Главные вкладки
Для воспитателей
Для Вас, коллеги!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Володя Тарновский 15 лет Леня Голиков 12 лет Дети-разведчики и партизаны
15 лет Витя Коробов 15 лет
Разведчики, минеры Володя Дубинин Дети-снайперы, пулеметчики Вася Курка 13 лет
Маша Щербак 16 лет пулеметчица и фельдшер ПАМЯТЬ О НИХ БУДЕТ ВЕЧНО ЖИТЬ В НАШИХ СЕРДЦАХ
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
«Взрослые и дети на улицах города»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Это поможет нам познакомиться с опытом семейного воспитания и индивидуально подойти к каждому ребёнку.
- Много ли знаков дорожного движения знает Ваш ребёнок?
- Много
- Некоторые из них
- Не знает вообще
- Хорошо ли он знает дорогу домой и в детский сад?
- Хорошо
- Не очень хорошо
- Плохо
- Вы идёте с ребёнком по улице. При этом:
- Всегда соблюдаете правила безопасного поведения
- Иногда нарушаете правила безопасного поведения
- Ходите так, как Вам кажется удобным
- Умеет ли ребёнок правильно переходить улицу?
- Ребёнок знает и соблюдает правила перехода улицы
- Ребёнок не всегда правильно переходит улицу
- Не умеет
- Знает ли ребёнок сигналы светофора?
- Ребёнок знает сигналы светофора
- Ребёнок иногда путает сигналы светофора
- Ребёнок не знает сигналов светофора
- Обращаете ли Вы внимание ребёнка на неправильное поведение других людей на улице?
- Делаю это постоянно
- Делаю это иногда
- Не обращаю
- Как ребёнок ведёт себя в городском транспорте и на остановках?
- Ребёнок ведёт себя правильно и спокойно
- Ребёнок ведёт себя неспокойно на остановке: бегает и суетится, в салоне транспорта иногда ведёт себя неправильно
- Ребёнка опасно брать в поездку
- Часто ли Вы уделяете время на ознакомление ребёнка с правилами безопасного поведения?
- Да, я часто объясняю ребёнку правила безопасного поведения
- Я иногда уделяю внимание этому вопросу
- Очень редко
- Считаете ли Вы успешной работу детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения?
- Да, считаю
- Знания и умения, приобретённые ребёнком в детском саду, недостаточны
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект по ФЦКМ
Тема: «Жуки – божья коровка».
Задачи:
- Познакомить с различными видами жуков, их отличительными особенностями (размер, цвет надкрыльев, форма).
- Познакомить с божьей коровкой и её пользой для природы и человека.
- Развивать познавательный интерес.
Дидактический материал.
Демонстрационный: картинки жуков: колорадского, божьей коровки, жука носорога, жужелицы.
Использование современных образовательных технологий:
- здоровьесберегающие технологии (минутка физической и психологической разгрузки (двигательная терапия) «Жук».
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье.
Оборудование: ноутбук.
Ход НОД:
Организационный момент
Воспитатель: Сегодня к нам пришли в гости насекомые. Посмотрите на них и скажите, как, одним словом их можно назвать?
(на столе игрушечные жуки: колорадский жук, божья коровка, жук носорог)
Дети: Это жуки.
Воспитатель: Да, это жуки. Они приглашают нас в свой маленький мир.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, жуки хотят, чтобы вы их хорошо рассмотрели и сказали, что у них общего (похожего).
(дети рассматривают насекомых, сравнивают)
Воспитатель: У каждого жука есть голова, туловище, крылья и 6 лапок. Но каждый жук особенный?
Воспитатель: Чем не похожи жуки?
(дети сравнивают и называют отличия)
Воспитатель: Найдите среди этих жуков самого знакомого вам.
Дети: Это божья коровка.
Воспитатель: Да, это божья коровка. А какое стихотворение мы знает об этом жуке?
(Дети и воспитатель вспоминают стихотворение «Божья коровка»)
Воспитатель: Давайте превратимся в жуков и немного полетаем.
Физминутка «Жук»
(Дети имитируют движения по ходу текста стихов).
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, какую пользу приносит божья коровка человеку?
(Предположения детей)
Воспитатель: Божья коровка – это очень полезный жучок для человека. Так как она является маленькой хищницей, то она ловит и поедает вредную для культурных растений человека тлю.
(на доске картинка тли)
Воспитатель: Тля высасывает из листочков растений сок. Из-за этого растение погибает. Но, если на растении поселится божья коровка, то никакая тля не страшна этому растению. Божья коровка будет ловить и поедать тлю, которая прилетит на это растение.
(на доске картинка тли на растении и божьей коровки)
Воспитатель: Поэтому люди любят и охраняют божью коровку. Они делают все, чтобы эти полезные насекомые поселялись в человеческом саду и огороде.
Воспитатель: Люди даже специально разводят божьих коровок в специальных питомниках, а потом взрослых жуков расселяют на поля и сады, чтобы они боролись с вредными тлями.
Воспитатель: Поэтому, если вы увидите божью коровку в природе, то не трогайте её, не беспокойте. Пусть она делает своё полезное дело для природы и человека.
Закрепление
Воспитатель: С какими насекомыми мы познакомились?
Воспитатель: Все ли жуки одинаковые?
Воспитатель: Какие жуки приносят человеку и природе пользу?
Воспитатель: Всем спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Беседа «Кто такие насекомые?»
Задачи:
- Познакомить детей с различными видами насекомых (жуки, бабочки, пчелы, кузнечики).
- Научить детей отличать насекомых от пауков по основному признаку – количество ног (у насекомых 6, у пауков – 8).
Демонстрационный материал: картинки насекомых: божья коровка, бабочка, кузнечик, пчела; картинка паука, мокрицы, рака.
Оборудование: Экран для просмотра презентации: «Кто такие насекомые?», ноутбук.
Ход
Организационный момент (подготовка к просмотру презентации)
Основная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли очень интересные герои. Кто они вы узнаете, отгадав загадки.
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(муравей.)
В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает… (пчела).
Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день – деньской (кузнечик)
Маленькая модница
Села на ладошки.
Красненькое платьице
С черными горошками (божья коровка)
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает, нектар собирает. (бабочка)
Воспитатель: Ребята, как все эти живые существа назвать одним словом?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Да, это насекомые. Давайте посмотрим про них интересный мультфильм.
(просмотр презентации «Кто такие насекомые?»)
(беседа по презентации)
Воспитатель: Кто главный герой этого мультфильма?
Дети: Муравьишка.
Воспитатель: Что хотел узнать Муравьишка?
Дети: Кто он такой – насекомое или нет?
Воспитатель: Как ему удалось узнать, кто он?
Дети: Он спросил у кузнечика, пчелы, бабочки и божьей коровки.
(на доске картинки этих насекомых)
Воспитатель: Что ему рассказали эти насекомые?
Дети: Что у них есть голова и туловище, крылья и 6 лапок.
(на доске схема строения насекомого. Воспитатель обращает внимание детей на строение каждого насекомого)
Воспитатель: А кто оказался похожим на насекомых, но их нельзя так называть?
Дети: паук, рак и мокрица.
(на доске картинка паука, мокрицы и рака)
Воспитатель: Почему?
Дети: Они не насекомые, а членистоногие.
Воспитатель: Да, ребята, главным отличием насекомых от пауков, мокриц и членистоногих является то, что у насекомых 6 лапок, а у пауков, мокриц и раков – 8.
(на доске картинки жука и паука. Воспитатель сравнивает их с детьми.)
Закрепление
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кто заблудился?» Я даю вам картинки, а вы, просмотрев их, убираете лишнего.
(Детям предлагаются картинки насекомых и членистоногих. Дети должны убрать лишнего- паука, мокрицу или рака среди насекомых)
Воспитатель: Ребята, назовите главное отличие насекомых от пауков.
Воспитатель: Молодцы. Вы все хорошо работали.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Рисуем фейерверк нетрадиционным способом»
Автор Белова Снежана Олеговна
https://www.youtube.com/watch?v=HgTICvlGr2o&t=19s
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по речевому и сенсорному развитию дошкольников «Веселые пальчики»
Автор Шевченко Полина Михайловна
Предварительный просмотр:
Использование кейс-технологии при формировании знаний ПДД у дошкольников
https://disk.yandex.ru/i/1KsZFIkdTe_lZA
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Добрый день, уважаемые родители! В условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) наше собрание будет проходить в онлайн – режиме. Хотим напомнить вам, что теперь ваши дети перешли в старшую группу. Их режим дня и расписание занятий соответсвуют этому возрасту. Сегодня мы сообщим вам о целях и задачах в новом учебном году, что должны знать и уметь дети к концу учебного года, познакомим вас с возрастными особенностями детей 5-6 лет. Затронем и такой важный вопрос, как соблюдение правил дорожного движения.
. Ваши дети стали старше, в связи с этим у них увеличиваются их обязанности. Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности. Чтобы образовательный процесс был правильно организован, мы в своей работе опираемся на основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ: -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; - СанПиН 2.4.3648-20
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания и общения. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
На этом этапе взрослые должны постоянно создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними всё более сложные задачи, развивать их волю, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов и экспериментов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стёклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в группе старших дошкольников. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Важным показателем самосознания детей 5-6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем облике впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
На сегодняшний день наше дошкольное учреждение работает по основной образовательной программе муниципального образовательного учреждения «Детский сад №356 Центрального района Волгограда», разработанной на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» и комплексной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , 2019 г. Издание 5 (инновационное), дополненное и переработанное. На основе основной образовательной программы ДОУ разработаны рабочие программы образовательной деятельности для каждого возраста. Педагогами нашей группы на весь учебный год разработана рабочая программа образовательной деятельности для детей 5-6 лет.
Режим дня в старшей группе Режимные моменты Время Приём, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика 7.00-8.30 Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-8.50 Подготовка к занятиям. Занятия. 8.50-9.00 9.00-9.25 9.35 – 10.00 Подготовка к 2 завтраку, 2 завтрак 10.00-10.10 Свободная самостоятельная игровая деятельность воспитанников 10.10- 10.40 Подготовка к прогулке. Прогулка (игры, наблюдения, труд) Возвращение с прогулки 10.40-12.25 Подготовка к обеду, обед 12.25-12.45 Подготовка ко сну, сон 12.45-15.15 Подъём. Взбадривающая гимнастика. 15.00-15.10 Игры, организация совместной деятельности с детьми, дополнительная образовательная деятельность //ООД 15.10-15.55 Подготовка к полднику, уплотненный полдник 15.55-16.10 Самостоятельная игровая деятельность детей, труд 16.10-16.35 Подготовка к прогулке, прогулка, двигательная активность. 16.35-19.00 Уход детей домой 19.00
Расписание занятий на 2021-2022 учебный год ПН Обучение грамоте 09.00-09.20 Физическая культура 11.40 -12.05 ВТ Музыкальная 9.00-9.25 Ознакомление с окружающим миром 09.35-10.00 Рисование 15.40-16.00 СР ФЭМП 09.00-09.25 Лепка\аппликация 09.35-10.00 Физическая культура на улице ЧТ Развитие речи 09.00- 09.20 Физическая культура 11.40-12.05 ПТ Музыкальная 09.00-09.25 Рисование 09.35-10.00
Прогулки играем Наблюдаем трудимся Слайд содержит фото различных видов деятельности воспитанников группы на прогулке
НАШИ ЗАНЯТИЯ Слайд содержит фото занятий с дошкольниками группы
«Правила дорожного движения выполняй без возражения!» Самое дорогое, что есть у человека на свете – это наши дети. И сегодня мы поговорим о том, как мы, взрослые, должны формировать знания у детей о правилах дорожного движения. Главное, что дети должны запомнить и понять – это то, что они ни в коем случае не должны выходить на прогулку без взрослых. Ребенку нужно своими словами рассказывать о правилах дорожного движения и только в тех объемах, какие он способен усвоить.
Идя по улице с ребенком, надо говорить с ним о видах транспортных средств, которые в этот момент находятся рядом, объяснять их особенности. Переходя улицу нужно упоминать о том, как и где можно правильно переходить проезжую часть, вспомнить о том, как и где нельзя этого делать. Очень важно не пугать ребенка улицей и транспортом. Ведь такой страх так же опасен для него, как беспечность или невнимательность. Нужно наоборот, развивать в нем внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность. Ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве, понимая такие понятия, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения, так же необходимо правильно воспринимать и скорость движения, как транспорта , так и пешеходов : быстро, медленно, поворачивает, останавливается.
Обучение детей правилам дорожного движения не должно сводиться к призывам соблюдать их. В силу конкретности и образности детского мышления обучение должно быть наглядным и проходить в естественной обстановке. Следует использовать любой подходящий момент, чтобы доходчиво и ненавязчиво обучать ребенка правилам поведения на улице, в транспорте и т. д . Вы, взрослые должны стать примером для подражания безопасного поведения на улице и, особенно, при переходе проезжей части. • Ребенок-дошкольник не должен гулять без родителей, если через двор проезжает транспорт. • Родители обязаны доводить детей до детского сада и передавать их воспитателям. • На улице взрослые не должны оставаться безучастными к поведению детей, вышедших гулять без сопровождения взрослых.
Очень эффективным методом обучения детей правилам дорожного движения является так же чтение им стихов, загадок, детских книжек, посвященных безопасности движения. Очень важно помнить, что самое большое влияния на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице . Задача каждого родителя - изучать азбуку движения пешеходов на дороге со своим ребенком. Но, наверное , мало кто из вас знает что : в 5 лет ребенок может и не отличить движущуюся машину от стоящей, но он убежден, что машина останавливается мгновенно. Только к 6 годам он видит боковым зрением 2/3 того, что видит взрослый, но не может определить, что движется быстрее велосипед или спортивная машина, не умеет правильно распределять внимание и отделить существенное от незначительного.
Уважаемые родители! Мы убеждены, что вы поддержите нас в стремлении уберечь детей от опасностей, которые подстерегают их на дороге. Верим, что вы и дальше будете уделять большое внимание привитию своему ребенку навыков дорожной безопасности. Мы заинтересованы в сохранении жизни и здоровья всех членов вашей семьи, но безопасность дорожного движения во многом зависит от вас самих! Вместе научим ребенка безопасно жить в этом мире! .
. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Сценарий родительского собрания, проводимого в середине учебного года
https://disk.yandex.ru/d/TzODMrWEZmhXVw
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Педагогическое сопровождение одаренных детей в ДОУ посредством программы дополнительного образования
https://disk.yandex.ru/d/rH9tdsaxO7DG2Q
Предварительный просмотр:
«Применение
кейс-технологии и технологии mind map в дошкольном образовании»
(из опыта работы педагога)
Автор:
воспитатель
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №356 Центрального района Волгограда»
Югова Наталия Владимировна
Волгоград, 2022
Настоящее время сильно отличается от прошлого: сейчас правит техника и товаром выступает информация. Недаром же говорят, что 21 век — век информационных технологий. То, что еще совсем недавно казалось новым и неизведанным, сегодня уже неактуально. Человек покоряет космос уже в глубинах космического пространства. Человечество исследует океанское дно с помощью сверхсложной аппаратуры и в онлайн-режиме это могут наблюдать миллионы пользователей Интернета. Глобальная паутина стала всеобъемлющим пространством, которое объединило всех. Люди из разных уголков нашей планеты свободно общаются в режиме реального времени друг с другом, обмениваются фото-, видеозаписями, мнениями, обсуждают насущные вопросы. Мы постоянно виснем в порталах, ноутбуках, нетбуках, макбуках, планшетах, коммуникаторах, чтобы в любом удобном месте снова подключиться к бесконечному потоку информации. Сегодня информационные технологии задействованы везде: в промышленности, в авиатранспорте, ж/д транспорте, науке, образовании, социальных структурах, государственном управлении, экономики и культуре. Огромный объем информации получают и наши дети, именно работать с ней мы, педагоги, и должны научить будущего человека.
В настоящее время требуется иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет, поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос «как учить результативно?». Возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании. Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.
Одним из таких интерактивных подходов к обучению и воспитанию и становится кейс-метод. Кейс - метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал; действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия. Он достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения. Кейс-метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать воспитанников в изучении ситуации, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы. Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение педагогами актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Процесс подготовки детей к решению кейса основан на навыках и умениях работы с информационными средствами, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует научно-исследовательскую деятельность.
Еще в начале ХХ века выдающийся французский писатель-эссеист Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.»
Умение наблюдать, анализировать информацию, контактировать со сверстниками и взрослыми в процессе освоения какого-либо материала - это необходимые составляющие самореализации, развития и образования дошкольника. Все чаще я стала замечать, что многие дети испытывают серьезные проблемы в усвоении учебного материала, быстро теряют интерес к познавательным видам деятельности, боятся высказывать свое мнение, многие не могут обратиться за помощью, часто конфликтуют. Как научить детей не бояться трудностей, как повысить уровень познавательной активности дошкольников? В итоге, я пришла к выводу, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные качества личности как активность, ответственность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных ситуаций и учебных задач. Одним словом, воспитателю необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов.
На мой взгляд, одной из эффективных технологий развития способности нестандартно мыслить и является кейс-метод (решение проблемных ситуаций с использованием кейсов).
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения детей, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений, таких как аналитические умения (владения информацией, умений ее анализировать, классифицировать, представлять свой взгляд на решение проблемы, умение переносить полученную информацию на другие жизненные ситуации, умения делать выводы, активно участвовать в решении проблемы, умения рассуждать, сравнивать и обобщать, умения предвидеть последствия тех или иных действий, применять в процессе решения ситуации логическое мышление, проявлять любознательность), социальные умения (умение слушать и слышать мнение других участников дискуссии, поддерживать чужое мнение, оценивать свое поведение и поведение других), коммуникативные умения (вести дискуссию, защищать свою точку зрения, убеждать), сенсорные и речевые способности.
В процессе решения проблемных ситуаций дошкольники осваивают командную работу, учатся принимать решения, т.е. у них формируются познавательные способности. А педагог решает множество задач:
- Развивает у детей способность работать с информацией, аналитические способности и творческое мышление, т.е познавательные способности.
- Развивает связную, грамматически правильную речь, речевое творчество.
- Формирует навыки коммуникативного взаимодействия.
- Раскрывает способности детей и создает благоприятные условия для их индивидуальной реализации.
Данная технология дает возможность педагогу работать по всем направлениям развития дошкольника, по всем 5 образовательным областям.
Название технологии и метода образуется от латинского термина «casus», который переводится как «необычный, запутанный случай». По другой версии это название происходит от английского слова «case» - портфель, чемоданчик.
По сути «кейс» - набор специально разработанных учебно-методических материалов (проблемных ситуаций) для дальнейшего их разбора в образовательной деятельности дошкольников.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Она активно преобразуется и адаптируется современными педагогами. Поэтому очень часто ее называют КЕЙС-МЕТОД.
На мой взгляд, данный метод может применяться с детьми начиная со среднего дошкольного возраста, когда у малышей уже имеется небольшой сенсорный, эмоциональный и интеллектуальный опыт.
Кейсы могут применяться в любых режимных моментах, на них можно строить целые занятия или даже систему, в игровой деятельности, в опытно-экспериментальной, в художественно-эстетической.
Существует несколько видов кейс-технологии:
- Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Ее можно взять из интернета. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решения, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
- Фото-кейс - это фото из реальной жизни.
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование) – это та же сюжетно-ролевая игра, только с проблемой. Если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные ранее знания и применить их на практике. Главное, чтобы дети смогли вспомнить свой опыт, предложили варианты решения проблемы, выбрали оптимальный вариант и дали совет. Главное, что дети перенесли ранее полученный опыт на конкретную ситуацию.
Например: ребенок играет роль злого волка, а остальные дети – жители леса (заяц, белка, сова, мышка)
Волк:
Ой-ой-ой, какой же я больной. Болит лапка, я наступил на колючку. Болят зубки. Живот болит, и голова болит.
Воспитатель:
-Какая проблема у волка? (он больной)
-Почему у него болит лапка? (натупил на колючку)
-Что нужно сделать волку, чтобы у него престала болеть лапка? (вытащить колючку)
-Что еще нужно для лечения лапки? (лекарства, перевязка, мазь, подорожник и т.д)
-Где в лесу найти лекарство? (лекарственные травки)
-Какая трава поможет залечить ранку? (подорожник)
-А, где же его найти в лесу? (у тропинки, овраге, полянке, в тени и т.д.)
-Дайте совет волку, чтобы у него не болели зубки.
-Что нужно делать, чтобы не болеть?
Волк вместе с воспитателем подводит итог, проговаривая все варианты предложенные детьми.
- Анализ конкретных ситуаций – это анализ ситуации, которая произошла в реальной жизни, здесь и сейчас. Например, девочка играла с куклой и коляской, а другая подошла и отобрала.
В работе над кейс-иллюстрацией и фото-кейс выделяют следующие этапы (алгоритм работы):
Первый этап - Знакомство с ситуацией, ее особенностями.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем).
Дети определяют проблему, изображенную на иллюстрации.
Третий этап – предложение возможных решений, «мозговой штурм». Участники дискуссии определяют последствия сложившейся ситуации, если ничем не помочь? (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия?)
Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения. Предположения детей, подбор вариантов выхода из проблемной ситуации.
Пятый этап – решение кейса – выбор одного или нескольких вариантов (последовательности действий). Выбор наиболее оптимального решения выхода из сложившейся ситуации. Он может быть 1 или несколько.
Для старших дошкольников вводят шестой этап – рефлексия (оценка действий участников дискуссии и обсуждение кейса).
Так как кейс-метод достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения, то я в процессе работы над кейсами с детьми составляю небольшие интеллект-карты (карты размышлений) проблемной ситуации (технология mind map). Mind map (ментальные карты, интеллект-карты) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. В центре всех ментальных карт — главная идея, вопрос, проблема. От нее отходят ключевые мысли, предположения, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию и не найдете ответ на поставленную задачу. Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен.
На первых этапах освоения кейс-технологии, такие карты дети составляют совместно с педагогом на доске или листе бумаги, в дальнейшем - самостоятельно группой или индивидуально. Так как дети не умеют писать, но они умеют рисовать, то я использую мнемознаки, картинки и символы. Наши карты размышлений (интеллект-карты) представляют собой сеть взаимосвязей, где проблема находится посередине или вверху, и от нее отходят ветви – разные предположения и варианты ее решения.
Требования к кейсу (заданию):
- соответствовать четко поставленной цели, т.е. вы должны четко понимать, какие знания или умения вы формируете посредством данного кейса.
- иметь уровень трудности, соответствующий возрасту детей. Кейс должен содержать материал, не указывающий прямо на решение проблемы, он должен иметь наводящий характер, т.е. те самые связующие нити между проблемой и ее решением.
- иллюстрировать типичные ситуации;
- быть ориентированным на коллективную работу;
- провоцировать дискуссию. Задания, вопросы взрослого должны стимулировать детей высказывать свое мнение.
- иметь несколько решений.
Отличие кейс-метода от метода решения проблемных ситуаций
Кейс-технология (метод) в отличие от метода решения проблемных ситуаций не предлагает проблему в открытом виде. Детям самостоятельно предстоит вычленить проблему из той информации, которую содержит кейс (кейс-иллюстрация, фото-кейс или сюжетно-ролевая ситуация). В методе решения проблемных ситуаций проблема выдается взрослым в открытом виде, она обозначается на начальном этапе. В кейс-методе предполагается несколько вариантов решения проблемы и дети совместно со взрослым или самостоятельно разрабатывают практическую модель ее реализации. В методе решения проблемных ситуаций – одно единственное правильное решение.
Применение кейс-технологии в образовательном процессе повышает познавательную любознательность, а, следовательно, развивает познавательные способности дошкольников, а это фундамент интеллекта будущего школьника. Кейс-метод позволяет приблизиться к практике, встать на позицию человека, принимающего решения. При этом дети могут самостоятельно применять полученные знания в реальной жизни. В результате, они без затруднений будут находить нестандартные решения любых проблем и научатся работать в команде. Следовательно, данная технология, способствует формированию всесторонне гармонично развитой и социально-ориентированной личности будущего гражданина нашей страны.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Мастер-класс «Развитие познавательных способностей дошкольников посредством кейс-технологии» (Югова Н.В.) https://disk.yandex.ru/d/FXy9UAmiiqcJlw
- Фрагмент видеозанятия познавательного направления с использование кейс-технологии «Откуда на территории детского сада взялся грецкий орех?» (Югова Н.В.) https://disk.yandex.ru/d/SMBf2bCQRErb1A
- Мастер-класс «Использование кейс-технологии при формировании знаний ПДД у старших дошкльников» (Югова Н.В.) https://disk.yandex.ru/i/1KsZFIkdTe_lZA
- Фрагмент видеозанятия социально-коммуникативного направления, безопасность жизнедеятиельности, направленного на формирование знаний ПДД у дошкольников старшего возраста (Югова Н.В.) https://disk.yandex.ru/d/oYpUWazvwH2dFg
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Б о л ь ш а я к н и г а П Д Д Пособие «Большая книга ПДД» направлено на закрепление знаний ПДД и отработке навыков безопасного поведения на дороге. Задачи: закрепление и выработка практических навыков поведения необходимых участникам дорожного движения, в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих игр.
Пособие представлено в виде книги, со с траницами которой можно играть. Представленные страницы содержат различные виды проезжей части и фигурки участников дорожного движения. Ребенок получает задание рассмотреть вид проезжей части и расположить на ней те элементы (разметку -пешеходный переход, пешеходный светофор, знаки ДД, которые позволяют пешеходу безопасно её пересечь. Ребенок должен объяснить свой выбор.
На этих страницах дети закрепляют правила поведения в личном и общественном транспорте. Дети выбирают картинки, на которых дети ведут себя безопасно в транспорте и накладывают на них восклицательный знак зеленого цвета. На картинки, на которых изображены дети нарушающие правила поведения в транспорте, накладываются красные крестики.
Рассматривая картинки страницы «Безопасного поведения водителей» дети закрепляют правила безопасной езды на велосипеде, самокате и роликах. В игре также используются зеленый ! и красный Х. На страницах раздела «Что делать, если ты потерялся» дети закрепляют знания алгоритма действий в случае отставания от взрослых.
Предварительный просмотр:
Авторская образовательная мультимедийная презентация
«Дорожная азбука для пешехода»
предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
https://disk.yandex.ru/d/KQd1Y-2FgHsBFg
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Реализация этнокультурного казачьего компонента в ДОУ
(из опыта работы)
https://disk.yandex.ru/d/y7f9QrACTWWOcQ
Предварительный просмотр:
Технология познавательно-исследовательской деятельности дошкольников по ФГОС
https://disk.yandex.ru/i/0oM0zyqNSwLh2A
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
https://disk.yandex.ru/i/exMumqoHRJdc8A
«Чемоданчик размышлений»
методическое пособие
Югова Наталия Владимировна
воспитатель
первой квалификационной категории
Волгоград, 2022 г.