Инновационные образовательные технологии
Инновационная деятельность
В понятие инновационной деятельности входит освоение нового содержания образования, новых педагогических технологий; проектирование и применение наиболее эффективных учебно-воспитательных систем.
В своей деятельности применяю следующие инновационные технологии: "Сказочные лабиринты игры" В.В.воскобовича, игровые технологии, технологии социализации, здоровье сберегающие технологии и др.
Дошкольное образование на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Дошкольные учреждения озадачены технологизацией образовательной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр.
Среди многообразия развивающих технологий, предлагаемых дошкольникам, выделяется технологией «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Развивающие игры в технологии универсальны по отношению к образовательным программам, распределены по возрастным категориям, направлены на развитие творческих, интеллектуальных способностей детей и раскрывают каждую из пяти областей развития ребенка по ФГОС (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
О методике Воскобовича
Технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий, это особая тропа от практической части к теории. На данный момент В. Воскобович разработал уже более 50 игр. Они представляют собой многофункциональные творческие пособия, обучаться с помощью них ребенок может весело и непринужденно.
Игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку необходимо проявить креативный подход и включить воображение.
Исходя из этого, можно увидеть, что в технологию заложены три важнейших принципах: Интерес-Познание-Творчество.
Цели и задачи методики:
- Способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового.
- Развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир.
- Развивать воображение, креативное мышление (способность посмотреть на знакомый объект совершенно другим взглядом, мыслить гибко и оригинально).
- Гармоничный подход к развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики.
- Оказать помощь в развитии математических и речевых умений.
- Формировать начальные представления об окружающей действительности.
- Содействовать психическому развитию.
- Развивать мелкую моторику.
- Отличительные особенности игр
Дети занимаются играми с удовольствием и постоянно открывают для себя что-то новое, неизведанное ранее, так как разрабатываются игры в соответствии с интересами дошкольников.
Возрастной диапазон
Одна и также игра привлекает детей и трёх, и семи лет, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.
Многофункциональность
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры и буквы, узнаёт и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Творческий потенциал
Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы, взрослые, просто не способны
Сказочная «огранка»
В данной технологии автор скомбинировал игру и сказку. Образовательные задачи включены в ход игры. Сказки же – это мотивация, способ заинтересовать ребёнка. Технология действует практически безотказно – взрослый читает ребёнку сказку и задаёт ему по ходу чтения вопросы, малыш отвечает на эти вопросы, а также выполняет некоторые задания и решает задачи.
По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы:
Игры, направленные на логико-математическое развитие.
Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
Игры с буквами, звуками, слогами и словами.
В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством.
Универсальные игровые обучающие средства.
Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.
Использование развивающих игр технологии «Сказочные лабиринты игры» в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Окрашенное положительными эмоциями общение со взрослыми в игре, в отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий создает у ребенка ощущения внутренней раскованности и поддержки его творческих начинаний.
Игровые технологии
1. ТИКО-конструкторы (Трансформируемый игровой Конструктор для Обучения)
Такая инновационная разработка как ТИКО - конструкторы идеально подходят для развития и обучения детей, так как включает несколько функций: развивающую, обучающую, развлекательную и позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие).
Речевое развитие: ТИКО "Граматика" развивает фонематическое восприятие, способность к звуковому анализу и синтезу; Познавательное развитие: ТИКО "Математика" развивает навыки счета, умение составлять и решать простейшие задачи, логическое мышление; Художественно-эстетическое развитие: развивает творческое конструирование, ребенок воплощает свой замысел из деталей ТИКО-конструктора; Физическое развитие: совершенствуется координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук; Социально-коммуникативное: происходит развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности.
ТИКО - конструкторы способствуют развитию конструктивных навыков детей: в результате игры для ребенка раскрывается процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно. Развивается моторика, мышление, речь, пространственное восприятие, познавательная активность, техническое творчество.
Новизна: разработка интересных занятий для детей; подготовка детей к овлодению навыками счета, чтения. Главное - обеспечивает включение воспитателя и детей в совместную деятельность по конструированию.
2. Блоки Дьёнеша
Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Методика Дьёнеша помогает детям в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развивать важные психические процессы. Использование логических блоков в играх с детьми позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания детей с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют укреплению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических преставлений. С помощью этих игр у детей успешно совершенствуются и речевые навыки, и воображение, и фантазия, что способствует развитию творческих способностей.
Несомненно, Блоки Дьёнеша - унивесальная развивающая игра. На занятиях и в свободной деятельности мы с детьми с удовольствием используем, играем этим дидактическим материалом.
3. Игровая технология по формированию математических способностей "Палочки Кюизенера"
Палочки Кюизенера - это универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей - набор счетных палочек, которые еще называют "числа в цвете", "цвентыми линейками", "цветными числами".
Цель методики Кюизенера - использование принципа наглядности.
Основные особенности: абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
С помощью палочек Кюизенера сложные абстрактные понятия из области математике: числа, колличественные величины, соотношения между ними - представлены в форме, которая максимально доступна дошкольникам. Это помогает научить ребенка тем действиям, которые необходимы для закрепления в памяти простых, но важных математических понятий. Также палочки Кюизенера оказывают дополнительное положительное воздействие на развитие мелкой моторики, зрительного и пространственного восприятия, стимулируют воображение, приучают детей к порядку.
4. "Дары Фрёбеля"
Игровой набор "Дары Фрёбеля" (14 даров) является уникальнам для использования в работе с детьми дошкольниками, так как открывает нам педагогам новые возможности в процессе реализации основной образовательной программы и осуществлять интеграцию областей: социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического, физического развития. Этот дидактический материал отлично дополняет обычные игры детей раскрывая их потенциал как на занятиях, так и в свободной деятельности.
При использовании дидактического материала "Дары Фрёбеля", у детей развиваются социальные и коммукативные умения, мелкая моторика, познавательно-исседовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умение, творчество.
Новизна в том, что игровой набор состоит из постепенно усложняющихся пособий, называемых Дарами, которые раскрывают детям понятие "симметрия", "целое", "части", развивает навыки конструированиея в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений.
Дети с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием "Дары Фрёбеля", создают композиции, придумывают истории и обыгрывают сюжет любимой сказки, развивая в игре творческие способности.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/12/01/programma-po-lego-konstruirovaniyu-legoznayka - Дополнительная общеобразовательная программа по Лего-конструированию в детском саду "Легознайка"
https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/konspekt-zanyatiy-po-tiko-konstruirovanie-vo (Конспект занятий по тико-конструирование во второй младшей группе «Птицы"
https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/konspekt-od-po-konstruirovaniyu-v-mladshey (Конспект ОД по конструированию в младшей группе «Город лего-мастеров»)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/konspekt-od-po-lego-konstruirova niyu-na-temu (Конспект ОД по лего - конструированию на тему: «Детский сад»)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/didakticheskie-igry-po-formirovaniyu (Дидактические игры по формированию математических представлений с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ».)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/didakticheskie-igry-s-palochkami-kyuizenera-dlya (Дидактические игры с палочками Кюизенера для детей 3-6 лет)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/igry-k-kovrografu-larchik (Игры к коврографу «Ларчик»)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/igry-s-kvadratom-voskobovicha-kvadrat (Игры с Квадратом Воскобовича «Квадрат-трансформер»)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/kartoteka-didakticheskih-igr-s-ispolzovaniem (Картотека дидактических игр с использованием конструктора «Лего» в средней группе)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/kartoteka-igr-s-blokami-denesha-dlya-starshego (Картотека игр с блоками Дьенеша для старшего возраста)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/kartoteka-igrovyh-uprazhneniy-i-didakticheskih (Картотека игровых упражнений и дидактических игр с использованием конструкторов типа Лего)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа лего-конструированию "Легознайка" | 1.11 МБ |