Проведение открытых уроков, занятий, мероприятий, мастер-классов и др.
Конспекты, сертификаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur1.docx | 31.3 КБ |
kl_chas_den_narodnogo_edinstva.docx | 30.72 КБ |
ur.russkogo_yaz_27.02.20.docx | 27.71 КБ |
r_yaz_28.02.20.ppt | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Технологическая карта
Тема урока: Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Класс: 3
Учитель: Первушина Татьяна Игоревна
Тип урока: ОНЗ
Цели по содержанию:
обучающие:
Предметные - создать условия для формирования знаний о корне слова, умения выделять его в слове, усвоения знаний о признаках однокоренных слов, нахождения однокоренных слов в тексте и умения подбирать однокоренные слова
развивающие:
Познавательные - развивать умения находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых понятий, строить несложные рассуждения, осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию и обобщение по заданным критериям
Регулятивные - принимать учебную задачу. Сформулированную совместно с учителем, выполнять учебные действия во внутренней и внешней речи, планировать свои действия
Коммуникативные - строить монологические высказывания с учётом поставленной коммуникативной задачи; принимать участие в диалоге. общей беседе, совместной деятельности, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Воспитывающие: Личностные- ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; осознавать роль русского языка как государственного и показателя культуры человека
Используемая технология : ТРКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Информационно-технологические ресурсы : ноутбук, проектор, интерактивная доска, плакат с изображением дерева со съёмными листочками, карточки для индивидуальной работы (маршрутные листы). Индивидуальные таблицы «З-Х-У»
Этапы урока | Задачи этапа | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||
I этап «Вызов» 1. Mотивация к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Класс разделён на 7 групп (по 4 чел.) на весь урок. Фронтальный. Словесный | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные:- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные:- формирование умения слушать и слышать. | ||||||||||||||||||||
2. Чистописание Выход на тему урока. | Работа над каллиграфией Самоопределение к деятельности (словарная работа) | Фронтальный. Словесный | У каждого ребёнка свой Маршрутный лист. Предлагает записать дату и место работы. Задание №1 «Прополите текст»
Найдите словарные слова, запишите их в тетрадь, отмечая орфограммы. Самопроверка. Из оставшихся слогов, составьте словосочетание. - Попробуйте, пожалуйста, сформулировать тему урока. (однокоренные слова) | Записывают дату и место работы. Работают над орфограммами. Отвечают на вопросы. Выполняют задание №1, определяют цель и задачи урока, записывают слова с непроверяемыми написаниями в тетрадь Формулируют тему урока. | Регулятивные:- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные:- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные:- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. | ||||||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации для выведения на тему урока Подвести детей к самостоятельному выводу и формулированию темы урока. | Работа в 7 группах (по 4 чел) Наблюдение, проблемная ситуация. Работа в группах Словесный. Беседа. Доказательство | После работы над написанием буквы, организует работу с ЭОР https://learningapps.org/6534474 У каждой группы набор (Приложение 2) - Назовите тему текста. - По какому признаку определили группы слов? Как называются такие слова? - Что общего у слов каждой группы? -О чем будем говорить сегодня на уроке? Открывает запись на доске. «Корень слова» - Что такое корень слова? - Как выделить корень в слове? - Какие слова называют родственными? - Можете ли ответить на эти вопросы? | Участвуют в диалоге. Слушают, уточняют, задают вопросы Отвечают на вопросы. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | |||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» Фронтальный. Словесный | Предлагает заполнить групповую таблицу «Знаю -Хочу знать -Узнал» по данным вопросам. Выясняет какая графа остаётся пустой. Когда возможно её заполнение. | Заполняют таблицу, вписывают что знают, что хотят узнать | Регулятивные:- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||||||||||||||||
4. Постановка учебной задачи | Составление кластера. В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. | Предлагает заполнить схему на доске КОРЕНЬ ? ? ? Достаточно ли ваших знаний ? Что особенного вы заметили? Дополнить схему. (Приложение 4) | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Делают вывод, что знаний недостаточно, нужна дополнительная информация. Предлагают источники информации. (учебник с. 74, 75, 76) | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. | |||||||||||||||||||||
Чтение с пометами (Инсерт) Фронтальный. Групповой. Словесный. Беседа | Предлагается текст из википедии о корне слова (Приложение 5) КОРЕНЬ Часть слова общая часть Значимая однокоренных часть слова слов
Выясняет общее представление о корне. Предлагает рассмотреть перечень целей на с. 73 в учебнике и выбрать те, которые соответствуют сегодняшнему уроку.
| Читают, делают пометы. Дополняют кластер Обсуждают, какая часть дерева главная. Это – корень, так как дерево начинает расти от корня, от него оно питается и развивается Проводят наблюдение за словами на «дереве» Приходят к выводу, что корень – это общая часть всех однокоренных (родственных слов) а. Подписывают лучи кластера Выбирают те задачи, которые соответствуют данной теме, обосновывают свой выбор. | |||||||||||||||||||||||
II этап «Осмысление» 1. Принятия целей урока. Усвоение новых знаний | Обеспечение мотивации учения детьми | Организует работу по учебнику Какую работу можно провести по упр . 130? Составим план. – Почему вы так считаете? Предлагает выписать однокоренные слова. Что такое корень? Поясните определение корня на примере выписанных слов. – Что ещё заметили? Дает образец короткого доказательства. Взаимопроверка. Самооценка | Знакомятся с заданием, предлагают формы работы. Составляют план с помощью учителя. Находят в тексте однокоренные слова, отвечают на вопросы. Выписывают однокоренные слова, . Аргументируют свой выбор. Формулируют определение однокоренных слов и корня слова. Находят информацию в тексте. Корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково. Выполняют упражнение | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; | |||||||||||||||||||||
2.Учебно-познавательная игра «Найди родственника». | (Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения Ф. Базарного. Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата) В классе развешаны карточки со словами: гора сокол сок горы горевать соколиный горняк горный (Приложение 6) - Сейчас мы проведём игру «Найди родственника» - Встаньте, пожалуйста. Не меня положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ. -Объясните значение слова горняк -Назовите однокоренное слово-глагол? -Назовите однокоренное слово-прилагательное?
| Выполняют упражнения | |||||||||||||||||||||||
Предлагает выполнить упражнение 131. Найти и выписать однокоренные слова. Выделить корень. | Выполняют предложенное упражнение. Выделяют корень.
| Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска ; находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых понятий; - строят несложные рассуждения; анализируют, сравнивают, сопоставляют, классифицируют, обобщают Регулятивные : -принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; -выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме; - планируют свои действия для решения задачи | |||||||||||||||||||||||
3. Первичное закрепление нового материала | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова | Работа с инструкцией | Предлагает работу с инструкцией на с.74 «Как найти в слове корень» Почему корень значимая часть слова? Выполнение упр.133. Каждая группа работает с одним корнем и докладывают о выполненной работе остальным группам. | Работают с текстом «Как найти в слове корень», знакомятся с теоретическими материалами в учебнике. Объясняют смысл слов «главная», «значимая» Объясняют главные слова в определении корня, выполняют упражнение | Коммуникативные: - работа в группах, распределение ролей, владение монологической и диалогической речью; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Личностные: - готовность к сотрудничеству. | ||||||||||||||||||||
III этап. Рефлексия учебной деятельности 1. Собственная деятельность о решении поставленной задачи | Инициировать рефлексию по взаимодействию учеников с учителем и другими детьми в классе | Индивидуальная | Предлагает вернуться к таблице «Знаю -Хочу знать -Узнал», которую начали заполнять. Побуждает закончить заполнение таблицы. Выясняет понимание изучаемой темы | Заканчивают заполнение таблицы «Знаю -Хочу знать -Узнал», отвечают на вопросы, определяют затруднения и пути выхода из него. | Регулятивные:- открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | ||||||||||||||||||||
2. Включения в систему знаний и повторения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Групповая. Работа в динамических группах («обучение сообща») «Верно-неверно» | У каждой группы плакат с изображением дерева, на котором листочки с однокоренными словами, среди которых есть слова с омонимичными корнями.
Нужно выбрать лишние слова, а однокоренные слова оставить на дереве | От каждой группы выходит один ученик берёт лишнее слово, доказывает правильность выбора. Остальные слушают и оценивают ответ словом «Верно» или «Неверно» | Коммуникативные: - работа в группах, распределение ролей, владение монологической и диалогической речью; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Личностные: - готовность к сотрудничеству. Коммуникативные:- умение работать в группах, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи Познавательные-анализируют языковые объекты с выделением существенных и несущественных признаков | ||||||||||||||||||||
3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также установление причин выявленных недостатков | Самостоятельная работа | Даёт задание для самостоятельной работы на карточке
| Выполняют работу. Проводят проверку по эталону. Дают оценку своей деятельности | Регулятивные: - учитывают правило в планировании способа решения Коммуникативные:- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; | ||||||||||||||||||||
4. Итог работы | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | «Тонкие и толстые вопросы» Прием «Чистой доски»
| О каком понятии мы сегодня говорили? - Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них. О чём? Объясните, почему.. Какая? Предположите, если… Что? Как? Какие? - На мы ещё продолжим изучение темы «Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках? - Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы: 1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно; 2) разобрались с темой урока; 3) умеете применять свои знания. - Вы в течении урока оценивали себя, посчитайте плюсики и прикрепите смайлик на ступеньку знаний. | Читают вопросительные слова, составляют вопросы и задают их своим одноклассникам. Отвечают на вопросы. Сидят за партами – плохо, слабо; Просто стоят – хорошо; Стоят, руки вверх – отлично.
| Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки;- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | ||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Предлагает познакомиться с домашним заданием. Выясняет понимание задания. | Знакомятся с заданием, уточняют, задают вопросы, записывают в дневник.
| Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения заданий |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18
имени Н.В. Менчинского городского округа Павловский Посад Московской области
____________________________________( МОУ СОШ № 18)________________________________________
142500, Московская область, ppschool18@mail.ru
г. Павловский Посад, ул. Мира д.1 тел. 8(49643)21524
Классный час «День народного единства»,
проведенный в 3 «Б» и 3 «В» классах классными руководителями Первушиной Т.И. и Федотовой Т.С.
Слайд №1
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник взаимопомощи и единения.
Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
Слайд №2
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой
Слайд №3 Гимн России.
Во всём мире люди обращают свои взоры к Государственным символам своей страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами выстояли в самых тяжёлых испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят.
Учитель:
Это загадки. Послушайте их. (загадки о цветах флага)
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы, как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко..(красным)
– Что у вас получилось? (флаг)
Слайд №4
А знаете ли вы, что означают цвета Российского флага?
Белый: означает мир, чистоту, непорочность, совершенство.
Синий: означает веры, верности и постоянства.
Красный цвет: символизирует энергию, кровь - пролитую за отечество.
А это герб российской Федерации. Золотой двуглавый орел на красном поле. Над головами орла изображены 3 короны. В лапах – скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство. На груди изображение всадника поражающего копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защита отечества.
Учитель:
Наша история неустанно движется вперед, но я сегодня хочу предложить вам вернуться немного в прошлое, а поможет нам в этом колесо истории.
Учитель: Колесо истории крути.
Во времена древней Руси нас отнеси.
Вся наша страна в эти дни отмечает совсем ещё молодой праздник - день народного единства. Много веков назад жили на Руси русичи – наши предки. Хлеб сеяли, детей растили, землю любили и оберегали. Но вот как- то навалились беды на русскую землю – засуха, неурожай, голод. И начались между людьми ссоры да раздоры. Заметили это враги и решили захватить землю русскую. Но не в честном бою, а обманом и хитростью.
Слайд №5 Есть такое государство – Польша, а живут в нем поляки. Привели они своего царя – самозваного, а людям сказали, что это настоящий русский царь. Они и поверили. Только царь этот и не думал защищать русский народ. Он захватил корону и трон, и принялся пировать и веселиться, а Россию грабить и продавать. Наступило для России тяжкое смутное время. Польские войска дошли до Москвы и захватили её. И тогда монахи стали рассылать письма во все города, призывая народ объединиться и идти на защиту Руси. И были всегда на Руси богатыри – сильные, с добрым сердцем и чистой душой.
Слайд №6 Одно такое письмо пришло в Нижний Новгород. Зазвонил большой колокол. И собрался народ у главной церкви, и прочитали письмо монахов. В котором
Слайд №7 И вот любящие свою Родину люди- купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский- собрали народное ополчение (простых людей, не занимающихся военным делом) и повели в бой с захватчиками Москвы и русских земель.
Слайд №8 А впереди войска несли икону Казанской Божьей Матери. И никакая вражеская сила не могла их остановить
Слайд №9-10
Два месяца сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой.
Во славу Божью потрудились
И князь и просто гражданин.
Мечи ковали и молились,
Врагов в сражении не страшились,
Мир обрели на всех один.
В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.
Слайд №11
В Москве на Красной площади поставили памятник Минину и Пожарскому от всей благодарной России за то, что они собрали людей со всех концов страны, чтобы победить смуту, ведь победить врага можно было только объединив народ России. Изначально этот памятник планировали установить в Нижнем Новгороде- в городе, где было собрано ополчение, а установку приурочить к 200- летию памятных событий. Сбор средств начался в 19 веке. В 1818 г. скульптор Иван Мартос завершил работу.
Со временем памятник народным героем был воздвигнут и в Нижнем Новгороде.
Слайд №12
С тех пор 4 ноября мы отмечаем праздник Казанской иконы Богородицы, которая чудесно помогла нашим воинам, и День народного Единства.
Слайд №13
Дети раз отца спросили:
- Все ли русские в России?
- Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.
Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Учитель Мы живем с вами в России, самой большой стране на Земле. Когда на одном ее конце дети просыпаются, то на другом - уже ложатся спать, когда в одном месте нашей страны цветут деревья, то в другом - может идти снег. Чтобы пересечь нашу страну надо целую неделю ехать на поезде или целый день лететь на самолете.
Слайд 14-15
Учитель:
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Слайд №16
Дорогие ребята! Наш урок подошёл к концу. Я желаю вам мира, добра и благополучия. Еще раз с праздником – с Днем Народного Единства.
Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу!
Слайд №17
Звучит песня «Я, ты, он, она-вместе дружная семья»
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов Первушина Татьяна Игоревна 27.02.2020
Русский язык
ТЕМА: СВЯЗЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ. СЛОЖНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
(ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)
Педагогическая | Способствовать развитию умений распознавать имена прилагательные среди других частей речи, определять лексическое значение имен прилагательных, выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения |
Планируемые | Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Личностные | Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной |
Универсальные учебные действия | Познавательные: общеучебные – имеют сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – осуществляют сравнение, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Образовательные | Учебник «Русский язык». 3 класс (2 часть). В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва: «Просвещение», 2019 год, заготовки для кластера, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями, блины. |
Тип урока | Повторение изученного, знакомство с новой темой, со старинным народным праздником "Масленица". |
Ход урока
1. Организационный момент
- Какой сегодня день? Какое настроение у вас вызывает погода? Что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе стало теплее и спокойнее?
Друг на друга посмотрите
И улыбку подарите.
-Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость от общения друг с другом.
Всем известно мы – способные ученики!
2. Целеполагание (определение темы, постановка цели)
- Откройте тетради, запишите число.
Орфографическая минутка. (Слайд 1)
- Доскажи словечко:
Все конечно влюблены в наши русские блины.
- А кто знает, как называется праздник, в который принято есть блины? ("Масленица") (Слайд 2)
- Почему он так называется?
Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
На конях вороных,
Чтоб слуги были молодые,
Нам подарки вези дорогие,
И блины, и калачи
К нам в окошко мечи.
По лесенки я пойду,
Гостей в гости позову.
Приходи в гости к нам
К нашим масляным блинам.
Запишем слово Масленица по образцу. Минутка чистописания
- Как называют масленицу? Какая Масленица? (Слайд 3)
- Тема сегодняшнего урока? А что мы будем исследовать? (Имена прилагательные).
(Слайд 4)
- Что мы знаем об имени прилагательном? Составим кластер, работая в группах.
3.Открытие нового
(Слайд 5) Масленичная неделя – это один из самых любимых народом праздников: она знаменует окончание зимы и приход весны. Продолжалась Масленица на Руси ………дней, и каждый день имел свой смысл и свое название.
Понедельник называют «Встреча», потому что в этот день «Масленицу» встречают.
Прочитайте. Что получилось? Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. |
Слова для справок: |
- Первые номера берут карточку «Встреча» и читают задание.
- О чём текст? (О весне)
- Что можно сказать о таком тексте? Красив ли он? Чего не хватает?
Вторник называют «Заигрыш», потому что игрища начинают, ряженых водят по домам.
- Третьи номера берут карточку «Заигрыш», читают слова. Группа распространяет предложения.
- Четвертый номер озвучивает получившийся текст. Сравните с образцом на доске.
Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.
- Для чего нужны имена прилагательные в речи? (Имена прилагательные нужны для красоты описания)
- Спишите в тетрадь тот текст, который вы считаете более красивым, выразительным и точным.
Вывод: имена прилагательные нужны для красоты, выразительности и точности описания.
Среду называют «Лакомка», потому что много сладкого едят.
Физическая минутка (Читаю текст. Услышав имя прилагательное, дети должны подпрыгнуть, существительное - присесть)
- А что главное в «Масленице»?
- Блины.
- Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин - символ солнца. Трудно ещё солнышку растопить снежные заносы. Надо дать ему горячих помощников. Блины пекли из гречневой, ржаной и пшеничной муки. Гречневые блины называли красными, а все остальные - молочными.
- Какую часть речи я использовала, рассказывая вам про блины? (Прилагательные).
- Какую роль в нашей речи имеют имена прилагательные? (Украшают нашу речь, делают её более точной).
4. Стадия закрепления.
Четверг называют "Широкий четверг" (Разгуляй), потому что он самый весёлый и ненасытный.
- Попробуем собрать блины. А как? Нам в помощь придёт учебник. Прочитайте сообщение Мудрой Совы на с. 67
- Какое задание мы сейчас выполним? (Образуем сложные имена прилагательные)
Упр. 117 (самостоятельно). Самопроверка по образцу.
Сегодня пятница, её называют "Тёщин вечерок", потому что мой папа ходит в гости к моей бабушке на блины.
В этот день продолжаются игры, едят блины и ведут беседы о прошедшей зиме и строят планы на будущее.
В народе есть такая поговорка «Уйти несолоно хлебавши». Как вы думаете, о чём говорится в ней? (Ответы детей)
На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить её приходилось издалека, дороги были плохие. Сейчас мы, приготовляя пищу, солим её. А в старину варили и пекли без соли, а солили пищу за столом. Хозяин солил своей рукой. Порой он так старался выразить своё уважение гостю. Что пересаливал. А сидевшему в дальнем конце стола соли не доставалось вовсе. Значит. Одному пересаливали, а другой уходил несолоно хлебавши. |
«Уйти несолоно хлебавши» - остаться неудовлетворённым, разочарованным, не получить того, на что рассчитывал.
Субботу называют «Посиделки», потому что долго сидят, много едят и разговаривают.
А воскресенье, «Прощённый день», потому что все друг у друга прощение просят да приговаривают: «Простите меня, Христа ради».
- Как вы думаете, почему так говорили?
- Попробуем составить синквейн со словом
Блин
Круглый, румяный
Испекли, намазали, съели, завернули.
Блин похож на солнышко.
Масленица.
(Слайд 6)
5. Рефлексия
- На доске вы видите блины. Какое у них настроение?
- Какой бы вы выбрали себе блин, после нашего урока?
- Вернемся к нашему кластеру. Нет ли дополнения к нему?
- Какой народный праздник помог закрепить знания по теме имя прилагательное?
6. Домашнее задание: устно составить рассказ «Широкая Масленица», используя имена прилагательные.
Здравствуй, Масленица годовая, Наша гостьюшка дорогая! На конях вороных, Чтоб слуги были молодые, Нам подарки вези дорогие, И блины, и калачи К нам в окошко мечи. По лесенки я пойду, Гостей в гости позову. Приходи в гости к нам К нашим масляным блинам. | 3 Среду называют «Лакомка», потому что много сладкого едят. 4 Четверг называют "Широкий четверг" (Разгуляй), потому что он самый весёлый и ненасытный. 5 Сегодня пятница, её называют "Тёщин вечерок", потому что мой папа ходит в гости к моей бабушке на блины. В этот день продолжаются игры, едят блины и ведут беседы о прошедшей зиме и строят планы на будущее. |
1 Масленичная неделя – это один из самых любимых народом праздников: она знаменует окончание зимы и приход весны. Продолжалась Масленица на Руси…. ………дней, и каждый день имел свой смысл и свое название. Понедельник называют «Встреча», потому что в этот день «Масленицу» встречают. | 6 На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить её приходилось издалека, дороги были плохие. Сейчас мы, приготовляя пищу, солим её. А в старину варили и пекли без соли, а солили пищу за столом. Хозяин солил своей рукой. Порой он так старался выразить своё уважение гостю. Что пересаливал. А сидевшему в дальнем конце стола соли не доставалось вовсе. Значит. Одному пересаливали, а другой уходил несолоно хлебавши. |
2 Вторник называют «Заигрыш», потому что игрища начинают, ряженых водят по домам. | 7 Субботу называют «Посиделки», потому что долго сидят, много едят и разговаривают. 8 А воскресенье, «Прощённый день», потому что все друг у друга прощение просят да приговаривают: «Простите меня, Христа ради». |
Прочитайте. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. Что получилось? |
Слова для справок: |
Прочитайте. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. Что получилось? |
Слова для справок: |
Прочитайте. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. Что получилось? |
Слова для справок: |
Прочитайте. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. Что получилось? |
Слова для справок: |
имя прилагательное |
обозначает предмет обозначает признак предмета |
обозначает действие предмета |
часть речи |
Какой? Какая? Какое? Какие? |
Второстепенный член предложения |
Главный член предложения |
Кто? Что? |
Что делать? Что сделать? |
имя прилагательное
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Масленица широкая, весёлая, разгульная
Тема: СВЯЗЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ. СЛОЖНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛЬ:
РЕФЛЕКСИЯ Было трудно… Было интересно… Мне удалось… Я хотел бы узнать…
СЕГОДНЯ ВЫ БЫЛИ: Умные Внимательные Активные Красивые Добрые Воспитанные