Внеурочная деятельность

Ваксман Елена Витальевна

Приказ о проведении Дня Российской науки

Выступление на ГМО - "О профориентационной деятельности в рамках учебного предмета и внеурочной деятельности"

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О профориентации в рамках учебного предмета и внеурочной деятельности

Профориентация на уроках русского языка и литературы.

Если человек не знает, к какой пристани

он держит путь, для него ни один ветер

не будет попутным.

Сенека

В современном мире очень много профессий, необозримо много, и выбрать какую-то одну, которая станет делом всей жизни, невероятно сложно. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения отмечено, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Поэтому основной целью профориентационной работы в современной школе должно стать самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой. Соответственно, перед нами, учителями, стоит задача сориентировать подрастающее поколение на профессиональное самоопределение.

Профессиональную ориентационную работу можно и нужно проводить на уроках русского языка и литературы. Поэтому необходимо уделять большое внимание этой работе, опираться на знание системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности, пути их реализации и потребности рынка труда.

Психологи, говоря об уровнях самоопределения учащихся, возраст 12 – 14 лет относят к уровню зависимого самоопределения. (Этап носит поисковую направленность: у подростков возникают профессиональные намерения, они постепенно осознают свои интересы, способности, общественные ценности, связанные с выбором профессии и своего места в обществе). Поэтому роль учителя на данном этапе профориентации очень важна.

Основные формы работы должны обеспечивать профориентационную направленность уроков, способствовать формированию у школьников адекватной самооценки, помочь организовать совместно с учебными заведениями научно-практическую деятельность. Профессиональная ориентация органически входит в задачи урока и осуществляется в связи с обучением школьников - в процессе овладения ими учебным материалом.

Учитель-предметник способствует развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьника, используя разнообразные методы и средства: проектная деятельность, деловая игра, семинар, «круглый стол», конкурсы стенных газет, эссе, предметные недели, викторины, игры-путешествия.

Для достижения результата при планировании и проведении профориентационной работы на уроках необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Систематичность и преемственность.

2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3. Связь профориентации с жизнью.

Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным.

Так, уже на первых уроках при знакомстве с учебником в профориентационных целях используются сведения, расположенные на обороте титульного листа: автор-составитель, редактор, художественный редактор, технический редактор, компьютерный верстальщик, корректор, художник. Ученикам предлагается выбрать информацию о профессиях людей, которые участвовали в создании учебника, подготовить ответ о том, чем занимается редактор, корректор и т.д. Предлагается построить ответ от первого лица, т.е. постараться представить себя в роли профессионала и рассказать, что входит в его обязанности.

Материалы учебника позволяют организовать профориентационную работу при выполнении заданий творческого характера.

Система уроков по развитию речи, направленная на профессиональное самоопределение учащихся:

        Художник (пейзажист, баталист, анималист)

        Публичное выступление о произведении народного промысла

Художник росписи по дереву, кружевница, вышивальщица.

        Публицистический стиль

Журналистика и ее направления.

        Виды публичных общественно-политических выступлений

Эколог, социолог, политолог

        Описание действий как вид текста

Повар, токарь, швея, слесарь, тренер, учитель, массажист и др.

        Описание архитектурных памятников

Архитектор

        Ораторская речь, ее особенности

Политик

        Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм

Рецензент, режиссер, оператор

При изучении «Лексики» по теме «Профессионализмы» ученикам предоставлялась возможность на практике почувствовать себя в роли артистов - при инсценировке, чтении стихотворения, редактора – при работе с искажённым текстом, учителя - при оценке работы, социолога - при проведении анкетирования, составителя словаря, дизайнера-оформителя - во время работы над проектом.

Дети знакомились с разными профессиями в форме игры, также был составлен словарь профессиональных слов с приложением «Где этому учат» в форме буклета.

Ученикам предоставлялась возможность на практике почувствовать себя в роли журналиста, репортёра, фотокорреспондента: брали интервью, делали фото и видеосъёмки, писали репортажи, статьи в газету.

Немаловажную роль в профессиональном самоопределении учащихся играют и уроки литературы, где вопрос «Кем быть?» можно заменить вопросом «Каким быть?». Поиски ответа на него закладывают фундамент личности, без которого невозможно воспитание ни профессионала, ни гражданина. Кроме того, литературные произведения («Левша» Н.С.Лескова, «Ревизор» Н.В.Гоголя и др.), содержащие профориентационный материал, позволяют учащимся знакомиться с профессиями прошлого, помогают дать ответ, почему на смену этим профессиям пришли новые. Школьники видят, как зарождались те или иные профессии, понимают преимущество одних специальностей над другими, что способствует формированию у них умения самим сделать правильный выбор.

Так, например, при изучении раздела «Русская природа в творчестве поэтов и писателей ХХ века. «Мир братьев наших меньших в лирике С. Есенина и В. Маяковского» ребята знакомятся с миром профессий в области «Человек-природа»: эколог, кинолог, дрессировщик, орнитолог, ветеринар, грумер, ихтиолог, геолог и др.

Просмотр и анализ отрывков из художественных фильмов, составление киносценария к фрагменту произведения, инсценировка, съёмка видеофрагмента готовят знакомство с такими профессиями, как режиссер, актер, оператор, художник по костюмам, звукооператор, гример, монтажер.

А изучение романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» дает возможность сделать вывод, что человек способен освоить множество профессий, если он хочет и умеет учиться.

Все вышеназванные формы работы имеют следующий ожидаемый результат: активизируется процесс профессионального самоопределения, развиваются умения планировать профессиональную карьеру, расширяется представление о профессиях, развивается навык самопрезентации, подчёркивается роль русского языка и литературы в получении образования и овладении определённой профессией.

А правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Недаром К.Д. Ушинский говорил:

Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само вас отыщет.

 

Список литературы:

1.     Жижова О. «Перспектива успеха», Изд. Дом «Первое сентября», Москва 2006

2.     Парнов Д.А. Профессиональная подготовка в школе — эффективная профориентация // Профессиональное образование. Столица, 2010. – № 5. — С. 19–20.

3.     Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения», Москва 2009 г.

4.     Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии», Москва 2012 г.

5.     Романова Е.С. «99 популярных профессий», Петербург, 2006 г.