Мои статьи

Эфендиева Галина Владимировна

Предварительный просмотр:

Профессиональное интернет-издание Психологическая газета

 выпуск 09/11/2017г. htt://psy.su/feed/6433/

Начало формы

Еженедельный выпуск

Подписаться

Конец формы

  • https://psy.su/content/images/sammit_940x200.jpg

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ

Автор

/module/item/name

«Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто
менее развит, чем его сверстники, он развит иначе»
Л.С. Выготский

По данным "ЮНЕСКО" два миллиона российских детей имеют особенности физического и психического развития. Статистика Министерства образования Российской Федерации свидетельствует о том, что в России каждый год на 5% увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья,среди которых, в основном дети, с врожденной патологией: церебральный паралич (ДЦП), расстройства аутистического спектра (РАС), олигофрения и т.д.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное приобретенными, врожденными, наследственными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке (термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120 в июне 2007 года).

В настоящее время, в связи с вертикальной динамикой роста численности детей с ограниченными возможностями здоровья, в современном мире остро встает вопрос, затрагивающий проблемы их социализации, обучения и развития. Данная категория детей сталкивается с такими трудностями как: отсутствие способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, что в результате приводит к социальной изоляции и осложнению психологического состояния, на которое уже изначально наложен «отпечаток» дефекта.

Для детей с ОВЗ характерно наличие низкой самооценки, страхов, повышенный уровень тревожности, неуверенность в своих силах, что, в большинстве случаев, и является причиной развития у них агрессии как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе (аутоагрессия).

Подводя черту под вышеизложенным можно вывести формулу: «особенные» дети, нуждаются в особых условиях. В связи с этим, современная система образования нацелена на развитие готовности образовательной среды к работе с детьми с ОВЗ. Для этого разрабатываются соответствующие индивидуальные программы на основе филигранного учета всех особенностей развития детей с привлечением различных специалистов (дефектолог, логопед, врач, психолог и т.д.) осуществляющих сопровождение в рамках своей специализации.

В свою очередь психолог отвечает за процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ. Процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ актуален и всегда таковым останется т.к. проблемы, с которыми они сталкиваются, настолько серьезны, что могут стать либо труднопреодолимыми, либо непреодолимыми вообще.

Для детей с ОВЗ характерно отдаление от жизни общества, проблемы с принятием своего положения и преодоления психологического дискомфорта, что в дальнейшем отрицательно сказывается на их обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Таким образом, тема психологического сопровождения имеет основополагающее значение для жизни этих людей с рождения. Это связано с тем, что жизнедеятельность ребенка с ОВЗ в силу своих особенностей нуждается в специальном подходе со стороны взрослых.

Согласно словарю русского языка, «сопровождать» - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как процесс совместного движения (психолог-ребенок), своевременное определение пути наиболее оптимального развития ребенка, оказание психологической помощи и поддержки.

Цель психологического сопровождения ребенка с ОВЗ заключается в создании психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме.

Достижению вышеуказанной цели способствует решение следующих задач:

  • предупреждение появления проблем развития ребенка;
  • преодоление социальной изоляции;
  • помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Психологическое сопровождение позволяет в полной мере реализовать способности ребенка с ОВЗ, сформировать успешность деятельности, повысить эффективность образовательных воздействий. Однако необходимо учитывать возраст ребенка на момент начала осуществления психологического сопровождения, ибо только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления индивидуального развития ребенка с ОВЗ можно достичь оптимального для него уровня развития. И не менее важным условием полноценного развития детей с ОВЗ является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым.

У психологического сопровождения детей с ОВЗ, как и у любого процесса, есть свои этапы

Первый этап:
Изучение анамнеза (совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц) и осуществление диагностической работы (составление диагностической карты).

Второй этап:
Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения, цель которой направлена на создание условий, позволяющих детям с ОВЗ успешно функционировать и оптимально развиваться как в образовательной среде, так и в окружающем социуме.

Третий этап:
Сопровождение как динамически-активная деятельность, целью которой является адаптация ребенка с ОВЗ и достижение им максимально возможной самостоятельности и независимости.

Четвертый этап:
Согласованность разнообразных форм взаимодействия специалистов оказывающих профессиональную помощь детям с ОВЗ. Так, например, одним из важных звеньев в работе по сопровождению детей с ОВЗ, является создание разнообразных форм взаимодействия логопеда и педагога-психолога.

Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми и сотрудничеством со специалистами. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ, ибо как гласит один из афоризмов: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

Главной целью психолога в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями является оказание ей помощи в решении трудной задачи воспитания ребенка с ОВЗ, ее социальная адаптация, а также мобилизация ее возможностей. Иными словами психолог играет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.

Оказание психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ требует системного и комплексного подхода. Эффективность психолого-педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям, воспитывающих детей с ОВЗ, будет оказана своевременная психологическая помощь.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ - это серьезная и активная деятельность в которую вовлечены педагог-психолог, ребенок с ОВЗ и его родители. И только при наличии единой цели, должной старательности, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.

Опубликовано 9 ноября 2017

Автор

Эфендиева Галина Владимировна

педагог-психолог ГКУСО МО «Наро-Фоминский РЦ "Сказка"»Наро-Фоминск



Предварительный просмотр:

Профессиональное интернет-издание Психологическая газета

 выпуск 26/11/2018г. htt://psy.su/feed/7133/

Начало формы

Еженедельный выпуск

Подписаться

  • https://psy.su/content/images/fest_art_1140x163(1).png

0

Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ

Автор

/module/item/name

Важной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является работа педагога-психолога с родителями.

В работе с родителями детей с ОВЗ педагог-психолог больше обращает внимание не столько на формы работы, т.к. они не отличаются от работы с другими родителями (беседа, мини-лекции), сколько на содержание. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психологическая помощь.  

Рождение в семье ребенка с ОВЗ полностью меняет сложившийся уклад жизни, влияя на ее качество, вызывая у родителей большую палитру эмоциональных реакций, которую можно назвать «родительский надрыв».

Данное состояние имеет свою динамику и свои стадии развития:

  1. Стадия - страх, шок, растерянность и даже беспомощность перед сложившейся ситуацией и будущим.
  2. Стадия - отрицание. Эта стадия проявляться по-разному: кто-то не хочет признавать диагноз ребенка (например, «это не правда»), кто-то, признает проблему, но при этом становятся неоправданным оптимистом в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимая всей глубины проблемы (например, «мой ребенок еще выправится, перерастет»).      
  3. Стадия - депрессия. Наступает после осознания и понимания проблемы своего ребенка, В этот период родители погружаются в глубокую печаль.
  4. Стадия - принятие, происходит осознание случившегося.

На какой бы из вышеперечисленных стадий ни находился родитель, педагог-психолог должен выстраивать свои консультации таким образом, чтобы родитель почувствовал поддержку и уходил с так называемым «ресурсом». Педагог-психолог, проводя консультации с родителями, действует под лозунгом: «Помощь родителю есть помощь ребенку». Данный лозунг продиктован тем, что жизненная позиция родителя и его ценностные ориентации являются основой семейного воспитания, которое в свою очередь оказывает влияет на становление образа «Я» ребенка и уже, как следствие, на его отношение к миру. Именно в семье создаются уникальные условия, которые выстраиваются в основу для развития личности ребенка в целом.  

Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю необходимо учиться быть педагогом, а значит учиться принимать своего ребенка таким, какой он есть, и учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути:

  • как воспитывать,
  • чему учить,
  • как учить.

Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога.

Таким образом, задачами психолого-педагогической работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ являются

  • профилактика перегрузок, как выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха дома;
  • оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания и в решении возникающих проблем;
  • выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития;
  • подготовка и включение родителей (официальных представителей ребенка) в процесс решения коррекционно-развивающих задач.

Установление общения педагога-психолога с родителями осуществляется поэтапно:

Первый этап - создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используется беседа.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставится следующая цель - 
обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка.

Третий этап - решение следующих задач:
получение родителями информации о воспитании и развитии ребенка;
- овладение родителями 
приёмами взаимодействия с ребенком;
умение родителей замечать и принимать индивидуальные особенности ребенка;
расширение у родителей знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия и развития детей;
индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность.

Таким образом, повышение компетентности родителей и формирование у них адекватной оценки состояния своего ребенка является одним из главных ожидаемых результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Содержание работы с родителями необходимо планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка, ибо следуя словам Л.С. Выготского: «Специальное воспитание должно быть социальным». А именно, необходимо задействовать такие темы как: «здоровье», «игра», «родительство».

Помимо запланированных, педагог-психолог проводит консультации также и по запросу самих родителей.

Критерием результативности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является оптимизация коммуникации родителя с ребенком.

Необходимо отметить, что только при условии активной деятельности, в которую вовлечены педагог-психолог и родители ребенка с ОВЗ можно достичь целей: повышения психологической культуры у родителей, степени принятия дефекта собственного ребёнка. А при наличии должной старательности обеих сторон, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ. Что, собственно, и продиктовано общей целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Опубликовано 26 ноября 2018

Автор

Эфендиева Галина Владимировна

педагог-психолог ГКУСО МО «Наро-Фоминский РЦ "Сказка"»
Наро-Фоминск



Предварительный просмотр:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

(В.А. Сухомлинский - педагог, писатель, публицист)

Игра - это особый вид деятельности, который основываясь на интересе и положительных эмоциях, способствует пробуждению имеющегося потенциала умственного и физического развития ребенка. Именно в игре, ребенок свободно и легко способен усвоить общественно исторический опыт. Погружаясь в условные ситуации, ребенок воспроизводит правила человеческой жизни, труда, подчинение которым способствует познанию предметной и социальной действительности. Игра является с одной стороны развлечением, а с другой - не всегда простой, продуктивной деятельностью ребенка. Играя в игру, ребенок демонстрирует свои уже имеющиеся знания и приобретает новые, формируются и развиваются социально-коммуникативные навыки. Значение игры трудно переоценить в жизни ребенка начиная с первых дней его жизни. Игра - это некий мост, соединяющий детство со взрослой жизнью и качество этого моста зависит от взрослого. Игра - это не просто короткое слово, за которым скрываются положительные эмоции, игра - это серьезное и правильно организованное дело взрослого человека, несущего ответственность за ее последствия.

Как сказал английский философ Джон Локк, ребенок - это чистая доска и на ней общество пишет любую программу и хорошую, и плохую. Игра как раз и является тем мелом, которым пишут эти программы. При этом необходимо отметить, что с течением времени и темпом развития человеческой цивилизации меняются программы, меняется мел, меняется и само общество.

В современном мире людей отмечается грустная статистика ежегодного роста детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). К решению данной проблемы подключены медицина и различные области науки, но пока не найдена панацея, необходимо представителям педагогики и психологии искать «пути социализации», по которым наиболее оптимально комфортно, должны пройти, дети имеющие дефекты развития.

Игра, как раз и является одной из «тропинок» с помощью которой можно выстроить дальнейший маршрут движения вперед. Игра универсальна по своей сути, но все не так просто.

Несмотря на то, что к настоящему времени написано огромное количество литературы, раскрывающей ценность игры в развитии ребенка, многие родители и специалисты затрудняются в выборе игры с ребенком. Дело в том, что дети, имеющие сложные диагнозы, затрагивающие не только соматику, но и психику, воспринимают мир абсолютно иначе, чем их окружающие взрослые. Так, например, родители задаются вопросом: «Что делать? Моему ребенку не интересна игра. Ему интересно только включать и выключать выключатели во всей квартире…» (ситуация А). Другие родители: «Нашего ребенка интересуют только поезда. Мультики про поезд, игрушка-поезд, звуки поезда и при этом игры нет. Простые манипуляции с игрушкой-поездом назад-вперед и все…» (ситуация В).

Вот и получается, что вроде есть у взрослого знания об игре, но нет знаний с чего начать. Для начала ребенку надо пройти психолого-педагогическую диагностику, результаты которой выявят уровень развития ребенка и возраст, которому соответствует его развитие. Далее, необходимо подобрать игры, подходящие выявленному возрасту и приступать играть. Казалось бы, все: диагноз поставлен, уровень развития определен, игры выбраны…И вот здесь, появляются очередные «подводные камни». Играть ребенок всё равно отказывается. Причинами отказа ребенка от игры может быть, например, элементарное отсутствие интереса со стороны ребенка, а без интереса игра не возможна. У ребенка из-за возраста или из-за наличия сложного диагноза отсутствует сила воли и заставить играть ребенка тоже невозможно. А своей настойчивостью в такой ситуации взрослый может нанести ребенку только вред, навсегда закрепив в его сознании формулу страха перед игрой.

И снова возвращаемся к вопросу: «С чего начать?». Ответим на поставленный вопрос на примере, описанной выше ситуации В.

  1. Необходимо установить с ребенком зрительно-эмоциональный контакт. Вы должны убедиться, что ребенок Вас видит и слышит.
  2. Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности.
  3. Игра должна соответствовать интересам ребенка.

Если ребенка привлекает только то, что связано с поездом, в игру должен быть включен поезд и подключена фантазия взрослого. Можно включить песню про поезд и потанцевать с ребенком вокруг поезда; поиграть в поезд, расставив стулья, ребенок может выполнять роль машиниста и т.д. Если это дидактические игры, например, направленные на формирование и развитие зрительного восприятия цвета, то подготовленные цветные карточки должны быть по форме поезда. В случае если, цель игры формирование и развитие зрительного восприятия формы, то на разной форме (квадрат, круг, треугольник и т.д.) должны быть изображены поезда. НО необходимо помнить, что постепенно и аккуратно, не травмируя «привязанность» ребенка к поезду, тему поезд надо исключать из игры.

То есть с одной стороны навязчивый интерес ребёнка к поезду был использован, с целью включения ребенка в игру, а с другой стороны с помощью правильно организованной игры, можно и нужно избавиться от этой навязчивости.

Таким образом подводя общий итог можно сказать, что игра это

И - интересная

Г - грамотно-организованная

Р - развивающая

А - активность



Предварительный просмотр:

Социальное обслуживание населения

новации, эксперименты, творчество. СОННЭТ.

Информационно-образовательный электронный журнал для работников социальной сферы. Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77-66674 от 27.07.2016 года выдано РОСКОМНАДЗОР. ISSN 2500-185Х.

Психологическая и социокультурная реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Психологическая и социокультурная реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Эфендиева Г. В.

«Ты всегда можешь взять больше, чем ничего.»
©Алиса в стране чудес

«Благоприятная возможность скрывается
среди трудностей и проблем.»
©Альберт Эйнштейн

Возможность — это некая, в той или иной мере, определенная доступность реализации желаемого. Наличие или отсутствие возможности зависит от ряда сложившихся обстоятельств, определяющих дальнейший ход развития складывающейся ситуации чего-либо, например психического и (или) физического развития.

Так, ребенок, развитие которого осложнено наличием того или иного дефекта, априори ограничен возможностью вести полноценный образ жизни, при этом степень ограничения зависит от сложности структуры дефекта ведущего в плоть до инвалидности.

В настоящее время инвалидность представляет собой проблему, которая является проблемой не только отдельного человека или отдельной группы людей, а проблемой всего общества в целом. Это связано с неуклонным и быстрым ростом детей с ОВЗ, имеющих статус, инвалид. Обществу, как системе существования человека, необходимо с одной стороны самому адаптироваться к данной проблеме, а с другой стороны создать все условия необходимые для адаптации в нем людей, не имеющих возможность самостоятельно адекватно нормально «влиться» в него.

Одним из таких условий являются реабилитационные и абилитационные мероприятия, направленные в одних случаях на компенсирование, а в других случаях на частичное или полное устранение ограничения жизнедеятельности инвалидов. Целью данных мероприятий является социальная адаптация детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включая достижение ими в своем дальнейшем будущем максимально возможной самостоятельности, ведущей их к интеграции в общество.

Психологическая и социокультурная реабилитация являются аспектами всего процесса реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Рассмотрим эти аспекты отдельно.

  • Психологическая реабилитация представляет собой комплекс психологических и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование компенсаторных функций неправильно развивающейся психики ребенка с ОВЗ (инвалида) т.е. цель психологической реабилитации заключается в оказании помощи ребенку, ожидаемым результатом данной помощи является возможная его социализация, от степени сформированности, которой зависит степень сформированности личности ребенка.

Основные направления и принципы психологической реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ представлены в нижеследующей таблице.

Направление и цель психологической реабилитации

Принципы направления

Диагностика (выявление зон актуального и ближайшего развития ребенка для построения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения)

1. Принцип обеспечения стандартизации (позволяет сопоставить полученные данные у различных испытуемых и между различными шкалами методики).

2. Принцип валидности (означает соответствие и пригодность методики для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначается).

3. Принцип надежности (обеспечивает точность психологических измерений).

4. Принцип конфиденциальности (не разглашение информации, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам она

должна быть представлена в форме, исключающей ее

использование против интересов диагностируемого).

5. Принцип объективности (обследование должно быть абсолютно беспристрастным).

6. Принцип специальной подготовки (диагностику должен

проводить человек, имеющий соответствующие знания и

 образование).

Психолого-педагогическое сопровождение (развитие когнитивной и эмоциональной сферы детей, коррекция поведения)

1. Принцип индивидуального подхода (безоговорочное признание уникальности и ценности ребенка).

2. Принцип системности (единство диагностики, коррекции и развития).

3. Принцип непрерывности (гарантирует ребенку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению).

4. Принцип рациональности (лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информированности и пользы для ребенка).

5. Принцип соблюдения интересов ребенка (определяет позицию педагога-психолога, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка),

6. Принцип «на стороне ребенка» (во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав).

7. Принцип создания успеха (способствует повышению уровня уверенности в себе и повышает самооценку)

8. Принцип психологической комфортности (предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как «дома»)

Консультирование (повышение психологической культуры у родителей, степень принятия дефекта собственного ребёнка, оказание психологической помощи в решении проблем)

1. Принцип добровольности (означает, что участие (или не участие) родителей детей (законных представителей) в данной деятельности является исключительно добровольным).

2. Принцип актуальности (консультативно-профилактическая деятельность должна нести актуальную информацию).

  • О значимости влияния социальной среды на формирование личности говорил еще Выготский Л.С. в своей культурно-исторической теории, которая в свое время прогремела как гром среди ясного неба. Социокультурная реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходима как кислород для осуществления «вдоха» своего развития. Нет и не может быть сформирована личность там, где нет социума, ибо личность есть результат социализации. Социум влияет не только на становление, но и на сохранение личности.

Социокультурная реабилитация является исторически краеугольным камнем всего процесса реабилитации инвалидов от их полного непринятия обществом как части себя до создания инклюзивного образования. Требования государственной политики не постоянны и меняются со временем, и жизнь детей инвалидов при этом меняется тоже.

В настоящее время социокультурная реабилитация нацелена на то, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды смогли не только максимально возможно понять и усвоить правила общества, но и быть способными жить по этим правилам. Понятие социокультурная реабилитация объединяет в себе два мощных пласта: общество и культуру. Общество создает культуру своего времени и при этом культурные ценности оказывают влияние на дальнейшее развития общества.

Социокультурная реабилитация реализуется на практике с использованием арт-терапии. Арт-терапия до словно с древнегреческого означает лечение искусством. По своей сути основой арт-терапии может стать любой вид искусства, что полностью делает ее универсальной и обеспечивает индивидуальный подход в ее применении.

Изотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, драматерапия, денстерапия, куклотерапия — это все виды арт-терапии. Однако надо отметить, что, например, изотерапия – это не просто механическое рисование или обучение ребенка рисовать, это прежде всего поднятие из глубин «Я» ребёнка, имеющихся у него проблем.

Так, неговорящий или плохо говорящий ребенок своими рисунками может очень многое «рассказать» о своем внутреннем мире, своем душевном состоянии, страхах, волнениях, что позволит опытному и внимательному психологу понять и прийти на помощь ребёнку.

Рисунок не просто «рассказывает» он еще и позволяет ребенку социальным способом выплеснуть наружу свой эмоциональный негатив и тем самым избавиться от него. Не редки случаи, когда изотерапия еще и раскрывает художественные таланты.

Так же хочется обратить внимание на то, что все виды арт-терапии позволяют ребенку (да и каждому любому человеку) высвободиться от «плохой» энергии и при этом «заполниться хорошей», ведь нет ничего лучше, чем получать позитивный результат своей деятельности. Одновременно с этим происходит расширение границ возможностей самореализации, проявления социально приемлемой активности и формирование оптимистического взгляда на жизнь.

Таким образом подводя общий итог, психологическая и социокультурная реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов содействует развитию их эмоциональной и интеллектуальной сферы, а также всего заложенного природой внутреннего потенциала.

©Эфендиева Г. В.


Психологическая и социокультурная реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Эфендиева  Г.В.

efendieva-art17-14022021

Рубрика: Методическая библиотека

Выпуск 02(54)/2021



Предварительный просмотр:

Диагноз — приговор или возможность личностного роста?

Автор

/module/item/name

Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую дверь.
Хелен Келлер

Диагноз — это всегда «удар», и первая реакция на него — отрицание. Отрицание является естественной психической реакцией человека. Мозг словно берет паузу на более длительную обработку полученной негативной информации, защищая тем самым человека от сильного стресса. Однако существует обратная сторона этой самозащиты, коварство которой заключается в самообмане, а именно: человек, отрицающий реальность, формирует свою зону комфорта. А если комфортно, то зачем принимать то, что на самом деле является реальностью?

Как показывает практика, на стадии отрицания на долгие годы остаются те родители, которые уже знают о психическом дизонтогенезе своего ребенка и о диагнозе, и те родители, которые только начали догадываться, но уже не хотят верить в то, что в развитии малыша идет что-то не так.

В первом случае родители диагноз связывают с врачебной ошибкой, а во втором случае предпочитают свою тревогу «гасить» в беседах, а не обратиться за помощью к представителям медицины (невролог, психиатр и т.д.). Таким образом в обоих случаях родители в своем отрицании начинают верить, что ребенок «перерастёт» и все будет хорошо. Нет, «не перерастет», это иллюзия, которая приводит к отрицательным последствиям. За непринятием диагноза своего ребенка скрывается непринятие самого ребенка таким, какой он есть. Когда диагноз воспринимается как врачебная ошибка, это значит, что у ребенка все нормально, а если нормально, значит, ему и не в чем помогать, однако при всей его нормальности от родителей можно услышать, например, следующую фразу: «Все нормально, единственное, есть проблемы с коммуникацией (общением с другими людьми), пониманием обращенной речи и поведением». А это как раз и есть признаки дизонтогенеза, который родители годами не принимают.

Дело в том, что не только от скорости, но и от адекватности реакции родителей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка. Речь идет именно о том, чтобы успеть развить (в рамках поставленного клинического диагноза ребенка) имеющиеся у него задатки (возможности), чтобы по максимуму превратить их в способности и усовершенствовать до состояния навыков. Это необходимо именно успеть сделать, так как в природе существует закон «Всему свое время».

Так и для развития задатков тоже есть свой сенситивный период — время, в течение которого эти задатки наиболее податливы воздействию на них, и от этого результативность будет наиболее высокой. А если время упущено и не было использовано для развития ребенка, то не стоит даже и возлагать великих надежд на то, что ситуация сама изменится к лучшему. Например, если ребенок четырех лет, имеющий диагноз ЗПРР (задержка психоречевого развития), не разговаривает, произносит лишь отдельный звук («и»), и при этом с ним не занимаются ни специалисты (психолог, логопед, дефектолог и др.), ни сами родители, так как не принимают этот диагноз, то вряд ли можно будет мечтать о том, что ребенок заговорит к семи годам и пойдет в школу общего типа.

Каждый клинический диагноз «крадет» у организма его возможности. К сожалению, нередки случаи, когда у одного ребенка сочетается несколько диагнозов по разным направлениям его развития, иными словами, это дети с ТМНР, что означает дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В этих случаях у детей остается еще меньше задатков, при этом даже их маленькое количество тоже необходимо развивать. В первую очередь, это необходимо делать для улучшения качества жизни самого ребенка и его максимально возможной социализации.

Так, например, ребенок, у которого до систематических, регулярных психолого-коррекционных занятий не была развита произвольная координация «глаза — рука», начал выполнять поставленную перед ним психологом элементарную словесную инструкцию: «Дай мяч», что является для ребенка прогрессом, так как до занятий он это действие произвольно (целенаправленно) не выполнял. Исключения составляли те предметы, которые связаны с удовлетворением его естественной потребности в еде, например, любимые лакомства. И в этом случае «захват вкусного» происходил непроизвольно (неосознанно).

Следует отметить, что один и тот же диагноз, например РАС (расстройство аутистического спектра) может протекать и проявлять себя по-разному, а значит, по-разному влиять на ход развития ребенка, хотя диагноз имеет свои определенные симптомы и характерные признаки.

Самое главное для родителей детей с ОВЗ — не тратить время на баталии с «правдой» или «неправдой», найти в себе ресурс принять своего ребенка таким, какой он есть, и учиться с этим жить дальше. И здесь на помощь родителям приходит педагог-психолог, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

Педагог-психолог осуществляет свою деятельность в нескольких направлениях, одним из которых является консультирование с целью повышения психологической культуры у родителей, степени принятия дефекта собственного ребенка, а также оказание психологической помощи в решении проблем. А проблем в семье, в которой родился ребенок с ОВЗ, немало. Очень часто в этих семьях растёт число конфликтов, деструктивно влияющих на психологический комфорт каждого члена семьи. Зачастую родители озадачены вопросом: «Почему это случилось именно со мной? За что мне это?» Многие родители начинают себя обвинять и искать «дурной ген» в предыдущих поколениях. Чувство вины, фрустрация на фоне рухнувших надежд (9 месяцев ожидания счастья), усталость, ощущение тупика, непонимание, как жить дальше, — это всё лишь часть кошмара переживаний семьи, услышавшей диагноз своего ребенка как приговор.

А что, если не приговор? Моя цель как педагога-психолога помочь посмотреть родителям детей с ОВЗ на эту ситуацию с другой стороны. Совершить трансформацию понимания того, что пропасть, в данном случае — диагноз, это не конец света. Через пропасть можно возвести мост и пойти по нему самому, повести за собой других, расширяя горизонты восприятия жизни. Это сделать непросто, но возможно. Здесь пригодится и сила воли, духа, и, конечно же, труд над самим собой.

Таким образом, произойдет личностный рост: пересмотр своих ценностей вплоть до изменения смысла жизни. Появится любовь к жизни такой, какая она есть, желание ей радоваться, идти вперед, развиваться, стремление помогать другим родителям приобрести душевное равновесие и любить своего ребенка таким, какой он есть.

Опубликовано 2 июля 2022