Индивидуальная работа с обучающимися


Предварительный просмотр:

ПЛАН  РАБОТЫ

со слабоуспевающими учащимися на 2020 – 2021 учебный год

учителя начальных классов Синицына С.Н.

МБОУ «СОШ№5» г. Ханты-Мансийск

Цели:

  1. Выполнение Закона об образовании
  2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи:

  • Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
  • Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса  и повышение  мотивации у слабоуспевающих учеников
  • Реализация разноуровнего обучения
  • Изучение особенностей слабоуспевающих  учащихся,  причин их отставания в учебе и слабой мотивации
  • Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

Основные разделы планирования:

  1. Планирование работы со слабоуспевающими учащимися учителя – предметника
  2. Планирование работы классного руководителя со слабоуспевающими учащимися
  3. Приложения

Основополагающие направления  и виды деятельности:

  1. Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
  2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.
  3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.
  4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

I. ПЛАНИРОВАНИЕ  РАБОТЫ

со слабоуспевающими учащимися учителя – предметника

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

4. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

5. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем

6. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

7. Ставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более 2)

8. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений

9. Использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

10. Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

11. На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания.

12. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

13. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

14. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

15. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

16. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

17. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

18. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

Мероприятия

Срок

1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам

Август

2.   Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

3. Провести собеседование с  учителями  по поводу выяснения  причины их отставания. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся

Сентябрь

4. Встречи с отдельными родителями и  беседы с самими учащимися

В течение учебного года

5. Участие в обсуждение  вопросов работы  со слабыми учащимися  и обмен  опытом с коллегами (на педсовете,  Малых педсоветах, ШМО)

В течение учебного года

6.  Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

7. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику с фиксацией в плане урока

В течение учебного года

8. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в специальных тетрадях по предмету

В течение учебного года

II. ПЛАНИРОВАНИЕ  РАБОТЫ

со слабоуспевающими учащимися классного руководителя

1. С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников  усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.

2. Взять под систематический контроль посещаемость  учениками уроков, дополнительных занятий ШК.

3. Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся  – родители – преподаватели.  

4. В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома,  проводить беседы, давать советы и рекомендации  по улучшению успеваемости.

5. Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.

Мероприятия

Срок

1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих  учащихся  по итогам предыдущего года обучения

Август

2. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся.  Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса

Сентябрь

3. Провести собеседование с учителями-предметниками   класса по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими учащимися. Предложить учителям представленный план работы

Сентябрь

4. Собеседования с учителями по итогам четверти и результатам индивидуальной работы с ребенком

По итогам четверти

5. Индивидуальные беседы с учителями  о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ

Согласно графику контрольных работ

6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел  

Выборочно, по ситуации

7. Работа с родителями слабоуспевающих учащихся

В течение всего  учебного года

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список учащихся 2 В класса,

включённых в группу риска в 2020 – 2021 учебном году

Ф.И.О.

Общеобразовательный предмет

Причина включения в группу риска

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Характеристики слабоуспевающих детей

Слабоуспевающие дети

Хронически слабоуспевающие дети (по физиологическим причинам)

Дети, слабоуспевающие по отдельным учебным дисциплинам (по социальным причинам)

Подростки с несформированной учебной деятельностью

– задания воспринимают невнимательно, часто их  не понимают, но вопросы учителю не задают, разъяснений не просят;
– работают пассивно, постоянно нуждаются в стимулах для перехода к очередным видам работы;
– не имеют постоянной цели, не планируют и не организовывают свою работу;
– работают очень вяло, либо постепенно снижают темп, уставая раньше других детей;
– индифферентно относятся к результатам собственной работы, к познавательному труду в целом.

 учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению:
– в связи с частичной или полной утратой позиции школьника по причине непонимания отдельного предмета или группы учебных дисциплин (точных, гуманитарных и т.п.) или 
– в результате отсутствия необходимых условий: неблагополучная семья, плохое здоровье, отсутствие адекватного педагогического сопровождения.

– слабоуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности (по физиологическим причинам) при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника;
– слабоуспевающие учащиеся, для которых характерно как низкое, так и высокое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

Кроме того, большинство слабоуспевающих имеют низкий уровень памяти, внимания, логического мышления, развития речи, высокий уровень школьной и межличностной тревожности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Причины неуспеваемости младших школьников

Психологические:

- недостатки в познавательной деятельности:

  • несформированность приёмов учебной деятельности;
  • недостаток развития психических процессов;
  • неадекватное использование ребёнком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности;

- недостатки в развитие мотивационной сферы

Биопсихические:

- общая слабость организма;

- нарушение зрения, слуха, артикуляции;

- леворукость

Социальные:

- материальная необеспеченность семьи;

- алкоголизм родителей;

- недостаток любви и заботы;

- педагогическая безграмотность родителей

Педагогические:

- низкий интерес к учебной деятельности;

- пропуск занятий;

- низкая эффективность деятельности;

- отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими учащимися

Вид работы

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При   выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики.

Для предотвращения отставания,  своевременного усвоения предмета.

1. Создание микроклимата в классе.
2.Алгоритмизация действий.
3. Удержание интереса.
4. Формирование мотивации к обучению.
5.Стимулирование оценкой, похвалой.

1. Вести карту наблюдения.
2. Работа в группах,  парах.
3.Индивидуальные консультации.
4. Уроки коррекции знаний.
5. Опорные конспекты, памятки.
6.Дидактические игры.

Внеурочная деятельность

При возникновении затруднений:
– в изучении нового материала;
– выявлении пробелов в знаниях.

Для:

– предупреждения неуспеваемости;
– ликвидации выявленных пробелов в знаниях;
– формирования мотивации, интереса к учебе

Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

1.Индивидуальные и групповые консультации.
2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников).
3. Творческие задания.

Воспитательная работа

Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей предметников.

Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе

Индивидуально-личностный подход, создание комфортной среды.

1. Вовлечение в кружки, КТД.
2. Проведение тематических классных часов, предметных недель.
3. Опора на хобби.

Работа с родителями

При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье.
Работа ведется регулярно.

Для оказания профессиональной  педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости;
установления единых требований.

Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних  мотивов. 
Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.

Тематические родительские собрания.
Индивидуальная и коррекционная работа с родителями.
Совет профилактики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Индивидуальные занятия и беседы

№ п/п

Дата проведения

занятия

Ф.И.

обучающихся

Тема

Примечание

№ п/п

Дата проведения

занятия

Ф.И.

обучающихся

Тема

Примечание

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Консультации для родителей

№ п/п

Дата

Ф.И.

обучающихся

Ф.И.О. родителей

Тема

№ п/п

Дата

Ф.И.

обучающихся

Ф.И.О. родителей

Тема

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Дифференцированные задания

№ п/п

Дата

Ф.И.

обучающихся

Тема

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Работа с дневником

№ п/п

Дата

Ф.И.

обучающихся

Тема



Предварительный просмотр:

План работы учителя начальных классов Синицыной С.Н. с одаренными детьми

в 2020 -2021 учебном году

Цель: объединение усилий педагогов, родителей, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Задачи:

1. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей.

2. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости.

3. Пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний.

4. Создание системы взаимодействия школа – ВУЗ.

5. Создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.

Содержание и формы работы: Выявление одаренных и талантливых детей

  • Выявление одаренных и талантливых детей;
  • Создание системы взаимодействия с внешкольными, научно-исследовательскими и культурно-просветительными учреждениями, родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей.
  •  Создание банка данных «Одаренные дети».
  • Диагностика потенциальных возможностей детей с использованием психологической службы;
  • Анализ особых успехов и достижений ученика;

Показатели одаренности

1. Интеллектуальная сфера

Показатели: наблюдательность, хорошая память, умение излагать мысли, хорошая общая осведомленность, зачатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), понятийного мышления (интуитивное, логическое, речевое, образное).

Сфера академических достижений:

·  чтение — ребенок выбирает чтение своим частым занятием; демонстрирует богатый словарный запас; зачатки навыка произвольного владения речью; чувствительность к синтаксической структуре речи; желает продемонстрировать умение читать; сохраняет внимание при чтении;

·  математика — ребенок проявляет интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов; способность легко разобраться в измерении времени, денег; чувствительность к составу числа;

·  естествознание — ребенок проявляет внимание к предметам, явлениям мира; интерес к любопытным фактам, явлениям природы, к происхождению предметов и явлений.

2. Творчество

Показатели: пытливость; любознательность; способность «с головой уходить» в занятие; высокий энергетический уровень (не устает, когда занимается творчеством); стремление делать по-своему; изобретательность в игровой, изобразительной деятельности.

3. Общение и лидерство

Показатели: ребенок легко приспосабливается к новым условиям; его предпочитают выбирать в качестве партнера по играм другие дети; в общении он сохраняет уверенность в себе; легко обращается к взрослым; может принять на себя ответственность.

4. Художественная деятельность

Показатели:

·  изобразительное искусство — ребенок демонстрирует интерес к визуальной информации; в деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием, лепкой и т. д.; получает удовольствие от этих занятий; использует оригинальные средства выразительности; уделяет внимание деталям;

·  музыка — ребенок проявляет интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на настроение музыки; легко воспроизводит ритм; узнает знакомую мелодию по первым звукам.

5. Двигательная сфера

Показатели: интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; хорошая зрительно-моторная координация; любовь к движениям; широкий диапазон движений; ребенок хорошо удерживает равновесие; хорошо владеет темпом; демонстрирует высокий уровень освоения двигательных навыков.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

Создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

организация научно-исследовательской деятельности;

организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;

 разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов;

изготовление компьютерных презентаций, видеороликов, исследований.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

Поощрение одаренных детей        Публикация в СМИ, на сайте школы;

Награждение.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Выход

1.

Составление списка детей с повышенными учебными способностями с указанием предмета или направления

Сентябрь

Кл. рук.

Список

2.

Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка

октябрь

Классный руководитель

Анализ

3.

Проведение школьного этапа муниципальной олимпиады «Юниор». Подготовка детей к участию.

 

Сентябрь-Октябрь

Учитель Синицына С.Н.

Результаты олимпиады

Заявка

4.

Участие в городских, региональных конкурсах,  дистанционных олимпиадах

Постоянно

Учитель Синицына С.Н.

Заявка

5.

Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке

Постоянно

Учитель Синицына С.Н

Наблюдение, собеседование, анализ

6.

Привлечение одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе

Постоянно

Учитель Синицына С.Н

Наблюдение, собеседование, анализ

11.

Участие  научно-практической конференции «Шаг в будущее»

Февраль-март,

  Учитель Синицына С.Н

заявка

12.

Контроль за соблюдением здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

Постоянно

Учитель Синицына С.Н

Наблюдение, собеседование, анализ

13.

Проведение педагогических консультаций с родителями по вопросам: круг интересов учащихся, трудности в учёбе, индивидуальных способностей.

В течение года

Учитель Синицына С.Н

Приказ, заявка

14.

Консультации с учителями – предметниками по вопросам успеваемости,

В течение учебного года года

Учитель Синицына С.Н

15.

Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен»,  Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся.

Постоянно

Педагог-психолог

16.

Родительские собрания.

Примерная тематика родительских собраний:

- «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников»;

- «Формирование учебной мотивации»;

- «Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления младших школьников»;

- «Легко ли быть одаренным ребенком».

По графику

Педагог-психолог

Протокол собрания