Статья на тему СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО: ДЕТСКИЙ САД И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Название статьи: СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО: ДЕТСКИЙ САД И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Автор: Халанская Елена Ивановна, воспитатель ГБДОУ детский сад №58 Колпинского района г. Санкт-Петербурга
В 2012 году был принят Федеральный Закон РФ «Об образовании вРоссийской Федерации» – документ, в котором определяется концепция модернизации образования РФ на период до 2025 года и сформулирована образовательная политика государства.
Основные идеи модернизации концепции:
- идея воспитания: приоритет отдается воспитанию определенных качеств личности,которой предстоит жить в XXI веке. Если перенести эту идею на дошкольные образовательные учреждения, первое место в воспитании ребенкадолжно быть отдано воспитанию здоровой личности, здоровой физически,психически и нравственно;
- идея качества образования: под качеством понимается соответствиеконечного результата реализации поставленной цели требованиям и запросам, которые представляются государством и обществом
- идея доступности образования: представление населению широкогоспектра доступных образовательных услуг.
Следует заметить, что, какими бы замечательными ни были программы нового поколения, дошкольное образовательное учреждение ныне в силу изменившейся образовательной ситуации не может в полной мере удовлетворить возросшие запросы государства и непосредственных социальныхзаказчиков – родителей. Иначе не появилось бы по всей стране так многоцентров раннего развития детей в учреждениях дополнительного образования. Практика показывает: занимаются там не только дети, которые непосещают детский сад. Эта ситуация подсказывает одно из радикальных средств обновления –организацию социального партнерства дошкольных образовательных учреждений и системы учреждений дополнительного образования детей.
Социальное партнерство, объединяющее интересы и ресурсы двух систем во имя единой и главной цели –развития ребенка, имеет большие потенциальные возможности для реализации идей обновления и перевода дошкольного образовательного учрежденияв инновационный режим.
Социальное партнерство (от фр. partenaire) –цивилизованная форма социальных отношений, обеспечивающая добровольное сотрудничество при соблюдении интересов всех сторон, объединяющих усилия в достижении общих целей на основе диалога ивзаимовыгодного социального обмена идеями, информацией, ресурсами.
Социальное партнерство в сфере образования – это сотрудничество, которое инициирует систему образования, как особую сферу общественной жизни, способствующую формированию демократического общества. Такое понимание партнерства является значимым, важным, позволяющим изменять, проектировать, тестировать и устанавливать новые социально значимые функции системы образования.
Сотрудничество базируется на общих ценностных ориентирах, этическихпринципах, взаимном уважении и доверии. Его особенность заключаетсяв необходимости «думать вместе и действовать сообща» (О. Конт), а суть –в признании чужих интересов как основного условия существования собственных.
Как показывает практика, контакты этих двух систем – ДОУ идополнительного образования – существуют, но они единичны и не исчерпывают всего своего потенциала.
Рассмотрим варианты социального партнерства:
Первый вариант, наиболее часто встречающийся: педагоги дополнительного образования реализуют его программы на базе дошкольного образовательного учреждения. Такие программы не дублируют, а дополняют основные программы, реализуемые педагогическим коллективом дошкольногоучреждения.
Второй вариант: единичные выездные концерты и спектакли творческих объединений учреждений дополнительного образования и детских музыкальных школ в детских садах города.
Третий вариант: реализация программ дополнительного образования педагогами ДОУ, которые, работая по совместительству в учреждениях дополнительного образования, разрабатываютпрограммы, реализуя свои хобби, увлечения, интерес к какому-либо видудеятельности (например, начальное техническое моделирование, бисероплетение, макраме и т. п.). Как правило, благодаря большому методическому опыту, хорошему знанию детей, их возможностей и особенностей реализация программы идет планомерно и целенаправленно и дает результаты.
Итак, целью слаженного взаимодействия детского сада и учреждения дополнительного образования является концепция развития.Она должна содержать два уровня: первый – решение задач, обозначенныхв государственном заказе, и второй – решение задач, которые отражают социальный заказ родителей как основных заказчиков. Такая модель должна рассматриваться педагогическим коллективом какосновная установка ихдеятельности.
После определения цели следует второй шаг – создание чѐткого и ясного плана, направленного на реализацию генеральной цели.
Шаг третий – организация социального партнѐрства. Руководителюдошкольного учреждения необходимо проявить инициативу и выйти наруководителей учреждений дополнительного образования с конкретносформулированными запросами.
Шаг четвертый – организация встречи и диалога двух руководителей с определением взаимных интересов, ресурсов идействий.
Успешные результаты не заставят себя ждать, если помнить о цели,общей для всех, – развить способности детей, научить их, заинтересовать,сделать счастливыми.
Существует различные технологии взаимодействия ДОО и УДОД каксоциальных партнеров. По мнению И.А. Буевой, технология социальногопартнерства предполагает следующие этапы:
Первый этап – выбор партнера.
Цель: осуществление выбора социального партнера для решения педагогической проблемы.
Основные действия: проведение анализа социального окружения; принятие решения о взаимодействии с конкретным социальным партнером;информирование социального партнера о желании ДОО и УДОД осуществлять сотрудничество; получение согласия/несогласия социального партнера на взаимодействие; заключение договора о сотрудничестве.
Второй этап – планирование совместных действий.
Цель: разработка плана совместных действий, необходимых для решения выделенной педагогической проблемы.
Основные действия: проведение переговоров с социальным партнером, входе которого необходимо обозначить: цель взаимодействия, сроки сотрудничества (месяц, полгода, год), содержание общения, наиболее привлекательныедля каждой стороны сотрудничества; разработка плана совместных действийпо решению обозначенной проблемы; согласование разработанного плана.
Третий этап – реализация сотрудничества.
Цель: осуществление взаимодействия в рамках запланированной совместной работы.
Основные действия: проведение запланированных мероприятий, акций и иных форм сотрудничества; при необходимости – внесение коррективов в разработанный план в случае невозможности проведения мероприятия или потребности изменения сроков его проведения; осуществление необходимого взаимодействия педагогов ДОО и УДОД в ходе подготовки мероприятий.
Четвертый этап – анализ результативности сотрудничества.
Цель: определение результативности совместной работы и степениразрешения обозначенной проблемы.
Основные действия: проведение оценки результативности взаимодействия; определение сильных сторон сотрудничества, трудности и проблемы,возникающие в ходе совместной работы; совместное обсуждение полученных результатов; принятие решения о дальнейшем сотрудничестве.
В случае принятия положительного решения ДОО и УДОД продолжаютвзаимодействие в виде социального партнерства и начинают осуществлятьего со второго этапа.
Благодаря социальному партнерству улучшается качество образовательных услуг, уровень внедрения стандартов дошкольного и дополнительного образования.
Таким образом, социальное партнерство в системе дошкольного и дополнительного образования – это реальное взаимодействие двух или болеесторон на основе подписанного договора или соглашения на определенныйпериод времени, направленное на решение конкретных целей и задач длядостижения желаемого результата.
Итак, современная система образования существует в эпоху активногосоциально-экономического развития, поэтому важной задачей являетсяразработка современной модели образования через систему социальногопартнерства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балалиева О.В. Социально-педагогическое партнерство как условие развития образовательной среды ДОУ: теоретическое обоснование. – 2016. – № 6. –С. 106–111.
2. Буева И. Социальное партнерство. Детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 30–31.
3. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитанияи обучения. Проект взаимодействия дошкольных образовательных учреждений ссоциальными партнерами / Солнцева О.В. – СПб., 2014. – С. 464