Конкурсное задание "Мастер-класс
Ссылка на видео - https://nsportal.ru/user/1330503/video
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_1.pptx | 2.02 МБ |
gotovyy_tekst_master-klassa_-_kopiya.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития» Н.П. Гришаева. 2
. «Рефлексивный круг» одна из 14 авторских технологий эффективной социализации . 3 «РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ» - это специально организованное общение, где обсуждаются, анализируются, оцениваются действия и состояния детей.
Задачи педагогической технологии «Рефлексивный круг » Развитие уверенности в себе, способности выслушивать другого, понимать и уважать мнение других ; Развитие коммуникативных навыков, стимулирование интереса ребенка к своему внутреннему миру , способствование умению детей объективно оценивать себя, свои возможности и поступки, формирование позитивного отношения к себе и сверстникам ;
Задачи педагогической технологии «Рефлексивный круг » Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие способности ребенка к эмпатии; Формирование умения анализировать полученный опыт, выражать и обсуждать полученные впечатления публично; Привлечение родителей к жизни детей в ДОО.
Результаты применения «Рефлексивного круга» Развитие коммуникативных навыков. Развитие умения коллективно трудиться. Развитие осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения. Освоение норм и правил группы.
АЛГОРИТМ РЕФЛЕКСИВНОГО КРУГА Организационный момент 2. Основное содержание 3. «К родителям через детей»
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ . в младших группах - от 5 до 10 минут, в старших группах - от 10 до 20 минут.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ Соблюдение традиционности проведения и наличие атрибутики: свеча –фонарик; клубок ярких ноток, массажный мячик или мягкая игрушка, которую дети передают по кругу во время ответов; мягкая подушка для каждого ребенка или коврик; магнитофон, музыкальный центр; спокойная музыка.
Правила проведения «Рефлексивного круга» Для детей: Правило поднятой руки; Говорить по одному или говорит только тот, у кого в руках предмет; Отвечать только на заданный вопрос; Не повторяться; Если не хочешь, можешь не говорить
Правила проведения «Рефлексивного круга» Для взрослых: нельзя оценивать высказывания детей («молодец», «умница», «плохо», «так нельзя»…); не давать оценку высказываниям детей (обсуждать, не переходя на личности детей); стараться комментировать каждое высказывание детей; если тема не заинтересовала детей, сразу переходить к другой; каждый круг заканчивать технологией «К родителям через детей», каждый ребёнок на рефлексивном круге должен чувствовать свою защищённость
Виды рефлексивных кругов ЛИЧНОСТНЫЕ - способствуют познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе сверстников и взрослых . ТВОРЧЕСКИЕ направлены на развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению.
Виды рефлексивных кругов ПОНЯТИЙНЫЕ способствуют осмысленному пониманию и восприятию духовной и личностной действительности человека. СОБЫТИЙНЫЕ - направлены на осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня, ситуации и частично планировать свою деятельность на будущее).
14 Википедия Правило Пра́вило — требование для исполнения неких условий ( норма на поведение ) всеми участниками какого-либо действия ( игры , правописания , судебного процесса , организации , учреждения ), за выполнение которого предусмотрено поощрение , за невыполнение — наказание .
15 ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ГРУППОВЫХ ПРАВИЛ
Жизнь в группе регулируется правилами, принятыми детьми на кругу. Правила, принятые в группе, не могут противоречить социальным нормам, действующими в социуме. Первыми принимаются правила, наиболее актуальные для данной группы. Правил должно быть не более 5. 16 ПРИНЦИПЫ
Правила принимаются постепенно, по мере того, как дети усвоили предыдущее правило. Правила могут меняться и уточняться в зависимости от ситуации в группе. Правила должны быть посильны для соблюдения большинством детей данной группы. Необходимо стремиться к созданию единого правового пространства в группе и в семье. 17 ПРИНЦИПЫ
18 Этапы внедрения правил
Наблюдение за детьми в группе и фиксация конфликтных ситуаций которые происходят в группе на уровне: ребенок – ребенок , ребенок – воспитатель, ребенок – родитель. Принятие решения о том, какое правило будет вводится в первую очередь. Создание проблемной ситуации, в результате которой можно принять правило или использовать спонтанно возникшую ситуацию. 19 ЭТАПЫ
Подготовка и проведение Круга рефлексии по теме вводимого правила по АЛГОРИТМУ: Актуализация прошлого опыта детей по данной проблеме, Описание детьми своих чувств и действий в данной ситуации, Предложения детей по разрешению данной проблемы, Фиксация ответов на доске, Подведение итогов предложений детей о разрешении данной ситуации, 20 ЭТАПЫ
Формулировка правила и голосование, Обсуждение с детьми санкций за нарушение правил и принятие решения о Волшебном кресле размышления и Коврике примирения. 5 . Визуализация правила в виде пиктограмм. 21 ЭТАПЫ
22 Делать пиктограммы правил группы в форме знаков дорожного движения Важно!
23 Пиктограммы правил группы размещаются НА УРОВНЕ ГЛАЗ ДЕТЕЙ. Важно!
24
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по технологии Н.П. Гришаевой
«Рефлексивный круг по введению нового правила в группе»
«Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития» утверждает автор технологий эффективной социализации Н.П. Гришаева.
«Рефлексивный круг» одна из 14 авторских технологий эффективной социализации
Чтобы вести конструктивный разговор, мы должны определиться с понятием «Рефлексивный круг».
«Рефлексивный круг» - это специально организованное общение, где обсуждаются, анализируются, оцениваются действия и состояния детей.
Технология «Рефлексивный круг» направлена на решение следующих задач:
- Развитие уверенности в себе, способности выслушивать другого, понимать и уважать мнение других;
- Развитие коммуникативных навыков, стимулирование интереса ребенка к своему внутреннему миру, способствование умению детей объективно оценивать себя, свои возможности и поступки, формирование позитивного отношения к себе и сверстникам;
- Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие способности ребенка к эмпатии;
- Формирование умения анализировать полученный опыт, выражать и обсуждать полученные впечатления публично;
- Привлечение родителей к жизни детей в ДОО.
Результатами применения «Рефлексивного круга» является:
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие умения коллективно трудиться.
- Развитие осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.
- Освоение норм и правил группы на которых мы сегодня остановимся подробнее.
Алгоритм рефлексивного круга
- Организационный момент
2. Основное содержание
3. Технология «К родителям через детей»
Организация и проведение
Рефлексивный круг может проводиться:
- в младших группах - от 5 до 10 минут,
- в старших группах - от 10 до 20 минут.
Соблюдение традиционности проведения и наличие атрибутики:
- свеча –фонарик;
- клубок ярких ноток, массажный мячик или мягкая игрушка, которую дети передают по кругу во время ответов;
- мягкая подушка для каждого ребенка или коврик;
- магнитофон, музыкальный центр;
- спокойная музыка
Правила проведения «Рефлексивного круга»
Для детей:
- Правило поднятой руки;
- Говорить по одному или говорит только тот, у кого в руках предмет;
- Отвечать только на заданный вопрос;
- Не повторяться;
- Если не хочешь, можешь не говорить
Правила проведения «Рефлексивного круга»
Для взрослых:
- нельзя оценивать высказывания детей («молодец», «умница», «плохо», «так нельзя»…);
- не давать оценку высказываниям детей (обсуждать, не переходя на личности детей);
- стараться комментировать каждое высказывание детей;
- если тема не заинтересовала детей, сразу переходить к другой;
- каждый круг заканчивать технологией «К родителям через детей»,
- каждый ребёнок на рефлексивном круге должен чувствовать свою защищённость
Виды рефлексивных кругов
Личностные - способствуют познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе сверстников и взрослых.
Творческие - направлены на развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению.
Понятийные способствуют осмысленному пониманию и восприятию духовной и личностной действительности человека.
Событийные - направлены на осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня, ситуации и частично планировать свою деятельность на будущее).
Сейчас я подробно познакомлю вас с событийным рефлексивным кругом на примере введения нового правила в группе.
Итак, что же мы вкладываем в понятие «Пра́вило»?
«Пра́вило» — это требование для исполнения неких условий (норма на поведение) всеми участниками какого-либо действия (игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения, группы), за выполнение которого предусмотрено поощрение, за невыполнение — наказание.
Принципы разработки и введения групповых правил.
- Жизнь в группе регулируется правилами, принятыми детьми на кругу.
В любом пространстве, обществе есть свои правила (правила поведения в кафе, кинотеатре, правила дорожного движения, даже существуют правила поведения вовремя онлайн мероприятий, например, такие как:
- выключить звук телефона,
- сидеть, а не лежать перед камерой,
- включать микрофон только тогда, когда тебе дают слово.
Нет правил, нет коллективной жизни!
Наша задача донести до детей мысль, что наша жизнь, пронизана правилами, чтобы сохранить в первую очередь, их безопасность!
Разработать правила в группе не так-то просто! А навязать готовые правила детям директивно – категорически неэффективно!
Поэтому групповые правила необходимо принимать именно совместно с детьми на рефлексивном круге.
- Правила, принятые в группе, не могут противоречить социальным нормам, действующими в социуме.
Например, ситуация, когда ребенок обращается к воспитателю с жалобой на то, что группа детей не хочет принимать его в игру.
Что делают чаще всего воспитатели?
Думаю, что ответ очевиден. Воспитатель скажет: «Дети возьмите, пожалуйста, в игру Мишу, мы же дружные ребята».
А есть ли такое правило в социуме «Все, кто хочет быть в компании, должен быть принят ею»? Что же в этом плохого, на первый взгляд?
А теперь представьте ситуацию. Группа людей пришла в кафе отметить день рождения, они сидят, общаются, смеются. И вдруг, кому-то из посетителей кафе очень понравилась эта компания, и ему тоже захотелось быть среди них. Группа людей должна принять в свою компанию человека?
Дети должны понимать, что нет такого правила в жизни и не может быть его и в группе.
Воспитатель должен использовать технологию «Развивающего общения»: «Ты расстроен? Я тебя понимаю, ты расстроен, что тебя ребята не берут в игру. Я тебя понимаю. Но иногда так бывает, что не хотят брать в игру. Так бывает. Что же мы будем с этим делать?»
Не даем ребенку готовых решений, он должен решить эту проблему сам! И поверьте, если он не найдет способа попасть в игру, то это будет его личный опыт проживания ситуации. И он поймет, что отказ в принятии его в игру – это нормально, что так бывает.
- Первыми принимаются правила, наиболее актуальные для данной группы.
Для определения очередности принятия правила выявляется самая главная проблема поведения в данной конкретной группе. Например, дети обзываются, или кричат, или дерутся, или не могут поделить игрушки. Тогда определяется часто повторяющаяся проблема и вводится правило.
- Правил не должно быть много, не более 5. В младших группах не более 3 простых правил.
- Правила принимаются постепенно, по мере того, как дети усвоили предыдущее правило.
Через сколько времени, спросите вы? Все зависит от детей конкретной группы.
- Правила могут меняться и уточняться в зависимости от ситуации в группе.
Например, вместо кабинок в приемнике появились крючки для верхней одежды и персональные короба для хранения личных вещей. Очевидно, что начинается путаница с вещами, дети перевешивают одежду друг друга. Можно было бы директивно закрепить крючок и короб за каждым ребенком и объявить детям, но идеальный вариант решения данной ситуации в введении нового правила, которое дети примут сами.
Воспитатель: «Что вы чувствовали, когда не могли найти свои вещи? Я вас понимаю, это неприятно, когда кто –то берет твои вещи без разрешения. Как же мы будем поступать в этой ситуации?»
Необходимость принятия правила в изменившейся ситуации обозначена. Проводится рефлексивный круг, принимается правило «Нельзя трогать вещи без разрешения».
- Правила должны быть посильны для соблюдения большинством детей данной группы.
Например, правило «Убирать игрушки после игры», не должно быть ограничено во времени. Убирать игрушки после игры по песочным часам, например, за 3 минуты. Такое правило не имеет оснований, поскольку дети данной группы или возраста не могут выполнить это правило физически.
- Необходимо стремиться к созданию единого правового пространства в группе и в семье.
В каждой семье есть свои правила. И эти правила не должны противоречить правилам, принятым в группе. Непременно нужно говорить с родителями о соответствии правил в обоих сообществах.
Например, когда в детском саду принято правило «Не драться», а папа говорит ребенку «давай сдачи, ударь первым», то правила вступят в противоречие.
Этапы внедрения правил
- Наблюдение за детьми в группе и фиксация конфликтных ситуаций, которые происходят в группе на уровне: ребенок – ребенок, ребенок – воспитатель, ребенок – родитель.
- Принятие решения о том, какое правило будет вводится в первую очередь.
- Создание проблемной ситуации, в результате которой можно принять правило или использовать спонтанно возникшую ситуацию.
Предлагаю вам посмотреть созданную проблемную ситуацию….
- Подготовка и проведение Круга рефлексии по теме вводимого правила по АЛГОРИТМУ:
- Актуализация прошлого опыта детей по данной проблеме,
«Ребята, а где еще существуют правила? Я правильно вас поняла, что правила поведения существуют в кафе, кинотеатре? А какие правила есть в нашей группе?»
- Описание детьми своих чувств и действий в данной ситуации,
«Что вы делали, когда Наташа сломала постройку»?
«Что вы почувствовали, когда Наташа сломала постройку»?
«Что же нам делать в этой ситуации»? (не даем готовых решений, дети сами должны прийти к тому, что нужно принять новое правило. Педагог подводит детей к принятию нового правила)
Предлагаю вам посмотреть созданную проблемную ситуацию….
- Предложения детей по разрешению данной проблемы,
- Фиксация ответов на доске, в тетради. Возможно в пиктограммах.
Это придает значимость мнения детей.
- Подведение итогов предложений детей о разрешении данной ситуации,
«Я правильно вас поняла, что вы предлагаете создать новое правило «Нельзя разрушать постройки других детей» и оформить это правило в виде пиктограмм? Я правильно вас поняла?» Предлагаю вам посмотреть созданную проблемную ситуацию….
- Формулировка правила и голосование,
- Обсуждение с детьми санкций за нарушение правил и принятие решения о Волшебном кресле размышления и Коврике примирения.
А что же мы будем делать, если все же кто-то нарушит это правило? (подвести детей к тому, что нужно вспомнить о волшебном кресле размышления, которое не зря называется волшебным, поскольку помогает подумать и понять, как же все-таки произошло, что нарушил правило, а если произошел открытый конфликт, то нужно отправиться мириться на Коврик примирения). Этот пункт выполняется, если при принятии предыдущих правил, было принято решение использовать волшебное кресло размышления и коврика примирения.
Если вводится ПЕРВОЕ правило, то алгоритм таков:
- «А что же мы будем делать, если все же кто-то нарушит это правило»?
(Выслушать варианты, предлагаемые детьми).
-«Понятно. А вот скажите, пожалуйста, было бы здорово, если у нас было бы волшебное кресло размышления? Давайте пофантазируем. Мне кажется, что было бы очень хорошо, если бы у нас было такое волшебное кресло размышления, которое бы нам помогало решать конфликты, ссоры и помогало бы нам подумать, как же не нарушать правила?
(естественно, дети примут ваш вариант и наделят это кресло волшебными способностями)
По аналогии предлагается применять коврики примирения в случае открытого конфликта.
- Визуализация правила в виде пиктограмм.
Дети обязательно должны принять участие в создании пиктограмм. Пиктограмма – это перенос правила в социум.
«Давайте сделаем пиктограмму нашего правила так, как это можно встретить на знаках дорожного движения. Обсуждается форма, цвет на знаках дорожного движения, которые дети встречали в социуме. Говорим о запрещающих и разрешающих знаках на улице и переносим наше правило в соответствующую пиктограмму. Запрещающий знак «Нельзя разрушать постройки других детей»
Пиктограммы правил группы размещаются на уровне глаз детей.
Спасибо за внимание!