Педагогические чтения, круглые столы, семинары, другое
Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного педагога и всего педагогического коллектива. Педагогические чтения , круглые столы, семинары организуются и проводятся с целью повышения педагогического мастерства работников, активизации вовлечения педагогов в обсуждение теоретических и практических проблем и вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рождественские чтения | 1.41 МБ |
Педсовет "Анализ условий формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста" | 121.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Капелька»
Педагогический совет
«Анализ работы по развитию предпосылок
функциональной грамотности дошкольников»
Дата проведения: 26.03.2024
Составила:
Климовских С.В. – старший воспитатель
Цель: Повышение качества педагогического процесса в ДОУ.
Задачи:
1. Проанализировать условия развития предпосылок функциональной грамотности дошкольников.
2. Через собственные знания и умения подвести педагогов к осмысленному повышению качества образовательного процесса.
3. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор.
Ссылка на презентацию к педсовету
Ход мероприятия
- Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать в музыкальном зале на педагогическом совете.
А начнём мы нашу работу традиционно с эмоционального настроя на плодотворную работу, слово предоставляем педагогу-психологу Николаевой Т.Т.
(педагогическая игра на эмоциональный настрой)
- Поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.
- Спасибо.
- Попробуйте поаплодировать себе и коллегам, используя только поднятую руку.
- Не получается?
- Попробуйте сделать хлопок с другим участником нашего мероприятия. Получилось?
- Это говорит о том, что только во взаимодействии, а не по одному, мы можем достичь желаемых результатов в развитии предпосылок функциональной грамотности наших дошкольников.
- Ну что ж, уважаемые коллеги, мы настроились на позитивный лад и плодотворную работу.
- 12 декабря 2023 года у нас проходил педагогический совет «Условия дошкольного образовательного учреждения – базис формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». И сегодня мы с вами постараемся провести анализ работы по реализации основных компонентов функциональной грамотности дошкольников на примере работы старших и подготовительных групп, в том числе, в ходе реализации проектной деятельности.
1 Слайд (тема педсовета)
- Также мы надеемся, что вы самостоятельно изучили материал по данному направлению.
- Давайте немного вспомним:
2 Слайд
- Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность - это…. (ответы педагогов)
(Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений)
(«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»)
- Функционально - грамотная личность – это…?
Функционально грамотная личность – это (ответы педагогов)
(«функциональная грамотность» представляет собой способность дошкольника применять полученные знания и навыки в условиях реального общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом моральных норм и нравственных ценностей, принятых в обществе).
(… - это Человек познающий, Человек, умеющий жить среди людей, Человек самостоятельный)
- Основные компоненты функциональной грамотной личности – это…. (Математическая/финансовая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, использовать математические навыки в повседневной жизни;
Естественно-научная и экологическая грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни;
Формирование речевой активности, умение правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас – следующий компонент функциональной грамотности на уровне дошкольного образования;
социально-коммуникативная грамотность – умение работать в группах, слушать и слышать друг друга, действовать сообща, уважать мнение других.)
- Молодцы!
- На предыдущем педсовете мы с вами вели разговор и о развивающей предметно-пространственной среде, которая способствует не только познавательному развитию детей, но и которая направлена на развитие интереса к любой их деятельности, развитию самостоятельности и повышению самооценки.
- Мы предлагаем вам ответить на несколько вопросов.
3 Слайд
- Первый вопрос: Какие развивающие центры способствуют формированию познавательного интереса детей? (образовательные центры, как «Центр экспериментирования», «Математические и речевые центры», «Центр чтения и театрализации», «Конструирования и изобразительной деятельности»
4 Слайд
- Второй вопрос: Дидактическая игра, которая предоставляет право выбора ребенку и которая направлена на развитие интереса к любой деятельности, развитию самостоятельности и повышению самооценки? (адвент-календари, где дети сами решают какой вид деятельности сегодня выбрать, а значит чувствуют важность своего решения. адвент – календарь помогает детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили, а также дает возможность самостоятельно проанализировать свой результат. Адвент-календарь - это высокоэффективное средство стимулирования детей к образовательной деятельности.)
5 Слайд
- Третий вопрос: Работа в каком центре способствует самостоятельному приобретению опыта в процессе детского экспериментирования? (Для организации детского экспериментирования в группах созданы, «Мини – лаборатории», педагогами разработаны «Картотеки экспериментов для детей младшего и старшего возраста», собраны коллекции объектов и предметов окружающей действительности.)
- Итак, уважаемые коллеги, мы с вами проанализировали одно из главных условий формирования предпосылок функциональной грамотности, это развивающая предметно -пространственная среда
6 слайд
- Так как одной из годовых задач методического плана является развитие финансовой и математической грамотности воспитанников. Предлагаем остановится на одном из компонентов функциональной грамотности, это математическое развитие.
- Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоение таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, количество, величина, пространственное расположение, временные отношения, дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в других видах деятельности.
- Педагогическим опытом по формированию математической грамотности поделится Пишукова Н.П.
7 - 11 слайды:
- выступление воспитателя Пишуковой Н.П.
- Есть вопросы к Н.П?
- Математическая грамотность очень тесно связана с финансовой грамотностью, которая включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения явлений.
12 слайд
- В подготовительной группе «Бирюзовая гавань» реализуется проект «Маленькие финансисты». И сейчас мы выслушаем Озорнину Е.С., которая расскажет нам, как реализация данного проекта влияет на формирование предпосылок финансовой грамотности и умения детей применять полученные знания на практике.
- выступление воспитателя Озорниной Е.С:
13 слайд «Сюжетно-ролевые игры»
14 – 15 слайды «Настольные и дидактические игры»
16 слайд «Развивающая предметно-пространственная среда»
17 слайд «Работа с родителями»
- Есть вопросы к Е.С?
Вывод: Наша задача на сегодняшний момент научить детей формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
18 слайд
- Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Опытом работы по формированию функциональной грамотности дошкольников, а именно в направлении экологической грамотности в ходе реализации проекта «Мы с природой дружим-мусор нам не нужен» поделится Русинова О.А. Также, воспитание экологически грамотного дошкольника, является второй из годовых задач нашего методического плана.
19-28 слайды
- выступление воспитателя Русиновой О.А.
- Есть вопросы к О.А.?
Вывод: исследовательская активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: ребенок наблюдает, изучает, проводит опыты и т.д. Он овладевает новыми знаниями и умениями, которые может использовать их в дальнейшей жизни
- В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. Современные дети - это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Речевая активность уходит на второй план и как следствие - низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
29 слайд
- Слово предоставляем воспитателю Улатовой Е.С., которая поделится опытом работы по формированию речевой активности дошкольников, который является следующим компонентом функциональной грамотности на уровне дошкольного образования. Формирование речевой активности дошкольников – является третьей задачей методического плана.
30 - 35 слайды
- выступление воспитателя Улатовой Е.С.:
- Есть вопросы к Елене Сергеевне?
36 Слайд - тест
- Ну что ж, уважаемые коллеги, давайте будем подводить итоги нашего педсовета. И мы предлагаем пройти вам небольшой тест онлайн, оценить свою компетентность в области формирования предпосылок функциональной грамотности.
Тест для педагогов:
Вопрос 1: Какое из нижеперечисленных утверждений относится к функциональной грамотности детей дошкольного возраста?
- Умение читать и писать,
- Умение понимать значение слов и использовать их по назначению (+).
- Умение анализировать и синтезировать информацию
Вопрос 2: Какая из следующих активностей способствует развитию функциональной грамотности у детей дошкольного возраста?
- Разгадывание кроссвордов,
- Игра в магазин (+),
- Сборка конструктора
Вопрос 3: Что означает функциональное использование слова?
- Умение правильно произносить слово,
- Умение использовать слово в соответствии с его значением (+),
- Умение определить синонимы к данному слову.
Вопрос 4: Как можно помочь ребенку развивать функциональную грамотность?
- Читать ему книги и обсуждать их содержание (+),
- Учить его алфавит и правила грамматики,
- Давать задания на составление эссе и сочинений.
Вопрос 5: В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом (в направлении развития функциональной грамотности дошкольников), чтобы:
- помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир (+),
- научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить (+).
Вопрос 6: Какие навыки являются частью функциональной грамотности?
- Умение делать синтаксические анализы предложений
- Умение выделять основу слова
- Умение передавать свои мысли и идеи с помощью письма или устной речи (+)
Вопрос 7: Когда начинается развитие функциональной грамотности у детей?
- В школьном возрасте,
- В подростковом возрасте,
- С раннего детства, включая дошкольный возраст (+).
Вопрос 8: Какой из нижеперечисленных факторов оказывает наибольшее влияние на развитие функциональной грамотности у детей дошкольного возраста?
- Наследственность
- Образовательная среда и поддержка взрослых (+)
- Пол ребенка
Вопрос 9: Функциональная грамотность связана с готовностью:
- добывать знания (+);
- применять знания и умения (+);
- оценивать знания и умения (+);
- осуществлять саморазвитие (+).
Вопрос 10: Что такое функциональный словарный запас у детей дошкольного возраста?
- Количество слов, которые ребенок знает и может использовать в речи (+),
- Набор слов, которые ребенок может написать по памяти,
- Список слов, изучаемых на уроках лексикологии.
Примечание: каждый вопрос весит 10 % (10 правильно отвеченных вопросов = 100%)
Совместный анализ пройденного онлайн-теста
Формируя функциональную грамотность дошкольников в нашем детском саду, мы стараемся создавать благодатную почву, которая впоследствии поможет будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей. Т.е. создание предпосылок функциональной грамотности закладывает основу для успешного самостоятельного обучения ребенка в школе.
Все виды функциональной грамотности мы развиваем через разнообразные формы образовательной деятельности в каждой образовательной области.
Предметно пространственная среда нашего детского сада насыщена, доступная и безопасная.
- С 18 марта в соответствии с методическим планом работы на месяц проходил контроль организации и качества проведения занятий. Сейчас мы хотим ознакомить вас с результатами данного контроля:
37 слайд
Аналитическая справка по итогам оперативного контроля организации и проведения занятий
В соответствии с годовым планом работы МАДОУ «Детский сад «Капелька» на 2023-2024 учебный год, был проведен оперативный контроль по теме: «Подготовка и проведение занятий», с целью выявления эффективности деятельности педагогов в процессе проведения занятий.
Срок проверки: с 18.03.2024 по 22.03.2024 год.
В данный период был осуществлён просмотр и контроль занятий, которые проводились в соответствии с режимом дня и сеткой занятий.
В сферу контроля были включены:
• Знание программного материала и хода занятия,
• Владение методами и приёмами,
• Подготовленность наглядного материала,
• Эстетика оформления наглядных пособий,
• Подготовленность раздаточного материала,
• Целесообразность размещения материала,
• Подготовленность рабочих мест/места, как детей, так и педагога для проведения занятия,
• Соблюдение гигиенических требований к групповому помещению в целом и к рабочей зоне,
- Наличие конспекта.
В ходе проверки можно отметить, что педагоги ведут предварительную подготовку к занятиям. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательной программой и рабочими программами педагогов.
Педагоги владеют программным материалом и следят за ходом занятия. Структура образовательной деятельности выдержана. Воспитатели в большей степени придерживаются таких методов, как наглядный - практический показ, словесный – объяснение и проблемно-поисковый – диалог, отгадывание загадок. На занятиях используют наглядный, раздаточный материал и демонстрационный материал, аудиозапись, подбирают дидактические игры к теме занятия.
Как показал анализ, в детском саду ведется целенаправленная работа, все педагоги на должном уровне используют демонстрационный и раздаточный материал, который помогает мотивировать деятельность детей и поддерживать их интерес на занятии.
Хочется отметить активность детей всех возрастных групп на занятиях: ребята охотно вступают в общение, активны в беседе, эмоциональны и коммуникабельны. В беседе стараются проявить себя, задания выполняют по инструкции воспитателя. Для снятия общего переутомления были проведены физкультминутки, воспитатели использовали чередование видов детской деятельности, что также способствует снижению утомляемости. Хочется отметить, что педагоги ориентируются в проведении занятия без конспекта.
Однако есть замечания: Неприемлемо заменять одну роспись другой (Озорнина Е.С.), использовать наглядность маленького размера (Попова Е.С. Турышева А.А.), не все педагоги продумывают последовательность каждого этапа занятия (Озорнина Е.С.) и выпускают из виду моменты, где необходим наглядный материал. Необходимо работать над речью, речь педагога должна быть эмоциональной чёткой и выразительной. Так же словарный запас детей довольно скудный, здесь уважаемые воспитатели хочется задать вопрос, поднимите пожалуйста руку те, кто ежедневно читает детям книги, хотя бы перед сном (не аудиокниги)? Настоятельно рекомендуем читать детям книги, а не включать аудиозаписи.
Рекомендации:
- Следить за размером наглядного пособия (картинок);
- Продумывать последовательность занятия;
- Продумывать сюрпризный момент;
- Применять разнообразный, яркий, красочный материал для мотивации детской деятельности.
- Читать детям художественную литературу.
- Работать над выразительностью речи.
- Есть какие –то вопросы по занятиям?
Рефлексия: педагог-психолог
38 слайд