Особенности подготовки к ГИА 9, 11 класс русский язык
В данном разделе представлен материал, в котором проведен анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися при сдаче ОГЭ, представлены критерии, в соответствии с которыми оцениваются сжатое изложение и сочинение-рассуждение.
Материал может быть полезен как учителям, работающим в выпускном классе, так и учащимся для самостоятельной работы в процессе подготвки к ГИА.
Материал представлен ФИПИ.
Также представлен электронный ресурс, используя который можно самостоятельно подготовиться к итоговой аттестации.
"Сдам русский язык" -https://sdam-rus.ru/audiozapisi-i-teksty-izlozheni...
"Решу ОГЭ" https://rus-oge.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat
"Решу ЕГЭ" https://rus-ege.sdamgia.ru/prob_catalog
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности подготовки к ГИА 9 класс русский язык | 1.49 МБ |
Правила проведения, тематика, критерии для написания итогового сочинения | 747.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д ата проведения итогового сочинения 2024-2025: Основной день 4 декабря 2024 года Резервные дни: 5 февраля 2025 года и 9 апреля 2025 года
Продолжительность написания итогового сочинения (изложения ) - 3 часа 55 минут (235 минут). В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж сочинения (изложения), заполнение регистрационных полей бланков и др .)
Структура тем сочинений: 3 «тематических раздела» 6 тем на выбор (по 2 на каждый раздел) условно открытый банк тем Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1.1 . Внутренний мир человека и его личностные качества. 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1.3. Познание человеком самого себя. 1.4. Свобода человека и ее ограничения.
нравственный выбор; нравственные идеалы и моральные нормы, сиюминутное и вечное, добро и зло, свобода и ответственность; смысл жизни, гуманные и антигуманные поступки, их мотивы, причины внутреннего разлада и угрызения совести; образ жизни человека, выбор жизненного пути, значимая цель и средства её достижения, любовь и дружба; осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 2.1 . Семья, род; семейные ценности и традиции. 2.2. Человек и общество. 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
человек как представитель семьи, социума, народа, поколения, эпохи; семейные и общественные ценности, традиции и обычаи, межличностные отношения, влияние среды на человека; историческое время, гражданские идеалы, важность сохранения исторической памяти, роль личности в истории; слава и бесславие, личное и общественное, вклад в общественный прогресс, общественное благополучие, образование и воспитание, спор поколений, народный подвиг,
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 3.1 . Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек . 3.4. Язык и языковая личность
искусство, наука , направления развития культуры, феномен таланта, ценность художественного творчества и научного поиска, собственные предпочтения или интересы в области искусства и науки; миссия художника, ответственность человека науки, роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей; взаимодействие человека и природы, влияние искусства и новых технологий на человека.
Критерии оценивания итогового сочинения 2 Требования : 1. Объем 350 слов (но не менее 250 слов) . 2. Сочинение написано самостоятельно . 5 Критериев : К1 – Соответствие теме. К2 - Аргументация . Привлечение литературного материала. К3 – Композиция и логика рассуждения. К4 – Качество письменной речи. К5 – Грамотность.
Условие получения «зачета» В сочинении не менее 250 слов . Сочинение не списано . Получен «зачёт» по требованию No1. Получен «зачёт» по требованию No2 . «незачёт» по одному из этих критериев - «незачёт» за работу в цело м
Критерии № 1 и № 2 являются основными . Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, , а также дополнительно «зачет» по одному из критериев 3—5. Выставление «незачета» по одному из к ритериев № 1 и № 2 автоматически ведет к «незачету» за работу в целом
Условие получения «незачета» по К1 : сочинение не соответствует теме, нет ответа на вопрос, поставленный в теме или не прослеживается конкретной цели высказывания. — «незачёт» за всю работу. по К2 : сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал или содержание выбранного текста существенно искажено. — «незачёт» за всю работу. по К3 : грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно -доказательная часть. — «незачёт» по одному критерию, минус 1 балл из 5. по К4 : низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. — «незачёт» по одному критерию, минус 1 балл из 5. по К5 : на 100 слов в сумме более 5 ошибок: учитывается грамматика, орфография, пунктуация. — «незачёт» по одному критерию, минус 1 балл из 5.
КРИТЕРИЙ No1 « СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. «незачёт» ставится, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Грубые ошибки по К1 1. непонимание смысла вопроса 2. отсутствие в сочинении ключевых слов темы или их замена на другие ключевые слова 3. уход от темы
КРИТЕРИЙ No2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА» нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для аргументации своей позиции . Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
« Незачёт » ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Грубые ошибки по К2 общие рассуждения без примера из конкретного произведения произведение «притянуто за уши»: автор произведения не ставит в произведении проблему, которую пытается рассмотреть выпускник пример не служит иллюстрацией для раскрытия тезиса и ответа на вопрос темы (пример связан с ключевым словом тематического направления, а не с ответом на вопрос) пример представляет из себя пересказ текста и не соотнесен с тезисно -доказательной частью пример из литературы содержит только формальное указание на произведение
КРИТЕРИЙ № 3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ» нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно -доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий К 3. С труктура: а ) верно выделены абзацы; б) между абзацами есть смысловая связь (первые предложения каждого абзаца читаются как связный текст); в) между предложениями есть смысловая и грамматическая связь, то есть одно логично вытекает из другого; г) нет лишних абзацев, предложений, отсутствуют общие рассуждения(« вода»); д) вывод не дублирует (слово в слово) предыдущие части работы и не содержит новой информации, которой не было в сочинении.
КРИТЕРИЙ No4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. « незачёт » ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ No5 «ГРАМОТНОСТЬ» позволяет оценить грамотность выпускника. « незачёт » ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических , орфографических, пунктуационных . (т.е. на 20 слов – 1 ошибка)
С методикой подготовки к итоговому сочинению можно ознакомиться на официальном сайте ФГБНУ «ФИПИ» «(раздел «Итоговое сочинение (изложение)») https :// fipi.ru/itogovoe-sochinenie