Нормативно - правовая база
В данном разделе представлены нормативные документы и рабочие программы по предметам, которые являются частью базисного учебного плана. В них отражено содержание обучения, методы и приемы с учетом условий работы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9...
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 25.12.2018 г.): https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родной край 7 класс. Рабочая программа | 29.15 КБ |
Рабочая программа "Русский язык" для детей с ОВЗ | 69.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7»
РАССМОТРЕНО руководитель кафедры
_______________ В.Ю.Догадина | СОГЛАСОВАНО ____________ Г. П. Евдокимова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Родной край»
7 класс
2021 – 2022 учебный год
Учитель: Догадина Вероника Юрьевна
первая квалификационная категория
Уровень усвоения программы: базовый
Количество часов: всего 10 часов., в неделю 1 час
Плановых контрольных работ 1 час
Пояснительная записка
На современном этапе образования, когда дефицит духовной культуры даёт знать о себе, возникает необходимость расширения гуманитарных знаний, введение новых дисциплин, направленных на воспитание гуманной личности. Ещё Сократ и Платон отмечали, что в обстановке хорошо поставленного учебного процесса дети не только получают знания, но и воспитываются нравственно. Воспитание гуманизма, человеческого достоинства, гражданственности немыслимо без знания литературы и культуры родного края. Под словом патриотизм мы понимаем сегодня, прежде всего знание своих корней, т.е. своей истории и литературы.
Литература как вид искусства всегда составляла важный компонент духовного развития народа. Сибирская литература – неотъемлемая часть русской литературы, в силу исторических условий сложившаяся на основе фольклора как русских переселенцев из центральных областей России (казаков, раскольников, беглых крепостных), так и коренного населения края и уникально развивавшаяся из-за малонаселенности, отдаленности от центра, оторванности от него вследствие отсутствия надежных транспортных связей. Богата Сибирь не только историей и размерами, но и творчеством народа, населявшим её. Любовь к суровому и загадочному краю вызвала к жизни удивительные по силе и красоте песни и сказки, легенды и сказания.
Оставаясь в целом в русле общерусского литературного процесса, литература Сибири представляет собой вполне самостоятельное и самобытное явление. Поэтому очень важно создать условия для развития интереса учащихся к литературе вообще и литературному наследию родного края в частности. Будущее нации зависит от духовно-нравственного потенциала молодёжи. Литература родного края поможет стать детям добрее в помыслах и поступках, помешает торжеству зла, сбережёт живую душу ребенка.
Литература для изучения подобрана таким образом, чтобы познакомить учащихся с жанрами и произведениями, которые соответствуют психологическим особенностям данного возраста: фантастическая повесть, сказка, легенда, малые лирические жанры.
Рабочая программа по предмету «Родной край» разработана на основе требований к результатам освоения регионального компонента государственного образовательного стандарта. Рабочая программа конкретизирует содержание тем, дает примерное распределение учебных часов по темам и рекомендуемую последовательность изучения тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, психолого-физиологических и возрастных особенностей учащихся.
Цели изучения учебного предмета «Родной край»:
- Приобщение обучающихся к литературному наследию Сибири.
- Пробуждение и углубление чувства любви к сибирской земле, её прошлому и настоящему.
- Знакомство с литературно-краеведческим материалом, авторами-сибиряками и авторами, пишущими о Сибири.
- Введение учащихся через так называемую «сибирскую литературу» в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.
- Обогащение опыта творческой деятельности ребёнка.
- Формирование грамотного читателя, любящего свой край.
Задачи изучения учебного предмета «Родной край»:
- научить детей чувствовать и понимать образный язык художественных произведений и различать выразительные средства, создающие художественный образ;
- вырабатывать у школьников творческий подход к процессу познания, самостоятельность суждений и познавательную активность;
- развивать навык и потребность к самостоятельному получению знаний;
- развивать чувство гражданской ответственности и достоинства, гордости за свою «малую родину».
Предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик должен знать:
- биографические сведения о писателях Сибири;
- содержание и композиционное своеобразие изучаемых произведений.
- основные теоретические понятия, связанные с изучением образов героев произведений (герой литературный, имя героя, портрет, поступки, характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.)
Ученик должен уметь:
- Выразительно читать произведения и отрывки из них, в том числе и наизусть;
- Определять авторскую позицию в произведении;
- самостоятельно называть характерные признаки различных жанров при чтении незнакомого текста;
- самостоятельно осуществлять знакомство с писателем:
- осознавать с помощью учителя отношение автора или народа к герою произведения;
- строить свободное высказывание о том, чем и почему интересно данное произведение сибирской литературы;
- использовать критическую и справочную литературу;
- писать сочинение-миниатюру, отзыв о самостоятельно прочитанном произведении
- реализовывать творческие работы различного характера (например, сочинять сказки, стихотворения).
Главная задача курса – донести до учащихся нравственную силу писателей Сибири, их поразительную способность влиять на людей, их верность родному краю.
Основные формы организации учебных занятий:
- лекция с элементами беседы (обзорный урок)
- «пристальное чтение» конкретного литературного текста
- эвристическая беседа
- пересказ текста
- анализ эпизодов
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя;
- самостоятельно подготовленные к уроку сообщения (доклады, письменные работы или рецензии на самостоятельно прочитанные произведения)
- итоговый тест, включающий задания с выбором ответа/с кратким ответом,
Планируемые результаты
- учащиеся познакомятся с творчеством сибирских писателей;
- продолжится процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся;
- продолжится процесс формирования читательских ориентиров учащихся;
- продолжится процесс углубления и расширения читательского кругозора учащихся.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений сибирских писателей XIX – XX веков, литературы народов Сибири;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры Сибири
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание русского слова и сибирского диалекта в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
Основу предмета составляют тексты сибирских писателей, при этом делается упор на текстуальное, а не обзорное рассмотрение отобранных произведений. Следовательно, принцип текстоцентризма становится главным в изучении курса. Подготовка к занятию требует от учащихся большой самостоятельной работы с критической литературой и носит исследовательский характер.
В программе осуществлён принцип вариативности, предполагающий право выбора текста за учителем и учеником. В круг изучаемых писателей и поэтов в первую очередь включены произведения земляков-новосибирцев: В. Шамова, Ю.М. Магалифа, И. Ветлугина, Е.Стюарт, Т. Снежиной, А.Плитченко, Б.Богаткова, Г.Суворова и других, связавших свою жизнь с г. Новосибирск.
Знания, полученные учащимися, обогатят их представление о Сибирской литературе. Знакомство с творчеством писателей родного края и их произведениями поможет более эмоционально и сознательно воспринимать родную литературу в контексте мировой культуры и литературы. Чтение текстов сибирских писателей должно вызвать в душе ученика чувство сопричастности родной земле, её природе, слову, воспевающему Сибирь.
Содержание учебного предмета
Имена поэтов и писателей на карте Новосибирска и Новосибирской области. История города Бердск. Из истории создания города на Оби. Владимир Шамов. Новосибирские сказки. «Средиземное море». «Говорящая сосна». «Дедовы размышления». «Шоколадная история». Биография писателя – сказочника Ю.М. Магалифа. повесть-сказка «Приключения Жакони». «Грустит село о городе, а город о селе». Стихотворения о городе Бердск. Чтение и анализ. Иван Ветлугин «Признание в любви». «Огонь - солдатских подвигов венец, Здесь с павшими общаются живые". Лирика о воинах-сибиряках. Проект "Нет, новое чудо грядущего дня не может начаться никак без меня!"
Тематическое планирование курса
Тема | Форма работы | |
1 | Вводное занятие. Имена поэтов и писателей на карте Новосибирска и Новосибирской области. | Виртуальная экскурсия |
2 | История города Бердск. | Просмотр фильма |
3 | Из истории создания города на Оби. Владимир Шамов. Новосибирские сказки. | Самостоятельная работа |
4 | Владимир Шамов. «Средиземное море». «Говорящая сосна». «Дедовы размышления». «Шоколадная история». | Практическое занятие |
5 | Биография писателя – сказочника Ю.М. Магалифа. повесть-сказка «Приключения Жакони» | Практическое занятие |
6 | «Грустит село о городе, а город о селе». Стихотворения о городе Бердск. | Конкурс чтецов |
7 | Чтение и анализ. Иван Ветлугин «Признание в любви». | Практическое занятие |
8 | «Огонь - солдатских подвигов венец, Здесь с павшими общаются живые". Лирика о воинах-сибиряках | Литературная гостиная |
9 | "Нет, новое чудо грядущего дня не может начаться никак без меня!" | Проектная деятельность |
10 | Итоговый контроль | Тестирование, литературный диктант (по выбору) |
Список литературы
- Департамент культуры Новосибирской области. Новосибирская областная детская библиотека имени Горького. «С милым краем дышу заодно». Библиобиографический словарь (Новосибирские детские писатели), 2007г.
- Владимир Шамов. «Средиземное море». «Говорящая сосна». «Дедовы размышления». «Шоколадная история», «Новосибирские сказки»
- Иван Ветлугин «Признание в любви».
- С.М. Белоусов. «Вдоль по радуге или Приключение Печенюшкина». Повесть – сказка
- Ю.М. Магалиф «Приключения и подвиги генерала Картошкина: сказки»
- Ю.М. Магалиф «Приключение Жакони». Сказка
- Стихи, раскрывающие характер воина-сибиряка, его мужество и готовность к подвигу. Тема единства фронта и тыла в творчестве поэтов.
- К.Лисовский «Приезжайте… Увидите сами!», «Как только начну о Сибири», «Чуйский тракт», «Заветное слово» и другие (по выбору учителя и учащихся) А.Плитченко. Стихи по выбору
- Е.Стюарт «Золушки 40-х годов», «На путях», «Женщине» «Родина, далеки твои расстояния», «А ты простишь мне долгую отлучку?», «Скворцы» и другие по выбору.
- Б.Богатков.Стихи по выбору.
- Г.Суворов. Стихи по выбору.
- Т.Снежина «Если я умру раньше времени», «Позови меня с собой», «Звезда моя», «Перекрёсток», «После смерти», «Листопад» и др
Литература для учителя
Окладников А.П. Открытие Сибири. Н.,1982.
Кузнецова Ф.С. История Сибири. Н., 1997.
Зуев А.С.Сибирь: вехи истории. Н., 1998.
Яновский Н. Писатели Сибири. М., 1988.
Мостков Ю. Портреты. Литературно-критические статьи. Н., 1981.
Перцовский В. Николай Самохин. Литературные портреты. Н., 1987.
Мостков Ю. Елизавета Стюарт. Литературные портреты. Н., 1982.
Толчёнова Н. Сибирский характер (по страницам книг Г.Маркова).
Андреева Т.Н. Современная поэзия (вторая половина XX в.). М., 2001.
Ломилина Н.М., Сигов В.К. Современная проза (60-80г) XX в. М., 2001.
Заволокин А. Земля нужна человеку. Сибирские огни. 1988. №8.
Мостков Ю.М. Писатели о себе. Н., 1973.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7»
РАССМОТРЕНО руководитель кафедры _______________ В.Ю.Догадина | СОГЛАСОВАНО ____________ Г. П. Евдокимова |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с ОВЗ
по предмету «Русский язык»
5 - 9 классы
индивидуальное обучение на 2021-2022 учебный год
учитель: Догадина В.Ю.
Уровень усвоения программы: базовый
Примерная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО ЗПР.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа «Русский язык» для учащихся с ЗПР построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, выстраивается обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание разнообразных видов работы снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь. Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Учащиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не могут освоить Программу по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графоматорные навыки. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Данная программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие учащимся с ЗПР получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.
На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности учащихся с ЗПР.
Одной из основных причин труднообучаемости учащихся с ЗПР является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, что служит одной из причин того, что ребята с трудом овладевают навыками чтения и письма, часто путают буквы, сходные по начертанию, испытывают трудности при самостоятельном воспроизведении текста.
Развитие связной речи у детей ЗПР также является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни. Кроме этого, ряд особенностей у обучающихся с ЗПР имеет и речевая деятельность. Это бедный словарный запас (особенно активный), в котором понятия сужены, расплывчаты, иногда ошибочны; существенные трудности в овладении грамматическим строем речи.
Цели изучения учебного предмета «Русский язык»:
- развитие у обучающихся с ЗПР интереса к русскому языку как
- практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- формирование бережного отношения к слову;
- интенсивное речевое и интеллектуальное развитие.
Основными задачами изучения учебного предмета
«Русский язык» являются:
- изучение основного перечня тем, которые раскрывают стержневые разделы языкознания, подготовка учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.
- изучение базовых основ таких разделов языка, как фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, стилистика, а также некоторых сведений о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков мира;
- формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; уметь пользоваться различными лингвистическими словарями, в том числе и электронными;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование потребности к речевому самосовершенствованию и взаимодействию; совершенствованию умения и навыков устной и письменной речи;
- развитие творческого и логического мышления;
- воспитания чувства гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Направления коррекционной работы в рамках предмета
«Русский язык»:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
- развитие восприятия, памяти, внимания;
- развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического;
- развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, планировать деятельность;
- развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств, устойчивой и адекватной самооценки, умений анализировать свою деятельность, преодолевать трудности;
- воспитание самостоятельности принятия решения, правильного отношения к критике;
- развитие речи: фонематического восприятия, связной устной и письменной речи, лексико-грамматических средств языка;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- формирование и развитие учебно-практических действий по устранению индивидуальных пробелов в знаниях.
Программа базируется на принципах:
- учета индивидуальных особенностей и возможностей учащихся с ЗПР;
- уважения к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексного подхода при разработке занятий с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися учебного предмета «Русский язык»;
- вариативности содержания и форм проведения занятий;
- научности, связи теории и практики;
- преемственности;
- наглядности;
- систематичности и последовательности;
- прочности полученных знаний;
- активности и сознательности обучения;
В процессе обучения по данной программе
обучающийся с ЗПР сможет:
- овладеть базовыми научными систематизированными знаниями по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС;
- получить прочные орфографические, пунктуационные и грамматические умения и навыки;
- освоить общеучебные умения и компетенции в рамках информационно-коммуникативной деятельности: передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, составлять план, работать с разнообразной информацией, в том числе и электронной;
- корректно выражать свое мнение по различным вопросам и аргументированно доказывать точку зрения в соответствии с нормами русского литературного языка;
- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности. Например, правописание гласных в суффиксах причастий, степени сравнения наречий. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Язык и общение | 2 |
2 | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 22 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 31 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 15 |
5 | Лексика. Культура речи | 11 |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 25 |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. | 53 |
8 | Повторение и систематизация изученного в 5 классе | 16 |
ИТОГО | 175 |
8 класс
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Функции русского языка в современном мире. | 2 |
2 | Повторение изученного в 5-7 классах. | 9+2 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | |
Словосочетание. | 2 | |
4 | Простое предложение | 3 |
5 | Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. | 11+3 |
6 | Простые односоставные предложения. | 10+4 |
7 | Простое осложнённое предложение | 1 |
8 | Однородные члены предложения. | 7 |
9 | Обособленные члены предложения | 17 +5 |
10 | Слова, грамматически не связанные с членами предложения | 11 |
11 | Чужая речь. | 13 |
12 | Повторение и систематизация изученного в VIII классе. | 6 |
ИТОГО | 105 |
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел | Функции русского языка в современном мире. | |
1 | Функции русского языка в современном мире. | 1 |
Раздел | Повторение пройденного в 5-7 классах | |
2 | Фонетика и графика. Орфография | 1 |
3 | Морфемика и словообразование | 1 |
4 | Лексикология и фразеология | 1 |
5 | Морфология и синтаксис | 1 |
6 | Строение текста. Стили речи. | 1 |
7 | Развитие речи. Сочинение по картине И.Левитана «Осенний день. Сокольники» (Упр.74) | 1 |
8 | Развитие речи. Устное описание Триумфальной арки по фотографии (Упр.79) | 1 |
9 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение пройденного в 5-7 классах» | 1 |
Раздел | Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. | |
10 | Строение словосочетаний | 1 |
11 | Виды связи в словосочетании | 1 |
12 | Грамматическое значение словосочетаний | 1 |
Раздел | Простое предложение | |
13 | Строение и грамматическое значение предложений | 1 |
14 | Интонация предложения. Характеристика человека | 1 |
15 | Порядок слов в предложении. Логическое ударение | 1 |
16 | Развитие речи. Описание памятника архитектуры. (Упр.143,144) | 1 |
Раздел | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. | |
17 | Подлежащее. | 1 |
18 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | 1 |
19 | Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. | 1 |
20 | Составное именное сказуемое. | 1 |
21 | Выражение именной части составного именного сказуемого | 1 |
22 | Тире между подлежащим сказуемым | 1 |
23 | Повторение по теме «Главные члены предложения» | 1 |
24 | Контрольный диктант №2 по теме «Главные члены предложения» | 1 |
25 | Развитие речи. Сжатое изложение по тексту упр.189 | 1 |
Раздел | Второстепенные члены предложения | |
26 | Дополнение | 1 |
27 | Определение | 1 |
28 | Развитие речи. Подготовка к изложению на тему «Русский язык» (Упр.213) | 1 |
29 | Развитие речи. Написание изложения на тему «Русский язык» (упр.213) | 1 |
30 | Приложение | 1 |
31 | Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. | 1 |
32 | Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами | 1 |
33 | Развитие речи. Ораторская (публичная ) речь | 1 |
34 | Контрольная работа №1 по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 |
Раздел | Односоставные предложения | |
35 | Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо-личные | 1 |
36 | Предложения неопределённо-личные | 1 |
37 | Предложения неопределённо-личные | 1 |
38 | Безличные предложения | 1 |
39 | Безличные предложения | 1 |
40 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине К. Юона «Мартовское солнце» (Упр.278) | 1 |
41 | Развитие речи. Написание сочинения по картине К. Юона «Мартовское солнце» | 1 |
42 | Назывные предложения | 1 |
43 | Обобщение по теме «Односоставные предложения» | 1 |
44 | Развитие речи. Изложение текста (упр.289) | 1 |
Раздел | Неполные предложения | |
45 | Понятие о неполных предложениях. | 1 |
46 | Контрольный диктант № 3 по теме «Односоставные предложения» | 1 |
47 | Анализ контрольного диктанта. Неполные предложения в диалоге. | 1 |
Раздел | Предложения с однородными членами | |
48 | Понятие об однородных членах | 1 |
49 | Однородные и неоднородные определения | 1 |
50 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 |
51 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 |
52 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 1 |
53 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 1 |
54 | Развитие речи. Рассуждение (Упр.344,346) | 1 |
55 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | 1 |
56 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» | 1 |
57 | Контрольный диктант № 4 по теме «Однородные члены предложения» | 1 |
58 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Ф Васильева «Мокрый луг» | 1 |
59 | Развитие речи. Написание сочинения по картине Ф Васильева «Мокрый луг» | 1 |
Раздел | Предложения с обособленными членами | |
60 | Обособленные определения и приложения | 1 |
61 | Обособленные определения и приложения | 1 |
62 | Обособленные определения, выраженные причастными оборотами | 1 |
63 | Особенности обособления приложений | 1 |
64 | Повторение по теме «Обособленные определения и приложения» | 1 |
65 | Контрольная работа №2 по теме «Обособленные определения и приложения» | 1 |
66 | Развитие речи. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему. (Упр.416) | 1 |
67 | Развитие речи. Написание сочинения – рассуждения на морально – этическую тему | 1 |
68 | Обособленные обстоятельства | 1 |
69 | Обособленные обстоятельства | 1 |
70 | Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства» | 1 |
71 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1 |
72 | Обособление уточняющих членов предложения | 1 |
73 | Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания. | 1 |
74 | Повторение пройденного по теме «Обособленные члены предложения» | 1 |
75 | Контрольный диктант № 5 по теме «Обособленные члены предложения» | 1 |
76 | Развитие речи. Подготовка к изложению «Суворов» (Упр.413) | 1 |
77 | Развитие речи. Написание изложения «Суворов» (Упр.413) | 1 |
Раздел | Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями | |
78 | Обращение и знаки препинания при нём | 1 |
79 | Обращение и знаки препинания при нём | 1 |
80 | Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них | 1 |
81 | Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них | 1 |
82 | Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению. (Упр.440) | 1 |
83 | Развитие речи. Написание сжатого изложения. | 1 |
84 | Водные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями | 1 |
85 | Вставные конструкции | 1 |
86 | Вставные конструкции | 1 |
87 | Повторение по теме «Предложения с обращениями, водными словами и междометиями» | 1 |
88 | Контрольный диктант № 6 по теме «Предложения с обращениями, водными словами и междометиями» | 1 |
Раздел | Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь | |
89 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. | 1 |
90 | Диалог | 1 |
91 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | 1 |
92 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | 1 |
93 | Цитаты и знаки препинания при них. | 1 |
94 | Развитие речи. Подготовка к изложению (Упр.490) | 1 |
95 | Развитие речи. Написание изложения | 1 |
96 | Контрольное тестирование по теме «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» | 1 |
Раздел | Повторение изученного в 8 классе. | |
97 | Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставное предложение», «Односоставные предложения» | 1 |
98 | Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами», «Предложения с уточняющими членами предложения». | 1 |
99 | Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами», «Предложения с уточняющими членами предложения». | 1 |
100 | Повторение тем « Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями», «Способы передачи чужой речи». | 1 |
101 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
102 | Итоговое контрольное тестирование | 1 |
103 | Развитие речи. Сжатое изложение (Упр.525) | 1 |
104 | Работа над ошибками | 1 |
105 | Подведение итогов года. | 1 |
9 класс
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Международное значение русского языка | 2 |
2 | Повторение пройденного в 5 - 8 классах | 10 |
3 | Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения | 5 |
4 | Союзные сложные предложения. | 8 |
5 | Сложносочиненные предложения | 10 |
6 | Сложноподчиненные предложения | 23 |
7 | Бессоюзные сложные предложения | 13 |
8 | Сложные предложения с различными видами связи | 12 |
9 | Общие сведения о языке | 5 |
10 | Повторение и систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 14 |
ИТОГО | 102 |
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Русский язык — национальный язык русского народа | 1 |
2 | Понятие о литературном языке | 1 |
3 | Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка | 1 |
4 | Устная и письменная речь. Монолог и диалог | 1 |
5 | Стили речи | 1 |
6 | Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами | 1 |
7 | Предложения с обособленными членами | 1 |
8 | Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | 1 |
9 | Входная контрольная работа | 1 |
10 | Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единца синтаксиса | 1 |
11 | Союзные и бессоюзные предложения | 1 |
12 | Р.р. Сжатое изложение | 1 |
13 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения | 1 |
14 | Сложносочиненные предложения. Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях | 1 |
15 | Средства связи частей сложносочинённого предложения, основные группы ССП по значению и союзам | 1 |
16 | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | 1 |
17 | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | 1 |
18 | Контрольная работа | 1 |
19 - 20 | Сложноподчинённые предложения. Понятие о сложноподчинённом предложении. СПП, его грамматические признаки | 2 |
21 - 22 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки пре-пинания в сложноподчинённом предложении | 2 |
23 | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении | 1 |
24 | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении | 1 |
25 - 26 | Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными оп-редели-тельными | 2 |
27 | Сложноподчинённые предложения с придаточными оп-редели-тельными | 1 |
28 - 29 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | 2 |
30 - 31 | Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места | 2 |
32 | Сложноподчинённые предложения с придаточными при-чины, следствия, условия | 1 |
33 | Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки, цели | 1 |
34 | Сложноподчинённые предложения с придаточными сравни-тельными, образа действия, меры, степени | 1 |
35 | Различные способы выражения сравнения | 1 |
36 - 37 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения» | 2 |
38 | Контрольная работа по СПП | 1 |
39 - 40 | Р.р. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине | 2 |
41 - 42 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки пре-пинания в них | 2 |
43 | Р Р. сжатие текста | 1 |
44 | Р Р. сжатие текста | 1 |
45 - 46 | Контрольная работа, анализ контрольной работы | 2 |
47 | Р.р. Сообщение на лингвистическую тему. Реферат. Повторение. Орфография. | 1 |
48 | Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП | 1 |
49 | Бессоюзные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 1 |
50 - 51 | Р.р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему | 2 |
52 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 |
53 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 |
54 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение». Синтаксический и пунктуационный раз-бор бессоюзного предложения | 1 |
55 | Контрольная работа | 1 |
56 | Сложные предложения с раз-личными видами связи | 1 |
57 | Знаки пре-пинания в сложных предложениях с раз-личными видами связи | 1 |
58 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с раз-личными видами связи | 1 |
59 | Р. р. Изложение с элементами сочинения | 1 |
60 |
| 1 |
61 | Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические | 1 |
62 - 63 | Язык художественной литературы | 2 |
64 - 65 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография | 2 |
66 - 67 | Лексика. Морфемика. Словообразование | 2 |
68 - 69 | Пробный экзамен в режиме ОГЭ | 2 |
70 | Морфология и орфография | 1 |
71 | Орфография и пунктуация | 1 |
72 - 81 | Повторение. Развитие речи. | 10 |
82 - 83 | Контрольная работа. В режиме ОГЭ | 2 |
84 - 86 | Углубление знаний о стилях и жанрах речи | 3 |
87 - 88 | Р. Эссе. | 2 |
89 - 90 | Рецензия | 2 |
91 - 92 | Деловая речь. Автобиография. | 2 |
93 - 94 | Пробный экзамен в режим ОГЭ | 2 |
95 - 96 | Повторение. Подготовка к ОГЭ. Орфография. | 2 |
97 - 98 | ПОВТОРЕНИЕ. Словосочетание, способы подчинительной связи. Осложнения простых предложений | 2 |
99 - 100 | Сложное предложение. | 2 |
101 - 102 | Контрольная работа | 2 |