Программа самообразования учителя

Ширыкалова Ирина Григорьевна

Цели, задачи и план саморазвития учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по самообразованию учителя начальных классов

Ширыкаловой Ирины Григорьевны

«Портфолио  как развитие УУД ученика начальных классов»

«Ребенок- это не сосуд, который надо наполнить,

 а факел, который надо зажечь»

Древняя мудрость

Новый стандарт устанавливает совокупность требований к личностным,

метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной

программы начального общего образования. Система оценивания результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования включает

разнообразные методы. Одним из оптимальных методов получения интегральных оценок

является портфолио.

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в

оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его

является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на

активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений

осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности

Цель профессионального самообразования:

Разработать структуру портфолио (далее электронного портфолио) младшего школьника как средства оценки сформированности универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС.  

Задачи профессионального самообразования:

  • Провести анализ психолого-педагогической литературы;
  • Определить приоритетные универсальные учебные действия, как основу внедрения портфолио в начальной школе;
  • Изучить методики оценки сформированности универсальных учебных действий в соответствии с федеральными государственными стандартами;
  • Разработать структуру портфолио младшего школьника, средство оценки сформированности универсальных учебных действий.

Источники самообразования :

        Интернет, медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер –классы, курсы повышения квалификации, вебинары, методическая и научно-популярная литература.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2019 – 2020

Курсы повышения  квалификации учителей по ФГОС второго поколения.

Изучение ФГОС начального общего образования.

Изучение  психолого – педагогической литературы: «Формирование УУД младших школьников через создание портфолио»; «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений».

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Прогнозирование результатов

2016 – 2017

 

 

 Выступление на педсовете   « Введение ФГОС в начальной школе»

Практический

Внедрение опыта работы.

Разработать структуру портфолио для младших школьников.

Подбор методик оценки сформированности универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС

Корректировка работы.

2016 – 2019

 

Создание портфолио младших школьников во взаимодействии учитель-ученик-родители. Выступление на педсовете   «Портфолио ученика -  индивидуальная накопительная оценка обучающегося»

Проведение родительского собрания  для родителей на тему: «Система оценивания по ФГОС. Портфолио»

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Презентация портфолио (самоотчет).

Обобщающий

Подведение итогов.

Формулировка выводов и разработка рекомендаций по использованию портфолио.

2018-2019

Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования.

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2017-2019

 

Публикации на школьном сайте.

Ожидаемые результаты самообразования:

Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни».

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Э. Хаббарт

А портфолио, при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели.

Планируемые  результаты самообразования:

  • участие в работе МО школы;
  • выступление на педагогическом  совете школы;
  • создание банка статей с обобщением  опыта по данной теме;
  • выступление по теме  самообразования на научно- практических конференциях различного уровня;
  • разработка памятки для учащихся и родителей по теме самообразования;


Предварительный просмотр:

План самообразования учителя начальных классов Ширыкаловой Ирины Григорьевны МБОУ «СОШ№5» г. Ханты-Мансийска

Сроки реализации: 2020 -2023 годы

Образование: Ханты-Мансийское национальное педагогическое училище, специальность «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы»; квалификация «учитель начальных классов», 1987 год [1.1]; Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева, специальность «Педагогика и методика начального обучения», квалификация «учитель начальных классов», 1992 год.

Дополнительное профессиональное образование соответствует профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе: «Современные подходы к преподаванию русского родного языка и родной (русской) литературы в условиях реализации ФГОС, 36 часов, 2020 год; «Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС, с учетом внедрения подходов инклюзивного и специального коррекционного образования», 108 часов, 2021 год

 Тема самообразования: «Технологии системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО».

 В перспективе планирую освоение темы «». Запланировано участие на курсах повышения квалификации; в семинарах и вебинарах; на заседаниях городского педагогического сообщества учителей начальных классов, а также в проведении единого методического дня. Цели и задачи самообразования и дополнительного образования соответствует стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2030 года.

Диагностическая цель профессиональной деятельности заключается в повышении качества знаний обучающихся до 70% к 2022 году; увеличение количества призовых мест в городских конкурсах дополнительного образования до 5 в 2021 году; подготовить 1 призера городской олимпиады «Юниор»; количества призовых мест на дистанционных конкурсах до 15 к 2022 году; улучшение результатов ВПР к 2023 году. 

Моя педагогическая деятельность направлена на достижение цели, сформулированной в Программе развития школы: «Создание условий для непрерывного личностного самоопределения и развития учащихся с учетом их возможностей, познавательных интересов, склонностей в соответствии с потребностями общества; обеспечение качества образования, гарантирующего самореализацию учащихся сегодня и в будущем». Исходя из цели развития школы, сформулировала цели профессиональной деятельности: повышение качества образования до 70%; выстраивание индивидуальной траектории развития личности обучающегося через формирование социальной компетентности, предметных, метапредметных, личностных результатов; создание условий для проявления и роста одарённых детей.

Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, городские и школьные научно-практические конференции.

Формы самообразования:

Индивидуальная:

  • посещение уроков коллег;
  • участие в педагогических советах школы;
  • изучение научно – методической и учебной литературы.
  • участие в работе методического объединения школы и города.

Групповая:

  • участие в педагогических советах школы;
  • участие в работе методического объединения школы;
  • курсовая подготовка на КПК;
  • изучение научно – методической и учебной литературы;
  • обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.

Предполагаемый результат:

  • повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности.
  • организация сотрудничества педагога и учащихся, учащихся между собой.
  • творческая активность учащихся.
  • участие в педсоветах,   семинарах, вебинарах, в работе школьного и городского МО учителей начальных классов;
  • разработка новых форм, приёмов обучения.
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Основные вопросы по самообразованию.

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях школьного, городского МО, педсовете, родительском собрании, творческий отчет, участие в конкурсах.

Реализация программы

Вид деятельности

Сроки

Форма предоставления результатов

1

Изучение психолого-педагогической литературы.

 

В течение

всего периода

1.Изучение методической литературы для учителя начальных классов

2

Разработка программно-методическое обеспечение учебно – воспитательного процесса.

 

2020–2022

уч. год

1. Изучение программы ФГОС по предметам.

2. Разработка рабочих программ.

3.Разработка содержания контрольных работ, уровневых работ, тестов по физкультуре (в течение учебного года).

4.Подготовка выступлений на ШМО.

5.Диагностика знаний обучающихся по математики и русскому языку.

 

3

 

Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы.

 

В течение

всего периода

 

1. Проведение открытых уроков с использованием ИКТ.                                

2. Проведение открытых внеклассных мероприятий.

3. Отбор содержания, методов, форм, средств обучения. 

4. Создание контрольно-измерительных материалов к урокам

5. Разработка презентаций к урокам

4

Работа с учащимися.

В течение

всего периода

1. Участие в предметных олимпиадах, создание рефератов и проектов учащимися.

2. Подготовка учащихся к конкурсам творческих работ.                        

3. Разработать систему занятий с одарёнными детьми.

4. Проводить работу с учащимися требующих коррекции знаний, работа с трудными детьми.

5. Работа с тестовыми заданиями.

 

5

Повышение профессиональной квалификации.

В течение

всего периода

1.  Изучение опыта работы лучших учителей своей школы, города, округа.

2.Посещение уроков и внеклассных мероприятий.

3.Творческое сотрудничество с учителями начальных классов.
4. Участие в семинарах учителей начальных классов.

5. Прохождение  курсов повышения квалификации для учителей начальных классов.                                    

6. Участие в работе сетевых профессиональных сообществ.

 

6

Практические выходы.

 

В течение

всего периода

1.На городских секциях.

2.Выступления на ШМО.

3. Различные конкурсы по предметам.

4.Взаимное посещение уроков.

5.Выступление на педагогическом совете школы.

6. Участие в работе творческих, экспериментальных групп.

 

7

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

В течение

всего периода

1. Участие в семинарах и конференциях, публикации статей в сборниках, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.                                                    2. Создание и поддержание регулярно обновляемого сайта.

3. Создание электронного портфолио учителя.

 

8

Повышение культурного уровня

 

В течение

всего периода

1. Посещение библиотек, обзор периодической печати,  сети Интернет, городских мероприятий, выставок и т.д.

2. Посещение  и участие  различных профессиональных конкурсов, мероприятий.