Результаты профессиональной деятельности по совершенствованию методов обучения и воспитания.
Результаты профессиональной деятельности по совершенствованию методов обучения и воспитания:
1. Методика приемов обучения способам и приемам лепки.
2. Сборник приемов Мнемотехники.
3. Конспект НОД по лепке "Зайчик"
4. Презентация к НОД по лепке "Зайчик".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика обучения способам и приемам лепки | 24.36 КБ |
Сборник приемов мнемотехники для старших дошкольников | 1.55 МБ |
Конспект НОД по лепке Зайчик | 203.99 КБ |
Презентация к НОД по лепке Зайчик | 343.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение к мастеру классу в МАДОУ «Детский сад «Капелька»:
«Методика обучения детей способам и приемам лепки».
Подготовила: воспитатель Хрущева Е.В.
Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто)
Существует 3 способа лепки:
Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Пластический- способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка и т.д.
Комбинированный- способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.
Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, снегурочка, виноград и т. д. Рабочим материалом для лепки может быть как глина так и пластилин или солёное тесто.
Прежде чем начать обучать детей приемам лепки педагог должен сам освоить такие приемы как:
- деления на части: откручивание (Отделение от большого куска пластелина небольших кусочков при помощи поворота куска пластилина в разные стороны), отщипывание (Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его),
разрезание нитью, разрезание и надрезание стекой.
- придание формы: раскатка в ладонях и на столе (Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом),
сплющивание (Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности) ,
вдавливание (Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление),
вытягивание, сгибание , скатывание (Формирование больших или маленьких шариков при помлщи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом),
заострение( Одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца),
соединение( Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения), прищипывание ( Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется).
3. соединение деталей: прижатие, примазывание, заглаживание.
4. оформление изделий: дополнение изделия мелкими деталями (налепами, процарапывание, оформление оттиском, технология росписи и приемы работы с красками.
Методические особенности руководства лепкой в каждой возрастной группе.
Лепка в первой младшей группе. Лепные работы детей характерны неотчётливой формой, потому, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё не развиты и слабо координированы. В этот период в основном знакомят с глиной и производят с ней игровые действия (расплющивают, отрывают комочки). Перед детьми не ставится цель что-либо изобразить. Этот период называется до изобразительный. Под руководством воспитателя дети постепенно начинают изображать определённые предметы.
Лепка во второй младшей группе. Дети этой группы, более подготовленные к занятиям по лепке. Занятия проводятся со всей группой (фронтально). Дети знакомы с материалом и знают, что можно лепить. Однако, ещё не существует связи между движением рук и формой (если шар, не сможет сообразить как его скатать).
Для детей трёх-четырёх лет рекомендуется лепить: столбики, апельсины, вишенки, бублики, крендельки, пирожки, вареники и др. Приёмы лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы), оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.).
Лепка в средней группе. У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия. Однако, результат работы ещё мало отличается от младшей группы, т.к. дети ещё не владеют способами изображения. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания).
Для работы с детьми пятого года рекомендуется лепить: яблочко, морковь, мисочка, тарелочка, чашечка, стакан и др., где в основе лепки предметов лежат формы цилиндра, конуса (овощи, фрукты, игрушки и др.), приёмы лепки, как закругление и заострение (морковь, самолёт), вдавливание (корзина, чашечка, блюдце), загибание краёв, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.
Лепка в старшей группе.К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий из глины. Происходят перемены и в психике детей, более устойчивым становится внимание, улучшается память, дети могут представить себе предмет и затем его лепить.
Для детей шести-семи лет рекомендуется лепить: петрушка, курочка, уточка, птичка, котик, собачка, лисичка, мишка и др., в которых показаны разные способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный; приёмы сглаживания, плотного соединения частей.
В подготовительной группе дети должны в совершенстве знать и использовать все способы и приемы лепки.
Взрослым нужно помнить, что они должны учить ребёнка лепить, а не делать из него скульптора, и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.
Рекомендации по работе с пластилином:
Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых предметов.
Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.
На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по лепке в старшей группе
Тема «Зайчик»
Разработала:
Хрущева Е.В.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: Рассматривание игрушки «Заяц», его частей тела; рассматривание картинок с изображением зайца.
Оборудование: Игрушки - заяц, заранее вылепленные детали: туловище, голова, ноги, лапы, уши, хвост.
Раздаточный материал: пластилин, доска для лепки, стеки, салфетки.
Цель: развивать навыки лепки соленым тестом.
Задачи:
- учить детей лепить зайца, используя игрушку в качестве натуры.
- Передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги);
- передавать пропорциональное соотношение частей и деталей (уши, хвост, лапы).
- Учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их.
Задачи:
- Образовательные: учить детей передавать в лепке характерные особенности зайца (тело, голова, уши, лапы; закрепить приёмы скатывания и раскатывания, сплющивания, присоединения частей.
- Развивающие: развивать внимание, образное и логическое мышление, наблюдательность. Развивать мелкую моторику рук
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животному миру и природе.
Материал и оборудование: пластилин, дощечки, салфетки, стеки, иллюстрации зайцев, образец работы.
Предварительная работа: беседа о зайцах, рассматривание иллюстраций с зайцем.
Ход НОД:
Сл 1-Ребята, какое время года у нас сейчас?
-Зима.
-Назовите, какие признаки зимы вы знаете?
-Холодно, много снега, ветер дует, метель метет....
-А мы можем сказать что у нас пришла зима ?
-Да
Сл 2-Поэтому ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный, волшебный, зимний лес. Согласны?
-Да.
-В этом лесу много снега, а чтобы не проваливаться и легко передвигаться по снежным сугробам необходимо надеть - что……???
Сл 3 Конечно - надеть лыжи. Итак, давайте все надеваем лыжи?
Сл 4 А сейчас закрыли глаза и представили себя лыжниками, открыли глаза и повторяем за мной:
1, 2, 3, 4, 5 - Вышел лыжник из ворот и отправился в поход. Шапка теплая на нем и тулуп с воротником.
-На пути лыжников встречаются животные.
-Ребята, а каких животных мы можем встретить в лесу?
- лису, волка, медведя, (Дети называют их)
- Как назвать этих животных, одним словом. (Дикие)
- сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать о ком пойдет речь?
Не барашек и не кот,
носит шубку целый год.
Шуба серая для лета,
для зимы другого цвета! Дети: Зайка.
- Правильно.
Сл 5 - Ребята посмотрите, какой к нам в гости прискакал заяц из сказочного леса?
-Дети: шустрый, пушистый, белый….
-Молодцы .
-«Что умеет делать заяц? »
-Дети: Бегать, перескакивать, запутывать следы, менять окраску, грызть кору деревьев.....
- Молодцы.
-А какой он по характеру? (трусливый, осторожный)
- Правильно, вот какие зайцы живут в зимнем, сказочном лесу.
Сл 6 -А нам с вами пора возвращаться в детский сад
1, 2, 3, 4, 5 - Вышел лыжник из ворот и отправился в поход.
Шапка теплая на нем и тулуп с воротником.
- Присаживаемся на свои места.
- Посмотрите ребята у нас с вами есть макет такого же сказочного зимнего леса, но в нем никто не живет..
- Давайте, слепим зайчиков и поселим в этом лесу.
Сл 7 Но сначала рассмотрим его повнимательнее.
- Какие части тела есть у зайца?
-Дети: Туловище, голова, лапы, уши, хвост.
-Правильно ребята.
- А какие части туловища у него самые большие?
Дети: Туловище, голова.
Посмотрите какой заяц у нас получится (мой образец)
Сл 8 Пальчиковая гимнастика «Заяц»
Сл 9 Посмотрите и послушайте внимательно. Сначала мы с вами сделаем заготовки. У нас на столах лежит пластилин, доски для лепки, стеки и полосочки для заготовки материала.
-Берем целый кусок пластилина делим его на 2 равные части, 1 часть откладываем в сторону - это туловище, 2-ю часть также дели пополам, 1 часть откладываем в сторону- это будет голова, 2 часть делим снова на 2 равные части. 2 часть делим снова пополам, где 1 часть делим еще раз пополам – это будет у нас уши и хвостик, откладываем в сторону. Оставшуюся часть делим снова на 2 равные части – это будут у нас ноги.
-Молодцы, у всех получилось разделить целый кусок пластилина.
- Да.
- для того чтоб нам приступить к работе, давайте немного отдохнем, вставайте все на ноги.
Сл 10 Физминутка
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать. (Прыжки вперед-назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись (Движения выполнять по содержанию текста)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Приседание на корточки, потирание ладонями рук)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Выполнение прыжков, стоя на месте)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и поскакал. (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)
- Отдохнули?
-Да.
Сл 11 -Приступаем к работе, берем 1 часть пластилина - это туловище. Разогреваем ее, катаем шарик, затем мы с помощью трех пальцев вытягиваем с одной стороны. Это у нас получилось туловище.
Берем 2-ю часть пластилина и катаем шарик - это будет голова. Прикрепляем голову к туловищу.
Переходим к изготовлению ушей.
Берем заготовку ушей и катаем колбаску. Затем с помощью указательного пальца приплющиваем с одной стороны нашу колбаску до середины. Прикрепляем к голове зайца. Аналогично приступаем к изготовлению 2 уха зайца. Прикрепляем его на голову.
Посмотрите что у нас получилось.
Молодцы.
Сейчас приступаем к изготовлению ног у зайца. Берем заготовку ноги и катаем из нее небольшую колбаску. Прикрепляем с одной стороны зайца.
Остальные ноги делаем аналогично.
Посмотрите, что у нас получилось.
Что не хватает у зайца?
Конечно – хвостика.
Берем нашу заготовку и катаем шарик. Прикрепляем его к зайцу.
Ребята, что еще не хватает у нашего зайца?
- конечно, глаз
- из какого пластилина мы будем делать глаза?
- из черного.
- берем черный пластилин и отщипываем небольшой кусочек. Делим его пополам и катаем маленький шарик. Прикрепляем к зайцу.
Сл 12 -Вот какие замечательные зайцы у нас с вами получились.
Молодцы.
Сейчас каждый поместите своего зайца в волшебный лес.
Сл 13 -Ребята вам понравилось занятие.
-Да.
-Кто к нам приходил в гости?
-Зайчик.
-А кого мы сегодня с вами лепили?
-Зайчиков.
-Из какого материала мы лепили зайчика?
- Из пластилина.
-Из каких частей состоит зайчик?
-Туловище, голова, ножки, лапки, ушки, хвостик.
-Вот такие у нас получились замечательные зайчики в зимнем, сказочном лесу.
-А сейчас я вам предлагаю отпустить своих зайчиков в этот сказочный и красивый лес, погулять и найти себе верных друзей.
- Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1, 2, 3, 4, 5 - Вышел лыжник из ворот и отправился в поход. Шапка теплая на нем и тулуп с воротником.
1, 2, 3, 4, 5 - Вышел лыжник из ворот и отправился в поход. Шапка теплая на нем и тулуп с воротником.
Физминутка Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики. Раз, два, три, четыре, пять, Начал заинька скакать. Лапки вверх и лапки вниз, На носочках подтянись. Влево, вправо поклонись, Наклонись и поднимись Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Представьте , что вы зайчики. Кто-то зайку испугал, Зайка прыг - и ускакал на свои места .