н.В. Менчинского г.о. Павловский Посад
Мастер-класс по развитию критического мышления учащихся для учителей начальных классов содержит знакомство с различными приемами технологии развития критического мышления (ТРКМ) и практические рекомендации.
Цель: осмысление возможности развития критического мышления в повседневной педагогической деятельности.
Ожидаемый результат:
- коллеги приобретут опыт использования различных приемов ТРКМ;
- наметят пути развития ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
Эпиграф:
Что мысль, когда ни с кем не делится она?
Что гордый ум, когда он сам в себе замкнется?
Что рукопись, когда она не прочтена?
Душа, когда она к другой душе не рвется?
(А.С. Пушкин)
Ход занятия:
(Слайд 1)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня в этой аудитории. Выступление хотим начать со слов А.С.Пушкина (Слайд 2)
Используя приём «Верите ли вы …», заполните таблицу в ваших маршрутных листах.
- Верите ли вы, что узнаете что-нибудь новое для своей дальнейшей педагогической деятельности по окончании нашего занятия?
- Верите ли вы, что существует множество стратегий обучения критическому мышлению?
- Верите ли вы, что можно научить учеников тому, как учиться?
Педагогический прием "Верно — Не верно" в рамках ТРКМ удобнее всего применять на стадии вызова. То есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.
На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.
Алгоритм работы приема ТРКМЧП "Верно — Не верно"
- Объявляется тема урока.
- Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.
- Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".
- На стадии рефлексии снова вернемся к составленным таблицам.
Мы призваны научить обучающегося самому искать информацию, ориентироваться в этой информации, правильно принимать решения. Мы стараемся развить такие навыки, чтобы, когда ребенко закончил начальную школу, он умел ориентироваться в изменившемся мире.
Предлагаю начать с приема «Чистая доска», который будет сопровождать нас в течение всего мастер-класса. Посмотрите на доску, она совсем не чистая, а наоборот, вся заполнена вопросами. Мы время от времени мы будем спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то вопрос убирается. Задача наша в том, чтобы к концу занятия доска оказалась чистой, и мы получили ответы на все вопросы.
Сегодня мы хотим поделиться с вами своим опытом по использованию приемов технологии развития критического мышления, которые, как мы заметили способствуют формированию метапредметных компетенций на уроках в начальной школе.
Что изменилось в нашей практике? Описание изменений в своей практике начнем с перестановки мебели в кабинете, кажется, такая мелочь, а насколько это было сложно психологически. Привыкнув к стройным рядам парт, к дисциплине и порядку на уроке, когда каждый ученик как на ладони, был дискомфорт, когда все вдруг переменилось. Сейчас же это очень удобная организация рабочего места и для учителя, и для учеников.
Каким раньше было начало урока? И, конечно, никогда мне не приходило в голову танцевать или играть в начале урока. Скажу более, я считала, что учащимся с самого начала урока необходим серьезный настрой. На практике используются разные приемы по созданию коллаборативной среды: танцы, игры, разговоры в кругу.
Осмысление новой информации проходило традиционно. Учитель сам объяснял новый материал, сам проверял степень усвоения знаний и контролировал ход урока. Ученикам же нравятся новые правила. Чаще в своей практике использовала лишь фронтальную и индивидуальную работу, работу в парах. Групповую работу использовала еще реже. Однако групповая работа нравится всем ученикам: сильные имеют возможность продемонстрировать свои знания, организовать работу группы, слабые – чувствуют себя комфортнее, нежели на традиционном уроке, потому что вопросы по теме только приветствуются. Из обратной связи стало понятно, что слабым ученикам легче спросить у одноклассника, чем у учителя. Деление на группы (команды) происходит по разным принципам, например, прием «Конфета».
Определение правил работы в группах
- Уважительное отношение ко всем членам группы;
- умение слушать и слышать всех членов группы;
-оказание помощи друг другу;
- активное участие всех членов группы в работе
Немного теории
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, формирующих способность логически анализировать информацию и применять полученные результаты в разных ситуациях.
Этапы технологии развития критического мышления
- Этап вызова
Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»).
- Этап осмысления
Этот этап дает возможность ученикам:
- получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней;
- осмыслить информацию;
- соотнести новые знания с уже имеющимися.
- Этап размышления (рефлексии)
Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания;
- расширение предметного поля;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Функции этапов технологии развития критического мышления
- Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
- Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
- Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Основные приемы технологии развития критического мышления, используемые на уроках в начальной школе:
- Прием «Корзина» идей, понятий, имен
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Русский язык. Имя существительное. Склонение имен существительных
- Прием «Кластер»
Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
- На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
- На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
- На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Русский язык. Звуки речи
- ИНСЕРТ (маркеровка текста)
Прочитайте в своих маршрутных листах информацию об ИНСЕРТ.
ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.
Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
Инсерт, как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно. Бывает, что учителя, начиная вводить в структуру урока тот или иной педагогический прием, быстро от него отказываются, мотивируя это тем, что «дети не поняли», «занимает много времени», «нет эффекта» и т.д. Естественно, что на первых порах учащимся трудно анализировать текст, записывать не абзацами, а тезисно. Но это не повод отказываться от нового. Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять и в начальной школе, подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов.
- Тонкие и толстые вопросы
«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать.
Прием «толстых и тонких» вопросов может быть использован на любой из трех стадий урока.
Например, при изучении темы «Виды текстов»
Что дают нам вопросы?
- Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом" толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
- Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
- Синквейн
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Заметили, что при составлении синквейна на уроках:
- повышается интерес к изучаемому материалу;
- развивается образное мышление;
- развиваются творческие способности учащихся;
- совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
- развивается мышление и воображение;
- вырабатывается способность к анализу;
- уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
- расширяется словарный запас.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.
В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
Пример: Каникулы
Мы снова возвращаемся к составленным в начале нашей работы таблицам. Я вновь зачитываю вопросы, а Вы отмечаете, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.
- Верите ли вы, что узнаете что-нибудь новое для своей дальнейшей педагогической деятельности по окончании нашего занятия?
- Верите ли вы, что существует множество стратегий обучения критическому мышлению?
- Верите ли вы, что можно научить учеников тому, как учиться?
Узнали ли вы что-то новое для себя?
Проанализируйте наше занятие и используя стратегию «ХИМС» запишите, что по вашему мнению было хорошо, интересно, мешало, возьму с собой.
6. «ХИМС»
Каждый участник на карточках пишет: Х – что было хорошего; И – что было интересно; М – что мешало работе; С – что взял бы с собой.
Затем листочки вывешиваются на доску, либо участники приклеивают свои карточки к 4-м большим плакатам, лежащим на полу.
Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу громкими аплодисментами.
Благодарю всех за сотрудничество!