Программа развития творческих и познавательных способностей

Программа развития творческих и познавательных способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор школы:__________________Аказникова Р.Г.

Программа

по

«Выявление и развитие творческих,

познавательных способностей обучающихся

на уроках технологии»

автор-составитель

учитель технологии

МБОУ «Средняя школа №4 им. А.А. Леонова»

Города Гагарин

Крипаков И.В.

2018-2021 год

Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, расширение возможности для участия обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577), на основе

Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Сроки реализации: 2018-2021 гг.

Цель:

  • повышение уровня творческой активности и познавательного интереса обучающихся на уроках технологии и во внеурочное время.

Задачи:

  • определить уровень творческих и познавательных способностей обучающихся до начала реализации проекта;

  • определить формы, методы и приемы работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения по предмету;

  • определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития познавательных способностей и активности обучающихся;

  • создать условия для развития креативности;

  • решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;

  • формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание;

  • содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.

Ни одной программой по технологии не предусмотрено изучение вопросов, связанных с духовным, творческим и умственным развитием учащихся. В то же время, как показывает опыт людей, оказавшихся в различных чрезвычайных ситуациях, многим из них приходилось действовать, полагаясь на собственный ум и смекалку, т.к. ситуации, в которых они оказывались, не были описаны ни в одной инструкции, программе или курсе. Конечно, знать основополагающие принципы и правила поведения в чрезвычайных ситуациях нужно, но очень часто действовать приходится, полагаясь исключительно на свою сообразительность. Ведь нет, и не может быть полного набора вариантов действий в той или иной чрезвычайной ситуации, оказавшись в которой, можно было бы, не задумываясь, выбрать нужный, и действовать по раз и навсегда заученному алгоритму.

Поэтому-то и возникает необходимость изучения в курсе технологии вопросов, связанных с развитием творчества, сообразительности, смекалки и т.п. качеств, которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось бы, безнадежных, чрезвычайных ситуаций. Этапы работы:

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися.

2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми используются групповые формы работы: «мозговые штурмы», ролевые тренинги, зачеты, проектные задания и т.д.

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся.

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Задачи:

  1. создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в области безопасности жизнедеятельности;

  1. организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

  1. отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  1. расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в школьных, районных, областных этапах олимпиад по технологии, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. Основные направления реализации программы - выявление одаренных обучающихся; - разработка индивидуальных форм работы;

- внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;

- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

- развитие системы внеурочной учебной деятельности обучающихся, которая позволит  обучающимся

демонстрировать свои достижения на этапах всероссийских        олимпиад школьников, конкурсах,

соревнованиях и т.п.;

Организация воспитательной работы в рамках программы:

  • формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

  • формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

  • формирование высокой речевой культуры;
  • утверждение здорового образа жизни школьника;

  • развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

Основные мероприятия по реализации программы

  1. Диагностика:
  1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости.

  1. Создание тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей.

  1. Изучение круга интересов обучающихся путем анкетирования.

  1. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.
  1. Развитие творческих и познавательных  способностей:

  1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению олимпиад, соренований и конкурсов.

  1. Проведение школьных олимпиад.
  2. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

  • творческие ответы;

  • выполнение творческих тематических заданий;

  • участие в предметных неделях;
  • приобщение (в различных формах) к работе учителя;

  • повышение степени сложности заданий.

  1. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности: 1. Поощрение успехов обучающихся (грамоты, дипломы и т.п.).

2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, общешкольных линейках.

Ожидаемые результаты

  • формирование системы работы с одаренными обучающимися;
  • повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

  • увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной  успеваемости.

  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся;

Формы представления результатов работы по программе

  1. Анализ результатов работы по программе.

  1. Презентация опыта в ходе мероприятий различного уровня.

  1. Портфолио личных достижений обучающихся.