«Детский текст как продукт обучения в «перевёрнутом классе»»
«Детский текст как продукт обучения в «перевёрнутом классе»»
Уже несколько лет популярна новая методика – «перевёрнутый класс». Это одна из моделей смешанного обучения. Ученики дома изучают теорию, а на уроке отрабатывают знания, практические задания, задают вопросы учителю, могут вести диалог между собой.
Большинство учителей тратят время на разъяснение нового материала, а для практических работ, анализа, и для того, чтобы что-то создать времени остаётся мало. Либо, его совсем нет, и все это переходит в домашнее задание. Школьник рад бы его выполнить, но лекцию учителя и прямой вопрос к нему не осуществить. Эту проблему решили учителя Джонатан Бергман и Аарон Сэмс. Они в 2007 году начали записывать свои лекции на видео и рассылать ученикам, которые часто болели. Это оказалось настолько продуктивным, что они не остановились и продолжили работать в этом направлении. И это направление стало методикой «перевёрнутого класса».
«Перевёрнутый класс» позволяет использовать нужное количество времени на изучение нового материала, так как темп работы у каждого школьника свой. Можно в любой момент остановить лекцию или вернуть назад для повторного прослушивания и записать необходимое.
Во время классного урока школьники имеют возможность поработать с практическими заданиями, выполнить творческую работу., задать вопросы учителю, посоветоваться с другом. При этой эффективной методике, ученик чувствует себя успешным.
Важным моментом является то, что «перевёрнутый класс» нужно вводить постепенно. В первую очередь на родительском собрании объяснить родителям что такое «перевёрнутый класс» и заручиться поддержкой с их стороны. Рассказать об учебных задачах, которые решаются при помощи методики и особенности подготовки ребят к уроку. Без сотрудничества с родителями сложно работать. Флэш карту нужно приобрести, за интернет заплатить, в компьютере нужно разрешение поработать и разное другое.
О «перевёрнутом классе» нужно доходчиво донести до школьников. Чтобы до детей дошёл смысл происходящего, чтобы дети понимали, что от них ждёт учитель.
Для учителя очень важно продумать все этапы деятельности и для самостоятельного изучения темы, и для урока. Учесть все плюсы и минусы, на сколько та или иная тема важна, на сколько можно знания «перевернуть». Потому что есть темы, которые «перевернуть» не возможно.
Как подготовиться учителю к «перевёрнутому классу»?
- Определиться с темой согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы.
- Подобрать образовательные ресурсы – средства обучения (видеоурок, фрагмент лекции учёного, энциклопедия, учебник, видеофильм, иллюстрации, природные объекты для наблюдения и т.д.).
- Обеспечить детей всеми материалами.
- Определить и сформулировать результаты по предмету (знания, умения).
- Продумать какой будет конечный образовательный продукт.
- Разработать план работы для учащихся, используя ресурс внеучебной и учебной деятельности.
- Распланировать время подготовки к новой теме.
- Спланировать проведение собственно урока (уроков), опирающиеся на творческий инструмент.
Использование «перевёрнутого класса» позволяет организовать учебную деятельность в пределах двух уроков, поэтому это уже не урок, а например «Проектный день». Можно использовать два урока подряд или урок и внеурочную деятельность.
«Перевёрнутый класс» был опробован в первом классе на уроках окружающего мира. И так как, дети еще толком не умеют самостоятельно писать, могут только списывать и рисовать. Пришла идея использовать творческий инструмент – смэшбук (смеш-тетрадь).
Смешбук - это блокнот или тетрадь сделанный собственными руками. В смешбук можно вписать, вклеить, нарисовать свои знания, воспоминания, впечатления, действия, мысли.
Были выбраны две темы «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой». В 1-ом классе нет домашних заданий, поэтому была использована внеурочная деятельность по развитию речи.
Составлен план работы для детей в виде заданий. Четыре занятия внеурочной деятельности ушло на выполнение четырёх заданий:
1 задание «Как зимуют растения» - 1 день
2 задание «Как различать деревья зимой»- 2 день
3 задание «Как различать кустарники зимой»- 3 день
4 задание «Какие деревья и кустарники растут в нашем краю?»- 4 день
И одно занятие на то, чтобы окончательно всё проговорить, подготовить, привести в порядок.
Продумать время для реализации работы. Распланировать каждое занятие внеурочной деятельности, чтобы оно было продуктивным. Затем приступать к работе.
Каждый день просматривались видео «Пришла зима. Видеоурок по окружающему миру 1 класс», ссылка: «Как зимуют деревья» отвечали на вопросы в виде картинок, выполняли задания. Вопросы и задания проговаривались учителем, т.к. дети в 1ом классе не умеют читать. Читающим выдавались задания на каждое занятие, и при этом помогалось ребятам.
Во время выполнения заданий создавалась одна страничка смэшбука. Страничка смэшбука состояла из картинок по которым ребята рассказывали с какой информацией они познакомились. Одно из главных моментов в уроке – требование полного, развернутого ответа от ребенка, обучение ребенка такому ответу – с опорой на его картинку. Дидактические картинки предтеча в основной школе текста-описания. Тут же записывались темы «Пришла зима», «Снежные загадки». И по желанию они разрисовывали её. Обязательно около данной странички должно быть свободное место, где дети могут развить своё творчество по данной теме. Обязательно смэшбук имеет автора, т.е. подписывается именем ребёнка.
Знакомство с темами проходила не только в теории, но и в практике. Были проведены
- экскурсии к деревьям и кустарникам (наблюдали, сравнивали, делали вывод);
- приглашалась лаборатория «След», где исследовали и рассматривали те деревья и кустарники, которых не было в нашем селе.
- трогали веточки, семена, оставшиеся плоды, то что упало на землю вклеивали в смэшбук ;
- в процессе всего ребята фотографировались, чтобы эмоции, впечатления поместить в смэшбук.
Урок по окружающему миру в 1 классе, смешанное обучение (УДЕ, «перевёрнутый класс»)
Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой».
Класс: 1
Цели:
- закрепление знаний учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; формирование знаний о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой.
- развитие умений сравнивать деревья, кустарники зимой; различие по строению, по расположению веток, по оставшимся семенам и плодам, по цвету коры; расширение представлений и знаний о видах деревьев и кустарников в нашей местности.
- воспитание бережного отношения к природе через знакомство с Красной Книгой Тюменской области; через правила поведения на экскурсии в природу в зимнее время.
Регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу.
Познавательные УУД: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой природы, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группе), с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД: проявление познавательной инициативы при выполнении заданий, осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за её сохранение.
Этап изучения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Цель |
Введение. Внеурочная деятельность. 1.Знакомство с темами: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой». 2. Знакомство учащихся с видео «Деревья, кустарники, травы», «Как зимуют деревья». 3. Знакомство с информацией в учебнике Окружающий мир, 1 класс, автор О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. стр. 42-45; информацией в хрестоматии Давай знакомиться, мир, стр.40-43. 4. Знакомство с планом работы по дням (раздать его каждому учащемуся). 5. Условия создания смешбука. 6. Составление небольшого рассказа с помощью рисунков. 7. Правила поведения на экскурсии в зимнем лесу.
| 1. Называет темы. 2. Во внеурочное время включает видео для ознакомления с новыми темами. 3. Показ работы с учебником и хрестоматией. 4. Познакомить с планом работы по дням. 5. Напомнить условия создания смэшбука. 6. Напомнить, как составляется рассказ, опираясь на картинки, рисунки и т.д. 7. Попросить назвать правила поведения на экскурсии в зимнем лесу. | 1. Прочитать, проговорить, обсудить новые темы урока. 2. Познакомиться с планом работы по дням. 2. Просмотреть видео, задать имеющие вопросы. Ответить на вопросы, выполнить задания. 3. Внимательно ознакомиться с информацией в учебнике и хрестоматии. Ответить на вопросы, выполнить задания. 5. Вспомнить как создаётся смэшбук. Создать его. 6. Вспомнить как составлять рассказ по картинкам. Составить, запомнить. 7. Вспомнить правила поведения в зимнем лесу. Собрать материал на экскурсии для смэшбука. | Создать условия учащимся для ознакомления с новыми темами на внеурочной деятельности. Учащиеся отвечают на каждый блок вопросов в виде рассказа по картинкам. При этом создавая продукт – смэшбук. |
В классе | |||
1. Организационный момент. | 1. -Ребята, над какими темами вы работали? 2. - Какие цели вы перед собой ставили?
| 1.- Как зимуют травы, кустарники и деревья. Учимся различать деревья и кустарники зимой. 2. 1. Узнать, как выживают травы, кустарники, деревья зимой. Выяснить, что их защищает. 2. Научиться, различать деревья и кустарники. Узнать, по каким признакам их можно различить зимой. 3.Выяснить, какие деревья и кустарники растут в нашей местности. 4. Познакомиться с красной книгой Тюменской области и найти деревья и кустарники, которые в неё входят. 5. Создать смэшбуки.
| Организовать на рабочую деятельность. Назвать темы. Проговорить цели. |
2. Организация самостоятельной деятельности.
| 1. – Ребята, в зимнем лесу много разных деревьев и кустарников, а где-то встречаются и травы. Как живут растения зимой, как узнать какое перед вами дерево или кустарник? Вы нам сейчас об этом расскажите. И для этого я вам предлагаю поработать в группах. Определите руководителя группы. Руководители выходят вытягивают вопрос над которым будет работать вся группа. Задача групп – ответить на вопрос в виде небольшого рассказа. Используя при этом ваши смэшбуки. (вопросы: «Как зимуют растения?», «Как различать деревья зимой?», «Как различать кустарники зимой?», «Какие деревья и кустарники растут в нашем краю?») | 1. Определяют руководителя группы. Он выходит за вопросом, выслушивает задачу над которой будет работать его группа. Используют для рассказа смэшбуки и другой имеющийся материал. | Закрепить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; сформировать знания о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой. Закреплять умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группе).
|
3. Выступление групп. Практическая работа.
| 1. -Во время ответов групп – выполняете задание «Незнакомые незнакомцы», который предоставлен у вас на столе. 2. -Выступление групп.
| 1 группа «Как зимуют растения?» После выступления отвечают на вопрос. 2 группа «Как различить деревья зимой?» После выступления отвечают на вопрос. 3 группа «Как различать кустарники зимой?» После выступления отвечают на вопрос. 4 группа «Какие деревья и кустарники растут в нашем краю?» После выступления отвечают на вопрос.
| Достаточно полно и с точностью выражать свои мысли. Проявить познавательную инициативы при выполнении заданий, осознать ценность природы и необходимости нести ответственность за её сохранение. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой природы, провести простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, осуществить поиск и выделение необходимой информации.
|
4. Физминутка «Станем мы деревьями». | 1. Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги – это корни, их поставим шире. 2. Чтоб держали дерево, падать не давали. 3. Из глубин подземных воду доставали. 4. Наше тело – ствол могучий, 5. Он чуть-чуть качается. 6. И своей верхушкой острой 7. В небо упирается. 8. Наши руки – ветки, крону образуют. 9В месте им не страшно, если ветры дуют.
| 1. Ноги на ширине плеч. 2. Ставят один кулак на другой. 3. Наклоняются, складывают ладони чашечкой. 4 Проводят ладонями вдоль тела вниз. 5. Покачиваются из стороны в сторону 6. Складывают ладони шалашиком . 7. Поднимают соединённые руки над головой. 8. Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают. 9. Качают головой. Качают поднятыми руками | Снять утомляемость. Вспомнить части дерева в игровой форме. |
5. Проверка выполненного задания. | - Сравните свои работы с образцом (на доске). Подпишите свои работы!!!! Выполненные работы вывешиваем в уголок «Мы знаем! Мы умеем!»
| Сравнивают. Подписывают все участники группы. Руководитель группы вывешивает работу. | Проверить правильность результата своей деятельности. |
6. Закрепление знаний. | 1. Стихотворение рассказывает Галимов, Готовцева. Стихотворение Агнии Барто, написанное в 1933 году. «Я у мальчиков спросила…»
- Для того чтобы различать деревья, их нужно знать. 2. -Перед вами игра «Собери пазлы». У вас в каждой группе на парте лежит картинка. Соберите части картинки и назовите дерево. Объясните, почему вы так считаете. Обсудите в группах. ПАЗЛЫ 1)ель 2) клён 3) дуб 4) берёза 3. – Подведём итог этой работы. Какие части растений помогли нам их распознать? | 1. Я у мальчиков спросила: — Это что за деревце? — Говорят они: — Осина. — Только мне не верится… Даже ёлки мы вначале От сосны не отличали: Раз торчат иголочки, Значит, это ёлочки. А когда на ветку ели Мы получше поглядели, Оказалось, что она Не такая, как сосна. Мы в своей тетрадке синей Нарисуем все листы И не скажем об осине: «Ах, берёза, это ты!» Погляжу на дерево И скажу уверенно: «Это липа, это клёны, А вот это — дуб зелёный». 2. Собирают пазлы. Обсуждают. Начинают со слов «Наша группа получила фото дуба в зимнее время. Мы узнали это растение по расположению веток, рядом лежащих желудях, по тёмной коре…» Ответ сопровождается собранным пазлом. 3. Ветки, плоды, кора, расположение веток…
| Развивать умения сравнивать деревья, кустарники зимой; различать по строению, по расположению веток, по оставшимся семенам и плодам, по цвету коры; расширять представления и знания о видах деревьев и кустарников в нашей местности. |
7. Рефлексия. | -Руководитель оценивает работу своей группы. | Встаёт руководитель и говорит о результатах своей группы. Начинает со слов «Наша группа с выступление справилась очень хорошо, с выполнением задания «Незнакомые незнакомцы» справилась не справилась. Оцениваю свою группу на Синий - у нас всё получилось, Жёлтый – получилось, но не всё, Красный – нам нужна помощь».
| Оценить результаты своей деятельности, анализировать собственную работу.
|