1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения
|
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
| ||
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Используется для всех детей в качестве профилактики утомления. Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. | Игры подобраны в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. |
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, в оформлении помещений к праздникам и др. | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса. |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Проводится со всеми детьми, особенно с речевыми проблемами. Проводит в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время ) |
Гимнастика бодрящая или гимнастика пробуждения | Ежедневно после дневного сна (5-10 минут) | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по массажным коврикам; обширное умывание; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. |
Ритмопластика | Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. | Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка. |
Релаксация | Во время занятий | Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. |
Гимнастика для глаз | проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, | способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога |
Дыхательная гимнастика | проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. |
Технологии обучения здоровому образу жизни | ||
Физкультурное занятие
| 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз в неделю на свежем воздухе. Ранний возраст в групповой комнате – 10 мин, младший возраст – 15-20 мин., средний – 20-25 мин., старший – 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. |
Утренняя гимнастика | проводится ежедневно 6-8 мин. | У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. |
Спортивная секция по национальной борьбе «Хуреш» | Проводится 1 раз в неделю с мальчиками |
|
Коррекционные технологии | ||
Артикуляционная гимнастика | Утренний круг | упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед. |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. |
Одной из форм по укреплению здоровья детей является закаливание (традиционное и нетрадиционное, использование дыхательной методики А.Н. Стрельниковой). Среди мероприятий профилактического характера на одно из первых мест отдается использованию природных факторов, как мощных сил в борьбе с отрицательными влияниями внешней среды. К таким факторам относятся воздух, солнце, вода. Путём систематического закаливания, возможно, добиться устойчивости к вредным воздействиям внешней среды. Под закаливанием понимается система мероприятий, направленная на укрепление организма, повышение сопротивляемости и выносливости к вредным влияниям внешней среды. Основные правила закаливания:
- систематичность;
- возраст детей;
- группа здоровья детей.
Приступая к закаливанию, необходимо стараться вызвать интерес детей к закаливающим процедурам, желание продолжать их.
Использование воздуха – наиболее доступный вид закаливания. В летнее время постепенно обнажать детей, начиная с рук, ног, а затем и части туловища, оставляя их в одних трусиках. Использовать безветренную погоду, воздуха не ниже 22-23 в тени у малышей и 18-20 у старших детей.
Продолжительность первой световой ванны 3-5 минут. Через каждые 2-3 дня продолжительность увеличивается и доводится до 25-60 минут. В среднем курс световых процедур 25-30 раз.
К солнечным ваннам приступают, когда устанавливается хорошая погода и температура не ниже 18. Дозировка в строгом соответствии с возрастом детей, с учётом здоровья, а также с учётом местного климата. Перед тем как приступить к солнечным ваннам, вначале проводятся световоздушные ванны и только потом приступают к солнечным. Во избежание перегрева, на голову всегда надевают панамы, шляпы, пилотки.
Наиболее эффективное и доступное закаливание – это водой, её легко дозировать. Водные процедуры оказывают многогранное воздействие на организм. При систематическом применении повышается тонус нервной системы, улучшаются окислительно-восстановительные процессы, совершенствуется терморегуляция. Уже через 2-3 недели появляется закаливающий эффект.
Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | содержание |
1
|
Обеспечение здорового ритма жизни | -адаптационный период; -организация гигиенических условий в соответствии с медицинскими требованиями; -организация режима дня и учебной непосредственной образовательной деятельности в соответствии с СанПиН. |
2
|
Физические упражнения | -утренняя гимнастика; -физкультурная непосредственная образовательная деятельность; -подвижные игры; -пешие прогулки; -гигиеническая гимнастика после сна. |
3
|
Свето-воздушные ванны | - проветривание помещений -прогулки на свежем воздухе -обеспечение температурного режима и чистоты воздуха |
4
|
Гигиенические и водные процедуры | -умывание -мытье рук -игры с водой
|
5
|
Свето-и-цветотерапия | -обеспечение светового режима; -цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса |
6
|
Активный отдых | -развлечение -игры-забавы -дни здоровья -праздники |
7
|
витаминизация |
-витамин С |
8
|
Специальные закаливания | -умывание; -босохождение; -дыхательная гимнастика;
|
9
| Психогимнастика | -игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы -игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций -коррекция поведения |
10
|
Музыкальная терапия | -музыкальное сопровождение режимных моментов; -музыкальное оформление фона занятий; -музыкальное сопровождение театральной деятельности |
11
|
Пропаганда здорового образа жизни | -тематические занятия; -беседы; -игры и упражнения |
Перечисленные формы и методы оказывают большое влияние на повышение уровня знаний и умений детей по физическому воспитанию, дают положительные результаты. Все они помогают вырасти детям здоровыми, крепкими, физически и психически развитыми.