Раздел 2
Результаты освоение обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РПС юным умникам и умницам 3 класс | 32.11 КБ |
Учусь создавать проект 3 класс | 33.52 КБ |
Учусь создавать проект 2 класс | 34.72 КБ |
dokument_microsoft_word21.pdf | 1.15 МБ |
dokument_microsoft_word3.pdf | 548.01 КБ |
rp_okruzhayushchiy_2.pdf | 831.17 КБ |
okr_mirbez_tit_1.pdf | 832.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования
«Сафоновский район» Смоленской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение гимназия г. Сафоново Смоленской области
Согласовано Заместитель руководителя по ВР МБОУ гимназии _______/Медведева Т.В. ФИО «__»________20__г. | Утверждаю Руководитель МБОУ гимназии ______________/ Майорова О.А. ФИО Приказ № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Умники и умницы
(название)
Абраменко Валерии Викторовны
Ф.И.О., категория
2022- 2023 учебный год
г. Сафоново
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана:
- на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – М.: РОСТ книга, 2012 г.
- в соответствии с ФГОС 2011-2012 года;
- в соответствии с учебным планом МБОУ гимназия на 2021-2022 учебный год.
Используется следующий учебно-методический комплект:
О. Холодова: Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради для 3 класса. В 2 ч. – М.: РОСТкнига, 2020г.
Общие цели учебного курса с учетом его специфики
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Общая характеристика учебного курса
На занятия по РПС в 3 классе отводится 35 -40 минут.
Рекомендуемая модель занятий такая:
- «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
- Разминка (3-5 минут)
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей - памяти, внимания, воображения (15 минут)
- Веселая переменка (3-5 минут)
- Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)
В 3 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
- Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Описание места учебного курса в учебном плане
На изучение курса «Умники и умницы» в 3 классе согласно базисному учебному плану МБОУ гимназии выделяется 1 час в неделю (34 учебные недели, 34 часа).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- читать и пересказывать текст.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок). | 1 | Различие главного и существенного на основе развивающих заданий и упражнений, сравнение предметов, предметов по цвету, форме, размеру. Выделение черт сходства и различия, закономерностей, признаков разных предметов. Анализ ситуации, устанавливание причинно-следственных связей. Называние предметов по описанию. Демонстрация способности переключать, распределять внимание, целенаправленное и осмысленное наблюдение, чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Описание предметов, явлений в соответствии с их признаками, несложные определения понятиям. Объяснение значения слов и выражений. Составление загадок, небольших рассказов, сочинение сказок, преобразование фигур. Описание того, что было обнаружено с помощью органов чувств, признаков геометрических фигур. Определение на глаз размеров предмета, главного и существенного на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Изложение своих мыслей ясно и последовательно. Ориентация в пространстве. |
2 | Развитие концентрации внимания | 5 | |
3 | Тренировка слуховой памяти | 4 | |
4 | Тренировка зрительной памяти | 4 | |
5 | Развитие аналитических способностей | 1 | |
6 | Совершенствование воображения | 3 | |
7 | Развитие логического мышления | 4 | |
8 | Тренировка внимания | 4 | |
9 | Развитие быстроты реакции | 4 | |
10 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
- аудиовизуальные;
- технические (проектор, компьютер);
- учебное оборудование;
- наглядные пособия.
Учебная и методическая литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
- О. Холодова: Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. (9-10 лет). Рабочие тетради для 3 класса.В 2 ч. М.:РОСТкнига,2020– 112с.
- О. Холодова: Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет). Методическое пособие для 3класса. – М.: РОСТкнига, 2013 – 270с.
Календарное тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
план | факт | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 07.09 | |
2 | Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 14.09 | |
3 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 21.09 | |
4 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 28.09 | |
5 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 12.10 | |
6 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 19.10 | |
7 | Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 26.10 | |
8 | Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 02.11 | |
9 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 09.11 | |
10 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 16.11 | |
11 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 30.11 | |
12 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 07.12 | |
13 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 14.12 | |
14 | Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 21.12 | |
15 | Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 28.12 | |
16 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 11.01 | |
17 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 18.01 | |
18 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 25.01 | |
19 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 01.02 | |
20 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 08.02 | |
21 | Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 15.02 | |
22 | Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 01.03 | |
23 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 15.03 | |
24 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 22.03 | |
25 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 29.03 | |
26 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 05.04 | |
27 | Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 19.04 | |
28 | Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 26.04 | |
29 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 03.05 | |
30 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 10.05 | |
31 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 17.05 | |
32 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 24.05 | |
33 | Викторина поле чудес | 31.05 |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования
«Сафоновский район» Смоленской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение гимназия г. Сафоново Смоленской области
Согласовано Заместитель руководителя по ВР МБОУ гимназии _______/Медведева Т.В. ФИО «__»________20__г. | Утверждаю Руководитель МБОУ гимназии ______________/ Майорова О.А. ФИО Приказ № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Учусь создавать проект
(название)
Абраменко Валерии Викторовны
Ф.И.О., категория
2022- 2023 учебный год
г. Сафоново
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана:
- на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» (методическое пособие для 3 класса / Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. – М.: Издательство «РОСТкнига», 2013)
- в соответствии с ФГОС 2011-2012 года;
- в соответствии с учебным планом МБОУ гимназия на 2021-2022 учебный год.
Используется следующий учебно-методический комплект:
Сизова Р.И., Селимова Р. Ф "Юным умницам и умникам. Учусь создавать проект" 3 класс. Рабочие тетради в двух частях. – М.: Издательство «РОСТкнига», 2020
Общие цели учебного курса с учетом его специфики
Цель программы:
приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
- развитие творческой исследовательской активности;
- формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
- стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
- развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения;
- формирование навыков устной презентации;
- обучение способам сбора и первичной обработки информации (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- формирование умения планировать свою работу над проектом;
- формирование умения давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
Общая характеристика учебного курса
Главная идея проектной деятельности–направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие обще-учебные навыки:
- мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
- исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
- коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
- социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
У младших школьников больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка. Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенцийобучающихся в определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, с использованием современных технологий: проблемно-поисковое обучение; личностно - ориентированное обучение; когнитивное обучение (проектная деятельность, решение проблем и др.); контролирующее обучение (тестирование, портфолио, конкурсы разного уровня, олимпиады и др.); информационно-коммуникационные (компьютерные программы, Интернет-ресурсы и т.д.); игровые технологии; здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физминутки); технологии сотрудничества.
Для достижения образовательных целей используются разные методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, дискуссия), наглядные (наблюдение, демонстрация), практические (упражнения, познавательная игра), объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый (эвристический), репродуктивный, исследовательский, метод проблемного изложения.
Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы: коллективная, в парах, групповая и индивидуальная.
Для успешного решения задач курса используются разнообразные приемы и средства обучения.
Предлагается использовать интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества.
Ведущей формой организации занятий является групповая.Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Описание места учебного курса в учебном плане
На изучение курса «Учусь создавать проект» в 3 классе согласно базисному учебному плану МБОУ гимназии выделяется 1 час в неделю (34 учебные недели, 34 часа).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- видеть проблемы
- ставить вопросы
- выдвигать гипотезы
- давать определение понятиям
- классифицировать
- наблюдать
- проводить эксперименты
- делать умозаключения и выводы
- структурировать материал
- готовить тексты собственных докладов
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи
Содержание курса
Содержание учебного курса представлено следующими модулями:
«Узнаём»
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.
«Исследуем»
Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работыпо исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.
«Творим»
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.
«Представляем»
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке.
Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Как составить проект | 6 | Решение творческих задач, создание сообщений о своих влечениях; постановка вопросов к выступающим; определение понятиям "хобби, "тема", "проект"; говорение и слушание, постановка корректных вопросов, оценка своей деятельности на уроке Поиск информации в словарях и справочниках; понимание прочитанного текста, выделение в нём существенного по отношению к предстоящей задаче: определение понятия "формулировка", "словарь", планирование и реализация совместной деятельности как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника, разрешение конфликтов на основе договорённости. Выбор темы проекта, исходя из его практической значимости. |
2 | Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Цели и задачи. | 7 | Видение проблемы, постановка вопросов, выдвижение гипотез, предположений; определение цели, задач, источников информации для своего проекта, выбор необходимого материала, проектирование процесса (изделие), планирование деятельности, времени, ресурсов: инициирование учебного взаимодействия со взрослыми – вступление в диалог, задавание вопросов; принятие решения и прогнозирование их последствий. Планирование деятельности, проведение эксперимента; проведение наблюдения объектов окружающего мира; фиксирование изменений, описание объекта наблюдения, формулировка выводов. |
3 | Работа над проектом | 12 | Определение понятий "поделка", "макет"; "визитка"; составление плана подготовки к созданию проекта; планирование деятельности, времени, ресурсов. Проведение эксперимента; фиксация изменений, описание объекта наблюдения, формулировка умозаключений и выводов. Самоанализ и самоконтроль собственной деятельности, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи Подготовка презентации своего проекта, отбор важной информации для 7-минутного сообщения, использование различных средств наглядности, подготовка текста своего доклада. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Прогнозирование возможных вопросов слушателей, подготовка ответов, объяснений, доказательств своих идей. |
4 | Визитка к проекту | 3 | Самоанализ и самоконтроль собственной деятельности, подготовка визитки, титульного листа, составление списка литературы, используемой для создания проекта. |
5 | Защита проектов | 6 | Обсуждение каждого пункта требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Знакомство с новыми советами мудрого Дельфина. Презентация своего проекта, демонстрация продукта; использование различных средств наглядности при выступлении, ответы на незапланированные вопросы, доказательство и защита своих идей Самоанализ и самоконтроль собственной деятельности, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи Высказывание благодарности детям и взрослым за помощь в создании проекта |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
- аудиовизуальные;
- технические (проектор, компьютер);
- учебное оборудование;
- наглядные пособия.
Учебная и методическая литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2008. – 152с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература,2008 – 119с.
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 3 класса. – М.: Издательство «РОСТкнига», 2020. – 64 с.
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 3 класса. – М.: Издательство «РОСТкнига», 2013. – 119 с. /
Календарное тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
план | факт | ||
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 01.09 | |
2 | Этапы работы над проектом | 08.09 | |
3 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема | 15.09 | |
4 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. | 22.09 | |
5 | Решение задач | 29.09 | |
6 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | 13.10 | |
7 | Работа над проектом «Что такое хорошо» Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации | 20.10 | |
8 | Карта и эмблема проекта. План работы над проектом | 27.10 | |
9 | Этапы работы над проектом | 03.11 | |
10 | Подготовка паспорта проекта. Защита проекта | 10.11 | |
11 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 17.11 | |
12 | Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 01.12 | |
13 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | 08.12 | |
14 | Постер. Требования к созданию постера. | 15.12 | |
15 | Условия размещения материала на постере | 22.12 | |
16 | Практическая работа. Создание мини-постера | 29.12 | |
17 | Практическая работа. Создание мини-постера | 12.01 | |
18 | Работа над проектом «Милая сердцу старина» Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации | 19.01 | |
19 | Карта и эмблема проекта. План работы над проектом | 26.01 | |
20 | Этапы работы над проектом. Продукт проекта | 02.02 | |
21 | Подготовка паспорта проекта. Защита проекта | 09.02 | |
22 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 16.02 | |
23-24 | Программы МРР. Анимация. Настройка анимации | 02.03 09.03 | |
25-26 | Программа МРР-Microsoft Power Point Дизайн | 16.03 23.03 | |
27 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 30.03 | |
28 | Требования к компьютерной презентации. Программа МРР. | 06.04 | |
29 | Закрепление полученных знаний, умений и навыков в работе с программой МРР | 20.04 | |
30 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 27.04 | |
31 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 04.05 | |
32 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 11.05 | |
33 | Твои впечатления от работы над проектом | 18.05 | |
34 | Пожелания будущим проектантам. | 25.05 | |
Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана:
- на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» (методическое пособие для 2 класса / Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. – М.: Издательство «РОСТкнига», 2013)
- в соответствии с ФГОС 2011-2012 года;
- в соответствии с учебным планом МБОУ гимназия на 2020-2021 учебный год.
Используется следующий учебно-методический комплект:
Сизова Р.И., Селимова Р. Ф "Юным умницам и умникам. Учусь создавать проект" 2 класс. Рабочие тетради в двух частях. – М.: Издательство «РОСТкнига», 2019
Общие цели учебного курса с учетом его специфики
Цель программы:
приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
- развитие творческой исследовательской активности;
- формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
- стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
- развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения;
- формирование навыков устной презентации;
- обучение способам сбора и первичной обработки информации (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- формирование умения планировать свою работу над проектом;
- формирование умения давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
Общая характеристика учебного курса
Главная идея проектной деятельности–направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие обще-учебные навыки:
- мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
- исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
- коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
- социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
У младших школьников больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка. Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенцийобучающихся в определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на IIступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, с использованием современных технологий: проблемно-поисковое обучение; личностно - ориентированное обучение; когнитивное обучение (проектная деятельность, решение проблем и др.); контролирующее обучение (тестирование, портфолио, конкурсы разного уровня, олимпиады и др.); информационно-коммуникационные (компьютерные программы, Интернет-ресурсы и т.д.); игровые технологии; здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физминутки); технологии сотрудничества.
Для достижения образовательных целей используются разные методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, дискуссия), наглядные (наблюдение, демонстрация), практические (упражнения, познавательная игра), объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый (эвристический), репродуктивный, исследовательский, метод проблемного изложения.
Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы: коллективная, в парах, групповая и индивидуальная.
Для успешного решения задач курса используются разнообразные приемы и средства обучения.
Предлагается использовать интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества.
Ведущей формой организации занятий является групповая.Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Описание места учебного курса в учебном плане
На изучение курса «Учусь создавать проект» во 2 классе согласно базисному учебному плану МБОУ гимназии выделяется 1 час в неделю (34 учебные недели, 34 часа).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- видеть проблемы
- ставить вопросы
- выдвигать гипотезы
- давать определение понятиям
- классифицировать
- наблюдать
- проводить эксперименты
- делать умозаключения и выводы
- структурировать материал
- готовить тексты собственных докладов
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи
Содержание курса
Содержание учебного курса представлено следующими модулями:
«Узнаём»
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.
«Исследуем»
Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работыпо исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.
«Творим»
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.
«Представляем»
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке.
Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Как составить проект | 6 | Решение творческих задач, создание сообщений о своих влечениях; постановка вопросов к выступающим; определение понятиям "хобби, "тема", "проект"; говорение и слушание, постановка корректных вопросов, оценка своей деятельности на уроке Поиск информации в словарях и справочниках; понимание прочитанного текста, выделение в нём существенного по отношению к предстоящей задаче: определение понятия "формулировка", "словарь", планирование и реализация совместнойдеятельности как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника, разрешение конфликтовна основе договорённости. Выбор темы проекта, исходя из его практической значимости. |
2 | Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Цели и задачи. | 7 | Видение проблемы, постановка вопросов, выдвижение гипотез, предположений; определение цели, задач, источников информации для своего проекта, выбор необходимого материала, проектирование процесса (изделие), планирование деятельности, времени, ресурсов: инициирование учебного взаимодействия со взрослыми – вступление в диалог, задавание вопросов; принятие решения и прогнозирование их последствий. Планирование деятельности, проведение эксперимента; проведение наблюдения объектов окружающего мира; фиксирование изменений, описание объекта наблюдения, формулировка выводов. |
3 | Работа над проектом | 12 | Определение понятий "поделка", "макет"; "визитка"; составление плана подготовки к созданию проекта; планирование деятельности, времени, ресурсов. Проведение эксперимента; фиксация изменений, описание объекта наблюдения, формулировка умозаключений и выводов. Самоанализ и самоконтроль собственной деятельности, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи Подготовка презентации своего проекта, отбор важной информации для 7-минутного сообщения, использование различных средств наглядности, подготовка текста своего доклада. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Прогнозирование возможных вопросов слушателей, подготовка ответов, объяснений, доказательств своих идей. |
4 | Визитка к проекту | 3 | Самоанализ и самоконтроль собственной деятельности, подготовка визитки, титульного листа, составление списка литературы, используемой для создания проекта. |
5 | Защита проектов | 6 | Обсуждениекаждого пункта требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Знакомствос новыми советами мудрого Дельфина. Презентация своего проекта, демонстрация продукта; использование различных средств наглядности при выступлении, ответы на незапланированные вопросы, доказательство изащита своих идей Самоанализ и самоконтроль собственной деятельности, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи Высказывание благодарности детям и взрослым за помощь в создании проекта |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
- аудиовизуальные;
- технические (проектор, компьютер);
- учебное оборудование;
- наглядные пособия.
Учебная и методическая литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Отдействия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2008. – 152с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература,2008 – 119с.
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 2 класса. – М.: Издательство «РОСТкнига», 2019. – 64 с.
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство «РОСТкнига», 2013. – 119 с. /
Календарное тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
план | факт | ||
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 01.09 | 01.09 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 08.09 | 08.09 |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | 15.09 | 15.09 |
4 | Выбор помощников в работе над проектом | 22.09 | 22.09 |
5 | Этапы работы над проектом | 29.09 | 29.09 |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 06.10 | 06.10 |
7 | Проблема. Решение проблемы | 13.10 | 13.10 |
8 | Выработка гипотезы-предположения | 20.10 | 20.10 |
9 | Цель проекта | 27.10 | 27.10 |
10 | Задачи проекта | 03.11 | 03.11 |
11 | Сбор информации для проекта | 10.11 | 10.11 |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 24.11 | 24.11 |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 01.12 | 01.12 |
14 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 08.12 | 08.12 |
15 | Играем в ученых. Это интересно | 15.12 | 15.12 |
16 | Тест «Чему ты научился?» | 22.12 | 22.12 |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 29.12 | 29.12 |
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 12.01 | 12.01 |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 19.01 | 19.01 |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 26.01 | 26.01 |
21 | Программа МРР | 02.02 | 02.02 |
22-23 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 09.02 16.02 | 09.02 16.02 |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 02.03 | 02.03 |
25 | Тест «Советы проектанту» | 09.03 | 09.03 |
26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 16.03 | 16.03 |
27 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 23.03 | 23.03 |
28 | Играем в ученых. Это интересно | 30.03 | 30.03 |
29 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 06.04 | 06.04 |
30 | Памятка жюри конкурсов | 20.04 | 20.04 |
31 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 27.04 | 27.04 |
32 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 04.05 | 04.05 |
33 | Играем в ученых. Это интересно | 11.05 | 11.05 |
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 18.05 | 18.05 |