8.Материаллы РППС
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии ФГОС и ООПДО
Выполнила: Альбрехт Ангелина
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно- пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
2.1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
3. Должны учитываться национально – культурные условия.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. В группах старших дошкольников необходимы различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).
При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
- пространство;
- время;
- предметное окружение.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
1 - рабочая
2 - активная
3 – спокойная
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
К шести годам ребенок должен научиться сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете в течение получаса, уметь слушать и принимать активное участие в обсуждении. В течение года дети учатся составлять связный рассказ как минимум из 5-6 предложений, сопоставляют предметы по их физическим свойствам, находят 5-7 отличий в картинках. С отличием отвечают на вопросы о своей семье, ФИО, как свое, так и родителей, адрес, проживания. К 6 годам ребенок боле уверенно овладевает пространственно - временными представлениями, различает части суток, времена года, ориентируется в понятиях лево - право. Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до 10 в прямом и обратном порядке, увеличение и уменьшение множества (+;- 1). Знакомство с геометрическими фигурами как объемными, так и плоскостными. Графические навыки становятся более выраженными, дошколенок учится работать не только карандашом, фломастером, но и ручкой.
Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Преобладающее количество мальчиков повлияло на создание развивающей среды. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры: «Хоккей», «Футбол». В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Ателье». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.
Особенностью детей подготовительного возраста является то, что в данном возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития) :
• уголок для сюжетно ролевых игр;
• уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;
• книжный уголок,
• уголок настольно печатных игр;
• уголок математических игр;
• уголок природы и экспериментирования;
• спортивный уголок;
• уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования);
• уголок конструктивной деятельности;
• уголок наш город.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги и др.)
Уголок для сюжетно ролевых игр;
В связи с тем, что игровые замыслы детей 6-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал в данном уголке размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами, мелкие фигурки-персонажи которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещены в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих).
Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:
• Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах)
• Настольный театр (Три поросенка, Кот в сапогах, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь)
• Настольные игры из серии «Играем в сказку»
• Пальчиковый театр
• Театр с игрушками Бибабо
• Маски персонажей и костюмы
• Музыкальные инструменты
• Диски с музыкой и сказками
• Декорации и ширма
• Портреты великих композиторов
• Картотека музыкальных и театрализованных игр
Книжный уголок:
• Книги подобранные по возрасту и по текущей теме
• Портреты писателей и поэтов
• Сюжетные картинки
• Схемы для заучивания стихотворений
• Схемы для пересказа произведений
• Настольно-печатные игры по развитию речи
• Мнемотаблицы
Уголок математический:
• Настольно-печатные игры «Развиваем внимание» «Сложи картинку», «Учимся сравнивать» и др.
• Цветное лото
• Головоломка «Шестиугольник»
• Математический планшет
• Найди фигуру
• Выкладываем дорожки
• Логические цепочки
Уголок природы и экспериментирования:
• Календарь природы
• Картотека прогулок, опытов, экспериментирования
• Настольно-печатные игры по экологии
• Домино (фрукты, овощи, животные и т. д.)
• Пазлы
• Таблицы
• Мини лаборатории
Спортивный уголок:
• Мячи большие, средние, маленькие
• Обручи
• Флажки
• Гантели
• Кольцебросы
• Мешочки для метания
• Скакалки
• Кегли
• Ходули, средства для массажа (варежки, мячики, массажеры)
• Дорожки здоровья
• Картотеки подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна
Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования):
• Акварель
• Гуашь
• Кисти разных размеров и материалов
• Бумага разной фактуры
• Ножницы
• Трафареты
• Палитры
• Пластилин
• Формы для лепки
• Карандаши
• Фломастеры
• Образцы изделий декоративно -прикладного искусства
• Раскраски по темам
Уголок конструктивной деятельности:
• Конструктор разных размеров и форм и материалов
• Схемы построек
• Мозаики разных форм и размеров
• Бумага для оригами
• Природный материал
Уголок наш город:
• Символика нашей страны
• Фото книги по городам России
• Карта России
• Глобус
• Книги по истории города
ВЫВОД: Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.