Самообразование педагога

Минакова Полина Григорьевна

Предварительный просмотр:

Программа-анкета для изучения трудностей в работе педагога

(самооценка, оценка)

Минакова Полина Григорьевна

Виды и элементы педагогической деятельности

Степень затруднения

очень

сильно

сильно

средне

почти нет

Тематическое планирование

+

Перспективное планирование

+

Планирование воспитательно-образовательной работы

+

 Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства

+

Планирование с учетом ФГОС

+

Овладение содержанием новых программ, методик

+

 Использование разнообразных форм, методов и приемов на занятиях

+

 Предоставление самостоятельности и проявления активности детей в течение любого вида деятельности

+

Использование методов развивающего обучения

+

Использование новых педагогических технологий

+

Организация исследовательской деятельности детей

+

 Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития

+

 Осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития

+

Организация свободной деятельности детей

+

 Организация развивающей среды в соответствии с рекомендациями и требованиями программы

+

 Выявление типичных причин низкого уровня усвоения программного материала

+

Учет и диагностика

+

Обобщение своего опыта

+

 Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки

+

Работа с родителями

+

 «ПОРТФОЛИО   ПЕДАГОГА»

Ф.И.О.  Минакова Полина Григорьевна

 Дата рождения  22.07.1992

Образование, какое и когда учреждение закончил(а): высшее, закончила Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул. Дата окончания 26 февраля, 2018 год.

Специальность, квалификация по диплому_____начальное образование__________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стаж общий __7_____________________________________________________________________

Педагогический стаж:  _________________7____________________________________________

В данном учреждении: __2,5 года___________________________________________

Занимаемая должность: учитель начальных классов

Квалификационная категория (Приказ №        от «___»___20___г.______________________________

Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации

Прошла курсы по теме: «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» в объёме 72 часов с 19.06.2017г. по 30.06.2017г. Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВО «ОмГПУ». Удостоверение о повышение квалификации на тему: «Оказание первой доврачебной помощи учащимся во время пребывания в образовательном учреждении» в объёме 16 часов с 2.03.18г. по 5.03.2018г. Дата выдачи 5.03.2018 г., г. Новосибирск.

«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» в объёме 72 часов с 5.02.19 по 12.02.19. «Современная методика организации учебно-познавательный деятельности младших школьников на уроках математики (в свете требований ФГОС НОО) в объёме 72 часов с 31.10.2019г. по 14.11.2019г. «Инклюзивное образование: взаимодействие педагогов с обучающимися ОВЗ (вводные навыки). Прошла на сайте «Первое сентября». Удостоверение о повышении квалификации сайт ООО «Инфоурок» «Специфика преподавания предмета «Основы православной культуры» в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального образования в объёме 108 часов с 28.08.2019г. по 18.09.2019г.

Имею следующие награды, звания, ученую степень, ученое звание__нет___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эл.почта  __polina.minakova.92@bk.ru_______________________________________________________________________

Контактный  телефон_89226588308__________________________________________

Наличие   сайта   ОО «Инфоурок»

Методическая деятельность педагога

Работа по самообразованию: Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.

Участие в методической работе: 

-  совещании МО учителей начальных классов, выступление с докладом по теме: «Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе» (ноябрь 2019 г.)

- провела мастер-класс по теме: «Формирование навыков групповой работы на примере урока окружающего мира в 1 классе «Когда мы станем взрослыми?» в рамках муниципального практико-ориентированного семинара «Национальный проект «Образование»: шаги в будущее» (февраль 2020 г.)

Участие в методической работе на муниципальном, региональном, федеральном уровне: Участие в городском методическом семинаре «Экспресс-обучение по технологии АМО». Мероприятие проводилось на базе МБОУ СОШ № 1, г.Пыть-Ях. Приказ № 16-О от 13.01.2020г. Участие в муниципальном интеллектуальном марафоне «Умники и умницы». Составление заданий для участников марафона по русскому языку.

09.12.2019-13.2019.  Модератор на станции «Юный натуралист» для учащихся 1 классов, «Занимательная грамматика» для учащихся   2 классов, «Литературная кладовая» для учащихся 4 классов. В конкурсе принимали участие команды 1 классов из всех школ города.  Наша школа заняла 3-е место. Приказ от 13.12.2019 № 433.

_________________________________________________________________

(Учебный год, дата, тема мероприятия, форма участия )

Участие в профессиональных конкурсах:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Учебный год, название конкурса, место проведения)

Использование современных образовательных технологий :нет.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(Название используемой технологии, годы использования технологии, имеющийся или прогнозируемый результат)

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта: нет

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(Год написания, название работы, тема)

Наличие собственной системы методических разработок: нет

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(Год написания, название работы, тема)

Наличие публикации:

Опубликовала на образовательном портале «Знанио» авторскую разработку Тема: Мастер-класс «Формирование навыков групповой работы на примере урока окружающего мира «Когда мы станем взрослыми?», 1 г класс. Дата публикации 25.02.2020.

____________________________________________________________________________ Год написания, тема публикации, место издания)



Предварительный просмотр:

Отзыв на учителя наставника

Крючек Ольгу Николаевну

Крючек Ольга Николаевна - это учитель, которому близки интересы и проблемы учителей. В основе отношений лежит безусловное принятие молодого педагога. Молодые педагоги безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы и платят ей доверием и любовью.

Она использует интересные, современные методы и технологии обучения. Она имеет хороший уровень научно-методической подготовки, хорошо владеет компьютером, использует ресурсы интернета на своих занятиях. Уроки – презентации, подготовленные ею, отличаются четкостью, составлены грамотно и профессионально. Ёе уроки – это всегда открытия, потому что она не только излагает факты, а учит ребят самостоятельно получать новые знания, имея хорошую научно – теоретическую подготовку. При посещении ее уроков, можно отметить умение направить деятельность учащихся на грамотную индивидуальную и групповую работу. Атмосфера сотрудничества и сотворчества царит на её уроках. Её работу отличают высокий профессионализм, работоспособность.

Ольга Николаевна очень позитивный, коммуникабельный человек. Она целеустремлена, активна, профессиональный коллега. Нельзя не сказать и о личностных качествах учителя. Требовательная, отзывчивая, внимательная, тактичная, любящая свое дело. Большая требовательность к себе и окружающим, совершенствование методов и приемов обучения в свете требований времени - вот основные черты, характеризующие Ольгу Николаевну, как учителя, руководителя ШМО педагогов.

Ольга Николаевна пользуется авторитетом среди коллег и родителей, её любят и ценят ученики нашей школы.

Она видит наш профессиональный рост, радуется за нас, наблюдая, как растет наше мастерство. Именно такой учитель, увлеченный своей работой, очень нужен современной школе.  



Предварительный просмотр:

Педагогическое представление по теме самообразования

«Современные подходы к обучению орфографии

в начальных классах»

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы. По мнению многих методистов (Н.С. Рождественский, М.Р. Львов, М.М. Разумовская и др.), «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых ошибок. Поэтому умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.

Актуальность темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформирована орфографическая грамотность на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное овладение любой школьной дисциплиной.

В основе орфографической грамотности младших школьников лежит освоение орфографических действий, которое состоит из двух ступеней: постановки орфографической задачи (выделение орфограммы) и решения орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Решая орфографическую задачу, обучающийся совершает определенную последовательность действий. Так или иначе, любое орфографическое действие начинается с того, что учащийся видит орфограмму в слове и осознает, какие действия ему необходимо совершить, чтобы решить поставленную орфографическую задачу. Таким образом, орфографическая деятельность как процесс протекает в форме постановки и решения орфографических (учебных) задач.

Теоретическую основу работы составляют труды таких ученых как Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, П.С. Жедек, В.В. Репкин, методисты М.Т. Баранов, М.Р. Львов, М.М. Разумовская, М.С. Соловейчик, Р.Н. Бунеев и др.

Основной  единицей,  в  методике,  орфограмма,  написание,  решения.

Орфограммой  быть  буква,  букв,  стык  позиция  словами,  разделения  при  на  строку.  орфограмме  есть  менее  предлагаемых  один  этих  выбирает  

Орфограмма   такое  в  которое  определенному  правилу.

Таблица 1

Важнейшие орфограммы, изучаемые в начальной школе

№ п/п

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)

1

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове

2

Звонкие и глухие согласные

а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш; б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)

3

Непроизносимые согласные

а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове

4

Разделительный ь

наличие звука [Ц] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё

5

Разделительный ъ

а) наличие звука [Ц] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [ ]); б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня

6

Раздельное написание предлогов, слитное на-писание приставок

а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению

7

Заглавная буква в именах собственных

а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя

8

Заглавная буква в начале предложения

а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово

9

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

наличие в слове сочетаний

10

ь на конце имен суще-ствительных после шипящих

а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш  и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский

11

Безударные окончания имен существительных

а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное

12

Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его

а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное

13

Правописание безударных личных окончаний глаголов

а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний -ут -ют, -ат -ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или будущее

Чтобы научить писать грамотно, для этого выясним: Что есть орфографическая зоркость.

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много.

На своих уроках использую следующие приемы:

  • письмо с «дырками» – не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты (зеленый), чтобы выделить трудную буквы;
  • можно построить опорные схемы. Например: Весной лес оживает. – е оие. Из берлоги вылезает сонный медведь. – с и ее нн ед.
  • очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием.
  • можно проводить так называемый «диктант с обоснованием».

Я диктую слова, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т.к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;

  • хорошую обратную связь дает работа с сигнальными карточками.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому уделяю внимание развитию фонематического слуха.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты.  

В обучении орфографии наиболее эффективным считается именно осложненное списывание, т.к. в противном случае, оно рассматривается как действие механическое, неосознанное и поэтому приводящее к ошибкам.

На начальном этапе обучения списывание проводится коллективно с доски. В нужный момент запись учителем закрывается, а потом вновь предъявляется. В дальнейшем дети должны списывать не только с доски, но и из учебника или прописи.

Для достижения результатов необходимо систематически упражнять учащихся в списывании, обязательно соблюдая при этом следующую технологию:

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повторим предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнили ли его.

3. Выдели «опасные» места (орфограммы) в тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно написано (проговори так, как будешь себе диктовать во время записи).

5. Повтори предложение так, как будешь его писать (проговори орфографически).

6. Пиши, диктуя себе, так как написано.

7. Проверь написанное: читай то, что написал, подчеркни опасные места (орфограммы) и сверяй каждое опасное место (орфограмму) с печатным текстом.

При систематическом использовании такой технологии количество ошибок заметно уменьшается, практически исчезают «описки», развивается память, успешно запоминаются часто употребляемые при письме слова.

Прием какографии – умышленно ошибочное письмо.

На уроках обучения грамоте (закрепление букв гласных) учащимся предлагаю выполнить такое упражнение: правильно написать в тетради представленный ряд букв, например: А, N, O. Прежде чем дети приступят к выполнению задания в тетради, провожу коллективный зрительный анализ пространственного расположения элементов букв и вношу необходимые исправления (мелом другого цвета неверная буква зачеркивается и сверху пишется правильно).

В дальнейшем такие задания использую для работы в парах (группах), когда участие каждого ученика становиться более весомым.

После выполнения ряда таких упражнений детям задаю вопрос на размышление: «Если подобные ошибки будут встречаться в словах, к чему это приведет?» (Чтобы разобраться в написанном, читающему придется затратить больше времени).

На материале слов или предложений, когда искажение затрудняет легкость и быстроту чтения, школьники, постепенно осваивая способ действия, переводятся на самостоятельное решение задач по нахождению и исправлению неправильных образов букв. Чтобы при самостоятельно проводимой корректуре не оставалось ни одной неисправленной ошибки, учащиеся должны сравнивать выполненную ими работу с правильной записью.

3. Прием сознательного пропуска буквы на месте орфограммы Учащиеся должны действовать так: прослушав слово, записывают столько черточек, сколько звуков в слове; затем обводят кружочком те, которые обозначали звуки в слабых позициях, после чего записывают слово буквами, оставляя в отмеченных местах пропуски. Окончательная запись приобретает такой вид: 3-м-чат-льн- ж-вё- в з--парк- б-г-мо-.

В период обучения грамоте при печатании слов вместо «окошек» помещаем сигнал опасности (например, красный кружок): п . лá, р . кá. Постепенно дети «открывают», что «опасные места» могут встречаться и на конце слова: у Ол?, к Ол?.

Именно этот способ может обеспечить ребенку «уход» от ошибки там, где он осознает наличие «опасности», но не может решить орфографическую задачу. Умение действовать по принципу «знаю букву - пишу, не знаю - оставляю пропуск», будет помогать ученику на разных этапах обучения орфографии, поскольку правила, по которым следует выбирать буквы, он будет осваивать постепенно, на протяжении длительного времени.

4. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо. Приучаю детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка.

5. Комментирование (объяснение написания). Эффективным считаю письмо с комментированием отгадок на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда использую следующий прием: отгадку сопровождаю картинкой, на обратной стороне которой написано слово. После письма с комментированием идет самопроверка.

По мере продвижения от 1 к 4 классу комментированное письмо переходит в доказательное комментирование – рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти. Алгоритм проведения данного вида работы близок к алгоритму списывания. Существенным отличием является объём запоминаемого текста, место орфографического разбора.

Объём, сложность для письма по памяти постепенно усложняется. Начинала я работу с одного предложения, состоящего из 5,6 слов. Следующим этапом – было письмо по памяти по опорным словам, как правило, наиболее трудным в написании.

При организации письма по памяти руководствовалась дифференцированным принципом обучения. Деление класса на три группы негласно и условно, так как состав группы не постоянен.

Дифференциация организовывалась по объёму, по характеру мыслительной деятельности, уровню владения орфографическим навыком. Например, группа учащихся с высоким уровнем обучаемости, записывает текст в полном объёме без слов-опор; ученики среднего уровня – в полном объёме по опорным словам, низкого уровня обучаемости – определённую часть текста по опорным словам.

На начальных этапах для учащихся с низким уровнем обучаемости письмо по памяти сводится практически к списыванию с последующим орфографическим разбором, пропущены лишь некоторые слова, которые необходимо ребёнку воспроизвести в памяти. Следует отметить, что письмо по памяти – трудоёмкий процесс, с большой затратой учебного времени. Но эффективность такой работы высока.

6. Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Алгоритм проведения: 1. Прочитать текст. 2. Найти в каждом слове «опасные места». 3. Объяснить их написание. 4. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически. 5. Списать. Часто проработанный текст записываем по памяти. 7. Скоростное письмо.

Считаю, что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова: 1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое). 2. Самостоятельное чтение хором. 3. Объяснение орфограмм (коллективно). 4. Считают количество предложений в тексте. 5. Чтение по предложениям. 6. Орфографическое чтение. 7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.). 8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях. 9. Проверка написанного. 8. Звуковой анализ слов.

Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.

 9. Письмо с простукиванием. Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.

10. Использование словарей. Уже на первых уроках знакомлю учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе становится «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.

11. «Запоминалки» (для выделения орфограммы и запоминания её правописания). Элла, Нонна, ванна, класс, ссора, теннис и рассказ, миллион, шоссе, программа, грипп, аллея, телеграмма. Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем. Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.

Считаю, что «запоминалки» не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.

12. Поиск орфограмм в «чистом» тексте. Это работа со специальными карточками, которые позволяют: - развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами; - самостоятельно проверить результат работы; - видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.

Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ – это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Конечно же, положительное в этом упражнении то, что ребенок сразу же после выполнения задания видит результат своей работы. Рабочие листы второго вида представляют собой занимательные тексты. За основу берутся интересные статьи, заметки из веселых детских журналов, популярных энциклопедий, небольшие художественные произведения известных авторов; найденные тексты перерабатываю, насыщая необходимыми орфограммами или оформляю на карточку. Важно, что в тексте буквы не пропускаются. Ученику необходимо подчеркнуть (и/или выписать) все слова на пройденное орфографическое правило, графически объяснить их написание.

Орфографический самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат.

При формировании самоконтроля операции по обнаружению описок и ошибок разводятся: ведь их появление спровоцировано разными причинами. Это отражено в специальных пунктах памяток, которые направляют действия учеников в различных ситуациях письма.

Памятка: как писать без ошибок?

1-2. Найди в слове орфограммы и определяй,

знаешь ли буквы.

Знаешь Не знаешь

3. Пиши без «окошек», Пиши с «окошками». отмечай орфограммы.

Попробуй узнать буквы

Узнал(а) Не узнал(а)

оставь «окошки»;

Вставь и подчеркни. где надо, покажи выбор букв.

4.Проверь.

- читай по слогам, нет ли описок, снова находи все орфограммы;

- где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок;

- есть – исправляй; сомневаешься – над буквой ставь «?».

Нам важны в данной памятке два ключевых момента. Первый – пиши с «окошком» (осознанный сигнал) и второй – «проверь», который ориентирует детей на осуществление итогового самоконтроля. Как уже видно, первый шаг направлен на нахождение описок, а следующий шаг самопроверки – поиск орфографических ошибок.

13. Работа над ошибками. Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. При проверке работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а у более слабых учащихся неверно написанную букву зачеркиваю или подчеркиваю все слово с ошибочным написанием.

Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. Чтобы заставить ребенка серьезно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавиться от них, при проверке тетрадей, в которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила правописания.

Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу.

Пример памятки работы над ошибками:

1.Запиши и подбери проверочное слово /проверяемое написание/ (Зима –зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит).

2.Подбери 3 слова на это правило. ( Москва, Зарайск, Луховицы, Смоленск. Объезд, съёмка, въехал, съели. Молодёжь, дочь, речь, рожь. Лыжи, жила, пружина, жизнь.)

3. Напиши целую строку /непроверяемое написание/ (Собака, собака, собака, собака, собака, собака, собака).

Чтобы самоконтроль был эффективным и осознанным необходимо обеспечить его мотивацию: если ты хочешь, чтобы твоя запись была понятна, нужно писать без ошибок и описок.

Младших школьников необходимо приучать контролировать не только результат орфографического действия, но и ход его осуществления. О результатах самоконтроля по ходу письма сообщают окошки на месте пропущенных орфограмм.

К действиям, из которых складывается процесс итогового орфографического самоконтроля относятся:

а) выявление всех орфограмм записанного текста;

б) определение разновидностей орфограмм;

в) отграничения написаний, в правильности которых уверен, от тех, которые вызывают сомнения;

г) применения правил к сомнительным написаниям;

д) в случае необходимости – исправления.

4. Школьников нужно не только научить, но и приучить осуществлять названные действия. Достижению этой цели служат специальные памятки. Следуя их предписаниям, школьники ежеурочно приобретают опыт выполнения необходимых операций, в результате чего складывается умение осознанно контролировать правильность написанного.

5. Чтобы повысить обучающий эффект работы над ошибками, необходимо специально выбирать способ их показа, не ограничиваясь простым исправлением. Учет этих положений поможет успешному формированию способности проверять написанное, без которого не может полноценного орфографического умения.

14. «Орфографические» физкультминутки. Например, я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС и САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете (сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик).

Кроме перечисленных выше методов и приемов работы над формированием орфографической грамотности младших школьников, часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи.

Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической грамотности. Это процесс творческий, трудоемкий, занимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

В итоге, опыт работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической грамотности младших школьников с использованием обозначенных методов и приемов дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать, помогает глубже и прочнее овладеть программными знаниями, что создает условия для успешного продолжения образования.

«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты» К.Д. Ушинский


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

профессионального самообразования

учителя начальных классов

Минаковой Полины Григорьевны

Тема самообразования:

           «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

1. Паспорт программы.

Тема «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

Разработчик программы: учитель начальных классов Минакова П.Г.

Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога.

Задачи программы:

- приобретение учителем новых педагогических знаний;

- изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;

- изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;

- дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий;

- обобщение и распространение своего педагогического опыта.

2.Обоснование программы.

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.

Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Такое положение дел в начальной школе проистекает:- во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы. (В настоящее время четко определились две теоретические концепции русской орфографии: морфологическая и фонематическая);- во- вторых, из-за неразработанности научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.Объектом исследования является процесс обучения русскому языку младших школьников, направленный на повышение орфографической грамотности.

Предметом исследования являются  методические приемы обучения орфографии русского языка

3. Цель и задачи программы.

Цель работы представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.

        Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- на основе анализа лингвистической и психолого – педагогической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;

- определить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов;

- разработать методическую систему формирования орфографической зоркости и проверить эффективность предложенной методики посредством экспериментальной работы в школе.

4.Направления, содержание и формы реализации программы.

    Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, я расположила в определённой  последовательности:

   Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, поговорить индивидуально.

   Списывание (основа проговаривания по слогам) .  Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

                                  АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ.

  1. Прочитай слово или предложение.
  2. Повтори его, не  заглядывая  в текст.
  3. Подчеркни в слове или предложении все орфограммы
  4. Прочитай предложение орфографически.
  5. Повтори предложение орфографически проговаривая все звуки..
  6. Закрой текст. Начинай писать диктуя по слогам  (орфографически) и подчеркни орфограммы.
  7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

     Комментированное письмо.  Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая  и не забегая вперёд.  Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

    Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

     Письмо под диктовку.  Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся),. Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

     Письмо по памяти.  Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность,

     Творческие работы.  Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

 Учащиеся начальной школы ещё не владеют рациональным способом обнаружения  орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у учащихся необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле.  Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова»  и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом ,мы вместе с детьми выделяем существенные  отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:

  1. Прочитай правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?
  2. Прочитай правило. Какие  согласные нужно проверять? Когда? (в каких случаях)

Следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?

 Уже в первом классе учащиеся должны научится пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

                                            АЛГОРИТМ.

  1. Определи место, где возникла орфографическая задача;
  2. Какой группе правил относится данная орфограмма;
  3. В какой части слова находится орфограмма;
  4. Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
  5. Определить в слове ударение;
  6. Определить проверяемая или не проверяемая орфограмма;
  7. Написать слово в соответствии с правилом.

      При изучении темы «Правописание безударного гласного», «Правописание парного звонкого и глухого согласного» дети вместе со мной находят необходимый способ решения орфографических задачи.

     Приведу  несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

  1. Прочитай пословицу:        

          Весна красна цветами, а осень снопами.  Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.

   2. Предлагаю составить  предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на снегу»  

Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы.  Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).

  1. Часто провожу  зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить , какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте.  Текст  закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.
  2. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.
  3. Провожу различные  игры.

Игра «Спрячь Ь  в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля,   м . ря,    с . ды.

Объясни , почему вставили такие буквы.

Игра «Подбери буквы»: Красивы русские  л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

 Игра «скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:

рука…                      бере…      

лу…                          моро…

зимний  ле…           гладкий лё…

   Часто использую следующие виды работ:

  - На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.

    - При изучении темы «непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их..

Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали пять слов по памяти, я открываю доску на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.

 - Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения)

Учащиеся записывают пре6дложения под диктовку,  а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чём заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.

Если систематически использовать методику «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается до 70% - 90%.

 - Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.

Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся. Прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества.

     Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям,  и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например:

   - Списывание слов с доски с пропуском букв;

   - Работа в паре с последующей проверкой;

   - Использование ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц. поговорок;

 

       Начинаю во 2  классе работу по развитию орфографической  зоркости продолжаю до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки.

Работа по орфографической зоркости  на уроках русского языка всегда доставляет  немало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило:

     

Имена, фамилии - Начинает буква

     Клички, города – Важные слова:

     Все с заглавной буквы Иванова Анна,

    Пишутся всегда. Шуя и Москва.

     Правописание ЖИ – ШИ

     Лыжи. Мыши и ужи

    Шины, ёжики, чижи,

    ЖИ да ШИ. ЖИ да ШИ

    С буквой И всегда пиши.

 Мягкий знак – показатель мягкости.

   

Мягкий знак, мягкий  знак ,

   Без него нельзя никак!

   Станут «пенками» - «пеньки»,

  «Уголками» - «угольки»,

   Без него не написать.

  Тридцать, двадцать, десять, пять

  «Банька» в «банку» превратится,

   Вот, что может получиться,

   Вместо «шесть» получим «шест»,

   Вместо «есть» получим «ест»,

   Если будем забывать

   Мягкий знак в словах писать.

  Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.

   На уроках использую :

Орфографические пятиминутки.

     Падежные окончания имён существительных.

Сколько раз твердили кошке:

 Не красиво есть без ложки.

 Только я вбегаю в дом.

 Л.. жжет кошка языком.

Солнце брызнуло сквозь ветки,

И по снежному ковру

Вмиг рассыпались монетки,

Серебром по серебру.

Два бельчонка на опушке.

Ск..л..тили две кадушки,

Положили в бочку – м..тные л..сточки,

Кр..сную бруснику, чёрную ч..рнику,

Клали по немножку  ж..лтую морошку.

Упражнения с элементами какографии.

                 Дарагой друк!

Пишыт тибе Пьос. Как ты жывёш?

Я лублу делать уроки.

  Орфографические сказки.

     Однажды гласные О и А гуляли по лесу., собирали ягоды. Вдруг они так поссорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда О и А стоят без ударения,то хочет занять место и та и другая. И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударпить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании не могло быть . Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные О и А. С тех пор эти дети пишут грамотно.

       В течении четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.

Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания. На каждом уроке провожу словарную работу, используя разные виды заданий. Вот некоторые из них:

 

  1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю.
  2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А,О,И,Е,Я.     Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.
  3. Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам  (1 – с гласной А,  2 – с гласной О).
  4. Выписать слова,  отвечающие на вопросы кто? (что?).
  5. Выписать слова , в которых два слога.
  6. Выписать слова на тему «Животные».
  7. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.
  8. Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? И т.д.
  9. Дописать предложение. Весело чирикает …….(воробей)
  10. Отгадать загадку:

Без рук, без ног, а  рисовать  умеет. (мороз)

           Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко)

 Все учащиеся выполняют предложенные задания. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово».

Например, я  предлагаю детям следующий словарный диктант:  Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:

1.Москва – т.к. пишется с большой буквы;

2.суббота – т.к. это слово на правописание двойного согласного в корне слова;

3.тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове больше букв, чем звуков;

4.сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова чёрный0;

5.чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные.

6.карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или трёх.

 Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание. Сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова .нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.

Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка У. Урожай – род с приставкой –у.

Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся.

 Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.

       Много внимания уделяю обучению учащихся правильному выполнению упражнений дома. Прежде всего  добиваюсь, чтобы ученики не делали ошибок при списывании. У каждого ученика есть «Памятка», пользуясь которой они выполняют домашнее задание

                                           ПАМЯТКА

  1. Прочитай внимательно классную работу и исправь, если есть, ошибки.
  2. Повтори заданные слова из словаря.
  3. Прочитай каждое слово упражнения по слогам и подчеркни все орфограммы.
  4. Спиши, комментируя свою запись. Пиши чисто и аккуратно, не спеши.
  5. Закончив работу, внимательно проверь, что написал.

       Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм. Но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том,  чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки .закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.

Работу над ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания. А также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Для себя веду специальную тетрадь, где записываю ошибки каждого ученика отдельно. Такая работа позволяет мне чётко видеть, над какими орфографическими правилами нужно поработать тому или иному ученику; веду индивидуальную работу, использую различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Предлагаю детям завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где дети записывают слова, в которых  были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагаю памятку, которая есть у каждого ученика. Она подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила на письме.

    Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.  

А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

 

5. План реализации программы.

№ п/п

Мероприятия

           Сроки реализации

1.

     

      2.

     

       3.

   

      4.

Повышение квалификации и профессиональной подготовки.

1. Соответствие с занимаемой должностью

2.Прохождение курсов по теме: «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»-72 часа(2019год)

3.Знакомство с методической литературой и пособиями.

4.Поиск творческих заданий в Интернете, методических журналах.

 

Создание и обобщение собственного опыта.

1.Открытые уроки на методическом объединении начальных классов.

2.Разработать  методику по развитию орфографической зоркости учащихся.

3.Применение компьютерных технологий на уроках русского языка.

Участие в конкурсах.

1.Участие в районном методическом объединении учителей начальных классов.

2.Участие детей в олимпиадах разного уровня.

Работа с учащимися на уроках и во внеурочное время.

1.Проведение внеклассных мероприятий.

2.Актуализация знаний учащихся.

3.Межпредметные связи на уроках русского языка

4.Сотрудничество с другими учителями

5.Работа с родителями.

2020г.

   

 Регулярно

 Регулярно.

По необходимости

По необходимости

Постоянно

Регулярно

Регулярно

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Постоянно

6.Этапы  реализации программы.

Первый этап — выяснительно-организацонный.

Цели: выяснить причины, проанализировать ошибки в работах. установить количественный состав слабоуспевающих и наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.

1. В рабочих тетрадях у слабоуспевающих учеников  пишутся  слова с пропуском по орфограммам, а дети вставляют пропущенную букву.

2. Разработка для слабоуспевающих учеников списка изучаемых орфограмм.

3. Разработка памятки «Работа над ошибками».

После всей проделанной работы были намечены следующие цели: раскрытие значения любых изучаемых слов; обнаружение и распознавание орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками.

На этом этапе у учащихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас

.На втором этапе — методико-отборочном — была поставлена задача: «С чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?»

Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове: приучить к самоконтролю.

При решении орфографических задач постоянно ставились вопросы: «Какую букву надо проверить при письме и почему?», «Как вы это будете делать?», «Что надо сделать, чтобы написать верно?»

Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, знание правил орфографии и самоконтроль — условия, которые необходимы для выработки грамотного письма.

Вот некоторые приемы работы, которые можно  использовать на этом этапе.

1. На каждом уроке отводится 3-5 минут для дополнительного жужжащего чтения, а на уроках русского языка используется методика орфографического проговаривания.

2.Словарики.

3. Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем. Позднее можно предложить детям проговаривать только по слогам, называя четко каждое слово.

4. Письмо с комментарием, помогающее детям избежать возможных ошибок и содействующее наиболее прочному усвоению.

Третий этап — тренировочно-технологический.

Цель данного этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие ученики писали слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.

На этом этане используется многократное кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит, и упражнения подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и интерес и внимание к ним постоянно возрастали. Для этого предлагаются слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например:

• списывание слов с доски с пропуском букв;

• использование различных группировок (в устной и письменной форме):

• работа в паре с последующей взаимопроверкой;

• использование ребусов, кроссвордов, загадок;

• игра «Подскажи словечко...» и др. Формы работы, которые вводятся на этом этапе, различны:

• списывание с разнообразными заданиями;

• диктанты зрительные, с комментарием, объяснительные выборочные (по орфограммам), предупредительные, картинные, диктанты по памяти;

• диктант «Проверю себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети спрашивают и только потом вставляют нужную букву. Иногда приходится напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке дает желаемый результат в этой работе;• диктант «Найди слова». Диктуется несколько предложений и дается задание: подчеркнуть слова, которые можно проверить. Такие диктанты должны быть небольшими по объему, состоящими из 2-3 предложений;

• разнообразные творческие работы, цель которых — развитие связной речи и расширение запаса слов;

• свободные диктанты, изложения, сочинения, мини-диктанты.

Активно применяются таблицы памяти, памятки-опоры. В общем, каждый учитель должен знать, чем больше дети пишут на этом этапе, тем прочнее их навыки.

Следующий, четвертый этап — итогово-диагностический.

Цель: проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами в какой-либо письменной работе. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные, диагностические (до 10 слов на 3-4 диагностируемые орфограммы; равное количество слов на каждую орфограмму, что позволяет сравнить их усвоение: слова даются в тексте вперемешку).

При анализе допущенных ошибок в словах определяется усвоение навыка письма, и слова снова включаются в разнообразные упражнения и задания.

Следует помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей работы зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:

1) четкое планирование всей работы;

2) тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия; ,3) систематический и разносторонний характер работы по орфографии со слабоуспевающими учениками; 4) постоянный контроль за усвоением орфограмм.

Орфографическая зоркость учащихся легко поддается учету, в отличие от фонематического слуха, критерии измерения которого пока не разработаны.

Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение.

При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживания и опознавания орфограммы.

7. Ожидаемый результат.

        Результатом работы считаю - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения, грамотно пишут.

Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся, может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Понимание структуры орфографической зоркости у большинства учащихся оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.

Воспитание младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку – глобальная проблема современного образования, требующая специального рассмотрения и детальной проработки.