Воспитание

Хлопцева Елена Анатольевна

Статьи о воспитательной работе, социальное проектирование учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hloptseva_e.a.docx21.22 КБ
Файл programma_roditelskogo_prosveshcheniya.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Хлопцева Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия № 87» г. Саратова

Российская Федерация, Саратовская область, г. Саратов

Роль коллективных дел в воспитательной работе классного руководителя

«Наша классная – самая классная!» - наверное, это самые дорогие слова, которые классный руководитель хотел бы услышать от своих учеников.

Ведь они означают, что дети понимают и принимают своего классного руководителя, что им комфортно с ним.

Что же нужно делать, чтобы заслужить доверие и поддержку детей? Как выстроить воспитательную работу, чтобы сформировать и развить в детях важнейшие качества, необходимые человеку и гражданину?!

Важнейшие вопросы воспитания современных детей находятся в центре государственной политики в сфере образования, активно обсуждаются как педагогической общественностью, так и родительскими сообществами.

Президент РФ в ежегодном Послании Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. отметил, что «ближе всего к ученикам - их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, - это огромная ответственность, и она, конечно, требует ... особой поддержки» [2]

Министерство просвещения РФ среди приоритетных задач деятельности по классному руководству определило следующие:

1) Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем формирования навыков общения, основанного на взаимном уважении и взаимопомощи, создания обстановки социальной солидарности и коллективизма;

2) Духовно-нравственное развитие обучающихся, основанное на общечеловеческих и традиционных российских ценностях;

3) Формирование внутреннего неприятия обучающихся негативных явлений окружающей действительности;

4) Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

5) Формирование у обучающихся умения реализовывать свой потенциал через активную жизненную позицию, участие в волонтерском движении, различных общественных и творческих сообществах [1. С.5].

Для достижения поставленных целей классному руководителю  необходимо выбирать эффективные педагогические формы и методы; использовать ресурсы социально-педагогического партнерства для реализации процесса духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся; активно взаимодействовать с родителями обучающихся в целях формирования ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей; обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребёнка в области образования.

Наиболее важными задачами классного руководителя являются создание и сплочение классного коллектива, который должен стать базой для формирования личности каждого ребенка. Для детей коллектив особенно важен, так как именно он создает условия для самовыражения и самоутверждения личности ребенка. Педагог же нуждается в  развитом школьном коллективе. поскольку воспитание детей невозможно без опоры на организационное единство и психологическую общность ребят.

В этой связи представляется важным упомянуть о «педагогике событий», разработанной А.С. Макаренко и об актуальности его идей в настоящее время. Он справедливо полагал, что именно в процессе развития школьного коллектива ребенок не только учится ответственности и самореализуется, но и находит для себя новые перспективные жизненные цели, что способствует формированию позитивного жизненного настроя. Остановка в развитии школьного коллектива ведет к развитию формализма, исчезновению у учащихся интереса к общественным делам.

Задача классного руководителя, таким образом, заключается в том, чтобы на протяжении всего периода обучения, в процессе перехода от младшего к среднему и старшему школьному возрасту, классный коллектив постоянно развивался. Особое значение в этом процессе играет организация общих дел, форма и содержание которых должны меняться по мере взросления детей.

Так, в 5-8 классах классный коллектив находится в процессе становления, поэтому на первый план выходит задача создания классного самоуправления, совместное участие в организации школьных праздников, , что должно прививать детям навыки общения, чувство взаимопомощи, причастности к решению общественно важных дел. Так. например, участие в благотворительных акциях, в работе волонтерского отряда формирует у детей понимание важности совместных усилий  для достижения  общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений в классном коллективе.

Обучающиеся 7-9 классов сталкиваются с новыми личностными проблемами, которые необходимо учитывать классному руководителю в организации общих дел.  Традиционных коллективных мероприятий на этом этапе уже недостаточно. Для старших подростков особое значение приобретает сорентированность на будущую жизнь, профессию, высокий уровень самосознания. Поэтому педагог должен создать условия для широкого и многогранного проявления самостоятельности, самоорганизации и инициативности классного коллектива. В таком коллективе неповторимая личность подростка раскрывается в обстановке творческой самореализации.

Организация коллективных дел требует, прежде всего, правильного подхода к объединению детей в группы. Исследователи считают, что нужно объединять детей, различных по их способности к доброжелательному общению и взаимодействию.

Педагог должен оказывать детям эмоциональную поддержку в течение всего времени коллективной деятельности. подчеркивать значимость промежуточных итогов для достижения общей цели. Позиция педагога во взаимодействии с детьми изменяется по мере развития детского коллектива: от организатора совместной деятельности до консультанта и равноправного участника.

Таким образом, различные педагогические технологии организации детского коллектива позволяют реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.

Список литературы:

1. Методические рекомендации Министерства просвещения РФ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74073067/#1000

2.Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. http://kremlin.ru/events/president/news/6258



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО классных руководителей

«______»  Е.Ю. Романтеева

Протокол № _1_

от _28.08.2019 г._

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

«_______»  Н.В. Панина

29.08.2019

«Утверждаю»

Директор МАОУ

«Гимназия № 87»

«______» Э.А. Кошеварова

Приказ № 191 от 31.08.2019

 

Программа

просвещения родителей (законных представителей)

учащихся 10Б-11Б  класса

Автор-составитель

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 11Б класса

Хлопцева Елена Анатольевна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

«Гимназия № 87»

Протокол № 1 от _30.08.2019 г.

2019--2021 год


Пояснительная записка.

Взаимодействие школы и семьи – одна из важнейших составляющих решения задачи  воспитания современных детей, которая  находится в центре государственной политики в сфере образования. 

Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является единственным субъектом воспитательной деятельности. Поэтому он должен постоянно взаимодействовать с семьями обучающихся, так как именно в семье закладываются основы воспитания и социализации ребенка.

В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариативная часть охватывает те необходимые действия, которые позволяют решать основные задачи воспитания и социализации обучающихся. Одним из необходимых направлений этой части является осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

В Стратегии развития воспитания до 2025 года определены ряд мер по поддержке семейного воспитания. Министерство просвещения РФ среди приоритетных задач деятельности по классному руководству определило в том числе взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности.

Задачи сотрудничества школы и семьи в современных условиях достаточно многообразны:

- привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка;

- регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;

- координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;

- содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путём организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.

Целям реализации задачи родительского просвещения служит данная программа.

Цели программы:

1. повышение компетентности родителей в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей,

2. поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей.

Задачи программы:

1. Предоставить родителям объективную информацию об особенностях развития подростков;

2. Создать условия для просвещения и консультирования родителей по психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;

3. Создать условия для расширения участия семьи в воспитательной деятельности учебного заведения

4. Развивать навыки уважения к детям;

5. Содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

Целевая группа:

Родители (законные представители) учащихся 10Б-11Б класса МАОУ «Гимназия № 87» Ленинского района г. Саратова.

Ожидаемые результаты:

Повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков.

Тематика занятий.

Тема 1. Организационное собрание. Организация взаимодействия семьи и школы. Составление паспорта класса. Формирование родительского комитета: функции и задачи.

Тема 2. Разработка плана внеклассных мероприятий. Обсуждение основных направлений внеклассной деятельности, связанных с особенностями классного коллектива.

Тема 3. Особенности физиологии старшеклассника. Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (IX—XI классы). Особенности процесса роста и развития старшеклассников. Завершение полового созревания. Необходимость физических нагрузок для повышения общей работоспособности организма.

Особенности психики старшеклассника. Поиск своего места в жизни, стремление к личному совершенствованию. Увеличение способности к концентрации внимания, контроля над эмоциями. Совершенствование абстрактно-логического мышления. Развитие чувства собственного достоинства. необходимость учитывать в общении со старшеклассником особенности его психики.

Тема 4. Теоретические основы развития личности школьника в семье и школе. Теоретические подходы к процессу социально-психологического воздействия семьи на становление личности школьника. Типы семейных взаимоотношений и степень влияния семьи на формирование личности школьника. Особенности и основные направления работы педагога, направленные на развитие взаимодействия школы и семьи, как условия развития личности школьника.

Тема 5. Виды и формы воспитания школьника: гражданское, экологическое, физическое. Основные цели и задачи воспитания. Основные методы воспитания: метод убеждения, метод внушения. метод педагогического требования, метод поручения, метод поощрения, метод коллективного дела, метод проектной деятельности и т.д. Базовые национальные ценности как основа процесса воспитания. Формы и методы гражданского воспитания.

Задачи и направления экологического  и физического воспитания школьника.

Тема 6. Подросток и вредные привычки. Привычка и причины появления вредных привычек. Влияние вредных привычек на организм. Роль семьи в профилактике вредных привычек.

Тема 7. Как укрепить и сохранить здоровье школьника. Особенности отношения школьников к здоровью. Методические рекомендации по формированию мотивации здорового образа жизни.  Критерии здорового образа жизни. Понятие «здоровой личности».

Тема 8. «Путь к успеху» анализ причин неудач в учебной деятельности школьника. Причины социально-экономического характера. Влияние среды на развитие умственных способностей ребенка. Роль семьи в создании мотивации школьника на успешную учебную деятельность.

Тема 9. Воспитание толерантности у старшеклассников: участие в благотворительных акциях. Понятие толерантности. необходимость воспитания культуры толерантности у старшеклассников. Формирование культуры толерантности в классном коллективе: роль коллективных дел. Участие в благотворительности как одно из направлений формирования толерантной культуры.

Тема 10. Роль родителей в профессиональной ориентации подростка. Условия  успешного  взаимодействия  родителей  с  ребенком: Знания родителями интересов и потребностей ребенка; умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели; общаться с детьми нестандартно, естественно

Тема 11. «Забвению не подлежит»: семейные традиции и преемственность поколений. Важность преемственности поколений для воспитания гражданственности и патриотизма. Воспитание семейных ценностей – это воспитание семейной культуры, нравственности семейных отношений. Роль патриотического воспитания. Различные формы работы родителей с детьми по формированию семейных традиций.

Тема 12. Межличностное общение подростков: работа семьи по профилактике подростковых конфликтов (беседа психолога)

Тема 13. Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в период сдачи ЕГЭ.  Ознакомление с процедурой ЕГЭ. Формирование адекватного реалистичного мнения о ОГЭ и ЕГЭ.  Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.  Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

Тематическое планирование в 10-11 классе

п/п

Наименование мероприятие

Сроки проведения

2019-2020 уч.год

Организационное собрание.

сентябрь

Разработка плана внеклассных мероприятий

ноябрь

Особенности физиологии старшеклассника

январь

Теоретические основы развития личности школьника в семье и школе

март

Виды и формы воспитания школьника: гражданское, экологическое, физическое

апрель

«Забвению не подлежит»: семейные традиции и преемственность поколений.

май

2020-2021 уч. год

Организационное собрание.

сентябрь

Подросток и вредные привычки.

октябрь

Как укрепить и сохранить здоровье школьника

ноябрь

«Путь к успеху» анализ причин неудач в учебной деятельности школьника

декабрь

Воспитание толерантности у старшеклассников: участие в благотворительных акциях

январь

Роль родителей в профессиональной ориентации подростка.

февраль

«Забвению не подлежит»: семейные традиции и преемственность поколений.

март

Межличностное общение подростков: работа семьи по профилактике подростковых конфликтов (беседа психолога)

апрель

Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в период сдачи ЕГЭ

май

Список литературы:

1. Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании. От Конфуция до Дьюи / пер. с англ. Н. А. Мироновой; под науч. ред. М. С. Добряковой. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – С. 152.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 7. – 304 с.

3. Огоновская И.С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Екатеринбург, 2017.