05 Консультации для педагогов по использованию виртуальных экскурсий
Использование метода виртуальных экскурсий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_chtenie_kondrateva_3.docx | 20.08 КБ |
ispolzovanie_virtualnyh_ekskursiy_v_obrazovatelnom_protsesse_dou.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Кондратьева Анна Владимировна
Воспитатель
МБДОУ «ДС № 366 г. Челябинска»
«Использование метода виртуальных экскурсий
в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Ключевые слова: виртуальная экскурсия, наглядность, эффективность.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования, которая открывает перед педагогом новые возможности по созданию единого информационного образовательного пространства, активного использования интернет ресурсов, информационных технологий, проектной деятельности с использованием ИКТ в образовательном процессе.
Один из эффективных форм обучения по поисково-краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, который используем в работе - это виртуальные экскурсии.
Виртуальная экскурсия- это программно-информационный продукт в виде видео, аудио и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации и являются одним из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Так, в ходе «путешествия» можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т. п. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю. Таким образом, можно, например, обойти весь музей изнутри и даже осмотреть его снаружи или совершить виртуальное путешествие по экзотическому острову, не покидая собственной квартиры.
Чтобы просматривать виртуальную экскурсию, не нужно устанавливать дополнительное программное обеспечение – достаточно обычного интернет-браузера. Благодаря высокой степени наглядности и эффекту присутствия виртуальные экскурсии вызывают небывалый интерес у пользователей сети Интернет.
Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить исторические места, дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе, улучшает качество образовательного процесса.
Такая форма обучения как виртуальная экскурсия не требует длительной предварительной подготовки. Как и при разработке любого проекта при подготовке виртуальной экскурсии мы составляем алгоритм действий:
- Выбор темы, определение цели и задач экскурсии.
- Изучение экскурсионных объектов, подготовка текста (комментарий).
- Сопровождающий комментарий может быть представлен в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода".
- Заключительный этап - проведение (показ) виртуальной экскурсии.
При подготовке к проведению виртуальной экскурсии важно обратить внимание на некоторый моменты, ценные с точки зрения практики.
1. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему.
2. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. В вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии.
Например: применение данной экскурсии в соответствии с календарно-тематическим планированием «Центр подготовки космонавтов Ю. Гагарина» (6) Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.
3. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для "использования" рассказ.
4. Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
Таким образом, использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения более интересным, качественным, результативным.
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов:
- Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 433 г.Челябинска». Разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом Примерной основной образовательной программой дошкольного образования и на основе общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ.
- Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011.
- «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
- Ажищева Т. А. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ / Т. А. Ажищева // Центр образовательного и научного консалтинга. [Электронный ресурс]. URL: http://conseducenter.ru/index.php/chtenya/156-ajisheva (дата обращения 29.03.2016)
- Корецкая С. В. Проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды» / С. В. Корецкая // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/559339/ (дата обращения 29.03.2016)
6.«Центр подготовки космонавтов Ю. Гагарина» http://www.gctc.ru/main.php?id=152
Предварительный просмотр:
Кондратьева Анна Владимировна
Воспитатель
МБДОУ «ДС № 366 г. Челябинска»
«Использование виртуальных экскурсий в образовательном процессе в ДОУ».
Виртуальные экскурсии хорошо вписываются в образовательный процесс ДОУ. Расскажу о нескольких направлениях.
Использование виртуальной экскурсии при формировании у детей целостной картины мира.
Замкнутое пространство детского сада создает у воспитанников лишь общую картину, похожую на мозаику. Виртуальные экскурсию использую в качестве наглядности предмета изучения. Переплетение знаний и практики напрямую эффективнее укореняют знания, глубоко откладываясь в памяти.
Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия дошкольников .
Чтобы просматривать виртуальную экскурсию, не нужно устанавливать дополнительное программное обеспечение – достаточно обычного интернет-браузера. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. И практически, в полной мере вкусить все красоты нашей планеты!
Виртуальные экскурсии как средство формирования представлений о родном городе и крае.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Овладение представлениями о родном городе и крае, является основой патриотического воспитания дошкольников.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. А у детей отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер, и родители имеют недостаточно знаний о своем городе,малоактивны в жизни города и не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной.
Во время виртуальной прогулки можно рассказать, что находится на той или иной улице, поговорить о значении каждого объекта. Дать представление о работе общественных учреждений: почты, магазина и т. д., поговорить о том, что для того чтобы улица была красивой необходимо принимать участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Ещё одно направление- Виртуальные экскурсии как средство эстетического воспитания дошкольников.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент творческого потенциала личности, её ценностные и эстетические установки. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, равно как и природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память.
А если дети не имеют возможности (из-за разных причин) посетить и познакомиться с настоящими музеями. Как же говорить с ребенком о прекрасном, как поддержать естественную для ребенка потребность в новых открытиях и сформировать в нем потребность в прекрасном, в творчестве, как через постепенное, грамотное вхождение в пространство культуры и искусства показать ценность взаимоуважения, любви к окружающему миру – такие непростые вопросы ставит современная действительность.
Нам помогут виртуальные музеи.
Виртуальные музеи являются одним из многочисленных ресурсов сети «Интернет» – это новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи осуществляют бесплатный доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям.
Виртуальная экскурсия как средство речевого развития старших дошкольников.
Проводя работу по использованию виртуальных экскурсий в развитии речи детей, я пришла к следующим заключениям. Использование виртуальных экскурсий для речевого развития детей помогает:
- развитию связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитию фонематического слуха;
- в уточнении и обогащении активного словаря детей;
- владение речью как средством общения и культуры
(дети становятся более открытыми в общении, не стесняются задавать вопросы);
- в расширении представлений об окружающем мире;
- в развитии любознательности и наблюдательности.
Еще одно из важных направлений – Виртуальная экскурсия как средство расширения границ образовательного пространства для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Социальная значимость виртуальных экскурсий заключается в доступности информации для всех воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Далеко не каждый ребенок может посетить тот или иной объект в реальной жизни, а благодаря виртуальным экскурсиям это становится возможным.
Заключение:
Считаю Виртуальную экскурсию как одну из эффективных форм организации всего учебного процесса. Так как виртуальная экскурсия позволяют не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, снизилась стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей, они могут выступать в роли экскурсовода. Так же обогащают социальный опыт, дает возможность использовать полученные знания в практической деятельности. Возможность использования данных программ сделает образовательную деятельность более живой и интересной.
Виртуальная экскурсия – это прекрасная возможность познания окружающего мира для дошкольников. Для них это увлекательная игра.