Нормативно - правовая база

Догадина Вероника Юрьевна

В данном разделе представлены нормативные документы и рабочие программы по предметам, которые являются частью базисного учебного плана. В них отражено содержание обучения, методы и приемы с учетом условий работы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9...

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 25.12.2018 г.):    https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №7»

РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры

руководитель кафедры      

         

_______________ В.Ю.Догадина  

                                                                                   СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР

____________ Г. П. Евдокимова

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Родной край»

7 класс

2021 – 2022 учебный год

Учитель: Догадина Вероника Юрьевна

                 первая квалификационная категория

Уровень усвоения программы: базовый

Количество часов: всего 10 часов., в неделю 1 час

Плановых контрольных работ 1 час

Пояснительная записка

На современном этапе образования, когда дефицит духовной культуры даёт знать о себе, возникает необходимость расширения гуманитарных знаний, введение новых дисциплин, направленных на воспитание гуманной личности. Ещё Сократ и Платон отмечали, что в обстановке хорошо поставленного учебного процесса дети не только получают знания, но и воспитываются нравственно. Воспитание гуманизма, человеческого достоинства, гражданственности немыслимо без знания литературы и культуры родного края. Под словом патриотизм мы понимаем сегодня, прежде всего знание своих корней, т.е. своей истории и литературы.

Литература как вид искусства всегда составляла важный компонент духовного развития народа. Сибирская литература – неотъемлемая часть русской литературы, в силу исторических условий сложившаяся на основе фольклора как русских переселенцев из центральных областей России (казаков, раскольников, беглых крепостных), так и коренного населения края и уникально развивавшаяся из-за малонаселенности, отдаленности от центра, оторванности от него вследствие отсутствия надежных транспортных связей. Богата Сибирь не только историей и размерами, но и творчеством народа, населявшим её. Любовь к суровому и загадочному краю вызвала к жизни удивительные по силе и красоте песни и сказки, легенды и сказания.

Оставаясь в целом в русле общерусского литературного процесса, литература Сибири представляет собой вполне самостоятельное и самобытное явление. Поэтому очень важно создать условия для развития интереса учащихся к литературе вообще и литературному наследию родного края в частности. Будущее нации зависит от духовно-нравственного потенциала молодёжи. Литература родного края поможет стать детям добрее в помыслах и поступках, помешает торжеству зла, сбережёт живую душу ребенка.

Литература для изучения подобрана таким образом, чтобы познакомить учащихся с жанрами и произведениями, которые соответствуют психологическим особенностям данного возраста: фантастическая повесть, сказка, легенда, малые лирические жанры.

Рабочая программа по предмету «Родной край» разработана на основе требований к результатам освоения регионального компонента государственного образовательного стандарта. Рабочая программа конкретизирует содержание тем, дает примерное распределение учебных часов по темам и рекомендуемую последовательность изучения тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, психолого-физиологических и возрастных особенностей учащихся.

        Цели изучения учебного предмета «Родной край»:

  • Приобщение обучающихся к литературному наследию Сибири.
  • Пробуждение и углубление чувства любви к сибирской земле, её прошлому и настоящему.
  • Знакомство с литературно-краеведческим материалом, авторами-сибиряками и авторами, пишущими о Сибири.
  • Введение учащихся через так называемую «сибирскую литературу» в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.
  • Обогащение опыта творческой деятельности ребёнка.
  • Формирование грамотного читателя, любящего свой край.

        Задачи изучения учебного предмета «Родной край»:

  • научить детей чувствовать и понимать образный язык художественных произведений и различать выразительные средства, создающие художественный образ;
  • вырабатывать у школьников творческий подход к процессу познания, самостоятельность суждений и познавательную активность;
  • развивать навык и потребность к самостоятельному получению знаний;
  • развивать чувство гражданской ответственности и достоинства, гордости за свою «малую родину».

Предметные результаты освоения учебного предмета

      Ученик должен знать:

  • биографические сведения о писателях Сибири;
  • содержание и композиционное своеобразие изучаемых произведений.
  • основные теоретические понятия, связанные с изучением образов героев произведений (герой литературный, имя героя, портрет, поступки, характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.)

 Ученик должен уметь:

  • Выразительно читать произведения и отрывки из них, в том числе и наизусть;
  • Определять авторскую позицию в произведении;
  • самостоятельно называть характерные признаки различных жанров при чтении незнакомого текста;
  • самостоятельно осуществлять знакомство с писателем:
  • осознавать с помощью учителя отношение автора или народа к герою произведения;
  • строить свободное высказывание о том, чем и почему интересно данное произведение сибирской литературы;
  • использовать критическую и справочную литературу;
  • писать сочинение-миниатюру, отзыв о самостоятельно прочитанном произведении
  • реализовывать творческие работы различного характера (например, сочинять сказки, стихотворения).

       Главная задача курса – донести до учащихся нравственную силу писателей Сибири, их поразительную способность влиять на людей, их верность родному краю.

        Основные формы организации учебных занятий:

  • лекция с элементами беседы (обзорный урок)
  • «пристальное чтение» конкретного литературного текста
  • эвристическая беседа
  • пересказ текста
  • анализ эпизодов


        Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя;
  • самостоятельно подготовленные к уроку сообщения (доклады, письменные работы или рецензии на самостоятельно прочитанные произведения)
  • итоговый тест, включающий задания с выбором ответа/с кратким ответом,

Планируемые результаты

  • учащиеся познакомятся с творчеством сибирских писателей;
  • продолжится процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся;
  •  продолжится процесс формирования читательских ориентиров учащихся;
  • продолжится процесс углубления и расширения читательского кругозора учащихся.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений сибирских писателей XIX – XX веков, литературы народов Сибири;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры Сибири
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание русского слова и сибирского диалекта в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета

Основу предмета составляют тексты сибирских писателей, при этом делается упор на текстуальное, а не обзорное рассмотрение отобранных произведений. Следовательно, принцип текстоцентризма становится главным в изучении курса. Подготовка к занятию требует от учащихся большой самостоятельной работы с критической литературой и носит исследовательский характер.

 В программе осуществлён принцип вариативности, предполагающий право выбора текста за учителем и учеником. В круг изучаемых писателей и поэтов в первую очередь включены произведения земляков-новосибирцев: В. Шамова, Ю.М. Магалифа, И. Ветлугина, Е.Стюарт, Т. Снежиной, А.Плитченко, Б.Богаткова, Г.Суворова и других, связавших свою жизнь с г. Новосибирск.

Знания, полученные учащимися, обогатят их представление о Сибирской литературе. Знакомство с творчеством писателей родного края и их произведениями поможет более эмоционально и сознательно воспринимать родную литературу в контексте мировой культуры и литературы. Чтение текстов сибирских писателей должно вызвать в душе ученика чувство сопричастности родной земле, её природе, слову, воспевающему Сибирь.

Содержание учебного предмета

Имена поэтов и писателей на карте Новосибирска и Новосибирской области. История города Бердск. Из истории создания города на Оби. Владимир Шамов. Новосибирские сказки. «Средиземное море». «Говорящая сосна». «Дедовы размышления». «Шоколадная история». Биография писателя – сказочника Ю.М. Магалифа. повесть-сказка «Приключения Жакони». «Грустит село о городе, а город о селе». Стихотворения о городе Бердск. Чтение и анализ. Иван Ветлугин «Признание в любви». «Огонь - солдатских подвигов венец, Здесь с павшими общаются живые". Лирика о воинах-сибиряках. Проект  "Нет, новое чудо грядущего дня не может начаться никак без меня!"

Тематическое планирование курса

Тема

Форма работы

1

Вводное занятие. Имена поэтов и писателей на карте Новосибирска и Новосибирской области.

Виртуальная экскурсия

2

История города Бердск.

Просмотр фильма

3

Из истории создания города на Оби. Владимир Шамов. Новосибирские сказки.

Самостоятельная работа

4

Владимир Шамов. «Средиземное море». «Говорящая сосна». «Дедовы размышления». «Шоколадная история».

Практическое занятие

5

Биография писателя – сказочника Ю.М. Магалифа. повесть-сказка «Приключения Жакони» 

Практическое занятие

6

«Грустит село о городе, а город о селе». Стихотворения о городе Бердск.

Конкурс чтецов

7

Чтение и анализ. Иван Ветлугин «Признание в любви».

Практическое занятие

8

«Огонь - солдатских подвигов венец, Здесь с павшими общаются живые". Лирика о воинах-сибиряках

Литературная гостиная

9

"Нет, новое чудо грядущего дня не может начаться никак без меня!"

Проектная деятельность

10

Итоговый контроль

Тестирование, литературный диктант (по выбору)

Список литературы

  1. Департамент культуры Новосибирской области. Новосибирская областная детская библиотека имени Горького. «С милым краем дышу заодно». Библиобиографический словарь (Новосибирские детские писатели), 2007г.
  2. Владимир Шамов. «Средиземное море». «Говорящая сосна». «Дедовы размышления». «Шоколадная история», «Новосибирские сказки»
  3. Иван Ветлугин «Признание в любви».
  4. С.М. Белоусов. «Вдоль по радуге или Приключение Печенюшкина». Повесть – сказка
  5. Ю.М. Магалиф «Приключения и подвиги генерала Картошкина: сказки»
  6. Ю.М. Магалиф «Приключение Жакони». Сказка
  7. Стихи, раскрывающие характер воина-сибиряка, его мужество и готовность к подвигу. Тема единства фронта и тыла в творчестве поэтов.
  8. К.Лисовский «Приезжайте… Увидите сами!», «Как только начну о Сибири», «Чуйский тракт», «Заветное слово» и другие (по выбору учителя и учащихся) А.Плитченко. Стихи по выбору
  9. Е.Стюарт «Золушки 40-х годов», «На путях», «Женщине» «Родина, далеки твои расстояния», «А ты простишь мне долгую отлучку?», «Скворцы» и другие по выбору.
  10. Б.Богатков.Стихи по выбору.
  11. Г.Суворов. Стихи по выбору.
  12. Т.Снежина «Если я умру раньше времени», «Позови меня с собой», «Звезда моя», «Перекрёсток», «После смерти», «Листопад» и др

                                          Литература для учителя
Окладников А.П. Открытие Сибири. Н.,1982.
Кузнецова Ф.С. История Сибири. Н., 1997.
Зуев А.С.Сибирь: вехи истории. Н., 1998.
Яновский Н. Писатели Сибири. М., 1988.
Мостков Ю. Портреты. Литературно-критические статьи. Н., 1981.
Перцовский В. Николай Самохин. Литературные портреты. Н., 1987.
Мостков Ю. Елизавета Стюарт. Литературные портреты. Н., 1982.
Толчёнова Н. Сибирский характер (по страницам книг Г.Маркова).
Андреева Т.Н. Современная поэзия (вторая половина XX в.). М., 2001.
Ломилина Н.М., Сигов В.К. Современная проза (60-80г) XX в. М., 2001.
Заволокин А. Земля нужна человеку. Сибирские огни. 1988. №8.
Мостков Ю.М. Писатели о себе. Н., 1973.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №7»

РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры

руководитель кафедры                

_______________ В.Ю.Догадина  

                                                                                                          СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР

____________ Г. П. Евдокимова

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся с ОВЗ

по предмету «Русский язык»

5 - 9 классы

индивидуальное обучение на 2021-2022 учебный год

учитель: Догадина В.Ю.

Уровень усвоения программы: базовый

Примерная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена с учетом особых образовательных потребностей

обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО ЗПР.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Программа «Русский язык» для учащихся с ЗПР построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, выстраивается обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание разнообразных видов работы снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь. Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Учащиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не могут освоить Программу по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графоматорные навыки. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Данная программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие учащимся с ЗПР получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.

На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности учащихся с ЗПР.

Одной из основных причин труднообучаемости учащихся с ЗПР является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, что служит одной из причин того, что ребята с трудом овладевают навыками чтения и письма, часто путают буквы, сходные по начертанию, испытывают трудности при самостоятельном воспроизведении текста.

Развитие связной речи у детей ЗПР также является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни. Кроме этого, ряд особенностей у обучающихся с ЗПР имеет и речевая деятельность. Это бедный словарный запас (особенно активный), в котором понятия сужены, расплывчаты, иногда ошибочны; существенные трудности в овладении грамматическим строем речи.

Цели изучения учебного предмета «Русский язык»:

  • развитие у обучающихся с ЗПР интереса к русскому языку как
  • практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • формирование бережного отношения к слову;
  • интенсивное речевое и интеллектуальное развитие.

Основными задачами изучения учебного предмета

«Русский язык» являются:

  • изучение основного перечня тем, которые раскрывают стержневые разделы языкознания, подготовка учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.
  • изучение базовых основ таких разделов языка, как фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, стилистика, а также некоторых сведений о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков мира;
  • формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; уметь пользоваться различными лингвистическими словарями, в том числе и электронными;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование потребности к речевому самосовершенствованию и взаимодействию; совершенствованию умения и навыков устной и письменной речи;
  •  развитие творческого и логического мышления;
  •  воспитания чувства гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Направления коррекционной работы в рамках предмета

«Русский язык»:

  • совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
  •  развитие восприятия, памяти, внимания;
  •  развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического;
  • развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, планировать деятельность;
  • развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств, устойчивой и адекватной самооценки, умений анализировать свою деятельность, преодолевать трудности;
  • воспитание самостоятельности принятия решения, правильного отношения к критике;
  •  развитие речи: фонематического восприятия, связной устной и письменной речи, лексико-грамматических средств языка;
  •  расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • формирование и развитие учебно-практических действий по устранению индивидуальных пробелов в знаниях.

Программа базируется на принципах:

  • учета индивидуальных особенностей и возможностей учащихся с ЗПР;
  • уважения к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексного подхода при разработке занятий с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися учебного предмета «Русский язык»;
  • вариативности содержания и форм проведения занятий;
  • научности, связи теории и практики;
  • преемственности;
  •  наглядности;
  • систематичности и последовательности;
  • прочности полученных знаний;
  • активности и сознательности обучения;

В процессе обучения по данной программе

обучающийся с ЗПР сможет:

  • овладеть базовыми научными систематизированными знаниями по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС;
  • получить прочные орфографические, пунктуационные и грамматические умения и навыки;
  • освоить общеучебные умения и компетенции в рамках информационно-коммуникативной деятельности: передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, составлять план, работать с разнообразной информацией, в том числе и электронной;
  • корректно выражать свое мнение по различным вопросам и аргументированно доказывать точку зрения в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности. Например, правописание гласных в суффиксах причастий, степени сравнения наречий. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1

Язык и общение

2

2

Вспоминаем, повторяем, изучаем

22

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

31

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

15

5

Лексика. Культура речи

11

6

Морфемика. Орфография. Культура речи.

25

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

53

8

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

16

ИТОГО

175

Тема урока

Кол-во часов

1

Язык - важнейшее средство человеческого общения. 1.Язык человек. Язык и речь. /

 1

2

Язык и его единицы. Общение устное и письменное.

 1

3

 Р/Р  (1) Стили речи

 1

4

Вспоминаем, повторяем, изучаем. Звуки и буквы. Произношение и правописание.

 1

5

Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

 1

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

 1

7

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

 1

8

Правописание проверяемых согласных в корне слова

 1

9

Правописание проверяемых согласных в корне слова

 1

10

Правописание непроизносимых и непроверяемых согласных в корне слова.

 1

11

Буквы И, У, А  после шипящих

 1

12

Разделительные Ъ и Ь.

 1

13

Раздельное написание предлогов с другими словами

 1

14

Р/Р)     Обучающее изложение. Упр. 70 «Хитрый заяц»

 1

15

 Р/Р (3(2) Текст.

 1

16

Части речи.  Глагол. Ь на конце глаголов 2лица ед.ч.

 1

17

 Глагол. Раздельное написание НЕ с глаголами.

 1

18

Правописание -тся и -ться в глаголах

 1

19

.Р/Р (4)Тема текста

 1

20

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

 1

21

Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих.

 1

22

Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих.

 1

23

Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

 1

24

Местоимение

 1

25

Р/Р (6) Основная мысль текста

 1

26

Р/Р  (5) Обучающее сочинение по картине Пластова «Летом»

 1

27

Повторение и обобщение изученного в 5 классе

 1

28

Контрольная работа № 1. по теме «Повторение изученного в начальных классах»

 1

29

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

 1

30

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и пунктуация.

 1

31

Словосочетание. Способы грамматической связи в словосочетании

 1

32

Способы выражения грамматической связи в словосочетании

 1

33

Разбор словосочетания

 1

34

Предложение. Простое предложение.

 1

35

Р/Р  (7) Обучающее сжатое изложение. Упр. 144

 1

36

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации

 1

37

.Р/Р (8) Обучающее сочинение-повествование. «Памятный день» упр. 157

 1

38

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

 1

39

Сказуемое

 1

40

Тире между подлежащим и сказуемым

 1

41

 Нераспространенные и распространенные предложения.

 1

42

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

 1

43

Определение

 1

44

Обстоятельство

 1

45

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

 1

46

 Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

 1

47

Обобщающие слова при однородных членах предложения

 1

48

Предложения с обращениями, Знаки препинания при обращениях.

 1

49

 Р/Р (9)  Письмо

 1

50

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

 1

51

Контрольная работа    № 2 по теме «Синтаксис простого предложения»

 1

52

Анализ контрольной работы. Простые и сложные предложения

 1

53

Простые и сложные предложения

 1

54

Синтаксический разбор сложного предложения

 1

55

Р/Р (10) Речевой этикет.

 1

56

 Прямая речь. Роль предложений с прямой речью в художественном тексте. Пунктуация при прямой речи

 1

57

 Р/Р ( 12 ) Правила этикета. Диалог.  Пунктуация при диалоге

 1

58

 Р/Р (13) Контрольное сочинение-описание по картине Решетникова «Опять двойка»

 1

59

 Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

 1

60

 Контрольная работа № 3 по теме «Синтаксис. Пунктуация». Диктант с грамматическим заданием.

 1

61

Анализ контрольной работы

 1

62

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. Культура речи. Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук как единица речи. Гласные звуки.

 1

63

 Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие

 1

64

 Р/Р  (14,15) Типы речи. Повествование и его структура. Подробное изложение «Шкатулка» (упр.283)

 1

65

 Р/Р  (14,15) Типы речи

 1

66

 Повествование и его структура. Подробное изложение «Шкатулка» (упр.283)

 1

67

Согласные звонкие и глухие

 1

68

Графика. Алфавит

 1

69

 Р/Р (16) Описание предмета(п.59)

 1

70

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

 1

71

 Двойная роль букв е, ё, ю, я

 1

72

Двойная роль букв е, ё, ю, я

 1

73

Орфоэпия. Ударение

 1

74

Фонетический разбор слова

 1

75

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

 1

76

Контрольная работа №4 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

 1

77

Анализ контрольной работы

 1

78

Р/Р (17) Устное  сочинение по картине (упр.329)

 1

79

Лексика. Культура речи. Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение

 1

80

Однозначные и многозначные слова.

 1

81

РР (18) Устное сочинение-рассуждение (упр.345)

 1

82

Прямое и переносное значение слов.

 1

83

 РР (19) Творческая работа. Рассуждение.

 1

84

Омонимы

 1

85

Омонимы

 1

86

Синонимы

 1

87

Синонимы

 1

88

Антонимы

 1

89

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи»

 1

90

Контрольная работа № 5 по теме «Лексика. Культура речи»

 1

91

Анализ контрольной работы по теме «Лексика. Культура речи»

 1

92

 Р/Р (20,21)        Подробное  изложение «Первый снег» (упр.375)

 1

93

 Р/Р (20,21)        Подробное  изложение «Первый снег» (упр.375)

 1

94

Морфемика. Орфография. Культура речи. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова.  Изменение и образование слов.

 1

95

Окончание и основа самостоятельных частей речи.

 1

96

Корень слова. Исторические изменения в составе слова.

 1

97

 Корень слова. Исторические изменения в составе слова.

 1

98

Р/Р  (22) Рассуждение. Обучающее сочинение- рассуждение

 1

99

Суффикс

 1

100

Приставка

 1

101

 Р/Р (23) Выборочное изложение «Последний лист» упр.419,420.

 1

102

Р/Р (23) Выборочное изложение «Последний лист» упр.419,420.

 1

103

Чередование гласных и согласных  звуков.

 1

104

Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем.

 1

105

Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем.

 1

106

Морфемный разбор слова

 1

107

Правописание гласных и согласных в приставках

 1

108

Буквы з-сна конце приставок.

 1

109

Буквы з-с на конце приставок.

 1

110

Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож-

 1

111

Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос-

 1

112

Буквы ё—о после шипящих в корне

 1

113

Буквы ё—о после шипящих в корне

 1

114

Буквы и — ы после ц

 1

115

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи»

 1

116

Контрольная работа(№6 ) по теме «Морфемика»

 1

117

Анализ контрольной работы.

 1

118

Р/Р (24) Обучающее сочинение- описание картины с элементами рассуждения. (Кончаловский «Сирень») упр.457

 1

119

Морфология. Орфография. Культура речи..Имя существительное как часть речи

 1

120

Р/Р  (25) Обучающее сочинение-рассуждение. Доказательство в рассуждении. П.89

 1

121

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

 1

122

 Имена существительные собственные и нарицательные

 1

123

Род имен существительных

 1

124

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

 1

125

 Р/Р (26) Сжатое изложение «Перо и чернильница»,   упр. 513.

 1

126

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

 1

127

Три склонения имен существительных

 1

128

.Падеж имен существительных

 1

129

.Правописание падежных окончаний существительных

 1

130

Падеж и склонение имен существительных. Особенности склонения существительных на –ИЕ, -ИЙ, -ИЯ

 1

131

 Р/Р (27) Обучающее подробное изложение (упр.547 «Берёзки»)

 1

132

Множественное число имён существительных.

 1

133

Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных

 1

134

Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных

 1

135

Морфологический разбор имени существительного

 1

136

Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном

 1

137

Контрольная работа (№7)  по теме «Имя существительное»

 1

138

Анализ контрольного диктанта

 1

139

 Р/Р  (28) Сочинение-описание по картине Нисского «Февраль. Подмосковье»

 1

140

Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи

 1

141

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

 1

142

 Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

 1

143

Описание животного (29). Подготовка к изложению.

 1

144

 Р/Р (30) Подробное  изложение «Кошка Ю-ю»

 1

145

 Р/Р (31)Анализ контрольного изложения

 1

146

Прилагательные полные и краткие

 1

147

Морфологический разбор имени прилагательного

 1

148

Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном

 1

149

Самостоятельная работа по теме "Имя прилагательное"

 1

150

Анализ самостоятельной работы

 1

151

Глагол ..Глагол как часть речи.

 1

152

Не с глаголами

 1

153

Р/Р  (32) Рассказ, особенности, структура, стили. Упр. 619 (по картинкам)

 1

154

Неопределенная форма глагола

 1

155

Правописание –тся и -тьсяв глаголах

 1

156

Виды глагола

 1

157

Буквы е — и в корнях с чередованием

 1

158

 Р/Р (33) Невыдуманный рассказ.  П.113

 1

159

Время глагола. Прошедшее время

 1

160

Настоящее время

 1

161

Будущее время

 1

162

Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов

 1

163

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

 1

164

Морфологический разбор глагола

 1

165

Р/Р (34) Сжатое изложение с изменением лица.

 1

166

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

 1

167

Р/Р (35) Употребление «живописного настоящего» в речи. Устное сочинение-рассказ упр. 697

 1

168

Повторение и обобщение изученного материала о глаголе

 1

169

Повторение и обобщение изученного  по теме «Глагол»

 1

170

Повторение и обобщение изученного по теме "Чередующиеся гласные"

 1

171

Повторение. Синтаксис. Пунктуация. Орфограммы в корне слова.

 1

172

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Орфограммы в корне слова

 1

173

Фонетика. Морфемика. Орфография. Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов

 1

174

Годовая контрольная работа.

 1

175

Анализ диагностической работы. Подведение итогов года.

 1

6 класс

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1

Язык. Речь. Общение.

3

2

Повторение изученного в 5 классе

10

3

Текст

5

4

Лексика. Культура речи

12

5

Фразеология. Культура речи

6

6

Словообразование. Орфография. Культура речи.

33

Морфология. Орфография. Культура речи.

7

Имя существительное.

25

8

Имя прилагательное.

27

9

Имя числительное.

17

10

Местоимение.

21

11

Глагол.

28

12

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи.

23

ИТОГО

210

Тема урока

Количество часов

1

Вводный урок.

 1

2

Русский язык-один из развитых языков мира.

 1

3

Язык, речь, общение.

 1

4

Р.Р. Ситуация общения.

 1

5

Повторение пройденного в 5 классе. Фонетика. Фонетический разбор слова.

 1

6

Морфемы. Морфемный разбор слова.

 1

7

Орфограммы в приставках. Орфограммы в корнях слов.

 1

8

Части речи. Морфологический разбор. Орфограммы в окончаниях слов.

 1

9

Словосочетание.

 1

10

Простое   предложение. Пунктуация в простом предложении.

 1

11

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

 1

12

Прямая речь. Диалог. Синтаксический и пунктуационный разбор.

 1

13

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение в начале года».

 1

14

Текст.  Р.Р. Текст, его особенности.

 1

15

Р.Р. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

 1

16

Р.Р. Основные признаки текста.

 1

17

Р.Р. Стили речи.

 1

18

Р.Р. Официально-деловой стиль.

 1

19

Лексика. Культура речи.  Повторение изученного по лексике в 5 классе.

 1

20

Слово и его лексическое значение.

 1

21

Общеупотребительные слова и профессионализмы.

 1

22

Р.Р. Собирание материалов к сочинению.

 1

23

Р.Р. Сочинение по картине А. П. Герасимова «После дождя»

 1

24

Диалектизмы.

 1

25

Р.Р. Сжатое изложение упр. 119

 1

26

Исконно русские и заимствованные слова.

 1

27

Устаревшие слова.

 1

28

Неологизмы.

 1

29

Обобщающие уроки по теме «Лексика»

 1

30

Контрольная работа по теме «Лексика»

 1

31

Фразеология. Культура речи.  Фразеологизмы.

 1

32

Источники фразеологизмов.

 1

33

Р.Р. Словари.

 1

34

Зачет по теме «Фразеология»

 1

35

Словообразование. Орфография. Культура речи.  Повторение изученного в 5 классе.

 1

36

Повторение изученного в 5 классе.

 1

37

Р.Р. Описание помещения.

 1

38 - 39

Основные способы образования в русском языке.

 2

40

Р.Р.

 1

41

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

 1

42

Р.Р. Сочинение-описание «Моя комната – моё лицо».

 1

43

Основные способы образования в русском языке.

 1

44

Р.Р. Этимология слов.

 1

45

Р.Р. Подготовка к выборочному изложению.

 1

46

Р.Р. Написание выборочного изложения упр.166.

 1

47

Чередующиеся гласные, зависящие от суффикса

 1

48

Чередующиеся гласные, зависящие от согласного.

 1

49

Чередующиеся гласные, зависящие от значения.

 1

50

Чередующиеся гласные, зависящие от ударения.

 1

51

Обобщение по теме «Чередующиеся гласные».

 1

52

Тестовая проверочная работа по теме «Чередующиеся гласные»

 1

53

Буквы И-Ы после приставок.

 1

54 - 57

Гласные в приставках ПРЕ - ПРИ

 4

58

Тестовая проверочная работа по теме «Приставки ПРЕ- и ПРИ-»

 1

59

Соединительные О-Е в сложных словах.

 1

60 - 61

Сложносокращенные слова.

 2

62

Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию по картине Яблонской «Утро».

 1

63

Р.Р. Сочинение-описание по картине Яблонской «Утро».

 1

64

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

 1

65 - 66

Систематизация и обобщение по теме «Словообразование»

 2

67

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование»(или тестирование)

 1

68

Работа над ошибками контрольного диктанта.

 1

69

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

 1

70

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

 1

71

Р.Р.  Эпистолярный жанр. Письмо.

 1

72

Имя существительное как часть речи

 1

73

Разносклоняемые имена существительные.

 1

74

Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя.

 1

75

Р.Р. Публичное выступление.

 1

76

Несклоняемые имена существительные.

 1

77

Род несклоняемых существительных.

 1

78

Имена существительные общего рода.

 1

79 - 80

Морфологический разбор имени существительного.

 2

81

Р.Р. Сочинение на основе личных впечатлений упр. 236

 1

82 -84

НЕ с существительными.

 3

85 - 86

Суффиксы ЧИК – ЩИК.

 2

87

Гласные в суффиксах ЕК – ИК.

 1

88 - 89

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных.

 2

90

Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное»

 1

91

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

 1

92

Работа над ошибками контрольного диктанта.

 1

93

Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное»

 1

94

Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

 1

95

Р.Р. Описание природы.

 1

96 - 97

Степени сравнения имен прилагательных.

 2

98

Р.Р. Весна на картинах русских художников.

 1

99

Р.Р. Сочинение-описание по картинам Левитана «Март» и Саврасова «Грачи прилетели»

 1

100

Разряды прилагательных. Качественные прилагательные.

 1

101

Относительные прилагательные.

 1

102

Притяжательные прилагательные.

 1

103

Морфологический разбор имени прилагательного.

 1

104

Р.Р. Подготовка к выборочному изложению.

 1

105

Р.Р. Выборочное изложение упр.347

 1

106 - 107

НЕ с прилагательными.

 2

108 - 109

О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

 2

110 - 111

Н и НН в суффиксах прилагательных.

 2

112

Р.Р. Описание костюма куклы (упр. 375)

 1

113

Различение на письме суффиксов К и СК.

 1

114

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

 1

115

Зачет по теме «Правописание суффиксов прилагательных»

 1

116

Систематизация и обобщение по теме «Имя прилагательное»

 1

117

Контрольный диктант с грамматическим заданием (или тестирование) по теме «Имя прилагательное»

 1

118

Работа над ошибками контрольного диктанта.

 1

119

Имя числительное.  Имя числительное как часть речи.

 1

120

Простые и составные числительные.

 1

121 - 122

Ь на конце и в середине числительных.

 2

123

Разряды количественных числительных.

 1

124  - 125

Числительные, обозначающие целые числа.

 2

126

Р.Р. Выборочное изложение.

 1

127

Дробные числительные.

 1

128

Собирательные числительные.

 1

129

Порядковые числительные.

 1

130

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Береги природу»

 1

131 - 132

Морфологический разбор имени числительного.

 2

133

Зачет по теме «Имя числительное»

 1

134

Обобщение и систематизация изученного материала.

 1

135

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

 1

136

Работа над ошибками контрольной работы.

 1

137

Местоимение.  Местоимение как часть речи.

 1

138

Роль местоимений в речи.

 1

139

Личные местоимения.

 1

140

Особенности склонения личных местоимений.

 1

141

Возвратное местоимение СЕБЯ.

 1

142

Р.Р. Рассказ по сюжетным картинкам  упр. 448

 1

143

Вопросительные местоимения.

 1

144

Относительные местоимения.

 1

145

Неопределенные местоимения.

 1

146

Отрицательные местоимения.

 1

147

Р.Р. Сочинение-рассуждение упр.480

 1

148

Разграничение отрицательных местоимений и наречий.

 1

149

Притяжательные местоимения.

 1

150

Употребление притяжательных местоимений.

 1

151

Указательные местоимения.

 1

152

Определительные местоимения.

 1

153

Отличие определительных местоимений от прилагательных.

 1

154

Морфологический разбор местоимения.

 1

155

Местоимения и другие части речи.

 1

156

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине «Первые зрители»

 1

157

Р.Р. Сочинение по картине (Е. В. Сыромятникова. «Первые зрители»)

 1

158 - 159

Систематизация и обобщение по теме «Местоимение».

 2

160

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение».

 1

161

Работа над ошибками контрольного диктанта

 1

162

Глагол. Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол»

 1

163

Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол»

 1

164

Личные окончания глаголов.

 1

165

Р.Р. Сочинение-рассказ «Степа дрова колет» (упр. 517)

 1

166

Разноспрягаемые глаголы.

 1

167

Глаголы переходные и непереходные.

 1

168

Глаголы возвратные и невозвратные.

 1

169

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

 1

170

Р.Р. Изложение с заменой лица «Витькина гайка» упр.541

 1

171

Условное наклонение

 1

172

Повелительное наклонение

 1

173

Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

 1

174

Суффиксы глаголов повелительного наклонения.

 1

175

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.

 1

176

Р.Р. Сжатое изложение художественного текста

 1

177 - 178

Употребление наклонений.

 2

179

Р.Р. Рассказ по сюжетным картинкам (упр. 561)

 1

180

Безличные глаголы.

 1

181 - 182

Морфологический разбор глагола

 2

183

Р.Р. Рассказ на основе услышанного упр. 578

 1

184 - 185

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

 2

186 - 187

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»

 2

188

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

 1

189

Работа над ошибками контрольного диктанта.

 1

190

Комплексный анализ текста.

 1

191

Обобщение изученного по теме «Глагол»

 1

192

Зачет по теме «Глагол».

 1

193

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе.  Подготовка к итоговому диктанту.

 1

194

Годовая контрольная работа.

 1

195

Р.Р. Стили и типы речи.

 1

196

Разделы науки о языке.

 1

197

Лексика и фразеология.

 1

198

Р.Р. Контрольное сочинение на тему по выбору

 1

199

Словообразование.

 1

200

Морфемный и словообразовательный разбор.

 1

201

Морфологический разбор.

 1

202

Пунктуационный разбор. Синтаксический разбор сложного предложения.

 1

203 - 210

Итоговое повторение орфографии.

 8

7 класс

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1

Русский язык как развивающееся явление

1

2

Повторение изученного в 5-6 классах

9+2Р/р

3

Морфология. Орфография. Культура речи.

69

4

Причастие

29+6

5

Деепричастие

7+2  

6

Наречие

19+2

7

Категория состояния

2+2

8

Служебные части речи. Культура речи

43

9

Предлог

7+1

10

Союз

13+1

11

Частица

20+1

12

Междометие.

2

13

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

13+1

ИТОГО:

140

Тема урока

Количество часов

1

Русский язык как развивающееся явление

 1

2

Синтаксис. Синтаксический разбор

 1

3 - 4

Пунктуация. Пунктуационный разбор

 2

5

Лексика и фразеология

 1

6 - 7

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

 2

8 - 9

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова

 2

10

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

 1

11

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

 1

12

Р/Р Текст

 1

13

Р/Р Стили литературного языка

 1

14

Р/Р Диалог как текст. Виды диалога

 1

15

Р/Р Публицистический стиль

 1

16

Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-6 кл.»

 1

17

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

 1

18

Причастие как часть речи

 1

19  - 21

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

 3

22

Причастный оборот

 1

23

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

 1

24

Действительные и страдательные причастия

 1

25

Краткие и полные страдательные причастия

 1

26

Действительные причастия настоящего времени.

 1

27

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

 1

28 - 29

Действительные причастия прошедшего времени

 2

30

Р/Р Описание внешности человека

 1

31

Р/Р Сочинение-описание внешности человека

 1

32

Р/Р Анализ сочинения, работа над ошибками

 1

33

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

 1

34

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

 1

35

Страдательные причастия прошедшего времени

 1

36

Гласные перед нв полных и кратких страдательных причастиях

 1

37 - 40

Одна и две буквы н в суффиксах полных и  кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

 4

41

Морфологический разбор причастия

 1

42 - 43

Слитное и раздельное написание не с причастиями

 2

44 - 45

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

 2

46

Словарный диктант

 1

47

Повторение. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Причастие».

 1

48

Работа по тестам

 1

49

Контрольный диктант грамматическим заданием по теме «Причастие»

 1

50

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

 1

51

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

 1

52

Деепричастие как часть речи

 1

53

Деепричастный оборот.

 1

54

Запятые при деепричастном обороте

 1

55

Раздельное написание не с деепричастиями

 1

56

Деепричастия несовершенного вида

 1

57

Деепричастия совершенного вида

 1

58

Р/Р Составление рассказа по картине И. Бродского «Летний сад осенью»

 1

59

Морфологический разбор деепричастия

 1

60

Повторение изученного по теме «Деепричастие»

 1

61

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»

 1

62

Работа по тестам

 1

63

Р/Р Контрольное сжатое изложение

 1

64

Наречие как часть речи

 1

65

Смысловые группы наречий

 1

66

Степени сравнения наречий

 1

67

Образование степеней  сравнения наречий

 1

68

Морфологический разбор наречий

 1

69

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -ои -е

 1

70

Буквы е и и в приставках не-и ни- отрицательных наречий

 1

71

Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е

 1

72

Р/Р Описание действий

 1

73

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

 1

74

Буквы o и e после шипящих на конце наречий

 1

75

Буквы о и а на конце наречий

 1

76

Дефис между частями слова в наречиях

 1

77

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

 1

78

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

 1

79

Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие»

 1

80

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»

 1

81

Р/Р Учебно-научная речь. Словарный диктант

 1

82

Р/Р Отзыв

 1

83

Р/Р Учебный доклад

 1

84

Категория состояния как часть речи

 1

85

Морфологический разбор категории состояния

 1

86

Р/Р Подготовка к сочинению-рассуждению по картине К. Юон «Конец зимы. Полдень»

 1

87

Р/Р Написание сочинения-рассуждения по картине К. Юон «Конец зимы. Полдень»

 1

88

Предлог как часть речи

 1

89

Употребление предлогов

 1

90

Производные и непроизводные предлоги

 1

91

Простые и составные предлоги

 1

92

Морфологический разбор предлога

 1

93

Р/Р Устное сочинение по  картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа»

 1

94

Слитное и раздельное написание производных предлогов

 1

95

Повторение изученного по теме «Предлог»

 1

96

Тест по теме «Предлог»

 1

97

Союз как часть речи

 1

98

Простые и составные союзы

 1

99

Союзы сочинительные и подчинительные

 1

100

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

 1

101

Сочинительные союзы

 1

102

Подчинительные союзы

 1

103

Морфологический разбор союза

 1

104 - 105

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

 2

106

Р/Р сочинение-репортаж с места раскопок

 1

107

Повторение сведений о предлогах и союзах

 1

108

Тест  по теме «Союз»

 1

109

Частица как часть речи

 1

110

Разряды частиц

 1

111

Формообразующие частицы

 1

112

Смысло-различительные частицы

 1

113

Раздельное и дефисное написание частиц

 1

114 - 115

Р/Р  изложение близкое к тексту

116

Морфологический разбор частицы

 1

117

Отрицательные частицы не и ни

 1

118

Различение приставки не- и частицы не

 1

119

Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни

 1

120

Повторение изученного по теме «Частица»

 1

121

Тест по теме «Частица»

 1

122

Междометие как часть речи

 1

123

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

 1

124

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Словарный диктант.

 1

125

Повторение и обобщение изученного по теме «Служебные части речи»

 1

126

Контрольное тестирование по теме «Служебные части речи»

 1

127

Разделы науки о русском языке

 1

128

Текст и стили речи

 1

129

Р/Р Учебно-научная речь

 1

130

Фонетика и графика

 1

131

Морфология и орфография

 1

132

Причастие. Склонение причастий

 1

133

Ни НН в причастиях и прилагательных

 1

134

Годовая контрольная работа

 1

135

Правила употребления и написания частицы НЕ с существительными, прилагательными, причастиями, наречиями

 1

136

Частица НЕ с глаголами и деепричастиями

 1

137

Частица НЕ и НИ в местоимениях и наречиях.

 1

138

Работа с тестами

 1

139

Синтаксис и пунктуация. Правила обособления причастных и деепричастных оборотов.

 1

140

Работа с текстом.

 1

8 класс

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1

Функции русского языка в современном мире.

2

2

Повторение изученного в 5-7 классах.

9+2

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание.

2

4

Простое предложение

3

5

Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

11+3

6

Простые односоставные предложения.

10+4

7

Простое осложнённое предложение

1

8

Однородные члены предложения.

7

9

Обособленные члены предложения

 17 +5

10

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

11

11

Чужая речь.

13

12

Повторение и систематизация изученного в VIII классе.

6

ИТОГО

105

Тема

Кол-во часов

Раздел

Функции русского языка в современном мире.

1

Функции русского языка в современном мире.

1

Раздел

Повторение пройденного в 5-7 классах

2

Фонетика и графика. Орфография

1

3

Морфемика и словообразование

1

4

Лексикология и фразеология

1

5

Морфология и синтаксис

1

6

Строение текста. Стили речи.

1

7

Развитие речи. Сочинение по картине И.Левитана «Осенний день. Сокольники» (Упр.74)

1

8

Развитие речи. Устное описание Триумфальной арки по фотографии (Упр.79)

1

9

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение пройденного в 5-7 классах»

1

Раздел

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание.

10

Строение словосочетаний

1

11

Виды связи в словосочетании

1

12

Грамматическое значение словосочетаний

1

Раздел

Простое предложение

13

Строение и грамматическое значение предложений

1

14

Интонация предложения. Характеристика человека

1

15

Порядок слов в предложении. Логическое ударение

1

16

Развитие речи. Описание памятника архитектуры. (Упр.143,144)

1

Раздел

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

17

Подлежащее.

1

18

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

19

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.

1

20

Составное именное сказуемое.

1

21

Выражение именной части составного именного сказуемого

1

22

Тире между подлежащим сказуемым

1

23

Повторение по теме «Главные члены предложения»

1

24

Контрольный диктант №2 по теме «Главные члены предложения»

1

25

Развитие речи. Сжатое изложение по тексту упр.189

1

Раздел

Второстепенные члены предложения

26

Дополнение

1

27

Определение

1

28

Развитие речи. Подготовка к изложению на тему «Русский язык» (Упр.213)

1

29

Развитие речи. Написание изложения на тему «Русский язык» (упр.213)

1

30

Приложение

1

31

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

1

32

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами

1

33

Развитие речи. Ораторская (публичная ) речь

1

34

Контрольная работа №1 по теме «Второстепенные члены предложения»

1

Раздел

Односоставные предложения

35

Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо-личные

1

36

Предложения неопределённо-личные

1

37

Предложения неопределённо-личные

1

38

Безличные предложения

1

39

Безличные предложения

1

40

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине К. Юона «Мартовское солнце» (Упр.278)

1

41

Развитие речи. Написание сочинения по картине К. Юона «Мартовское солнце»

1

42

Назывные предложения

1

43

Обобщение по теме «Односоставные предложения»

1

44

Развитие речи. Изложение текста (упр.289)

1

Раздел

Неполные предложения

45

Понятие о неполных предложениях.

1

46

Контрольный диктант № 3 по теме «Односоставные предложения»

1

47

Анализ контрольного диктанта. Неполные предложения в диалоге.

1

Раздел

Предложения с однородными членами

48

Понятие об однородных членах

1

49

Однородные и неоднородные определения

1

50

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

51

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

52

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

1

53

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

1

54

Развитие речи. Рассуждение (Упр.344,346)

1

55

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

1

56

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

1

57

Контрольный диктант № 4 по теме «Однородные члены предложения»

1

58

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Ф Васильева «Мокрый луг»

1

59

Развитие речи. Написание сочинения по картине Ф Васильева «Мокрый луг»

1

Раздел

Предложения с обособленными членами

60

Обособленные определения и приложения

1

61

Обособленные определения и приложения

1

62

Обособленные определения, выраженные причастными оборотами

1

63

Особенности обособления приложений

1

64

Повторение по теме «Обособленные определения и приложения»

1

65

Контрольная работа №2 по теме «Обособленные определения и приложения»

1

66

Развитие речи. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему. (Упр.416)

1

67

Развитие речи. Написание сочинения – рассуждения на морально – этическую тему

1

68

Обособленные обстоятельства

1

69

Обособленные обстоятельства

1

70

Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства»

1

71

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

1

72

Обособление уточняющих членов предложения

1

73

Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания.

1

74

Повторение пройденного по теме «Обособленные члены предложения»

1

75

Контрольный диктант № 5 по теме «Обособленные члены предложения»

1

76

Развитие речи. Подготовка к изложению «Суворов» (Упр.413)

1

77

Развитие речи. Написание изложения «Суворов» (Упр.413)

1

Раздел

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

78

Обращение и знаки препинания при нём

1

79

Обращение и знаки препинания при нём

1

80

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них

1

81

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них

1

82

Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению. (Упр.440)

1

83

Развитие речи. Написание сжатого изложения.

1

84

Водные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями

1

85

Вставные конструкции

1

86

Вставные конструкции

1

87

Повторение по теме «Предложения с обращениями, водными словами и междометиями»

1

88

Контрольный диктант № 6 по теме «Предложения с обращениями, водными словами и междометиями»

1

Раздел

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

89

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.

1

90

Диалог

1

91

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

1

92

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

1

93

Цитаты и знаки препинания при них.

1

94

Развитие речи. Подготовка к изложению (Упр.490)

1

95

Развитие речи. Написание изложения

1

96

Контрольное тестирование по теме «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

1

Раздел

Повторение изученного в 8 классе.

97

Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставное предложение», «Односоставные предложения»

1

98

Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами», «Предложения с уточняющими членами предложения».

1

99

Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами», «Предложения с уточняющими членами предложения».

1

100

Повторение тем « Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями», «Способы передачи чужой речи».

1

101

Итоговый контрольный диктант

1

102

Итоговое контрольное тестирование

1

103

Развитие речи. Сжатое изложение (Упр.525)

1

104

Работа над ошибками

1

105

Подведение итогов года.

1

9 класс

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1

Международное значение русского языка

2

2

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

10

3

Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения

5

4

Союзные сложные предложения.

8

5

Сложносочиненные предложения

10

6

Сложноподчиненные предложения

23

7

Бессоюзные сложные предложения

13

8

Сложные предложения с различными видами связи

12

9

Общие сведения о языке

5

10

Повторение и систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

14

ИТОГО

102

Тема урока

Количество часов

1

Русский язык — национальный язык русского народа

 1

2

Понятие о литературном языке

 1

3

Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка

 1

4

Устная и письменная речь. Монолог и диалог

 1

5

Стили речи

 1

6

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами

 1

7

Предложения с обособленными членами

 1

8

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

 1

9

Входная контрольная работа

 1

10

Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единца синтаксиса

 1

11

Союзные и бессоюзные предложения

 1

12

Р.р. Сжатое изложение

 1

13

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

 1

14

Сложносочиненные предложения. Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях

 1

15

Средства связи частей сложносочинённого  предложения, основные группы ССП по значению и союзам

 1

16

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

 1

17

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

 1

18

Контрольная работа

 1

19 - 20

Сложноподчинённые предложения. Понятие о сложноподчинённом предложении. СПП, его грамматические признаки

 2

21 - 22

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки пре-пинания в сложноподчинённом предложении

 2

23

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

 1

24

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении

 1

25 - 26

Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными оп-редели-тельными

 2

27

Сложноподчинённые предложения с придаточными оп-редели-тельными

 1

28 - 29

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

 2

30 - 31

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места

 2

32

Сложноподчинённые предложения с придаточными при-чины, следствия, условия

 1

33

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки, цели

 1

34

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравни-тельными, образа действия, меры, степени

 1

35

Различные способы выражения сравнения

 1

36 - 37

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения»

 2

38

Контрольная работа по СПП

 1

39 - 40

Р.р. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине

 2

41 - 42

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки пре-пинания в них

 2

43

Р Р. сжатие текста

 1

44

Р Р. сжатие текста

 1

45 - 46

Контрольная работа, анализ контрольной работы

 2

47

Р.р. Сообщение на лингвистическую тему. Реферат. Повторение. Орфография.

 1

48

Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП

 1

49

Бессоюзные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

 1

50 - 51

Р.р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему

 2

52

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

 1

53

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

 1

54

Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение». Синтаксический и пунктуационный раз-бор бессоюзного предложения

 1

55

Контрольная работа

 1

56

Сложные предложения с раз-личными видами связи

 1

57

Знаки пре-пинания в сложных предложениях с раз-личными видами связи

 1

58

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с раз-личными видами связи

 1

59

Р. р. Изложение с элементами сочинения

 1

60

 

 1

61

Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические

 1

62 - 63

Язык художественной литературы

 2

64 - 65

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

 2

66 - 67

Лексика. Морфемика. Словообразование

 2

68 - 69

Пробный экзамен в режиме ОГЭ

 2

70

Морфология и орфография

 1

71

Орфография и пунктуация

 1

72 - 81

Повторение. Развитие речи.

 10

82 - 83

Контрольная работа. В режиме ОГЭ

 2

84 - 86

Углубление знаний о стилях и жанрах речи

 3

87 - 88

Р. Эссе.

 2

89 - 90

Рецензия

 2

91 - 92

Деловая речь. Автобиография.

 2

93 - 94

Пробный экзамен в режим ОГЭ

 2

95 - 96

Повторение. Подготовка к ОГЭ. Орфография.

 2

97 - 98

ПОВТОРЕНИЕ. Словосочетание, способы подчинительной связи. Осложнения простых предложений

 2

99 - 100

Сложное предложение.

 2

101 - 102

Контрольная работа

 2