Инновационные образовательные технологии

Инновационная деятельность

В понятие инновационной деятельности входит освоение нового содержания образования, новых педагогических технологий; проектирование и применение наиболее эффективных учебно-воспитательных систем.

В своей деятельности применяю следующие инновационные технологии: "Сказочные лабиринты игры" В.В.воскобовича, игровые технологии, технологии социализации, здоровье сберегающие технологии и др.

Дошкольное образование на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми.  Дошкольные учреждения озадачены технологизацией образовательной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр.

         Среди многообразия развивающих технологий, предлагаемых дошкольникам, выделяется технологией «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Развивающие игры в технологии универсальны по отношению к образовательным программам, распределены по возрастным категориям, направлены на развитие творческих, интеллектуальных способностей детей и раскрывают каждую из пяти областей развития ребенка по ФГОС (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

О методике Воскобовича

Технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий, это особая тропа от практической части к теории. На данный момент В. Воскобович разработал уже более 50 игр. Они представляют собой многофункциональные творческие пособия, обучаться с помощью них ребенок может весело и непринужденно.

Игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку необходимо  проявить креативный подход и включить воображение.

Исходя из этого, можно увидеть, что в технологию заложены три важнейших принципах: Интерес-Познание-Творчество.

Цели и задачи методики:

- Способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового.

- Развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир.

- Развивать воображение, креативное мышление (способность посмотреть на знакомый объект совершенно другим взглядом, мыслить гибко и оригинально).

- Гармоничный подход к развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики.

- Оказать помощь в развитии математических и речевых умений.

 

 

- Формировать начальные представления об окружающей действительности.

- Содействовать психическому развитию.

- Развивать мелкую моторику.

- Отличительные особенности игр

Дети занимаются играми с удовольствием и постоянно открывают для себя что-то новое, неизведанное ранее, так как разрабатываются игры в соответствии с интересами дошкольников.

Возрастной диапазон

Одна и также игра привлекает детей и трёх, и семи лет, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.

Многофункциональность

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры и буквы, узнаёт и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Творческий потенциал

Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы, взрослые, просто не способны

Сказочная «огранка»

В данной технологии автор скомбинировал игру и сказку. Образовательные задачи включены в ход игры. Сказки же – это мотивация, способ заинтересовать ребёнка. Технология действует практически безотказно – взрослый читает ребёнку сказку и задаёт ему по ходу чтения вопросы, малыш отвечает на эти вопросы, а также выполняет некоторые задания и решает задачи.

По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы:

Игры, направленные на логико-математическое развитие.

Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими    фигурами, свойствами предметов.

Игры с буквами, звуками, слогами и словами.

В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством.

Универсальные игровые обучающие средства.

Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.

 

Использование развивающих игр технологии «Сказочные лабиринты игры» в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Окрашенное положительными эмоциями общение со взрослыми в игре, в отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий создает у ребенка ощущения внутренней раскованности и поддержки его творческих начинаний.

Игровые технологии

1. ТИКО-конструкторы (Трансформируемый игровой Конструктор для Обучения)

Такая инновационная разработка как ТИКО - конструкторы идеально подходят для развития и обучения детей, так как включает несколько функций: развивающую, обучающую, развлекательную и позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие).

Речевое развитие: ТИКО "Граматика" развивает фонематическое восприятие, способность к звуковому анализу и синтезу; Познавательное развитие: ТИКО "Математика" развивает навыки счета,  умение составлять и решать простейшие задачи, логическое мышление; Художественно-эстетическое развитие: развивает творческое конструирование, ребенок воплощает свой замысел из деталей ТИКО-конструктора; Физическое развитие: совершенствуется координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук; Социально-коммуникативное: происходит развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности.

ТИКО - конструкторы способствуют развитию конструктивных навыков детей: в результате игры для ребенка раскрывается процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно. Развивается моторика, мышление, речь, пространственное восприятие, познавательная активность, техническое творчество.

Новизна: разработка интересных занятий для детей; подготовка детей к овлодению навыками счета, чтения. Главное - обеспечивает включение воспитателя и детей в совместную деятельность по конструированию.

 

 

2. Блоки Дьёнеша

         Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Методика Дьёнеша помогает детям в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развивать важные психические процессы. Использование логических блоков в играх с детьми позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания детей с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют укреплению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических преставлений.  С помощью этих игр у детей успешно совершенствуются и речевые навыки, и воображение, и фантазия, что способствует развитию творческих способностей.

Несомненно, Блоки Дьёнеша - унивесальная развивающая игра. На занятиях и в свободной деятельности мы с детьми с удовольствием используем, играем этим дидактическим материалом.

3. Игровая технология по формированию математических способностей "Палочки Кюизенера"

Палочки Кюизенера - это универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей - набор счетных палочек, которые еще называют "числа в цвете", "цвентыми линейками", "цветными числами".

Цель методики Кюизенера - использование принципа наглядности.

Основные особенности: абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

С помощью палочек Кюизенера сложные абстрактные понятия из области математике: числа, колличественные величины, соотношения между ними - представлены в форме, которая максимально доступна дошкольникам. Это помогает научить ребенка тем действиям, которые необходимы для закрепления в памяти простых, но  важных математических понятий. Также палочки Кюизенера оказывают дополнительное положительное воздействие на развитие мелкой моторики,  зрительного и пространственного восприятия, стимулируют воображение, приучают детей к порядку.  

4. "Дары Фрёбеля"

Игровой набор "Дары Фрёбеля"  (14 даров) является уникальнам для использования в работе с детьми дошкольниками, так как открывает нам педагогам новые  возможности в процессе реализации основной образовательной программы и осуществлять интеграцию областей: социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического, физического развития. Этот дидактический материал отлично дополняет обычные игры детей раскрывая их потенциал как на занятиях, так и в свободной деятельности.

При использовании дидактического материала "Дары Фрёбеля", у детей развиваются социальные и коммукативные умения, мелкая моторика, познавательно-исседовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умение, творчество.

Новизна в том, что игровой набор состоит из постепенно усложняющихся пособий, называемых Дарами, которые раскрывают детям понятие "симметрия", "целое", "части", развивает навыки конструированиея в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений.

Дети с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием "Дары Фрёбеля", создают композиции, придумывают истории и обыгрывают сюжет любимой сказки, развивая в игре творческие способности.

 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/12/01/programma-po-lego-konstruirovaniyu-legoznayka  - Дополнительная общеобразовательная программа по Лего-конструированию в детском саду "Легознайка"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/konspekt-zanyatiy-po-tiko-konstruirovanie-vo   (Конспект занятий по тико-конструирование во второй младшей группе «Птицы"  

https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/konspekt-od-po-konstruirovaniyu-v-mladshey    (Конспект ОД по конструированию в младшей  группе «Город лего-мастеров»)

https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/konspekt-od-po-lego-konstruirova niyu-na-temu    (Конспект ОД по лего - конструированию на тему: «Детский сад»)

https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/didakticheskie-igry-po-formirovaniyu   (Дидактические игры по формированию математических представлений с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ».)

https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/didakticheskie-igry-s-palochkami-kyuizenera-dlya   (Дидактические игры с палочками Кюизенера для детей 3-6 лет)

https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/igry-k-kovrografu-larchik  (Игры к коврографу «Ларчик»)

https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/igry-s-kvadratom-voskobovicha-kvadrat   (Игры с Квадратом Воскобовича «Квадрат-трансформер»)

https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/kartoteka-didakticheskih-igr-s-ispolzovaniem   (Картотека дидактических игр с использованием конструктора «Лего» в средней группе)

https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/kartoteka-igr-s-blokami-denesha-dlya-starshego   (Картотека игр с блоками Дьенеша для старшего возраста)

https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/11/07/kartoteka-igrovyh-uprazhneniy-i-didakticheskih   (Картотека игровых упражнений и дидактических игр  с использованием конструкторов типа Лего)

 

       

                                                                                                                                                                                     

                                                               

Скачать:

Предварительный просмотр: