Продуктивность методической деятельности педагога
Выступления, показ открытых занятий, мастер классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию | 74.15 КБ |
Отчет на педагогическом совете "Экспериментирование с живой и неживой природой" | 83.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №11 «Созвездие» города Дубны Московской области
Мастер-класс для педагогов
по теме
«Детское экспериментирование как наиболее эффективный метод познания окружающего мира»
Подготовила воспитатель
Пономарева Ирина Владимировна
Дубна
2023 г.
Цель: продемонстрировать эффективность детского экспериментирования в познании окружающего мира посредством проведения несложных опытов.
Задачи:
- актуализировать знания педагогов о методе экспериментирования;
- показать, как можно использовать несложные опыты в экспериментальной деятельности детей.
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства материалов.
Ход мастер-класса
Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы очень рады приветствовать Вас в нашем зале.
Детство – неповторимый этап в развитии личности. Полноценной и насыщенной жизнь ребёнка будет в том случае, если, чувствуя себя активным деятелем, открывая что-то новое, он будет приобщаться к опыту взрослых. Знание, добытое самостоятельно, всегда является осознанным и прочным, недаром китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.
В процессе игр-экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. И, конечно, детское экспериментирование позволяет детям чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.
В процессе экспериментальной деятельности идёт активизация мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Для этого необходимо фиксировать результаты опыта или эксперимента, формулируя выводы. В старших группах можно придумать символы (картинки) свойств материалов и размещать результаты на стенде или в дневнике.
Сегодня я хочу с вашей помощью продемонстрировать некоторые опыты, которые можно использовать в работе с детьми.
Цветы лотоса
Понадобится: цветная бумага, ножницы, карандаш, тарелка с водой.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Вы увидите, как он вздохнет, помедлит — а потом начнет раскрывать свои лепестки, словно настоящий цветок, распускаться.
Вывод: бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются.
Самый безопасный эксперимент со спичками!
Понадобится: 5 спичек, вода, тарелка.
Каждую спичку нужно надломить посередине, но не разламывать до конца. Пусть несколько волокон продолжают связывать спичинку.
Теперь выкладываем спички на стол в виде вот такой снежинки.
В центр снежинки капаем воду из пипетки
Чудесным образом снежинка превращается в пятиконечную звезду!
Вывод: волокна древесины впитывают воду. Она заполняет капилляры и дерево набухает. Растолстевшие волокна не могут сгибаться так сильно, как раньше и распрямляются.
Волшебные картинки
Понадобится: набор разноцветных фломастеров, белое бумажное полотенце (также подойдут салфетки или обычная туалетная бумага), тазик с водой.
Берем кусочек бумажного полотенца (прямоугольной формы) и складываем его пополам.
Затем берем фломастеры и начинаем проявлять фантазию. Для начала на лицевой части салфетки нарисуем, например, простой домик. Еще добавим трубу и окно.
Потом разворачиваем салфетку (наш рисунок должен немного отпечататься на другой стороне).
На внутренней стороне рисуем еще что-нибудь: дерево, траву, птичек, солнце и так далее. Только делаем это так, чтобы область, в которой отпечатался домик, осталась пустой.
Чтобы все было более увлекательным, делаем еще несколько аналогичных рисунков на других салфетках (чем их будет больше, тем будет интереснее).
А теперь начинается самое интересное. Не забываем произнести всем известное магическое заклинание "абракадабра" и по очереди погружаем наши рисунки в воду. Прямо на наших глазах картинки начнут оживать и проявляться, создавая небольшую анимацию.
Вывод: бумага впитывает воду, становится прозрачной, и нижний рисунок становится видимым.
Сейчас, с вашей помощью, я попыталась показать, что ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности.
Рефлексия: «Капелька»
Всем присутствующим предлагают прикрепить магнитом на магнитную доску силуэт грустной капельки (если мастер-класс был неинтересен), веселой капельки (если мастер-класс был интересен и информативен).
Уважаемые коллеги, желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию окружающего мира! И помните, «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам» (Ральф У. Эмерсон, философ).
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №11 «Созвездие» города Дубны Московской области
Выступление на педагогическом совете
Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Подготовила воспитатель
Пономарева Ирина Владимировна
Дубна
2023 г.
Условия возникновения опыта работы по модулю
Свою педагогическую деятельность Пономарева Ирина Владимировна осуществляет в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении №11 «Созвездие» г. Дубны. Детский сад расположен в Особой экономической зоне, вблизи берега реки Волга, что благоприятно сказывается на образовательном процессе. Педагог имеет среднее профессиональное образование по специальности «воспитатель детей дошкольного возраста». Опыт работы формировался в условиях МАДОУ №11 «Созвездие» на базе общеобразовательной группы «Комета» (вторая группа раннего возраста – младшая группа).
Предпосылками к исследованию данной темы послужило то, что дети, по природе своей, пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста, т.к. некоторые опыты сложны для воспроизводства, а процессы и явления сложно объяснить. Поэтому воспитатель решила уделить внимание проблеме развития познавательного интереса дошкольников с помощью опытно-экспериментальной организации детского экспериментирования и создать такие условия, в которых предметы и явления наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Актуальность
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.
Актуальность работы по использованию экспериментальной деятельности с детьми очевидна: ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Применение экспериментальной деятельности способствует развитию наглядно-образного мышления и формированию у ребёнка дошкольного возраста целостной картины мира.
Работа по развитию познавательного интереса дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность строится с учетом интересов и потребностей детей, с учетом принципа интеграции образовательных областей, а также самостоятельной деятельности детей не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.
Целью педагогической деятельности по реализации данного опыта является развитие у дошкольников познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения цели определено решение следующих задач:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представлений о химических свойствах веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие представлений о свойствах различных веществ (воды, песка, воздуха, камня и т.д.);
- развитие элементарных математических представлений;
- развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
2. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
Успех реализации данных задач обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками;
- личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением развивающей среды в группе;
- активным участием родителей в воспитательном процессе.
А также соблюдением принципов:
- Принцип научности
- Принцип доступности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания
- Принцип целостности
- Принцип активного обучения
- Принцип креативности
- Принцип результативности.
Опытно-экспериментальная работа с детьми осуществляется с применением следующих форм и методов:
- наблюдения;
- опыты;
- эксперименты;
- трудовая деятельность в природе;
- экологические сказки;
- экологические праздники, досуги;
- дидактические игры.
Теоретическая база опыта работы
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет профессор, академик Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъяков. Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Его многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений:
- Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
- В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получении новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
- Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
- Деятельность экспериментирования, взятая во всей её полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, о мире живой и неживой природы.
- идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
- развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы или явления для достижения определённого результата.
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Любовь детей к экспериментальной деятельности объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Исходной формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского, из которой развились все остальные, является единственно доступная ребёнку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир). Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («От рождения до школы», «Детство», «Развитие», «Наш дом - природа», «Детское экспериментирование», «Ребенок в мире поиска»).
При составлении плана реализации проекта педагог опиралась на литературу по проектной деятельности:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»;
- Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»;
- Николаева С.Н. «Юный эколог: программа и условия её реализации в детском саду»;
- Рыжова Н. «Наш дом-природа. Программа экологического воспитания дошкольников»;
- Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;
- Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;
- Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников»;
- Иванова А. И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду»;
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование»;
- Костюченко М. П. «Исследовательская деятельность на прогулках»;
- Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников».
Формы организации деятельности
Работа проводилась в течение полутора лет (2021 - 2022 г.), проходила в три этапа:
1 этап Аналитическо- диагностический (апрель 2021г. - май 2021г.)
Проводился анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика исследовательской активности детей, систематизирование представлений детей о живой и неживой природе.
Проводились целенаправленные наблюдения за деятельностью детей в свободное и специально-организованное время индивидуального и коллективного экспериментирования. Наблюдения проводились в течение 2 недель.
2 этап Практический (июнь 2021г. – декабрь 2022 г.)
Изучив литературу по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, был отобран необходимый наиболее доступный детям материал для достижения успешных результатов по формированию познавательной активности детей. В рамках реализации проектной деятельности были использованы активные методы и приёмы обучения для формирования у детей познавательной активности. Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:
- живая природа
- неживая природа
- человек
- рукотворный мир
Педагог старается применять форму совместной опытно-экспериментальной деятельности воспитателя с детьми во всех сферах образовательного процесса и в режимных моментах.
Во время занятий проводится эксперимент, который имеет четкую структуру проведения.
Примерная структура занятия-экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи;
- Тренинг внимания, памяти, логики мышления;
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
- Уточнение плана исследования;
- Выбор оборудования и размещение детей в зоне исследования;
- Распределение детей на подгруппы (если необходимо);
- Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Содержание исследовательской деятельности детей
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
- сочетать показ ребенка с активным действием малыша по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.);
- сравнивать сходные по внешнему виду предметы;
- учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
- использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);
- О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д);
- О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);
- О животном мире (насекомые, птицы, домашние животные);
- О способах исследования объекта.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства предмета, явления или объекта природы.
Таким образом, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.
Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний, умений и навыков об окружающем мире. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, наглядной агитации, консультаций.
Формы подведения итогов: рефлексия, зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
3 этап Аналитико-обобщающий (декабрь 2022. – январь 2023 г.) Подводился итог работы с детьми по проблеме, итоговая диагностика, обобщение результатов.
Диапазоном опыта является единая среда: организованная непосредственно образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми + взаимодействие с родителями.
Организация образовательного пространства обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а так же игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами. На занятиях по всем предложенным темам в ходе игры ребенку так же предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, что бы сделать его комфортнее. Он получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель, достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Одной из образовательных областей является «Окружающий мир». По итогам изучения данной области, воспитанники приобрели такие знания, как:
1. Основные легкоопределяемые свойства воздуха и воды.
2. Общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
3. Правила сохранения и укрепления здоровья.
Помимо этого, они так же научились использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, например:
1. Определять температуру воды, воздуха, тела человека.
2. Уметь ухаживать за растениями и животными, создавая условия, необходимые для их жизни.
3. Выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.
Принимая во внимание данный опыт работы по детскому экспериментированию, можно сделать вывод, что именно опытно-экспериментальная деятельность дает более широкое поле для реализации поставленных задач, раскрытия талантов и возможностей детей.
ООД по опытно-экспериментальной деятельности проводилась 1 раз в неделю, но она была качественно преобразована, расширена, углублена, объединена, систематизирована. Дети росли и объем знаний и умений, которыми они должны овладеть возрастал.
Очень большое внимание уделялось прогулкам, знакомству детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей); организации игр с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующие оборудование: песочница, совочки, формочки, грабли.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями проводились опыты. Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность. Воспитателем была разработана картотека опытов и экспериментов для детей от 3 до 7 лет, а также разработана рабочая программа по которой осуществлялась совместная деятельность с детьми «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста».
Работа по повышению познавательного интереса детей с помощью опытно-экспериментальной деятельности строится в обязательном сотрудничестве с родителями воспитанников. Работа с родителями ведётся в следующих формах:
1. индивидуальные рекомендации и консультации по проведению опытно-поисковой работы в домашних условиях;
2. совместные экскурсии;
3. совместная работа по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ и на его участках.
Неоднократно проводились консультации, например, «Экологическая культура в семье», «О чем говорят растения?», «Как экспериментировать с детьми дома?».
Считаю, что в результате проделанной мною работы есть положительные результаты:
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям
- природы, экологически - правильное мышление дошкольников;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Результативность опыта
Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною направление в работе с воспитанниками по формированию познавательного интереса дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность, перспективная, так как в результате проделанной мною работы, есть положительные результаты.
В процессе работы по формированию познавательного интереса у детей, используя в обучении опытно-экспериментальную деятельность, мы увидели, что первоначальные результаты диагностики изменились. По методике Систематического наблюдения и Беседы с детьми мы получили такие результаты:
Уровень познавательного интереса детей
На начало работы
После проведенной работы:
В результате проведённой работы, повысился уровень овладения детьми познавательной деятельностью (по А.И. Ивановой). Мы это можем увидеть в следующих диаграммах:
На начало работы:
После проведенной работы:
Заключение
Таким образом, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста мы можем увидеть следующие изменения:
- повысился уровень познавательного интереса дошкольников. На начало проведения работы: высокий – 13%, средний -53%, низкий – 34%. По окончании нашей работы уровень познавательного интереса составил: высокий – 63%, средний -37%, низкий и вовсе сошел на нет.
- возросли исследовательские умения и навыки детей (умение видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, причины и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- усовершенствовалось речевое развитие детей (обогащение словарного запаса детей, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, умение вести диалог);
- повысились личностные характеристики дошкольников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
- знания детей о неживой природе стали более полными, содержательными и конкретными. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
- дети стали бережно, гуманно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
- дети стали постепенно овладевать навыками экологически безопасного поведения в природе.
- дети научились вести наблюдения за объектами неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
Список литературы
- 1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М., 2005
- 2. Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками.» М., 2002.
- 3. Дыбина О. В. «Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов.»М.1999.
- 4. Ковинько Л. М. « Секреты природы – это так интересно!» – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
- 5. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой». Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
- 6. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М.: АРКТИ, 64с.
- 7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
- 8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
- 9. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.
- 10. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.
- 11. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
- 12. Рыжова Н. «Игры с водой и песком.» Обруч, 1997. - №2
- 13. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2
- 14. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.