5.Учебно-исследовательская деятельность.

Курсовая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_izm_24.docx53.7 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Владимирской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Курсовая работа

Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: Молчанова Анастасия

Студентка группы д-32

Специальность 44.02.02

Дошкольное образование

Научный руководитель:

Галкина Алевтина Николаевна

2022

Содержание

Введение…………………………………………………….………..…..3

Глава 1.  Теоретические основы развития движений детей младшего         дошкольного возраста

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по развитию    движений у детей младшего дошкольного возраста………... 7

1.2    Особенности развития движений у детей младшего дошкольного возраста………………………………………..….13

1.3    Педагогические условия развития движений у детей младшего дошкольного возраста в условиях образовательной организации………………………………………………...…..…21

Выводы………………………………………………………………..26

Заключение…………………………………………………….….….27


Введение

«Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

А.М. Горький

Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии предъявляют с каждым днем все более высокие требования к человеку и его здоровью, поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Младший возраст является одним из важнейших в развитии всех систем организма и их функций, становления и совершенствования основных движений. Это период благоприятный для овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.

Согласно требованиям СанПиН (утв. 29.05.2013 г., рег. № 28564)

«физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств» и необходимо начинать данный процесс с раннего возраста (п. 12.1 СанПиН) [23]. В другом нормативном документе, Федеральном государственном образовательном стандарте (утв. 17.10.2013

№ 1155) (далее – ФГОС дошкольного образования) указаны необходимость «полноценного проживания ребенком всех этапов детства», включая этап младшего дошкольного возраста, и «возрастной адекватности дошкольного образования», что также указывает на необходимость создания условий для максимального физического развития детей [34]. Также в данном документе выделена образовательная область «Физическое развитие», которая актуализирует проблему приобретения опыта детей в видах деятельности, которые будут способствовать «правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной моторики», выполнению основных движений (ходьба, бег и т.д.), овладению   подвижными   играми   с   правилами,   становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Достижение данной цели возможно в процессе реализации разнообразных форм физического воспитания. В настоящее время разработка зарубежных и отечественных ученых, которые служат теоретической основой проблемы физического воспитания детей младшего дошкольного возраста, ведется, осуществляется поиск эффективных средств развития движений.

В современной дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) одной из важнейших задач является формирование у детей здорового образа жизни. В связи с высокой заболеваемостью детей большое внимание стало уделяться физическому воспитанию дошкольников и приобщению их к здоровому образу жизни. К выпуску из ДОО дети должны овладеть определённым запасом двигательных умений и навыков, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к образовательному процессу, помогут более успешно усваивать содержание программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельному выполнению физических упражнений и в частности всей физкультурно- спортивной деятельности.

Необходимо заметить, что актуальность заявленной нами подтверждается социальным заказом общества на снижение заболеваемости детей как обычными простудными, так и более серьезными заболеваниями, что влияет на многие обстоятельства. Физическое воспитание является одним из важнейших средств формирования здорового образа жизни, которое необходимо начинать уже с раннего и дошкольного возраста.

Таким образом, актуальность исследования позволила нам выбрать тему курсовой работы: «Подвижные игры и игровые упражнения как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста».

Цель нашего  исследования  –  обоснование использования подвижных игры и игровых упражнений как средства формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс развития движений у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: подвижные игры и игровые упражнения как условие развития движений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить особенности развития движений у детей в младшем дошкольном возрасте.

              3. Изучить возможности подвижных игр и игровых упражнений как условия развития движений у детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме развития движений у детей в младшем дошкольном возрасте, анализ понятийного аппарата.

Глава 1. Теоретические основы развития движений детей младшего дошкольного возраста

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по развитию движений у детей младшего дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что физическое воспитание – первая ступень комплексной системы воспитания дошкольников. Поэтому крайне важно организовывать процесс физического воспитания именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Многие известные врачи и педагоги занимались вопросами детского здоровья и физической культуры. К примеру, академик А.П. Протасов, профессор анатомии, впервые в России в конце XVIII в. вводит понятие

«физическое воспитание». В опубликованных им работах по физическому воспитанию обоснована необходимость движений для сохранения здоровья [4].

Вторая половина XVIII в. стала важным периодом в развитии идеи физического воспитания народа. Физическое воспитание рассматривается как часть всестороннего воспитания. Физической культуре уделялось серьезное внимание всеми народами, проживающими в России, поэтому у многих так популярны были разнообразные подвижные игры, которые возникли еще в далеком прошлом.

Проблемы физического воспитания в России во второй половине XIX – начале XX в. занимали важное место в трудах выдающихся русских педагогов и ученых.

Значительное внимание вопросам физического воспитания уделял

известный русский хирург Н.И. Пирогов. Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в образовательных учреждениях научно обоснованной системы физического воспитания, которой тогда в России не существовало [15].

Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф. Лесгафт. Его творческая научная деятельность относится к концу XIX – началу XX в. Он является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России. Идеи П.Ф. Лесграфта и В.В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжил Е.А. Аркин, профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач – гигиенист. Е.А. Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности, выявленными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым, режимом дня, организацией жизни ребенка, указывал на важность взаимодействия детского сада и семьи. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времени.

Л.И. Чулицкая, профессор, доктор медицины, углубила педагогические взгляды П.Ф. Лесгафта и В.В. Гориневского. Она опиралась на анатомо-физиологические и психологические нормы его воспитания и обучения детей. Е.Г. Леви-Гориневская, продолжая разработки предшественников, создала ряд работ по развитию навыков основных движений у детей дошкольного возраста. А.И. Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию [18].

Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н.А. Метлов. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию.  Среди  важнейших  его  публикаций  следует  отметить

«Утреннюю  гимнастику  в  детском  саду».  Он  написал  учебник  для

педагогических училищ «Методика физического воспитания», а также книгу для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку».

Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В. Кенеман. Она разработала научную основу и значительно углубила методические подходы  к  физическому  воспитанию.  Большое  место  в  трудах А.В. Кенеман отводилось обучению двигательным действиям. Особо следует отметить заслугу А.В. Кенеман в создании учебника «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», изданного в соавторстве Д.В. Хухлаевой. Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д.В. Хухлаева. Ею написаны работы по формированию двигательных навыков у детей, разработаны методы и приемы обучения метанию, созданы программы и методические пособия. Значительную роль в разработке методики физического воспитания ребенка сыграли методисты М.Ф. Литвинова, Т.Ф. Саулина и др. [12.]

Правильное физическое воспитание детей – это одна из ведущих задач дошкольных учреждений, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу всех органов и систем.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения, учитывая возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его

развития. В соответствии с этим разрабатываются содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальные педагогические условия его реализации [19].

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.

Физическое воспитание и оздоровление дошкольников – сложный процесс. Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях.  В дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии инструктора по физическому воспитанию, воспитателя группы и семьи [14].

Для того чтобы эта работа была эффективна, необходимо ясно представлять, какого рода отдача ожидается от каждого из них. При этом роль инструктора по физическому воспитанию представляется достаточно сложной и разнообразной. Предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом. Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно- психическому развитию детей. Физическое воспитание в то же время

комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.

Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего – излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать уровень развития детей, их интересы, а также возможности ДОО (В.И. Лях, В.Н. Непопалов, Т.Н. Прунин, С.Т. Смагин и др.) [20].

Поэтому продолжающиеся исследования, направленные на преобразование дошкольной физической культуры, связаные, прежде всего, с повышением творческой инициативы педагога, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности и нетрадиционности содержания НОД, учитывающих задачи и условия их проведения, особенности контингента детей, поиском нестандартных организационно-методических приемов, игровой направленности деятельности. Это отмечают многие исследователи: Е.Н. Вавилова, С.И. Гальперин, О.А. Козырева, Л.Е. Любомирский, Т.И. Осокина, А.Н. Щербак и др. [22].

Усилившаяся в начале 90-х годов необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения НОД по физической культуре в ДОО, привела к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания дошкольников. Однако существующие программы не всегда позволяют в полной мере учитывать условия, особенности работы ДОО, запросы конкретного педагога и ребенка.

Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях ДОО в последние годы постоянно находится в поле зрения

ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов - практиков. В научной литературе подчеркивается, что конкретным объектом управления всегда является деятельность или отдельные ее составляющие. Управление физкультурно-оздоровительной работой обязательно предполагает определение цели предстоящей деятельности, наилучших путей и средств к ее достижению.

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у дошкольников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, программа дошкольного образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:

  • развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
  • приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни [31].

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания и построении индивидуальной стратегии здорового образа жизни каждым воспитанником.

Основные средства и пути физического воспитания – занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами – гимнастическими, легкоатлетическими),

различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы – солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования.

Таким образом, для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия, которые могут быть местными и общими, традиционными и нетрадиционными. При проведении НОД с дошкольниками физические упражнения следует подбирать с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций.

  1. Особенности развития движений у детей младшего дошкольного возраста

Первые годы, от рождения до поступления ребенка в школу, имеют непреходящее значение в жизни человека. В этот период закладывается фундамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. От того как воспитывается ребенок в эти годы, во многом зависит его будущее, эффективность   школьного   обучения, последующее формирование личности.

Младший дошкольный возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Нормально развивающийся ребенок постоянно стремится к движениям. Суточная потребность у детей трех лет составляет 6,5 тыс. локомоций, а у семилетних – 16-18 тыс. Под влиянием движений улучшается деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через движения ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм. Накопление двигательного опыта, развитие силы, координации, выносливости и других способностей помогают ему овладеть трудовыми действиями, приучают к точному выполнению различных заданий, способствуют воспитанию эстетических чувств [37].

Особое значение имеет период младшего дошкольного детства в развитии движений у детей, в особенности основных движений – ходьба, бег, ползанье, лазанье и метание. Основные движения составляют главное содержание физического развития детей младшего дошкольного возраста. При обучении упражнениям, состоящим из естественных видов действий – ходьбы, бега, прыжков, метании, лазания, выполняемых в обычных условиях и в условиях ограниченной площади или на повышенной опоре, педагог обогащает двигательный опыт детей за счет расширения и углубления умений выполнять естественные, но жизненно необходимые двигательные действия. Такие действия дети выполняют непринужденно, без особых усилий и затруднений, но по мере взросления и направленного обучения овладевают   достаточно   сложными   упражнениями   по технике и уровню достижений.

Многие естественные движения в ходьбе беге, прыжках, метании координационно сложны для детей младшего дошкольного возраста, требуют необходимости обучения. Наиболее полная характеристика формирования движений дошкольников в процессе физического воспитания была дана Э.С. Вильчковским, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой [12].

В данный период идет интенсивное развитие суставов. На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К трем годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать, с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.

Восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других.

В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг [36].

На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. ребенка младшего дошкольного возраста можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие.

К середине 3-го года жизни формируются в основном переместительные движения, хотя их окончательное созревание наступает лишь в подростковом возрасте. Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Существенно изменяются пропорции тела. Осваиваются основные жизненно важные движения. Особенности психики ребенка этого возраста обусловливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественного игрового, содержания. Недопустимы перегрузки организма ребенка упражнениями, связанными с большими силовыми напряжениями и утомлениями [24, c. 156].

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми как обязательным и непреложным элементам повседневной жизни. В этот период необходимо создать все условия для освоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур.

Освоение двигательных навыков, особенно в возрасте от 3 до 5 лет, происходит с широкой иррадиацией процесса возбуждения, что затрудняет обучение. У детей этого возраста сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Поэтому внимание детей неустойчиво; они быстро отвлекаются, в связи с чем в этом возрасте рекомендуется максимально использовать показ упражнений и упражнения подражательно-игрового характера, сочетая их со словом. При слишком трудных заданиях у детей может наступить утомление. Вопрос об оптимальных нагрузках должен обязательно учитываться при усвоении некоторыми детьми сложных спортивных навыков (коньки, некоторые виды гимнастики, плавание). В этом возрасте может быть нанесен вред растущему организму, неподготовленному по своим возрастным особенностям к чрезмерным нагрузкам. В этом периоде к перегрузкам не готовы ни центральная нервная система, ни дыхательная и сердечно- сосудистая системы. Отсутствуют также сила и выносливость. Осторожность в подходе к тренировке детей дошкольного возраста диктуется еще и тем обстоятельством, что усталость как субъективное проявление утомления выражается у них неярко. Это особенно характерно в тех случаях, когда занятия проводятся эмоционально. Повышенные требования, ведущие к перегрузке, являются вредными для здоровья ребенка, т.е. могут вызвать серьезные изменения как в центральной нервной системе, так и во внутренних органах, нарушить правильный ритм роста и развития [6].

Развитие ловкости, быстроты, силы и выносливости происходит постепенно и связано с развитием функций центральной нервной системы, с подвижностью, силой и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

Главная задача физического воспитания ребенка 3-го года жизни – освоение и совершенствование новых видов движений пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений. Содержание моторной активности ребенка обогащается за счет совершенствования навыка ходьбы, перемещений в усложненных условиях (ходьба по веревочке, по доске, перелазание через бревно), спрыгивания с небольшой высоты, прыжков в длину с места, подскоков на двух ногах, подбрасывания и ловли мяча, произвольных изменений положений ног, рук, туловища и головы, плавания и упражнений в воде, игр на воздухе и в помещении [28].

Учитывая интенсивность, не одновременность, неравномерность роста и развития, а также низкую сопротивляемость (ранимость) детского организма, первостепенное значение в первые годы жизни имеют оздоровительные задачи: охрана жизни, борьба с заболеваемостью, закаливание, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным влияниям внешней среды; содействие своевременному и гармоничному развитию всех систем организма, расширение его функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы, развитие быстроты, ловкости и выносливости.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления ребенка большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно - действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто» [18].

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память ребенка младшего дошкольного возраста непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Наряду с уязвимостью детского организма ему присущи высочайшая пластичность, реактивность всех тканей, высокий уровень обменных процессов. Ребенок прекрасно приспосабливается к изменяющимся условиям, физической нагрузке.

Учитывая возрастные особенности развития движений и большую потребность в них, в первые годы жизни используются специфические средства физического воспитания. Особую роль в физическом воспитании детей, особенно младшего дошкольного возраста, играет режим дня. Соблюдение режима позволяет удовлетворить физиологические потребности ребенка, обеспечивает ритмичность работы организма, предохраняет   нервную   систему   от   переутомления.   Велико   и воспитательное значение режима: развиваются активность, самостоятельность, дисциплинированность [32].

Физические упражнения применяются во всех возрастных группах. В комплексы занятий с детьми младшего дошкольного возраста включаются пассивные (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно, скрещивание рук на груди и разведение их в стороны, поднятие прямых ног лежа на спине и др.), активные (активные приседания при потягивании за руки, сгибание туловища, и др.) и рефлекторные упражнения (сгибание и разгибание пальцев стопы, прогибание позвоночника лежа на животе, спине, на боку и др.).

С целью гармоничного развития детей дошкольного возраста используются разнообразные виды упражнений. Представим их описание:

  • гимнастические: различные виды ходьбы и бега, в том числе по ограниченной площади опоры, прыжки в глубину, длину, высоту с прямого и бокового разбега, метание в горизонтальную цель на дальность, лазанье по гимнастической стенке, шесту и канату;
  • общеразвпвающие упражнения с предметами и без предметов; построения и перестроения парами, в круг, шеренгу, колонну и др.; танцевальные упражнения;
  • подвижные  игры:  бессюжетные  (типа  «Добеги  до  флажка»,

«Ловишки») и сюжетные (типа «Гуси-лебеди», «Два мороза»);

  • элементы        спортивных        игр        (городки,        бадминтон,        настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей);
  • спортивные упражнения: езда на велосипеде, самокате, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание;
  • простейший туризм: пешие и лыжные прогулки за пределы участка [27].

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте идет интенсивное развитие двигательной активности детей, совершенствуются основные движения (ходьба,  бег,  лазанье  и  т.д.).   Необходимо использовать разнообразные виды физических упражнений, соблюдая анатомические особенности детей. Возрастные особенности детей требуют комплексного применения средств с широким использованием имитационных и игровых приемов.

1.3 Применение разнообразных подвижных игр и игровых упражнений для развития основных движений у детей

Особую роль в развитии движений детей младшего дошкольного возраста играют игровые упражнения и подвижные игры. Они способствуют нормальному развитию опорно-двигательного аппарата и профилактике различных нарушений.

Игровые упражнения содержат неограниченные возможности формирования у детей ориентировки в пространстве, имеющей важное значение в жизни. В играх ребенок решает разнообразные ориентировочные задачи: определяет направление движения, расположение различных окружающих его предметов, учатся соразмерять свои движения в окружающей среде. В игре ориентировочная деятельность детей требует самостоятельного решения двигательных заданий: они учатся выбирать маршрут передвижения, если он не указан правилами, быстро реагировать на изменение игровой ситуации, звуковые сигналы, двигаться в коллективе детей, согласовывая свои движения с действиями сверстников [14].

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений, влияют на эмоциональное состояние детей. Потребность в движениях у детей велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к нагрузке, но и к избытку движений. Поэтому важен оптимальный режим двигательной активности в игровых упражнениях и подвижных играх.

В младшем дошкольном возрасте очень важно регулировать допустимую двигательную нагрузку в игровых заданиях и играх: изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений в зависимости от возможностей детей в каждой конкретной игре. В ходе игры следует обращать внимание на внешние признаки утомления, так как дети имеют разный уровень физической подготовленности.

В младшем дошкольном возрасте происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр,

начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.

Но в то же время игровые упражнения и игры не могут служить средством обучения младших дошкольников более сложным по координации движениям, требующим определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений [11].

Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.

Возрасте 3-4 лет еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого- то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.) [10].

Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте игровые упражнения и подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Подвижные игры в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом [8].

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Дети запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно- сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов [6].

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.

Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями [3].

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

Таким образом, в ДОО игровые упражнения необходимо использовать, как в процессе НОД по физическому развитию, так и на прогулке, в свободной деятельности. Данные упражнения помогают совершенствовать не только физическое развитие, но и интересы детей.

Выводы

Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что изучением особенностей физического развития детей младшего дошкольного возраста посвящено очень много научных трудов. Многие исследователи, педагоги, ученые внесли значительный вклад в развитие теории и практики физического воспитания и развития детей 3-4 лет. Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.

При проведении НОД с дошкольниками физические упражнения следует подбирать с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций.

Задача педагогов – начиная с младшего дошкольного возраста, важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми как обязательным и непреложным элементам повседневной жизни. В этот период необходимо создать все условия для освоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур

Процесс развития движений в младшем дошкольном возрасте будет значительно эффективнее, если будут реализованы разнообразные игровые упражнения и подвижные игры в режиме дня ребенка

Заключение

Таким образом цель работы реализована, задачи выполнены, работа может быть рекомендована студентам педагогического колледжа и воспитателям ДОО занимающемся проблемами физического воспитания и развития дошкольников.

Список литературы

  1. Белкина В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям / Н.В. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 256 с.
  2. Бордовская  Н.В.  Педагогика:  Учебник  для  вузов  / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.
  3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студ. вузов / Б.Р. Голощапов. – М.: Академия, 2011. – 312с.
  4. Дворкин А.С. Возрастные особенности развития психических процессов  детей  3-6  лет  средствами  физического  воспитания  / А.С. Дворкин, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – №2. – С. 32-34.
  5. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2011. – 415с.
  6. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации Материалы Всероссийского совещания. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 320 с.
  7. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие / Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 2014. – 496 с.
  8. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А. В. Кенеман. – Мн.: Харвест, 2007. – 83 с.
  9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2004. – 415 с.
  10. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта (пер. с венгер.) / Л. Кун. – М.: Радуга, 2012. – 399 с.
  11. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / П.Ф. Лесгафт. Под. ред. М.Л. Ивановой – М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2011. – 416 с.
  12. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы / С.В. Маланов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2011. – 160 с.
  13. Николаев Ю.М. Физическая культура: человеческое измерение

/ Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – №7. – 2011.

– С. 2-7.

  1. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду: учебное пособие / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение. – 2006. – 304 с.

23. СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (от 15 мая 2013 г. № 26).

  1. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учеб. Пособие для студ. вые. пед. учеб. заведений / В.С. Селиванов. Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр

«Академия», 2013. – 336 с.

  1. Современные программы по; физическому воспитанию детей дошкольного возраста / С.С. Бычкова. – М.: АРКТИ. – 2012. – 57с.
  2. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С.О. Филипповой. – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 416 с.
  3. Степаненкова Э.Я Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 368 с.