Волонтерское движение в ДОО
В современном обществе одним из принципов работы современных дошкольных учреждений является гуманизация педагогического процесса, что отражено в концепции дошкольного воспитания. Поэтому важно в дошкольный период ориентировать детей на общечеловеческие ценности и познания. Так же дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом, умение проявить инициативу к доброте, взаимопомощи, патриотизму.
Волонтерство – это, прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Следовательно, использование волонтерского движения для воспитания важных человеческих качеств общества у дошкольников таких как нравственность, толерантность, эмпатия – считается современным средством воспитания.
Волонтерское движение является трендом в воспитании, и актуальность волонтерства не вызывает сомнения, т к. воспитание самостоятельности и инициативы, проявление доброты и понимания к ближним определяют моральный облик гражданина. Волонтерство в дошкольном учреждении представляет собой новый взгляд на организацию работы духовно-нравственного воспитания. Так, ребенок, участвуя в волонтерских движениях, воспитывается социально ценным во всех сферах личной и общественной жизни.
В. А. Сухомлинский говорил, «что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому, что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств».
В нашем детском саду в волонтерском движении «Доброе сердце – мир на земле!» участвуют дети разных возрастов, приносят реальную безвозмездную помощь и пользу нуждающимся. По мнению детей – быть волонтёром это интересно и модно.
Принцип внедрения волонтерства в ДОУ, например: с педагогами планируется и проводится консультационная работа – ставится задача, обговаривается проблема – неумение детей старшего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры кроется, прежде всего, в отсутствии у дошкольника разновозрастного общения, в том, что им не был передан игровой опыт.
Исходя из поставленной задачи, педагоги вносят в образовательный процесс технологию волонтерства, предполагающую разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Для организации и реализации именно этой технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку, показать театральное представление.
Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Дней волонтерства», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.
И самое главное – в педагогическом коллективе на период учебного года выбирается человек, подлинно отвечающий за реализацию волонтерства, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов и специалистов дошкольного учреждения.
Данное движение мы внедряли во время свободной деятельности детей. Один раз в месяц проводились «Дни волонтерства», часто по тематике приуроченные к праздничным мероприятиям. В такие дни создавались условия для проявления инициативы детей – желания помогать, совершать добрые дела. Например, в мае проходил волонтерский «День добрых дел для ветеранов». Детям предлагали сделать подарки своими руками, и подарить пожилому человеку идя с детского сада по дороге домой. Учили интересоваться у людей пожилого возраста нужна ли помощь, уступить место в автобусе и т.д. В подготовительной группе дети совместно с воспитателями собирали ветеранам и участникам ВОВ сладкие подарки к чаю, уносили их прямо к ним домой, вручали с поздравлениями и пожеланиями. Так же в группу приглашали бабушку воспитанника, которая рассказывала, о своем детстве, чем они питались, во что играли, как помогали пожилым людям в их детское время. Когда бабушка рассказала о том, что они декламировали стихи и пели песни в клубе пожилым людям, ребята организовали свой концерт, рассказывали стихи, сказки, пели песни, колыбельные. В этот день дети остались под большим впечатлением, и делились им друг с другом, родителями.
Организация дней волонтёрства начиналась с объявления тематики дня. Проводилась беседа с дошкольниками о том, что волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее, любовь к окружающим, готовность помочь в трудную минуту. Дети сами определяли, исходя из темы, кому и как они в этот день хотели бы помочь. Определяли цели, ход проведения дня волонтерства, обсуждали результат. Дети в эти дни были особенно трудолюбивы, доброжелательны, проявляли повышенную заботу к людям и животным, бережное отношение к природе. В дальнейшем в самостоятельной игровой деятельности дети сами объявляли дни волнтерства и помогали нуждающимся: котёнку выбраться из лужицы, бабушке донести тяжелые сумки из магазина и т.д. Это говорит о том, что опыт проведения таких дней закрепляется в поведении детей, дает установку положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе.
В Государственной программе Российской Федерации “Развитие образования” 2018-2025 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Учитывая это, и в связи с событиями, происходящими в зоне специальной военной операции патриотическое волонтерство активизировалось в нашем дошкольном учреждении. Ряд «Волонтерских дней» прошли под девизом «Когда мы едины, мы непобедимы!». Дети волонтеры обращаясь за помощью к родителям, и совместно с педагогами собирали все необходимое на фронт: лекарства, теплые вещи, консервы. А так же педагогом-психологом организована акция «Тепло солдатам». Воспитанники изготавливали своими руками столь необходимые в холодное время “окопные свечи”, самостоятельно относили в пункты сбора помощи. Для изготовления «окопных свеч» ребята ходили в церковь за воском, проявляя инициативу к сотрудничеству в общем деле. Тем самым, происходило воспитание милосердия, патриотизма, развитие социальной активности, что является важным моментом в современном обществе детей. Желание обогреть солдат, которые защищают нашу Родину, возникло и у большинства старших дошкольников. На каждую свечу дети готовили этикетки с рисунками и добрыми пожеланиями бойцам, искренне желая им тепла не только от огня свечи, но и от мысли, что о них заботятся, ждут и верят!
Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Организация и проведение волонтерских дней является эффективным методом воспитания в детском саду и решает задачи:
– создание условий для самореализации, успешной социализации;
– возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;
– пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).
-воспитание духовно-нравственной личности имеющей способности к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
-формирование толерантных, гуманных, патриотических взглядов детского общества.
Следовательно, такая форма работы добровольческой деятельности является эффективным способом воспитания духовно-нравственной личности имеющей способности к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Рассуждать о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности и это вопрос не одного дня, а ежедневная кропотливая работа. И очень важно, чтобы взрослые выступали в роли сеятелей, мудрого, доброго и вечного. Наша работа с детьми будет несомненно, продолжатся и усовершенствоваться.
Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных педагогов.
Литература:
- Протасова Е.Ю. Помощь или взаимопомощь? Кто выигрывает от сотрудничества детского сада и семьи // Детский сад: теория и практика. – 2018. – №1.
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 05.02.2018 N 15-ФЗ
- Гришаева Н.П. Современные технологии социализации дошкольников: «Дети-волонтеры» и «Социальные акции» / Н.П. Гришаева, Л.М. Струкова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2018. – №5 (62).