Распространение педагогического опыта
Материалы, подготовленные мной для участия в педагогических советах, семинарах, мастер-классах, методических объединениях и многих других активностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 200» Г. ОРЕНБУРГА
ТРАНСЛЯЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВА ДОО В ФОРМАТЕ «ВСТРЕЧИ С ПСИХОЛОГОМ»
КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО»
В РАМКАХ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Выполнил: Терентьева Мария Александровна – педагог-психолог первой квалификационной категории МДОАУ № 200 г. Оренбурга |
Оренбург 2024
2 слайд
С 1 сентября 2023 года детские сады по всей России начали работать по обновленным образовательным программам дошкольного образования, созданным на основе ФОП ДО и ФГОС ДО. Изменения касаются непосредственной работы с детьми и с семьями воспитанников, которую осуществляют педагогические коллективы образовательных организаций.
Одной из глобальных задач в работе педагогов-психологов является поддержание эмоциональной стабильности и профессиональной целеустремленности педагогов-дошкольников, тем более в период значительных перемен.
В организационном разделе Федеральной образовательной программы дошкольного образования описаны психолого-педагогические условия ее реализации. Так в п. 13 сказано, что успешная реализация Федеральной программы обеспечивается через непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в процессе реализации Федеральной программы в ДОО, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам родительского и профессионального сообщества.
3 слайд
Для выполнения обозначенных задач, мною была предложена такая форма работы, как «Встречи с психологом». В спокойной неформальной обстановке, располагающей к общению и помогающей в решении тех или иных задач по запросам педагогов, проходят наши встречи, своего рода практикумы.
Рассмотрим организационные моменты «Встреч с психологом». Мероприятия проходят дважды в месяц по средам, в соответствии с планом работы ДОО. Участие в мероприятии является добровольным, посещение рекомендуемое, но свободное. Время мероприятия строго регламентировано. Это 30 минут. Зная, что встреча не затянется на долгие часы, участники с большим удовольствием приходят ко мне. Это действительно важно, поскольку в современной реальности каждая минута на счету.
4 слайд
Тематика мероприятий выбирается с учетом потребностей коллектива. В начале учебного года я осуществляю опрос с целью выявления наиболее востребованных тем. Таким образом, мы повышаем уровень заинтересованности участников. Но в то же время мы оставляем несколько мероприятий открытыми, без определенной тематики. Это делается умышленно, поскольку в постоянно меняющемся современном мире может возникнуть спонтанная потребность или же запрос, не учтенный ранее. Но от этого он становится еще более важным.
5 слайд
Когда в Стране была объявлена специальная военная операция, в обществе резко возрос уровень тревоги, также это затронуло и работников детских садов. В связи с этим «Встреча с психологом» была посвящена практикам, позволяющим снизить проявления тревоги, снять острое стрессовое состояние.
Еще пример. Совсем недавно мы все с вами участвовали в разработке новых программ, теперь вся наша работа строится немного иначе. В тот момент мы столкнулись с неприятием коллективом новых условий работы, их негативизмом. Чтобы помочь коллективу преодолеть этот профессиональный кризис, также были организованы «Встречи с психологом», направленные на принятие перемен и формирование позитивной внутренней позиции членов коллектива ДОО в отношении инноваций.
6 слайд
Контингент участников «Встреч с психологом». Обычно работа психолога ограничивается взаимодействием с воспитателями. Но мы не забыли и об их помощниках. Ведь они тоже много времени проводят с воспитанниками, часто помогают воспитателям в организации утренников и иных мероприятий, а также регулярно осуществляют присмотр и уход за детьми. Таким образом, они, безусловно, являются неотъемлемой частью команды ДОО. В связи с этим половина встреч посвящена именно работе с ними. Я бы хотела отметить, что помощники воспитателей воспринимают приглашения на встречи даже с большим энтузиазмом, чем педагоги. После нескольких встреч, уже стало заметно, что коллектив нашего сада стал более дружным и сплоченным. Помощники воспитателей, посещающие мероприятия с психологом, чувствуя свою значимость и внимание, обращенное на них, по словам воспитателей, стали чаще участвовать в общесадовских мероприятиях, охотнее помогать воспитателям в повседневной жизни группы.
7 слайд
Место «Встречи с психологом» изменить нельзя. Я провожу свои мероприятия в спортивном зале. Пол застелен ковровым покрытием, поэтому, пока мы ждем прихода остальных участников, уже пришедшим предлагается без обуви пройтись по тактильным дорожкам и походить по залу «без каблуков». Сбор осуществляется под тихую расслабляющую музыку. Обстановка успокаивает и располагает к общению. Участники на протяжении всей встречи свободно располагаются в помещении зала. Среди инвентаря есть мягкие модули, подушки и кресло-груша, которые они с удовольствием используют, чтобы удобнее расположиться. Сидя или лежа на ковре, мы можем применять различие способы релаксации.
8 слайд
Подготовка. Перед тем как провести мероприятие, я прохожу по группам и приглашаю участников лично. Как показывает практика, такой метод взаимодействия увеличивает количество пришедших. Также в общем чате сообщается тема, которой посвящена встреча. Поэтому участники приходят уже с осознанием того, зачем они пришли и о чем пойдет речь. Перед тем как проводить встречу, я составляю конспект-сценарий, который согласовывается с администрацией детского сада.
9 слайд
Ход мероприятий. Все «Встречи с психологом» я выстраиваю по одной и той же схеме. Меняя содержимое в соответствии с выбранной темой. Таким образом, структура встреч следующая:
- Сбор участников, отстранение от непосредственной работы с детьми, прогулка по тактильным дорожкам и паласу «без каблуков».
- Приветственное упражнение, часто юмористическое, целью которого является сброс напряжения, разрядка официальной обстановки.
- Небольшая беседа, по теме встречи, возможен теоретический материал, но в сжатой форме. Предлагаются памятки каждому участнику.
- Минутка самопознания. Традиционную диагностику коллектива мы частично заменяем самотестированием. Наша задача не вывести членов коллектива «на чистую воду», уличив их в наличии того или иного «неверного» ответа на вопросы диагностических методик, а помощь в осознании собственных психологических особенностей. Все мы знаем, что даже если мы проводим анонимное тестирование на бумажных бланках и затем собираем их для обработки, социально желаемых ответов не избежать. Поэтому я использую сайты с онлайн тестами. Безусловно, первоначально я использую оригинальные и проверенные методы диагностики известных авторов, надежные и проверенные. Каждую онлайн методику я проверяю на соответствие оригиналу, прежде чем предлагать ее коллективу. С помощью общего чата я распространяю ссылку, прямо во время мероприятия. В течение нескольких минут участники проходят тестирование, используя мобильные телефоны. Затем мы обсуждаем возможные результаты, обращая внимание на проявления тех или иных признаков или уровни развития тех или иных исследуемых качеств. Но при этом участники не показывают публично результаты собственного тестирования. Если есть потребность высказаться или желание подробнее разобраться с результатами, то это осуществляется позднее в ходе индивидуальных консультаций.
- Практическая часть встречи – основная, она включает в себя несколько упражнений, подобранных в соответствии с темой. Участие в упражнениях также осуществляется по желанию. Но как показывает практика, если педагоги или их помощники приходят ко мне уже не в первый раз, они чувствуют себя достаточно свободно и в большинстве случаев участвуют все.
- Экспресс-рефлексия реализуется с помощью небольших упражнений, позволяющих отреагировать эмоциональное состояние или настрой группы. Количество участников обычно не превышает 10 человек, поэтому высказаться успевают все.
Таким образом, я осуществляю психопрофилактическую работу с членами коллектива ДОО на протяжении нескольких лет. Данный вид работы показал себя эффективным, благодаря регулярности встреч и краткой их продолжительности. Надеюсь, мой опыт будет вам полезен. Спасибо за внимание!
Нормативная база:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264).
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. N 1028).
Список литературы:
- Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып.1 Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.
- Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 284 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.2 : Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения : учеб. пособие / Е.И. Рогов. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 477 с. : ил.
- Электронный журнал. Справочник педагога-психолога. Детский сад.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 200» Г. ОРЕНБУРГА
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОАУ № 200
____________И.П. Данилова
приказ от __________ № ___
СЦЕНАРИЙ
ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
«ИГРЫ 4D: ДЕТИ, ДВИЖЕНИЕ, ДРУЖБА, ДВОР»
19.05.2022
Выполнил: | Рулева Светлана Владимировна заместитель по ВО и МР Бутусова Светлана Павловна учитель-дефектолог высшей кв. категории МДОАУ №200 г. Оренбурга Рыбина Наталья Владимировна учитель-логопед высшей кв. категории МДОАУ №200 г. Оренбурга Терентьева Мария Александровна педагог-психолог первой кв. категории МДОАУ №200 г. Оренбурга Фомина Татьяна Геннадьевна музыкальный руководитель высшей кв. категории МДОАУ №200 г. Оренбурга |
Оренбург, 2022
Целью Фестиваля является популяризация детской игры среди детей и взрослых.
Задачами Фестиваля являются:
1. Создать условия для детских подвижных игр через проведение Фестиваля игры в г. Москве и в регионах РФ.
2. Укрепить детско-родительские отношения через взаимодействие в подвижной игре.
3. Вовлечь детей дошкольного возраста в коллективные подвижные игры.
4. Организовать активный семейный досуг детей и родителей.
Место проведения: МДОАУ «Детский сад № 200» г. Оренбурга.
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста, педагоги, гости.
Площадки:
- «Подвижные игры»
- «Музыкальные игры»
- «Свободная игра»
- «Творческая мастерская»
- «Фотозона»
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте,
Здравствуйте, Здравствуйте!
Мы рады приветствовать вас!
Как много светлых улыбок
Мы видим на лицах сейчас.
Сегодня праздник нас собрал:
Не ярмарка, не карнавал!
Фестиваль для всех детей
Начинаем мы скорей!
Ведущий: Мальчишки и девчонки! А также их родители и воспитатели, мы рады приветствовать Вас на замечательном празднике, празднике дружбы, здоровья и игры. На региональном фестивале детской игры «4D: дети, движение, дружба, двор».
Ведущий: Региональный фестиваль детской игры «4D» объявляю открытым.
Ведущий: Ребята, посмотрите на наш фестиваль пришла Елочка.
Елочка: Здравствуйте! Я веселая и общительная Елочка! Больше всего на свете я люблю узнавать что-то новое и неизвестное, а еще мне очень нравиться играть в разные игры! Вот услышала, что в вашем детском саду намечается интересненькое мероприятие, и решила поспешить к вам в гости.
Ведущий: Елочка, наши дети тоже очень любят играть. Они очень активные. И всегда идут всем на помощь. Сейчас они тебе покажут какие они смелые, ловкие и умелые!
Елочка: Ребята, давайте настроимся на игру. Произнесем закличку.
Закличка «Мы ребята, озорные»
Мы ребята, озорные,
Мы ребята, боевые,
Будем бегать и скакать,
Выходи скорей играть.
Ведущий: Ребята, приглашаем вас на площадки. У каждой группы есть свой маршрут следуйте по карте. Уважаемые гости, приглашаем вас принять активное участие в фестивале, присоединяйтесь каждый к своей группе и покажите личным примером, какие вы сильные ловкие и смелые!
Площадка «Подвижные игры»
Игра «Классические резиночки»
1 – «десяточки» (повторяются 10 раз)
Стоим слева от резинки, впрыгиваем двумя ногами в серединку, выпрыгиваем справа. Обратно прыгаем, наоборот, справа налево. Всего 10 раз.
2 – «девяточки» (повторять 9 раз)
Становимся в серединку между резинками, в прыжке разводим ноги и приземляемся с наружных сторон так, что между ног оказываются две линии резинки. Снова впрыгиваем двумя ногами в середину.
3 – «восьмерочки» (повторяем 8 раз)
Становимся в середину между резинками, подпрыгиваем и наступаем на обе резинки, прыжок — возвращаемся обратно в серединку.
4 – «семерочки» (7 раз)
Правая нога стоит между резинок, левая – снаружи. Прыжок с поворотом на 180 – поменяли положение ног, теперь левая внутри, правая снаружи. Опять подпрыгиваем с поворотом на 180 и возвращаемся в начальное положение.
5 – «шестерочки» (повторить 6 раз)
Становимся левой ногой на левую резинку, правой ногой – на правую. Прыжок с поворотом на 180 – поменяли положение ног, теперь левая оказывается на правой резинке, правая – на левой. Подпрыгиваем с поворотом на 180 и возвращаемся в исходную позицию.
6 – «пятерочки» (повтор 5 раз)
Стоим снаружи по левую сторону от резинок. Подпрыгиваем, цепляя правой ногой левую резинку и перепрыгиваем через правую. В итоге правая нога оказывается зажатой в треугольнике, а левая стоит снаружи. Теперь левую ногу перекидываем к правой в центр треугольника, немного отходим влево так, чтобы раздвинуть расстояние между резинками, и выпрыгиваем с правой стороны от резинок.
7 – «четверочки» (4 раза)
Стоим снаружи лицом к резинке, прыжок вперед – приземляемся между резинками, прыжок вперед – выпрыгиваем наружу, прыжок назад спиной (не поворачиваясь) в серединку, выпрыгиваем назад спиной в начальную позицию.
8 – «троечки» (3 раза)
Стоим снаружи лицом к резинке слева, прыгаем вперед, цепляя двумя ногами левую резинку, напрыгиваем на правую. Подпрыгиваем с поворотом на 180, сбрасывая резинку с ног, и приземляемся снаружи справа лицом к резинке. Повторяем в обратном направлении.
9 – «двоечки» (2 раза)
Стоим слева от резинки. Прыгаем, наступив двумя ногами (одна впереди, другая сзади) на левую резинку. Подпрыгнув с поворотом на 180°, наступаем двумя ногами (одна впереди, другая сзади) на правую резинку. Повторяем в обратном направлении.
10 – «единички» (1 раз)
Стоим снаружи спиной к левой резинке, подпрыгиваем и цепляем двумя пятками левую резинку, приземляемся на правую двумя ногами. Выпрыгиваем справа, освободив ноги от резинок, и останавливаемся за резинкой и лицом к ней.
Игра «Горячая картошка»
Участники становятся в круг и начинают перебрасывать друг другу мяч. Но мяч становится все горячее. И бросать его нужно быстрее и резче, при этом выкрикивая слово «Горячо». Нужно как можно быстрее перебросить мячик, не задерживая его в руках. Тот, кто держит его слишком долго, не успел словить или просто уронил, наказывается. Его отправляют в центр круга, где он должен сидеть на корточках. Считается, что «картошка» попала в котел и там варится. Каждая «картофелина» может спасти себя сама. Сидящие в центре круга могут подпрыгивать, пытаясь дотронуться до пролетающего над их головами мяча. Если кому-то это удалось, то этот участник возвращается в круг, а тот, кто бросал мяч переходит на его место и садится в «котел».
Игра «Путаница»
«Бабушка, нитки запутались» - все встают в круг и протягивают вперёд руки. Нужно схватиться руками за руки разных людей, пока водящий отвернулся. Затем он должен распутать этот клубок, не размыкая круг.
Площадка «Музыкальные игры»
Игра «Веселые музыканты»
Возрастная категория: 4+.
Оборудование: Погремушки, шумовые музыкальные инструменты, сделанные своими руками
Описание игры: с помощью считалки выбирается дирижер:
Мы в оркестр играть начнем.
Дирижера позовем:
1,2,3 – дирижером будешь ты!
Под любую мелодию (из двух частей) дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (шуршащих или гремящих предметах). Дирижер стоит в центре круга, дирижируя. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол (на землю), легко бегут по кругу. Дирижер становится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием 2-й части музыки все быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.
Коммуникативная игра «Дождевые капли»
Автор Фомина Т.Г.
Возрастная категория: 5+.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись.
Описание игры: Разложить обручи по кругу, на один меньше, чем количество пар играющих.
Дети распределяются на пары, встают вокруг обручей друг за другом (по одному) Проговаривают слова вступления, начинают движение под легкую подвижную музыку (по выбору музыкального руководителя). Взрослый проговаривает текст (дети могут повторять приемом «эхо»), дети меняют движение согласно содержанию текста. Между сменой движения могут быть музыкальные промежутки.
Дождик, дождик, веселей! - стоят, говорят хором
Капай, капай, не жалей!
Звучит музыка
Взрослый: Побежали по дорожке
Капельки на тонких ножках – легкий бег друг за другом вокруг обручей
Капли пару отыскали,
Веселее поскакали – дети формируют пары, двигаются поскоком
Бегали, игрались,
В луже искупались! - произнося последнее слово, прыгают парами в обруч
Пара не попавшая в обруч выбывает. Из игры убирают один обруч
Игра «Покажи движение»
Возрастная категория: 4+.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись.
Описание игры: В игре принимают участие все дети и взрослые. Считалочкой выбирается ведущий, он встает в центр. Все становятся вокруг него в хоровод. Включается песня Надежды Калаповой «Веселый хоровод». Все двигаются с песней в хороводе (если нет магнитофона –двигаются в хороводе, произнося хором слова):
Наш веселый хоровод за собою всех ведет.
Озорная детвора эту песенку поет.
Друга за руки держи, не толкайся, не спеши!
Если выберут тебя – нам движенье покажи!
Ведущий, по окончании песенки, начинает показывать определенное движение: танцевальное или имитацию бытовых манипуляций. Все повторяют за ним, а ведущий, наблюдая. выбирает лучшего исполнителя, который становится новым ведущим.
Площадка «Свободная игра»
Ведущий: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, родители! Приветствуем вас на Площадке для «Свободной игры». Все дети любят играть, а все взрослые в душе немного дети. На нашей площадке вы можете найти множество различных игр. Окунемся в атмосферу детства и поиграем.
На свободной площадке собраны разнообразные игры. Дети сами выбирают во что им играть.
Оборудование: стаканчики, тарелки, фломастеры, мелки, обручи, скакалки, игра «Закати шарик», кольцеброс и т.д.
Площадка «Творческая мастерская»
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Доброе утро Вам, родители и педагоги! Я приветствую вас в нашей «Творческой мастерской». Сегодня у нас в гостях защитники природы. Посмотрите вот они. (Дети рассматривают заготовку для плаката). Вы знаете кто это? Правильно это Эколята – защитники природы. После долгой зимы Эколята гуляли по лесу и нашли вот такую полянку. На берегу пруда. Огляделись они и очень расстроились. Как вы думаете, почему? Верно на поляне совсем пусто. Чем мы можем помочь? Давайте наполним нашу полянку жизнью. Вспомним, что бывает на полянке и подумаем, из чего мы можем это сделать. Чтобы сберечь природу, предлагаю вам воспользоваться материалами вторично. Это значит, что эти материалы уже использовались, а мы их используем еще раз. Посмотрите, что у нас тут есть.
- Полиэтиленовые пакеты голубые, желтые и белые – для создания озера, солнца и облаков.
- Палочки от мороженого – лучи солнца.
- Газеты, покрашенные в разные цвета – тюльпаны и птицы.
- Стаканчики пластиковые – основа для цветов
- Пластиковые крышки – основа для создания насекомых.
- Фантики от конфет – основа для крыльев бабочек.
Дети выбирают что будет создавать их группа и изготавливают картину «Весенняя полянка». Родители помогают и принимают активное участие в создании картины.
Площадка «Фотозона»
Дети и педагоги фотографируются. Оставляют отзыв о мероприятии. Дети прикрепляют смайлики, взрослые пишут пожелания.
Завершение Фестиваля
Ведущий и Елочка награждают участников.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 200» Г. ОРЕНБУРГА
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОАУ № 200
____________И.П. Данилова
приказ от __________ № ___
ТРАНСЛЯЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА:
ДИАГНОСТИКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР.
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
«ПРАВО РЕБЕНКА НА ИГРУ»
Выполнил: Терентьева Мария Александровна – Педагог-психолог МДОАУ № 200 г. Оренбурга |
Оренбург
2023
Диагностика уровня сформированности игровых навыков.
(Наблюдение на основе «Критериев развития игровой деятельности» по Эльконину Д.Б.)
Слайд 1
Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении ролевой игры, о котором упоминалось выше, хорошо знать ее специфику, закономерности ее развития, уровень ее сформированности у своих воспитанников.
Слайд 2
Для определения последнего — уровня сформированности игровых навыков у дошкольников — и была разработана предлагаемая вашему вниманию схема наблюдения. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Даниила Борисовича Эльконина, доктора психологических наук, профессора, выдающегося отечественного психолога, специалиста в области детской психологии, автора теории периодизации психического развития. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.
Слайд 3
Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым, который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).
Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса. Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.
Слайд 4
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям (Приложение 1.):
1. Распределение ролей.
2. Основное содержание игры.
3. Ролевое поведение.
4. Игровые действия.
5. Использование атрибутики и предметов-заместителей.
6. Использование ролевой речи.
7. Выполнение правил.
Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то, что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:
1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,
2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,
3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,
4 уровень — старше 5,5 лет,
Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.
Слайд 4 (запуск анимации 1)
1) Распределение ролей
1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).
2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.
3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.
4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.
Слайд 4 (запуск анимации 2)
2) Основное содержание игры
1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).
2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.
3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).
4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».
Слайд 4 (запуск анимации 3)
3) Ролевое поведение
1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.
2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.
3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.
4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
Слайд 4 (запуск анимации 4)
4) Игровые действия
1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).
2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.
3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.
4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
Слайд 4 (запуск анимации 5)
5) Использование атрибутики и предметов-заместителей
1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.
2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).
3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.
4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).
6) Использование ролевой речи
Слайд 4 (запуск анимации 6)
1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.
3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.
Слайд 4 (запуск анимации 7)
7) Выполнение правил
1 уровень — отсутствие правил.
2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.
4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.
Слайд 5
Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зеленый цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию. Пример таблицы размещен в приложении 2.
Слайд 6
Методика применения сюжетно-ролевой игры.
Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов.
Рассмотрим некоторые моменты работы Нинель Яковлевны Михайленко, советского педагога, психолога, автора концепции становления сюжетной игры в дошкольном возрасте, о формировании сюжетной игры в дошкольном детстве. В ней говорится, что развитие самостоятельной игры детей происходит гораздо быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства.
Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко, заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.
Слайд 7
Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры.
1. Выбор игры.
Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции.
Элементы творческой игры могут быть кратковременными или длительными. Воспитательные функции кратковременной игры в некоторой мере ограничены; нередко после эмоционального подъема наступает спад общего настроения. Это происходит в тех случаях, когда у детей не возникло потребности выполнять серьезную деятельность. Игра при этом выполняет лишь роль эмоционального стимула.
Неизмеримо большими возможностями располагает длительно функционирующая игра. Элементы игры, игровая форма при их длительном применении выполняют функции упражнений в организации коллективной деятельности детей. Например, игра «Мойдодыр» постоянно требует от ребят чистоты и опрятности.
Таким образом, по воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функций упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения.
2. Педагогическая разработка плана игры.
Начальный этап педагогического конструирования длительной игры — наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков — не на речке, а в комнате. Именно поэтому при разработке длительной игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению ее игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.
Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.
Слайд 8
3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4. Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья — поезд, кустарники — граница, бревно — корабль и т. п. Создание воображаемой ситуации — важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.
Педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества. Такая работа вносит в жизнь детского коллектива атмосферу общей заинтересованности, увлеченности.
Слайд 9
5. Распределение ролей.
При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.
Педагог должен учитывать очередность разыгрывания наиболее привлекательных для детей ролей. Именно это условие является тем дополнительным мотивом, который привлекает младших дошкольников к ролевой игре, так как дает возможность проявить через роль личные качества. Кроме того, перспектива получения желаемой роли — это стимул, вызывающий у детей стремление наилучшим образом разыграть любую роль, в том числе и «рядовую».
6. Начало игры.
Для того чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Для этого можно, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода или в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
Слайд 10
7. Сохранение игровой ситуации. В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами играющие дети. Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре.
1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх — четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «Есть, товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении). Если педагог в длительной игре будет обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру.
2) Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.
3) Все меры педагогического воздействия на детей - требования, поощрения, наказания - педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.
4) В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.
5) В процессе длительной сюжетно-ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Соревнование не только выполняет роль дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.
Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.
Слайд 11
8. Завершение игры.
Игра всегда рассчитана педагогом на определенный промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку.
Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.
Слайд 12
Таким образом, для повышения воспитательной эффективности сюжетно-ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.
Сопровождение педагогического совета.
- Игра-мотивация
В современной жизни все популярнее становятся игровые курсы для взрослых. С помощью игры, люди обучаются, получают необходимую информацию и навыки.
В то же время игра из жизни детей постепенно уходит. Предлагаю вам прямо сейчас немного поиграть.
Ведущий выбирает 5 педагогов, желающих поучаствовать в игре. Организуется игра «День рождения у бабушки». Ведущий старается нарушить как можно больше правил построения сюжетно-ролевой игры. Игра резко прерывается, идет общение с аудиторией. Предлагаются вопросы:
- Что вы сейчас увидели?
- Можно ли это назвать полноценной сюжетно-ролевой игрой?
Действительно показанная игра оставляет за собой много вопросов. Разобраться в том, что такое сюжетно-ролевая игра и в чем ее особенности нам помогут наши коллеги Бутусова С.П. и Шимарева А.Е.
- Игра-разминка «Веселый счет»
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Возраст: от 5 лет
Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
- Рефлексия.
Сегодня мы получили много полезной и важной информации. Но не будем забывать, что лучше всего знания получать через игру. Так давайте поиграем. Еще раз.
Ведущий приглашает 5 педагогов-участников первой игры. Организуется игра «День рождения у бабушки». Ведущий старается придерживаться правил построения сюжетно-ролевой игры. После игры идет общение с аудиторией. Предлагаются вопросы:
- Отличается ли вторая игра от первоначальной? Чем?
- Можно ли назвать эту игру сюжетно-ролевой?
- Можно ли считать, что теперь мы знаем, как грамотно организовать сюжетно-ролевую игру? (да)
Таким образом, можно сделать вывод, что наш педагогический совет прошел продуктивно.
Спасибо за внимание! Профессиональных Вам успехов!
Список литературы
- Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003. - 144 с. Электронный источник: https://golubevaelenav.narod.ru/psych_L/igra.htm
- Клюева, Н.В., Филипова, Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет/Н.В. Клюева [и др.]. - Ярославль, 2001.
- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с. - (Школа развития).
- Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с. Электронный источник: https://pedlib.ru/Books/3/0206/3_0206-1.shtml
Приложение 1.
Критерии анализа игровой деятельности по Эльконину Д.Б.
1 уровень – от 2,0 до 3,5 лет | 2 уровень – от 3,5 до 4,5 лет | 3 уровень – от 4,5 до 5,5 лет | 4 уровень - старше 5,5 лет | |
Распре-деление ролей | отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом | распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки?» | самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю | самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций |
Основ-ное содер-жание игры | действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем) | действие с предметом в соответствии с реальностью | выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить) | выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая» |
Ролевое поведе-ние | роль определяется игровыми действиями, не называется | роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий | роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка | ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры |
Игро-вые дейст-вия | игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление) | расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы | игровые действия многообразны, логичны | игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета |
Использование атри-бутики и пред-метов-замести-телей | использование атрибутики при подсказке взрослого | самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.) | широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени | использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использова-ны листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом). |
Использование ролевой речи | отсутствие ролевой речи, обращение к игра-ющим по имени. | наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя. | наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение. | развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль. |
Выпол-нение правил | отсутствие правил. | правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают. | правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации. | соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры. |
Приложение 2.
Пример оформления сводной таблицы по результатам наблюдения за уровнем сформированности
игровых навыков.
Уровень сформированности игровых навыков
(Наблюдение на основе «Критериев развития игровой деятельности»
по Эльконину Д.Б.)
Группа №__ для детей от ____до____ Дата наблюдения_____________
Воспитатель_____________________________________________________
соответствует | |
опережает | |
отстает |
1 ур. — от 2,0 до 3,5 лет
2 ур. — от 3,5 до 4,5 лет
3 ур. — от 4,5 до 5,5 лет
4 ур. — старше 5,5 лет
Ф.И. | Возраст ребенка | Распределение ролей | Основ. Содер-жание игры | Ролевое поведе-ние | Игров. Дейст-вия | Испол. Атрибу-тики | Испол. Рол. Речи | Выпол-нение правил |
1. Саша М. | 4 | 1 ур. | 2 ур. | 2 ур. | 2 ур. | 1 ур. | 1 ур. | 1 ур. |
2. Катя С. | 4,3 | 3 ур. | 3 ур. | 3 ур. | 2 ур. | 2 ур. | 2 ур. | 2 ур. |
3. Маша И. | 4,7 | 3 ур. | 3 ур. | 3 ур. | 3 ур. | 3 ур. | 4 ур. | 4 ур. |
4. Миша К. | 5 | 3 ур. | 3 ур. | 3 ур. | 3 ур. | 3 ур. | 3 ур. | 3 ур. |
Предварительный просмотр:
Использование техники оригами в условиях ДОО как средства подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе.
«Из обычного листа бумаги
можно сотворить целый мир»
В.Н. Дегтева
Цель – создание условий для подготовки ребенка к обучению в школе в условиях детского сада через создание фигурки оригами «Бабочка».
Задачи:
- обучать детей различным приёмам работы с бумагой: сгибание, складывание,
надрезание;
- формировать умение следовать устным инструкциям;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами
оригами;
- развивать внимание, память, пространственное воображение, глазомер, мелкую
моторику рук, творческие способности и фантазию детей;
- расширять коммуникативные способности детей и создавать игровые ситуации;
- воспитывать интерес к искусству оригами.
Оригами «Бабочка»
Следуя схеме, вы можете сложить вместе с детьми бабочек и украсить ими групповое помещение. Бабочек можно раскрасить или выполнить узор аппликацию. Можно использовать их в подвижных играх или театрализованной деятельности.
Список литературы
Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду. М.: Линка-пресс, 2010.
Материал подготовлен в рамках мастер-класса по теме самообразования:
Терентьева Мария Александровна, педагог-психолог 1 кв. категории МДОАУ № 200 г. Оренбурга
Предварительный просмотр:
Использование техники оригами в условиях ДОО
как средства подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе
Цель – создание условий для подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе в условиях детского сада с использованием техники оригами на примере создания фигурки «Птица».
Задачи:
- обучать детей различным приёмам работы с бумагой: сгибание, складывание;
- формировать умение следовать устным инструкциям;
- воспитывать интерес к искусству оригами;
- развивать коммуникативные и творческие (создание игровых ситуаций) способности детей.
Оригами «Птица»
Следуя схеме и описанию, вы можете сложить вместе с детьми целую стаю перелетных птиц и украсить ими групповое помещение.
Также вы можете воспользоваться видео-инструкцией:
Список литературы
- Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду. М.: Линка-пресс, 2010.
- Видео инструкция: https://dzen.ru/video/ watch/60be84a102064 d7bf35f3769?f=d2d
Материал подготовлен в рамках мастер-класса по теме самообразования:
Терентьева Мария Александровна, педагог-психолог 1 кв. категории МДОАУ № 200 г. Оренбурга