Технологии, используемые в практической профессиональной деятельности

Сапожникова Татьяна Ивановна

Технология проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый воспитанник сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической темой.

Типы проектов

Актуальной  для детей дошкольного возраста является следующая типология проектов:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2.
По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3.
По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4.
По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5.
По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6.
По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап –подражательно-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Развитие проектных умений у детей

Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
  • усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы. Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.

Последовательность работы педагога над проектом

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Критерии проектов

1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
2.Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
3.Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
4.Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
5.Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

После защиты проекта переходят к его реализации , т.е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара.

План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение__________________________________________

__________________________________________________________________
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта____________________________________________________________

__________________________________________________________________
3. Необходимые материалы __________________________________________
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту:

  • Что мы знаем?
  • Что мы хотим узнать?
  • Как нам найти ответы на наши вопросы?

5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Этапы проектной деятельности

1 этап

«Выбор темы»

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

2 этап

«Реализация проекта»

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

3 этап

«Презентация»

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

4 этап

«Рефлексия»

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая  организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Использованная литература:

  1. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.2006.
  2. Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников
  3. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова Образовательные проекты в детском саду



Предварительный просмотр:

Технология сказкотерапии

Сказкотерапия - это наиболее старинный в человеческой цивилизации способ практической психологии, но один из наиболее молодых в современной научной практике. Первоначальные научные концепции, посвященные вопросу сказок, принадлежат к XVIII веку. Речь идет не только лишь о собирательстве фольклорных сказок, инициированном братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И. Винкельман, И.Г. Гаман, И.Г. Гердер, К.Ф. Моритц и др.). Сказку, равно как отображение глубокой психики человека, изучали такие специалисты по психологии как Э.Фромм, К.Г. Юнг и др. Так же такое направление разрабатывалось российскими педагогами и специалистами по психологии Л.С.Выгодским, Д.Б.Элькониным, М.Осориной, А.С.Гнездиловым и др.

Свое окончательное формирование в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии. Выраженный интерес ученых к проблематике, связанной со сказкотерапией и увеличивающееся с каждым годом количество научных публикаций по указанной тематике, говорят об актуальности выбранной темы.

Любая сказка должна быть подана детям дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей через анализ, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, постановки, рисование. Разнообразные формы обыгрывания сказок необходимы для создания положительной мотивации и интереса.

Методика сказкотерапии построена так, что специалист, работая с ребенком, приходит к пониманию того, что нужно ребенку и как ему можно это дать, то есть сказкотерапия выполняет двоякую функцию – вначале диагностическую, а затем воздействующую. При этом сказка легка в общении, растворяет и обходит многие формы психологической защиты, приятна и многомерна по форме подачи.

Работая с детьми, мы часто задаёмся вопросом, на что нужно направить наши усилия, чтобы обеспечить не только физическое, но и психологическое здоровье ребёнка? Как воспитать в нём веру в себя и свои возможности, научить его не боятся делать ошибки и исправлять их, вселить в него уважение и чуткость по отношению к окружающим?

От того, насколько грамотно и бережно мы подойдём к этим и другим вопросам воспитания детей, зависит их видение мира и своего места в нём. Но как научить ребёнка верить в себя, в свои силы…

Существует ли что-то, что способно связать воедино язык взрослого и ребёнка?    Конечно же, это сказка, потому что она понятна и большим и маленьким.

Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Ведь испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.

Сказкотерапевтом для себя может быть каждый. А воспитатели, учителя, другие люди, общающиеся с детьми, просто не могут, хоть немножечко, не быть сказкотерапевтами и для других. Ведь это так облегчает воспитание, так улучшает отношения, так украшает и взрослую, и детскую жизнь.

Мудры народные пословицы. Вот одна из них: "Каким родился, таким и сгодился". Почему один ребенок спокоен и послушен, а второй - в той же семье, с теми же папой и мамой - упрям и своенравен? Значит, так ему положено, так ему больше по душе. Со вторым ребенком труднее, но переделывать его не стоит. Можно перегнуть палку - и из сильного, стремящегося к самостоятельности существа воспитать зажатую и озлобленную личность. Лучше всего помочь ему справляться со своими же вспышками упрямства самостоятельно. Пусть у него будут палочки-выручалочки. Их он найдет в сказках, в которые будет вовлечен взрослыми.

В любом возрасте, слушая сказку, дети буквально «проживают» её, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети не просто слышат голос рассказчика, пред их глазами проходят образы и картины сюжетной линии рассказа, они физически и эмоционально «проживают» сюжет сказки.

«Сказка для ребёнка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит ярким и сильным человеческим чувствам, хранит в себе нравственные постулаты и предаёт их от сердца к сердцу» (Игорь Вачков).

Именно поэтому работа со сказкой - это очень эффективный метод работы с детьми, особенно с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные или поведенческие затруднения.

Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Ведь он сам найдет выход из нужной ситуации благодаря сказке. И это будет намного эффективнее поучительного разговора.  Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев.

У ребёнка очень часто происходит процесс эмоционального объединения себя с персонажем и присвоением его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому воспринимая сказку, с одной стороны, сравнивает себя с героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть свои проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающей средой  (Википедия – свободная энциклопедия).

Развитие личности ребёнка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и непосредственно соприкоснётся с ней. Попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям педагогами и родителями.

Основная причина появления эмоциональных и поведенческих затруднений – внутренняя дисгармония. Поэтому все мероприятия помощи ребёнку должны быть направлены на гармонизацию его внутреннего мира. Гармоничный человек – Созидатель, дисгармоничный – Разрушитель. И поэтому задача сказкотерапии – помочь Созидателю одержать внутреннюю победу над Разрушителем.

Сказкотерапия:

  • Способствует сплочению коллектива;
  • Закладывает нравственные ориентиры;
  • Стимулирует способность к размышлению;
  • Развивает творческое мышление;
  • Развивает фантазию, воображение;
  • Развивает способности к глубокому образному мышлению, устанавливанию причинно-следственных связей;
  • Способствует развитию эмпатий и умения слушать других;
  • Позволяет работать на ценностном уровне;
  • Работает на перспективу.

Сказкотерапия – древнейший способ социализации и передачи опыта.Способ передачи необходимых моральных норм и правил, способ воспитания у ребёнка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Это способ передачи индивидууму необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах  (Из энциклопедии «Википедия»)

Сказкотерапия рассматривается также как инструмент развития.В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребёнка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сочинение сказок коллективом очень полезно. Для маленьких детей – это упражнение на взаимодействие.

Приобретению знаний о законах жизни также способствует сказка. Она легко и ненавязчиво доносит до нашего сознания истину.

Использование сказкотерапии

  1. Чтение сказок.Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории. А если малышу полюбилась одна какая-то сказка, стоит обратить на нее внимание. Может быть девочка, слушая сказку про Золушку, пытается решить какую-то свою проблему, ответить на важные для неё вопросы. И пусть маме придется читать эту сказку 10 ночей подряд, но нужно понимать, что это необходимо ребенку. Потом, когда ответ будет найден, интерес пропадет и можно будет переключиться на другие сказки. Наши детки очень умные, они сами способны найти решения проблем благодаря сказке.

2. Инсценирование сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку — устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет, он может сам прожить какой-то отрезок сказки, на бумаге побороть свой страх.

3. Сочинение сказок.Еще один очень важный и полезный урок — сочинять сказки вместе. Благодаря этому приему можно узнать, чего же конкретно боится малыш, какая проблема сейчас его тревожит. А в ходе сказки помочь ему выбраться из этой проблемы, так построить сюжет, чтобы сам малыш пришел в нужному ответу. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, важно наоборот дать ему поговорить, вообразить, а взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в сторону выхода из ситуации.

  1. Песочная и арт-терапия. Это два больших направления работы с детьми и решения их проблем, в сказкотерпии их тоже можно использовать. Если говорить проще — нужно рисовать сказку на бумаге или песке.

Правила организации сказкотерапии для дошкольников

Процесс сказкотерапии не должен ограничиваться чтением сказки. Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.

Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.

После прочтения он должен сопровождаться подробным обсуждением её сюжета. Когда вы читаете или рассказываете истории ребёнку, в его сознании формируется так называемый банк жизненных ситуаций, ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Жизненные уроки и поиск параллелей с реальными явлениями происходит в тот момент, когда взрослый обсуждает с ребёнком сказочные истории. Именно тогда активизируется и развивается банк знаний о мире. Ребёнок размышляет о своём предназначении, исследуя собственные способности и возможности, и естественным путём формирует возможность видеть причинно-следственные связи, и осознано действовать.

Следующим этапом работы могут быть терапевтические задания, игры, релаксационные упражнения. Так как, например, рисунки могут отражать реальные проблемы ребёнка, где конфликт разрешается в адекватной форме выражения и проигрывания травмирующих событий в различных вариантах (заштриховывание персонажей, вызывающих страх у ребёнка).

Заключительный этап может содержать проигрывание трудных ситуаций и способов их разрешения, а также прослушивание сказок с позитивно окрашенным прогнозом на будущее.

Книги для сказкотерапии

Все зависит от возраста ребенка. Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом, лучше иллюстрировать их или обыгрывать спектакль.

После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.

Виды сказок, используемые в качестве материалов для терапии

  • Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста), овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры.
  • Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
  • Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.
  • Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе.

Медиативные сказки 

  • Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет этой группе сказок  создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.

Комбинируя различные приёмы сказкотерапии, можно помочь каждому ребёнку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Таким образом, сказкотерапия – наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

(По А.Бердниковой).

1. А.Ю. Капская, Т.Л.Мирончик «Развивающая сказкотерапия для детей» Речь, С-Пб, 2008 г.

2. Н.М. Сертакова «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста» Детство-пресс, С-Пб, 2012 г



Предварительный просмотр:

Игровая технология

Наименование технологии, автор:

Игровая технология (Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н.)

Цель внедрения технологии:

Развивать познавательную активность у воспитанников. Повысить интерес к занятиям, каждого воспитанника. Разнообразить занятия и другие виды деятельности различными методами и приемами. Увеличить двигательную активность детей. Повысить эмоциональный фон на занятиях и других видах деятельности

Описание технологии:

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Технология игры помогает воспитанникам раскрыться в полной мере. Игра это неотъемлемая часть режима. Игра – это тот вид деятельности где дети в полную меру учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстника. Поэтому этот вид деятельности вызывает наибольшее количество откликов и эмоций.

Результат:

Игровая образовательная технология способствует, созданию благоприятного психологического климата дружеской атмосферы, при этом сохраняет элемент конкуренции и соревнования внутри групп.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

 В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

 Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

 Функции игры:

 1.Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка) 

2. Коммуникативная 

3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры) 

4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)

 5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)

 Выделяют три класса игр:

 1.Игры, возникающие по инициативе ребенка: 

-  Игра-экспериментирование; 

- Самостоятельные сюжетные игры; 

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: 

 - Игры обучающие:

 - Досуговые игры 

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, таки более старших детей:

 - Традиционные или народные

 Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

 Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры. 

Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

 Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.

 В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей.

 Помимо творческих игр существуют и другие виды игр, среди которых обычно игры с правилами (подвижные и настольные) Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

 Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

 Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: 

-  Расширять и уточнять знания детей 

- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация) 

- Совершенствовать речь 

- Развивать все психические процессы

 Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве. 

 Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

 Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много  народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? ») .

 Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности:

 - младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;

 - средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра; 

 - старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация) 

Достаточно весомый вклад в формирование у детей двигательных умений и навыков вносят подвижные игры, которые включаются в режимные моменты с младшего возраста. Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.

 Так для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта, на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.

 В средней группе воспитатели вместе с детьми изготавливают предметы заместители, так как задача педагога – научить  детей отражать роль словесного, без опоры на реальный предмет. Педагог выделяет игровые зоны, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры, объединяясь в не большие группы. Организуя игру, педагог занимает позицию включённого партнёра: он просит ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.

 В старшей группе педагоги организуют игровое пространство, ведущие место, в котором занимают опорные, специальные игрушки и предметы. Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру.

Дети старшей возраста проявляют большой интерес к режиссерским играм. Опорой для них служат не только образные мелкие игрушки ( зайчики, куколки, но и разнообразные предметы  - ткань, брусок, шарик и т.д.)

 Содержанием этих игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов и книг. Организации игр предшествует обсуждению общего замысла. Участвуя в играх, педагог выступает, как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приёма «как будто» (например, «как будто  мы побывали в космосе и теперь возвращаемся на Землю»). Педагогическое сопровождение игр направленно на сохранение самостоятельной игры и побуждения игровоо творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов оригинальными событиями.

 Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

 «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО»

(из опыта работы)

Эффективное применение игровой технологии требует от педагогов знаний:

технологического процесса всех видов игр, грамотного руководства игрой.

Актуальность

Использование игр способствует развитию индивидуальности дошкольника.

Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса в ДОУ в свете ФГОС.

В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного прогресса. Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

     В ходе наблюдения за играми детей хочется отметить, что в играх детей наблюдается не сложный сюжет. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы детей еще не устойчивы, ребенок часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжет игры. Моя задача сформировать игровые умения при комплексном руководстве, включающем в себя взаимосвязанные компоненты игровых технологий.

Именно игра оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать образовательный процесс привлекательным, ненавязчивым, радостным. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Я стараюсь выстраивать образовательную деятельность в группе, чтобы каждый ребёнок  активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания различного содержания, при этом я учитывала, их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому задания носили сугубо индивидуальный характер.

Например: на занятии по ФЭМП стараюсь, чтобы образовательный процесс был эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Моя задача, как воспитателя - поддержать интерес ребенка!

Используя игровые технологии в образовательном процессе, я всегда обладаю доброжелательностью, осуществляю эмоциональную поддержку, создаю радостную обстановку, поощряю любые выдумки и фантазию ребенка. Только в этом случае я считаю игра будет полезной для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сначала игровые технологии использовала, как отдельные игровые моменты – это «Бабушкины блины» (бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.) Они очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Моя основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей ко мне, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре.

Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного.

Существует много дидактических игр. Все эти задания я предлагаю детям делать, играя. Главное, чтобы во время проведения игры детям было весело и интересно.

Особое внимание уделяю  насыщенности развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления. Так,  были приобретены различные современные развивающие игры: паровозик с фигурами в деревянном ящике, различные виды шнуровок, мозаики и пр.

Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая  детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. При проведении занятий использую стихи, пословицы.   

В работе с детьми использую игровые технологии, направленные на развитие восприятия– это игровая ситуация “Что катится?” - дети при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?”.

Игровые технологии  направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей,  используя игровые приемы.

Была организована  игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” – предлагаю малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек) "такой же”, как у него.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Найди пару», «Закрой окошки», «Найди такую же» и другие.    

 Занятия «обыгрываю» в сказочной форме: собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. Для начала предлагаю самые простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру:

1) «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.

2) «Найди такой же». Найти такой же по цвету (форме). Затем – «не такой же».

3) Перед детьми выкладывала три детали и предлагала считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза,я убирала одну из фигур.  Произносила считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» просила открыть глаза затем спрашивала « Какую «конфетку» съел Мишка?»

         С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта детей использую «Волшебный мешочек»: в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь большой (или маленький) шарик, кубик.

В результате к концу учебного года дети самостоятельно выделяют, и называют цвет, форму, размер предметов, группируют и соотносят их по выделенным свойствам, свободно умеют выделять в предмете 3-4 признака.

В процессе разнообразных действий дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Детей учим играть по правилам. Соблюдения правил в д/и, п/и - это выполнение игровой задачи, проявление внимания к партнеру в игре, взаимопомощи.

По-прежнему любимыми остаются с/р игры. Например, прочитав сказку К.И.Чуковского “Айболит”- рассмотрев иллюстрации , побеседовав по содержанию, это помогло в развитии сюжетной игры “Больница для игрушек”. Также была проведена беседа о труде врача, мед. сестры, пополнили ранее полученные знания, проведена экскурсия в мед. кабинет.

В игре “Семья”- закрепляли представления о семье, об обязанностях членов семьи. Знакомились с разной посудой (столовой, кухонной, чайной), формировали умение действовать в сюжете: готовить обед, накрывать на стол, кормить, взаимодействовать друг с другом.

В игре «Строим дом» - знакомились с профессией строителей; знакомились с техникой облегчающей труд строителей, сооружали постройки не сложной конструкции. При этом нужно не забывать, что во время игры развивается речь и обогащается словарный запас ребенка. Постепенно мы усложняем и обогащаем предметно-развивающую среду и способствуем возникновению новых игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, сказок, песенок, стихов) обыгрыванию новых игрушек в форме театрализованного представления.

Все названные выше игровые технологии направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной, самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои способности, умение устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького человека, заглянуть в который нам и помогает окошко с волшебным названием «Игра»…..