Организация деятельности по художественно-эстетическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО
Художественно-эстетическое развитие детей в условиях ФГОС ДО.
Прежде, чем говорить о «художественно-эстетическом развитии», рассмотрим понятие «художественно-эстетическое воспитание».
Существуют различные определения понятия «художественно-эстетическое воспитание». Рассмотрим некоторые из них.
Из словаря по эстетике: художественно-эстетическое воспитание – это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
Н.Варкин даёт следующую формулировку: художественно-эстетическое воспитание- это система детей дошкольного возраста- «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве».
Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».
В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.
По мнению Д.Б. Лихачева, художественно- эстетическое воспитание-целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Т.Н. Фокина считает: «Художественно-эстетическое воспитание- целостной гармонично развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».
Из этих определений видно, что художественно- эстетическое воспитание развивает способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развивает умения творчески создавать продукты ручного творчества.
Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Эти цели также отражает и особенность художественно-эстетическое воспитания, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Е.М. Торошилова и другие) выделяют три ведущие задачи художественно-эстетическое воспитания:
- создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.
- «формирование на основе полученных знаний и развитие способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими» (В.Г. Ражников).
- формирование у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Суть той задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.
Результатом художественно-эстетическое воспитания является художественно- эстетическое развитие как «процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявления красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека» (А.Г. Гогобериде, О.В. Солнцева).
Важно развивать такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенок знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Как (с помощью чего) осуществляется художественно-эстетическое развитие в дошкольной образовательной организации?
Художественно-эстетическое развитие, со0гласно ФГОС ДО, предполагает развитие предпосылок Ценностно-смыслового восприятия и понимание произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживание персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (Изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
На художественно-эстетическое развитие влияет общение с прекрасным во всех его проявлениях.
Прежде всего следует выделить:
- общение с прекрасным в природе;
-общение с искусством (музыка, литература, театр, произведения художественно- декоративного творчества);
-общение с прекрасным в повседневной жизни, включая и человеческие отношения.
Эстетическое общение- особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях:
- взаимодействие педагогов и детей;
- взаимодействие с семьями;
- сотрудничество с учреждениями социально- педагогической среды.
Одним из важнейших компонентов системы работы по художественно- эстетическому развитию детей является организация образовательного процесса. В детском саду взаимодействие педагогов и детей по художественно-эстетическому развитию осуществляется через следующие формы работы:
- непосредственно образовательная деятельность (занятия по базовым видам деятельности: рисование. Лепка, аппликация, музыка, чтение художественной литературы). Современные формы организации занятий разнообразны и проектируются с опорой на понимание сущности и своеобразия художественных, музыкальных, словесных произведений искусства. Также необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т.п. Образовательные ситуации могут быть организованы на прогулке (рисование «на пленэре» и т.д.).
- совместная деятельность педагогов и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.). Современной формой является проекты художественно-эстетической направленности. За основу можно взять темы, предложенные детьми, а также и предусмотренные образовательной программой. Одной из интересных форм организации детской деятельности является экскурсии (в парки, сады, музеи, театры, по городу, в библиотеку и т.д.). При этом надо помнить, что основным объектом познания должно оставаться эмоционально- образное созерцание воспринимаемого подлинные объекты в их первозданном состоянии, гармонии и связи с окружающим пространством).
- самостоятельная детская деятельность (игры, упражнения, стимулирующие расширение эстетического опыта, его переработку и отражение; дизайнерская деятельность, направленная на изменение пространства группы и «игровых уголков», составление разнообразных коллекций, инсценировки, продуктивная деятельность, деятельность по интересам и т.д.).
Работа с детьми по художественно-эстетическому развитию ведется по следующим направлениям:
- приобщение к изобразительному искусству и развитие творчества в изобразительной деятельности (активация и развитие эмоционального отклика на проявление красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах, развитие художественно-эстетического восприятия, эстетических оценок, предпочтений, желания познавать искусств; развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, развитие изобразительной деятельности, активации творческих проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности).
- музыкальное воспитание (развитие общей музыкальной культуры, накопления опыта взаимодействия с музыкальными произведениями, развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, чтобы в пении, танце, музицировании выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения, переживания).
- литературное развитие (как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности).
Важно помнить, то в художественной деятельности (и в организованной, и в самостоятельной) должен присутствовать как воспроизводящий (репродуктивный) фактор, так и творческий. Оба они необходимы и взаимосвязаны, т.к. ребенок не научится творить, не научившись воспроизводить.
Содержание художественно-эстетического развития детей представлено в разделах комплексных программ, парциальных программах и технологиях. Современные программы ориентированы на идеи интегрированного подхода: соединение разных видов искусств (музыка, слово, театр, изобразительное искусство) в художественное целое.
Однако никакое влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. При этом важно помнить, что эффективной и интересной для детей является деятельность в условиях обогащенной предметно- развивающей среды, которая должна инициировать деятельность ребенка, направить его к творчеству.
На художественно-эстетическое развитие дошкольников влияет эстетичность среды всех помещений детского сада, куда имеет доступ дошкольник, а также участка и здания (образа) дошкольного учреждения.
Особое внимание нужно уделить предметно-пространственной среде групповых помещений, помня, что ребенок проводит в них большую часть времени. В каждой возрастной группе должны быть созданы различные уголки, наполненные разнообразным материалом для самостоятельной творческой деятельности, играми, пособиями, в зависимости от возрастных возможностей дошкольника:
1. Уголок изобразительной деятельности:
- материалы (традиционные и нетрадиционные), инструменты, пособия, стимулирующие детскую деятельность (ножницы, ручки, стеки и т.д.) и создающие ситуации «упражнения и освоения» (альбомы, раскраски, творческие тетради и т.д.);
- материалы для развития художественно-эстетического восприятия (репродукции картин, книги, иллюстрированные разными художниками, предметы народных промыслов, скульптура малых форм, коллекции цветов, камней и т.д.);
- материалы для организации детской деятельности и «наведения чистоты»(доски, салфетки, баночки для воды, клея и т.д.).
2. Театральный уголок:
- различные виды театров (настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо куклы-марионетки и т.д.);
- фланелеграф (с набором персонажей);
- готовые костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты- заместители.
3. Уголок ряженья:
- одежда;
- головные уборы;
- атрибуты;
- украшения.
4. Музыкальный уголок:
- детские музыкальные инструменты;
- магнитофон с набором аудиозаписей;
- альбомы с изображениями музыкальных инструментов;
- музыкальные игрушки, книжки;
- иллюстрации к песням.
5. Уголок книг:
- детскую художественную литературу в соответствии с возрастом;
- подборка картинок и фотографий на сходной литературе тематику;
- фигурки настольного театра, изображающие литературных героев;
- подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов;
- портреты писателей, художников- иллюстраторов.
6. Сенсорный уголок:
- материалы и предметы, способствующие накоплению сенсорного опыта, различению проявлений свойств и качеств;
- предметы и игрушки для обследования.
Хорошо бы, чтобы это были разрозненные уголки, а центры-художественно-творческой деятельности, т.к. уголок книги нужно дополнить атрибутами театрализованной деятельности (для разыгрывания сказки) и изобразительной деятельности (для рисования иллюстрации к книге); магнитофон с записями пригодится для слушания сказки и для танцевальной импровизации и т.д.
Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования как деятельности. Немаловажную роль в этом играет организация предметно- игровой среды для каждого дошкольного возраста, имеющую свою специфику развития.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Эффективна и важна для детей организация совместных детско- родительских творческих дел (проекты, коллекционирование, дизайнерская деятельность, сотворчество, участие в праздниках и театрализованных представлениях и т.д.). Грамотно организованная работа с родителями (как организация совместных выставок, показ театральных постановок, посещение школьных музеев), музыкальной школой (выездные концерты), художественной школой (организация выставок картин), библиотекой и т.д.
Мы видим, что в искусстве (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества), и природа, и окружающая предметная среда, и самостоятельная художественная деятельность детей способствуют художественно-эстетическому развитию дошкольников. Художественно-эстетическому воспитанию нужно уделять внимание на всех занятиях с детьми и во всей деятельности, организованной в детском саду.
Важно помнить, что работа художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_seminar.pptx | 405.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как ФГОС ДО раскрывает художественно – эстетическое развитие?
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно- творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении. Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства. Основные цели и задачи .
Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Музыкальная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении
Какие есть виды детской деятельности?
Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды). Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Восприятие художественной литературы и фольклора. Продуктивная (рисование, лепка, аппликация и др.). Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения. игры на детских музыкальных инструментах). Двигательная (овладение основными движениями). Самообслуживание и элементарный бытовой труд( в помещении и на улице). Конструирование из разного материала включая конструкторы модули бумагу природный материал.
Какие задачи ставятся по художественно-эстетическому развитию?
Задачи по художественно-эстетическому развитию. Младший возраст: Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы. Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. -Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской , мат- решкой, Ванькой- Встанькой и другими, соответствующими возрасту детей. Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ. Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д. Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Средний возраст: Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора. Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство). Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности. Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.
Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр). Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения. Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея. Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами. Знакомить с произведениями народного искусства ( потешки , сказки, загадки, песни, хороводы, заклички , изделия народного декоративно-прикладного искусства). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать пред- меты, в том числе с помощью рук. Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Старший возраст: Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр). Продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности.
Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Чарушин , И. Билибин и др.). Продолжать знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.
В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени). Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов - Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская ; бирюльки). Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное). -Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать мате- риалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок. Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Чем должен обладать ребенок на этапе завершения дошкольного образования?
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Как можно объединить несколько видов деятельности в единое целое?
Интеграция. Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре. Формирование гармонично, всесторонне развитой личности ребёнка, обеспечивающей эффективное развитие художественно-творческих способностей, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой деятельности. И чтобы установить взаимосвязь между знаниями нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников.
Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у детей-дошкольников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
Как предметно развивающая среда влияет на художественно- эстетическое развитие?
Все дети талантливы, поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать этот талант и постараться, как можно раньше, дать возможность проявить его на практике. Необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит , тем внимательней и продуктивней станет деятельность его воображения. Для выполнения заданий на занятиях, педагоги нашего детского сада предлагают детям разнообразные материалы: простые и цветные карандаши, акварель, гуашь, восковые мелки, фломастеры, пластилин, глину, соленое тесто, разные виды конструктора.
Воспитатели в повседневной деятельности закрепляют с детьми полученные на занятиях знания, умения и навыки. Для этого во всех возрастных группах имеются материалы и инструменты для художественно-эстетического развития, наглядные пособия, литературные произведения, описывающие красоту природы, времена года и т.д. Содержание наглядных пособий, альбомов и литературных произведений, доступны детям и рассчитаны на их возрастные особенности, имеется возможность формирования на их основе, умение видеть, любоваться и изображать красоту окружающего мира.
Оформление театральных, музыкальных, уголков изодеятельности , состояние оборудования соответствуют гигиеническим и педагогическим требованиям с учетом возраста и уровня развития детей. Развивающая предметная среда в группе построена с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Предметная среда включает разнообразные средства обучения (используется дидактический, игровой, учебный материалы), учитываются перспективы развития детей, их дифференцированные потребности, способствуют развитию всесторонне – развитой личности. Созданы все условия для полноценного воспитания и обучения детей, подбор методического материала и пособий, их размещение и хранение соответствует возрасту детей, разнообразны и рассчитаны на все виды деятельности, предусмотренные программой.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!