Программа развития творческих и познавательных способностей
Программа развития творческих и познавательных способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор школы:__________________Аказникова Р.Г.
Программа
по
«Выявление и развитие творческих,
познавательных способностей обучающихся
на уроках технологии»
автор-составитель
учитель технологии
МБОУ «Средняя школа №4 им. А.А. Леонова»
Города Гагарин
Крипаков И.В.
2018-2021 год
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, расширение возможности для участия обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577), на основе
Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Сроки реализации: 2018-2021 гг.
Цель:
- повышение уровня творческой активности и познавательного интереса обучающихся на уроках технологии и во внеурочное время.
Задачи:
- определить уровень творческих и познавательных способностей обучающихся до начала реализации проекта;
- определить формы, методы и приемы работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения по предмету;
- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития познавательных способностей и активности обучающихся;
- создать условия для развития креативности;
- решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;
- формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание;
- содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.
Ни одной программой по технологии не предусмотрено изучение вопросов, связанных с духовным, творческим и умственным развитием учащихся. В то же время, как показывает опыт людей, оказавшихся в различных чрезвычайных ситуациях, многим из них приходилось действовать, полагаясь на собственный ум и смекалку, т.к. ситуации, в которых они оказывались, не были описаны ни в одной инструкции, программе или курсе. Конечно, знать основополагающие принципы и правила поведения в чрезвычайных ситуациях нужно, но очень часто действовать приходится, полагаясь исключительно на свою сообразительность. Ведь нет, и не может быть полного набора вариантов действий в той или иной чрезвычайной ситуации, оказавшись в которой, можно было бы, не задумываясь, выбрать нужный, и действовать по раз и навсегда заученному алгоритму.
Поэтому-то и возникает необходимость изучения в курсе технологии вопросов, связанных с развитием творчества, сообразительности, смекалки и т.п. качеств, которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось бы, безнадежных, чрезвычайных ситуаций. Этапы работы:
1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися.
2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми используются групповые формы работы: «мозговые штурмы», ролевые тренинги, зачеты, проектные задания и т.д.
3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачи:
- создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в области безопасности жизнедеятельности;
- организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в школьных, районных, областных этапах олимпиад по технологии, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. Основные направления реализации программы - выявление одаренных обучающихся; - разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- развитие системы внеурочной учебной деятельности обучающихся, которая позволит обучающимся
демонстрировать свои достижения на этапах всероссийских олимпиад школьников, конкурсах,
соревнованиях и т.п.;
Организация воспитательной работы в рамках программы:
- формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
- формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
- формирование высокой речевой культуры;
- утверждение здорового образа жизни школьника;
- развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
Основные мероприятия по реализации программы
- Диагностика:
- Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости.
- Создание тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей.
- Изучение круга интересов обучающихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
- Развитие творческих и познавательных способностей:
- Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению олимпиад, соренований и конкурсов.
- Проведение школьных олимпиад.
- Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- участие в предметных неделях;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий.
- Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности: 1. Поощрение успехов обучающихся (грамоты, дипломы и т.п.).
2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, общешкольных линейках.
Ожидаемые результаты
- формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости.
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
Формы представления результатов работы по программе
- Анализ результатов работы по программе.
- Презентация опыта в ходе мероприятий различного уровня.
- Портфолио личных достижений обучающихся.