Презентация опыта работы
Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема Несформированность или возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов у детей приводят в младшем школьном возрасте к специфическим нарушениям чтения и письма. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.
Условия возникновения Возникновение опыта связано с тем, что на протяжении нескольких лет при наборе прослеживалось увеличение детей с диагнозом: ОНР, III уровень речевого развития, стертая форма дизартрии, у которых нарушения произношения сочетались с нарушением фонематического восприятия, несформированностью фонематических процессов. Работа по коррекции звукопроизношения и формированию фонематических представлений у детей сопрягалась с определенными трудностями и, как следствие, на выпуске детей в школу, прослеживался невысокий процент чистой речи. Выявленные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей требовали обязательной коррекционной помощи со стороны учителя-логопеда. Поэтому встал вопрос о поиске более эффективных методов формирования фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи.
Цель: создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения
Задачи изучение методологических основ формирования фонематических процессов в научной литературе; обследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; подбор эффективных методов и приемов по развитию фонематических процессов у дошкольников; определение эффективности работы по формированию фонематических представлений в процессе использования дидактических игр и игровых упражнений.
Ведущая идея Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения, которые позволят повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.
Технология опыта В группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечается достаточно высокий процент детей, у которых имеются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и её восприятия. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет её смазанность и неотчётливость. Формирование фонематических представлений является одной из основных задач в системе коррекционной работы.
Цели и задачи I этапа работы Цель : развитие фонематического восприятия (фонематического слуха, фонематического представления, фонематической дифференциации и обобщения). Задачи : - развитие слухового восприятия на примере различения неречевых и речевых звуков; -развитие фонематического слуха, определяющего становление способности различать оппозиционные звуки как изолированные, в отрыве от звуковой модели слова; - формирование оптико-пространственной ориентировки; - обучение приемам моделирования и анализа состава предметного, изобразительного, графического ряда.
Узнавание неречевых звуков Внимательно послушайте с ребёнком шум ветра, плеск воды, шелест бумаги, звон колокольчика , скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребёнку закрыть глаза , прослушать ещё раз звуки и отгадать, что звучало
Ветер
Монета
колокольчики
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз Игра «Узнай свой голос». Записать на диктофон голоса близких людей и голос самого ребёнка. Прослушать голоса и попросить его угадать, кто сейчас говорит. Игра «Три медведя». Ребёнок отгадывает за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: малыш сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.
Назови, кто из героев сказки говорит
Моделирование и анализ предметного ряда Задачи: развивать слуховое, зрительное внимание и память; формировать фонематические представления; способствовать усвоению значений слов “ряд”, “слева”, “справа”, “после”, “между”, “начало”, “середина”, “конец”; обучать моделировать и анализировать состав предметного ряда; закреплять умение детей осуществлять порядковый и количественный счет от 1-3 на материале предметного ряда.
Моделирование и анализ предметного ряда
Цели и задачи II этапа Цель : формирование фонематического анализа и синтеза. Задачи : - Обучение простым формам фонематического анализа: - выделение звука на фоне слова; - выделение первого и последнего звука в слове. - обучение сложным формам фонематического анализа: - определение места звука в звукосочетаниях, слогах и словах; - определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах и односложных словах; - определение количества звуков в односложных словах. - формирование навыка синтеза звуков в звукосочетания, слоги и односложные слова. - формирование фонематических представлений.
Выделение звука на фоне слова
Выделение первого и последнего звука в слове
Выбери слова, которые начинаются со звука «А»
Определение места звука в звукосочетаниях, слогах, словах АУЫ; ИУА; ОЫУ ПА; ОП; ПУ В СЛОВАХ
Определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах, словах ИОА; ОАИ; АИО КА; АК В СЛОВАХ
Определение количества звуков в односложных словах
Формирование навыка синтеза звуков в звукосочетаниях, слогах, словах
Цели и задачи III этапа Цель: развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов. Задачи : научить ребенка с ОНР ориентироваться в звуковой системе языка, которая будет служить основой овладения грамотой. формировать у дошкольников навыка чтения и письма («печатания»)
Результативность Данный опыт работы показывает, что системность применения предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на формирование фонематических представлений у дошкольников. Дети поступают в школу имея сформированный фонематический слух и исправленное звукопроизношение. Показатель выпущенных детей с чистой речью (2008-2010 уч . год) увеличился по сравнению с предыдущим выпуском (2006-2008) с 54% , до 80% на контрольном этапе данного опыта. А низкий уровень уменьшился в итоге на 26%. Положительный результат в работе свидетельствует об эффективности разработанной системы.