Рабочая программа по математике 4 класс
Пояснительнам записка
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы для начальных классов УМК «Школа России».
Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменеий; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Программа курса математики рассчитана на 5 часов в неделю (1 час из них по базовому плану школы включен как дополнительный компонент)
- Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
- обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
- создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
- развитие творческих возможностей учащихся;
- формирование и развитие познавательных интересов.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
- сознательное усвоение детьми различных приёмов вычислениий обеспечивается за счёт использования рационально подобранных средств наглядности и моделированияс их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приёмов на основе изученных теоретических положений ( переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.)
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и еоздает хорошие условия для совершенегвования формируемых знаний, умений и навыков.
Содержание программы
- Числа от 1 до 1000 (продолженис). Повторение - 15 час
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия.
Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, письменные приемы умножения и деления на однозначное число
Диагонали прямоугольника (квадрата).
- Числа, которые больше 1000.
Нумерация – 12 час
Новая счетная единица - тысяча.
Угол. Виды углов: прямой, острый. тупой
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменыление) числа в 10. 100. 1000 раз.
Числовой луч.
Величины – 12 час ( 3час.
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар, соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.
Единицы времени екунда, минута. час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события. его продолжительности.
Сложение и вычитание - 9 час
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительҮюе и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислении; взаимосвязь между компонектами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163. х-137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях. сводимых к действиям в пределах 100. и письменное - в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений одной и той же величины.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
Умножение и деление – 80 час.
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи. решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; взаимосвязь компонентов и результатов умножения и деления; деления нуля и невозможность деления на нуль; переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения: рационализация вычислении на основе перестанозки множителей; умножения суммы на число и числа на су.мму: деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение: взаимосвделения.
Решение уравнений вида 6 • х = 429 + 120. х : 18 = 270 - 50, 360 : х = 630: 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действйй.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, еводимых к действиях в пределах 100; умножение и деление на 10, 100. 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное, двузначное числа (в пределах миллиона). Письменное умножение и деление на трёхзначное число в порядке ознакомления.
Умножение и деление, значения величины на однозначное число.
Примеры взаимосвязей между величинами (время. скорость, путь при равномерном движении; цена, количество, стоимость и др.).
Площадь прямоугольного треугольника.
В течение всего года проводится: -вычисление значений числовых выражений в 2-4 действия (со скобками и без них), требующих
применения всех изученных правил о порядке выполнеяия действйй; -решение задач в 1 действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действйй;
б) нахождение неизвестных компонентов действйй;
в) отношения «больше». «меньше». «равно»;
г) взаимосвязь между величинами;
-решение задач в 2-4 действия;
-решение задач на узнавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2-3 ее частей; изображение знакомых фигур на клетчатой и на нелинованной бумаге с помощью линейки, чертежного треугольника и циркуля.
Систематизация и обобщение всего изученного – 9час.
Итого – 140 часов
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Нумерация
Учащиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряд\):
- как образуется каждая следующая счетная едикица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д.); сколько разрядов содержится в каждом классе; название и последовательность первых трех классов.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения,
используя знаки «>» (больше), «<» (меньше). «=» (равно):
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
Учащиеся должны понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Учащиеся должны знать: -названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
-связь между компонентами и результатом каждого действия;
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Учащиеся должны уметь:
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них):
- находить числовое значение буквенных выражений зида: а ± 3, 8-к, Ь:2, а±Ь, с-й, к:п при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с болылими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100:
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и
деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число), выполнять проверку вычислений;
- решать уравнения вида: х ± 60 - 320, 125 +. х = 750, 2000 - х = 1450, х - 12 - 2400, х : 5 = 420, 600: х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатом действий;
- решать задачи в 1-3 действия.
Величины
Учащиеся должны иметь представления о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.
Учащиеся должны знать:
- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами
каждой из этих величин;
- связи между такими величинами, как цена, количество. стоимость; время, скорость, путь при
равномерном движении и др. Учащиеся должны уметь: -находить длину отрезка, ломаной. периметр многоугольника. в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата). зная длины его сторон:
узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание) значений величин,
умножение и деление на однозначное число, применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей междү величинами.
Геометрические фигуры
Иметь представление о таких фигурах, как точка, линия (прямая,кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны угла), в том числе треугольник, прямоугольник ( квадрат), угол, круг, окружность ( центр, радиус).
Обучающиеся должны знать:
- виды углов: прямой, стрый, тупой;
-виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
-определение прямоугольника, свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
- строить заданный отрезок; строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длине и ширине.
Календарно-тематический план
по математике на 2012/2013 учебный год.
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | Автор учебника, год издания | ||
Контр. работ | Самостоятельных работ | Тестов
| |||||
Математика | 4 | 140 | 4 |
12 |
10 |
2 | Моро М.И. Бантова М.А. 2008 г. |
Методическая тема на 2012/2013 учебный год
Городская | Школьная | Учителя |
Организация деятельности методической службы образовательных учреждений в контексте ФГОС общего образования в целях повышения компетентности, профессионального роста педагогических кадров. | Информационная культура педагога как средство формирования успешной личности, обладающей информационно-коммуникативной культурой, усвоившей образовательные программы по ступеням обучения, способной к жизненному и профессиональному самоопределению. | Активизация учебной деятельности через применение новых технологий
|
математика (4час.)
№ п/п | Дидактическая единица (тема, раздел) | Кол. часов | Календарные сроки | Фактические Сроки | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | КИМ |
| |||
ЗНАНИЯ | УМЕНИЯ | ОУУН |
|
| ||||||
Числа от 1 до 1000 |
| |||||||||
1 | Нумерация. Счёт предметов. Разряды. | 1 |
|
|
Последовательность
чисел в пределах в 10 000,
как образуется новая
счётная единица; разряды
и классы; количество
разрядов в каждом классе.
состав чисел по разрядам и классам;
Использование свойств
арифметических действий
при выполнении
вычислений |
Читать и записывать,
сравнивать числа ,
представить любое
многозначное число в виде
суммы разрядных слагаемых,
применять в речи
математическую терминологию |
Сравнивать по отдельным
признакам, характерным для
сопоставления предметов,
объединять их общему
признаку
Уметь выполнять
письменные вычисления,
проверять правильность их
выполнения, исправлять
ошибки, находить пути
решения. |
|
| |
2 | Выражение и его значение. | 1 |
|
|
|
| ||||
3 | Порядок выполнения действий. | 1 |
|
|
|
| ||||
4 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 |
|
|
|
| ||||
5 | Входная контрольная работа. | 1 |
|
| К-1 |
| ||||
6 | Анализ контрольной работы. «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». | 1 |
|
|
|
| ||||
7
8 | Вычитание трёхзначных чисел вида 607-463.
Приём письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные числа. | 1
1 |
|
|
|
| ||||
9
10
| Письменное деление трёхзначного числа на однозначное число. Самостоятельная работа. | 1
1 |
|
| последовательность чисел в пределах 100000;
таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
таблицу умножения и деления однозначных чисел;
правила порядка выполнения действий в числовых выражениях
| выполнять письменно деление трехзначного числа на однозначное число, когда в записи частного есть нули решать текстовые задачи арифметическим способом, распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку решать текстовые задачи арифметическим способом, распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, вычислять периметр многоугольника пользоваться изученной математической терминологией, выполнять письменные вычисления с натуральными числами записывать и сравнивать числа в пределах 1000000; пользоваться изученной математической терминологией; решать текстовые задачи арифметическим способом читать, записывать числа, которые больше 1000
|
умение моделировать решать учебные задачи с помощью знаков(символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. | С-1 |
|
11. | Деление трёхзначного числа на однозначное число, когда в записи частного есть нули. С/р. | 1 |
|
| С-2 |
| |||
12. | Свойства диагоналей прямоугольника. | 1 |
|
|
|
| |||
13 | Закрепление темы «Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число». | 1 |
|
|
|
| |||
14 | Контрольная работа №2 по теме «Нумерация. Четыре арифметических действия». | 1 |
|
| К-2 |
| |||
15 | Работа над ошибками по теме: «Нумерация». | 1 |
|
|
|
| |||
| Числа, которые больше 1000 |
|
| ||||||
16. | НУМЕРАЦИЯ Разряды и классы. | 1 |
|
|
|
| |||
17 | Чтение и запись чисел
| 1
|
|
|
|
| |||
18 | Разрядные слагаемые.
| 1
|
|
|
|
| |||
19 | Сравнение чисел. Тест №1 | 1 |
|
| Т |
| |||
20 | Увеличение числа в 10, 100, 1000 раз. С/р №3. | 1 |
|
| С-3 |
| |||
21 | Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе. | 1 |
|
|
|
| |||
22 | Класс миллионов и класс миллиардов. | 1 |
|
|
|
| |||
23 | Числовой луч. | 1 |
|
| понятия «луч», «числовой луч». понятие «угол», виды углов. единицы длины единицы площади. таблицу единиц площади. прием измерения площади фигуры с помощью палетки. | представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000 проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз |
выстраивать логическую цепь |
|
|
24 | Угол. Виды углов. | 1 |
|
|
|
| |||
25. | Нумерация больше тысячи. Закрепление. | 1 |
|
|
|
| |||
26 | Контрольная работа №3 по теме: «Нумерация многозначных чисел». | 1 |
|
| К-3 |
| |||
27 | Работа над ошибками. | 1 |
|
|
|
| |||
| ВЕЛИЧИНЫ |
|
| ||||||
28. | Единицы длины. Километр. Таблица единицы длины. | 1
|
|
|
|
| |||
|
| ||||||||
29 | Единицы площади. Квадратный километр и миллиметр. | 1 |
|
|
|
| |||
30 | Ар. Гектар. Таблица единиц площади. | 1
|
|
|
|
| |||
|
| ||||||||
31 | Палетка. | 1 |
|
|
|
| |||
32. 33
34
35 | Нахождение долей целого. Нахождение целого по его доле. Единицы массы. Тонна. Цент нер.
Контрольная работа №4 за 1 четверть. | 1 1
1
1 |
|
|
К-4 | ||||
Нахождение нескольких долей целого Нахождение нескольких долей целого единицы длины и единицы площади. понятие «масса», единицы массы. единицы массы таблицу единиц времени. |
36 | Единицы времени. Год. | 1 |
|
|
|
|
|
|
37 | Решение задач на время. | 1 |
|
|
| |||
38 | Секунда. С/р №4 | 1 |
|
| С-4 | |||
39 | Век. Таблица единиц времени.
| 1
|
|
|
| |||
| ||||||||
40 | Решение задач по теме: «Единицы времени». |
|
|
|
| |||
| Сложение и вычитание многозначных чисел 9час.+3час. |
| ||||||
41
| Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.
| 1
|
|
|
| |||
42 | Приём письменного вычисления для случаев вида 600-26,1000-124,30007-648 | 1 |
|
|
| |||
43 | Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений вида: х+15=68/2 | 1 |
|
| Правила нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого |
| ||
44 | Нахождение неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. | 1 |
|
|
| |||
45 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 |
|
|
| |||
46 | Сложение и вычитание величин. С/р. №5 | 1 |
|
| С-5 | |||
47 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз (косв. форма) | 1 |
|
| Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0 приемы письменного умножения для случаев вида 4019x7. прием умножения чисел, оканчивающихся нулями. правило нахождения неизвестного множителя. конкретный смысл деления.
Правила нахождения неизвестного делителя и делимого
Правила нахождения неизвестного множителя
Таблицу умножения
однозначных чисел
и соответствующие случаи деления
связь между компонентами и результатом действия | решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией
|
умение моделировать решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. |
|
48 | Контрольная работа №5 «Сложение и вычитание многозначных чисел». | 1 |
|
| К-5 | |||
49 | Анализ ошибок по теме: «Сложение и вычитание мн. чисел. | 1 |
|
| Уметь выполнять письменные приемы умножения, проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом
|
| ||
| УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ- 95 Ч. (20 Ч. Д. к.) |
|
| |||||
50 | Умножение его свойства. Письменные приёмы умножения. | 1
|
|
|
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений |
| ||
51 | Приём умножения для случаев вида: 380х9,8400х7, 69000х4. | 1 |
|
|
| |||
52 | Нахождение неизвестного множителя. Решение уравнений вида х*8=26+70 | 1 |
|
|
| |||
53 | Деление на однозначное число. Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число.
| 1
|
|
| делить многозначное число на однозначное число, проверять правильность выполненных вычислений |
| ||
54 | Решение уравнений. | 1 |
|
|
| |||
55 | Решение задач разных видов | 1 |
|
|
| |||
56 | Контрольная работа №6 по теме: «Умножение и деление многозначных чисел» | 1 |
|
| К-6 | |||
57 | Анализ ошибок. | 1 |
|
|
| |||
58 | Задачи на пропорциональное деление | 1 |
|
|
| |||
59 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули. | 1 |
|
|
| |||
60 | Деление многозначных чисел на однозначные числа. | 1 |
|
| Понятие «среднее арифметическое» | пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять среднее арифметическое |
|
|
61 | Закрепление изученного материала.
| 1 |
|
|
| |||
| ||||||||
62 | Понятие «среднее». Нахождение среднего значения. | 1 |
|
|
| |||
63 | Решение задач на нахождение среднего значения. | 1 |
|
|
|
№ п/п | Дидактическая единица (тема, раздел) | Кол. часов | Календарные сроки | Фактические сроки | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | КИМ |
| |||||||
ЗНАНИЯ | УМЕНИЯ | ОУУН |
|
| ||||||||||
3 ЧЕТВЕРТЬ |
| |||||||||||||
64 | Скорость. Единицы скорости | 1 |
|
| Решение задач на движение, находить время, если известны расстояние и скорость, работать с величинами | представлять информацию в виде таблицы, схемы; оформлять свои мысли в письменной речи; высказывать свою точку зрения, приводя аргументы | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние |
|
| |||||
65 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 |
|
|
|
| ||||||||
66 | Нахождение времени движения по известным расстоянию и скорости | 1 |
|
| Решение задач на движение, установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | делать выводы на основе обобщённых знаний; самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения задачи в один шаг
| Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние |
|
| |||||
67 | Связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием | 1 |
|
|
|
| ||||||||
68 | Закрепление пройденного материала. Решение задач | 1 |
|
| Решение задач на движение, установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | работа с основными компонентами учебника, извлекать информацию представленную в разных формах; работать в заданном темпе | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния |
|
| |||||
69 | Решение задач на нахождение скорости | 1 |
|
|
|
| ||||||||
70 | Виды треугольников | 1 |
|
| Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Вычисление периметра многоугольника | измерять, пользуясь соответствующими инструментами и приборами; умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения | Знать понятие «треугольник», виды треугольников. Уметь пользоваться математической терминологией, распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, вычислять периметр многоугольника |
|
| |||||
71 | Виды треугольников. Построение треугольника с помощью угольника | 1 |
|
| Построение прямоугольного треугольника на нелинованной бумаге, нахождение прямого угла среди данных углов | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Уметь выполнять построение треугольника с помощью циркуля и линейки, вычислять периметр многоугольника |
|
| |||||
72 | Виды треугольников. Построение треугольника на нелинованной бумаге | 1 |
|
|
|
| ||||||||
|
| |||||||||||||
73 | Умножение числа на произведение. | 1 |
|
| Умножение числа на произведение, использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; работа с основными компонентами учебника, извлекать информацию представленную в разных формах | Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), проверять правильность выполненных вычислений |
|
| |||||
74 | Устные и письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 |
|
| Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями | оформлять свои мысли в письменной речи; работать в заданном темпе | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
|
| |||||
75 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 |
|
| Умножение чисел, использование соответствующих терминов | определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок; самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения задачи в один шаг | Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления |
|
| |||||
76 | Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями. Самостоятельная работа. | 1 |
|
| Письменные приёмы умножения двух многозначных чисел, оканчивающиеся нулями, формирование вычислительных навыков | оформлять свои мысли в письменной речи; высказывать свою точку зрения, приводя аргументы; классификация информации | Уметь выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | С- 6 |
| |||||
77 | Решение задач на встречное движение. | 1 |
|
| Решение задач на встречное движение, обратные задачи, работа над вычислительными навыками | работа с основными компонентами учебника, извлекать информацию представленную в разных формах | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность выполненных вычислений |
|
| |||||
78 | Перестановка и группировка множителей. | 1 |
|
| Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Группировка множителей в произведении | составлять план решения проблемы совместно с учителем; извлекать информацию, представленную в разных формах; оперирование понятиями, суждениями | Уметь группировать множители в произведении. Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления |
|
| |||||
79 | Умножение чисел, оканчивающихся нулями | 1 |
|
| Умножение на числа, оканчивающиеся нулями, решение задач, работа над вычислительными навыками | самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения задачи в один шаг; составлять план решения проблемы совместно с учителем | Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами |
|
| |||||
80 | Контрольная работа № 7 по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 |
|
| Письменные вычисления с натуральными числами | умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий | Уметь применять приём письменного умножения | К-7 |
| |||||
81 | Работа над ошибками в контрольной работе №7. Закрепление пройденного | 1 |
|
|
|
| ||||||||
82 | Деление числа на произведение.
| 1 |
|
| Разные способы деления числа на произведение, использование соответствующих терминов | самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения задачи в один шаг; составлять план решения проблемы совместно с учителем | Уметь применять приём письменного умножения и деления при вычислениях |
|
| |||||
83 | Прием устного деления, основанный на свойстве деления числа на произведение | 1 |
|
|
|
| ||||||||
84 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 |
|
| Деление с остатком на 10, 100, 1000; решение задач арифметическим способом | работая по плану, сверять свои действия с целью; классификация информации | Уметь выполнять деление с остатком в пределах 100, решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
| |||||
85 | Решение задач разных видов. | 1 |
|
| Решение задач нового вида арифметическим способом. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | умение планировать свою деятельность6 ставить цель, отбирать средства для выполнения задания; делать выводы на основе обобщённых знаний | Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях арифметическим способом |
|
| |||||
86 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Самостоятельная работа | 1 |
|
| Письменный приём деления на числа, оканчивающиеся нулями | оформлять свои мысли в письменной речи; высказывать свою точку зрения, приводя аргументы; оперирование понятиями, суждениями | Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления | С-7 |
| |||||
87 | Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 |
|
| Письменный приём деления на числа, оканчивающиеся нулями, решение задач | делать выводы на основе обобщённых знаний; работая по плану, сверять свои действия с целью
| Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления |
|
| |||||
88 | Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями. | 1
|
|
|
|
| ||||||||
89 | Деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
|
|
|
| ||||||||
90 | Решение задач на движение в противоположных направлениях | 1 |
|
| Задачи на движение в противоположные направления, | формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) | Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях арифметическим способом |
|
| |||||
91 | Решение задач и примеров | 1 |
|
| Решение задач на движение в противоположные направления | самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения задачи в один шаг
| Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях арифметическим способом |
|
| |||||
|
| |||||||||||||
92 | Контрольная работа № 8 по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 |
|
| Письменные вычисления с натуральными числами | умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий | Уметь применять приём письменного умножения и деления при вычислениях | К-8 |
| |||||
93 | Работа над ошибками в контрольной работе №8. Повторение. | 1 |
|
|
|
| ||||||||
«Умножение на двузначное и трехзначное число» |
| |||||||||||||
94 | Умножение числа на сумму. | 1 |
|
| Умножение числа на сумму и суммы на число. Перестановка множителей в произведении | составлять план решения проблемы совместно с учителем; самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения задачи в один шаг
| Знать правило умножения числа на сумму. Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), проверять правильность выполненных вычислений |
|
| |||||
95 | Прием устного умножения числа на двузначное число. | 1 |
|
| Раскладывать множитель на удобные слагаемые, сравнение распределительного и сочетательного свойства умножения | умение определять последовательность действий, называть в последовательности действия для решения учебной задачи; понятиями, суждениями | Знать конкретный смысл умножения, названия действий, компонентов и результатов умножения |
|
| |||||
96 | Письменное умножение на двузначное число.
| 1 |
|
| Письменный приём умножения на двузначное число | оформлять свои мысли в письменной речи; высказывать свою точку зрения, приводя аргументы; классификация информации | Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления |
|
| |||||
97 | Умножение на двузначные числа. Самостоятельная работа | 1 |
|
| Письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений | работа с основными компонентами учебника, извлекать информацию представленную в разных формах; умение планировать деятельность | Уметь выполнять письменное умножение на двузначное число | С-8 |
| |||||
98
| Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. . | 1
1 |
|
| Решение задач арифметическим способом | формулировать учебную проблему вместе с учителем; делать выводы на основе обобщённых знаний | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на двузначное число |
|
| |||||
99 | Письменное умножение на двузначное число в случаях, когда в записи первого множителя есть нули. | 1 |
|
| Письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений | делать выводы на основе обобщённых знаний; составлять план решения проблемы совместно с учителем | Уметь выполнять письменное умножение на двузначное число |
|
| |||||
100 | Умножение на двузначное число. Решение задач | 1 |
|
|
|
| ||||||||
101 | Письменное умножение на трехзначное число. Тест №1 | 1 |
|
| Письменные вычисления с натуральными числами | умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий | Уметь выполнять деление на двузначное число, применять знания при проверке вычислений | т |
| |||||
102
103 | Умножение на трехзначное число, в записи которых есть нули. Закрепление умножения на трёхзначное число, в записи которых есть нули. | 1
1 |
|
|
|
| ||||||||
104 | Повторение изученного материала. Умножение на трёхзначное число, в записи Которых есть нули. | 1 |
|
| Письменные вычисления с натуральными числами | умение планировать свою деятельность, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий | Уметь выполнять деление на двузначное число, применять знания при проверке вычислений |
|
| |||||
105 | Контрольная работа № 9 по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» | 1 |
|
| Письменные приёмы умножения на трёхзначное число | оформлять свои мысли в письменной речи; выделять новое от известного, выделять главное
| Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. | К-9 |
| |||||
106 | Анализ ошибок в работе №9 По теме: «Умножение на двузначное трёхзначное число». Закрепление пройденного | 1 |
|
| Перестановка множителей в произведении. Таблица умножения | умение определять последовательность действий, называть в последовательности действия для решения учебной задачи; работать в заданном темпе | Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число) |
|
| |||||
Деление на двузначное и трехзначное число. (27 ч.) |
| |||||||||||||
107 | Письменное деление на двузначное число. | 1 |
|
| Письменный приём деления на двузначное число, способы проверки правильности вычисления | оформлять свои мысли в письменной речи; высказывать свою точку зрения, приводя аргументы; оперирование понятиями, суждениями | Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное число, проверять правильность выполненных вычислений |
|
| |||||
108 | Деление на двузначное число. Тест №2 | 1 |
|
| т |
| ||||||||
109 | Письменное деление на двузначное число.
| 1 |
|
| Письменный приём деления с остатком на двузначное число, деление с остатком | владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с образцом, с правилом, работа с основными компонентами учебника, извлекать информацию представленную в разных формах | Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления. Уметь выполнять письменное деление на двузначное число с остатком |
|
| |||||
4 четверть |
| |||||||||||||
Деление на двузначное и трехзначное число. (Продолжение) |
| |||||||||||||
110 111 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление письменно-го деления на двузначное число. | 1 1 |
|
| Деление чисел, использование соответствующих терминов | умение определять последовательность действий, называть в последовательности действия для решения учебной задачи | Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное) |
|
| |||||
112 | Письменное деление на двузначное число. | 1 |
|
|
|
| ||||||||
Деление на двузначное число, решение задач | работая по плану, сверять свои действия с целью; делать выводы на основе обобщённых знаний
| Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число) |
|
| ||||||||||
113 | Деление на двузначное число. Самостоятельная работа | 1 |
|
| С-9 |
| ||||||||
114 | Письменное деление на двузначное число. | 1 |
|
|
|
| ||||||||
115 | Решение задач изученных видов. | 1 |
|
| Деление на двузначное число, когда цифру находим в результате нескольких проб, решение задач | работая по плану, сверять свои действия с целью; делать выводы на основе обобщённых знаний | Уметь применять приём письменного умножения и деления при вычислениях |
|
| |||||
116 | Решение задач разных видов. | 1 |
|
| Деление чисел, использование соответствующих терминов. Решение текстовых задач арифметическим способом | определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок; самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения задачи в один шаг | Знать конкретный смысл умножения и деления, название действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления |
|
| |||||
117 | Контрольная работа № 10 по теме «Деление на двузначное число» | 1 |
|
| Письменные вычисления с натуральными числами | умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий | Уметь выполнять деление на двузначное число, применять знания при проверке вычислений | К-10 |
| |||||
118 | Работа над ошибками. Закрепление | 1 |
|
|
|
| ||||||||
119 | Деление на трехзначное число. Повторение темы. Деление на трёхзначное Число.
| 1
|
|
|
|
| ||||||||
120 | Письменное деление на трехзначное число. Закрепление. | 1 |
|
| Конкретный смысл и название действий при делении. Способы проверки правильности вычислений | работа с основными компонентами учебника, извлекать информацию представленную в разных формах; умение планировать деятельность: ставить цель, определять последовательность действий | Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять приём письменного умножения и деления на трёхзначное число |
|
| |||||
121 | Письменное деление на трехзначное число. Повторение и закрепление.
| 1 |
|
|
|
| ||||||||
122 | Деление на трехзначное число | 1 |
|
| Случаи деления, когда при первой пробе получается число 10 | составлять план решения проблемы совместно с учителем; извлекать информацию, представленную в разных формах | Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на трёхзначное число), проверять правильность выполненных вычислений |
|
| |||||
123 | Письменное деление на трехзначное число. Повторение и закрепление | 1 |
|
| Свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Способы проверки правильности вычислений | оформлять свои мысли в письменной речи; высказывать свою точку зрения, приводя аргументы; оперирование понятиями, суждениями | Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на трёхзначное число), проверять правильность выполненных вычислений |
|
| |||||
Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами | делать выводы на основе обобщённых знаний; работая по плану, сверять свои действия с целью | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком в пределах 100 |
|
| ||||||||||
124 | Действия над многозначными числами | 1 |
|
|
|
| ||||||||
125 | Действия над многозначными числами | 1 |
|
|
|
| ||||||||
126 | Действия с многозначными числами. Самостоятельная работа | 1
|
|
| Решение текстовых задач арифметическим способом, способы проверки правильности вычислений | умение определять последовательность действий, называть в последовательности действия для решения учебной задачи; оперирование понятиями, суждениями | Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком | С-10 |
| |||||
127 | Повторение и закрепление пройденного Действия над многозначными числами. | 1 |
|
| Решение текстовых задач арифметическим способом, способы проверки правильности вычислений | умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий | Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком |
|
| |||||
128 | Контрольная работа № 11 по теме «Деление на трехзначное число» | 1 |
|
| Решение текстовых задач арифметическим способом, способы проверки правильности вычислений | умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий | Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком | К-11 |
| |||||
129 | Анализ ошибок в контрольной работе №11. По теме: « Деление на трёхзначное число». | 1 |
|
| Решение текстовых задач арифметическим способом, способы проверки правильности вычислений | умение определять последовательность действий, называть в последовательности действия для решения учебной задачи; самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения задачи в один шаг | Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком
|
|
| |||||
|
| |||||||||||||
130 | Приемы письменного умножения и деления на трехзначное число. | 1 |
|
| Письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений | делать выводы на основе обобщённых знаний; составлять план решения проблемы совместно с учителем | Уметь выполнять письменное умножение трехзначных чисел на однозначное число |
|
| |||||
Систематизация и обобщение всего изученного |
| |||||||||||||
131 | Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых | 1 |
|
| Свойства | Уметь выполнять | Уметь пользоваться изученной математической терминологией. Знать последовательность чисел в пределах 100000 |
|
| |||||
|
| |||||||||||||
132 | Класс миллионов и класс миллиардов. | 1 |
|
| Классы и разряды. Зависимости между величинами | работая по плану, сверять свои действия с целью; делать выводы на основе обобщённых знаний |
|
| ||||||
133 | Геометрические фигуры. Повторение | 1 |
|
|
|
|
|
| ||||||
Решение задач | самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения задачи в один шаг
| Уметь решать текстовые задачи на арифметическим способом |
|
| ||||||||||
|
| |||||||||||||
134 | Письменные приемы сложения и вычитания | 1 |
|
| Свойства сложения и вычитания | умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий | Уметь выполнять письменные вычисления, решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
| |||||
135 | Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел. | 1 |
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
136 | Итоговая контрольная работа за год №12 | 1 |
|
| Решение текстовых задач арифметическим способом, способы проверки правильности вычислений | умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий | Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком | К-12 |
| |||||
137 | Работа над ошибками в годовой контрольной работе №12 | 1 |
|
| Решение текстовых задач арифметическим способом, способы проверки правильности вычислений | умение определять последовательность действий, называть в последовательности действия для решения учебной задачи; самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения задачи в один шаг | Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком
|
|
| |||||
138 | Повторение. Решение задач на нахождение среднего значения | 1 |
|
| Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения | умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения задачи в один шаг | Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах, решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
| |||||
139 | Устные приемы деления для случаев 600:20, 5600:800 | 1 |
|
|
|
| ||||||||
140 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
|
|
|
| ||||||||
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике.
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ
Оценка «5» ставится ученику, если он: при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться; производит вычисления правильно и достаточно быстро; умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи); правильно выполняет практические задания.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ, в основном, соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: ученик допускает отдельные неточности в формулировках; не всегда использует рациональные приемы вычислений. При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.
ПИСЬМЕННАЯ IIРОВЕРКА ЗУН УЧАЩИХСЯ
Письменные работы по математике могут состоять из задач, примеров или быть комбинированными. Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось до 35-40 минут, причем за указанное выше время ученики должны успеть не только выполнить работу, но и проверить ее.
При проверке письменных работ по математике следует различать грубые и негрубые ошибки.
К грубым ошибкам относятся:
вычислительные ошибки в примерах и задачах;
ошибки на не знание порядка выполнения арифметических действий;
неправильное решение задачи (пропуск действий, неправильный выбор действий, лишние действия);
не доведение до конца решения задачи или примера.
Невыполненное задание считается грубой ошибкой.
К негрубым ошибкам относятся:
нерациональные приемы вычислений;
неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
неверно сформулированный ответ задачи;
неправильное списывание данных (чисел, знаков);
не доведение до конца преобразований.
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков ставятся следующие оценки:
Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно или 1 исправление.
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибок.
Оценка «2» ставится, если в работе допущено 4 и более грубых ошибок.
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка «5» ставится, если задачи решены без ошибок.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки;
Оценка «2» ставится, если допущено 2 и более грубых ошибок.
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если задачи решены безошибочно.
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки. При этом грубой ошибки не должно быть в задаче.
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки. При этом ход решения задачи должен быть верным.
Оценка «2» ставится, если в работе допущено 4 грубые ошибки.
Примечание: 1) За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Эти ошибки принимаются во внимание учителей при оценке знаний по русскому языку.
2) За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже оценки «3».
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗУН
1. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается кате уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все и большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
График контрольных работ за год.
КИМ | Контрольные работы
| Самостоятельные работы (проверочные) | тесты |
1 четверть | 4 | 3 |
|
2 четверть | 2 | 2 |
|
3 четверть | 3 | 2 |
|
4 четверть | 3 | 3 | 2 |
год | 12 | 10 | 2 |
Методическая литература и средства обучения на уроках математики.
П Поурочные планы по математике 3-4 классы. Волгоград. Учитель, 2011г. Для общеобразовательных учреждений, к учебнику
М. И. Моро и др.
1. Учебник математики, 4 класс М.И. Моро, М.А. Бантова, «Просвещение», 2008г
2. Тестирование. 4 класс. В.Т. Голубь, Воронеж, 2010г.
3. 2500 задач по математике. 1-4 классы.О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2009г.
4. Мультимедийная система тестов. «Семейный наставник». Тесты, логические задачки, уроки, диктанты, 2-4кл.
5. Карточки заданий. Математика, 2-4кл.-2-е изд.- Саратов: Лицей, 2007г. О.И. Герман.
6. Математика. Задания на лето. Игровые задачки. Иду в 4 класс.- Саратов: Лицей, 2006г
Методическая литература по олимпиадам ( мо нач. кл.)
- Пупышева О. Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – Москва, 2008.
- Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа: 2-4 классы. Москва, 2008.
- Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3 – 4 классы. / Составитель: Е. А. Чаус. – Волгоград, 2009.
- Ефремушкина О. А. Школьные олимпиады для начальных классов/ О. А. Ефремушкина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008.
- Шевердина Н. А. Новые олимпиады для начальной школы/ Н. А. Шевердина, Л. Л. Сушинскас. – Ростов н/Дону: Феникс, 2009.
Средства обучения
Демонстрационные пособия
Карточки с заданиями
Раздаточный материал
Мультимедийные средства