Методическая работа
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
Тема: «Музыка как средство духовно-нравственного
воспитания дошкольников».
«Нельзя вырастить полноценного человека
без воспитания в нем чувства Прекрасного..»
Рабиндранат Тагор.
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
Мы формируем у ребёнка чувства ответственности, милосердия, патриотизма, способности различать добро и зло, готовим их служить людям и Отечеству.
Одна из важнейших задач музыкального образования – воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Воспитание потребности в «красивом» определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе, поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:
· всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.
· активизация познавательной деятельности детей.
· воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
· овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.
Для решения этих задач задействуют все виды музыкальной деятельности и используют такие формы организации музыкальной деятельности как музыкальные занятия, беседы- концерты, праздники и развлечения, литературно-музыкальные гостиные.
Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. В процессе работы я стараюсь приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру. Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом является слушание музыки.
Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора.
Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.
Начиная с первой младшей группы (2-3года), на своих музыкальных занятиях нужно обращаться к «поэзии пестования», или «материнской поэзии»: колыбельным, потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе. Малыши, напевая и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.
По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов - классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, сказки, сказания и былины. На музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, связывая ее с выразительным, художественным словом, мы помогаем детям осознать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, осуждение зазнайства, одобрение скромности. В вокальном произведении воспитательный акцент делаю на раскрытие нравственного смысла текста, а в инструментальном - на проясняющем слове.
Беседуя о музыке, дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Детский словарный запас обогащается новыми словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.
Для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания детей в процессе слушания музыки, нужно использовать информационные компьютерные технологии, обеспечивая наглядность материала. Дети с большим интересом рассматривают произведения изобразительного искусства, соответствующего содержания, видео фрагменты балетов, опер, сказок.
Песня наиболее близка и доступна детям. Она помогает им глубже воспринимать музыку, активно выражать свои переживания и чувства. Мир поэтических образов, тексты разучиваемых песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Изучая творчество В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, Г. Струве, мы открываем для себя много интересного и поучительного. Популярные песни этих композиторов благодаря яркой образности стихотворных текстов и мелодической выразительности с задорным ритмом полюбила наша детвора и с удовольствием распевает не только на музыкальных занятиях, но и самостоятельно. Песня вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду. Мир поэтических образов, тексты разучиваемых нами песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.
Музыкально-ритмические движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. Они позволяют ему контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно - физическому. Ребёнок учится в движении выражать свои чувства.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется не только на занятиях, но и во время праздников и развлечений. Традиционными стали следующие мероприятия: новогодний праздник, «Святки», «день народного единства», «День отца», «День матери», праздник «День семьи, любви и верности». На этих мероприятиях дети с удовольствием водят хороводы, играют в народные игры, поют песни, заклички. Народные костюмы, яркие декорации делают праздник незабываемым. Особое внимание уделяется теме защиты Отечества. Мероприятия, связанные с празднованием Дня Победы и Дня защитника Отечества формируют характер маленького гражданина, его любовь к Родине. В эти дни прабабушки, прадедушки и родители – желанные гости в детском саду. Прослушивание военных песен, чтение стихов, изготовление открыток для ветеранов стали традицией нашего детского сада. Последовательная, систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает их творческую активность. Жизнь детей наполняется радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты.
Дети - это чудо света, я проверил это сам,
И причислил чудо это, к самым лучшим чудесам.
Мы пред будущем в ответе.
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее - дети,
Трудно с ними, но и пусть!
В наших детях наша сила,
Внеземных миров огни,
Лишь бы будущее было,
Столь же светлым, как они.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»
Илья Остроухов «Золотая осень»
И.И.Левитан «Осень» 1884 - 1889гг.
Сергей Панин «Зимний пейзаж»
Саврасов Алексей Кондратьевич «Зима»
Константин Борисов «Зимний пейзаж»
Саврасов А.К. Грачи прилетели 1871
Левитан И. И. Первая зелень. Май. 1883 - 1888
Левитан И. И. Весна. Белая сирень. 1890-е
Предварительный просмотр:
Конспект СОД
Образовательная область
«Художественно - эстетическое развитие»
Тема: «Детям о П. И. Чайковском»
в подготовительной группе
МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи
Воспитатель:
Авдюшкина А.А.
Цель: Познакомить детей с биографией П. И. Чайковского. Дать представление о Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека.
Ход сод:
Слайд№1
Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, так как был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. Описывается такой случай. В доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушел к себе в комнату раньше всех. Когда в нее вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!». Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.
Слайд№2
Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений дли детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории поставлен памятник великому русскому композитору. Он изображен сидящим, а его рука застыла в воздухе с дирижерской палочкой. Вокруг памятника посажены русские березки, потому что в одном из произведений он использовал русскую народную песню «Во поле березонька стояла».
Слайд№3
В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Россия гордится творчеством этого великого композитора. А сейчас мы послушаем его музыку (можно прослушать любое произведение из цикла «Времена года»).
Предварительный просмотр:
Проект
«Волонтерство – мир добрых дел»
Актуальность
Система духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством являются приоритетными и на этапе дошкольного детства. Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте. Актуальность организации волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всѐ больше педагогов, родителей и детей.
Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОО способствовать позитивной социализации дошкольника через активную деятельность. Волонтерство в дошкольной организации способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Учитывая возраст воспитанников дошкольной образовательной организации и психологические особенности детей дошкольного возраста – приоритетным направлением волонтёрской деятельности в дошкольной образовательной организации является:
- приобщение к миру искусства;
- развитие музыкальных способностей у детей;
– информирование воспитанников ДОУ и семей дошкольников о ценностях здорового образа жизни (ЗОЖ);
– воспитание потребности в полезных привычках.
И как результат работы— распространение информации среди населения через различные формы: выступление детской агитбригады; распространение просветительской литературы; праздничные концерты; привлечение к участию в различных благотворительных акциях ; пропаганда здорового образа жизни. Волонтерское движение в детском саду невозможно без тесного взаимодействия родителей, детей и педагогов. Совместная деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии.
Удовлетворить одну из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольческая деятельность дает педагогу, родителям и детям возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности, которая является осознанной и естественной социальной потребностью.
Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени родителей совместно с детьми, педагогами в группах и на территории детского сада. Волонтерская деятельность позволит создать атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОО.
Нормативной правовой базой проекта, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
- Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30); - Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; - Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ» О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Анализ ситуации и постановка проблемы:
Институт волонтёрства широко распространен во многих странах мира, в том числе и в России. Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы – не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом – безвозмездно помогать людям.
Волонтѐрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни. Нельзя научить ребенка быть социально активным, не участвуя самим волонтерской деятельности. Проблема, которую мы выбираем для решения совместно с родителями и детьми, анализируется по следующим параметрам:
- важность для всех участников педагогического коллектива;
- актуальность для определенной группы задач, решение которых запланировано на 2018 год.
- возможность ее реализации силами участников волонтерского движения ДОО. Миссия нашего волонтерского движения – внести вклад в развитие образовательного процесса ДОО, оказать позитивное влияние на детей при выборе ими жизненной позиции и ценностей, сделать жизнь вокруг себя ярче, безопаснее и удобнее.
Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
1. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития.
2. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовнонравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
3. В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
Цель проекта: создать в МДОУ волонтерское движение "Дорогою добра" объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях дошкольной организации.
Основная задача – это внедрение волонтерского движения в дошкольной организации, что включает в себя:
- свободное объединение родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением;
- создание возможности родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
Задачи: 1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов и родителей воспитанников детского сада.
2. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
3. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей – «содружество воспитывающих взрослых» для дальнейшей совместной деятельности.
4. Разработать методические материалы по результатам волонтерского движения в дошкольной образовательной организации и распространить опыт работы. Вид проекта: образовательный, творческий, информационно- просветительский, индивидуально-развивающий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: педагоги ДОУ, родители воспитанников, дети старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Этапы реализации проекта:
1. Первый этап (подготовительный)
- включает в себя подбор информации, по теме проекта;
- планирование, оповещение родителей;
- постановка цели, задач, разработка планов, предварительная работа с родителями, детьми;
- создание развивающей предметно-развивающей среды в группах и на территории ДОО;
2. Второй этап (основной) - реализация проекта "Аллея добра"
3. Третий этап (заключительный) -обобщение результатов работы. Предполагаемый результат:
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
Практическая значимость проекта:
Внедрение волонтерского движения в дошкольной организации на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения, так как всеми участниками проекта будет осознанно создано и принято единое образовательное пространство "семья – детский сад – социум".
Успешно работающая система волонтерского движения в МДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников и позволит:
- создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;
- организовать самостоятельную деятельность детей;
- разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОО.
Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтѐрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях.
Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтѐрской направленности личности ребѐнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтѐрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
Этапы реализации проекта:
1. Первый этап (подготовительный) Свою деятельность мы начали с изучения отношения педагогов и родителей учреждения к волонтерской деятельности. На начальном этапе организации волонтерского движения в детском саду был проведен анализ отношения педагогов и родителей к волонтерской деятельности, изучен опыт работы волонтерских отрядов городов России, анкетирование родителей .
Был проведѐн опрос родителей и сотрудников ДОУ. Анализ ответов позволил сделать следующие выводы: 40% опрошенных не владеют информацией о деятельности волонтерских отрядов в нашем регионе; 95% положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в дошкольной организации. В добровольческом движении согласились принимать участие 90% всех опрошенных. Анализ ответов показал, что родители и педагоги неоднозначно относятся к волонтерской деятельности. Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ времяпрепровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду. В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:
∙ работа с детьми 5-7 лет (волонтѐрское движение);
∙ работа с педагогами;
∙ работа с семьѐй.
2. Второй этап (основной) мероприятия волонтерского движения в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста(5-7 лет):
∙ Дать детям представление о волонтерской деятельности в городе, в детском саду через беседы, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений; постановка и показ музыкальных сказок для детей младших групп;
∙ Изготовить с детьми поделки к различным праздникам;
Организовать и провести концерт в детском саду к Дню пожилого человека;
∙ Привлечь детей старшего возраста к организации досуга с детьми младшей группы, к помощи сбору на прогулку.
С педагогами:
∙ Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т.д.);
∙ Благоустройство участка детского сада;
С родителями:
∙ Развивающая предметно-пространственная среда в группах и коридорах дошкольной организации и на территории МДОУ, в оранжерее.
Пропаганда среди родителей воспитанников через организацию социальных акций "Принеси саженец", "Птичья столовая", «Связь 3 поколений»
∙ Облагораживание территории детского сада – "Подари детям красоту";
Уборка листвы на участке группы и территории ДОО;
∙ "Своими руками" –изготовление с детьми поделок к различным праздникам для пожилых людей;
∙ организация и проведение концертов для ветеранов в детском саду;
∙ сбор вещей для малообеспеченных семей;
∙ Участие в акциях "Посади свое дерево", "Птичья столовая", участие в проекте "Дорогою добра".
Таким образом, организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активном участии педагогов, родителей и детей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств, навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям; повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 5-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.
3. Третий этап (заключительный)-обобщение результатов работы. Награждение родителей-волонтеров администрацией детского сада.
Литература:
1. Киселѐва Н. А., Смирнова Т. В. Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 43-47.
2. Дергунская В.А., Агабекян С.С., Воронина Н.А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду. – Изд-во Центр педагогической поддержки, 2018. Интернет-ресурсы:
3. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — http://www.isovet.ru/ 4. Википедия. Свободная энциклопедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» // http://ktoeslineya.ru/.
Предварительный просмотр:
Конспект СОД
Образовательная область
«Художественно - эстетическое развитие»
Тема: «Детям о П. И. Чайковском»
в подготовительной группе
МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи
Воспитатель:
Авдюшкина А.А.
Цель: Продолжать знакомить детей с музыкой П. И. Чайковского. Познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него, научить определять характер и настроение прослушанной музыки.
Ход сод
Музыкальный руководитель. Ребята, мы с вами уже говорили о том, что Петр Ильич Чайковский написал много красивых и интересных произведений для детей. У него были племянники, которые также занимались музыкой. Особенно радовал Петра Ильича своими музыкальными успехами его племянник Володя Давыдов. Ему и был посвящен «Детский альбом», в который вошли пьесы, отображающие картинки детской жизни, танцы и народные песенки разных стран: напевная русская песня, задорная немецкая, веселая неаполитанская, грациозная итальянская и др. Когда будет звучать музыка из этого альбома, вы услышите веселые и грустные мелодии, познакомитесь с добрыми и злыми героями, новыми историями о кукле и узнаете многое, многое другое. У вас дома есть солдатики? Вы любите играть с ними? (Ответы детей.) Солдатиками любили играть во все времена. Раньше они были оловянными. Помните стойкого оловянного солдатика из сказки Ганса Христиана Андерсена? Он был сделан из олова. Но были еще и деревянные солдатики – очень красивые и нарядные, в синих мундирах, с ружьями. Такие солдатики были у племянника Чайковского. Давайте послушаем пьесу П. И. Чайковского о деревянных солдатиках.
Дети слушают музыкальное произведение.
Музыкальный руководитель. Как вы думаете, что делают деревянные солдатики?
Дети. Маршируют.
Музыкальный руководитель. Правильно. Как можно назвать эту пьесу?
Дети. Марш.
Музыкальный руководитель. Конечно. Эта пьеса так и называется – «Марш деревянных солдатиков». Одна из любимых детских игр – это игра в лошадки. Лошадки бывают разные: лошадка-качалка, палка с головой лошадки, заводные игрушки-лошадки. Давайте поиграем в лошадки под музыку Петра Ильича Чайковского «Игра в лошадки».
После игры дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель. Все ребята любят не только играть, но и слушать сказки. В том числе, конечно же, сказки про Бабу Ягу. Постараемся вспомнить, где живет Баба Яга.
Дети. В лесу.
Музыкальный руководитель. Да, она живет в дремучем лесу, среди больших деревьев и сухих пней, в избушке на курьих ножках. Рядом с ней верные слуги: совы, старый ворон, дикие гуси-лебеди. Летает она на метле и в ступе.
Звучит пьеса П.И. Чайковского «Баба Яга».
Музыкальный руководитель. Итак, мы сегодня прослушали пьесы из «Детского альбома». Назовите эти произведения. (Дети называют.) Правильно. На следующих музыкальных занятиях мы послушаем другие пьесы из этого альбома и поговорим о них.
Примечание. На следующем занятии дети снова слушают эти произведения, узнают их и вспоминают названия. Затем вместе с музыкальным руководителем делают анализ пьес по следующей схеме: название и автор произведения, характер, темп, динамические оттенки, импровизация движений в соответствии с содержанием и характером музыки. При этом используется иллюстративный материал и стихи русских поэтов.
Итогом темы «Музыка П.И. Чайковского» могут быть занятия по изобразительной деятельности, на которых дети рисуют иллюстрации к «Детскому альбому» и к циклу «Времена года».
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» р.п. Дергачи
Консультация для педагогов на тему:
«Музыкальное волонтерство.
Кто, если не я?!»
Подготовила: музыкальный руководитель
Авдюшкина А.А.
2024 г.
Цель : Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с понятиями «волонтер», «волонтерское движение»,
- Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность;
- Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям;
- Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
- Формировать начальные представления о волонтрском движении, активной социально ценностной деятельности, основанной на сотрудничестве и взаимопомощи.
- Способствовать реализации стремления участвовать в доступной общественно значимой деятельности (экологической, здоровьесберегающей, трудовой, гуманистической, направленной на решение интересных и близких для ребенка задач при активном взаимодействии с другими людьми (взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста).
Волонтёрская помощь. Что это?
Любые действия во благо обществу или конкретным людям, оказываемые без вознаграждения и от чистого сердца.
Волонтёры - это люди, которым не всё равно!
История волонтерства
Само слово волонтёр (доброволец) в течение долгого времени обозначало человека, отправившегося на войну по зову долга, а не по призыву.
Рождение волонтёрства произошло в 1920 году во Франции, когда был реализован проект по восстановлению территории разрушенной Первой Мировой Войной. После этого к 1998 году более 100 миллионов людей во всем мире участвовали в волонтёрском движении.
История благотворительности, бескорыстной помощи нуждающимся ничуть не короче истории самого человечества.
Актуальные направления волонтёрской деятельности:
- Работа с социально незащищёнными группами населения (помощь и поддержка людям, находящимся в доме для престарелых, сиротам в домах ребенка и детских домах).
- Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков (проведение праздников, организация досуга и др.)
- Пропаганда здорового и безопасного образа жизни.
- Помощь животным и защита окружающей среды
- Проведение творческих мероприятий
Как вы думаете, может ли волонтёрство взаимодействовать с музыкой?
Музыкальное волонтёрство - вид социального служения граждан, в основе которого лежит использование музыкального воздействия в добровольной, бескорыстной, социально значимой деятельности.
Музыкант-волонтёр способствует построению гуманного и справедливого общества.
В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом. Война и песня: что может быть общего? Музыка помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость.
Яркие примеры музыкального волонтёрства
Клавдия Шульженко
Джаз-оркестр Клавдии Шульженко с первого дня Великой Отечественной выступал перед солдатами на передовой и в больницах. Певица гастролировала на протяжении всей войны, много раз она выезжала на самые опасные участки фронта, не боясь немецких снайперов и артиллерийских обстрелов. Сотни концертов Шульженко и её ансамбль дали во время блокады Ленинграда.
Любовь Орлова
Выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах. За что удостоилась лютой ненависти фашистов и их прихвостней с оккупированных территорий. Рассказывают, однажды в отместку Орловой вручили букет роз с отравленными шипами, после чего она
заболела — у неё началось заражение крови. Артистку спасло только вмешательство Сталина, поднявшего на ноги не только советских, но и зарубежных медиков.
Почему же музыка играет важную роль в деле волонтёрства? Каким образом музыка способна утешить, ободрить, развеселить?
Наш организм живо откликается на вибрационную частоту музыки, потому как тоже является своеобразным музыкальным инструментом:
каждая клеточка, каждый орган, каждая система имеют свои вибрации. Если их озвучить получаются настоящие мелодии.
Наибольшим терапевтическим эффектом, по мнению ученых и медиков, обладает классическая музыка, которая нормализует сердечный ритм и повышает в крови уровень иммуноглобулина.
Объясняется это тем, что ритмы классической музыки и ритмы сердца человека совпадают, что объясняет их благотворное влияние на все основные функции организма. Например, произведения австрийского композитора В.А. Моцарта: полезно слушать перед экзаменами, где требуется творческое мышление, поиск нестандартных решений; несут в себе очень мощный энергетический заряд, заряжают мозг, словно «будят» его и пробуждают смекалку и креативность; мажорные тона настраивают и заставляют стремиться к победе; даёт прилив творческих сил.
Римская академия не так давно опубликовала результаты многолетних исследований воздействия музыки на организм человека: гипертония, сердечные боли, последствия стрессов, депрессию, страх, бессонницу можно вылечить с помощью музыки в 90 случаях из 100.
Михаил Лазарев, московский врач-педиатр и директор детского восстановительного центра, игрой на флейте успешно лечит бронхолегочные заболевания.
Во многих европейских клиниках музыку применяют в самый стрессовый для пациента предоперационный период. Специальные мелодии снижают уровень гормонов стресса в крови, мобилизуют организм, а во время операции заменяют лекарственную анестезию.
Мы все разные. У нас разные характеры, разный цвет глаз, разные семьи, привычки, увлечения.
Но сегодня, в мире, где так много горя, ненависти, зла, катастроф, нас должно объединять что-то очень важное – безвозмездная, бескорыстная помощь тем, кто в ней нуждается.
И теперь нам ясно, что музыка может в этом помочь.